СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование "Нетрадиционные техники рисования" вторая младшая группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самообразование "Нетрадиционные техники рисования" вторая младшая группа»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №40















План работы по самообразованию по теме

«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»











Воспитатель:

Паньшина Т.В.

















Г.Верея

Я сегодня занят делом:

Не грублю, не лезу в драку.

Все подряд рисую мелом:

Солнце, дом, забор, собаку…

Перепачкал рот и руки,

Нос, рубашку, стол, штаны…

Нет, не умер тот со скуки,

Кто б взглянул со стороны.

Брат хохочет, Тузик лает,

Папа смех сдержать не смог.

Мама тоже не ругает,

Говорит: - Трудись, сынок!

Выношу вопрос на суд.

Рисованье – это труд?



Данная тема выбрана мною не случайно. Опыт работы показывает, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность увидеть мир «по-новому».

Любое нарушение развития речи часто сопровождаются нарушениями внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения неточны или несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицу. Такие дети гораздо поздно начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, желтый, вместо фиолетового – голубой, синий и т.д.), причем перенос этот является стойким. На занятиях с применением комбинирования очень важно использовать всевозможные способы рисования. При выборе нетрадиционного метода необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их желание, интерес.

Нетрадиционные техники рисования – это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: цвет, линии, сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г.Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина, О.В.Недорезова, В.Н.Волчкова и другие.

Их использование способствует:

  • Интеллектуальному развитию ребенка

  • Коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников

  • Развивать уверенность в своих силах

  • Развивать пространственное мышление

  • Учит детей свободно выражать свой замысел

  • Развивать мелкую моторику





Виды рисования

В детском саду значительное время уделяется рисованию как средству обучения изобразительному искусству. Рисование делится на три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.

Предметное рисование

Г.Г. Григорьева писала, что в дошкольном детстве предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения (формы, строения, цвета), техники рисования.

Во второй младшей группе дети начинают изображать знакомые, интересные для них предметы и явления, усваивают способы изображения предметов округлой и прямоугольной формы.

Л.А. Венгер считал, что дети в этом возрасте при дополнительной работе могут освоить основные сенсорные эталоны форм, цвета и пользоваться ими в будущем как средством познания предметов, явлений.

В.Б. Косминская отмечала, что ребенку 3-4 лет сложно, изображая предмет, идти от наброска основной формы, поэтому дети рисуют предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу - закончив одну часть, ребенок вспоминает или видит на натуре, какая следует дальше, и пририсовывает ее. Постепенно необходимо научить детей начинать рисунок от общего наброска, так как в работе по частям есть своя сложность, затрудняющая передачу правильной формы - выделение главных частей и второстепенных, их пропорциональных соотношений и расположение в пространстве.

В средней группе дети продолжают осваивать изображение предметов круглой и прямоугольной форм, учатся изображать овальные и треугольные предметы. У дошкольников формируется умение передавать строение предметов. В этом возрасте дети начинают обследовать предметы, последовательно выделяя в них отдельные части и устанавливая между ними соотношение.

В старшем возрасте дети создают вариативные образы, с сохранением особенностей формы, строения, цвета, пропорций в предмете. Дети передают индивидуальные особенности предметов, а также изображают несложные движения человека и животных.

Основное направление в решении задач предметного рисования в старших группах - стимулирование относительно самостоятельного восприятия предметов окружающего мира, формирование способности замечать их выразительность, своеобразие и на этой основе создавать выразительные, творческие рисунки.

Сюжетное рисование

Содержанием сюжетного рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Основная цель в сюжетном рисовании - сформировать у ребенка умение передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом.

Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один.

Темы, предлагаемые детям, просты: дом, около него растет куст, стоит скамейка; дом рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.

В этих рисунках не будет сюжетного развития действий, 2-3 предмета будут находиться рядом, но не будут иметь действенной связи.

В средней группе дети знакомятся с еще одним приемом композиции сюжетного рисунка - расположением предметов на всем листе. Воспитатель раздает ребятам тонированные листы бумаги, соответствующие изображаемому сюжету, и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки плавают).

В этом возрасте пока не ставится задача передачи точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является сложной и вводится только со старшей группы.

Содержание сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно обогащается за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку.

Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретным.

В своем рисунке дети продолжают изображать предметы на одной линии, но позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба.

В подготовительной группе у детей более развито аналитическое мышление, что позволяет воспитателю поставить перед ними задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Если дети рисуют на тему сказок, то они самостоятельно могут выбрать эпизод для изображения.

Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия.

Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета, также умеют композиционно заполнять всю плоскость бумаги.

Декоративное рисование

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.

Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

В декоративном рисовании важно развивать у ребят умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно, представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

Г. Г Григорьева считает, что ритм - это определенная упорядоченность одно характерных элементов.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.

Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще пред дошкольном возрасте.

Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.

В.Б. Косминская отмечает, что в процессе декоративного рисования, дети 4-5 лет вначале учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки.

Композиция первых рисунков самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента.

Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились в младшей группе.

В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

Дети этого возраста выстраивают узор на полосе, квадратных и круглых формах.

В старшей группе закрепляются умения, приобретенные в средней, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

Детей учат новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.

В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз.

Детей этого возраста учат составлять узоры не только на плоскости, но и на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки.

В подготовительной группе дети уже знакомы с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах, поэтому им предлагаются новые - прямоугольник и многоугольник, различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра).

Дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора меняют свое положение.

Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.

Для создания узора детей учат использовать элементы природных форм (растений, животных).

Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи.

В декоративном рисовании во всех группах используется гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью, но в подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом.


Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достичь результата в своей работе. Во время рисования пальцами ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Распределение техники по возрастным группам.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать

  • Рисование пальчиками

  • Оттиск печатками из картофеля

  • Рисование ладошками

Детей среднего дошкольного возраста можно познакомить с боле сложными техниками

  • Тычок жесткой полусухой кистью

  • Печать поролоном

  • Печать пробками

  • Восковые мелки+акварель

  • Свеча+акварель

  • Отпечаток листьев

  • Рисунок ладошки

  • Рисование ватными палочками

  • Волшебные веревочки

Цели:

  • Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изобразительной деятельности

  • Формирование умения выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве

  • Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками

  • Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности

  • Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации

Задачи:

  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией

  • Сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами

  • Закреплять знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться

  • Развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия)

  • Развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики

  • Формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами

  • Знакомство с новыми техниками и технологиями

  • Умение применять их на практике

Методы и приёмы

Методы:

  • словесные

  • наглядные

  • практические

Приемы:

  • рассказ, беседа, Чтение художественной литературы, объяснение, пояснение;

  • показ педагогом, демонстрация, рассматривание;

  • самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование.


Форма проведения

  • Подгрупповая и индивидуальная деятельность

  • Дидактические игры

  • Пальчиковые гимнастики

  • Выставка рисунков и поделок

Ожидаемый результат работы

  • Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники

  • Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности

  • Проявление творческой активности и развитие уверенности в себе

Работа с родителями:

Сентябрь

  • Анкетирование родителей на тему «Использование нетрадиционных техник рисования».

  • Консультация «Рисуем пальчиками и ладошками»

Октябрь

  • Консультация для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Ноябрь

  • Памятка «Учите рисовать в нетрадиционной технике».

Декабрь

  • Консультация «Техника рисования манкой»

  • Индивидуальные беседы: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Январь

  • Рекомендации для родителей «Рекомендации о необходимости приобретения материала для рисования дома и развития творческих способностей».

Февраль

  • Создание картотеки форм нетрадиционного рисования и игр на развитие художественного воображения для работы с детьми.

Март

  • Фотовыставка «Наш вернисаж».

Апрель

  • Папка – передвижка «Рисование нетрадиционными способами».

Май

  • Создание картотеки дидактических игр по нетрадиционной техники рисования.


Сентябрь. Изучение методической литературы

  • А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки»

  • Т.Н. Давыдова «Рисуем ладошками»

  • А.В.Никитина «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»

  • И.А.Лыкова «Цветные ладошки»

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Тема

Октябрь

  • Пальчиковая гимнастика «Засолим капусту»

  • Разучивание техники рисования

Пальчиковая живопись

  • Анкетирование родителей на тему «Использование нетрадиционных техник рисования».

  • Консультация «Рисуем пальчиками и ладошками»


Рябиновая кисть

Зайчик

Ягодки на тарелке Разноцветные мячики

Ноябрь

  • Дидактическая игра «Чья тень»

  • Разучивание техники рисования

Ладошковая живопись

  • Консультация для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»


Букет для мамы

Солнышко

Цветные ладошки Цветик – семицветик

Декабрь

  • Пальчиковая гимнастика «Семья»

  • Разучивание техники рисования

Штампирование (паралон)

  • Консультация «Техника рисования манкой»

  • Индивидуальные беседы: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Снеговик

Лесной зверек

Гирлянда

Елочка

Январь

  • Дидактическая игра «Теплый-холодный»

  • Освоение техники рисования

Фотокопия (свеча+акварель)

  • Рекомендации для родителей «Рекомендации о необходимости приобретения материала для рисования дома и развития творческих способностей».

Морозный узор

Звездное небо

Зимний лес

Февраль

  • Пальчиковая гимнастика «Сказки»

  • Освоение техники рисования

Клеевые картинки (акварель+клей)

  • Создание картотеки форм нетрадиционного рисования и игр на развитие художественного воображения для работы с детьми.


Витражи для окошек

Снежинки

Лисичкина избушка

Белый мишка

Март

  • Дидактическая игра «Часть и целое»

  • Освоение техники рисования

Штампирование (китайская капуста)

Фотовыставка «Наш вернисаж».

8 Марта (розы)

Бабочки

Первые цветы

Солнышко

Апрель

  • Пальчиковая гимнастика «Семья»

  • Освоение техники рисования

Пальчиковая живопись

Папка – передвижка «Рисование нетрадиционными способами».

Первые цветы для пчелки

Животные (петух, птица, слон, олень, медведь)

Воздушные шарики

Подводное царство

Май

  • Пальчиковая гимнастика «Сказки»

  • Коллективная работа

Создание картотеки дидактических игр по нетрадиционной техники рисования

День Победы

Салют





Приложение.

Анкета для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Уважаемые родители, уделите несколько минут своего времени и ответьте на вопросы анкеты.

1. Интересуетесь ли вы тем, чем сегодня занимался ваш ребенок в ДОУ?____________________________________________________________

2. Чем ребенок любит заниматься дома?

  • Рисовать.

  • Лепить

  • Вырезать из бумаги.

  • Играть в игрушки

Другой вариант ответа._____________________________________________________

3. Считаете ли Вы, что у вашего ребенка есть творческие способности? Какие? _______________________________________________________

4.Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок?

  • Карандаши

  • Краски

  • Цветными восковыми мелками.

  • Фломастерами.

Другой вариант ответа____________________________________________________

5.Какие темы наиболее часто изображает ребенок?______________________________________________________

6.Как используются детские работы?

  • Собираются и хранятся

  • Устраиваются выставки.

  • Периодически рассматриваются с ребёнком.

  • Свой вариант ответа__________________________________________

7.Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования: необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и прочее?_________________________________________________

8.Рисует ли кто-нибудь дома (взрослые, братья, оказывают ли они влияние на ребенка?__________________________________________________________

9.Рассказывает ли ребенок о своем рисунке, ждет ли похвалы, поощрения?______________________________________________________

10.Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (ладошками, мелками на асфальте, пальцами на запотевшем окне, палочкой на песке и др.), если Да, то какие?____________________________________

12.Посещаете ли с ребенком выставки, музеи?__________________________

13.Смотрите ли с ребенком телепередачи, посвященные знакомству с изобразительным искусством?_______________________________________

14.Ваши пожелания в работе по изодеятельности __________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!