Раздел II | ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ |
Школа: |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: |
Класс: 1 «____» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | ПОМОГАЕМ ДРУГ ДРУГУ |
Цель: | выявить общечеловеческую ценность Праведное поведение через осознание важности помогать друг другу. |
Задачи: | Раскрыть значение понятий «бескорыстие». Развить в детях стремление к щедрости. Воспитать проявление милосердия. |
Ценность: | Праведное поведение. |
Качества: | бескорыстие, щедрость, милосердие. |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке Методические рекомендации | Ресурсы |
Организационный момент. Позитивный настрой. | Учитель предлагает начать урок с песни «Антошка» (сл. Ю.Энтина, муз. В. Шаинского). Учащиеся подпевают. Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку. Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку. Тили-тили, трали-вали, Это мы не проходили, Это нам не задавали. Парам-пам-пам. Парам-пам-пам. Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку. Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку. Тили-тили, трали-вали, Это, братцы, мне по силе, Откажусь теперь едва ли. Парам-пам-пам. Беседа | http://iplayer.fm/song/53865758/Antoshka_-_muz._V.SHainskogo_sl._YU.Entina_-_m_f_Veselaya_karusel_1/ |
Проверка домашнего задания | Для определения усвоения учащимися прочитанного материала, заданного в качестве домашнего чтения, учителю необходимо задать вопросы по содержанию. Целью данного метода является, знакомство с содержанием текста тех учащихся, кто по каким-либо причинам не смог прочитать его дома. Дающее дерево Притча Когда-то в одном далёком краю росла старая яблоня. Деревенские дети любили приходить и играть возле неё. Иногда они брались за руки и прыгали вокруг яблони или карабкались вверх по её ветвям. Но больше всего они любили приходить, когда она сгибалась под тяжестью яблок, и есть эти вкусные плоды. Яблоне это тоже очень нравилось, потому что она любила делиться. Один богатый человек купил эту землю и переехал со своей семьёй в дом, который стоял недалеко от яблони. Однажды его сын играл в саду и увидел деревенских детей, которые шли к яблоне нарвать её плодов. – Уходите! - закричал мальчик. - Это моё дерево и мои яблоки, вы не должны их рвать! Дети были очень огорчены и ушли. Дерево тоже расстроилось, потому что любило отдавать им свои яблоки. Оно решило преподать урок этому жадному мальчику. Эта яблоня не была обычным деревом, поскольку обладала некоторыми волшебными свойствами, и как только мальчик сел под неё, он почувствовал, что засыпает, и увидел странный сон. Ему снилось, что он сидит под яблоней, а в стволе у неё большое дупло, похожее на рот. Мальчик тянется за яблоками, но ветви дерева сбрасывают их в дупло. Это продолжается снова и снова, пока на дереве остаётся лишь одно яблоко. Маленький мальчик очень устал. Он сел и заплакал. – Почему ты плачешь, малыш? - спросила яблоня. – Потому что ты жадная! Ты не даёшь мне своих яблок, съедаешь всё сама! – Ладно, - сказало старое дерево, - а ты помнишь, как поступил с теми детьми, которые были здесь несколько минут назад? Ты прогнал их, не разрешив сорвать ни одного яблочка! Мальчик вспомнил, и ему стало стыдно, что он был таким жадным. – Вы правы, уважаемая яблоня, - сказал он, - теперь я знаю, что они чувствовали. Он взглянул на дерево, его глаза были полны слёз, но он увидел, что яблоня улыбается ему. В этот момент последнее яблоко упало с дерева прямо ему на голову, и он проснулся. Он сел и протёр глаза. Яблоня со всеми своими великолепными плодами была на месте, только дупло в её стволе исчезло. Мальчик вскочил и побежал в деревню искать тех мальчиков и Девочек. Он нашёл их играющими в «классики» на деревенской площади. – Простите, - сказал он, - за то, что я был жадным. Пожалуйста, вернитесь туда и поиграйте с деревом, а яблок ешьте сколько захотите. Беседуем Вопросы, представленные в рубрике «Беседуем», помогут развернуть тему урока на более глубокий уровень восприятия учащимися качеств изучаемой ценности. Каждый ответ, данный учащимися, учитель должен внимательно выслушать. Важно обратить внимание на мнение каждого ученика. Если ученик не может ответить на вопрос, то необходимо задать наводящие вопросы. После ответов учитель делает заключение. Что приснилось мальчику? Почему, как вы думаете, он изменился? Когда, по вашему мнению, он чувствовал себя счастливее: когда был жадным или когда был добрым? Что вы чувствуете, когда делитесь с другими? | |
Позитивное высказывание (цитата) | Учитель знакомит учащихся с русской пословицей, предложенной на этапе урока «Позитивное высказывание»: В большом деле и малая помощь дорога. Пословицу рекомендуется использовать на двух уроках. Короткая и запоминающаяся пословица с глубоким нравственно-духовным смыслом выражает суть ценности, которая изучается на уроке. | |
Рассказывание истории (беседа) | Кукушка. Ненецкая сказка. Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать – убирай. Одежду промочат, а мать – суши. Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети не помогали. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: - Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички. Несколько раз просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: - Я без пимов. Другой говорит: - Я без шапки. Третий говорит: - Я без одёжи. А четвёртый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать: - Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу! Засмеялись дети и из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть – заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын: - Смотрите, братья, смотрите, улетает наша мать птицей! Тут побежали дети за матерью, кричат ей: - Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать: - Ку–ку, ку–ку! Поздно, поздно. Теперь озёрные воды передо мною. К вольным водам лечу я. Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают. Меньший сынок кричит: - Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама! Отвечает мать издали: - Ку–ку, ку–ку, ку–ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется. Навсегда бросила детей мать–кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется. б) Беседа. - Понравилась ли вам эта сказка? - А её конец? - Что заставило мать обратиться к детям с просьбой? - Почему дети придумывали всякие отговорки? - А когда же они решили выполнить просьбу матери? - Что вы чувствовали, когда слушали эту сказку? | |
5. Творческая деятельность, групповая работа | Целью данной рубрики является развитие творчества у учащихся. Для выполнения представлены два задания, которые направлены на усвоение учащимися качеств изучаемых на уроке. Задания предполагают самостоятельную работу учащихся как в классе, так и дома. Задание 1. Прослушайте стихотворение. Разыграйте эту ситуацию. Рыцари А. Барто В коридоре, в классе ли, Всюду стены, красили, Тёрли краску, тёрли мел, Каждый делал, что умел. Труд делили поровну Мальчики и девочки. Шкаф тащили в сторону Девочки, девочки. Шкаф тяжёлый с книгами, С книгами. Три девочки двигали. Двигали. А два парня-крепыша Стул тащили не спеша. Отдыхали девочки, Отдыхали мальчики: Девочки - на лавочке, Парни - на диванчике. Дружно ли работали ребята в классе? Кто такие рыцари? Как вы думаете, а кого можно назвать рыцарями в этом стихотворении? Задание 2. Рассмотрите рисунок. Подумайте, что необходимо сделать, чтобы игра стала общей? В качестве дополнительного задания в тетради ученика предлагается задание 3, которое можно выполнить в парах. Вместе ученики почувствуют и поймут, что если работать сообща, помогать друг другу, любая работа кажется легкой. Отгадывая персонажей сказок и попутно вспоминая, какую помощь они оказывали, дети по первым буквам складывают слово «помощь». Игра «Пчелы и змеи» Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает своего короля. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. А в это время прячутся два предмета, которые короли должны найти. Король пчел должен найти банку с медом, а король змей - отыскать ящерицу. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая команда может делать это, издавая определённый звук. Все пчёлы должны жужжать - жжжжж, а змеи шйпеть - шшшшшш. Чем ближе короли подходят к предмету, тем громче команда начинает жужжать или шипеть. Данная игра помогает детям почувствовать, насколько важно быть сплоченными и помогать друг другу для общего блага. | |
6. Домашнее задание | Рассказ Е. Акбановой «Добрый гном» рекомендован в качестве опережающего домашнего задания | |
Новая информация | Новая информация является естественным выводом полученных знаний. Помогать - это очень благородно и разумно, потому что наша жизнь тоже улучшается благодаря помощи другим. Помогайте тем, кто нуждается в вашей помощи, не ждите, когда вас попросят о помощи. Добрые дела всегда нужны и приятны людям. Помогайте друг другу, не бросайте в беде. | |
7. От сердца к сердцу Групповое пение | Данный этап урока предназначен для исполнения песни хором. Учитель предлагает учащимся спеть песню «Будьте добры». Текст песни можно вывесить на доску либо распечатать и раздать каждому учащемуся. Учитель обязательно должен исполнять песню вместе с детьми. Будьте добры Сл. А. Санника, муз. А. Флярковского 1й куплет: Давайте с вами будем Всерьёз, не для игры, Ко всем зверям и людям Добры, добры, добры. Припев: Будьте добры, Это вам говорит Новый год, Будьте добры, Только к доброму радость придёт. Будьте добры, Зажигайте веселья костры. Будьте добры, Ну, пожалуйста, будьте добры! 2й куплет: Чтоб стал наш мир похожим На яблони в цвету, Дари, дари прохожим Тепло и доброту. Припев: Будьте добры, И тогда обойдёт вас беда. Будьте добры В Новый год, и потом, и всегда. Будьте добры! Здравствуй, утро счастливой поры! Будьте добры!.. Я вас очень прошу, Ну, пожалуйста, будьте добры! | http://iplayer.fm/song/72394164/Budte_dobry_FINALNAYA_PESNYA_-_iz_m_f_Novogodnee_priklyuchenie_-_muz._A._Flyarkovskogo_sl._A._Sa/ |
Анализ хода урока (заполняет учитель после проведенного урока) |
1.Стиль учителя: | |
2.Дисциплина на уроке: | |
3.Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока: | |
4.Творческий подход учителя: | |
5.Ведение рабочих тетрадей: | |