СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по литературе "Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс» с УУД, которая была успешно использована на открытом уроке соискателя 1 категории в 2014 году. Использованы различные методы и формы работы по ФГОС, получены положительные отклики экспертов.

Просмотр содержимого документа
«Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс»»



Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс»

Цели:

  1. Знакомство с фактами биографии детского писателя С.Я. Маршака

  2. Знакомство с жанром пьесы-сказки

  3. Знакомство с главными героями сказки, показать многогранность человеческого характера

  4. Дать характеристику главным героям

  5. Выявить сходство с народными сказками и ранее изученными

Задачи: обобщить знания пятиклассников о творчестве С. Я. Маршака; дать представление о драматическом роде литературы, рассмотреть жанровые особенности произведения, умение давать оценку действиям героев

Планируемые результаты

Предметные: знание особенностей жанра пьесы-сказки, владение умениями анализа текста

Метапредметные: выражение своего мнения, умение аргументировать свое мнение, участие в творческом коллективном процессе, осознание себя как члена общества и индивидуума( вносит в роль свое видение), умение работать в группе, паре с учетом конкретных учебно-познавательных задач;, понимание и осознание учебной задачи, планирование сотрудничества с учащимися и учителем, осмысление цели чтения, извлечение информации из прослушанных текстов



Дидактическая модель обучения: Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

Педагогические средства и формы: рассказ учителя, беседа, выразительное чтение, устные монологические высказывания, инсценирование эпизодов.

Виды деятельности учащихся: коллективная-обсуждение прочитанного, беседа; групповая: инсценирование, составление характеристики героев

Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов пьесы-сказки по ролям; инсценирование эпизодов, ответы на вопросы (беседа); монологическое высказывание

Ход урока

Звучит музыка

Введение в тему. Прослушайте загадки и скажите, какому автору принадлежат эти строки

Вспоминаем героев С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный», пьеса «Умные вещи», “Багаж”

Дама сдавала багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
И маленькую собачонку.



Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!



ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УЧАЩИМИМСЯ:

1. Глядя на название темы, о каком писателе мы должны узнать?

2. С каким произведением мы работаем сегодня?

3.Знакомо ли понятие пьесы-сказки? Если не знакомо, интересно будет узнать, почему автор выбрал именно этот жанр?

4.Знакомясь с произведением, с кем мы знакомимся? (Главными греоями)Интересно узнать, какие они?

5. «Сказка-ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» Интересно вам будет узнать, чему учит нас автор и эта сказка?

6.Раньше вы читали и изучали сказки? Да, Интересно вам будет сравнить знакомые и ранее изученные сказки(«О мертвой царевне» Пушкина, народная сказка «Морозко») с этой сказкой?

Сделайте вывод, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

1. Вступительное слово о жизни творчестве С.Я. Маршака. Вступление Учащегося – пересказ статьи учебника о С.Я. Маршаке. Маршак-автор многих детских произведений. Слайд 2



2. Работа над понятием «Драматическое произведение» Слайд 3

Когда вы читали эту сказку, поняли ли вы, чем отличается она от других произведений? (Какие пьесы вы знаете, видели?) Попробуем определить, чем отличаются драматические произведения.

Сказка-занимательный рассказ о фантастических событиях



Жанры:

Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман, эпос, эпопея, басня.

Жанры лирики: стихотворения, элегии.

Жанры драмы: пьесы, сценки, комедия, трагедия, драма.

  • Пьеса – литературное произведение

  • Диалоги и монологи героев

  • Предназначена для постановки в театре (спектакль)

  • Герои – действующие лица

Реплики – речь героев

Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь действующего лица, обращённая к слушателям или к самому себе.

  • Акт, действие – большие части, на которые разделена пьеса

  • Явления, сцены, картины – на них поделены акты и действия

Ремарки – авторские короткие замечания

Ремарка (франц. remarque) - замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали.

Драма (от греч. — действие)

Пьеса-относится к жанру драмы, это литературное произведение, предназначена для постановки на сцене, и поэтому многое в ней рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумами и т. д. В пьесах, как правило, нет портретов героев, пейзажей, прямых авторских характеристик, авторской речи. Драматург раскрывает свою идею, показывая поступки, воспроизводя слова персонажей. Диалог (беседа, спор между персонажами) составляет основу действия драматического произведения, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами. Важную роль в пьесе играют афиша — список действующих лиц, часто характеризующий их, и ремарки (от франц. — замечания, примечания) — пояснения, которыми драматург определяет возраст, внешние особенности персонажей, их состояние, поведение, жесты, интонации. Пьеса делится на акты(действия). Перед актами (действиями), сценами в ремарках даются описания места действия, обстановки.

-Чем отличается пьеса от других произведений?

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» Написана в 1942 - 43 гг.и опубликована в тяжелые годы Великой Отечественной войны для Московского художественного академического театра. Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 г. Эта сказка оказалась очень нужной и интересной и для детей, и для взрослых и в годы войны, и в мирное время. Новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» берет свое начало из славянского фольклора.(Действие разворачивается в новогоднюю ночь)

3. Анализ 2-й картины 1 действия. Инсценирование. Эпизод «Королевский урок» Звучит музыка. Выходят Королева, Профессор, Канцлер.- Яна, Артем, Сергей. Спасибо. Дети инсценировали часть эпизода.

Вопросы:

Скажите, каким было желание Королевы под Новый год, которое бы нарушило закон природы?( Доставить полную корзину подснежников) с. 91

-Подберите определения, характеризующие королеву.(взбалмошная, эгоистичная, своенравная, капризная, избалованная, ленивая)

-Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная? (желание изменить течение времен года, доставить подснежники, может казнить учителя)

-Сравните обычный школьный урок и урок Королевы: отметьте сходство и различие (профессор-учитель, добрый человек вынужден подчиняться воле Королевы, она может его казнить)

-Что вы можете сказать о знаниях Королевы (они очень малы)

Физкультминутка (в 9-20) Я называю действия, а вы их выполняете

Покачайтесь 
Покружитесь
Распрямитесь
Приседайте
Пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку
Глубоко теперь вздохните
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
Вновь трудиться все начните.

4. Анализ третьей картины. Чтение в лицах. Старуха, Дочка, Автор

Вопросы:

-Как относятся друг к другу старуха- мать и дочь? (мать любит и потакает дочке во всем. Обе жадные. Дочь эгоистична, мать не жалеет(обе ленивы, злые, грубые, мачеха сварливая)

-Как мать и дочь относятся к падчерице?.( Не жалеют, безразличны)

5. Действие 2. Инсцениерование. Групповая сцена Братьтья-месяцы и Падчерица у костра. Звучит музыка

Образ падчерицы. Вопросы:

-Что означает падчерица?(неродная дочь)

-Как братья-месяцы относятся к падчерице?Почему помогли ей? (сочувствуют, жалеют ее)

-Какие качества является основными у падчерицы?

(Доброта, приветливость, трудолюбие, умение противостоять злу, скромность, сердечность,)

-В каких сказках вы еще встречались с падчерицами («Морозко»-народная, Пушкин «Сказка о мертвой царевне-литературная).

-Что в этой сказке фантастического, а что правдоподобно? (чередование времен года, жизненная ситуация в семье)

-Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над кем смеемся? (над мачехой и дочкой, Королевой) Чему учит эта сказка?(какими надо быть?)

Неправдоподобно, фантастично само существование братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.

Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-Месяцы вправду существуют. Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.

6. Итоги урока

  1. Кто автор пьесы-сказки «Двенадцать месяцев?»

  2. Что вы можете сказать о жанре пьесы-сказки

  3. Над чем мы смеемся, что осуждаем и во что верим, познакомившись с этой сказкой?

  4. В чем сходство данной пьесой сказкой с народной сказкой «Морозко» и сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Оцените свою работу на уроке, обосновав свою отметку

7. Д/з: прочитать всю драматическую пьесу-сказку и кратко ее пересказать


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!