СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Самый настоящий человек" Мероприятие посвященное 100-летию со дня рождения А. П. Маресьева

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В истории каждой страны есть личности, чья жизнь может служить примером подлинного героизма и преданности своей стране. Для России, которая подвергалась нападениям извне с самого начала своей истории, появление таких людей в разные эпохи отражало любовь народа к своему Отечеству.

В самые трудные для страны годы жители России проявляли лучшие качества своего характера, преодолевая страх и боль. 

Просмотр содержимого документа
«"Самый настоящий человек" Мероприятие посвященное 100-летию со дня рождения А. П. Маресьева»



Слайд

Комментарий для учителя

В истории каждой страны есть личности, чья жизнь может служить примером подлинного героизма и преданности своей стране. Для России, которая подвергалась нападениям извне с самого начала своей истории, появление таких людей в разные эпохи отражало любовь народа к своему Отечеству.

В самые трудные для страны годы жители России проявляли лучшие качества своего характера, преодолевая страх и боль.




Сегодня 20 мая 2016 г. исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Петровича Маресьева «настоящего человека», так с лёгкой руки писателя Бориса Полевого его стали называть.

Родился Алёша Маресьев 20 мая 1916 года на Волге в городе Камышине. Его отец, Пётр Маресьев, − солдат-окопник Первой мировой войны − вернулся домой полуживым и вскоре умер. Алёше исполнилось тогда всего три года. Мать, Екатерина Николаевна, − добрая, работящая женщина, сама растила и воспитывала детей. Она работала уборщицей, получала мало и потому сыновей Петю, Колю и Лёшу с детства приучала к труду, честности и справедливости. «Когда я думаю, − вспоминал Маресьев, − кому обязан теми качествами, которые помогли мне в разных трудных жизненных обстоятельствах, вспоминаю о своей матери. Напрасно считают некоторые, что смелость можно проявить только на войне. В самой простой жизни может быть иной раз больше мужества и стойкости, чем в какой-нибудь военной биографии. Когда я вспоминаю маму, какой она была в дни моего детства, я никогда не вижу ее подавленной, унылой, я не помню, чтобы она плакала, жаловалась. А ведь как трудно ей приходилось! Это я как следует понял только много лет спустя».

В молодости Алексей был слаб здоровьем, и ни о каком лётном училище не могло быть и речи. Зато как активного комсомольца Маресьева послали строить Комсомольск-

на-Амуре. Он попытался отказаться: «Разгорячился я тогда, крепко разозлился. А у них разговор короткий:

«Не поедешь? Клади на стол комсомольский билет».

Ну, я и выложил. Мать у меня идейная была, плакала, когда узнала, причитала. Но всё, к счастью, обошлось. Я поехал»

(из воспоминаний А.П. Маресьева).

Стать летчиком Маресьев мечтал с детства. Причём случилось это не благодаря, а вопреки. «В детстве я был похож на китайца, потому что годами болел малярией». А ещё маленький Алёша страдал от диких болей в суставах. Случалось, домой из школы, расположенной за 4 км, его на руках приносили старшие товарищи и буквально отдирали ботинки, намертво примёрзшие к пяткам. «Однажды я набирал воду, − вспоминал Маресьев. – И так увлёкся, что ничего не замечал кроме бурлящей воды. Вдруг слышу – тоненький назойливый звук. Подумал, что-то в воде. Вгляделся: нет, не в воде. Поднял голову, посмотрел на небо, а там самолёт! Настоящее чудо!.. И ведь не просто летит, а фигуры выписывает, будто не машина, а птица. Каким же должен быть человек, сидящий за штурвалом, если он умеет так легко управлять крылатой техникой? Наверняка, сильным, волевым… С того самого дня я «заболел» небом. А было мне тогда 14 лет».

После комсомольской стройки, окрепнув здоровьем, Алексей Маресьев всё-таки попал в лётную школу, показав там незаурядные способности. Война застала его на инструкторской работе в одной из военных школ. Он стремился, он мечтал о фронте. Он чувствовал, что его место там, в ожесточённых схватках с врагом.

Первые дни пребывания на передовой прошли в напряжённой боевой работе. В начале 1942 года 580-й истребительный авиационный полк, где служил лейтенант Маресьев, выполнял задачи на Северо-Западном фронте, Маресьев учился бить врага. Затем пришли и успехи. Здесь, в небе над Демянским выступом, Алексей записал на свой боевой счёт первый сбитый самолет −Ju-52. Можно представить себе радость молодого военного лётчика, когда он настиг «Юнкерс», взял его в перекрестие прицела, выпустил реактивный снаряд и увидел, как длинный фюзеляж транспортного фашистского самолёта развалился на две части. От него посыпались осколки. Он сбил три немецких самолёта, и его наградили орденом Красного Знамени.

ТОТ САМЫЙ подвиг Алексей Маресьев совершил в 1942 г. В том бою над Демянским плацдармом лётчику 580-го истребительного авиационного полка не повезло. 4 апреля 1942 г. стал роковым днём. Вынырнул откуда-то «мессер», пулемётная очередь, и Як-1 стремительно идёт вниз. Пилот стремится посадить истребитель. Деревья несколько смягчают удар о землю. Выброшенный из машины, лётчик падает в сугроб и теряет сознание. Спустя некоторое время леденящий холод заставил очнуться. Кругом − лес, застывший от мороза, и полное безлюдье. Алексей понимает, что находится в тылу врага. Первая же попытка встать на ноги заставляет вскрикнуть от боли: ступни обеих ног разбиты при падении. Что делать? После недолгих раздумий Маресьев всё же решает пробираться на восток, к линии фронта, к своим. Он медленно ползёт по лесным дорогам, питается молодой сосновой корой.

На восемнадцатые сутки его находят жители села Плавни Валдайского района. Двое ребят пошли в лес за дровами и увидели человека на грани жизни и смерти. Впрочем, местные рассказывают ещё и о том, что впервые раненого в лесу заметили днём раньше − но не решились помочь ему, не зная точно, кто это − советский лётчик или диверсант-неудачник.

Место, где был найден Маресьев, известно и отмечено небольшим обелиском. Читая книгу, нетрудно представить себе многокилометровый путь, проделанный Маресьевым через лес. На самом деле он был не так уж и длинен − не более двадцати пяти километров по прямой. Лётчика сбили восточнее берегов озера Вельё, а нашли западнее Шлино. Но стоит побывать в тех местах, чтобы представить, насколько тяжелы были эти километры. Морозная зима, глубокий снег, невозможность передвигаться на ногах, голод... Разве двадцать пять километров − это мало?

В подмосковном госпитале врачи выносят приговор: гангрена; ради спасения жизни нужно ампутировать обе ноги. Перед Маресьевым встает пугающий вопрос: как жить дальше? Расстаться с профессией лётчика? Потерять мечту жизни? Пережить чёрную минуту помогают лежавшие в палате фронтовики. «Целые дни, неподвижный, лежал он на спине, смотря на одну точку на потолке. «Эй, борода, о чём думаешь»? – кричал ему с соседней койки комиссар… и передал ему журнал. «Читай, читай, прямо для тебя», − настаивал комиссар. В статье рассказывалось о русском военном лётчике, который без ступни, в протезе собственной конструкции поднимался в воздух на аэроплане… Эта статья стала переломным моментом в судьбе Алексея Петровича – новым этапом жизни. «Проснулся Алексей поздно, проснулся с сознанием чего-то радостного… Взгляд его упал на журнал, который и во сне крепко сжимала его рука. Поручик всё так же улыбался с помятой страницы. Алексей разгладил журнал и подмигнул ему. Комиссар с улыбкой следил за Алексеем. – Полетим, ответил Алексей…»» (из книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»). В конце концов Маресьев освоил протезы (даже танцевал) и заново учился летать.

Всё, что выпало на долю лётчика, упавшегов лесу в тылу врага, его 18-суточная отчаянная схватка с самой смертью − всё это описано Борисом Полевым в книге «Повесть о настоящем человеке», которая стала учебником мужества для нескольких поколений советских людей, и показано в одноимённом фильме...Дальнейшая судьба старшего лейтенанта Маресьева − госпитализация, ампутация голеней обеих ног, первые шаги на протезах, почти смертельный для него приговор военно-врачебной комиссии, снова отчаянная борьба за возвращение в небо − это долгий сплошной подвиг. Его мог совершить только человек железной воли и огромного мужества. Наконец, назло всем преградам и даже самой смерти − возвращение в июне 1943 года в боевой лётный строй. Это − вторая жизнь Алексея Маресьева. Она похожа на легенду, но на самом деле − непридуманная земная жизнь сильного, настоящего Человека...ф

Старший лейтенант Алексей Маресьев прибывает на фронт в июне 1943 г. Первый боевой вылет состоялся 6 июля − на второй день Курской битвы. Шестёрка Ла-5 получает задание встретить немецкие бомбардировщики. В этом бою Алексей открывает новый счёт воздушным победам − ровно через 15 месяцев после тогокак потерял обе ноги. Три самолёта противника сбил отважный лётчик во время боев на Курской дуге.

В воздушных боях на Курской дуге безногий лётчик доказал, что не только может пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 года 10 истребителей под командованием гвардии майора А.А. Федотова провели воздушный бой с 20 бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали 24 истребителя FW-190. В этой напряжённой схватке наши лётчики уничтожили 13 самолётов врага. Алексей Маресьев сбил два истребителя.

Боевая слава о Маресьеве стала греметь по всей 15-й воздушной армии и всему фронту. В полк зачастили корреспонденты. Тогда-то и встретился с Маресьевым корреспондент «Правды» Борис Полевой. За образцовое выполнение боевых заданий, проявленное личное мужество и высокое лётное мастерство 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту А.П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

15 декабря 1943 года 8 истребителей под командованием гвардии капитана И.М. Березуцкого провели воздушный бойс 25 пикировщиками Ju-87, шедшими под прикрытием 6 истребителя FW-190. Со второй атаки Иван Березуцкий сбил один «Юнкерc», другой поджёг Алексей Маресьев. В момент, когда он добивал Ju-87, его ведомого К.И. Короткова атаковала пара FW-190. Обладая удивительной осмотрительностью в бою, Маресьев заметил раньше самого Короткова, что тому грозит опасность. Предупредив своего напарника, Алексей послал длинную очередь вдогонку горящему «Юнкерсу» и поспешил на выручку боевому товарищу. В одной из лобовых атак самолёт Маресьева получил пробоину в левой верхней части мотора. Искусно сманеврировав, Алексей вышел из боя и произвёл посадку на своём аэродроме. «Юнкерc», подбитый им в этом бою, вскоре упал и был официально записан на его личный счёт.

Представляя героя к награде, командир полка Н.П. Иванов писал: «Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против врагов и, несмотря на серьёзный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов». Однако нагрузки всё время возрастали, и поэтому уже в 1944 году, когда Маресьеву предложили стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в Управление вузов ВВС, он согласился. Но сам об этом он никого не просил... К тому времени гвардии старший лейтенант А.П. Маресьев совершил 87 боевых вылетов и сбил 11 вражеских самолётов, в том числе 7 − по возвращении на фронт после ранения и ампутации голеней обеих ног.

Нужно отметить, что после тяжёлых ранений, приведших к частичной ампутации одной или обеих ног, кроме А.П. Маресьева вновь сумели подняться в воздух ещё, по меньшей мере, 8 человек. Из них 7 были лётчиками-истребителями: майор Л.Г. Белоусов, майор А.Ф. Белецкий, гвардии подполковник А.И. Грисенко, гвардии капитан 3.А. Сорокин, старший лейтенант И.М. Киселёв, гвардии капитан Г.П. Кузьмин, гвардии подполковник И.С. Любимов. Один пилот, старший лейтенант И.А. Маликов, представлял бомбардировочную авиацию. Г.П. Кузьмин, вернувшись в строй после ранения весной 1942 года, летая без ног, сбил более 15 вражеских самолётов. В одном из боёв он погиб. Остальные пилоты благополучно пережили войну. Все они, кроме Белецкого и Грисенко, стали Героями Советского Союза.

В 1946 году А.П. Маресьев был уволен из ВВС. Свои последние вылеты на самолёте (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. На этом его небесная эпопея закончилась.

Самое удивительное, что все эти годы он жалел не об отрезанных ногах, а о том, что не дано ему управлять реактивным самолётом. И то и другое было безвозвратно потеряно для него, но о ногах Маресьев не говорил никогда, а о самолётах – всегда. «Я так хотел полетать на «Аэрокобах»! − признался он однажды. −Но у них тормоза ногами управляются − мне это не подходит. Я ещё в госпитале врачам пообещал, что не полезу на рожон: если б не чувствовал, что могу летать, не просился бы на фронт. А я не то что чувствовал, я знал! Я ж движения свои оттачивал буквально с линейкой: засовывал протезы между перекладинами стула, отворачивался и представлял, что управляю самолётом. Потом измерял все расстояния линейкой и начинал сначала. Но всё равно никто в меня не верил. Под Москвой полно аэродромов, а меня после госпиталя аж в Чувашию услали − чтоб, если что со мной случится, никто не узнал...».


Со свойственной ему неукротимой волей Маресьев взялся за учёбу. В 1952 году он успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 году − аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. В том же году кандидат исторических наук Алексей Петрович Маресьев вошёл в состав Советского комитета ветеранов войны. Был первым заместителем председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы. В последние годы возглавлял Общероссийский фонд инвалидов Великой Отечественной войны. Один из коллег Алексея Петровича по работе вспоминал: «Маресьев не был «свадебным генералом», украшением форумов и президиумов, он находился в постоянном труде. Представить его вне напряжённой деятельности невозможно. Многие фронтовики с периферии считали его главным лицом в Советском комитете ветеранов войны, видели в нём своего защитника и нередко в письмах «А.П. Маресьеву. Лично» называли именно его «последней инстанцией», куда обращаются в надежде на реальную помощь. «Дорогой Алексей Петрович, зная Ваше глубокое гуманное и чуткое отношение к тем, кто к Вам обращается, я также решил обратиться к Вам со своей бедой…»

Боевые и трудовые заслуги перед Родиной полковника в отставке, кандидата исторических наук Алексея Петровича Маресьева отмечены наряду с Золотой Звездой Героя многими государственными наградами. Он удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович − почётный солдат одной из воинских частей, почётный гражданин городов Комсомольска-на-Амуре, Камышина, Орла и других; его именем названы общественный фонд, молодёжные патриотические клубы. Он даже избирался депутатом Верховного Совета СССР.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания...Продолжая дело и традиции Героя Советского Союза, легендарного лётчика Алексея Петровича Маресьева, Региональный общественный фонд А.П. Маресьева, созданный при поддержке правительства России и города Москвы, учредил международную премию имени А.П. Маресьева «За волю к жизни».

Премии удостаиваются люди, проявившие мужество и героизм, сумевшие выжить в экстремальных ситуациях, проявившие при этом непоколебимую волю к жизни, вернувшиеся к ней и внесшие значительный вклад в развитие государства и мирового сообщества по следующим номинациям: участие в боевых действиях; борьба с терроризмом; выживание при техногенных и природных катаклизмах; возвращение к жизни после тяжёлых травм и заболеваний; легенды спорта. В выдвижении кандидатов на вручение премии могут участвовать государственные, общественные и коммерческие организации, физические лица. Церемония награждения лауреатов премии производится ежегодно в Москве в канун дня рождения А.П. Маресьева до 20 мая.

«Повесть о настоящем человеке» выдержала 169 изданий в СССР и за рубежом. Общий тираж книги составил 9 миллионов 183 тысячи экземпляров. На русском языке «Повесть» выходила 81 раз. На языках народов СССР – 49 раз, за рубежом (практически на всех языках планеты) – 39 раз.



Чьё имя стало символом воли к жизни, мужества и героизма, умения выжить в экстремальной ситуации? В какой книге описан его подвиг? Как вы полагаете, какие качества характера помогли Маресьеву выжить? Давайте же почтим память героя минутой молчания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!