СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сапотекская цивилизация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сапотекская цивилизация — одна из древнейших цивилизаций доколумбовой Мезоамерики, созданная народом сапотеков (самоназвание — Бе’ена’а). Изначально название было экзоэтнонимом, которое происходит из ацтекского языка и означает «жители места, где растёт сапотовое дерево

Просмотр содержимого документа
«Сапотекская цивилизация»

Сапотеки

Сапотекская цивилизация — одна из древнейших цивилизаций доколумбовой Мезоамерики, созданная народом сапотеков (самоназвание — Бе’ена’а). Изначально название было экзоэтнонимом, которое происходит из ацтекского языка и означает «жители места, где растёт сапотовое дерево

География.Центром зарождения цивилизации сапотеков была долина Оахака, расположенная в южной Мексике. Эта гористая местность, с высокой вулканической активностью, где очень мало равнинных, пригодных для обработки земель.

Первые постоянные поселения в Оахаке появились в XV веке до н. э. Между 1150 и 850 гг. до н. э. крупнейшим поселением состояли из 80-120 домов, на месте раскопок которых были найдены окаменевшие плоды кукурузы, чили и авокадо. После 850 года до н. э. происходит становление ранних городов, являвшихся религиозно-церемониальными и административными центрами; в них велось монументальное строительство.

В период 700—500 годы до н. э. формируются сложные вождества сапотеков, происходит значительный прирост населения. В этот период, видимо, также продолжались многочисленные войны между этими объединениями, заставляя постоянно возводить стены и укреплять главные поселения. К этому времени складываются основы сапотекской культуры — например, собственная письменность (древнее, чем у майя и миштеков) и календарь.

Монте-Альбан является одним из самыхкрупных городов в Мезоамерике и на протяжении почти тысячи лет играл значительную роль как социо-политический и экономический центр Сапотекской цивилизации. Монте-Альбан был основан примерно в 500 г. до н. э., а к 100 году до н. э. — 200 года н. э. он уже был столицей крупного экспансионистского государства, которое управляло большей частью Оахакского нагорья.

Город расположен на горе, с искусственно выровненной плоской вершиной, и возвышается над живописной долиной Оахака на высоте 400 м., благодаря чему почти не имеет оборонительных сооружений. Большинство зданий построены в одно время, в течении III-II вв. до н. э. Древние строители были хорошо знакомы с инженерным делом. Некоторые приёмы были заимствованы у мастеров Теотиуакана, что доказывает широкие культурные связи народов Мезоамерики, но большинство не использовалось ранее нигде, и применялось лишь строителями Монте-Альбана.

В то же время постоянными врагами стали северные соседи по перешейку — миштеки. Сначала преимущество в вооруженных столкновениях оставалась, как правило, за сапотеками. Но на рубеже IX—X вв. преимущество миштеков становилась все ощутимее и Монте-Альбан пал под натиском миштеков. Монте-Альбан с тех пор был оставлен жителями, а его руины миштеки превратили в пышное кладбище для своих властителей, назвав это место Юкукую (Зеленой горкой).

Митла.–религиозный центрПоселение на месте Митлы появилось ок. 500 года до н. э., однако наиболее древние из сохранившихся зданий датируются 200 годом н. э. По мере возвышения соседнего города Монте-Альбан, население постепенно покидало Митлу и город всё более превращался в культовый комплекс.

Власть сосредоточилась в руках высшего религиозного руководителя «виха-Тао» («видящий»), оставив Монте-Альбан, не покорились миштекскому нашествию, а укрепились вокруг своего религиозного центра Митла (на сапотекском языке Миктлан, что означает «Дом смерти» или «Место Вечного отдыха»).

Несколько веков поздние сапотеки удерживали Митлу с окружающими землями под своим контролем и даже смогли возродиться экономически. Об этом свидетельствует великолепие самой столицы с её дворцами и храмами, а также возобновление интенсивного градостроительства, в результате которого, кроме столицы, на этих землях сложились новые центры — Уиязоо, Ламбитек, Саачила. В 650—700 годах Саачила и Ягул получили значительную самостоятельность.

В 1440 годах Митла была завоевана миштеками, завершившими разгром независимых сапотекских образований и полностью закрепившими за собой земли Теуантепекского перешейка (правда, ненадолго, так как через несколько десятилетий в регионе уже властвовали ацтеки).

В III-II вв. до н. э. сапотекское государство приобретает окончательно сформировавшийся вид. И не в последнюю очередь благодаря завоевательной политике её правителей. Продолжая экспансию, и постоянно наращивая силы, новоявленные цари значительно расширили территорию государства, которое на рубеже н. э. простиралось далеко за пределы их родной долины. Ко II в. государство сапотеков достигло наивысшего расцвета и могущества, его воины вышли к берегам Тихого океана, а его цари теперь, так или иначе, контролировали всю центральную и южную Мексику, территории современной Гватемалы, Белиза, и частично Сальвадора и Гондураса.

Из испанских отчётов, составленных в 70-80 гг. XVI в. для королевского двора в Мадриде, известно очень много интересных подробностей об особенностях ведения войн сапотеками; Их воинские подразделения строились по образцу римских легионов ранней республики, - постоянной армии у сапотеков никогда не было. Они состояли из офицеров-аристократов, бывших профессиональными военными, и рядовых воинов-простолюдинов, призывавшихся перед началом похода, или вторжении неприятеля.

В бой сапотекские воины шли под звуки труб и бой барабанов. Впереди на носилках несли "идола”, очевидно боевой тотем, окроплявшийся кровью первого из захваченных врагов, которого приносили в жертву тут же, на поле боя. Вооружение воинов было весьма разнообразным: луки, копья, пращи, атлатли (приспособления для метания коротких копий), маканы (деревянные мечи с обсидиановыми вставками).

Всапотекской армии существовали "ордена” для особо отличившихся в битве воинов. Они представляли собой костюмы из шкур разнообразных животных, вручавшихся в зависимости от положения и степени заслуги. Самым высоким знаком отличия являлся костюм из шкуры ягуара.

Будучи достаточно воинственным народом, вполне очевидно, что война стала со временем основным источником дохода сапотекского государства. Это была и военная добыча, И дань, которая исправно взымалась с покорённых племён, и целых народов, подвластных царям сапотеков. Но только лишь война не могла обеспечить все нужды огромной державы.

Торговля.находясь фактически на перекрёстке всех торговых путей проходящих через Мезоамерику к тихоокеанскому побережью, и далее в Южную Америку, сапотеки в полной мере использовали всю выгоду такого положения. Известно о довольно тесных торговых отношениях с Теотиуаканом, с которым сапотекское государство имело общую границу, проходившую к северу от их владений. Главным предметом торговли ввозимом с севера, и особенно интересовавшем сапотеков был обсидиАн, нужный им для изготовления оружия и ведения постоянных войн. Из Теотиуакана в больших количествах привозили так же с/х продукты питания, хлопковые ткани, и керамические изделия. Из долины Оахака на север везли строевой лес, в котором так нуждались жители пустынной долины Мехико, и которым изобиловали склоны Южной Сьерра-Мадре, нещадно вырубаемой сапотеками. По сути, кроме древесины и рабов, они мало что могли предложить за желанный обсидиан, да и любые другие виды товаров. Все мезоамериканские цивилизации использовали рабов, главным образом, для жертвоприношений, и это был ходовой "товар”, но в любом случае, главным предметом экспорта сапотеков всегда была древесина.

К слову, ничего не известно о конфликтах сапотеков с их северными соседями, по всей видимости, на протяжении всей их общей истории оба народа поддерживали тёплые, дружественные отношения. Известно о целом квартале в Теотиуакане, где проживали сапотекские ремесленники, которые, по-видимому, перенимали опыт более развитых в этом теотиуаканцев. Небезынтересно так же и то, что упадок сапотекской цивилизации, по времени совпал с гибелью теотиуаканской. Неизвестно, была ли какая-то связь между двумя этими событиями, и могло так повлиять на развитие целого народа прекращение поставок обсидиана, но факт остаётся фактом.

О причинах упадка. В Монте-Альбанегороде, начиная со второй половины VII в. полностью прекращается монументальное строительство, а многие из уже построенных зданий начинают ветшать, что прямо указывает на острый социально-экономический кризис охвативший государство сапотеков. В Монте-Альбане, насчитывавшим в V в. около 25000 жителей к началу VIII в. начался резкий отток населения. В противовес главному городскому центру государства, началось резкое укрепление провинциальных центров, таких как Этла, Уицо, Куилапан, Шошокатлан, Макуильшочитль, и Саачила, которая вскоре начинает претендовать на первенство. В результате, к концу VIII в. огромная, и по нынешним временам, империя сапотеков распалась на целый ряд независимых "княжествНекоторое время правители Саачилы пытались вновь объединить государство под своей властью.

В начале XII в. миштеки всё же стали проникать в долину Оахака, путём заключения браков и альянсов с местными правителями. Со своим родами они оседали на отведенных им территориях, постепенно подчиняя их своему влиянию. В конце XV в долину Оахака вторглось войско ацтеков, они разбили объединённые силы сапотеков и миштеков, и захватили значительную часть северной долины. В последующие годы вторжения с севера только учащались.

В 1521 г. одно за другим испанские конкистадоры подчинили все сапотекские "княжества”, которые в скором времени вошли в состав новообразованного генерал-капитанства Новая Испания. Сам Кортес, за заслуги перед испанской короной, получил от Карла V земли сапотеков в наследственное владение, и звучный титул маркиз де Оахака.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!