Самоанализ урока
по теме : «Архитектурный облик Древней Руси»
1. Внешние связи урока.
Данный урок является последующим после изучения Византийской культуры, и является лаконичным продолжением, распространения стиля и христианства на восток Европы, в Киевскую Русь. Центром которой являлся Киев. И основой Новгородской, Владимиро-суздальской архитектуры и Московского княжества.
2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.
Школа находится в исправительном учреждении, люди сюда попадают из самых разных общественных групп. Многие из осужденных утратили способности к учебной деятельности в связи с большим перерывом в учёбе, поэтому первым шагом в их перевоспитании является приобщение к обучению в общеобразовательной школе. Таким образом, вся система образования в условиях закрытого социума строится исключительно на антропологических ценностях. Образовательная функция стремится к формированию общей культуры учащихся, транслировать знания, воспитывать и развивать духовную, творческую, гуманную, адаптивную личность.
3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.
I. Общая организация урока
Организационный момент ( 3 мин)
Вводная часть (7 мин)
Изучение нового материала (20 мин)
Закрепление изученного материала (6 мин)
Подведение итогов урока. (3мин)
II. Содержание урока
Содержание урока основано на архивных документах, опубликованных в исторической литературе, сайтах интернет и учебнике по МХК, что позволяет достоверно передать дух и ценности народа, значимость исторических событий того времени на развитие нашего государства, распространения религии и развития культурной составляющей Киевской Руси.
Материал подобран компактно-подробно, т.к. школа имеет статус вечерней, программа сокращена до 0,5 в неделю, тема выдается разово без дополнительного изучения на последующих уроках, учащиеся работают только на уроке, без домашнего задания и дополнительной подготовки. Повторение и анализ предыдущего материала основан на конспекты в рабочих тетрадях, полученные в начале урока от учителя.
Уровень знаний, умений и навыков учащихся, как правило, средний и ниже среднего.
III. Методическая сторона урока и его оборудование
На данном уроке преимущественно преобладает пассивный метод обучения в сочетании с учебным диалогом, в котором учитель выстраивает рассуждения учащихся по развитию исторических событий и развития архитектурных и духовных ценностей, используя прием логических цепочек.
На уроке используется ноутбук, проектор, экран, диалог и лекция выстраивается на основе презентации по теме. Ключевые моменты конспектируются.
Опрос проводится в процессе урока фронтально, в конце урока – индивидуально, по тесту и осуществляется самопроверка по открытым «ключам». Оценивается по зачетной системе, за качество работы на уроке.
4. Функциональный анализ урока.
При подготовке к уроку были учтены программные требования. В пенитенциарных школах выбор именно такой формы урока, как лекция с элементами учебного диалога обусловлена тем, что дискуссия является одним из активных методов обучения, которые я часто применяю на уроках. При подготовке к уроку были учтены такие особенности обучающихся, как медленное «включение» в тему урока, пассивное отношение, пробелы в систематизации знаний.
5. Оценка конечного результата урока.
Цели урока были достигнуты, ученики получили новые знаний, которые дают наибольшее представление о развитии и одной из граней истории нашей страны, что подтвердили в процессе учебного диалога и индивидуальной работе в конце урока. Задачи урока выполнены. В процессе обучения одну из главных ролей играет систематизация процесса, как только она разрывается, то те звенья, которые выстраивались о мировоззрении теряются, логическая цепочка разрушается. Учащиеся, занимающиеся в системе показывают хорошие результаты, но в пенитенциарной системе это бывает редко. Урок прошел в соответствии задуманного плана.