Самоанализ открытого урока по алгебре
«Неравенства»
9 класс 10.02.2022г.
Учитель Пригорнева С.И.
Сегодняшний урок №10 в разделе уроков по теме «Неравенства», на которую программой отводится 16 часов. Цели и задачи урока:
1) Предметные: обогатить методологический аппарат правомерностью использования алгоритмов решения рациональных неравенств ; научиться классифицировать неравенства; научиться находить решение неравенств с помощью алгоритма; закрепить умение применять методы парабол и интервалов для решения рациональных неравенств.
2) личностные: выступать перед классом, коммуникабельность, умение работать в коллективе и группе, умение оценивать свою деятельность и деятельность коллектива, умение правильно вести себя на уроке.
3) метапредметные: развивать умения самостоятельно определять цели обучения, оценивать правильность выполнения задачи, умение осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности, умения владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.
В данном классе обучаются 15 детей, только половина из них имеют достаточный уровень знаний, вторая половина удовлетворительный и низкий уровень, поэтому я строила урок, рассчитывая именно на подготовку этих детей.
По типу это урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления), он включал в себя семь этапов: 1) Организационный этап.
2) Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление: - в знакомой ситуации (решение типовых задач); - в изменённой ситуации решение конструктивных заданий. 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания и метод моделирования). 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Основными этапами были первичное закрепление: - в знакомой ситуации, - в изменённой ситуации и творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: Принцип деятельности – ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – ученику была предоставлена возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и было обеспечено при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).
Принцип психологической комфортности – снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Механизмом реализации системно-деятельностного подхода является технология деятельностного метода. Базовый уровень технологии деятельностного метода – урок открытия нового знания (ОНЗ).
Чтобы достичь цели урока, я тщательно подбирала разноуровневые задания, которые позволили провести первичное закрепление в знакомой ситуации, в изменённой ситуации и творческое применение и моделирование знаний в новой ситуации.
Материал урока является достаточно сложным, но очень интересным для учащихся и необходимым для успешной сдачи ГИА 9-го и 11-го классов , рассчитанным на развитие познавательной деятельности ребенка.
На этапе воспроизведения и коррекции опорных знаний учащихся для актуализации знаний я использовала задания, которые отрабатывали навыки безошибочного применения алгоритма при решении линейного неравенства.
На этом этапе осуществлялись, в основном, фронтальные и коллективные методы работы, присутствовал элемент соревновательности.
На этапе первичного закрепления были подобраны типовые задания в знакомой для учащихся ситуации, когда нужно было действовать согласно заданного алгоритма. В изменённой ситуации я использовала форму установления соответствия между заданным уравнением и ответом. Здесь использовался метод практической деятельности, который помогает ученику приобрести навыки анализа деятельности, построения плана работы, оценки вариантов достижения результата. Один из самых важных моментов, которые стоит отметить в самостоятельной практической работе, заключается в обучении организации процесса деятельности. Конечно же, учитель в данном случае контролирует ход работы, но поиск решений предоставляет ученикам. Также на этом этапе использовалась индивидуальная и фронтальная самостоятельная работа с тестовыми заданиями, после выполнения которой ребята осуществляли самоконтроль и взаимоконтроль. На этапе творческого применения знаний в новой ситуации я использовала метод моделирования, когда нужно было по условиям задания увидеть и определить различия между целыми и дробно-рациональными неравенствами и применить нужный алгоритм для его решения. Этот метод имеет элементы исследовательской деятельности. развивает наглядно-действенное мышление детей.
В ходе всего урока на каждом этапе была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа.
Задания были ориентированы на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Руководство учителя при выполнении заданий было направляющим и инструктирующим, потому что ставилась задача системно-деятельностного подхода к усвоению знаний.
Мне удалось уложиться по времени. Распределение времени было продумано. Темп урока высокий.
Мне было легко вести урок, ученики активно включались в работу. Психологический климат доброжелательный, комфортный для усвоения материала. Меня порадовали Захарченко Стас, удивили ,
огорчили , потому что в силу определенных причин эти ребята очень инертны и не могут овладеть в достаточной степени учебным материалом.
Записи на доске выполнялись согласно требованиям. Наглядный материал, интерактивные средства обучения помогали разнообразить учебную деятельность.
Цель урока была достигнута, план урока выполнен, материал учащиеся усвоили, я полагаю, что большая часть ребят научились распознавать и решать дробно-рациональные уравнения.
Домашнее задание не вызовет затруднения у всех, даже слабых учеников, потому что алгоритмы решения отработаны в ходе урока.
В целом урок можно считать удачным.