СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа "ССП с общим второстепенным членом"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа "ССП с общим второстепенным членом"

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа "ССП с общим второстепенным членом"»

Упражнение 1. Виды сложносочинённых предложений

ССП с соединительными союзами (соединительные отношения).

И; да (в значении и); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

ССП с противительными союзами (противительные отношения).

А; но; да (в значении но); однако (в значении но); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а); частица только (в значении союза но).


ССП с разделительными союзами (разделительные отношения).

Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.


ССП с присоединительными союзами (присоединительные отношения)

То есть, также, тоже


1. Гремел гром и шел дождь и сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась широкая радуга от края до края.

2. Вновь дремлет юный лес и облаком седым в недвижном воздухе висит ружейный дым.

3. Ни калина не растет между ними ни трава не зеленеет.

4. Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее а его любовь все гаснет и гаснет.

5. Ученье и обед делали дни очень интересными а вечера же проходили скучновато.

6. Николай был одет по-дорожному то есть штаны были всунуты в сапоги и старый сюртук туго-натуго подпоясан кушаком.

7. Снег падал медленно и важно и хлопья его были такие большие что казалось с неба слетают на город мягкие белые розы.

8. Там в парке Иван Ильич в тихие сумерки разговорился с ней и с тех пор каждый вечер они гуляли вместе хвалили петербургские закаты и беседовали.

9. В глубине сада пылает около шалашей багровое пламя окруженное мраком и чьи-то черные силуэты двигаются вокруг костра.

10. В праздничные дни около шалаша целая ярмарка и за деревьями поминутно мелькают красные уборы.

11. Открыли дверь и в кухню паром вкатился воздух со двора.

12. Утром прошёл дождь зато сейчас над нами блистало чистое небо.

13. Не то он завидовал Наталье не то он сожалел о ней.


Упражнение 2. Простые и сложные предложения с сочинительными союзами

Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите, в каких случаях сочинительные союзы связывают однородные члены, а в каких – части сложносочинённого предложения

1. Всё живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь.

2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки.

3. Верблюжье молоко непривычно сладкое но пришлось выпить.

4. Барсук пытался уплыть но был водворен на пятачок земли возле пня.

5. Умер от болезни отец а мать после него от горя умерла.

6. Я тогда не здесь а у бабушки жил.

7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени.

8. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт.

9. Парнишка упал однако не был убит.

10. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще.

11. Пусть он перебирается в деревню или я переберусь отсюда.

12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи.







Упражнение 3. ССП с общим элементом

  1. Начал рассеиваться туман и роса высохла.

  2. В комнате тикали часы да подрагивали стёкла под напором буйного февральского ветра.

  3. В зазеленевшем саду чирикали воробьи и заливалась малиновка.

  4. При каждом новом воспоминании о нанесённой ему обиде рыдания подступали к горлу и злое чувство приливало к сердцу охватывая всё его существо.

  5. Наступил вечер и в небо вышла полная луна.

  6. Всё так же шумели во время ветра леса и ручей кружил в маленьких водоворотах тёмную листву.

  7. Утром солнце светило ярко и днём громко пели птицы.

  8. А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

  9. Сильный ветер гудит завывая в трубе да ветки деревьев стучатся в окна.

  10. 1. По ночам горели дома и дул ветер.

  11. 2. Кладки тут нигде не было дно также не просматривалось в тёмной воде.

  12. 3. Хороша верёвка длинная а речь короткая.

  13. 4. Бывало по целым часам слова не добьёшься зато уж иногда как начнёт рассказывать так животики надорвёшь со смеха.

  14. 5. То телега проедет со скрипом то раздастся голос какой-нибудь бабы идущей на рынок.

  15. 6. На берегу никого не было дорога тоже была пуста.

  16. 7. Не то он хотел успокоить нас не то в очередной раз произвести неизгладимое впечатление на окружающих.

  17. 8. Лишь самовар пел задумчивую мелодию да порой что-то шуршало в траве.

  18. 9. Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце и сверху стала надвигаться серая хмарь.

  19. 10. Там глядишь облачко приплывёт не похожее на другое или солнце вдруг заиграет лучами.


Упражнение 4.



  1. В каком предложении запятые ставятся на месте всех пропусков?

  1. Обед прошёл весело _ и только за компотом Остап вспомнил о цели своего посещения _ и заговорил.

2) Принцесса стала крутить ключиком _ и блоха сейчас усиками зашевелила _ и закряхтела _ но ногами не трогает.

3) Он до сих пор молчал _ и на него никто не обращал никакого внимания _ но теперь все на него оглянулись _ и _ вероятно _ все подивились.

4) Только нетерпеливый стук лошадиного копыта о помост _ да всплеск шеста _ вынимаемого из воды _ возвращают вас к сознанию чего-то действительного.


2. В каком предложении запятая ставится на месте пропуска?

  1. Вам внезапно делается грустно _ и вы поспешно велите закладывать лошадей.

2) Между тем дом Желвакова давно уже горит в многочисленных огнях _ и у ворот поставлены даже плошки.

3) Он держался серьёзно _ и производил глубокомысленные наблюдения над танцующими парами.

4) Уже в начале марта полились с гор ручьи _ и прилетели грачи


3. В каком предложении запятая ставится на месте пропуска?

  1. Только слабо гудел за поворотом реки катер _ и орали за рекой во всё горло петухи.

  2. Маленькие окна подымались _ и сухощавая рука старухи высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога.

  3. Часто между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня _ и раздавался радостный смех.

  4. Что вам надо _ и куда вы едете?


4. Где в предложениях должны стоять запятые?

Утреннее солнце било в окно сквозь занавеску 1 спущенную до половины 2 и дрожащий луч 3 тонкий и грациозный 4 как лезвие 5 играл на графине.

Тонкая 1 водяная пыль влажным и холодным слоем лежала над размокшей землей 2 и черно было небо 3 как земля 4 и великой бесприютностью дышала осенняя ночь 5 холодная и страшная.

В предрассветный час 1 перед самой зарёй 2 мороз сжимает кулак 3 и тогда всё живое спешит поскорее убраться 4 и чистый, крепкий наст 5 чуть припорошённый 6 раскрывается 7 как белая книга с голубыми следами зверей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!