Самоанализ урока технологии в 7 классе по теме «Построение чертежа плечевого изделия»
Тема моего самообразования – «Дифференцированный подход в обучении на уроках технологии». Поэтому методическая задача урока - показать, как я реализую данный подход на своих уроках.
Урок проводился в 7 классе. Тема учебного занятия «Построение чертежа плечевого изделия». Данная тема входит в модуль «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», в раздел «Проектирование и изготовление плечевой одежды». Является вторым уроком выше названного раздела. Урок тесно связан с предыдущей темой «Снятие мерок» и является базовым в данном разделе.
Основные цели урока: образовательные: повторить учебный материал прошлого урока, способствовать формированию и развитию умений и навыков по расчету и построению чертежа плечевого изделия, запоминанию основной терминологии технологического процесса, способствовать пониманию зависимости между правильно снятыми мерками и точностью построения чертежа плечевого изделия.
развивающие: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия строить аналогии, ставить и разрешать проблемы, Способствовать развитию мотивационно-оценочного компонента учебной деятельности учащихся посредством разноуровневых заданий постановки проблемных вопросов, способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве),способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд и проявлять навыки самоконтроля.
воспитательные: способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических качеств личности, воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, ответственному отношению к выполняемой работе.
профориентационные: способствовать формированию у учащихся знаний о конструкторских профессиях, умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями конструкторских профессий.
Для выполнения целей урока мной были выбраны следующие методы обучения: словесный метод, наглядный метод (метод демонстрации), метод практической работы, инструктаж, методы контроля и самоконтроля.
Тип урока - комбинированный, практическая работа. Использовала фронтальные и индивидуальные формы организации познавательной деятельности уч-ся. Для успешного выполнения цели и задач , а также с целью развития познавательной деятельности на уроке мною были использованы мультимедийные средства (ИКТ). Выбранные формы, методы и приемы способствовали мотивации учебной деятельности.
Методическое оснащение урока включало в себя использование учебно-технической документации, технологической карты: «Построение чертежа плечевого изделия » , образцов объектов труда, материалов для контроля знаний учащихся(тесты), карточек-заданий, а также использование чертежных инструментов и приспособлений (карандаш, линейка закройщика, чертежный угольник, бумага для чертежа).
Структура урока: Переходим к анализу каждого этапа.
Этапы урока имели логическую последовательность. К каждому этапу ставлю микроцель, которая содержит образовательный, воспитательный, развивающий компоненты.
На организационном этапе , посредством вопросов, создается благоприятная атмосфера в классе, настрой на активную познавательную деятельность, развитие мотивации учения, а также включение каждого уч-ся в работу.
На этапе проверки д/з была поставлена цель-выявление уровня обученности уч-ся по данной теме, выявление пробелов и коррекция ЗУН. Учащиеся имеют разный уровень обученности и обучаемости, поэтому я стараюсь использовать дифференцированный подход. Использовала следующие методы: словесные - устный опрос, практические- решение задач по алгоритму, познавательные - выполнение творческих заданий (презентации). Таким образом на этом этапе я провела входную диагностику.
На этапе актуализации полученных знаний проведен фронтальный опрос по вопросам. Составленная система вопросов являлась базой для изучения новой темы.
Изучение нового материала состояло из двух этапов: теоретического и практического. На теоретической части использовала следующие методы и приемы: лекция с элементами демонстрации, работа с учебником, словарная работа .Так как любой человек обладает разным типом модальности (модальность –разный тип восприятия информации, для уч-ся – восприятие учебного материала: аудиальный, визуальный, кинестетический) педагоги должны учитывать все типы восприятия. Поэтому при объяснении учебного материала я наряду со словесными методами использовала наглядные , ИКТ.
Практическая работа предусматривала 2 подэтапа: на основе технологической карты строится чертеж основы плечевого изделия под руководством учителя в масштабе 1:4. Затем с проводится самостоятельная работа, в ходе которой девочки строят чертеж в натуральную величину, в масштабе 1:1.
В начале работы был проведен вводный инструктаж с целью разъяснения учащимся задач практической работы, предупреждения о возможных затруднениях при выполнении работы, повторения правил т/б.
В ходе самостоятельной работы проводится текущий инструктаж Дифференцированный подход использую и на этом этапе. Более сильные ученики работают самостоятельно, слабоподготовленным оказываю помощь(дозирование помощи учителем). Здесь я провожу промежуточную диагностику в сочетании с самодиагностикой(выявление пробелов и коррекции ЗУН уч-ся).
Заключительный инструктаж проводится с целью анализа выполнения самостоятельной работы учащимися, разбора типичных ошибок , вскрытия причин и способов их устранения.
На своих уроках использую современные методы диагностики уровня обученности уч-ся. На этапе контроля знаний учебного материала девочкам предлагается небольшой тест по изученной теме. Он выявляет уровень усвоения как теоретических, так и практических умений и навыков. Тест состоит из 5 заданий. Из предлагаемых вариантов ответа выбрать нужный..
Я не ставила цели проверить процесс усвоения знаний. Стараюсь придерживаться гуманистического подхода к усвоению ЗУН, используя более объективные(открытые) методы оценки. Сама ученица может наглядно увидеть пробелы в знаниях. Целью оценить на уроке практическую работу я не ставлю, мне важен конечный результат. Это – итоговая диагностика
При подведении итогов урока, оценивая, сравниваю не ученицу с ученицей, а достижения конкретной девочки, учитываю уровень тревожности. Использую парциальную оценку.
На уроке я уделяла внимание развитию рефлексии и адекватной самооценки учащихся. Я провожу рефлексию входную (в начале урока –настрой на активную познавательную деятельность), промежуточную (в ходе самостоятельной работы), итоговую (с целью выявления причин пробелов).
Дифференцированный подход использую задавая д/з( для всех и для каждого, в зависимости от причины пробела)
Здоровьесберегающая работа на учебном занятии заключалась в смене видов деятельности, равномерной нагрузке на всех учащихся, а также в том, что при подготовке к уроку мною были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся.