СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СБО "Конфликт и конфликтная ситуация" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие конфликта и конфликтной ситуации. Как предотвратить или разрешить конфликт. Компромисс.

Просмотр содержимого документа
«СБО "Конфликт и конфликтная ситуация" 9 класс»

Занятие по социально-бытовой ориентировке, 9 класс (Тема: «Культура поведения»)


Тема урока: «Понятие конфликт и конфликтная ситуация» (1 час)

Цель: Раскрыть понятие «конфликт», «конфликтные ситуации». Как предотвратить конфликт. Определение причин возникающих конфликтов.

Задачи

Образовательная:

- способствовать повышению коммуникативного уровня учащихся;

- практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции;

- способствовать процессу самопознания через создание условий самовыражения.

Коррекционно-развивающая:

- способствовать осознанию позитивных возможностей эффективного разрешения конфликта;

-мотивировать учащихся на расширение, уточнение и активизацию словарного запаса;

- способствовать развитию мышления, памяти, внимания; эмоционально-волевой сферы.

Воспитательная:

-способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств: ответственности, уважения к окружающим, толерантности.

Ход урока

Организационный момент. Психологический настрой.

  1. Учитель: Чтобы занятие было полезным и вы все поняли и запомнили, необходимо быть активным, участвовать во всем.

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Что такое « коллектив»?

-Какой коллектив можно назвать дружным?

-Как выражаете свое отношение к происходящему?

Вывод: Все эти действия называются «эмоции». Эмоции бывают положительные и отрицательные.

Задание: Укажите эмоции положительные и отрицательные.

Вывод: Благодаря чувствам и эмоциям мы воспринимаем окружающий мир, принимаем в нем активное участие и испытываем определенные переживания. Одни ситуации вызывают ненависть и гнев, другие любовь, радость. Именно переживания делают нас людьми.

Учитель: В зависимости от эмоций общение можно назвать «позитивным»(хорошее, дружелюбное, доброжелательное) и «негативным»(напряженным, недобрым, злым) Вопрос: -При каком общении чаще возникают разногласия?

-Эти разногласия называют конфликтами. Обратите внимание, что конфликты-это все отрицательные эмоции. Сегодня поговорим об этом подробнее.

2. Сообщение темы и цели урока. Понятие конфликт и конфликтная ситуация.

И вопросы, которые мы рассмотрим на занятии:

-что такое конфликт и конфликтная ситуация?

-почему происходят конфликты?

-как вести себя при конфликтной ситуации?

Что же такое конфликт? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (спор, ссора, разборка, драка).

Да, действительно, все это можно отнести к конфликту. Определение слова есть в словаре. Конфликт- столкновение, серьезное разногласие, спор.

3. Сейчас мы проведем с вами небольшой эксперимент. Для этого к доске выйдут двое учащихся. Задание простое. Перед вами стул. По моей команде на счет «три» вам нужно успеть занять стул. Кто быстрее?

Обсуждение

Учитель: В чем заключался интерес? В чем была проблема? Мы можем сказать, что наш интерес и наши возможности не совпали? Может ли это быть причиной конфликта? А кто в данном случае был виновником конфликта? (ответы)

Правильно, это я создала ситуацию, которую можно назвать «конфликтной».

4 Ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную по отношению к интересам другой стороны называется конфликтной ситуацией.

Учитель: Из-за чего развивается конфликт? Что может быть причиной?

5. Причина или предмет конфликта-это проблема, лежащая в основе конфликта.

Учитель: Представьте себе ситуацию. Маше и Сереже дали один апельсин на двоих. СЛАЙД. Как вы думаете, почему они спорят? (Они не хотят его делить.)

6. Причины конфликта, или противоречия из-за которых возникла конфликтная ситуация, называют сигналами конфликта .

Какие бывают сигналы конфликта, мы узнаем, разобрав ситуацию двух подруг-Лены и Кати. Лена подозревает, что Катя взяла ее заколку и не вернула. Что будет чувствовать Лена? Как она будет себя вести? (Ответы учащихся).

Между девочками возникло НЕДОРАЗУМЕНИЕ. Это один из сигналов конфликта. Люди часто впадают в недоразумение, делая ложные выводы из ситуации, чаще всего из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания.

Как вы думаете, что будет, если Лена долго ничего не скажет Кате о своих подозрениях? Решится ли конфликт? Появляется второй сигнал-НАПРЯЖЕНИЕ. Состояние напряжения меняет отношение к другому человеку, понимание его поступков и действий. Взаимоотношения становятся хуже.

Вернемся к нашим подругам. Катя стала замечать, что отношение Лены к ней изменилось. Они стали меньше общаться. Что чувствует Катя? (Ответы).

Это сигнал приближающегося конфликта-ДИСКОМФОРТ. Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя словами это выразить трудно.

Если ситуация не будет выяснена, если девочки не смогут поговорить и понять друг друга, что может произойти? (ответы).

Они прекратят общение. Этот сигнал называется КРИЗИС.

Итак? В чем же причины конфликта между девочками? Как бы вы предложили решить их проблему? (ответы) .

Проблема решена..

Вывод: мы разобрали второй вопрос. Почему происходят конфликты. Если вы научитесь узнавать сигналы приближающегося конфликта, то сможете их предотвратить.

7. Учитель: А сейчас немного отдохнем. Я предлагаю выполнить небольшое творческое задание. У вас есть чистый лист бумаги. Положите его на середину стола. Задание будет следующее: вместе со своим соседом, одной ручкой нарисуйте на бумаге домик.

Обсуждение.

Учитель: Что у вас получилось? Было ли вам трудно выполнить это задание? Если смогли договориться, то как? (Ответы). Это упражнение очень хорошо показывает, как можно вести себя в конфликтной ситуации.

8. Учитель: Посмотрите, Маша и Сережа до сих пор ссорятся. Попробуем им помочь. Стратегий поведения в конфликтной ситуации несколько.

Как поступить с апельсином? Разрезать пополам? Это будет стратегия КОМПРОМИССА. Предмет желания делится поровну. А может потянуть жребий? Или рассудить, кому он нужнее? Тогда кому-то придется уступить, и дальнейшие отношения будут зависеть от того, насколько чистосердечно принято это решение.

Об этих и других стратегиях мы поговорим на другом уроке. А сегодня рассмотрим стратегию, которая называется СОТРУДНИЧЕСТВО. При этом взаимодействии положительный результат получают обе стороны. Для этого нужно:

Шаг 1.Узнать чего и почему хотят участники конфликта.

Давайте спросим Машу и Сережу, зачем им апельсин? Предположим, Сережа сказал, что он хочет пить, и ему нужен сок. А Маша хочет испечь пирог, и ей нужна цедра.

Шаг 2.Быть может их желания не противоречат , а дополняют друг друга?

Наш опрос показал, что апельсин нужен им для разных целей.

Шаг 3.Каковы варианты решений?

Если один хочет сок, а другой – кожуру, ответ прост, т.к. каждый может взять то, что он хочет от целого апельсина.

Шаг 4. Сотрудничество.

Если искать решение проблемы вместе, оно будет найдено быстрее. Отношения сохранятся, а, возможно, станут и лучше.

Мы рассмотрели третий вопрос нашего плана «Как вести себя в конфликтной ситуации?»

Хочу напомнить вам золотое правило «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой».

9. Учитель: А теперь, чтобы вы смогли самостоятельно оценить знания, полученные на уроке, решите тест.(работают индивидуально)

Конфликт- это: В результате конфликта у человека

- необходимость при общении, возникает чувство:

- результат неправильного общения. радости, гнева, обиды, интереса.

Как вы назовете разговор двух школьников «Одолжи, пожалуйста, ручку. –Обойдешься, свою надо иметь».

-дружеская беседа;

-конфликтная ситуация;

-компромисс.

Когда конфликтная ситуация решается в пользу обеих сторон, это…

-соперничество;

-уступка;

-сотрудничество.

Сравните свои ответы с ответами на слайде. За каждый правильный ответ поставьте один балл. Те, кто считает, что работал на уроке активно, добавьте себе еще один балл. Посчитайте, что у вас получилось, подпишите листочки и передайте мне.

10. Наш урок заканчивается. Скажите, все ли вопросы плана мы рассмотрели? Был ли урок полезен? Было ли вам комфортно на уроке? Почему?

11. Итоги

СЛАЙД «Спасибо за урок».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!