СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ учителя начальных классов по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения качества образования »

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ  учителя начальных классов по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения качества образования »

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ учителя начальных классов по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения качества образования »»

Самоанализ учителя начальных классов по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения качества образования »


Фризен Юлия Николаевна, учитель начальных классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения Краснозерского района Новосибирской области Ульяновская основная общеобразовательная школа, 1978 года рождения. Окончила в 2006 году Новосибирский государственный педагогический университет. В МКОУ Ульяновская ООШ работаю с 01.09.2009 года. Мой педагогический стаж составляет 7 лет. Срок последний аттестации – 2011, соответствие занимаемой должности. С 2010 года являюсь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов. В данное время работаю по УМК «Школа России», классный руководитель 1,3 классов.

Работа в условиях ФГОС требует от учителя внедрения в практику новых программ и методов обучения, изучения и использования инновационных технологий для повышения качества обучаемости учащихся. Новые требования предъявляются и к педагогическим работникам. Поэтому я изучила Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Прошла курсы повышения квалификации по темам: «Современное начальное образование в контексте требований ФГОС» в объеме 72 часов в 2012 году и "Психолого-педагогические технологии организации образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС" в объеме 108 часов в 2015 г. (Приложение №1) В межаттестационный период работаю над темой «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения качества образования ». Таким образом, целью моей работы является обобщение имеющегося опыта работы по использованию проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

· организация личностно-ориентированного урока с учетом особенностей каждого ученика, с включением его в познавательный процесс, с активизацией индивидуального опыта; выявление индивидуальных потребностей и интересов каждого ребенка, учет его возможностей и способностей;

· организация уроков, реализующих деятельностный принцип обучения;

· использование вариативных, разноуровневых заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении, использование наиболее значимых для него способов принятия учебного материала;

· организация внеурочной деятельности для развития духовно-нравственных, этических основ школьников.

Свои рабочие программы по предметам разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования в соответствии с образовательной программой, уставом образовательного учреждения, положением о рабочих программах.

Учебные программы реализуются мной на основе базисного учебного плана с учётом регионального и школьного компонентов. Обучение ведётся в объёме, зафиксированном в государственном образовательном стандарте начального образования по учебным предметам начальных классов УМК «Школа России»

1. Литературное чтение Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

2. Математика . М.И. Моро, Волкова.

3. Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

3. Окружающий мир А. А. Плешаков.

Администрацией школы создана необходимая материально- техническая база. Для работы класс оборудован компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской. Мною оформлены «Уголок чтения», «Уголок здоровья», стенды «Времена года», «Природа и мы» и другие информационные стенды. Так же есть подборка дидактических и методических материалов. Это учебники, методические поурочные разработки, демонстрационные таблицы, контрольно-измерительные материалы, тестовые задания, презентации по темам, видео уроки. (Приложение №2)

Одним из результатов работы в этом направлении считаю организацию и участие детей в исследовательских и творческих работах (самообобщение опыта) учеников младших классов, в которых представлены этапы внедрения в практику проектно-исследовательского метода, теоретические материалы, наработанные результаты.

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит, как я считаю, сегодня проектно-исследовательской деятельности.

В УМК «Школа России» проектно-исследовательская деятельность выступает как основная форма организации деятельности школьников.

Исходя из этого, стараюсь организовать педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Данную технологию я использую, в первую очередь, для повышения качества обучения.

Мои ученики работали над творческими проектами и исследованиями из различных областей знаний. В течение работы над проектами мы вместе с ребятами и родителями делали открытия, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Мы учились и учили друг друга. Работая над проектом «Покормите птиц зимой», ребята с большим интересом делали кормушки для пернатых друзей, наблюдали за ними, кормили их. Исследовали, какие птицы живут в окрестностях нашего села. Нашли много интересного материала об этих птицах.

Проект « Сочиняем волшебную сказку» приобщил детей к русскому народному творчеству. Ребята узнали много сказок от пожилых жителей нашего села, и бабушки, и дети были рады общению. Результатом проектов «Зиму любим - болеть не будем» и «Красивая осанка – залог здоровья» стали беседы с медработником, выставки рисунков, исследования факторов влияющих на осанку, влияния осанки на здоровье детей, опросы учеников и родителей, интересные перемены. На уроках проводим музыкальные физминутки. Сами ребята составили комплексы утренних упражнений.

Очень нравится ребятам проводить различные опыты и эксперименты. Проект «Вода в природе» помог не только узнать о свойствах и превращениях воды, но и научил бережному отношению к воде. На уроках окружающего мира исследовали свойства воздуха, соли. Особое внимание дети уделили проектам "Говорим правильно" по русскому языку и "Великая война, Великая Победа" проект по окружающему миру.

В ходе обсуждения проекта “Говорим правильно» вели разговор о том, как дети общаются между собой, насколько правильно это делают. Ученики решили «изучить, насколько дети нашей школы правильно говорят, насколько часто употребляют формы речевого этикета». Они объяснили свое желание работать над этим проектом стремлением «расширить свои знания». Учащиеся сформулировали проблему: «общаясь между собой, дети не соблюдают нормы речевого этикета». Дети увидели корни этой проблемы в том, что окружающие просто не знают этих норм, не слышат вокруг себя соответствующих слов и выражений. Поэтому, реализуя проект, они «хотели улучшить речь детей». Для реализации проекта мы провели исследование: как говорят окружающие нас люди. Мы подготовили опросные листы которые были предложены нашим родителям и обучающимся школы. Также мы сами решили принять участие в исследовании. В исследовании приняли участие 5 родителей, 5 учеников 4 класса и 4 ученика среднего звена Ульяновской ООШ. Вывод: анализ полученных данных, позволяет сделать вывод о том, что большее количество людей допускали ошибки в употреблении слов. Слова, которые по нашему мнению вызывают трудность в произношении, мы решили написать на плакатах и разместить в классе. Это и явилось продуктом нашей работы.

Для подготовки нашего проекта о Великой Отечественной войне, с учащимися была проведена большая работа, в которую вошли классные часы, линейки - памяти, интернет онлайн экскурсии в города герои, поисковая групповая и индивидуальная деятельность по сбору материала и фотоматериалов, коллективная работа по оформлению проекта. В ходе выполнения проекта учащиеся познакомились с подвигами людей разных времён, собрали материал о своих родных в годы Великой Отечественной войны. В ходе проекта учащиеся выпустили коллаж для классного уголка, создали презентацию в дань памяти, уважения участникам войны. В результате работы учащиеся научились совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. (Приложение №3)

Благодаря использованию проектно-исследовательской деятельности в образовательной и воспитательной области повышается вероятность творческого развития учащихся, что делает теорию более интересной, развивает активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности, а на занятиях дети испытывают истинную радость.

Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков. Это - уроки-семинары, зачеты, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Считаю, что учение должно быть увлекательным, а не мучительным. Для эффективности урока использую разные формы обучения: фронтальную, индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, использую разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, провожу деловые игры, применяю проектную методику. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). У них развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

При этом отдаю предпочтение использованию ИКТ, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса;

• для организации коллективной и групповой работы (проекты);
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ).

Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word . С помощью программы Word дети готовят сообщения к урокам.

Наработанный материал учу применять не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил: повысить эффективность обучения; дать возможность организовать проектную деятельность учащихся, учу их создавать презентации, совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся; вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, готовлю вместе с детьми презентации, исследовательские работы, проекты.

Мною был проведен открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме « Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица ». Урок получил хорошую оценку всех присутствующих. (Приложение № 4)

В 2013 году в нашей школе проводился кустовое мероприятие, фестиваль детской песни «Россия - я твоя росинка». Конкурс был задуман как проектно-исследовательский. Мероприятие прошло в форме песенного и танцевального конкурса. Ребята провели исследование, какие же песни они знают о России и детстве. Много песен, танцев было представлено на конкурсе. Фестиваль получил высокую оценку от всех присутствующих. (Приложение №5)

Считаю, что использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Использование проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Считаю, что работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.

У каждого ребенка должна быть своя ситуация успеха. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика.

Я учитываю образовательные потребности детей. Задолго до того, как ребёнок переступит порог нашей школы и будет назван первоклассником, я знакомлюсь со своими будущими учениками. Провожу подготовительную работу с дошкольниками, так как в последние годы уровень готовности детей к обучению в школе резко снизился. На первом году обучения использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, не сравнивая с другими. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех творческой деятельности ребёнка.

Мой учебный класс постоянно пополняется наглядными пособиями, обучающими дисками по предметам. Часть раздаточного материала оформила сама. Пополняю кабинет методической литературой. К каждому предмету оформлены папки для накопления различного наглядного и дидактического материала. Веду внеклассную работу по предметам, провожу предметные олимпиады.
На уроках математики создаю проблемные ситуации, ставлю проблемные вопросы, активно использую словесные, предметные, схематические, символические модели, что способствует развитию логического, абстрактного мышления, организовываю работу в парах, группах, исследовательскую работу.

Для контроля знаний предлагаю детям разноуровневые тесты и контрольные работы, что также способствует реализации деятельного подхода.

На уроках русского языка я предлагаю ребятам приём письма с «окошками», который помогает сознательно уйти от ошибок, способствует развитию самоконтроля, снятию страха допустить ошибку. Много времени уделяю развитию орфографической зоркости, развитию речи учащихся. Считаю, что вместе с тем каждый ученик имеет право на ошибку. Ведь не ошибается тот, кто не работает.

На уроках литературного чтения предложены произведения, имеющие духовно-нравственное содержание. Для развития творческих способностей детей использую на уроках специальные задания, обучающие словесному иллюстрированию, выразительному чтению, инсценированию, творческому пересказу, сочинению. Большинство уроков направленно именно на проектно- исследовательскую деятельность.Обращаю внимание на развитие речи младших школьников, для этого даю задания, которые развивают речь читателя (работа над заголовком, планом, всеми видами пересказа), а также задания, которые помогают стать хорошим читателем (работа над беглостью, над осознанностью, правильностью и т.д.). Динамика качества знаний по математике, русскому языку и литературному чтению такова. (Приложение № 6)

За межаттестационный период я выпустила 4 класс, который обучался по общеобразовательной программе. Результаты ВПР и мониторинга показали хорошее качество знаний по русскому языку и математике. (Приложение №7)

Ученики активно участвуют во всех мероприятиях школы и класса, в различных конкурсах, школьных олимпиадах . Мои выпускники отличаются хорошей организацией учебной деятельности, высоким уровнем воспитанности, активной жизненной позицией.

Мои ученики являются активными участниками всероссийских конкурсов «Русский медвежонок», “Кенгуру», «ЧиП».

-Победители в международном дистанционном блиц-турнире по математике «Математический сундучок»

-Победители в 4 Открытой Московской онлайн-олимпиаде по математике Олимпиада «Плюс»

-Участники Международной предметной олимпиады для школьников «Эверест»

-Участники 4 Всероссийского блицтурнира по русскому языку «Путешествие по Лингвинии»

-1, II и III места в школьных олимпиадах;

- активное участие в неделях начальных классов, в общешкольных мероприятиях;

-участие в конкурсе «Мы за здоровый образ жизни»;

-участие в районных конкурсах декоративно-прикладного творчества. (Приложение № 8 )

Интеллектуальные способности моих выпускников стали выше, вырос уровень познавательной активности не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Во второй половине дня я провожу кружки «Умелые ручки», «Мы- маленькие мастера». Мои ученики являются активными участниками.

За прошедший учебный год провела родительские собрания по темам с использованием ИКТ, подготовила в виде презентаций материал по темам:

· "Утомляемость ребенка: как с ней бороться";

· "Поощрение и наказание в семье";

· "Мама, папа, я — читающая семья".

“Детская агрессия»

Стараюсь, чтобы родители ушли с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.

Считаю опыт своей работы интересным и востребованным  среди коллег в методическом объединении учителей начальных классов. Делюсь разработками уроков, внеклассных мероприятий с другими педагогами на личных сайтах «proshkolu.ru», “http://multiurok.ru“, “http://ya-uchitel.rumaam.ru/users/808095» . Участвую в конкурсах, онлайн олимпиадах, викторинах. (Приложение № 9)

Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:

  • Как заинтересовать ребенка учебным предметом?

  • Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?

  • Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

Я решаю их путем включения учащегося в ситуации творческой проектно-исследовательской деятельности. Я всегда работаю под девизом: «Учение с увлечением!», потому что понимаю, что через сказку, игру – дорога к сердцу ребенка. Мои учащиеся – «маленькие почемучки», им интересно всё! Если в первом классе занятия носят больше пассивный характер (я сама рассказываю детям о том, почему светит солнце, идет дождь и многое другое), то со второго класса главным принципом построения занятий является не передача знаний от учителя ученику, а поиск – исследование, поиск индивидуальный и коллективный. В результате, формируется личность с новым менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним как к равным – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок. Я стремлюсь строить обучение так, что успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. На наших занятиях воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное “строительство” знаний путем творческого поиска решений и открытий. В результате мои ученики создают учебно-познавательные газеты, рукописные журналы, создают свободные тексты, по которым работают на уроках. С помощью этих занятий учащиеся овладевают навыками работы в парах, группах, учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения.

Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счёт максимального использования на уроках исследовательских, проектно-исследовательских методов, информационно-коммуникативных технологий обучения, сохранение и укрепление здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий.

«_____» ___________ 2016г. _________ /Фризен Ю.Н./








Приложение 6

математика



Учебный год

Класс

Кол-во

уч-ся

«5»

«4»

«3»

% качества

%

успеваемости

2013-2014

2 класс

6

3

1

2

67

100

2014-2015

3 класс

6

3

-

3

50

100

2015-2016

4 класс

5

3

-

2

60

100


Русский язык


Учебный год

Класс

Кол-во

уч-ся

«5»

«4»

«3»

% качества

%

успеваемости

2013-2014

2 класс

6

2

2

2

67

100

2014-2015

3 класс

6

2

1

2

50

100

2015-2016

4 класс

5

2

1

2

60

100


Литературное чтение


Учебный год

Класс

Кол-во

уч-ся

«5»

«4»

«3»

% качества

%

успеваемости

2013-2014

2 класс

6

4

1

1

83

100

2014-2015

3 класс

6

3

2

1

83

100

2015-2016

4 класс

5

3

1

1

80

100



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!