СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник диагностических материалов по выявление интересов, увлечений и творческих способностей обучающихся младших классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе собраны диагностики и диагностические задания и игры, которые помогут определить интересы, увлечения и творческие способности обучающихся младших классов. Разработка предназначена для учителей начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Сборник диагностических материалов по выявление интересов, увлечений и творческих способностей обучающихся младших классов.»

Диагностический материал для выявления интересов и склонностей младших школьников

1. Диагностика на выявление интересов младших школьников

Автор – А.И.Савенков.

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников.

Учитель, воспользовавшись данной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одарённости ребёнка.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках. Ответ на первый вопрос помещайте в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак

«-», если нравится «+», если очень нравится, ставьте «+ +».

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

• математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

• гуманитарная сфера (2-й столбик);

• художественная деятельность (3-й столбик);

• физкультура и спорт (4-й столбик);

• коммуникативные интересы (5-й столбик);

• природа и естествознание (6-й столбик);

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию (7-й столбик).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали. Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Методика «Кем быть?»

Автор – Бодалев А.А.

Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора.

Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»; в) написать рассказ на тему: «Моя мама (папа) на работе».

Обработка полученных материалов может включать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.

Методика «Составление расписания на неделю»

(С.Я.Рубинштейн в модификации В. Ф.Моргуна)

Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам.

Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать любые. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием «школы будущего», составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

Методика «Мой герой»

Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать.

Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах.

1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно):

- на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь?

- есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему?

- на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?

2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели быть похожими: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа.

3. Сочинение-рассказ (сказка) «Я хочу быть, как...».

Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.



Методика оценки общей одаренности

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.


Опросник Г. Дэвиса

  • Я думаю, что я аккуратен(тна).

  • Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

  • Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

  • Я люблю быть лучшим(ей) во всем.

  • Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.

  • Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.

  • Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.

  • В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.

  • Я иногда поступаю по–детски.

  • Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.

  • Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.

  • Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.

  • Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

  • Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

  • Я часто скучаю.

  • Я буду значимым и известным, когда вырасту.

  • Я люблю смотреть на красивые вещи.

  • Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.

  • Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

  • Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.

  • Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

  • Биполярность картины мира

  • Экстенсиональность (открытость новому опыту, проницаемость границ понятий, убеждений, идей, гипотез, установок)

  • Позиция творца (креативное отношение к миру и к себе)

Ключ. Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Значение утверждений:

1 – принятие беспорядка

2 – беспокойство о других

3 – стремление к риску

4 – желание выделиться

5 – альтруизм

6 – недовольство собой

7 – любопытство

8 – непопулярность

9 – регресс на детство

10 – отбрасывание давления

11 – любовь к одиночной работе

12 – самодостаточность

13 - независимость

14 – деловые ошибки

15 – отсутствие скуки

16 – чувство предназначенности

17 – чувство красоты

18 – потребность в активности

19 – спекулятивность

20 – стремление к риску

21 – потребность в активности

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности.


Диагностики на выявление творческих способностей младших

школьников в игровых тестах для учета в организации

образовательного процесса их индивидуальных способностей

1. Тест П.Торренса на творческое мышление

(адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой,

Н.П.Щербо в 1990 году).

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть

похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных

незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении

задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные

фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в

преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении

разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению

большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется

числом ответов, соответствующих требованиям задания;

- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи,

переходить от одного аспекта проблемы к другому;

- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных,

неочевидных идей;

- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность

наилучшим способом воплотить идею, замысел.

Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными

образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо

показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.

Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.

Так для детей, мы показываем фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.

При оценке данного задания можно использовать трёхбалльную систему, т.е.

представить итоги в трёх уровнях:

высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность

показа; средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;

низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.

Диагностика-3

I задание.

Предлагается название двух фигур: «Малюме» и «Текете».

-Почему их так зовут?

-Два мешочка, один наполнен ватой, а другой острыми предметами, какой

мешочек кому принадлежит?

-Какой цвет подойдёт каждой фигурке?

-Придумай тарабарский язык, на котором каждый из них говорит.

-Превратись в фигурку и покажи, какая походка у каждого из них.

II задание.

«Клее» - название теста по фамилии художника, разработавшего данный метод.

Тест и его проведение схожи с методикой Роршаха «Чернильные пятна». Разница

лишь в том, что стимулом является эстетико-художественный образ, который

можно раскодировать с разной степенью попадания.

Инструкция: На что похоже? Что напоминает? Необходимо ввести детей в

игровую ситуацию: «Один злой волшебник обладал одной волшебной вещью и с её помощью превратил всё живое в непонятных существ. Кто тут заколдован?

Если догадаешься, то освободишь их от чар».

III задание.

Методика Роршаха «Чернильные пятна».

Дети заранее делают сами, либо им раздаётся лист бумаги с пятном от чернил.

Аналогично предыдущему заданию школьники размышляют, кто изображён на листе.

Оценка в баллах:

1 балл - ассоциативность образов: далёкие образы, но правомерные;

2 балла – многоаспектность учтённых признаков, полнота и синтез учтённых

признаков;

3 балла – оригинальность, рассчитывается по всем детским спектрам.

Диагностика – 4

Анкета для родителей

1) Ф. И. ребёнка

2) Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий).

3) Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?

4) Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?

5) Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в театрах,

совместно просматриваете кинофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?

6) Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки,

фантазировать, размышлять?

7) Всегда ли доделывает свою работу до конца?

8) Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?

9) Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?

10) Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?

5. Творческое задание «Три краски»

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление,

художественное восприятие.

Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется.

Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.

6. Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле

"Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

Тест 1. «Использование предметов»

(варианты употребления) - вербальный тест на семантическую гибкость и

альтернативное применение объекта.

Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета.

Перечислить способы употребления предмета, отличающиеся от их обычного

употребления.

Инструкция: “Что можно сделать со спичечным коробком? Какие возможности вы предложите? Показатели: беглость – суммарное число ответов.

За каждый ответ – 1 балл. Все баллы суммируются. Оригинальность – число

ответов с необычным употреблением понятия. Оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке.

Один оригинальный ответ – 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы

суммируются.

Тест 7. «Составление изображений».

Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция: нарисуйте определенные объекты, пользуясь набором фигур (круг, прямоугольник, треугольник, полукруг).

Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и

положения, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

На тестовом бланке, состоящем из четырех квадратов, нужно нарисовать: в

первом – ЛИЦО, во втором – ДОМ, в третьем – КЛОУНА, в четвертом – то, что ты захочешь и его надо подписать - назвать.

Показатели: беглость – гибкость: n1 – число изображенных элементов, 1

деталь – 0,1 балла, гибкость – число использованных классов фигур. 1 класс

фигур – 1 балл. Гибкость от 0 до 4 – n2, n3 – число ошибок. Ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка – 0,1 балла.

Оригинальность - M1 – число оригинальных рисунков (по содержанию, по теме) и относиться только к последнему рисунку. Оригинальным считается рисунок с необычным использованием элементов, оригинальным их расположением. Один оригинальный рисунок – 5 баллов. По частоте встречаемости. M2 – число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычного расположения, один оригинальный элемент – 3 балла. Затем показатели суммируются по всем 4 рисункам.

Изучение развития логических операций

Для изучения уровня логических операций младших школьников удобно использовать тест, разработанный Э.Ф Замбацявичене (1984).

Тест достаточно информативен для изучения особенностей словеснологического мышления для младших школьников. Тест можно проводить как

индивидуально, так и в группе детей.

Каждому ребенку раздают листы с заданиями, на которых он отмечает свой

вариант ответа.

Инструкция к блоку заданий №1 «Осведомленность».

Прочитай первую фразу. Из перечисленных под фразой слов выбери одно слово, которое подходит по смыслу, чтобы закончить эту фразу. Нужное слово подчеркни. Выбирай только одно слово. Например: У сапога всегда есть подошва.

Переходи к чтению следующей фразы.

Инструкция к блоку заданий №2 «Исключение понятий».

Прочитай первый ряд слов. Среди них есть одно, которое не подходит к

остальным. Подчеркни его. Прочитай следующий ряд слов и тоже найди слово, не

подходящее к остальным четырем словам”.

Инструкция к блоку заданий №3 «Обобщение».

Прочитай первые два слова. Как назвать одним словом или словосочетанием те предметы, о которых

идет речь? Выпиши это слово или словосочетание после двух напечатанных слов.

Переходи к следующим двум словам.

Инструкция к блоку заданий №4 «Аналогии».

Под цифрой один в первом столбике над чертой написано – огурец, а под

чертой – овощ. Эти предметы находятся в определенном отношении. Чтобы

лучше понять это отношение, можно между словами огурец и овощ вставить

какое-либо слово (глагол, предлог).

НАПРИМЕР: Огурец - это овощ. В правом столбике надо выбрать из слов

под чертой такое слово, которое бы относилось к слову гвоздика, так же, как

слово овощ к слову огурец.

Например: Гвоздика это… подчеркни выбранное слово и переходи к

следующему заданию”. Левый столбик: Огород – морковь (на огороде растет

морковь). Правый столбик: В саду растет… По такому же способу подбираются

технические термины.

Выбери нужное слово и подчеркни его. Дальше выполняй задания

самостоятельно. Оценка результатов. По каждому блоку подсчитывается

количество правильных ответов. Поскольку в каждом блоке по 10 заданий,

максимальное количество баллов – 10.

Суммируя количество баллов всех четырех блоках, получаем общий

показатель развития логических операций ребенка. Средний суммарный балл для

выборки детей 8 лет в нашем исследовании составил 29 баллов. Средний

суммарный балл для выборки детей 9 лет составил 34 балла. Оценка может

производиться по следующим таблицам:

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Количество баллов Уровень развития интеллектуальных

операций

36-40 Высокий уровень

32-35 Выше среднего

26-31 Средний уровень

20-25 Уровень ниже среднего

19 и менее Низкий уровень

Игровой тест «Три слова»

Ниже предлагается тест-игра для оценки воссоздающего и творческого

воображения. Кроме того, тест диагностирует общий словарный запас, логическое

мышление, общее развитие.

Предложите ребенку три слова и попросите его как можно скорее написать

наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связной рассказ.

Слова для работы: ДВОРЕЦ БАБУШКА КЛОУН РАЗБОЙНИК ЗЕРКАЛО

ЩЕНОК ТОРТ ОЗЕРО КРОВАТЬ

Чем больше фраз предложит ребенок, тем в большей степени развито у него

воображение. Для диагностических целей используется следующий прием

обработки. Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в

соответствии с предлагаемыми критериями.

Ключ: 5 баллов – остроумная, оригинальная фраза.

4 балла – правильное, логическое сочетание слов, но не в каждой фразе

используются все три слова.

3 балла – банальная фраза.

2 балла – два слова имеют логическую связь, третье – нет.

1 балл – бессмысленное сочетание слов.

Пример выполнения данного теста: “Бабушка и клоун живут во дворце.

Дворец красивый. Клоун смешит бабушку”. – 4 балла. “Клоун и бабушка во

дворце. Бабушка и клоун во дворце. Во дворце бабушка, клоун”. – 3 балла.

“Бабушку рассмешил клоун, а за рекой дверец”. – 2 балла. Весь приведенный

материал получен от детей 8-летнего возраста.


Как развита фантазия у вашего ребенка.

Ответьте на вопросы и подсчитайте баллы. В скобках после вопроса

указаны баллы: первый – за ответ «да», второй – за ответ «нет»)

1. Увлекается ли ваш ребенок рисованием? (2, 1)

2. Часто ли он грустит? (1, 2)

3. Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения? (1, 0)

4. Проявляет ли он инициативу в учебе? (2, 1)

5. Размашистый ли у него почерк? (1, 0)

6. Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? (2,1)

7. Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки “от скуки” (0, 1)

8. Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи? (1, 0)

9. Он пишет длинные сочинения по литературе? (2, 1)

10.Ему снятся необыкновенные сны? (1, 0)

11.Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию? (1, 0)

12.Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги? (1, 0)

Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:

14-16 очков: У него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь

ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему, и окружающим его людям.

9-12 очков: Фантазия ребенка не из самых слабых, однако, нуждается в

тренировке и доразвитии.

5-8 очков: Скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В

определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!