СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

САМООБРАЗОВАНИЕ по теме: Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

САМООБРАЗОВАНИЕ по теме: Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа.

 

Просмотр содержимого документа
«САМООБРАЗОВАНИЕ по теме: Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа.»

САМООБРАЗОВАНИЕ по теме: Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа.


САМООБРАЗОВАНИЕ 
по теме:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
на основе традиций русского народа.


Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть
в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, 
в которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
Цель проекта: 
разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к русской национальной   культуре, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи реализации проекта:
- Изучить литературу по данной теме;
- Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;
- Формировать  духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны и родного края;
- Обогащать словарный запас детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
- Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитывать  интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;
- Формировать   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;
- Создавать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
 
Актуальность проекта
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
          Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
       Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
         В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
 В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствуют духовному развитию. В  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
          Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
         Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.
       С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.
         Особое внимание предполагается уделять деятельности по укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  поможет объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей может способствовать  единению педагогов, родителей и детей, что может благотворно сказаться на формировании положительного отношения  друг к другу.
         Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
        Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
    Насыщенность народного праздника или игры  творческими импровизациями, сюрпризными моментами, инсценировками русских народных сказок стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Таблица 1.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2015 - 2017 учебный год
Этапы работы 
по самообразованию Деятельность
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе народных традиций и творчества.
2. Планирование работы по самообразованию. Планирование работы по следующим разделам:
-изучение методической литературы;
-работа с детьми;
-работа с семьёй;
-самореализация.
3. Теоретическое изучение проблемы.Изучение литературы по теме:
1. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – 2-е изд., испр. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013. – 352 с.
2. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. – СПб.: ООО ««ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013. – 416 с.
3. Лыкова И.А., Шипунова В.А.Народный календарь. ОСЕНЬ (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.- 96 с.
4. Лыкова И.А., Шипунова В.А.Народный календарь. ЗИМА - ЧАВРОДЕЙКА(книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.- 96 с.
5. Лыкова И.А., Шипунова В.А.Народный календарь. ВЕСНА - КРАСАВИЦА (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.- 96 с.
6 . Лыкова И.А., Шипунова В.А.Народный календарь. ЛЕТО КРАСНОЕ(книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.- 96 с.
7. Скляренко О. Народные куклы своими руками. Забавы и обереги. – СПб. : Питер,2015.- 64 с.
8. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 166 с.
4. Практическая деятельность Познавательные беседы.
Интерактивные занятия.
Посещение музея.
Предпраздничные посиделки (подготовка к праздникам: разучивание песен, игр, изготовление разных предметов, необходимых для праздника).
Оформление в детском саду мини-музея и выставок.
творческая продуктивная и игровая деятельность детей.
Праздники.
Работа с родителями.
Выступление на педсовете по изученной теме.
Отчёт по теме самообразования.
5. Подведение итогов самообразования. В результате работы по теме самообразования 
- у большинства детей повысился интерес к народному творчеству; 
-развились фантазия и воображение; 
-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
-расширились представления о влиянии народного творчества на развитие ребёнка.
Таблица 2.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Старшая группа
№ п/п
месяц Тема Программные задачи Интегрируемая образовательная область Виды детской деятельности
1 сентябрь Диагностика
2 октябрь Теремок Знакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы. Расширить словарный запас. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. «Коммуникативная», « Познание», «Музыка», «Художественное творчество» Коммуникативная, игровая, продуктивная, музыкально-художественная
3 ноябрь Путешествие в прошлое часов Знакомить с историей прошлого часов. Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления. Активизировать в речи слова: циферблат, часы, маятник, часовщик. «Коммуникативная», « Познание», «Чтение художественной литературы» Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы
4 декабрь Из прошлого ложки Знакомить с кухонной утварью, её возникновением и использованием. Упражнять в ведении диалога. Развивать интерес к ремеслам наших предков «Коммуникативная», « Познание», «Музыка», «Физическая культура» Коммуникативная, игровая, музыкально-художественная
5 январь Матушка печка, укрась своих детушек Знакомить с особенностями избы и быта крестьян. Активизировать словарный запас. Прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков «Коммуникативная», « Познание», «Физическая культура» Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская
6 февраль Пришла Коляда, отворяй ворота… Знакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда. Развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям «Коммуникативная», « Познание», «Музыка» Коммуникативная, игровая, музыкально-художественная
7 март Путешествие в прошлое одежды Знакомить с изменениями и преобразованием одежды человека. Обогащать и активизировать речь детей. Развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи; познавательный интерес к прошлому «Коммуникативная», « Познание», «Художественное творчество» Коммуникативная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская
8 апрель Госпожа честная Масленица Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником Масленица). Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. «Коммуникативная», « Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» Коммуникативная, игровая, продуктивная, чтение художественной литературы 
9 май Народная игрушка-кукла-самоделка Знакомить с процессами изготовления куклы-самоделки, закрутки, их ролью в жизни человека. расширять словарный запас: закрутка, самоделка, соломенная, стригунок. развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно «Коммуникативная», « Познание», «Художественное творчество», «Музыка» Коммуникативная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская
10 май Диагностика
Подготовительная группа
№ п/п
месяц Тема Программные задачи Интегрируемая образовательная область Виды детской деятельности
1 сентябрь Диагностика
2 октябрь «Как рубашка в поле выросла» Знакомить с технологией изготовления крестьянами одежды. расширять словарный запас: трепало, мялка, кросна, лен, кудель. Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян «Коммуникативная», « Познание», «Чтение художественной литературы» Коммуникативная, познавательно-исследовательская,
чтение художественной литературы 
3 ноябрь Устное народное творчество-потешки, считалки, небылицы Знакомить с устным народным творчеством: потешками, считалками, небылицами; дать почувствовать добрый юмор, задор небылиц. Учить новую считалку, практически применять в игровых ситуациях. воспитывать интерес к малым формам 
фольклора. «Коммуникативная», « Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы» Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, двигательная
4 декабрь Народная игрушка- деревянная игрушка Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, изготовлении игрушки из дерева. Обогащать словарь: богородская, семеновская, потешный промысел. Побуждать восхищаться народными умельцами и предметами их творчества «Коммуникативная», « Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка» Коммуникативная, игровая, музыкально-художественная
5 январь Потешный промысел наших предков Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать глиняную и деревянную. Расширять словарный запас: дымковская игрушка, филимоновская игрушка, каргопольская игрушка. Воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи. «Коммуникативная», « Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная
6 февраль «Сияй прялка изрядна-хозяюшка обрядна» Знакомить с народными традиционными видами женского рукоделия-прядением, плетением. Активизировать в речи слова: прялка, прядение, плетение, свивать, вышивка. Закреплять полученную информацию в играх, вызвать у них чувство радости от результата своего труда «Коммуникативная», « Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы» Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, двигательная
7 март Великий праздник-Пасха Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, ее обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значение. Развивать творческие способности. Воспитывать уважение к народным традициям «Коммуникативная», « Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» Коммуникативная, игровая, музыкально-художественная, продуктивная
8 апреля «Светит, да не греет» Формировать представления о «прошлом» лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа). Обогатить словарный запас новыми словами. Развивать ретроспективный взгляд на вещи Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская
9 май «Мой город под названием Верхняя Пышма…» Расширять и закреплять знания о родном городе, его достопримечательностях. Знакомить с историей возникновения города. Воспитывать чувство любви к своему городу «Коммуникативная», « Познание», «Чтение художественной литературы» Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы
май Диагностика





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!