СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Самостоятельная работа по русскому языку студентов 1 курса". ГБПОУ "ВСМШ (колледж)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка "Самостоятельная работа по русскому языку" для 1-го курса СПО, что соответствует программе Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищерина, 2019 год, 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«"Самостоятельная работа по русскому языку студентов 1 курса". ГБПОУ "ВСМШ (колледж)"»


Департамент культуры и архивного дела Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Воронежская специальная музыкальная школа (колледж)»







САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТДЕНТОВ 1 КУРСА

РУССКИЙ ЯЗЫК

по специальности среднего профессионального образования (углубленный уровень СПО)

073101» Инструментальное исполнительство»

(по видам инструментов): фортепиано, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты, инструменты народного оркестра.









Воронеж – 2020-2021 учебный год



Разработчик: Исакова Ирина Михайловна, преподаватель ГБПОУ ВСМШ (колледж).





Рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательного цикла, гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Протокол №______ от __________ _/_______________/ И.М.Исакова





Заместитель директора по учебной работе________________ Е.В.Попова
















Введение.

Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

              систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и навыков студентов;

               углубления и расширения теоретических знаний;

               формирования умений использовать специальную и справочную литературу, Интернет;

               развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

               формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

               формирования общих компетенций;

               развития исследовательских умений.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

               уровень освоения учебного материала;

               умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

               полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа;

               обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;

               оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к материалам;

               уровень сформированности общих компетенций (ОК).

Программой предусмотрены следующие виды самостоятельной работы:

               написание реферата;

               подготовка информационного сообщения;

               написание эссе;

               языковой  анализ текста;

               составление текста разных типов речи;

               подготовка  проекта;

               поиск слов в  словарях;

               фонетический разбор слов;

               составление тестовых заданий;

               создание презентаций;

               составление кроссворда по теме и ответов к нему;

               написание  сочинения;

               выполнение индивидуальных заданий.

ТЕМАТИКА ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ.

Наименование разделов и тем дисциплины

 Тема самостоятельной работы

 Вид работы

Объем часов

Раздел 1.  Язык и речь. Функциональные стили речи

2

Тема 1.1.  Текст как произведение речи. Тема 1.2. Функционально-смысловые типы речи.

Текст,  стили речи.



«Почему произошло деление речи на стили?»

Произвести языковой  анализ текста.

Написать эссе.

1

Тема 1.3. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты. Основные требования к речи

«Молодежный сленг и жаргон».

подготовить  проект

 

1

Раздел 2.  Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

2

Тема 2.1. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения.

 

Орфоэпические нормы

выпишите из словарей слова, при произношении которых делаете ошибки. Расставьте ударение

1

Тема 2.2. Культурно-речевые традиции русского языка

 

«Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи»

подготовить сообщение

1

Раздел 3. Лексикология и  фразеология

1

Тема 3.1 «Фразеологизмы».

Тема 3.2. Активный и пассивный словарный запас

 «Фразеология. Культура речи». Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Подготовить доклад. Поиск слов  в словарях 

1

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

1

Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова.

«Происхождение слов. История возникновения слов»

исследование и подготовка реферата

1

Раздел 5. Морфология и орфография

4

Тема 5.1. Морфологический разбор частей речи

 

На деревню медленно опускался ленивый вечер

Сделать морфологический разбор всех частей речи данного предложения.

1

Темы 5.3, 5.4. «Имя прилагательное», «Глагол», «Имя числительное».

«Имя числительное», «Имя прилагательное», «Глагол».

 

составить кроссворд

1

Тема 5.5. Самостоятельные и служебные части речи

«Значение частей речи»

подготовить проект

1

Тема 5.5. Самостоятельные и служебные части речи

«Учение о частях речи в русской грамматике»

подготовить доклад  

1

Итого

10

 

 

Методические рекомендации по выполнению видов внеаудиторной самостоятельной работы

 Как написать реферат (Приложение 1).

Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности. В отличие от научных статей, диссертаций, монографий, имеющих целью получения нового знания в ходе самостоятельного исследования и введение его в научный оборот посредством опубликования, реферат не предполагает изложения самостоятельных научных результатов. Его задача – обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы.

Структура реферата.

  1. Титульный лист (приложение А)

  2. Содержание (оглавление)

  3. Введение

  4. Основной текст

  5. Заключение (или выводы)

  6. Список использованной литературы.

Во введении должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате, а также должно быть указано, с использованием каких материалов выполнена работа – дается краткая характеристика использованной литературы с точки зрения полноты освещения в ней избранной темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.

Основной текст. В этой части излагается содержание темы.

В заключении обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Делая выводы, необходимо учитывать опубликованные в литературе различные точки зрения на изложенную в работе проблему, сопоставить их и отметить, какая из них больше импонирует автору реферата. Во всей работе, особенно во введении и заключении, должно присутствовать личное отношение автора к раскрываемым вопросам. Заключение по объему, как правило, не должно превышать введения.

Составление списка использованной литературы и источников.  Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием и нумеруется. В списке литературы для каждого источника приводятся: фамилии и инициалы автора, полное название, место издания (город), издательство, год издания. Например, Данилов А. А. История России 9-19 веков. Справочные материалы. М.: Владос, 1997. Если место и год издания неизвестны, после названия произведения или источника указывается: Без м. и г. Издания.

Содержание и оформление приложений. В приложения рекомендуется включать материал, который по разным причинам не приведен в основном тексте работы: заимствованные из литературы или самостоятельно составленные автором реферата таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, именной, тематический или географический указатель, словарь терминов, фотографии, ксерокопии, рисунки. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию реферата. Само приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста.

Виды рефератов.

Обзорные – созданные на основе нескольких первоисточников.

Монографические -  созданные на основе одного первоисточника.

Заключение

Правильно организованная самостоятельная работа при изучении нового материала и в процессе закрепления на уроках повышает у студентов мотивацию к изучению дисциплины, развивает мышление, способствует повышению качества знаний и уровню их профессиональной подготовки.

 Список используемой литературы

1.Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. – М., 2017.

2.Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. – М., 2016.

3.Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения. – М., 2015.

 

 


Образец оформления содержания

 

Содержание

 

Введение ……..…………………………………………………………3

Глава 1.                    

1.1.                    …………………………………………………………..5

1.2.                    …………………………………………………………..7

1.3.                    …………………………………………………………..9

 

Глава 2.

2.1.                   ….……………………………………………………….11

2.2.                    ………………………………………………………….13

 

Глава 3.

3.1.                    ………………………………………………………….15

3.2.                    ………………………………………………………….18

3.3.                   .………………………………………………………….21

 

Заключение     ………………………………………………………….22

Приложение    ………………………………………………………….23

Список используемой литературы ……………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А.

 

Образец оформления титульного листа к реферату

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Воронежская специальная музыкальная школа (колледж)»


 

 

 

  

 Реферат по дисциплине …

 

Тема: «»

 

 

 

  

 

Выполнил: студент  

                                                                   Проверил:   преподаватель

 

 

 

 

 

 


2020

 

 Этапы работы над сочинением (Приложение 2)

 1.Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.

2.Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

     Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.

3.Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса

     От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).

4.Подбор фактического и цитатного материала

     Рекомендуем вам выучивать наизусть наиболее подходящие цитаты для подтверждения высказанных текстов. Это в первую очередь относится к стихотворным отрывкам. Итак, главная часть сочинения — это тезис и аргументы.

     Вступление нужно, если оно подготавливает читателя к восприятию основной части.

     В традиционных вступительных частях пишущий рассказывает об эпохе, когда было написано произведение, или дает краткую характеристику проблематики творчества писателя, поэта, определяя место в нем анализируемого произведения.      Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части (заключение может j быть выжимкой из текста). Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.

     Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.

 

Сочинение-описание (памятка)

1. В сочинении-описании автор описывает предмет или живое существо, пейзаж, интерьер или явление так, чтобы было понятно, как он к нему относится. Подумай: какое чувство или настроение ты хочешь передать своему читателю? Сначала автор наблюдает, потом представляет изображение на «внутреннем экране».

Моя черепашка такая смешная! Когда она бежит, то кажется, будто катится камешек. У нее зубки маленькие и острые, как кнопки, а коготки прямые и очень острые, как булавки. Иногда она пищит, а когда заберется в пыльный угол, то начинает фыркать, как паровозик. У нее панцирь блестящий, желто-коричневого цвета, с зеленым отливом. И сама она желто-зеленого цвета.

Она мне очень нравится. (Работа пятиклассницы)

2. Описание – словесное рисование. Сначала представь предмет, постарайся увидеть его на «внутреннем экране», а затем опиши. Если это – живое существо, вспомни его в самом характерном состоянии.

Яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха – слышно, как гремят семечки.

3. Сочинение-описание подобно фотографии или нескольким фотографиям, а иногда фрагменту из фильма.

В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши.

4. Сочинение оживляют сравнения. Например: котенок похож на клубок пушистых ниток; снегирь как пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко.

Придумай и используй в сочинении свои сравнения.

5. Лингвисты сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперед, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперед. Так же строится текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли, добавляем новое, т.е. сведения, ради которых создается предложение.

6. Проверь, можно ли воспользоваться приемом фотографирования, читая твое сочинение.

7. Первое предложение – ключ ко всему сочинению. Помоги читателю «войти в тему». Например:

Мой пес замечательный!

Есть у меня…...

Пенал служит для того, чтобы в нем носили ручку...…

Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне верно.

В день рождения мне подарили...

8. Подумай, как ты завершишь свое сочинение. Последняя фраза (или абзац) содержит вывод – чем тебе близок тот, кого ты описал, как его появление в твоей жизни тебя обогатило.

Успехов в сочинении!

 Основные этапы работы над сочинением-рассуждением 

 1 этап.  Необходимо записать общие фразы-рассуждения, касающиеся темы текста (о чём этот текст? Чему он посвящён?) и его проблематику (какие проблемы рассматриваются в тексте?) При этом особое внимание следует уделять формулированию общих и частных проблем, поднимаемых автором в тексте.

Формулирование проблемы – это краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте.

Комментарий к проблеме – это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чём состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдается противоречия или конфликт, в чём они заключаются или каким образом выражаются? Такой комментарий предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы, а также выражение собственного отношения к проблеме.

Для характеристики темы текста, его проблематики и актуальности можно использовать следующие речевые конструкции:

В статье (тексте, очерке) раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема…

Тема… относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)…

В своей статье автор поднимает (формулирует, решает) проблему (сложную, серьёзную, злободневную, животрепещущую, важную, острую)…

Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос…

На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)…

В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста…           

Почему не всегда обращаем внимание на…

Тема, о которой идёт речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как…

Современность темы и проблематики текста не вызывают сомнения, так как…

Актуальность публикации обусловлена тем, что…

2.этап.  Чётко формулируется позиция автора по характеризуемой проблеме, как сжато, так и в развёрнутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста

Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:

Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)…

По мнению автора, …

Автор считает, что…

Публицист убеждён в том, что …

Автор заставляет задуматься о …

Писатель оригинально решает поставленную  проблему, так как …

Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что …

Автор всерьёз обеспокоен…

Авторскую позицию нельзя считать отстранённой…

Авторскую позицию нельзя не увидеть в …

3. этап. Определение собственной позиции по проблематике(согласие / несогласие при помощи 3-х аргументов из литературы).

При изложении собственной точки зрения и её аргументациимогут стать фразы:     

Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно…

Я часто задумываюсь над …

По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как…

Можно согласиться с автором…

В целом я согласен с автором текста, однако…

Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что…

Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться…

Не во всём можно согласиться с автором текста…

Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, …, с другой стороны…

Не вызывает сомнения…

Меня особенно тронуло…

Меня привлекает в этом тексте…

Меня взволновало…

Нельзя остаться равнодушным при…

Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых… Во-вторых… В-третьих…

В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства…

Доказательством этой мысли может служить тот факт…

4.этап.  После подготовки материалов в черновике, продумайте композицию сочинения, её речевое оформление (с чего начать? о чём говорить в основной части? Как завершить сочинение).

 Примерная композиция сочинения-рассуждения:

I. Вступление (тема и проблема текста, комментарий проблемы);

II. Основная часть (позиция автора по выделенным проблемам);

III. Заключение (личностная позиция  и её аргументация) 

Как написать доклад  (Приложение 3)

Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

Доклад – вид самостоятельной научно – исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом.

Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 – 10 источников).

Составление библиографии.

Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

Разработка плана доклада.

Написание.

Публичное выступление с результатами исследования. 

Как составить  презентацию. Структура презентации. ( Приложение 4)

1. Титульный лист.

2. Слайд с фотографией автора (желательно), информацией об авторе и контактной информацией (почта, телефон).

3.Содержание с кнопками навигации.

4.Основные пункты презентации.

5.Заключение (выводы).

6.Список источников.

7.Завершающий слайд. Обычно слайд содержит благодарность за внимание  и контактную информацию об авторе.

Список источников должен быть с подробным указанием исходных материалов (откуда взяты иллюстрации, звуки, тексты, ссылки). Кроме адресов из Интернета нужно указывать ещё и печатные издания.

 Общие требования к оформлению презентаций

   Технические условия демонстрации должны соответствовать целям презентации.

    Презентации должна соответствовать особенностям целевой аудитории, поэтому при подготовке презентации рекомендуется представить себя на месте слушателя.

               Необходимо наличие единого стилевого оформления для всех слайдов.

               В стилевом оформлении презентации нежелательно использовать более 3х цветов (один для фона, один для заголовков, один для текста), нежелательно также использовать фотографии и рисунки в качестве фона.

               На одном слайде нежелательно использовать больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов (объектов, элементов).

               Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

               Логотип на слайде должен располагаться справа снизу (слева наверху).

               Логотип должен быть простой и лаконичной формы.

           Оформление слайдов (в том числе и анимационное) не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части.

           При сочетании материалов различных типов: текста, графики, видео следует учитывать специфику их комбинирования и время восприятия.

            Из чего состоит логический каркас проекта.  (Приложение 5)

 В Большей степени он состоит именно из тех разделов, которые были перечислены выше в данной статье. Для того, чтобы у вас в голове так же сформировался свой собственный логический каркас о логическом каркасе  проекта, далее мы по пунктам распишем, основные составляющие этого каркаса.

Основные составляющие логического каркаса социального проекта являются:

Проблема (актуальность проекта).

В рамках данного раздела осуществляется изложение проблемы и соответственно описывается актуальность вашего проекта. Проблема – это конкретное описание неудовлетворяющего вас аспекта современной жизни (негативного явления) с указанием значимых факторов, вызывающих и поддерживающих это явление.

Например, вас может не удовлетворять катастрофическое распространение наркомании на территории вашего города среди молодёжи. Это яркий пример описания негативного явления, связанного с отсутствием у молодёжи положительных идеалов, привлекательного образа трезвой жизни.

После описания проблемы человек (эксперт), который будет читать ваш проект должен понять, что данный проект нужен и проблема требует скорейшего разрешения. Описание проблемы должно быть объективным, основываться на фактах и иметь ссылки на проверенные источники. Также было бы неплохо указать в изложении проблемы на прогноз негативных последствий развития сложившейся ситуации.

Помимо всего прочего проблема может носить назывной, причинно — следственный и антитезный характер.

Назывной характер: даётся полное описание негативного события.

Причинно – следственный характер: выявляются причины (как объективные, так и субъективные) возникшего негативного явления и определяются последствия данного явления.

Антитезный характер: (сопоставление «да, но») – указывается ссылка на какие-то ресурсы, которые могут быть использованы, но не используются, указываются конкретные факты и проведённые мероприятия, не давшие никаких результатов.

Подводя промежуточный итог, скажем, что из хорошо сформулированной проблемы вытекает весь проект.

Надеемся, что вы уже потихоньку стали понимать, что представляет собой формирование логического каркаса проекта. Начинать писать проект всегда трудно, однако обладая теми знаниями, которые вы почерпнёте в этой статье, вам будет по плечу написать не один десяток самых разных проектов.

Двигаемся дальше, на очереди у нас стоит цель.

2.Цель проекта.

Это конкретное описание удовлетворяющей вас ситуации, которая могла бы разрешить конкретную сложившуюся ситуацию.
В проекте целей может быть несколько.

Например, цель № 1: сокращение числа молодёжи, употребляющей наркотики, цель № 2: увеличение числа молодых людей, избравших здоровый и законопослушный образ жизни.

Описание цели должно быть, по возможности, конкретным (отвечающей на вопросы где? В какой сфере? Кто? Или что и какие новые качественные и количественные признаки цель приобретёт).

Пример: увеличение числа молодых людей, избравших здоровый образ жизни – это ответ на вопрос «кто?» – молодежь, живущую в городе N – это ответ на вопрос «где?», сделать молодых людей здоровыми – это те признаки, которые мы хотим получить по итогам проекта.

3.Задачи проекта.

Это необходимые и достаточные условия по осуществлению достижения цели. Задачи – это те результаты (количественные и качественные), которые можно увидеть и каким-то образом измерить.

Пример:

а) выявить молодых людей, ведущих интересный образ жизни и обобщить их опыт;

б) провести молодёжный фестиваль;

в) организовать туристический лагерь и провести 15 спортивных соревнований;

г) информировать молодёжь об интересных и здоровых способах времяпрепровождения.

4. Стратегия и методы проекта.

Стратегия – это основные направления деятельности по осуществлению проекта.

Методы – это различного рода мероприятия, способствующие решению поставленных задач и достижению цели. Они вытекают из поставленных задач.

Вывод: Для того чтобы начать свой проект правильно, нужно знать с чего начинать. Всегда вначале создаётся логический каркас проекта, который призван структурировать весь будущий проект. В этот каркас включаются:

1) проблема (актуальность проекта)

2) цели проекта

3) задачи проекта

4) стратегия и методы проекта.

 Как написать эссе. (Приложение 6)

Содержание работы:

Эссе – (из фр. Essai «попытка, проба, очерк», от лат. Exagium «взвешивание») – литературный жанр про­заического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатле­ния и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или опре­деляющую трактовку темы.

Алгоритм написания эссе:

1. При раскрытии темы эссе желательно проявить свои знания, эрудицию, творческие способности.

2. Сформулировать смысл проблемы. Это означает, что необходимо вспомнить материал именно по обозначен­ной проблеме, выписать ряд понятий, с которыми воз­можно работать в рамках данной темы. Необходимо вы­делить основную идею и определить, в рамках какой темы или раздела последуют рассуждения.

В свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет» писаться, включая понятия, про­тиворечия, ассоциации, цитаты, тезисы, примеры, мне­ния, аргументы научного и бытового характера, имена, события, недописанные мысли…

3. Обозначить свою позицию по отношению к проблеме и точкам зрения на нее. Применять слова: «Следует считать верным, что…», «Это можно опроверг­нуть тем, что…», «Можно (не) согласиться в том, что…», «Кажется на первый взгляд верным…», «Опровергается тем, что…» и т.п.

4. Теоретически обосновать свою позицию.

Объяснить свою позицию, применив теоретические, на­учные знания по данной теме, корректно используя необ­ходимые термины и понятия. Приветствуется использо­вание цитат или ссылок на слова известных ученых, срав­нение различных точек зрения на данную проблему для усиления своей позиции.

5. Привести конкретные примеры в подтверждение своей позиции. Пример должен быть конкретным, то есть опи­сывающим конкретную ситуацию с конкретным дейст­вующим лицом.

Примеры (не менее 2-3-х) следует приводить, используя имеющиеся знания по истории, обществознанию, литературе и другим наукам. Примеры должны подтверждать избранную позицию, а не противоречить ей.

6. Обобщить все выше сказанное: «Таким образом, приведенные положения (принятые в науке точки зрения, теории, данные и т.д.), примеры, подтверждают, что …

7. Завершить рассуждение своей точкой зрения.

Порядок морфологического разбора. (Приложение 7)

Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.

Н. ф. – … (И. п., ед. ч.)

Постоянные признаки:

собственное или нарицательное,

одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.), род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы)), склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. – ); разносклоняемое (на –мя, путь); адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам), вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

в … числе (ед., мн.), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?

в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.


Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р.)

Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

Непостоянные признаки:

в степени сравнения (для качественных);

в полной (какой?) или краткой (каков?) форме,

в … падеже (для полной формы),

в …числе (ед., мн.),

в … роде (для единственного числа).

Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)

Постоянные признаки:

вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)),

спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),

возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),

переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога).

Непостоянные признаки:

в … наклонении (изъявительное: что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы? что сделал бы?),

в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),

в … числе (ед., мн.),

в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

!!! У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?” (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВОпредметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

Постоянные признаки:

разряд по структуре (простое/сложное/составное),

разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/порядковое),

Непостоянные признаки:

падеж,

число (если есть),

род (в ед.ч., если есть).

Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

Постоянные признаки:

разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест .-прил., мест. -числ.)

разряд по значению с доказательством:

Непостоянные признаки:

падеж,

число (если есть),

род (если есть).

Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

Постоянные признаки:

Неизменяемая часть речи.

Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное.)

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

Синтаксическая роль.

Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн.ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

Постоянные признаки:

действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).

вид (СВ – что сделавший? НСВ – что делавший?).

возвратность (возвратное – есть -ся, невозвратное – нет -ся).

время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

полная или краткая форма (только для страдательных).

падеж (только для причастий в полной форме).

число (ед., мн).

род (только для прич в ед.ч.).

Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

Постоянные признаки:

Неизменяемая часть речи.

Вид (СВ – что сделав?/НСВ – что делая?).

Возвратность (возвр. – есть -ся, невозвр. – нет -ся).

Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

Признаки:

Простой (из одного слова: из, в) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).

Производный (перешел из другой части речи: вокруг) / непроизводный (из, к, об…).

Неизменяемая часть речи.

Не является членом предложения, но может входить в его состав.

Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

Простой (из одного слова: и, а, но…) / составной (из нескольких слов: потому что…).

Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако…) + группа по значению (соединительные: и; противительные: но; разделительные: или). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно…) + группа по значению (изъяснительные: что, временные: когда, условные: если, причинные: потому что, целевые: чтобы,следственные: так что; уступительные: несмотря на то что, хотя; сравнительные: как будто)

 Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения.

Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно: наклонения, степени сравнения).

Признаки:  Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы…/смысловые: неужели, вот, именно…).

                  Неизменяемая часть речи.

Не является членом предложения, но может входить в его состав.

Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

Не является членом предложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!