СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ урока в 5 классе. "Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ урока музыки в 5 классе «Может ли музыка выразить характер человека?»  - 1 урок из этого раздела по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева. Место данного урока в системе указанной программы: 5 класс, 3 четверть.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока в 5 классе. "Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет."»

Самоанализ урока музыки в 5 классе

Талиповой Любови Адамовны,

учителя музыки МБОУ «СОШ № 1» г. Усинска

Тема урока «Может ли музыка выразить характер человека?».

Тема года: «Музыка, музыка всюду нам слышна…»

Тема раздела: «Музыкальный портрет».



Урок «Может ли музыка выразить характер человека?» - 1 урок из этого раздела по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева. Место данного урока в системе указанной программы: 5 класс, 3 четверть. Программные требования к уроку учтены (урок представлен как система). Он связан с предыдущими и последующими уроками. Предыдущие и последующие уроки четверти учат воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека, развивают внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Цель урока: ввести обучающихся в мир музыки М.П. Мусоргского, расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.

Задачи урока: расширить творческие и коммуникативные способности учащихся,

развить ассоциативно-образное мышление ребенка; вокально-хоровые навыки; навыки восприятия и анализа музыки; развить внутреннее зрение и внутренний слух обучающихся.

Тип урока – урок изучения нового материала. Комбинированный.

Жанр урока – урок-диалог.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, компьютерная презентация, аудиофайлы с музыкальными произведениями для прослушивания, разучивания и анализа, мультфильм «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского, фортепиано, учебник "Музыка", тетради, музыкальный словарь, незаконченные смайлики .

Музыкальный материал: фрагменты из фортепианного цикла М.П.Мусоргского «Картинок с выставки»: «Прогулка», «Гном», «Баба – Яга», «Два еврея: богатый и бедный», С.Соснина «Баба-Яга».

Технологии: личностно-ориентированные, развивающего обучения, критического мышления, здоровьесберегающие, ИКТ.

Методы: анализ музыкального материала, наглядно – слуховой метод, игровой метод, дискуссия, диалог, диалог, «сходства» и «различия», поисковый, метод проблемной ситуации..

Форма проведения урока: аналитическое занятие по жанру портрета в живописи и музыке

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. (Урок-поиск).

Данный урок имеет следующую структуру:

I. Организационный этап.

II. Целеполагание.

III. Основная часть урока: актуализация опорных знаний, формирование новых знаний, физкультминутка.

IV. Вокально-хоровая работа.

V. Закрепление нового материала.

VI. Рефлексия деятельности обучающихся.

VII. Домашнее задание по выбору обучающегося.


На первом этапе урока дети эмоционально настраивались на урок, заходя в кабинет под музыку, проверяли свою готовность к уроку. Сразу же учитель вовлек обучающихся в работу, через проблемный вопрос.

На втором этапе урока учитель не только проверяет знания обучающихся из области изобразительного искусства (портрет), но и направляет внимание ребят на самостоятельное определение ими темы урока. Работа ведется в парах и индивидуально. Дети самостоятельно ставят перед собой задачи по теме урока и планируют свои действия по их реализации.

Основной этап урока построен на проблемных заданиях, которые обучающиеся выполняют в разных формах (групповая, индивидуальная, фронтальная). Используется смена видов деятельности: работа с интерактивной доской (презентация), работа с учебной литературой, самостоятельный поиск ответов на вопросы учителя и учебника, слушание музыки, творчество детей (изображение музыкального портрета – рисунка персонажа), анализ музыкального фрагмента и живописного портрета, сравнительный анализ произведений искусства – музыки и живописи, самостоятельно делают выводы. На данном этапе урока проверяются и закрепляются знания обучающихся о средствах музыкальной выразительности и средствах выразительности изобразительного искусства.

В результате данного этапа ребята приходят к выводу, что музыка и изобразительное искусство имеют много общего, а жизнь - источник их единства.

На четвертом этапе урока учителем совместно с обучающимися решаются вокально-хоровые навыки. Ребята повторяют знакомую песню (на предыдущем уроке выучили 1 куплет и припев), а затем доучивают ее полностью, работают над вокально-хоровыми навыками: чистота интонирования, дикция, четкий ритм, унисон.

На этапе рефлексии обучающиеся анализирует свою работу на уроке, выявляют степень решенных задач, найденных ими ответов на вопросы, которые они сами ставили перед собой в начале урока на этапе целеполагания; приходят к выводу, что музыка способна выразить характер человека; высказываются о своих результатах, приобретенных ими на уроке, одним предложением (по цепочке), выбирая одну из предложенных учителем фраз и используя для этого смайлики, на которых нужно дорисовать форму губ, передавая свои эмоции.

Последний этап урока – домашнее задание – дает ребятам возможность самостоятельно, по своему желанию выбрать для себя домашнее задание: сделать синквейн по любому звывшему на уроке музыкальному произведению или нарисовать иллюстрации к музыке. Такая свобода выбора раскрепощает ребенка, дает полет фантазии, развивает творческое отношение к домашнему заданию, стимулирует его (хочется сделать больше заданного).

Таким образом, каждый элемент урока влиял на получение конечного результата.

Данный урок способствует развитию у детей ассоциативно-образного мышления, развитию ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, формированию интереса к предмету искусство (музыка).

Структура урока соответствовала общей цели, возможностям класса. Между учителем и обучающимися был установлен контакт. Дети показали свое умение взаимодействовать на уровне ученик — ученик, ученик — учитель, ученик — группа.

На уроке был создан положительный эмоциональный настрой, доверительные отношения между учителем и учениками, учеником и учениками. Комфортное пребывание на уроке детей и самого учителя не могло не повлиять на конечный результат урока.

На протяжении урока формировались УУД:

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения М. Мусоргского «Прогулка», «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Два еврея: богатый и бедный» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»), исполнять песню С. Соснина «Баба-Яга», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

Метапредметные:

  • познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются учебной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

  • коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения; учатся работать в коллективе;

  • регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивают результаты своей деятельности и одноклассников.

Разрыва между общей целью урока и результатами урока не было. Достижение поставленных целей и задач совпадает с их конечным результатом.

Приподнятое эмоциональное состояние и доверительные отношения учителя и обучающихся сохранялось до конца урока.

На протяжении всего урока учитель использовал смену видов деятельности обучающихся, различные формы организации познавательной деятельности, что поддерживало интерес к материалу урока, к самому уроку, к искусству в целом. Прием игры (виртуальная экскурсия), используемый дозированно на всех этапах урока, помогал поддерживать эмоциональный комфорт и интерес к уроку. Все этапы урока соединены единым лейтмотивом – фрагментом пьесы «Прогулка» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского, что придало уроку цельность, подчеркнуло его музыкальность. Использование ИКТ на уроки позволило провести урок:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

  • обеспечило наглядность;

  • привлекло большое количество дидактического материала;

  • сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

  • дети учатся навыкам контроля и самоконтроля.

По моему мнению, психологическая атмосфера на уроке была положительной и благоприятной. Сам предмет и тема урока нас к этому подталкивают.

Урок музыки - это, прежде всего, урок искусства, урок творчества, где дается возможность каждому ребенку развивать свое воображение, фантазию, мышление, формировать эстетический вкус. На этих уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваются его собственные творческие способности. Урок музыки, пожалуй, как никакой другой, открывает возможность для развития творческих способностей.

Все поставленные задачи удалось реализовать и полностью раскрыть тему урока.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!