Самостоятельная работа в форме ЕГЭ
МИКРОЭВОЛЮЦИЯ
1.Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.
ПРИМЕР
А) усы таракана и рыбы сома
Б) чешуя ящерицы и перо птицы
В) глаза осьминога и собаки
Г) зубы акулы и кошки
Д) нос обезьяны и хобот слона
Е) когти кошки и ногти обезьяны
ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
1) гомологичные органы
2) аналогичные органы
2.Установите соответствие между примером и морфофизиологической особенностью, которой соответствует данный пример.
ПРИМЕР
А) предплечье лягушки и курицы
Б) ноги мыши и крылья летучей мыши
В) крылья воробья и крылья саранчи
Г) плавник кита и плавник рака
Д) роющие конечности крота и медведки
Е) волосы человека и шерсть собаки
ОСОБЕННОСТЬ
1) гомологичные органы
2) аналогичные органы
3.Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) частные приспособления к условиям жизни
Б) возникновение классов животных
B) образование родов внутри семейств
Г) повышение уровня организации организмов
Д) возникновение отделов растений
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
4.Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.
ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ
А) крылья птицы и бабочки
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
В) конечности медведки и кузнечика
Г) глаза осьминога и кошки
Д) конечности крокодила и летучей мыши
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ
ПРОЦЕСС
1) конвергенция
2) дивергенция
5.Установите соответствие между примерами и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) редукция глаз у крота
Б) утрата органов чувств у гельминтов
В) формирование зародышевых оболочек у
пресмыкающихся
Г) разделение потоков крови в сердце
птиц и млекопитающих
Д) утрата конечностей у змей
Е) развитие разнообразных конечностей у
насекомых
ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз
2) общая дегенерация
3) идиоадаптация
6.Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) отсутствие хлорофилла у растения
заразиха
Б) появление кровеносной системы
у древних кольчатых червей
В) видоизменение листочков в усики
у гороха
Г) видоизменение передних конечностей
в ласты у китов
Д) редукция пищеварительной системы
у ленточных червей
Е) появление цветов и плодов у покрыто-
семенных
НАПРАВЛЕНИЕ
ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
3) общая дегенерация
7.Установите соответствие между примерами и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) крылья птиц и крылья стрекоз
Б) шипы розы и иголки кактуса
В) щупальца осьминога и гидры
Г) ласты кита и ноги лошади
Д) усик гороха и лист ромашки
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
ЭВОЛЮЦИИ
1) аналогичные органы
2) гомологичные органы
8.Установите соответствие между примерами и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) луковица тюльпана и корнеплод свёклы
Б) чешуя ящерицы и перья голубя
В) клубень картофеля и корневище папоротника
Г) антенны рака и хелицеры паука
Д) крылья бабочки и летучей мыши
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
ЭВОЛЮЦИИ
1) аналогичные органы
2) гомологичные органы
9.Установите соответствие между примерами и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) крыло птицы и крыло бабочки
Б) ус гороха и лист розы
В) вайя папоротника и побег сосны
Г) шип розы и иголка кактуса
Д) рука человека и крыло птицы
Е) глаз осьминога и глаз крота
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
1) аналогичные органы
2) гомологичные органы
10.Установите соответствие между примерами и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) крыло птицы и крыло бабочки
Б) нога лошади и ласт кита
В) хелицеры паука и антенны рака
Г) присоски морской звезды и кальмара
Д) глаза рыбы и кальмара
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ
1) аналогичные органы
2) гомологичные органы
11. Установите соответствие между примерами дивергенции и конвергенции и процессом, иллюстрирующим эти примеры.
ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССА
A) разнообразие пород голубей
Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши
B) строение глаза осьминога и человека
Г) зависимость формы клюва галапагосских вьюрков от способа добывания пищи
Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки
ПРОЦЕСС
1) дивергенция
2) конвергенция
12.Установите соответствие между примером и процессом, к которому этот пример относится.
ПРИМЕР
А) разнообразие пород голубей
Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши
В) строение глаза осьминога и человека
Г) зависимость формы клюва у галапагосских вьюрков от способа добывания пищи
Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки
ПРОЦЕСС
1) дивергенция
2) конвергенция
13.Установите соответствие между приспособленностью организмов и эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась.
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ
А) ласты кита и роющие конечности крота
Б) крылья птицы и крылья бабочки
В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы
Г) разные формы клюва у вьюрков
Д) крылья летучей мыши и крылья совы
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
1) дивергенция
2) конвергенция
14.Установите соответствие между примерами эволюционных процессов и направлениями, в которых они протекали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Различия в формах клюва у галапагосских вьюрков.
Б) Форма тела акулы и дельфина.
В) Появление аналогичных органов.
Г) Различия в форме черепа у млекопитающих.
Д) Крылья бабочек и летучих мышей.
Е) Различные породы голубей.
ПРОЦЕССЫ
1) дивергенция
2) конвергенция
15.Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ
А) колючки барбариса и колючки боярышника
Б) грызущий и колюще-сосущий ротовой аппарат у насекомых
В) внешнее сходство сумчатого и обыкновенного крота
Г) крыло бабочки и крыло стрекозы
Д) прицветники и плодолистики цветковых растений
Е) рычажная конечность хордовых и членистоногих животных
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) конвергенция
2) дивергенция
16.Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.
ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ
А) крылья птицы и бабочки
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
В) конечности медведки и кузнечика
Г) глаза осьминога и кошки
Д) конечности крокодила и летучей мыши
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ
ПРОЦЕСС
1) конвергенция
2) дивергенция
17.Установите соответствие между примерами и эволюционными процессами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) корневые шишки батата и корнеплоды моркови
Б) ногти приматов и копыта оленей
В) прыгательные конечности кенгуру и кузнечика
Г) иглы ежа и дикобраза
Д) клюв пеликана и дрозда
Е) ласты тюленя и пингвина
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ
ПРОЦЕССЫ
1) конвергенция
2) дивергенция
18.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции у животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Если разные виды неродственных организмов обитают в схожих условиях, то у них могут развиться схожие приспособления. (2)У рыб и ракообразных в связи с обитанием в водной среде сформировались схожие органы дыхания — жабры. (3)Необходимость получать кислород в наземно-воздушной среде привела к появлению у позвоночных животных сначала мешковидных, а затем ячеистых лёгких. (4)Передние конечности пингвинов и тюленей преобразовались в ласты в связи с переходом к водному образу жизни. (5)Примером конвергенции может быть не только внешнее сходство, но и одинаковое поведение животных. (6)Например, броненосцы и некоторые виды тараканов, будучи потревоженными, сворачиваются в идеальный шар.
19.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями. (2) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида. (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (4) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики.
20.Частные морфологические изменения, обеспечивающие приспособленность организмов к определённым условиям среды, — это
1) ароморфоз
2) конвергенция
3) дегенерация
4) идиоадаптация