Самостоятельная работа учащихся как путь формирования языковедческой компетенции
Бактугулова А.Т.
Преподаватель дисциплины
«Русский язык и литература»
Западно – Казахстанского
колледжа «АТиСО»
Одной из основных задач преподавания русского языка и литературы является развитие самостоятельности учащихся, подготовка их к самостоятельной творческой деятельности.
Самостоятельная работа – это не самоцель, а средство для достижения глубоких и прочих знаний учащихся, формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развитие их умственных способностей. Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность.
В процессе управления самостоятельной деятельностью важная роль принадлежит учителю, так как он принимает сначала прямое, затем косвенное участие в организации педагогического процесса. В связи с этим перечислим следующие5 принципы такой работы:
Дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;
Планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к выполнению самостоятельной работы;
Постепенное отделение учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
Переход от контроля к самоконтролю ученика;
На различных уроках с помощью разнообразных видов самостоятельной деятельности учащиеся могут приобретать знания, умения, навыки. И поэтому все более широкое распространение на уроках русского языка и литературы получают семинарские занятия, которые способствуют воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию умений работать с материалом и навыками речи. Семинар должен дать возможность получить новые умения: работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и нужное для доклада, компоновать отобранное, излагать мысли, строить свою устную монологическую речь, устанавливать контакт со слушателями, реагировать на их поведение.
Уроки – семинары имеют специфическое содержание: их целесообразность проводить по темам, где учащийся должен не просто усвоить определенные сведения, а найти решение проблемы. Проблемы, предложенные для обсуждения должны быть актуальными, интересными и для учащихся, и для преподавателя. Так рождается сотрудничество. Они обычно проводятся при повторении и обобщении ранее пройденного материала.
Семинару предшествует основательная подготовительная работа, часто исследовательского характера, к которой готовятся все учащиеся, но у каждого своя роль: подготовить материал, доклад, иллюстрации и комментарий, представить собственное мнение о проблеме, сделать компьютерную презентацию. На семинаре каждый отвечает за какой-то отдельный участок, отвечает персонально или как член рабочей группы, ответственность становится вполне реальной.
Главная цель урока-семинара – формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы. Семинарская форма занятия создает благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоятельного сознания и творчества. И в качестве наглядного примера хочу привести вам образец урока – семинара, подготовленного по дисциплине «Профессиональный русский язык» для учащихся по специальности «Социальная работа».
План – конспект урока № 25. Семинарское занятие: «Обобщение и систематизация пройденного материала».
Тема и номер урока в теме: № 25.Семинарское занятие: «Обощение и систематизация пройденного материала».
Формы работы: коллективная, групповая.
Тип урока: повторение ранее изученного материала.
Метод: поисковый.
Цель урока: Способствовать воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию умений работать с материалом и навыков монологической речи.
Задачи урока:
Образовательные: обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.
Развивающие: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений;
Воспитательные: формирование навыков анализа языкового материала;
развитие языкового чутья, воспитание чувства любви, интереса к слову;
Оборудование: интерактивная доска, слайды - презентации учащихся.
Структура урока.
1. Организационный момент;
2. Введение в тему;
3. Групповая работа над проектом;
4. Практическая работа в группах;
5. Подведение итогов.
Технологическая карта урока № 25. Семинарское занятие: «Обощение и систематизация пройденного материала»
Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха. | Приветственное слово преподавателя, создание доброжелательной атмосферы, ситуации успеха, мотивация на учёбу. | Приветствие учащихся. |
2. Введение в тему. | Слово учителя. Уважаемые коллеги! Сегодня вниманию Ученого Совета будут представлены лучшие разработки раздела: «Научная организация труда». | Преподаватель заранее разделил учащихся на группы и дал задание опережающего характера: повторить параграфы раздела, прочитать тексты, проанализировать, подготовить творческие идеи по проектам. | Учащиеся объединяются в группы, повторяют параграфы раздела, анализируют тексты, составляют план защиты проектов. |
3.Групповая работа над проектом. 1. Защита проектов. | Первой защищает проект группа «Сложносочиненные предложения». Он представляет собой таблицу: Основные виды сложных предложений | Союзные | Бессоюзные | ССП с соединительными союзами. | | ССП с противительными союзами. | ССП с разделительными союзами. | Второй проект группы «Сложноподчиненные предложения» представлен в виде цветка, где каждый лепесток - тип сложноподчиненного предложения. На обратной стороне лепестков – примеры – предложения. Третья группа «Бессоюзное сложное предложение» представила проект в виде солнца, где каждый лучик представляет тип бессоюзного сложного предложения. | Преподаватель координирует действия учащихся, экспертная группа оценивает защиту проектов. | В разделе «Научная организация труда» при изучении грамматической темы «Синтаксис» учащиеся подготовили ответы на следующие вопросы: 1. Какие предложения называются сложными? 2. На какие виды делятся сложные предложения? 3. Какие предложения называются сложносочиненными? 4. На какие группы по союзам и значению делятся сложносочиненные предложения? Затем составили план параграфа: 1. Сложное предложение. 2. Сложное союзное предложение. 3. Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненных предложений. |
4. Практическая работа в группах. | Задание І группе. Заполните таблицу примерами. Виды ССП | Примеры | ССП с соединительными союзами | | ССП с противитивительными союзами | | ССП с разделительными. союзами | | Задание ІІ группе. Заполните таблицу. Предложения | Союз с п | Союзн слова | Виды предложений | Жизнь человека измеряется тем, что он в ней сделал и прочувствовал. | | что | - | СПП с прид изъяс. | | | | | | | | | | | ЗаданиеІІІ группе. По данным схемам составьте сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания.1.[ ] : [ ] . 2. [ Я знаю ] : [ ]. 3. [ ] – [ ]. 4. [ ], [ ], [ ]. | Преподаватель консультирует учащихся. | Учащиеся выполняют грамматическое задание. |
5. Подведение итогов. | | Экспертная группа подводит итоги урока, комментирует защиту каждого проекта, оценивает работу учащихся и объявляет победителя. | |
Таким образом, прививая учащимся навыки самостоятельной работы, способствуя развитию их познавательной деятельности, педагог работает на перспективу. Полученные в процессе такой работы умения и навыки позволят учащимся быть более уверенным в себе и в своих способностях, помогут им в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Литература
1. Брулева Ф.Г., Булгакова Г.Ф., Павленко В.К. Русский язык: Учебник для 11 кл. Обществ. – гум. напр. Общнобразоват. шк. – Алматы: Изд – во «Мектеп», 2007 – 368с.
2. Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение народному стилю речи. – Алматы: 1993 – 143 с.
3. Справочник – практикум. Культура устной и письменной речи делового человека. – Москва «Наука» , 2001
4. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Русский язык для студентов – нефилологов. (Учебное пособие). – М.: Флинта Наука, 2000 – 256с.
5. Терминологический словарь. Мектеп, 2001