СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ профессиональной деятельности.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ и самооценка своей профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ профессиональной деятельности.»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности.

Цель и задачи профессиональной деятельности:



Цель профессиональной деятельности – формирование разносторонне физически и нравственно развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности, организации активного отдыха; заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самовоспитания.



Задачи профессиональной деятельности:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Содержание и самоанализ педагогической деятельности.

Самое важное для большинства людей – это здоровье, здоровье его собственное и его близких. Человек, живя в обществе, является его неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни – это не просто красивые слова, а одно из важнейших требований, диктуемых современностью. Физическая культура как часть общей культуры человека призвана помочь в решении этого вопроса.

И всё-таки, почему в настоящее время так важно хорошее, качественное преподавание физической культуры? Во–первых, потому, что процветает безразличие учащихся, которое является производной индифферентности и массовой безработицы, особенно в сельских районах, существенно влияющее на снижение учебной мотивации учащихся. Во–вторых, в какой-то период в стране резко упал престиж образования и знаний, в том числе и уроков физической культуры. В-третьих, недостаточная материальная база. В-четвёртых, непригодность ряда традиционно применяемых приёмов обучения для нынешнего контингента учащихся. В–пятых, ныне много детей, слабо подготовленных, из неблагополучных и неполных семей, не мотивированных на самосознательные занятия физической культурой. В–шестых, государство настоятельно нуждается в здоровом, крепком поколении. Этот ряд можно продолжать довольно долго.

В связи с этим чрезвычайно велика роль школьного учителя физической культуры как проводника в мир здоровья. А самому учителю в современном, часто меняющем свои приоритеты мире необходимо регулярно проводить анализ и самоанализ своей деятельности, чтобы не оказаться в положении водителя тихоходной техники на скоростном автобане, который от всех отстаёт и всем мешает.

Таким образом, основной целью проведения самоанализа своей деятельности я считаю необходимость сохранения высокого уровня физической культуры в нашей школе и, как следствие, привитие и поддержание интереса к регулярным, в том числе и самостоятельным, занятиям физической культурой и спортом. Важна для меня как стимул и направление для дальнейшего развития и внешняя оценка со стороны учеников, родителей, коллег, представителей общественности и просто небезразличных людей.

Каждый человек в ходе своей трудовой и общественной деятельности выбирает какое-то основное направление, которого и старается постоянно придерживаться. Для себя в качестве ключевой концептуальной идеи я определил идею создания условий для того, чтобы ребёнок сам осознавал необходимость и важность занятий физической культурой. Другими словами, нужно развивать и поддерживать мотивацию ученика в процессе овладения им ценностями, накопленными в сфере физической культуры.

Система работы педагога по развитию мотивации учащихся состоит из следующих компонентов:

1. Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к занятиям физической культурой; определение сущности того, что побуждает ученика учиться.

2. Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учётом следующих факторов:

опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации ( что знает ученик (знания), как он умеет учиться(учебная деятельность), как умеет ставить и реализовывать цели);

у каждого ученика есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы её развития.

3. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для развития учебной мотивации учащихся при занятиях физической культурой:

средствами постановок задач (факторы, связанные с содержанием задачи, с организацией деятельности по её решению, определяющиеся отношениями между участниками, включёнными в деятельность по решению задачи);

средствами форм организации учебно-познавательной деятельности (разнообразные формы уроков и внеклассной работы);

4. Планирование учебного процесса с учётом развития мотивации учащихся через систему уроков, каждый урок, отдельные этапы урока, порции материала

5. Оценка и анализ эффективности работы учителя по развитию мотивации, планирование дальнейшей работы на основе данных выводов о результативности.

Известно, что существуют мотивы внешние и мотивы внутренние. К первым относят такие как стремление получить хорошую отметку, боязнь наказания за плохую учёбу и поведение, нежелание «огорчить» учителя и т.п. Внутренние мотивы являются мотивами более высокого уровня и подразумевают такое состояние самосознания человека, когда его не нужно убеждать в необходимости выполняемых действий. Применительно к занятиям физической культурой это означает, что ученик осознаёт важность и необходимость этих занятий и настроен на максимально качественную работу на уроке, тренировке, соревнованиях, мероприятиях и т.д. Именно такие мотивы я и имею в виду, когда говорю о главной идее своей методической системы.

Мотивация учащихся отражается:

• В понимании, оценке и принятии учебной задачи;

• В определении конечных и промежуточных целей работы:

• В формировании направленности мышления и действий:

• В эстетическом восприятии мира:

• В использовании прошлого опыта;

• В использовании скрытых свойств объектов и т.д.;

Управление развитием мотивации позволяет учителю:

1. Обоснованно планировать учебно-воспитательную работу на уроке:

-предвидеть направления поведения учеников и контролировать его; -согласовывать и прогнозировать усилия по достижению общей цели: -предотвращать возникновение одних и поощрять развитие других черт личности:

2. Повышать эффективность учебно-воспитательной работы:

-развивать физические качества, логическое мышление, интуицию, воображение учащихся;

-формировать характер, нравственные черты личности( объективность, настойчивость, честность, трудолюбие и т.д.).

3. Правильно оценивать результативность учебно-воспитательной работы.

4. Поддерживать доброжелательные отношения с учащимися, делать их активными участниками учебного процесса.


Направления и задачи деятельности учителя по развитию мотивации учащихся.

Направления:

• Пополнение запаса двигательных действий, умений, навыков;

• Развитие общеучебных умений и навыков;

• Развитие познавательного интереса при занятиях физической культурой:

• Воспитание личности в процессе обучения;

• Развитие двигательной активности;

• Развитие логического мышления;

• Развитие у учащихся умения осознать свои мотивы в учебной работе.

Задачи:

1.Развивать у учащихся умение целеполагать:

-обучать постановке целей и задач, их формулированию;

-обучать умению ставить промежуточные цели.

2. Развивать у учащихся умение планировать достижение поставленных целей:

-обучать планированию отдельных учебных действий и их последовательности:

-обучать преодолевать затруднения и рассчитывать на свои силы.

3. Развивать у учащихся умение контролировать себя и адекватно оценивать в процессе достижения поставленных целей:

-обучать самоконтролю по этапам работы в соответствии с объективными требованиями:

-обучать адекватно оценивать себя в соответствии со своими индивидуальными возможностями.


Развитие учебной мотивации на уроке.


Идея личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности -основа педагогических взглядов учителя. Этой идеей обусловлены принципы педагогической деятельности:

1.Опора на субъективный опыт учащихся, который используется в качестве одного из источников обучения;

2.Актуализация результатов обучения, предполагающих применение на практике приобретённых знаний, умений, навыков.

3.Индивидуализация и дифференциация обучения, предполагающая индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся{учёт индивидуальных особенностей. интересов и возможностей класса в целом, групп учащихся и каждого ученика в отдельности);

4. Системность обучения, предполагающая:

-соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов;

-создание целостности двигательных действий.

5.Организация совместной работы учителя и учащихся, предполагающее планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения.

6.Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей учителя и ученика.

7. Развитие образовательных потребностей . предполагающее выявление реальной степени освоения материала учащимися и определение того минимума, без освоения которого невозможно достижение поставленной цели, построение процесса обучения в целях формирования новых образовательных потребностей.



Диагностика мотивов занятий физической культурой.


Проводится с целью определения уровня мотивации каждого ученика и перспектив его

развития.

Методы диагностики:

• Наблюдение;

• Беседа;

• Анкетирование;

Объекты диагностики:

• Поведение и деятельность учащихся;

• Сформированность мотивов занятий физической культурой:

Функции диагностики:

• Обратная связь;

• Коррекция;

• Контроль;

• Мотивация и стимулирование педагогической деятельности.

Результаты диагностики:

• Диагноз, который подвергается тщательному анализу;

• Служит основой для выработки рекомендаций по коррекции деятельности ученика.

Наблюдение .

Проводится с целью выявления степени выраженности познавательных и социальных мотивов, которые имеют своё проявление в ходе обучения.

При обработке результатов наблюдения используется следующая таблица ( по А.К.Марковой):

Мотивы

Проявления

Познавательные


1. Широкие

Реальное успешное выполнение учебных заданий на уроке и дома.


Положительная реакция на повышение трудности задания.


Положительное отношение к необязательным заданиям.


Интерес к результату работы


Обращение к учебным заданиям на перемене

2. Учебно-познавательные

Самостоятельный поиск различных способов решения задачи


Анализ способа решения после получения результата


Интерес к теоретическому содержанию курса


Анализ собственных ошибок


Самоконтроль

3 .Самообразование.

Умение рационально организовать свой труд


Изучение дополнительных источников информации по предмету


Посещение дополнительных занятий по предмету


Обучение в спортивной школе

Социальные


4. Широкие

Понимание общей значимости учения


Ответственное отношение к учению


Желание быть в будущем полезным обществу

5. Узкие

Желание получить одобрение со стороны учителей родителей и одноклассников


Желание быть первым, занять достойное место среди товарищей


Избегание неприятностей

6. Сотрудничество

Сочетание личных интересов и общественных


Желание научиться различным формам совместной деятельности

Каждое проявление оценивается по трёхбалльной шкале(3- ярко выраженное: 2-средняя степень выраженности: 1- слабо выражено). Каждый из мотивов оценивается коэффициентом К1.КЧК3.К4.К5.К6. который вычисляется по формуле:

К„ = (сумма баллов по данному мотиву)/(максимально возможное количество баллов)* 100%.

По коэффициенту определяем доминирующий мотив и степень его выраженности:

если К„ лежит в пределах:

• 80%-100%. то оптимальная степень выраженности мотива:

• 60%-80%. то допустимая степень выраженности мотива:

• Менее 60%. то низкая степень выраженности мотива.

Результаты наблюдений среди учащихся 8-11 классов оказались следующими (наблюдения проводились в апреле 2011 г.):


80%-100%

60%-80%

Менее 60%

8 кл.

6

7

5

9 кл.

5

18

7

10 кл.

10

7

8

11 кл.

1

5

1

Анкетирование.

Для проведения анкетирования используется «Тест мотивации при занятиях на уроках физической культуры ». Цель : выявить отношение к физической культуре, мотивы занятий на уроках физической культуры.

Вопросы

Ответы

Результат

1 .На какую оценку вы хотели бы заниматься по физической культуре?

А)на «5» Б) на «4» В) на «3» Г) не знаю

10\20\18\4

8\10\7\3

2. Как вы относитесь к предмету «Физическая культура» ?

А) не выделяю среди других Б) нравится больше других В) не интересуюсь Г) не знаю

3\8\4\1 7\14\15 2 3\2\2\-5\6\4\4

3. Какой из предметов для вас наиболее трудный?

А)история

Б) литература

В) информатика

Г) физическая культура

Д)биология

Е) география

4\4\3\1

4\5\6\1

2\5\5\-

1\2\-\1

6\5\41

1\9\7\3

4. Нужно ли увеличить число уроков по физической культуре?

А) да

Б) оставить, как есть

В) нет

Г) не знаю

8\13\13\3

8\12\8\1

2\5\4\3

5. Что вам нравится на уроках физической культуры?

А) возможность подвигаться Б) обучение новым умениям В) эстафеты и соревнования Г) игры с мячом Д) не знаю Е) всё Ж) ничего

2\3\2\-3\2\2\-10\8\8\2

34 510 3

1\1\1\1 -\2\1\1

6. Любите ли вы сдавать нормативы по физической культуре?

А) люблю

Б) очень люблю

В) нет

Г) отношусь безразлично

6\7\7\2 3\5\6\-3\3\2\1 6\15\10\4

7. Какую из задач вы бы выбрали на контрольном уроке?

А) бег на короткую дистанцию

Б) бег на длинную дистанцию

В) силовые упражнения

Г) упражнения на гибкость

Д) упражнения на координацию

Е) метание

Ж) прыжки

3\6\5\1 5\6\2\-2\3\3\-4\4\2\2 2 64 3 2\1\5\--\4\4\1

8. Какие вы предпочитаете дополнительные занятия?

А)секции

Б) самостоятельные

В) никакие

11\24\15\4

2\2\1\-

5\4\9\3

9. Как, с вашей точки зрения, вы освоили последнюю тему?

А) отлично

Б) удовлетворительно

В) хорошо

Г)плохо

Д) не знаю

3\4\2\2

8\9\8\2\ 7\17\15\3\

10. На каком уроке вам интересно?

А) на контрольном

Б) на освоении нового материала

В) на закреплении материала

Г) па самостоятельных занятиях

2\3\2\-4\5\3\3 2\1\1\-10\21\19\4

11 .Что мешает вам учиться по предмету

А) конфликт с учителем

-\-\-\-

«Физическая культура» на «4» и «5»?

Б) плохое объяснение учителя

2\1\-\-


В) не могу освоить движение

6\5\7\3


Г) собственная лень

4\5\6\2


Д) ничего не мешает

6\19\12\2






Развитие учебной мотивации учащихся на уроке создаёт условия для того, чтобы учащиеся были постоянно мотивированы к действиям, для этого в начале урока создаются условия для сознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоенный на уроке материал. В ходе урока вызывают ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценку, сравнение, получение удовлетворения от самого процесса обучения. В конце урока создаются условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том. чтобы каждый ученик осознал приобретённый положительный опыт.

Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершённый цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включённость) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы( удовлетворённость и неудовлетворённость результатами, постановка целей и т.д.).



Результаты внеклассной деятельности.

Внеклассная деятельность учителя имеет огромное значение в решении вопроса о развитии мотивации к самостоятельным и самосознательным занятиям физической культурой.

Самодеятельная физкультурно-спортивная работа в школе осуществляется с участием педагогического коллектива, родительской общественности и шефствующих над школой организаций при широкой опоре на физкультурный актив учащихся. Этой работой преследуются такие задачи, как:

1.содействие успешному овладению учебным материалом программы «Физическая культура», а также совершенствование в излюбленных видах спорта;

2. организация здорового и содержательного отдыха учащихся;

3.прочное закрепление навыков сознательного использования разнообразных средств физического воспитания в быту:

4.агитационно-пропагандистская деятельность по вопросам физкультурно-массового движения, спортивных соревнований и оздоровительных мероприятий.

Внеклассная работа по физическому воспитанию сочетается с воспитательной работой по формированию у детей положительных моральных и волевых качеств, с военно-патриотическим воспитанием и воспитанием чувства ответственности за учебный труд в школе.

Основной формой организации внеклассной работы является коллектив физической культуры; он осуществляет свою деятельность на основе Положения о школьном коллективе физической культуры. Главная сфера деятельности членов физкультурного коллектива-занятия в спортивных секциях и секциях общей физической подготовки. Одна из конкретных целей этих занятий- качественная подготовка к спортивным соревнованиям, которые проводятся по плану, утверждённому директором школы.

Очень важно, чтобы именно в классных коллективах находили свои истоки разно гимнастического и спортивного характера, туристские прогулки, экскурсии и походы. И именно в среде классных коллективов большей частью формируется тяга к занятиям физической культурой, в последствие перерастающая в сознательное стремление к физическому и нравственному совершенству.

Одним из видов внеклассной работы является научно-исследовательская деятельность. Научно-исследовательская деятельность- это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность- это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Главное здесь- не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимися новых знаний в избранной тематической сфере, тем более. если работа проводится под руководством опытного компетентного специалиста. Однако основным всё же остаётся выполнение обучающей задачи.

Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Однако нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской работы протекает неоднозначно.

В работе с учащимися по написанию научно-исследовательских работ учитель, в первую очередь основной целью считает научить их подбирать необходимый дополнительный материал, работать с литературой и другими источниками, т.е. начать работу самостоятельно. Вторая задача- это координация, отслеживание того, как ученик работает над подбором материала, исследовательской работой , и в нужный момент направить его деятельность в нужное русло. Третья задача- это дать методические рекомендации по написанию работы, её грамотному оформлению.

При развитии исследовательской деятельности нет готовых знаний, каждое конкретное явление, проблема, требует самостоятельного анализа. Главными результатами смены позиций участников исследовательской деятельности являются:

• расширение границ толерантности её участников

• развитие у них критического мышления

одним из условий эффективного проведения ученических исследований является организация проблемного обучения, которое содержит элементы исследовательского поиска. Одной из технологий моделирования проблемного обучения может быть метод проектов.

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Целесообразность применения метода проектов как образовательной технологии обусловлена следующими условиями: при работе над проектом применяются исследовательские методы; имеется ситуация выбора, требующая самостоятельной деятельности учащихся.

Примером такой работы может служить научно-исследовательские работы Хамагановой Натальи в области спортивного туризма «Расчёт гибких нитей», интегрированная с предметом «Физика»; и работа Елизовой Светланы «Штрафной бросок в баскетболе», представленная на республиканской НПК в секции «Прикладная математика».

Всё вышеизложенное является кратким теоретическим изложением главной идеи моей методической системы. Проработкой этой идеи я занимаюсь несколько лет, начинал с самого простого, постепенно расширяя свои познания в теории вопроса. С представлением своей методической системы выступал на МО своей школы, на районном семинаре учителей физической культуры; представлял свою систему в виде доклада на конкурсе «Лучший учитель физической культуры Республики Бурятия-2010», публиковался в журнале «Экономика и бизнес», статья «Здоровый образ жизни» и в «Общие вопросы образования», доклад «О пользе физической культуры и системе работы учителя».

Конечно, результаты диагностики моей системы посредством наблюдения и анкетирования несколько субъективны, и, как во всяком психологическом исследовании, влияние на эти результаты оказывает личность самого экспериментатора (учителя). Думаю, что решать эту проблему в дальнейшем следует наработкой большего количества материала для диагностики, более тесным сотрудничеством с психологом школы. Кроме того, о результатах работы системы можно судить и по общему состоянию физической культуры в школе, отношению к ней учащихся (в том числе и закончивших школу), родителей, учителей, общественности.

Наибольшее значение для развития мотивации ученика к занятиям физической культурой имеет внеурочная деятельность. В нашей школе в течение учебного года проводится порядка 12-15 физкультурно-массовых мероприятий, многие из которых традиционны уже несколько лет и проводятся в определённый день ( 19 сентября-шведская эстафета памяти заслуженного работника физической культуры Республики Бурятия, выпускника и учителя нашей школы Зайцева Алексея Ивановича; 7 апреля - День Здоровья; 9 мая - эстафета по улицам посёлка).


При школе функционирует Совет по физической культуре, составленный из представителей 5-11 классов, в обязанности которого входит не только помощь в проведении разного рода мероприятий, но и оказание шефской помощи старшеклассниками младшим, ребятами- спортсменами – слабоподготовленным и нерадивым.


Начиная с 2006 года, в нашей школе учреждён Кубок « Лучший спортсмен школы» памяти Зайцева А.И. и денежное вознаграждение в размере 3 тысячи рублей. Кубок вручается учащимся 5-10 классов, поэтому обладатели Кубка ещё, как минимум, год учатся в школе и являются первыми и главными помощниками учителя физической культуры Кроме этого, ежегодно определяется «Десятка лучших спортсменов школы».


В своей деятельности мы не замыкаемся в своём тесном школьном кругу, а активно сотрудничаем с родителями и общественностью посёлка. Многие учащиеся школы являются членами сборных команд посёлка по футболу, волейболу, хоккею, лёгкой атлетике. Честь выступать за родной посёлок придаёт им дополнительный стимул в занятиях физкультурой и спортом. Видя такие результаты своих детей, родители постоянно интересуются спортивной жизнью школы, помогают и морально, и материально. Так, например, местный предприниматель Хамаганов Д.А. снабжает экипировкой и инвентарём младшую школьную команду по футболу и, в течение уже пяти лет, полностью берёт на себя расходы по организации и проведению районных соревнований в этой группе.


Всё вышеизложенное, возможно, было бы не так эффективно по отдельности, но в комплексе, работая, как единая система, даёт мощный толчок к занятиям физической культурой и спортом. Немного ниже приведены показатели, аргументирующие выбор целей и методов педагогической системы, а в качестве субъективного показателя хотелось бы привести отношение бывших учеников к здоровому образу жизни. Многие из них, и будучи студентами, и уже закончив учебные заведения, на каникулах, после работы, приходят на стадион или в спортивный зал и занимаются, показывая тем самым пример подрастающему поколению. Бывали случаи, когда студенты, приехав на электричке из Улан-Удэ, сначала шли в спортзал на тренировку, а только потом – домой. Поэтому неслучаен, наверное, тот факт, что за последние пять лет спортивные факультеты разных учебных заведений окончило восемь человек при среднем ежегодном количестве выпускников в нашей школе – 14-16 человек. Причём более половины работает по специальности, как в нашем районе, так и далеко за пределами республики.

Активную работу проводим и среди общественности посёлка. Не однажды мы проводили различные мероприятия, Дни Здоровья, обязательным условием в которых было участие родителей. В 2011-12 учебном году в течение всего года в школе проводился конкурс «Бегом до Сочи!».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!