САМОАНАЛИЗ
УРОКА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
В 10 КЛАССЕ
Учитель: Щеглова Елена Николаевна
1. Дидактическое обоснование:
Академический школьный учебник «Немецкий язык как второй иностранный», авторы М. Аверин, Ф. Джин, Р. Рорман.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
2. Тема урока: «Feste in Deutschland. Rund um Weihnachten»
3. Задачи:
Образовательные:
- активизировать лексику по теме «Праздники в Германии. Рождество»;
- формировать навыки и умения иноязычной речевой деятельности: аудирования, чтения, устной речи и письма.
Развивающие:
-развивать коммуникативные способности, умение выделять главное;
-развивать мыслительные операции;
- развивать умение применять полученные знания на практике.
Воспитательные:
– формировать интерес учащихся к изучению немецкого языка,
- формировать толерантное отношение к культуре и традициям Германии.
4. Целевые установки урока:
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование мотивации изучения немецкого языка;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции;
- развитие таких качеств как инициативность, самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры, к ценностям народов мира;
Метапредметные результаты:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие умения взаимодействовать с окружающими;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
- развитие умения планировать и регулировать свою деятельность, учиться определять тему, прогнозировать учебную задачу и результат;
- развитие умения управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- развитие умения рефлексии собственной деятельности результатов деятельности;
Предметные результаты:
Речевые умения.
- развитие умения диалогической речи – ответы на вопросы, фразы восхищения.
- развитие умения монологической речи - высказывание на заданную тему с опорой на ключевые слова, вопрос и высказывание в связи с ситуаций общения.
Умения письменной речи – написание письма.
Грамматическая сторона речи - применение в речи Prateritum : глаголов - sein и haben.
Лексическая сторона речи – закрепление и применение в речи выражений по теме урока «Праздники в Германии. Рождество».
Фонетическая сторона речи – правильное произношение выражений по теме урока «Праздники в Германии. Рождество».
Умения аудирования - восприятие на слух и понимание живой речи собеседника и учителя, а также текстов в аудиозаписи с пониманием основного содержания.
Умения чтения - выразительное чтение вслух заданий и ответов с пониманием, в ходе ознакомительного чтения - определение темы, основной мысли и ответ на ключевой вопрос.
Социокультурные знания и умения.- изучение культурного наследия Германии: знание и применение в речи названий немецких праздников.
5. Тип урока: Урок открытия новых знаний
6. Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
- наглядно-демонстрационный,
- проблемный,
- частично – поисковый,
- репродуктивный
7. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
8. Средства обучения: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор.
Технологии, используемые на уроке:
- проблемно-диалогическая;
- личностно-ориентированная;
-технология сотрудничества;
-здоровьесбережения;
- ИКТ;
- рефлексивная.
9. Характеристика класса:
В 10 классе изучают английский язык как основной. Немецкий язык изучают только 3й год (1 урок в неделю). В классе -10 учеников. 2 отсутствовали по уважительной причине. Обучающиеся учатся на «хорошо», «отлично» и «удовлетворительно».
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС.
Поставленную целевую установку старалась реализовать через деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: занимательный материал помог учащимся определить тему урока и в сотрудничестве с учителем сформулировать цели урока.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 10 класса (третий год обучения). Учебная информация была привлекательна для школьников. За счёт содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
На уроке использовались наглядные пособия для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей подростков.
Урок построен с организационного этапа, задача которого – подготовить обучающихся к работе на уроке, мотивировать учащихся к учебной деятельности. Этот этап позволил быстро настроить обучающихся на продуктивную работу, послужил стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создал эмоциональный и деловой настрой.
При актуализации опорных знаний, была проведена работа по проверке знаний предыдущих тем, учащиеся делали выводы, рассуждали.
На основном этапе при изучении новых знаний для восприятия, осмысления и запоминания постаралась разнообразить виды деятельности. Использовала разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень познавательной активности. Представленная на этих этапах информация отвечала принципу научности и была привлекательной для обучающихся. Также обучающиеся в ходе выполнения задач определяют свое отношение к проблеме, выбирают соответствующие аргументы для выражения собственной точки зрения.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
Структура урока тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока я включала способы поддержания физического, физиологического, психического здоровья обучающихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.
На контрольно-оценочном этапе формировала умения оценивать свою работу на уроке на базовом уровне.
Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний. Самостоятельность обучающихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы урока.
ВЫВОД:
Я считаю, что отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, применение ИКТ и вклад каждого конкретного этапа урока способствовали достижению целей урока и стимулировали познавательный интерес десятиклассников:
Говорение. На данном этапе говорение носит преимущественно репродуктивный характер, предполагает непосредственную опору на образец. Учащиеся овладели необходимыми исходными речевыми и языковыми знаниями, касающимися произносительной, грамматической, лексической и орфографической сторон речи, а также исходными страноведческими знаниями.
Обучающиеся продемонстрировали диалоговую речь:
- утвердительно отвечать на вопросы, используя все основные типы простого предложения;
- выражать своёмнение.
Обучающиеся производили монологовую речь:
- делали краткое сообщение по картинке;
- написали письмо.
Обучающиеся четко произносили и различали на слух все звуки и основные звукосочетания немецкого языка; владели интонацией утвердительного, вопросительного и побудительного предложения, употребляли в речи Prateritum : глаголов - sein и haben.
На начальном этапе предполагалось обеспечено сформированность механизмов зрительного и слухового восприятия.
Аудирование: ученики учились воспринимать на слух и понимать речь учителя, построенную на полностью знакомом материале, воспринимать на слух и понимать основное содержание краткого сообщения.
Чтение: овладели техникой чтения вслух, умением соотносить графический образ со слуховым; зрительно воспринимать и узнавать изученный материал (слова), осознавать их значение и смысл.
Лексическая сторона речи: рецептивный словарь учащихся формировался за счет использования в рифмованном материале, в формулировках заданий некоторого числа повторяющейся лексики, которую школьники узнавали при зрительном восприятии и на слух.