Занятие по социально-бытовой ориентировке, 9 класс (Тема: «Культура поведения»)
Тема урока: «Понятие конфликт и конфликтная ситуация» (1 час)
Цель: Раскрыть понятие «конфликт», «конфликтные ситуации». Как предотвратить конфликт. Определение причин возникающих конфликтов.
Задачи
Образовательная:
- способствовать повышению коммуникативного уровня учащихся;
- практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции;
- способствовать процессу самопознания через создание условий самовыражения.
Коррекционно-развивающая:
- способствовать осознанию позитивных возможностей эффективного разрешения конфликта;
-мотивировать учащихся на расширение, уточнение и активизацию словарного запаса;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания; эмоционально-волевой сферы.
Воспитательная:
-способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств: ответственности, уважения к окружающим, толерантности.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель: Чтобы занятие было полезным и вы все поняли и запомнили, необходимо быть активным, участвовать во всем.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
- Что такое « коллектив»?
-Какой коллектив можно назвать дружным?
-Как выражаете свое отношение к происходящему?
Вывод: Все эти действия называются «эмоции». Эмоции бывают положительные и отрицательные.
Задание: Укажите эмоции положительные и отрицательные.
Вывод: Благодаря чувствам и эмоциям мы воспринимаем окружающий мир, принимаем в нем активное участие и испытываем определенные переживания. Одни ситуации вызывают ненависть и гнев, другие любовь, радость. Именно переживания делают нас людьми.
Учитель: В зависимости от эмоций общение можно назвать «позитивным»(хорошее, дружелюбное, доброжелательное) и «негативным»(напряженным, недобрым, злым) Вопрос: -При каком общении чаще возникают разногласия?
-Эти разногласия называют конфликтами. Обратите внимание, что конфликты-это все отрицательные эмоции. Сегодня поговорим об этом подробнее.
2. Сообщение темы и цели урока. Понятие конфликт и конфликтная ситуация.
И вопросы, которые мы рассмотрим на занятии:
-что такое конфликт и конфликтная ситуация?
-почему происходят конфликты?
-как вести себя при конфликтной ситуации?
Что же такое конфликт? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (спор, ссора, разборка, драка).
Да, действительно, все это можно отнести к конфликту. Определение слова есть в словаре. Конфликт- столкновение, серьезное разногласие, спор.
3. Сейчас мы проведем с вами небольшой эксперимент. Для этого к доске выйдут двое учащихся. Задание простое. Перед вами стул. По моей команде на счет «три» вам нужно успеть занять стул. Кто быстрее?
Обсуждение
Учитель: В чем заключался интерес? В чем была проблема? Мы можем сказать, что наш интерес и наши возможности не совпали? Может ли это быть причиной конфликта? А кто в данном случае был виновником конфликта? (ответы)
Правильно, это я создала ситуацию, которую можно назвать «конфликтной».
4 Ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную по отношению к интересам другой стороны называется конфликтной ситуацией.
Учитель: Из-за чего развивается конфликт? Что может быть причиной?
5. Причина или предмет конфликта-это проблема, лежащая в основе конфликта.
Учитель: Представьте себе ситуацию. Маше и Сереже дали один апельсин на двоих. СЛАЙД. Как вы думаете, почему они спорят? (Они не хотят его делить.)
6. Причины конфликта, или противоречия из-за которых возникла конфликтная ситуация, называют сигналами конфликта .
Какие бывают сигналы конфликта, мы узнаем, разобрав ситуацию двух подруг-Лены и Кати. Лена подозревает, что Катя взяла ее заколку и не вернула. Что будет чувствовать Лена? Как она будет себя вести? (Ответы учащихся).
Между девочками возникло НЕДОРАЗУМЕНИЕ. Это один из сигналов конфликта. Люди часто впадают в недоразумение, делая ложные выводы из ситуации, чаще всего из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания.
Как вы думаете, что будет, если Лена долго ничего не скажет Кате о своих подозрениях? Решится ли конфликт? Появляется второй сигнал-НАПРЯЖЕНИЕ. Состояние напряжения меняет отношение к другому человеку, понимание его поступков и действий. Взаимоотношения становятся хуже.
Вернемся к нашим подругам. Катя стала замечать, что отношение Лены к ней изменилось. Они стали меньше общаться. Что чувствует Катя? (Ответы).
Это сигнал приближающегося конфликта-ДИСКОМФОРТ. Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя словами это выразить трудно.
Если ситуация не будет выяснена, если девочки не смогут поговорить и понять друг друга, что может произойти? (ответы).
Они прекратят общение. Этот сигнал называется КРИЗИС.
Итак? В чем же причины конфликта между девочками? Как бы вы предложили решить их проблему? (ответы) .
Проблема решена..
Вывод: мы разобрали второй вопрос. Почему происходят конфликты. Если вы научитесь узнавать сигналы приближающегося конфликта, то сможете их предотвратить.
7. Учитель: А сейчас немного отдохнем. Я предлагаю выполнить небольшое творческое задание. У вас есть чистый лист бумаги. Положите его на середину стола. Задание будет следующее: вместе со своим соседом, одной ручкой нарисуйте на бумаге домик.
Обсуждение.
Учитель: Что у вас получилось? Было ли вам трудно выполнить это задание? Если смогли договориться, то как? (Ответы). Это упражнение очень хорошо показывает, как можно вести себя в конфликтной ситуации.
8. Учитель: Посмотрите, Маша и Сережа до сих пор ссорятся. Попробуем им помочь. Стратегий поведения в конфликтной ситуации несколько.
Как поступить с апельсином? Разрезать пополам? Это будет стратегия КОМПРОМИССА. Предмет желания делится поровну. А может потянуть жребий? Или рассудить, кому он нужнее? Тогда кому-то придется уступить, и дальнейшие отношения будут зависеть от того, насколько чистосердечно принято это решение.
Об этих и других стратегиях мы поговорим на другом уроке. А сегодня рассмотрим стратегию, которая называется СОТРУДНИЧЕСТВО. При этом взаимодействии положительный результат получают обе стороны. Для этого нужно:
Шаг 1.Узнать чего и почему хотят участники конфликта.
Давайте спросим Машу и Сережу, зачем им апельсин? Предположим, Сережа сказал, что он хочет пить, и ему нужен сок. А Маша хочет испечь пирог, и ей нужна цедра.
Шаг 2.Быть может их желания не противоречат , а дополняют друг друга?
Наш опрос показал, что апельсин нужен им для разных целей.
Шаг 3.Каковы варианты решений?
Если один хочет сок, а другой – кожуру, ответ прост, т.к. каждый может взять то, что он хочет от целого апельсина.
Шаг 4. Сотрудничество.
Если искать решение проблемы вместе, оно будет найдено быстрее. Отношения сохранятся, а, возможно, станут и лучше.
Мы рассмотрели третий вопрос нашего плана «Как вести себя в конфликтной ситуации?»
Хочу напомнить вам золотое правило «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой».
9. Учитель: А теперь, чтобы вы смогли самостоятельно оценить знания, полученные на уроке, решите тест.(работают индивидуально)
Конфликт- это: В результате конфликта у человека
- необходимость при общении, возникает чувство:
- результат неправильного общения. радости, гнева, обиды, интереса.
Как вы назовете разговор двух школьников «Одолжи, пожалуйста, ручку. –Обойдешься, свою надо иметь».
-дружеская беседа;
-конфликтная ситуация;
-компромисс.
Когда конфликтная ситуация решается в пользу обеих сторон, это…
-соперничество;
-уступка;
-сотрудничество.
Сравните свои ответы с ответами на слайде. За каждый правильный ответ поставьте один балл. Те, кто считает, что работал на уроке активно, добавьте себе еще один балл. Посчитайте, что у вас получилось, подпишите листочки и передайте мне.
10. Наш урок заканчивается. Скажите, все ли вопросы плана мы рассмотрели? Был ли урок полезен? Было ли вам комфортно на уроке? Почему?
11. Итоги
СЛАЙД «Спасибо за урок».