Самоанализ профессиональной деятельности
Останиной Веры Степановны,
учителя математики МБОУ «Порошевская ООШ»
Вот уже 30 лет после окончания Кудымкарского педагогического училища работаю в своей родной школе учителем математики, заочно получила высшее образование, окончила Пермский государственный педагогический университет в 2006 году. Присвоена квалификация «учитель математики и информатики» по специальности «математика». В 2012 году была присвоена I-я квалификационная категория.
Свою деятельность педагога математики строю по программе для образовательных учреждений «Математика 5-9классы» предметной линии учебников под редакцией Н.Я.Виленкина (для 5-6 классов), С.А.Теляковского (для 7-9 классов) и по геометрии под редакцией Л.С.Атанасяна (для 7-9 классов).
В процессе перехода школьного образования на новые программы ФГОС в особо трудном положении находится сейчас математика. Общепризнанно, что она является наиболее трудоемким учебным предметом, требующего от учащихся повседневной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем весьма специфической и разнообразной. Программа же не отводит специального времени для овладения методами и приемами учебной работы, поэтому повышение эффективности урока ключевая задача моей работы как учителя математики.
В основу планирования мною системы уроков ставлю комплексный подход к обучению: это и тщательное продумывание видов и форм уроков, их связующую роль в общей цели уроков, определяю образовательные и воспитательные задачи. Серьезное внимание уделяю способам организации контроля, его содержанию, так как от того , как этот контроль организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной деятельности.
В основе проверки знаний – открытая уровневая дифференциация по технологии индивидуализированного обучения (см.раздел 2.5.)
Считаю важным в своей работе не только научить математике, но и довести высокую математическую культуру до сознания учащихся, поэтому стараюсь привить учащимся понимание необходимости того, чтобы изучаемые факты доказывались, что у людей нет иного пути убедиться в истинности суждения, как только доказать его логическим путем
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии.
Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.
За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так же грамотно презентовать свою работу. Поэтому в основе свой работы я выбрала тему методической работы «Проектная деятельность на уроках математики как один из путей повышения качества образования» использую четвертый год проектный метод обучения, в основе которого лежит методика создания, анализа и презентации своей деятельности.
Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельность способствует развитию общеучебных навыков.
В учебной деятельности использую проектную деятельность на уроках математики, совместно с учащимися разрабатываем план действий над проблемой, обучающимися самостоятельно изучается материал, а затем презентуют свой результат. Данную технологию использую и во время внеурочной деятельности . Как учитель математики обобщаю свой опыт по проектной деятельности на семинарах разных уровней, выступаю на совещаниях, педсоветах (см.раздел 2.1, 2.2., 5.3).
При реализации социальных проектов развиваются социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают( см.раздел 3.1.)
В заключение хочу сказать, для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом.
Я решаю эту проблему именно через проектную деятельность. Хочу заметить, что именно проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех учащихся, стимулируя учащихся к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем, его учениками и средствами информационных технологий.
13.02.2016г Останина В.С.
Директор школы:_________/А.В.Вавилина/