Самоанализ урока.
Урок проходил в 12 классе, предмет биология, в классе 17 человек, на уроке присутствовало 17.
Тема урока: «Межвидовые взаимоотношения».
Тип урока: комбинированный
Урок построен в соответствии с программными требованиями.
Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся представления о типах биотических взаимоотношений и применения экологических закономерностей для решения экологических задач.
Задачи: Способствовать формированию понятий: “нейтрализм”, “комменсализм”, “симбиоз”, “протокооперация”, “мутуализм”, “конкуренция”, “хищничество”, “паразитизм”; развитию экологического мышления. (Умения решать экологические задачи на применение экологических закономерностей и приводить примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях).
Развивающие задачи: Способствовать развитию умений и навыков групповой самостоятельной работы, выделять главное, делать выводы, умений применять схемы для решения учебных задач.
Воспитательные задачи: Содействовать воспитанию уважения к противоположному мнению. Воспитывать убеждённость в необходимости грамотного отношения к своему здоровью.
Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении биологии – наглядности.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.
Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, беседа, работа с текстом учебника и схемам..
На уроке формировались следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.
Тип урока – изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация.
Урок состоит из 8 этапов:
Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы -эмоциональный и психологический настрой.
2.Мотивация учебной деятельности. Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Верите ли вы что один организм, одна популяция и даже целый вид способны к изолированному существованию?
3. Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний.
Учащимся предлагается назвать уже известный им тип взаимоотношений. Для ответа на поставленный вопрос провожу игру “Снежный ком” - один учащийся называет слово, другой предложение, следующий формулирует вопрос и последний ученик отвечает на него. Это помогает сделать вывод, что все известные им типы взаимоотношений приводят к одному главному результату: обеспечение пищей.
4. Изучение нового материала.
В процессе объяснения через каждые несколько минут задаю интересные короткие задания на понимание, объяснение и применение, которые сопровождаются демонстрацией слайдов с фотографиями и примерами, иллюстрирующими типы взаимоотношений организмов. На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, вычленение наиболее существенных признаков и обращение на них внимания учащихся, использование приемов мышления, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, постановка проблемного вопроса, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Привлекала класс к корректировке ответов.
5. Первичная проверка усвоения знаний. Учащиеся вспоминают все новые термины урока в форме игры “Слабое звено”. Создавалась ситуация успеха
6. Контроль и самопроверка знаний. Работа в группах, выполнение теста с взаимопроверкой.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Задача этапа - осмысление деятельности ученика и учителя на уроке. Проведена в виде беседы и заполнения «листа успешности урока».
8. Информация о домашнем задании. Задача - разъяснить методику и мотивирование его выполнение (из учебника творческое задание по интересам и степени сложности).
Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на высоком уровне. Использование компьютера позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным. Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке. Считаю, что урок цели достиг.По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что урок учащимся понравился