СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа как форма активизации учебно-профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается проблема активизации учеб-

но-профессиональной мотивации школьников. Учебно-профессиональная мотивация – динамичная, устойчивая система побуждений, которая движет уче-иком при получении знаний, обусловливая успешность выбора дальнейшего

жизненного пути. Основная тенденция современного образования, направлен-

ная на повышение активности школьника как равноправного субъекта образовательного процесса, подразумевает использование различных форм и методов активизации учебной деятельности и мотивации. Особое внимание в статье уделено особенностям реализации самостоятельной работы школьников в процессе изучения биологии.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа как форма активизации учебно-профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Чердинцева Т.М.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема активизации учеб-

но-профессиональной мотивации школьников. Учебно-профессиональная мотивация – динамичная, устойчивая система побуждений, которая движет уче-иком при получении знаний, обусловливая успешность выбора дальнейшего

жизненного пути. Основная тенденция современного образования, направлен-

ная на повышение активности школьника как равноправного субъекта образовательного процесса, подразумевает использование различных форм и методов активизации учебной деятельности и мотивации. Особое внимание в статье уделено особенностям реализации самостоятельной работы школьников впроцессе изучения биологии.

Ключевые слова: формы активизации учебной деятельности, учебно-

профессиональная мотивация, самостоятельная работа, обучение биологии.

Обучение в школе представляет собой сложный разнонаправленный процесс, заключающийся не только в освоении базовых знаний по учебным дисциплинам, но и в формировании профессиональной направленности и общей культуры школьников. В современных социально-экономических реалиях все чаще наблюдается тенденция к «случайному» выбору будущей профессиональной деятельности под влиянием внешних сторонних причин, таких как престиж, предполагаемый уровень заработной платы или по настоянию родителей.

Личностные интересы и достижения становятся при этом второстепенными.

Отсюда встает острая необходимость в рамках обучения школьным дисци- плинам работать не только над освоением конкретных знаний, но и над профессиональным самоопределением. Успешный профессиональный выбор складывается из многих компонентов, среди которых сформированные учебные мотивы,

личностные особенности школьника и профессиональные склонности, эмоциональное отношение к учению и профессии, социальное одобрение и значимость будущей профессии. Качественные изменения, происходящие со школьниками в период обучения в старших классах, изменяют и их отношение к самому понятию учебной деятельности в целом, она выступает лишь как средство реализации жизненных планов и профессионального выбора. Умение самостоятельно и творчески решать поставленные проблемы становится важным компонентом учебно-профессиональной деятельности старшеклассника [2; 7].

Активизация учебно-профессиональной мотивации обучающихся происходит главным образом через изменение форм и методов самой учебной деятельности. В современной системе образования существуют два основных пути активизации учебной деятельности обучающихся: интенсивный (через услож нение изучаемого материала) и экстенсивный (через изменение самих форм и методов работы, как преподавателя, так и обучающегося). При условии, что постоянное усложнение изучаемого материала в условиях массой школы невозможно, данный путь активизации учебной деятельности может быть использован только как вспомогательный. Динамичная, постоянно развивающаяся система образования требует постоянного развития и изменения форм и методов подачи учебного материала, взаимодействия с обучающимися, с привлечением современных подходов и информационно-коммуникативных систем на все ступенях образования [6].

Так, Л.С. Головина выделяет следующие методы активизации мотиваци учебно-профессиональной деятельности студентов средне специальных учеб- ных заведений, которые можно использовать и в рамках школьного курса биологии: информирование о цели урока; самоорганизация преподавателя; связь

теории с практикой; исключение визуального и психологического барьера; соответствие заданий уровню знаний; корректная формулировка задания; организация и проведение творческих мероприятий; использование современных методов обучения; определение профессионального предназначения; создание положительно микроклимата в группе; свобода выбора; повышение внутренней мотивации за счет положительного стимулирования; установление контакта между преподавателем и обучающимся; организация системы контроля; при влечение к учебному процессу; публичность статистики успеваемости [4].

Большое значение имеет и активизация учебно-профессиональной мотивации обучающихся через самостоятельную работу. Правильно организованная самостоятельная работа помогает не только получить конкретные знания по изучаемой дисциплине, но и развить такие личностные качества, как самостоя тельность, познавательная активность и ответственность, сформировать поло жительную мотивацию умения. Эффективная реализация самостоятельной ак тивности напрямую зависит от устойчивой мотивации, т. е. от заинтересован ности в достижении результата, будь то выполнение задание или получение нового знания [5; 6; 11].

Правильно организованная самостоятельная работа дает возможность даже в рамках одной темы работать с большим количеством вариативных заданий как по степени сложности, так и по методики выполнения, что, в свою очередь, позволяет подобрать подходящий комплекс заданий под возможности и запро-ы конкретного ученика. Самостоятельная работа может быть использована не только как вариант заданий для домашней работы, но и в рамках школьного урока (отдельные задания для выполнения или полное погружение в самостоя- тельное изучение темы по предложенному маршруту во время урока). На данный момент классификация видов самостоятельной работы хорошо разработана и включает по И.И. Малкину:

1. Работы репродуктивного типа:

51

а) воспроизводящие;

б) тренировочные;

в) обзорные;

г) проверочные.

2. Работы познавательно-поискового типа:

а) подготовительные;

б) констатирующие;

в) экспериментально-поисковые;

г) логически-поисковые.

3. Работы творческого типа:

а) художественно-образные;

б) научно-творческие;

в) конструктивно-творческие.

4. Работы познавательно-практического типа:

а) учебно-практические;

б) общественно-практические.

Опираясь на данную классификацию, становится возможным, разработать единую целенаправленную систему самостоятельной работы обучающихся на любом этапе урока в зависимости от поставленных целей и задач, уровня подготовки школьников, имеющейся материально-технической и методической базы [1].

Цель данного типа работы состоит не только в получении или закреплении конкретных ЗУН, но и в овладении определенными способами деятельности, следовательно, любая самостоятельная работа должна имеет четкие цели, конкретные задания, определенные формы выражения результата деятельности. В рамках изучения школьного курса биологии возможно широкое применение различных по форме и цели вариантов индивидуальной и групповой самостоятельной работы. Условно возможно выделить такие виды, как работа с книгой, выполнение упражнений, решение практических и проблемных задач, написание докладов и рефератов, выполнение проверочных работ, индивидуальные и групповые задания во время опытов и экскурсий, подготовка школьного научного проекта [8; 9; 10].

Самостоятельная работа с книгой дает обучающимся возможность работать спокойно, в «своем» темпе, заостряя внимание на наиболее важных илисложных моментах. Традиционно наиболее часто работа с книгой заключается в самостоятельном изучении нового материала с последующим ответом на поставленные вопросы, составлении плана-конспекта, выписки базовых понятий и терминов, переносе схем и рисунков. Интересным вариантом для работы является заполнение по изученному материалу организационных блок-схем, это позволяет более качество систематизировать и визуализировать учебный материал в доступной форме. Такие блок-схемы могут быть заранее подготовлены и проработаны учителем или составляться непосредственно во время работы самим обучающимся. Аналогичным образом во время урока можно прорабатывать дополнительную литературу и научные статьи. Вследствие динамичности развития биологии как науки в целом работа с отдельными научными статьями имеет значение при изучении предмета. Учитывая современную тенденцию к информатизации системы образования, становится возможным применять самостоятельную работу не только с печатным вариантом книг и статей, но и электронными аналогами, свободный поиск и анализ выбранной проблемы в сети интернет. Успешное написание рефератов и докладов возможно лишь при сформированных навыках работы с основными источниками информации в виде книг, журналов, интернет источников. Умения анализировать информацию, выбирать главное, отделять правду, рассуждать и делать выводы и аргументировать свою точку зрения по проблеме выступают главными навыками при данном виде самостоятельной работы. Грамотное написание реферата даже по предложенному плану это творческая работа обучающегося, дающая возможность более детально и глубоко изучить отдельные моменты общей темы или проблемы.

Выполнение упражнений и решение задач в рамках изучения биологии так же может рассматриваться как вариант самостоятельной работы. Он __________может быть направлен на закрепление учебного материала и отработку навыков решения типовых задач и выполнения заданий. Более эффективно использовать данный вид самостоятельной работы позволяет включение в перечень заданий с повышенным уровнем сложности или не типовым алгоритмом решения, где требуется использовать не только знания и умения по данной закрепляемой теме, но и по уже пройденному материалу, или возможно предложить свой оригинальный способ. Данный вид самостоятельной работы активно используется в рамках массовой школы. Он позволяет не только закрепить, но и проверить полученные знания и умения. Существенное преимущество заключается в воз можности дифференцировать задания по типу, уровню сложности и преследуемым преподавателем целям.

Решение практических проблем и задач носит познавательный, творческий и профориентационный характер, позволяет по-новому взглянуть на поставленные проблемы, обобщая знания не только по биологии, но и другим отраслям, выработать свое оригинальное видение проблемы и пути выхода из нее,разобраться __________и причинах, и связях, «примерить» на себя новые роли. Обучающиеся могут работать с проблемой лично, в паре, в группе, использовать доступные средства для поиска недостающей информации. Данный вид самостоятельной работы активизирует интеллектуальный и творческий потенциал. В то же время работа с проблемными ситуациями требует хороших базовых знаний, и предполагает серьезную работу преподавателя над подбором материала. Неотъемлемым элементом обучения биологии являются лабораторные работы. Выполнение лабораторной работы подразумевает не только владение теоретическим материалом, но и умение работать с лабораторным оборудованием, живыми объектами. Они позволяют на практическом уровне закрепить теоретические знания. Лабораторная работа выполняется под руководством преподавателя по заранее проработанному плану, при этом возможно вынесение отдельных заданий на самостоятельное выполнение. Особой популярностью в современном образовании пользуются интерактивные лабораторные работы. Они имеют ряд существенных преимуществ: не требуют наличия специфического оборудования, опасных реактивов, дают возможность провести интерактивный вариант долгосрочного или дорогостоящего опыта за не большой

промежуток времени, доступны в сети интернет. Данный вариант проведения

лабораторных работ также позволяет провести сложные математические расчеты и построить модели, дает возможность не только выполнять работу самостоятельно, но и пробовать различные варианты развития событий, а по желанию обучающийся может повторить проведение интерактивного опыта дома.

Экскурсия подразумевает особую форму подачи материала в виде рассказа с

комментариями, наличие наглядности, выход за пределы учебной аудитории,

что в значительной степени повышает активность обучающихся, вследствие

эмоционального подъема. Самостоятельная работа во время или по результатам экскурсии заключается в выполнении отдельных заданий, проведении индивидуальных наблюдений.

Разработка школьного научного проекта – современный комплексный

обучающий метод, позволяющий индивидуализировать процесс обучения, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации, контроле своей деятельности и творчества при выполнении учебных заданий [3]. Работа над проектом позволяет не только углубить знание по исследуемой проблеме, но и проявить творчество и самостоятельность при решении поставленных задач, развивает организационные и коммуникативные навыки, что напрямую влияет на формирование учебно-профессиональной мотивации обучающихся.

Активизация самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения

биологии является важным условием совершенствования знаний, способствует формированию умений и навыков применять полученные знания на практике.

Грамотное, целенаправленное систематичное использование различных вари-

антов самостоятельной работы приводит к изменению самой позиции обучаю-

щегося в учебном процессе, переводя его на роль активного и заинтересованного, сознательного субъекта, что приводит к формированию устойчивой учебно - профессиональной мотивации, а в будущем осознанному профессиональному выбору.

Литература

1. Активизация познавательной деятельности учащихся. URL:

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&cad=rj

a&uact=8&ved=0ahUKEwiM3uL7iI7OAhVGG5oKHQwQDHwQFggzMAQ&

url=http%3A%2F%2Fschools.keldysh.ru%2Fcourses%2Fconf%2F06.doc&usg=

AFQjCNFniYYuKE6WiwQhpYc273G2JbJ7Vw&bvm=bv.127984354,d.bGs.

2. Активные методы обучения как способ формирования профессиональной

мотивации учащихся колледжа. URL:

http://www.elsawork.ru/publ/aktivnye_metody_obuchenija_kak_sposob_formir

ovanija_professionalnoj_motivacii_uchashhikhsja_kolledzha/1-1-0-4.

3. Ваш первый научный проект. URL:

http://www.osu.ru/docs/school/physics/first_project.pdf.

54

4. Головина Л.С. Формы активизации учебно-профессиональной мотивации в

учреждениях среднего профессионального образования. URL:

file:///D:/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1

%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/Downloads/formyaktivizatsii-

uchebnoprofessionalnoy-motivatsii-v-uchrezhdeniyah-srednegoprofessionalnogo-

obrazovaniya.pdf .

5. Жестокова Ю.Е. Методические указания по мотивации студентов. – Яро-

славль, 2014. – 18 с.

6. Канаева Н.А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её

влияние на становление будущих специалистов // Молодой ученый. – 2010.

– №4. – С. 271-273.

7. Кузьмина В.М. Особенности формирования профессиональной мотивации

выпускников школ // Общество: социология, психология, педагогика. –

2011. – №3-4. – С. 74-79.

8. Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биоло-

гии URL: http://festival.1september.ru/articles/608123/;

9. Организация самостоятельной работы на уроках биологии. URL:

http://festival.1september.ru/articles/419051/.

10. Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии как средство разви-

тия конкурентоспособности URL: http://bank.orenipk.ru/Text/t20_201.htm;

11. Смирнов А.В. Повышение мотивации учебной деятельности к дисципли-

нам естественно-научного и математического_цикла // Теория и практика

измерения латентных переменных в образовании. – Славянск-на-Кубани:

ИЦ СГПИ. – 2007. – С. 235-237._


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!