Анализ урока географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Дата: 18. 02. 2022 г
Класс – 6 «Б»
Учитель: Кашкарова Т.И.
Количество учащихся в классе: 26
Присутствовали на уроке: 18. Остальные отсутствовали по болезни.
Характеристика класса:
Класс, в целом по обученности и обучаемости средний, в классе есть сильные и слабые ученики, большая часть ребят со средними способностями, многие застенчивы. Ребята умеют работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, способны сравнивать, обобщать.
Тема урока: Ледники. В общей системе уроков это 28 урок, предпоследний в теме «Гидросфера», за ним идет урок обобщения и систематизации знаний. Степень трудности изучаемой темы - трудная. Достаточно объемное содержание учебного материала, много новых понятий, требующих глубокого понимания.
Тип урока: Освоение новых знаний и видов учебных действий.
Дидактическая задача урока: создание условий для выявления субъектного опыта учащихся о ледниках Земли, для информационного приращения знаний по теме, для понимания значимости ледников для планеты и их влияния на климат.
Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
1) Образовательные: сформировать знания о ледниках, их видах, изучить особенности образования ледников, выявить особенности строения и движения ледников, определить их значение в природе.
2) Развивающие: продолжить развитие навыков работы со справочными материалами, учебником; совершенствовать умения управлять своей деятельностью, работать с научным текстом, выделять главное, обобщать, свертывать информацию, делать выводы, работать с картой, совершенствовать умения публичного выступления, развивать навыки сотрудничества.
3) Воспитательные: формирование эмоционально – ценностного отношения к компонентам природы на примере ледников; формирование правильных представлений о влиянии ледников для планеты, о применимости знаний в других областях.
Ведущие аспекты анализа урока:
Дидактическая задача урока соответствовала отобранному содержанию изучаемого материала. Решение задачи результативное, удалось реализовать ее полностью. Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника.
Средства обучения: физическая карта мира, учебник, учебные тексты.
Использованные методы обучения: словесно-наглядный, индуктивный, частично-поисковый, аналитический, синтетический, метод контроля.
Приемы обучения: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение способствовали решению триединой образовательной цели в полной мере. Была осуществлена словесная и наглядная передача учебной информации.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная соответствовали решению основной дидактической задачи урока. Задания, данные группам были целесообразны. Результативность урока хорошая, цели и задачи решены в полной мере.
Рассматриваемая информация на уроке с применением вопросов и заданий имеет практическую направленность, работает на перспективу, потому что знания о ледниках будут применимы и в других курсах географии, на уроках физики, и в жизни. Была осуществлена межпредметная связь с русским языком, физикой.
При решении дидактической задачи урока была использована преимущественно групповая работа, которая предусматривала работу с научным текстом, чтение текста, понимание смысла прочитанного, обработка информации, поиск ответов на поставленные вопросы. Каждая группа работала с разными текстами, но все группы работали на достижение общей цели урока. Уровень самостоятельности удовлетворительный.
Характер деятельности был частично-поисковым, репродуктивным при работе с текстом и рисунком в учебнике, и творческим при обсуждении проблемного вопроса о снеговой линии.
На уроке шло формирование универсальных учебных действий:
Личностных: оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный выбор.
Познавательных: поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог, умение работать в группе, слушать, комментировать и оценивать информацию, общаться с учениками и учителем.
Регулятивных: умения организовать свою учебную деятельность, осуществлять целеполагание на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено и что еще неизвестно. Умение формулировать познавательные вопросы, осуществлять рефлексию.
На уроке применялись ИКТ в ходе урока, учителем осуществлялась демонстрация слайдов с информацией и иллюстрациями. Предполагалось, что один обучающийся выступит с мини - сообщением и небольшой презентацией. Но, по причине болезни он отсутствовал и поэтому индивидуальной работы с ИКТ не удалось показать.
Структура урока выдержана, соответствует основной дидактической задаче.
Цели урока данного типа: формирование у обучающихся новых знаний, умений и навыков выполнения видов учебных действий в рамках учебной ситуации; формирование способности к рефлексии.
Структура урока:
1-й этап — мотивация учебной деятельности у обучающихся к освоению новых знаний и видов учебных действий;
2-й этап — актуализация учебной деятельности путем выполнения действий, позволяющих извлечь из памяти обучающихся имеющиеся знания и навыки выполнения учебных действий, которые будут необходимы при освоении новых знаний, привлечение обучающихся к постановке цели урока и формулированию задач, необходимых для ее достижения.
3-й этап — формирование алгоритмов освоения новых знаний и видов учебных действий.
4-й этап — освоение новых знаний и видов учебных действий на основе алгоритма деятельности.
5-й этап — выполнение пробного учебного действия.
6-й этап — первичная проверка уровня усвоения и сформированности знаний.
7-й этап — рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и видов учебных действий.
Тема изучалась последовательно с учетом поставленных познавательных вопросов, все вопросы обсуждались, резюмировались, главные аспекты отражались в маршрутном листе, уделялось внимание правильным и полным ответам. После рассмотрения темы, была проведена первичная проверка полученных знаний, сделана рефлексия со стороны отдельных обучающихся. Использована наглядность в виде таблицы, осуществлялась учителем работа с настенной картой. Итог урока подведен. После сдачи обучающимися данных о количестве ответов, им были выставлены отметки с учетом моих наблюдений, 7 человек получили отметку «5»,
7 человек получили отметку «4», 2 ученика не отвечали вообще, 2 ученика получили отметку «3». Работа была бы продуктивней, если бы присутствовали все, потому что в числе отсутствующих были более сильные ученики.
Домашнее задание не было дано, так урок проводился перед каникулами. Но, для желающих была сделана запись на доске с указанием параграфа.
В ходе урока обучающимся оказывалась помощь, если они испытывали затруднение.
Гигиенические требования урока соблюдены, чередование видов деятельности происходило в течение всего урока. Освещение было нормальное.
Выводы: В течение урока шло мотивирование обучающихся к освоению новых знаний, актуализация их деятельности, формирование познавательных и коммуникативных УУД через работу с текстом, иллюстрациями, формировалась способность к рефлексии. Обучающиеся участвовали в постановке цели урока и формулировании задач, проявляли инициативу при освоении новых знаний, участвовали в групповой работе с текстом по плану при помощи учителя с последующей проверкой результатов учебной деятельности, была сделана самооценка и оценка работы обучающихся на уроке.
Из недостатков стоит отметить нерациональное распределение времени на этапе целеполагания и освоения новых знаний. Тексты для групп были достаточно объемными, получилась некоторая потеря времени на его чтение и отбор главного.
Уровень сформированности учебных действий удовлетворительный.
Но, в целом урок получился результативным, намеченный план работы выполнен полностью.
Послесловие:
Работаю по учебникам образовательной линии Климановой О.А. третий год.
Особенностью учебников этой линии является то, что учебные тексты скудные, учебный материал должен быть взят из других источников, а в параграфе в основном перечислены задания в разных рубриках. Поэтому приходится выстраивать познавательную деятельность подобным образом.