СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сатира в творчестве М.М. Зощенко (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по рассказу М.М. Зощенко с использованием приемов "Технологии критического мышления через чтение и письмо" привлекает внимание к больным проблемам общества, учит работать с художественным текстом, знакомит с творческой манерой писателя-сатирика

Просмотр содержимого документа
«Сатира в творчестве М.М. Зощенко (8 класс)»

Технологическая карта урока


Предмет

Литература

Класс

8

Тип урока

Изучение нового материала


Технология построения урока

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Тема

Сатира в творчестве М.М. Зощенко (Рассказ «История болезни»)

Цель

Посредством анализа художественного текста выявить приемы сатирического повествования, с помощью которых писатель М.М. Зощенко привлекает внимание к больным проблемам общества.

Основные термины, понятия

Сатира, приемы сатирического повествования, проблема, нравственная проблема, гротеск, несоответствие

Методы и приемы

Работа с художественным текстом с использованием приемов «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо»: «Верное и неверное утверждение», «Мозговой штурм», «Образ текста», «Фишбоун», «Синквейн», «Магнит», «Написание названия-аннотации», эврестическая беседа.



Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная






Книгопечатная продукция

Литература. 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

Технические средства обучения

Нетбук

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс». – М.: Просвещение, 2012.




Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые способы действия

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Этап «Постановка цели и задач урока»


Озвучивает тему и цель урока.

- Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя-сатирика М.М. Зощенко. На примере рассказа «История болезни» поговорим о мастерстве Михаила Зощенко, об особенностях его повествовательной мане­ры, о том, какие сатирические традиции продолжал писатель в своих произведени­ях, мы попытаемся понять, какую цель не­сет большинство его рассказов, пораз­мышляем о пороках и недостатках общества.

Слушают учителя.

-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта


-слушать собеседника

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

-принимать и сохранять учебную цель и задачу


Этап «Стадия вызова» (Актуализация опорных знаний и умений)

Используя прием «Верные и неверные утверждения» (Приложение 1), организует работу, выявляющую знания обучающихся о жизни и творчестве М.М. Зощенко.


Работают индивидуально на листочках, отмечая знаком + верное утверждение и знаком – неверное утверждение.

-осуществлять актуализацию собственных знаний.


-уметь формулировать

собственное мнение и позицию

-принимать и сохранять учебную задачу;

-определять первичный уровень собственных знаний.

Организует самостоятельную работу с учебником, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Подводит обучающихся в выводу, что речь на уроке пойдет о сатирическом рассказе «История болезни».

Читают самостоятельно текст статьи «М.М. Зощенко» (стр. 130-131), находят в тексте информацию, нужную для самопроверки. Формулируют выводы.

-выделять существенную информацию из научного текста.


-уметь формулировать собственное мнение и позицию.

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

-осуществлять самоконтроль.

Этап «Стадия осмысления» (Работа над содержанием и смыслом текста)

Используя прием «Мозговой штурм» организует коллективную работу с художественным текстом, побуждает к высказыванию своего мнения.

- По названию рассказа «История болезни» предположите, о чем этот рассказ и кто может быть его героем.


Высказывают свои предположения, участвуют в беседе по обсуждению.

-выдвигать гипотезу и обосновывать ее

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;


-слушать собеседника;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию.

-принимать и сохранять учебную задачу

Предлагает по данным словам и словосочетаниям придумать свой сюжет рассказа с таким названием (прием «Образ текста»):

предпочитаю хворать дома, закачался на ногах, вряд ли поправитесь, температура все повышалась, потерял сознание, срочно явитесь за телом мужа, и теперь хвораю дома.


Высказывают свои предположения, участвуют в обсуждении вариантов.

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;


-строить монологическое высказывание.

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Организует первичное прослушивание аудиозаписи рассказа «История болезни» с целью сопоставления прогноза и содержания произведения (12 мин.).

- Сбылись ли ваши ожидания?

- Чем отличается прогноз от текста?

Слушают текст рассказа, сопоставляют свои предположения с сюжетом рассказа, выявляют совпадения и несоответствия.

-анализировать содержание произведения;

-выделять существенную информацию из текста.

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

-уметь строить монологическое высказывание.


-осуществлять самоконтроль;


Организует обсуждение содержания рассказа с целью выявления в нем нравственных проблем.

- С какими проблемами и почему столкнулся герой рассказа, попав в больницу?

- Актуальны ли проблемы низкого уровня медицинского обслуживания и унижения человеческого достоинства в наше время?

- С какими проблемами при посещении больницы встречались вы?

Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме, приводят примеры из текста.

Фиксируют результаты обсуждения с помощью приема «Фишбоун» (Приложение 2).

Делают обобщающий вывод: главная нравственная проблема рассказа – унижение человеческого достоинства.

-уметь выделять существенную информацию из текста, структурировать ее;

-актуализировать личный жизненный опыт;

-доказывать, аргументировать свою точку зрения.

.

-уметь формулировать собственное мнение и позицию;

-учитывать другие мнения

-принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять самоконтроль

Ставит проблемный вопрос:

- Подумайте, каким правильнее назвать рассказ «История болезни» - юмористическим или сатирическим?














Участвуют в обсуждении вопроса во фронтальном режиме.

Формулируют вывод.

Это сатирический рассказ. В нем высмеивается низкий уровень медицинского обслуживания. «История болезни» — один из тех рассказов Зощенко, в котором изображение грубости, крайнего неуважения к человеку, душевной черствости доведено до предела. Человек, выписываясь из больницы, радуется уже тому, что остался жив, и, вспоминая больничные условия, предпочитает «хворать дома».)

-уметь строить рассуждение;

-доказывать, аргументировать свою точку зрения.







-уметь формулировать собственное мнение и позицию;

-уметь строить монологическое высказывание.

-принимать и сохранять учебную задачу;


Ставит цель на выявление приемов сатирического повествования.

Организует работу по группам на выявление примеров 1) гротеска, 2) несоответствия, 3) обобщения с последующим обсуждением.

Анализируют произведение с целью выявления приемов сатирического повествования.

Фиксируют результат групповой работы с помощью приема «Магнит» (Приложение 3)

-уметь выделять существенную информацию из текста, структурировать знания;

-уметь осуществлять анализ объектов художественного текста с выделением приемов сатирического повествования.

-уметь формулировать собственное мнение и позицию.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок

Этап «Рефлексия учебной деятельности» («Присвоение» полученной информации)

Организует обсуждение обобщающего вывода.

- Против чего направлена сатира М.М. Зощенко в рассказе «История болезни»?















Участвуют в беседе по выявлению идейно-художественного смысла произведения.

Формулируют обобщающий вывод.

Рассказ направлен против наплевательского, бездушного, унижающего человеческое достоинство, неуважительного, хамского, издевательского отношения к людям. Действие рассказа происходит в больнице, заведении, где больше всего требуется внимание к людям, забота о них. Обслуживающий персонал больницы поступает с точностью «до наоборот», пользуясь своей маленькой властью над больными, слабыми людьми.

-уметь строить рассуждение;

-доказывать, аргументировать свою точку зрения.







-уметь формулировать собственное мнение и позицию;

-уметь строить монологическое высказывание.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять самоконтроль;

-вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок

- А теперь проявим творчество - напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки?

- Объявляю конкурс на лучший синквейн. Задание групповое, по желанию – индивидуальное.











- Подводя итоги сегодняшнего урока, мне очень хочется надеяться, что никто из вас не будет равнодушным к родителям, к старикам, просто людям, нуждающимся в помощи. Помните о таких словах, как сострадание, милосердие. Как вы будете относиться к окружающим, так и они будут относиться к вам.


Оценивает (ставит отметки) по результатам участия обучающихся во фронтальной, групповой и индивидуальной работе на уроке.

В группах-четверках кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают ответы.


Больной.

Униженный, страдающий.

Нервничает, протестует, смиряется.

Отступает перед хамством и цинизмом.

«Маленький человек».

Медицина.

Бесцеремонная, бездушная.

Грубят, унижают, калечат.

Чувство горечи и стыда за человека.

Равнодушие.

-уметь выделять существенную информацию из художественного текста;


-создавать письменное высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять итоговый контроль по результату;

-вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок;

-адекватно воспринимать оценку учителя.

Этап «Домашнее задание»

Объясняет сущность домашнего задания:

Написать название-аннотацию к рассказу М.М. Зощенко «История болезни» (в качестве примера приводится название-аннотация романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»)

Возможный вариант История человека, который предпочитает болеть дома после того, как попал с брюшным тифом в больницу, где чуть не умер, заразился коклюшем, получил нервное потрясение, с большим трудом вырвался из больницы и был очень рад, что остался жив, хотя жене прислали извещение явиться «за телом мужа».)

-уметь выделять существенную информацию из художественного текста;


-уметь слушать в соответствии с целевой установкой;


-принимать и сохранять учебную задачу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!