Самоанализ урока по чтению и развитию речи, 8 класс.
Учитель: Путкова Ольга Владимировна.
Тема: »Дикая собака Динго или Повесть о первой любви». Работа с третьей главой.
Учащиеся 8 «Б» класса проявляют старание при изучении предмета «Чтение и развитие речи». Хорошо читают ( испытывают трудности и читают неохотно двое учащихся — К. Владислав и К.
Павел). С интересом знакомятся с сюжетами произведений. Учатся высказывать свое мнение по заданному вопросу, слушать мнение других. Отвечают предложениями . Способны хорошо работать в группе , в паре.
Данный урок проводился в 8 «Б» классе. Это третий урок из цикла , на котором изучается произведение Р. Фраермана «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви» . Всего на изучение повести отводится пять уроков.
На примере произведений русских писателей первой половины 20 века ребята получили возможность познакомиться с внутренними переживаниями главных героев, иногда комичными , иногда возвышенными. Учащиеся учились высказывать свое мнение о человеческих чувствах, о любви , дружбе, душевной грусти. Отмечали такие свойства характера,как стойкость , мужество , искренность, взаимопонимание .
Поесть Р. Фраермана о первой любви между старшеклассниками заинтересовала детей.
Тип урока - урок актуализации знаний и умений. На уроке я постаралась применить технологию развития критического мышления.
Задачи урока: Образовательные : обучение смысловому чтению, элементам анализа текста, характеристики главных героев, обучение работе в группах, работе с таблицей, высказыванию своего мнения по заданному вопросу, формирование умения слушать мнение другого.
Коррекционно — развивающие: умение анализировать, обобщать, развивать память, мышление, творческое воображение, устную речь, пополнять словарный запас, оценивать свою деятельность.
Воспитательные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально — нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
Социализации: целенаправленный поиск информации в тексте, умение выражать свое отношение к прочитанному,участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения.
Взаимосвязь данных задач была обеспечена тем, что все они подчинялись единой цели - знакомством с внутренними переживаниями героев на основе анализа текста с помощью метода развития критического мышления.
На данном уроке было запланировано формирование метапредметных и личностных результатов . Регулятивные (целеполагание, контроль, коррекция, принимать и сохранять учебную задачу, уметь работать по предложенному плану).
Предметные (логические действия. Делать выводы на примере обобщенных знаний, осуществлять процесс анализа , синтеза ,обобщения. Вспоминать незнакомые слова и выражения и определять их значения. Постановка и решение проблем. Контроль и оценка результатов деятельности).
Личностные ( осознание значимости чтения для развития и обучения. Выражать свое отношение к произведению и передавать его с помощью интонации и экспрессивных средств языка. Самоопределение.Самооценка. Диффиринцированные задания).
Коммуникативные компетенции ( работа в парах, группах, оформление мыслей в устной речи).
Работа в парах, группах способствовала развитию коммуникативных навыков учащихся , сотрудничества. Правила работы в группе в основном выполнялись.
Ребята выслушивали друг друга , давали возможность высказаться каждому.
Место в уроке для опроса, творческого применения и добывания знаний в новой ситуации было выбрано рационально. Связки между этапами урока логичны и объединены одной темой.
Подбор заданий осуществлялся с учетом индивидуальных и интеллектуальных особенностей класса (дифференцированные задания, подбор материала для обсуждения), возрастных особенностей детей.
Главный акцент на уроке делался на том , что общечеловеческие ценности являются важной составляющей жизни каждого человека . Этому учит народная мудрость, герои повести так же на примере своих поступков демонстрируют преобладание чувств любви и дружбы, заботу о ближних над личными желаниями и выгодами.
После рассмотренных эпизодов третьей главы учащиеся сделали обобщающие выводы, объясняющие поведение героев именно с точки зрение этих чувств.
Структура данного урока рациональна для решения поставленных задач, т. к. в ней предусмотрены задания различной сложности , чередование устных ответов с письменными, с работой с карточками.
Методы и формы обучения:
а) словесный;
б) наглядный;
в) практический;
г) частично — поисковый;
д) метод контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, взаимопроверка, контроль за временем выполнения заданий, контроль за действиями партнера)
е) методы стимулирования и мотивации:
создание ситуации успеха
похвала
оценка учителем работы обучающихся.
На уроке использовалась фронтальная и индивидуальная форма опроса, групповая работа , работа в парах, самостоятельная , практическая работа.
При работе в парах , выборе домашнего задания был применен дифференцированный подход, позволяющий учащимся проявить свои способности. Для осмысления изучаемого материала был применен метод активного чтения, при котором учащиеся работали с текстом и отбирали детали , важные для понимания внутренних переживаний главных героев, фиксируя краткие пометки в таблице.
Контроль умений и навыков был организован на каждом этапе. Это самопроверка по эталону при работе в парах, оценка учителя , самооценка в конце урока.
На уроке использовался наглядный материал : иллюстрации к новым словам из повести, карточка с русскими пословицами. Запись этнической музыки (горловое пение).
Активизация познавательной деятельности поддерживалась сменой деятельности, положительной оценкой.
Были предусмотрены запасные задания на случай непредвиденной ситуации. Например , упрощенные задания для учащихся ,пропустивших предыдущие уроки.
Поставленные задачи удалось реализовать практически полностью. Немного затянулась по времени работа над текстом в группах, дети первый раз выполняли данное задание без направляющей помощи . В результате не успели выполнить задание на рефлексию.