Самоанализ внеклассного учебного мероприятия квест-игры
«Интеллектуальная паутина» для детей 5-7 классов.
Мероприятие проходит в рамках совещания директоров по теме «Развитие творческого потенциала педагогического коллектива, как основа учебно-воспитательного процесса в целях реализации ФГОС»
Тема, содержание занятия актуальны, материал по предметам доступен для возраста участников. Мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры между сборными командами 5-7 классов. Ведет команду по маршруту старшеклассник, у которого есть мобильное устройство для считывания QR – кода, а также образцы решений заданий. Учителя выступали лишь в роли консультанта, давая возможность детям приобретения собственного опыта, но подготовка была большая, а именно определяли состав команды, учитывая желания детей, эскизы для эмблем команд, оформление кабинетов, награждение победителей и всех участников игры, участвовали в подборе заданий по предметам, так как было 5 предметов заявлено. Это биология, русский язык, английский язык, математика, история (именно направленный на интеллект). Для успешной самостоятельной работы была дана подробная инструкция, задан пошаговый алгоритм. У участников команд был выбор: что делать, сколько делать и как. На протяжении игры придерживались такого правила: «Мало дать задание, надо дать ориентировку на его выполнение».
Цель мероприятия: приобщение учащихся к позитивным формам коллективного досуга, сочетающее в себе элементы интеллектуальной игры и творчества. Повышение интереса к учению, развивать познавательную активность, расширение кругозора, формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения; развивать творческий потенциал школьников; формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала.
Задачи:
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Регулятивные действия – преодоление препятствий, постановка цели с учётом конечных результатов.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, воспитание чувства коллективизма и ответственности.
Формируемые общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения представленных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения представленных задач.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с членами команды.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
Методы и приемы:
Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение)
Наглядный (мультимедийная презентация, доска, карточки);
Практический (решение задач по предметам с использованием дидактического материала):
- репродуктивный метод, эвристический метод, исследовательский метод, игровой.
Структура занятия
- Вводная часть: (организация команд, приветствие, инструкция ) – 3 минуты
- Основная часть: (участие команд по предметным станциям)) - 24 минуты
- Заключительная часть (рефлексия, подведение итогов) 3 минуты
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
На каждом этапе присутствовала коллективная работа, и многие задачи были решены в результате именно такой работы. Но главное – это общение и сотрудничество (дети разных возрастов)
Вводная часть предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Основная часть - это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В основную часть были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка и закреплению знаний и явлениях, кроме того развитие творческого воображения, воспитание настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Дети с удовольствием проявляли любознательность, активность, самостоятельность.
В середине мероприятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена разминка- музыкальная физкультминутка.
Деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: информационно-коммуникационных технологий.
Использование мультимедийной презентации, интерактивной физкультминутки, обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.
В заключительной части подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий и метод самооценки детьми своих возможностей.
По итогам проведенной игры можно сделать следующие выводы:
- дети успешно справились с заданиями, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;
- дети усовершенствовали навыки по предметам;
- дети проявили творческое самовыражение
Поставленные задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени.