СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков в баснях И.А. Крылова. Художественные особенности.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков в баснях И.А. Крылова. Художественные особенности.»

Технологическая карта урока литературы в 8 классе.


Тема урока: Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков в баснях И.А. Крылова. Художественные особенности.


Цель урока:

Содержательная: углубить знания о басне как жанре, ее признаках, об аллегории; выявить особенности басен И.А. Крылова.

Деятельностная: совершенствовать умение понимать и интерпретировать содержание басен; определять смысл иносказания


Тип урока: урок открытия новых знаний.

УМК В.Я. Коровиной.


УУД:

Личностные: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Предметные УУД: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Оборудование: компьютер, экран, презентация к уроку.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Орг. момент.

Приветствует учеников.

Приветствуют учителя.

  1. Актуализация знаний.

Мотивация к учебной деятельности.

Предлагает послушать стихотворение современного поэта В.Я. Погорелова и угадать, о каком писателе идет речь, герои каких его произведений упоминаются.


В летнем саду, под сенью вязов

Присел сатирик отдохнуть,

В кругу друзей, что с ними разом,

Торил он дивным басням путь.


Здесь и Козел, здесь и Мартышка,

Здесь и Осел, и Царь зверей,

Здесь серый Волк и добрый Мишка,

Здесь Стрекоза и Муравей…


Он массу образов списал,

Всех в лик животных наряжал,

Для дела не жалея сил,

Весь мир он басней восхитил.


Затихли Звери, присмирели

И стойко новых басен ждут,

Таких, что достигая цели,

Порокам пикнуть не дают.


Вздремнул [поэт] и видит сон,

Что в мире все переменилось,

И правде-матушке на милость

Конфликт сословий разрешен.


В державах воцарилось братство,

Злодеев нет и нет хапуг,

И волен каждый без препятствий

По правде жить, иметь досуг…


Все звери, потерявши роли,

Живут привольненько на воле,

Комедий нет нужды играть,

Одна забота лишь – гулять…

От сновидений старец вздрогнул,

И хоть с трудом, но все ж припомнил,

Что после трапезы, в саду

Во сне увидел ерунду…

А на проверку – все как прежде,

Для улучшений нет надежды:

Зверье рычит, а Шавки лают,

Весь мир спешит, куда – не знает…

Рак, Щука, Белый Лебедь с ними,

Живут потугами благими,

А воз по-прежнему на месте…

Печалят баснописца вести…

И чтобы воз не ехал вспять,

Порок он стал искоренять,

Призвав на помощь всю ораву,

Снискавшую поэту славу!

Слушают стихотворение, определяют, что оно о И.А. Крылове, перечисляют названия басен.

  1. Открытие новых знаний.

Выразительно читает басню «Обоз».


Организует поисково-анализирующую фронтальную беседу.


- Представьте картину, нарисованную в басне, опишите ее, опираясь на иллюстрации художников А.М. Лаптева, Е.М. Рачева, Г.Е. Никольского. Кто из художников наиболее ярко, на ваш взгляд, проиллюстрировал содержание баски?

- Назовите всех героев басни.



- Дайте характеристику каждому герою, подтверждая словами из текста басни.

























- Что олицетворяет каждый из образов басни? Какой из них имеет наиболее обобщенный смысл?



- Почему в первой строке басни слово «Обоз» написано с большой буквы? Если это персонаж, то что он олицетворяет?











- Какой обобщающий смысл заключен в морали басни? К каким жизненным ситуациям эти слова можно отнести? Смоделируйте одну из ситуаций и примените к ней слова морали басни.









- Как вы думаете, может ли быть у этой басни какая-то историческая основа? Предположите, какая?


Сообщает сведения об исторической основе басни «Обоз».

- Многие басни И.А. Крылова, как вы уже знаете, посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 г. Вот и басня «Обоз» создана на основе конкретных исторических событий.

Из истории известно, что полководец М.И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику в Отечественной войне 1812 г. Нетерпеливый царь не мог понять уклонений Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Используя характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание, Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, доверяя его военному опыту и житейской мудрости. Он рисует опасную ситуацию, когда Обоз с горшками должен спускаться с опасной горы. Под образом доброго коня Крылов имел в виду Кутузова – осторожного и опытного полководца. А в образе молодой лошади – царя Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.

В конце басни скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).

Таким образом, басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию.








Описывают картину, нарисованную в басне. Рассматривают и анализируют иллюстрации. Аргументируют свое мнение.





- хозяин обоза, добрый конь, молодая лошадь, автор-повествователь.

- Хозяин опытный, осторожный, не хочет лишиться своего товара, сводит первый воз «легонько». Добрый (т.е хороший, послушный) конь везет воз осторожно, потихоньку, крестцом его поддерживая, не дает возу разгоняться, не слушает замечаний молодой лошади, хотя они оскорбительны; он хороший работник. Молодая лошадь, не зная особенностей крутого спуска, ругает доброго коня за каждый шаг, оскорбляет его, называя «ослом», говоря, что на нем можно только воду возить; сама же, спускаясь с возом, упала в ров и разбила хозяйские горшки; оставляет неприятное впечатление неумелого работника, скандалистки, зазнайки. Автор – человек, умудренный житейским опытом; именно ему принадлежат слова морали басни.

- Наиболее обобщенный смысл имеет образ молодой лошади; она аллегорически отражает самонадеянность, зазнайство, надменность мало знающего и умеющего человека.

- Возможно, этот образ олицетворяет некое единство действующих лиц, их коллектив; если у кого-то из героев что-то не получается, то не выйдет выполнить работу хорошо у всего коллектива. Таким образом, молодая лошадь, не умеющая работать сообща и ругающая одного из своих товарищей, не только сама не выполняет работу хорошо, но и портит то, над чем трудился весь коллектив.

- Мораль басни Крылова «Обоз» можно выразить знакомой всем нам поговоркой: «у других в глазу видишь соломинку, у себя и бревна не заметишь». С критиками, которые готовы оспорить любое действие окружающих, мы сталкиваемся, чуть ли не ежедневно, но мудрый человек не должен обращать на них внимания. Так поступил Конь – он, хоть и с огрехами, но выполнил свою задачу – довез воз в целости.

- Может. Предлагают варианты.





Слушают, кратко конспектируют.

  1. Первичное закрепление.

Организует повторение теоретических сведений о басне как жанре и выявление особенностей басен И.А. Крылова (на основе прочитанных ранее басен).

- Литературовед М.Л. Гаспаров в книге «Басни Эзопа» писал: «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир? И как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. На второй – басней».

Прочитайте теоретические сведения в карточке-информаторе.


Карточка-информатор.

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего являются басенные звери.

Аллегория – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ.

Структура басни. Басня состоит из двух частей: образного рассказа и дидактической морали.

Композиция басни может быть разной: 1) мораль, рассказ; 2) рассказ, мораль; 3) мораль, рассказ, мораль.


- В чем вы видите особенности басен И.А. Крылова с точки зрения их структуры и композиции?











- В чем заключается особенность изображения персонажей басен Крылова?







- Каким представляется образ автора? Есть ли у него отрицательные черты?







- Что характерно для языка басен Крылова?



















Читают теоретические сведения.



























Отвечают на вопросы.

- Композиция басен в большинстве своем соответствует структурным требованиям: басни содержат образный рассказ и дидактический вывод. Но нравоучение, сделанное автором, чаще всего дается не прямолинейно, а через реалистические образы. Очень часто мораль имеет гораздо более широкий смысл, чем это высказано баснописцем.

- Изображение героев-животных имеет в основном тот же аллегорический смысл, что и в сказках, но есть абсолютно своеобразные аллегорические трактовки, например, мартышки, не умеющей пользоваться очками, лисы, не сумевшей достать виноград.

- За образом рассказчика прочно закрепилось народное прозвище – «дедушка Крылов». Оно подчеркивает народную мудрость его басен, популярность писателя, доверие читателей к нему. Он строгий, но не жестокий судья человеческих пороков.

- Поэтическая речь Крылова обладает удивительной естественностью, богатством оттенков живого разговорного народного языка, точностью смысла и интонаций. Она лаконична, многие выражения стали афоризмами.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Предлагает составить небольшое высказывание (прием «Микрофон»).

1. Не кажется ли вам, что басня как жанр устарела?

2. Какие басни И.А Крылова вы обязательно прочитаете своим детям? Почему?

Составляют высказывания и озвучивают их.

  1. Обсуждение д/з.

Выполнить творческое задание на выбор:

- составить электронную или самодельную мини-книгу «Басни И.А. Крылова», включив в нее сведения о баснописце и несколько басен с краткими комментариями к ним;

- сочинить свою басню, соблюдая жанровые требования;

- написать мини-сочинение «Ах, эти басни!».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!