СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе учителя Вагабовой З.А.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе»

Предмет «Литературное чтение»

Конспект открытого урока по теме «И. А. Крылов. Басня «Мартышка и очки»

3 класс ФГОС, УМК «Школа России» 

Цели деятельности учителя


Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей. Выявить какой приём использовал И.А.Крылов для высмеивания людских пороков.

Задачи.

Обучающие:

- закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

-познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;

- Учить находить мораль в произведении, понимать её смысл.

Развивающие:

-развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

- развивать умение работать в группе, в паре.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и природы.

-воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

-Воспитывать нравственные качества.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые 
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Дети научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам ;

Знать значение словарных слов, основные сведения о И. А. Крылове.

Уметь выразительно читать и внимательно слушать другого.

Метапредметные:

познавательные –-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

-ставить проблему поискового характера;

-проводить анализ и синтез при знакомстве с басней;

-применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

-проводить рефлексию результатов деятельности;

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные –-слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

- управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;

уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

регулятивные

-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

-корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Личностные:

-ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование личностного смысла учения

Методы и формы обучения

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Технологии: проблемного обучения, ИКТ.

Образовательные ресурсы

УМК «Школа России»: - Климанова Л.Ф. «Литературное чтение». Учебник для 3 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2016.,

- Презентация;








Ход урока

1.Орг. этап.


- Добрый день ребята!

Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! (слайд 1)


-Ребята! Повторяйте за мной.


Я – умею думать и понимать, Я – умею слушать и отвечать, 
Я – могу ошибаться, 
Я – умею учиться, 
Я – хочу учиться. (слайд 2)



– Девизом нашего урока я хотела взять пословицу. Но она рассыпалась. Помогите ее собрать. Для этого поработайте в паре. (слайд 3)


День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

(по щелчку)

-Какое слово в этой пословице является важным?


-Найдите в толковом словарике лексическое значение слова МУДРЫЙ.

(слайд 4)

- Подберите к слову Мудрый синонимы.

– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? Почему?

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Т.Е. тот, кто обладает большим умом, высшим знанием, хорошим жизненным опытом

- Итак, девизом нашего урока пусть будут слова пословицы: «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.»  

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок. 

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Приветствуют друг друга.


-Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.


-мудрость



-Обладающий большим умом. Основанный на больших знаниях, опыте.


-Умный, разумный, толковый, здравомыслящий, неглупый…

-Нельзя, для того, чтобы стать мудрым нужно многое узнать и многому научиться, овладеть жизненным опытом.


-Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт


Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.


Личностные: знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2. Проверка домашнего задания

-Какой раздел мы с вами изучаем?

(слайд5)

- Как вы считаете, кого мы можем назвать великим писателем? (по щелчку)

- С произведениям какого великого писателя, поэта мы с вами познакомились?

-Какое чувство осталось у вас в душе, после знакомства с творчеством этого великого русского поэта? Что вызвало эти чувства?

- Что было задано на дом? (слушаем 2-3 учеников)

физминутка

-Великие русские писатели

- Великий- известный, величайший, талантливый.

.А.С. Пушкина

«добрые чувства», по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине


подготовить наизусть отрывок из любого произведения А.С.Пушкина


Регулятивные: волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Личностные : Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

3. Самоопределение в деятельности


Задачи: развивать логическое мышление, заинтересовать новым исследованием,

- Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с жизнью и творчеством еще одного замечательного великого писателя.


-Я предлагаю вам послушать стихотворение Михаила Исаковского и подумать, кому он мог посвятить эти строки. (слайд 6)


Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения……..

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.


- О ком написал Михаил Исаковский?

-Проверьте свое предположение


- Чтобы узнать о ком пойдет сегодня на уроке речь, поработайте в группе и разгадайте, что здесь зашифровано: (приложение 1) (слайд 7)



- Вспомните, что он писал?

- На листочках зашифрованы слова. Поработайте в паре и расшифруйте их.

(КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК) (слайд 8)

-Какое общее название им можно дать?

- Определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году? (по щелчку)????

Иван Андреевич Крылов

-сказка, стихотворение, басня, загадка

-литературные жанры

-Басня

Регулятивные: волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Личностные : П редвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

4.Актуализация знаний,

1)постановка проблемы.

2) Определение темы и целей урока

Опираясь на задания, которые мы сейчас выполняли сформулируйте тему урока. (слайд 9)

- Какие задачи поставим перед собой? Используйте для этого наши фразу:

Я думаю, что узнаю…..(слайд 10)

- Давайте еще раз прочитаем тему урока , о чем узнаем на уроке.(слайд 11 )

Тема:«Басни И.А.Крылова»

Задачи:

- Познакомиться с биографией И.А. Крылова

- повторить, что такое басня;

- выяснить, какие характерные признаки есть у басни;

- учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.

- Что кажется трудным и пока непонятным?

- Для этого мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. А что нам в этом может помочь?

-И. А. Крылов «Басни»

Познакомиться с новыми фактами из биографии И.А. Крылова, вспомнить, что такое басня и познакомиться с новой басней, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.

Высказывания детей

- Учебник, дополнительная литература, интернет, взрослые.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике,проводить анализ и классификацию по заданным критерии ям; действовать по намечен ному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.  

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям


5.Новый материал.

1)Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: Подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и зафиксировать индивидуальное затруднение. 2)Выявление места и причины затруднения.

Цель: Восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, где возникло затруднение.

3)Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка цели урока и

выбор способа решения учебной проблемы,

4)Реализация построенного проекта.

Цель: учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.

- -Посмотрите на портрет писателя. Каким он вам представляется по характеру? (слайд 12)

1. Скажите, чтобы решить первую задачу, в каких источниках можно найти информацию о И.А, Крылове?

– Диана . Подготовил для вас небольшую информацию о жизни И.А. Крылова.

2. -Откройте учебник на с. 132 и прочитаем статью о творчестве И.А. Крылова. (слайд 14)

- В чём состоял его успех?

3. Обратимся к следующей задаче урока: вспомнить , что такое басня?

- Что же такое «басня»? (слайд 15)


- Из каких источников мы можем узнать (уточнить), что такое «Басня»?

- Поработайте со словарем и найдите определение, что такое «Басня». (если дети не дали полный ответ) (слайд 16)

4.- А сейчас, поработайте в группе. Ваша задача найти основные признаки басни (у каждой группы карточка:

-присутствуют волшебные предметы;

-небольшое произведение, написанное стихами или прозой;

- повторы событий (троекратные)

-высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, жадность, глупость и др.

- присутствуют превращения;

-обычно главные герои животные, в которых легко узнать людей;

- дает поэтически-условное изображение предмета или явлений окружающей действительности.

-заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением. (слайд 17, по щелчку))

-На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?

5.- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова

- Посмотрите на слова, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили:

Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза. (слайд 18, по щечку)

- А как вы думаете, почему я именно это слово взяла лишним?

- Давайте проверим наше предположение. Откройте учебник на с. 134. (слайд 19)

Прочитайте название басни, с которой мы будем знакомиться. (слайд 20)

- Как вы думаете, почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?

- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

6. - Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов. Для этого я предлагаю поработать в группе. Берем карточку . В первом столбике у вас дано понятие, а во втором столбике объяснение. Ваша задача соединить понятие с его объяснением.

МАРТЫШКА — маленькая обезьянка;

ДЮЖИНА — 12;

ПОЛДЮЖИНЫ — 6;

ТЕМЯ — верхняя часть головы;

НАНИЖАЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку;

НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек;

К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит;

ПОЗНАТНЕЙ — знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек.

ВРАКИ - неправда, обман, ложь

НАЛГАЛИ – обманули

7. Просмотр диафильма и чтение басни учителем. Работа над ней. (слайд 24-33)

- Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку?

-Почему Мартышка решила завести очки?

-Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками.

- Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?

-Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.


- Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Прочитайте этот отрывок.

- Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете и внес тем самым долю юмора, показал комичность этой ситуации.

В чём комичность ситуации? Что вам показалась в басне смешным?

- Так, кто виноват в том, что очки не действовали?

- Мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью).


-Напомните, пожалуйста, а что же такое мораль? (слайд 34)

- Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод.(дети читают мораль басни и объясняют её, как понимают.)Так, какова же мораль басни?

А как вы понимаете слово «невежда»?(слайд 35)

-А как вы думаете слова «невежда» и «невежа» похожи между собой? (нет)

- Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?

-Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

- в книгах, в учебнике, в энциклопедиях, в интернете.(приложение 2)(слайд 13)

высказывания детей

-из словаря;

- в интернете;

- у взрослых

-Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

-небольшое произведение, написанное стихами или прозой;

-в баснях высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, жадность, глупость;

-обычно в баснях главные герои животные, в которых легко узнать людей;

-Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- На сказку

-Возможно, она будет главным героем новой басни.

« Мартышка и Очки»

-Это главные герои басни.

Да.(слайд 22-23, по щелчку)

- (Предложение детей) Любопытная, любит гримасничать, подвижная


Слаба глазами стала


-Она ими вертит,

то к темю их прижмёт,

то их на хвост нанижет,

то их понюхает то их полижет.

-Нет, так очками не пользуются.

-Читают отрывок

-Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.

-Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя куда только можно было надеть.

-Сама Мартышка, от незнания

…..(моралью).

Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.

-Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами

НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек;

НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек.

-Да, по самой басне тоже можно догадаться, что высмеивается человек-невежда.

Работа над выразительным чтением басни.

(слайд 36)

Начинаем выразительно читать.

- Как читаем первые строчки?

- Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

- Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?


Спокойно

С досадой, недовольством.


6.Применение полученного знания через создание проблемной ситуации.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки.


- На предыдущих уроках мы с вами знакомились с творчеством А.С. Пушкина.

-Какое чувство осталось у вас в душе, после знакомства с творчеством этого писателя, поэта?


-Давайте сравним творчество Пушкина и Крылова. Почему их произведения поместили в один раздел?

- Несмотря на великий талант и огромное количество его почитателей, А.С Пушкин был наказан: отправлен в ссылку. Причём не однажды. Как вы думаете почему?

- Да потому, что он писал не только о красоте природы, но и об отношениях между людьми. Он высмеивал эти людские пороки в своих произведениях. Но ведь никто не любит, когда над ним смеются, да ещё прилюдно. Вот его и наказывали за это, чтобы другие не вздумали насмехаться над богатыми и знатными людьми.

-Но вот И.А. Крылов смог избежать такой участи, хотя тоже постоянно высмеивал такие людские пороки как: ложь , глупость, жадность, хитрость, трусость, лесть, лень. А наказать его было нельзя.

- Проблемный вопрос: Как вы считаете, что он придумал?

(наводящие вопросы, если дети сразу не ответят)

Так кто главные герои басен?


-Чьи поступки высмеивает автор?


-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).

-А это обидно для человека?


-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?


- Так кто может ответить на вопрос: Почему Крылов смог избежать наказания. Что он придумал?


(слайд 37)


- добрые чувства, по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине


-потому, что они оба высмеивали пороки человека.


-Дети высказывают свои предположения.

Выдвижение гипотез (высказывание своих предположений детьми).

-животные

-животных

-животных

-нет

Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей.

– И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план.

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать  свои достижения. Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

8. Физкультурная пауза


Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Рефлексия. Продолжите фразу:- Было интересно узнать, что…

- Меня удивило …- Было трудно…

- Теперь я знаю, что…( слайд 38)


Регулятивные: фиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения будущих задач.

10. Итог урока.

- Вот и подходит к концу наш урок.

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок. ( слайд 39)

– Стали вы мудрее? В чем?


- Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

.-Ребята, сейчас я раздам вам мартышек.А вы, оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

-Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! (улыбается)

-Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее. (ротик прямой)

-Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха!(грустный) (слайд 40)


- А кто у нас сегодня работал лучше всех и заслужил смайлика?

-Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.


Мы научились отличать басню от рассказа, стихотворения, от сказки.

Умеем теперь составить статью о писателе, умеем договариваться, слушать друг друга.

- Стать мудрыми учат нас книги.

Вручение смайликов за работу

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.  

11. Домашнее задание.

С. 134-135, учить наизусть

( слайд 41) , (слайд 42)

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать  свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!