СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа учащихся как путь формирования языковедческой компетенции

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из основных задач преподавания русского языка и литературы  является развитие самостоятельности учащихся, подготовка их к самостоятельной творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа учащихся как путь формирования языковедческой компетенции»

Самостоятельная работа учащихся как путь формирования языковедческой компетенции


Бактугулова А.Т.

Преподаватель дисциплины

«Русский язык и литература»

Западно – Казахстанского

колледжа «АТиСО»


Одной из основных задач преподавания русского языка и литературы является развитие самостоятельности учащихся, подготовка их к самостоятельной творческой деятельности.

Самостоятельная работа – это не самоцель, а средство для достижения глубоких и прочих знаний учащихся, формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развитие их умственных способностей. Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность.

В процессе управления самостоятельной деятельностью важная роль принадлежит учителю, так как он принимает сначала прямое, затем косвенное участие в организации педагогического процесса. В связи с этим перечислим следующие5 принципы такой работы:

  1. Дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;

  2. Планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к выполнению самостоятельной работы;

  3. Постепенное отделение учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;

  4. Переход от контроля к самоконтролю ученика;

На различных уроках с помощью разнообразных видов самостоятельной деятельности учащиеся могут приобретать знания, умения, навыки. И поэтому все более широкое распространение на уроках русского языка и литературы получают семинарские занятия, которые способствуют воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию умений работать с материалом и навыками речи. Семинар должен дать возможность получить новые умения: работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и нужное для доклада, компоновать отобранное, излагать мысли, строить свою устную монологическую речь, устанавливать контакт со слушателями, реагировать на их поведение.

Уроки – семинары имеют специфическое содержание: их целесообразность проводить по темам, где учащийся должен не просто усвоить определенные сведения, а найти решение проблемы. Проблемы, предложенные для обсуждения должны быть актуальными, интересными и для учащихся, и для преподавателя. Так рождается сотрудничество. Они обычно проводятся при повторении и обобщении ранее пройденного материала.

Семинару предшествует основательная подготовительная работа, часто исследовательского характера, к которой готовятся все учащиеся, но у каждого своя роль: подготовить материал, доклад, иллюстрации и комментарий, представить собственное мнение о проблеме, сделать компьютерную презентацию. На семинаре каждый отвечает за какой-то отдельный участок, отвечает персонально или как член рабочей группы, ответственность становится вполне реальной.

Главная цель урока-семинара – формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы. Семинарская форма занятия создает благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоятельного сознания и творчества. И в качестве наглядного примера хочу привести вам образец урока – семинара, подготовленного по дисциплине «Профессиональный русский язык» для учащихся по специальности «Социальная работа».

План – конспект урока № 25. Семинарское занятие: «Обобщение и систематизация пройденного материала».

Тема и номер урока в теме: № 25.Семинарское занятие: «Обощение и систематизация пройденного материала».

Формы работы: коллективная, групповая.

Тип урока: повторение ранее изученного материала.

Метод: поисковый.

Цель урока: Способствовать воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию умений работать с материалом и навыков монологической речи.

Задачи урока:

Образовательные: обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.

Развивающие: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений;

Воспитательные: формирование навыков анализа языкового материала;

развитие языкового чутья, воспитание чувства любви, интереса к слову;

Оборудование: интерактивная доска, слайды - презентации учащихся.

Структура урока.

1. Организационный момент;

2. Введение в тему;

3. Групповая работа над проектом;

4. Практическая работа в группах;

5. Подведение итогов.




Технологическая карта урока № 25. Семинарское занятие: «Обощение и систематизация пройденного материала»

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово преподавателя, создание доброжелательной атмосферы, ситуации успеха, мотивация на учёбу.

Приветствие учащихся.

2. Введение в тему.

Слово учителя. Уважаемые коллеги! Сегодня вниманию Ученого Совета будут представлены лучшие разработки раздела: «Научная организация труда».



Преподаватель заранее разделил учащихся на группы и дал задание опережающего характера: повторить параграфы раздела, прочитать тексты, проанализировать, подготовить творческие идеи по проектам.

Учащиеся объединяются в группы, повторяют параграфы раздела, анализируют тексты, составляют план защиты проектов.

3.Групповая работа над проектом.

1. Защита проектов.

Первой защищает проект группа «Сложносочиненные предложения». Он представляет собой таблицу:

Основные виды сложных предложений

Союзные

Бессоюзные

ССП с соединительными союзами.


ССП с противительными союзами.

ССП с разделительными союзами.


Второй проект группы «Сложноподчиненные предложения» представлен в виде цветка, где каждый лепесток - тип сложноподчиненного предложения. На обратной стороне лепестков – примеры – предложения.

Третья группа «Бессоюзное сложное предложение» представила проект в виде солнца, где каждый лучик представляет тип бессоюзного сложного предложения.


Преподаватель координирует действия учащихся, экспертная группа оценивает защиту проектов.

В разделе «Научная организация труда» при изучении грамматической темы «Синтаксис» учащиеся подготовили ответы на следующие вопросы:

1. Какие предложения называются сложными?

2. На какие виды делятся сложные предложения?

3. Какие предложения называются сложносочиненными?

4. На какие группы по союзам и значению делятся сложносочиненные предложения?

Затем составили план параграфа:

1. Сложное предложение.

2. Сложное союзное предложение.

3. Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненных предложений.

4. Практическая работа в группах.

Задание І группе. Заполните таблицу примерами.


Виды ССП

Примеры

ССП с соединительными союзами


ССП с противитивительными союзами


ССП с разделительными. союзами



Задание ІІ группе. Заполните таблицу.


Предложения

Союз

с п

Союзн

слова

Виды предложений

Жизнь человека измеряется тем, что он в ней сделал и прочувствовал.


что

-

СПП с прид изъяс.












ЗаданиеІІІ группе. По данным схемам составьте сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания.1.[ ] : [ ] . 2. [ Я знаю ] : [ ]. 3. [ ] – [ ]. 4. [ ], [ ], [ ].


Преподаватель консультирует учащихся.

Учащиеся выполняют грамматическое задание.

5. Подведение итогов.


Экспертная группа подводит итоги урока, комментирует защиту каждого проекта, оценивает работу учащихся и объявляет победителя.




Таким образом, прививая учащимся навыки самостоятельной работы, способствуя развитию их познавательной деятельности, педагог работает на перспективу. Полученные в процессе такой работы умения и навыки позволят учащимся быть более уверенным в себе и в своих способностях, помогут им в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.



Литература


1. Брулева Ф.Г., Булгакова Г.Ф., Павленко В.К. Русский язык: Учебник для 11 кл. Обществ. – гум. напр. Общнобразоват. шк. – Алматы: Изд – во «Мектеп», 2007 – 368с.

2. Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение народному стилю речи. – Алматы: 1993 – 143 с.

3. Справочник – практикум. Культура устной и письменной речи делового человека. – Москва «Наука» , 2001

4. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Русский язык для студентов – нефилологов. (Учебное пособие). – М.: Флинта Наука, 2000 – 256с.

5. Терминологический словарь. Мектеп, 2001


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!