Автор: Малютина Н.М.
« Санитарно-гигиенические условия реализации ФГОС »
Основные положения Требований безопасности к учебным изданиям
Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях по естественным дисциплинам для 7–9 классов должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице. Для наглядного изображения (график, схема, таблица, диаграмма и др.) рекомендуется применять не более трех красок, в том числе черной.
Классы
Кегль, пункты,
не менее
Увеличение
Длина строки
интерлиньяжа, пункты,
минимальная
не менее
квадраты
мм
максимальная
квадраты
Характеристика шрифта
мм
группа
начертание
7–9
10
* Допускается только для дополнительного текста, таблиц, подписей к иллюстрациям объемом на странице не более 1000 знаков в изданиях для 5–6 классов, не более 1500 знаков — для 7–9 классов.
1
8*
1
2 3 / 4
2 3 / 4
50
50
8 1 / 2
не регламент.
153
все
все
нормальное светлое
группы
нормальное
группы
прямое
Основные положения Требований безопасности к компьютерным средствам обучения
1. Яркостные характеристики электронных страниц должны соответствовать следующим параметрам:
– яркость — не менее 35 кд/м2 и не более 120 кд/м2;
– отрицательная и положительная неравномерность распределения яркости — не более ±20%.
2. Соотношение яркостей знаков и фона должно быть не менее 1:3 для позитивного изображения и 3:1 для негативного изображения (выворотки).
3. Для снижения негативного влияния на зрение учащихся пульсации дисплея следует применять негативное изображение (светлые знаки полужирного начертания на темном фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются белые или желтые знаки на синем фоне.
4. Для текстовой и/или знаковой информации в КСО не следует применять:
узкое и/или курсивное начертание гарнитуры шрифта;
более четырех различных цветов на одной электронной странице;
красный фон;
«движущиеся» строки по горизонтали и вертикали.
Важность воспитания экологической культуры, культуры здорового образа жизни
Развитие должно быть вполне гармоничное, как физическое, так и соответственно ему
умственное, эстетическое, нравственное.
П.Ф.Лесгафт
Закон РФ «Об образовании» определяет охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности ОУ, администрация которого должна обеспечивать условия безвредного и безопасного обучения и воспитания, организацию и проведение постоянного мониторинга влияния этих условий на организм воспитанников и учащихся на протяжении всего периода их обучения. Введение ФГОС требует ускоренного совершенствования образовательного пространства. Социальный заказ в системе общего образования заключается в подготовке подрастающего поколения следовать принципам безопасного и здорового образа жизни, в формировании у них готовности к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений. Каждый родитель, каждая семья, каждое сообщество, каждая организация и каждый субъект Российской Федерации располагают возможностями внести максимальный вклад в охрану здоровья будущего поколения. Успех станет очевиден лишь после завершения работы; неудача станет явной лишь тогда, когда устранить нанесенный ущерб будет уже слишком поздно. Это - тяжелая обязанность, однако потенциальный выигрыш бесценен.
Методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности ОУ
В основе оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений должны лежать результаты комплексных гигиенических исследований по изучению влияния факторов образовательного среды на работоспособность, функциональное состояние организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся.
Алгоритм оценки включает:
а) оценку факторов внешней среды,
б) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в начале учебного года, результаты которого принимаются в качестве исходного уровня состояния их организма,
в) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в конце учебного года, результаты которого сравниваются с исходным уровнем состояния их организма,
г) сравнительный анализ с использованием современных статистических методов и программ и установление характера динамики (или ее отсутствие) каждого из оцениваемых показателей,
д) оценку здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения,
Методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности ОУ
В качестве критериев оценки здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения принимаются две группы критериев.
К 1-й группе критериев относятся требования к:
- зданию,
- площадям групповых и классных помещений,
- воздушно-тепловому режиму,
- уровням естественного и искусственного освещения,
- ученической мебели и ее расстановке.
Ко 2-й группе критериев относится статистически достоверное отсутствие ухудшения или положительная динамика показателей :
- умственная работоспособность (по данным корректурного теста и критической частоты слияния мельканий),физическая работоспособность (PWC 170 по данным степ-теста), функциональные возможности (по уровню адаптационного потенциала), физиометрические показатели (жизненная емкость легких, мышечная сила кисти), физическая подготовленность (результаты тестирования по специальным тестам), психо-эмоциональное состояние (выраженность напряжения и стресса, уровень тревожности) физическое развитие (длина и масса тела), состояние здоровья (по данным острой заболеваемости, индексу здоровья, количеству часто болеющих детей).