СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Самооценка как компонент «Я - концепции» (из опыта работы учителя начальных классов Мартыновой Н.Н.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Подлинный смысл педагогики заключается

в том, чтобы даже человек, которому

трудно то, что посильно другим, не чувствовал

себя неполноценным, испытывал высокую

 человеческую радость, радость познания, радость

 интеллектуального труда, радость творчества»

 В.А. Сухомлинский

Просмотр содержимого документа
««Самооценка как компонент «Я - концепции» (из опыта работы учителя начальных классов Мартыновой Н.Н.)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А. С. Жадова»










«Самооценка как компонент «Я - концепции»


(из опыта работы учителя начальных классов Мартыновой Н.Н..)















2020 г.






«Подлинный смысл педагогики заключается

в том, чтобы даже человек, которому

трудно то, что посильно другим, не чувствовал

себя неполноценным, испытывал высокую

человеческую радость, радость познания, радость

интеллектуального труда, радость творчества»

В.А. Сухомлинский

В соответствии с ФГОС НОО система оценки достижений планируемых результатов базируется на: (Слайд 2)

- комплексном подходе к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- использовании планируемых результатов освоения основной образовательной программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценке успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

- оценке динамики образовательных достижений учащихся;

- сочетании внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

- использовании персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации учащихся и неперсонифицированных процедур оценки;

- уровневом подходе к разработке планируемых результатов.

Особенностью моей работы является использование в образовательной деятельности идеологии проекта «Школа Нового Поколения» (в редакции Р.А. Лачашвили и Е.В. Орловой), в основе которой заложена методика «Я – концепция».

Развитие личности, по методике «Я - концепция» определяет такие уровни отношений, как: «Я -Сам», «Я-Ты», « Я-Мы», « Мы-Они», « Я-Оно», «Я – Другой». (Слайд 3)

Возможность для самооценивания представлена детям с первых дней обучения в школе. Во время проверки работы учитель соглашается или не соглашается с самооценкой ученика. Выполнив задание, ребёнок оценивает красоту, правильность выполненной работы, используя следующие инструменты: (Слайд 4) «Светофор»: жёлтыйый – «Я знаю», зелёный – «Я сомневаюсь», красный – «Я не знаю», оценочная лесенка (методика В. Г. Щур), (Слайд 5) оценочные шкалы, листы самооценки. (Слайд 6, 7). Согласно методике «Я – концепция» это вырабатывает у ребенка чувство осознания оценки самого себя, навыки и привычки самооценки, что в свою очередь формирует личностные компетенции.

Согласно идеологии «Я – концепция» это реализация принадлежности «Я – Сам».

В школе в работе по формированию учебной оценки используем разнообразные приемы и виды деятельности: (Слайд 8)

-самопроверка ученика, исправление им ошибок, выяснение причины собственных ошибок;

-предупреждение ошибок через тренировочные упражнения;

-сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника;

-комментированное письмо;

-работа в парах, группе, самопроверка, самооценка, взаимопроверка, взаимооценка;

-проверка работы учителем;

-работа «ассистентов» учителя (широко используется на уроках окружающего мира при устном опросе домашнего задания);

- вид деятельности «Свобода выбора» (ребята выполняют разноуровневые задания, используя лист самоанализа и самооценки).

Постепенно оценка и взаимооценка способствуют формированию эффективной самооценки, что является одной из основных задач школьного образования. Часто это приводит к новому осмыслению ребенком отношения «Я - Сам», «Я – Мы», «Я – Они», заложенных в идеологии «Я – концепция». Ученик должен сознавать и понимать, какие знания и умения он освоил, а над какими надо еще поработать. Практика «Оцени себя сам», в первую очередь, направлена на достижение личностных результатов.

Я хочу продемонстрировать вам свой опыт работы с листом самооценки на примере – фрагментов урока математики во 2 классе, УМК «Школа России».

1 . На этапе мотивации к учебной деятельности

(Цель этапа – мотивировать учащихся на изучение темы)

Возьмите свои листы самооценки, подпишите их. оцените свое настроение, используя смайлики. (Слайд 9, 10)

(Проводится рефлексия настроения и эмоционального состояния)

«жёлтый» - радостно

«зелёный» - спокойно

«красный» - тревожно

2 этап урока – Актуализация (повторение) опорных знаний учащихся

(Цель этапа – самоопределение к деятельности)

«Экспресс- опрос». (Слайд 11)

Закончи предложения.

Длину измеряют в… (мм, см, дм), сантиметр – единица измерения… (длины), меры длины можно… (складывать, вычитать, сравнивать), длина – это… (величина). Выполняя это задание, какую учебную задачу решали?

(Актуализировали свои знания).

Оцените себя и на листе отметьте:

Отвечал быстро и правильно – «жёлтый смайлик»;

ошибся один раз – «зелёный смайлик»;

испытывал затруднение – «красный смайлик».

3 этап урока – Постановка учебной проблемы (Слайд 12)

Цель учителя – формировать у учащихся умение ставить цели, формулировать тему урока, учебную задачу.

На экране слова:

Сантиметр, миллиметр, дециметр, километр, метр.

Какую задачу помогут решить эти слова? (Длина. Единицы длины.) Сформулируйте тему урока. (Длина. Единицы длины)

Какую учебную цель поставим перед собой? (Знать единицы длины).

На какой этап урока поставите свою самооценку? (На 3 этап).

Кто смог сам поставить цель, сформулировать тему урока, учебную задачу нарисуйте – «жёлтый смайлик»,

кто ошибся в одном задании – «зелёный смайлик»,

кто испытывал затруднение – «красный смайлик» (выслушиваю детей с затруднениями).

4 этап – "Открытие" нового знания. (Цель – учить учащихся добывать новые знания)

Работа в группах. (Слайд 13)

(Правила работы в группах: В группе должен быть организатор обсуждения; Каждый может высказывать свою версию решения; Один говорит, а остальные слушают; В группе согласуется общее решение; представитель группы защищает согласованное решение перед классом.)

- Пожалуйста, измерьте длину и ширину класса с помощью известных вам приборов измереия.

2 группа. Эксперты. (Следят как выполняются правила работы в группах. Затем высказывают свое мнение о работе групп.)

В процессе решения проблемы дети делают вывод, что при измерении длины и ширины кабинета необходимо пользоваться новой мерой, более крупной.

Какое для себя сделали открытие? (Существует еще единица измерения длины)

Ребята, а как мы будем оценивать наши учебные действия? (Всей группой). Сделайте это! Дайте оценку группы вслух. Молодцы! (Слайд 14)

5 этап урока – Работа по достижению цели. Первичное закрепление нового знания (Цель – научить применять на практике полученные знания). (Слайд 15)

ТЕСТ «Единицы измерения длины»

(работа выполняется самостоятельно на листочках с проверкой по ключу).


  1. Самая крупная единица длины:

а) метр

б) миллиметр

в) дециметр

г) сантиметр

2. Какое из утверждений верное?

а) 1 см = 100 мм

б) 10 см = 1 дм

в) 1 дм = 10 мм

г) 1 м = 10 дм

3. В каких утверждениях есть ошибки?

а) длину комнаты измеряют с помощью сантиметровой линейки

б) толщину книги измеряют в метрах

в) длину комнаты измеряют с помощью рулетки

Ключ к тесту 1.А) 2.Б),Г) 3.А),Б)


Кто вслух оценит себя по алгоритму? (Алгоритм: Я выполнял(а) задание программного уровня; Цель задания правильно указать единицы длины; С заданием справился(ась) без помощи (с помощью) учителя, ребят; Исходя из уровня успешности я ставлю себе смайлик….)

Оцените и вы себя с помощью смайликов и запишите результат на листе самооценки. Молодцы!

6 этап урока. (Цель – учить самоконтролю работы с дневником. Выполнять разноуровневые задания). (Слайд 16)

Приготовьте свои дневники. Получите «Информацию о домашнем задании».

1. Измерьте свой рост (с указанием полных метров и сантиметров).

2. Какие предметы служат для измерения длины? Расскажите, как они устроены. При подготовке используйте интернет-ресурсы, учебник математики, с. 12.

3. Узнайте, какими бывают линейки.

4. Изготовьте модель сантиметра, дециметра и метра с помощью бумаги или ниток.

У кого домашнее задание не вызвало затруднений? А кто сомневается? Почему? Кто ничего не понял? (выслушиваю детей)


Завершился наш урок,

А пошел ли он вам впрок?

На лист самооценки своей посмотрите,

И все этапы урока сложите!

7 этап урока – Рефлекия. (Слайд 17) (Цель – учить самооценке собственной деятельности учащихся, рассматривать ее с точки зрения практической направленности, выполнения цели и задач).

Важным умением вы овладели,

Коль оценить себя сумели.

(У кого получилось 7-5 жёлтых смайликов? У кого меньше 7-5 зелёных смайликов? У кого спорный результат?)

Прием рефлексии содержания учебного материала. (Сегодня я……, научился……. ). (Слайд 18, 19)

Не огорчайтесь и умейте радоваться чужим успехам по-доброму, как настоящие друзья.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!