СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник дидактических материалов для развития креативности мышления детей 8-го года жизни во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Сборник – книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы.

Необходимость данного сборника очевидна, поскольку вовлечение детей в школьную жизнь, как в урочное, так и во внеурочное время начинается с семилетнего возраста, и оно не может строиться только на решении учебных задач, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни - все эти навыки формируются с детства и именно школа должна формировать нестандартную личность ребенка.

Целью сборника является подбор и структурирование дидактических материалов для развития креативности мышления детей 8-го года жизни во внеурочной деятельности.

Задачи: 

  1. Вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями, навыками.
  2.  Развивать беглость воспроизведения идей младшими школьниками;
  3.  Усиливать гибкость мысли, способность к быстрому переключению;
  4. Развивать способность к оригинальности мыслительных процессов;
  5.   Формировать точность воспроизведения мысли.

Планируемый результат реализации сборника дидактических материалов: использование сборника учителями и студентами во внеурочной деятельности для развития креативности мышления детей младшего школьного возраста.

В сборнике собраны игры, творческие задания  для развития креативности мышления детей 8-го года жизни, которая формируется по 4 критериям: беглость, гибкость, оригинальность и точность. А так же диагностический инструментария для исследования уровня креативности.

Просмотр содержимого документа
«Сборник дидактических материалов для развития креативности мышления детей 8-го года жизни во внеурочной деятельности»

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области

ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»




Сборник дидактических материалов для развития креативности мышления детей 8-го года жизни во внеурочной деятельности









Красноуфимск

2017

Сборник дидактических материалов для развития креативности мышления детей 8-го года жизни во внеурочной деятельности.

В сборнике представлены игры, творческие задания, которые могут быть использованы во внеурочной деятельности для развития креативности мышления детей 8-го года жизни.

Сборник предназначен учителям начальных классов, студентам педагогического колледжа.




© ГБПОУ СО Красноуфимский педагогический колледж. 2017 г.

Кафедра психолого-педагогических дисциплин.

Составитель: Колмакова И.А., студентка 32 группы специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Руководитель: Екимова Е.В., преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин



Содержание

Пояснительная записка 4

Игры для развития креативности мышления 8

«Закончи слово» 8

«Что на что похоже» 8

«Волшебные кляксы» 8

«К счастью... К сожалению...» 9

«Веселый счет» 9

«Назови предметы» 10

«Зашифрованное слово» 10

«Словоассоциации» 11

«Превращения» 11

«Как это можно использовать» 12

«Покажи понятие» 12

«Принцесса и крестьянин» 13

«Сочинитель» 14

«Творческое озарение» 14

«Теремок» 15

Творческие задания 16

Рекомендации учителю по использованию игр и творческих заданий во внеурочной деятельности 20

Дидактические материалы, направленные на развитие креативности мышления младших школьников во внеурочной деятельности 22

Конструкт внеурочного занятия 22

Сценарий коллективно-творческой деятельности «Путешествие по цветным морям» 31

Список информационных источников 33







Пояснительная записка

«Способность творчества есть великий дар природы»

Виссарион Григорьевич Белинский

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Ориентация современной школы на гумманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Развивать креативные способности учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Русский и советский философ, педагог и психолог П. Блонский говорил: «Раз в жизни мы бываем творцами, именно в детстве и юношестве».

Творчество доступно детям, более того оно оживляет познавательный интерес, активизирует познающую личность, формирует ее. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей.

Процесс развития креативных качеств детей младшего школьного возраста требует значительного времени, как и любой творческий процесс. Для его эффективности необходимо создавать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на добытых самостоятельно усвоенных знаниях. Структура креативного урока существенно отличается от традиционного урока. Логика построения творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим и направлена на подъем творческого потенциала ребенка.

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Сборник – книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы.

Необходимость данного сборника очевидна, поскольку вовлечение детей в школьную жизнь, как в урочное, так и во внеурочное время начинается с семилетнего возраста, и оно не может строиться только на решении учебных задач, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни - все эти навыки формируются с детства и именно школа должна формировать нестандартную личность ребенка.

Целью сборника является подбор и структурирование дидактических материалов для развития креативности мышления детей 8-го года жизни во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями, навыками.

  2. Развивать беглость воспроизведения идей младшими школьниками;

  3. Усиливать гибкость мысли, способность к быстрому переключению;

  4. Развивать способность к оригинальности мыслительных процессов;

  5. Формировать точность воспроизведения мысли.

Планируемый результат реализации сборника дидактических материалов: использование сборника учителями и студентами во внеурочной деятельности для развития креативности мышления детей младшего школьного возраста.

В сборнике собраны игры, творческие задания для развития креативности мышления детей 8-го года жизни, которая формируется по 4 критериям: беглость, гибкость, оригинальность и точность. А так же диагностический инструментария для исследования уровня креативности.

Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ), например:

  • метод мозгового штурма;

  • метод синектики (аналогии);

  • метод морфологического (комбинационного) анализа;

  • метод каталога;

  • метод фокальных объектов.

Сборник состоит из пояснительной записки, игр для развития творческого мышления детей 8-го года жизни, творческих заданий, рекомендаций учителям по реализации данных игр и заданий во внеурочной деятельности, и диагностического инструментария для исследования креативности мышления.

Сборник предназначен студентам, преподавателям, психологам и другим людям, имеющим отношение к образованию детей, взаимодействию с ними. Его можно использовать студентам и преподавателям педагогического колледжа для подготовки к урокам психологии и педагогики.



Игры для развития креативности мышления

Цель игр: развитие беглости мышления через название большего количества новых идей возникающих в единицу времени.

«Закончи слово»

Дидактическая задача: пополнять, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: Учитель начинает слово, произнося первый слог, а ребенок — заканчивать его. «Отгадай, что я хочу сказать! По…», — так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че 8) пры, 9) ку, 10) зо.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по-лет, по-кой, по-лотенце и т. д.

«Что на что похоже»

Дидактическая задача: учить детей сравнивать предметы.

Ход игры: 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых «отгадывальщиков» и предлагает следующий предмет для ассоциации.

«Волшебные кляксы»

Дидактическая задача: учить детей видеть необычное в простом, обыденном.

Необходимое оборудование: лист А4, чернила, туш или гуашь.

Подготовительный этап: Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и складывают лист пополам. Затем лист разворачивают.

Ход игры: Участники смотрят на кляксу и по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.



Цель игр: развитие гибкости мышления через проявление способности к быстрому переключению мысли.

«К счастью... К сожалению...»

Дидактическая задача: учить детей придумывать рассказ на свободную тему.

Необходимое оборудование: маленький мячик.

Ход игры: Игрокам предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумывает свое предложение, которое обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно).

Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение, он передает мяч другому участнику, и история продолжается.

Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принять решение закончить ее, если сочтет это нужным.

Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее или дать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. Если Вы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться, есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачивать историю.

Возможные варианты:

Группа затерялась на необитаемом острове.

Одиссей попадает на Красную площадь.

Вася и Маша открывают магазин игрушек.

Мальчик влюбился в девочку.

Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.

«Веселый счет»

Дидактическая задача: упражнять детей в быстром счете, умении переключить внимание с одного примера на другой.

Необходимое оборудование: комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на 2 команды.

Ход игры: Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ.

Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

«Назови предметы»

Дидактическая задача: упражнять детей в анализе и классификации.

Ход игры: ученики по очереди называют все предметы, которые окружают их в классе, школе. Затем по заданию педагога называют слова на темы: ''Овощи'', ''Мебель'', ''Одежда'', ''Растения'', ''Посуда''. Предварительно побеседовать с детьми о том, что все слова можно разделить на группы, каждая группа имеет название, спросить детей почему, по их мнению, слова относятся к разным группам. В процессе ответов детей, помогать им правильно формулировать свои мысли.

«Зашифрованное слово»

Дидактическая задача: упражнять детей в делении слов на слоги.

Ход игры: педагог произносит по слогам слова. Из каждого слова необходимо отделить первые слоги и из них составить новое слово, например:

Колос, рота, ваза (корова),

Машина, малина (мама),

Кора, лото, боксёр (колобок).

Из двух последних слогов составить слово:

Змея, рама (яма),

Зима, яма (мама) и т.д.

Цель игр: развитие оригинальности мышления через приведение редких, необычных вариантов решения поставленной задачи.

«Словоассоциации»

Дидактическая задача: упражнять детей в полете фантазии, способствовать развитию воображения.

Ход игры: подумай, что может произойти, если ...

"... дождь будет идти, не переставая."

"... люди научатся летать, как птицы."

"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."

"... оживут все сказочные герои."

"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

«Превращения»

Дидактическая задача: учить детальному представлению вещей.

Ход игры: для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его!

Представьте себе, что вы – это лист бумаги, вот-вот готовый отправиться в копировальный аппарат. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.

Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.

Представьте, что вы – сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране.

Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.

«Как это можно использовать»

Дидактическая задача: учить находить как можно больше вариантов применения обычных вещей.

Ход игры: детям дается задание: «Найди большее число вариантов использования какого-либо предмета».

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет.

Например: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.

«Покажи понятие»

Дидактическая задача: учить детей взаимодействовать друг с другом в ходе обсуждения и реализации командных идей.

Ход игры: Театральная творческая игра по командам. Здесь, как и во всех командных играх, наглядно проявляется, кто справляется с лидерством и творчеством, а кто просто является исполнителем, а иногда балластом для группы. Команде задается понятие и задание показать его в реальном времени с движением, звуком, взаимодействием. Используя себя, свои тела, движения, голос, любой реквизит и главное – творческие возможности. Это должна быть не просто иллюстрация – а совместная реализация каких-то командных идей и мыслей.

Время на подготовку 15 мин. На демонстрацию около 1 мин.

Список понятий: улей, часы, фонтан, бородинская битва, самовар, свадьба, футбол, вселенная, динозавр.

«Принцесса и крестьянин»

Дидактическая задача: учить находить нестандартный выход из сложившейся ситуации.

Необходимое оборудование: по одному экземпляру текста истории на каждого участника.

Ход игры: расскажите историю о принцессе и крестьянине.

Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разрешите обсуждать проблему сколь угодно долго – скорее всего, это займет 5-10 минут.

Предложите собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.

Текст:

Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость.

Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию. Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик.

Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.

Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?

Правильный ответ: правильный ответ гласит, что крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет "свадьбу", я буду знать, что моей картой была "смерть", и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет "смерть", я пойму, что моей была "свадьба", и смогу жениться на принцессе».

Цель игр: развитие точности мышления через структурирование мысли, логичность ее построения, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

«Сочинитель»

Дидактическая задача: учить изменять форму слова в соответствии с задачей и смыслом придуманного текста.

Ход игры: даны три слова, например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.

«Творческое озарение»

Дидактическая задача: учить придумывать связный рассказ из данных слов.

Ход игры: на протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.

«Теремок»

Дидактическая задача: учить находить не явно выраженные сходства предметов.

Ход игры: детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

Творческие задания

Цель заданий: развитие беглости мышления через название большего количества новых идей возникающих в единицу времени.

Задание 1. Придумай как можно больше способов, где в лесу от дождя может спрятаться божья коровка.

Задание 2.Придумай как можно больше слов на одну букву.



Цель заданий: развитие гибкости мышления через проявление способности к быстрому переключению мысли.

Задание 1. Как ты думаешь, что может поведать о своей жизни старый чайник? Придумай и расскажи. Если хочешь, нарисуй рисунки об этом.

Задание 2. В сказке «Золушка» тыква превращается в карету. Как ты думаешь, во что еще можно превратить тыкву. На что она похожа?

Задание 3. «Парад домашних творческих достижений» Даны слова: телефон, цирк, детский сад, торт и др. Одна группа должна дать парадоксальное толкование каждого слова, а другая определяет лучшее толкование слов.

Задание 4. Представить себя на месте героя произведения и расскажи о себе.

Задание 5. По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.

Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.

Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.

Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.

Задание 6. «Наша сказка?» Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где:

Белоснежка встретила в лесу семь великанов.

Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.



Цель заданий: развитие оригинальности мышления через приведение редких, необычных вариантов решения поставленной задачи.

Задание 1. Перед тобой две сказки, у которых нет окончания. Придумай для одной сказки веселый конец, а к другой такой, которому все удивятся.

«Охотник до сказок»

Жили-были себе старик со старухой, и был старик большой охотник до всяких сказок и россказней.

Приходит зимою к старику солдат и просится переночевать.

-​ Пожалуйста, служба, ночуй, - говорит старик, – только с уговором: всю ночь мне рассказывай. Ты человек бывалый, много видел, много знаешь.

Солдат согласился.

Поужинали старик с солдатом, и легли оба на полати рядышком, а старуха села на лавку и стала при лучине прясть.

Долго рассказывал солдат старику про свое житье-бытье, где был и что видел. Рассказывал до полуночи, а потом помолчал немного и спрашивает старика:

-​ А что, хозяин, знаешь ли, кто с тобой на полатях лежит?

-​ Как кто? – спрашивает хозяин. – Вестимо, солдат.

-​ Ан нет, не солдат, а волк.

Поглядел мужик на солдата, и точно – волк. Испугался солдат, а волк ему и говорит:

-​ Да ты, хозяин не бойся, погляди на себя, ведь и ты медведь.

-​ Оглянулся на себя мужик, - и точно, стал он медведем…

К.Д.Ушинский

«Царь и рубашка»

Один царь был болен и сказал:

-​ Половину царства отдам тому, кто меня вылечит.

Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал:

-​ Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя, - царь выздоровеет.

Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы был всем доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши – все на что-нибудь да жалуются.

Один раз едет царский сын поздним вечером мимо избушки, и слышно ему – кто-то говорит:

-​ Вот, слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно?

Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю.

Посланные пришли к счастливому человеку и хотели снять с него рубашку, но…

Л.Н.Толстой

Задание 2. Нарисуй свой портрет так, чтобы из рисунка можно было понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что – нет.

Задание 3. Что может случиться, если все дети станут взрослыми, а все взрослые – детьми?

Задание 4. Что может случиться, если все люди не смогут разговаривать? Как в этом случае они будут общаться?

Задание 5. «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.

Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.

Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут.

Цель заданий: развитие точности мышления через структурирование мысли, логичность ее построения, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Задание 1. Расскажи и нарисуй, как изменилась бы сказка «Красная шапочка», если бы волк был добрым.

Задание 2. Какие профессии ты знаешь? Как ты думаешь, какие профессии выбрали бы сказочные герои, если бы жили в наши дни.

Задание 3. «Определение» Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.

Задание 4.«Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, садятся под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

Задание 5. «Напишите письмо». Обучающимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.



Рекомендации учителю по использованию игр и творческих заданий во внеурочной деятельности

Современному обществу требуются активные, творческие люди, способные самостоятельно добывать необходимые знания, ставить проблемы, выдвигать новые идеи, находить нестандартные решения. Формирование таких качеств начинается уже в раннем возрасте. Именно младший школьный возраст является важным периодом для развития воображения, для формирования творческого мышления. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика. Обучение должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Задача учителя – развивать творческие способности младшего школьника, чтобы он был готов к принятию и созданию принципиально новых идей. В совместной деятельности решаются творческие задачи с целью развития способностей ребенка. В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Образование не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и учебную и внеурочную деятельность.

Главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Для достижения этой задачи мы используем все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Совершенно необходима забота об интересном, содержательном и разумном отдыхе школьников в часы, свободные от занятий. При этом широкое значение приобретает широкое применение и использование игр, творческих заданий без которых организация полноценного отдыха детей практически невозможна.

Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогаю выработать необходимые в жизни и учёбе необходимые навыки и качества.

Виды данных материалов для детей очень разнообразны. Некоторые из них представлены в данном сборнике, например игра «К счастью... К сожалению...» дидактической задачей, которой, является учить детей придумывать рассказ на свободную тему.

Содержание дидактических игр, творческих заданий помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Однако эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушит самую сущность игры. Здесь руководителю надо проявлять величайший такт и осторожность.

На внеурочных занятиях можно использовать такие формы игр как КВН, Сто к одному, Угадай ученого и т.п. Это способствует развитию интереса и расширению кругозора учащихся.



Дидактические материалы, направленные на развитие креативности мышления младших школьников во внеурочной деятельности



Конструкт внеурочного занятия



Тема занятия: «Знакомство с Королем Мышление»

Цель занятия: развивать креативность мышления обучающихся

Задачи занятия:

  1. Познакомить обучающихся с особенностями представителей животного мира России;

  2. Способствовать развитию таких качеств мышления как беглость, гибкость оригинальность, активизировать творческую самостоятельную деятельность обучающихся.

  3. Воспитывать бережное отношение к животным.

Формы организации деятельности: работа в группах, фронтальная работа.

Средства: проектор, презентация, карточки, плакат с кроссвордом, ромашка с правилами на доске.

Ход занятия

Этапы, формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к деятельности

Коммуникативные УУД(сотрудничество с учителем и сверстниками).

Погружение воспитанников в тему внеурочного занятия

Общеучебные познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме)




















Раскрытие основного содержания внеурочного занятия


Общеучебные познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, свободная ориентация и восприятие текста);


коммуникативные УУД (сотрудничество с учителем и сверстниками).










































Закрепление основного содержания внеурочного занятия


Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками)




















































































































































Итоги внеурочного занятия, рефлексия





-Добрый день, ребята. Сегодня я хочу предложить вам отправиться со мной в одно очень интересное и увлекательное путешествие.

- Вы хотите узнать, чему оно будет посвящено?

- Это путешествие посвящено изучению наших с вами особенностей. А отправимся мы с вами в сказочную страну, в которой правит Король Мышление.

- Знакомы вы с этим Королем? Знаете, кто это такой? Хотите с ним познакомиться поближе?


- Мысли приходят и уходят, иногда – это очень удачные и интересные мысли, которые могут позитивно влиять на ход жизни человека или даже человечества.


- Ребята, как вы думаете, что такое мысли?


- Мысли – это великие открытия, мысли – это великие произведения литературы, науки и искусства, мысли – это наша повседневная жизнь. Откуда берутся мысли и куда уходят, как происходит процесс мышления – это одна из величайших загадок вселенной, которую носит в себе каждый человек. И сегодня мы с вами попробуем разгадать эту загадку, узнаем что-то новое.


- Я хочу вам рассказать сказку о короле Мышлении. Послушайте внимательно, приготовьтесь ответить на мои вопросы.

Король Мышление был очень богатым и щедрым. Он все знал, все умел и всегда делился своими знаниями и умениями. И, конечно, у короля были его верные и незаменимые помощники. С которыми нам предстоит познакомиться сегодня.


Однажды король Мышление отправился осматривать свои владения. Королевство его было огромно, он был обеспокоен тем, что не успеет и к полуночи осмотреть владения. Поэтому он позвал свою помощницу орлицу по имени Быстрота.


Вместе они вмиг осмотрели все королевство с высоты. И теперь на пути его был дремучий лес. Но помощница лисица по имени Гибкость ловко провела его через густую, непролазную лесную чащобу.


- Какая же трудная у меня была дорога,- подумал король Мышление. Но впереди был не менее сложный путь. Перед Мышлением простиралось бездонное синее море. И тогда он позвал своего друга –помощника дельфина по имени Глубина и осмотрел самые укромные уголки своего подводного мира.


Король Мышление вернулся в свой замок очень поздно. И был счастлив от того, что владения его столь богаты, а рядом всегда есть друзья, которые помогут.

- Вот какая сказка!

- Ребята, сколько помощников было у Короля Мышление?

- Что это за помощники?




- Кто из героев отличался от остальных?












- Вы узнали из сказки о том, что у короля Мышления есть верные помощники. Они есть и у нас с вами!

- Хотите, чтобы они так же помогали и вам? - Тогда давайте их тренировать и развивать.

- Развить ГИБКОСТЬ нашего мышления мы с вами сможем, выполнив задание «Словесный лабиринт». Каждое слово лабиринта читается, начиная с правого нижнего угла до верхнего левого. У нас с вами 5 квадратов, значит и слов должно получиться пять.

- Какие слова у вас получились?


- Попробуйте из этих слов составить пословицу.


- Как вы понимаете эту пословицу?



- Какие еще пословицы о труде вы знаете?

- Какие молодцы, как много вы уже знаете пословиц!







- А сейчас мы проверим, насколько БЫСТРО ваше мышление. Постарайтесь как можно быстрее отгадать загадки. Но это не простые загадки. Заменив одну букву в отгадке, можно получить новое слово. При этом количество букв в словах менять нельзя.

Могут в школе нам поставить,

Если ничего не знаем.

Ну а если с буквой «Т»,

То мяукнет он тебе.

Если «К» — хозяйка плачет.
Если «Г» — лошадка скачет. 

С буквой «Д» — в квартиру вход,
С буквой «3» — в лесу живет.

С «Т» — он на огне с едой,
С «3» — с рогами, с бородой

С «Р» — и прятки, и футбол.

С «Л» — ей делают укол.


- Какие вы молодцы! Так быстро отгадали эти непростые загадки.

- И есть еще одно задание. ЗАШИФРОВАНННЫЕ СЛОВА – расшифровать

289, 2913, 3467, 1161, 94106


а

в

г

и

л

м

н

о

р

т

я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

- Ребята, у нас еще осталось очень важное качество мышления - ГЛУБИНА.

- Чтобы выполнить следующее задание, необходимо мыслить логически, а так же понимать и рассуждать.

Вариант 1

Из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.

Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше.

Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд.

На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. 

На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь.

Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну.

Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. 

Вариант 2

А в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстановите правильный порядок слов в предложениях.

Мои площадке детской друзья на играли.

Пятерку на языка я русского получила уроке.

Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.


Всех для подарки я родственников сделал.

Тихо на было после свежо и грозы улице.

Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.


- Итак, сегодня мы с вами побывали в стране, где правит король Мышление, а так же познакомились с его верными помощниками. И потренировали своих помощников.

- Сейчас я попрошу вас вспомнить, какие задания мы выполняли.

- Поразмышляйте. И сделайте следующее: вы видите здесь волшебную гору. У подножья этой горы растут высокие дубы. И человеку бывает трудно пройти сквозь эти деревья к горе, он испытывает трудности и прилагает много усилий. Такому человеку нужен помощник – проводник, который покажет ему дорогу, возможно, чему-то еще научит, и вместе они смогут подняться наверх.

Немного выше, где-то посередине этой горы, много камней, которые так же преграждают путь человеку. Но эти камни можно сдвинуть со своего пути, если приложить максимум усилий и стараний.

И на самой вершине этой горы лежат белые снега, где можно увидеть гнезда разных птиц и даже дотянуться до облаков. До вершины доходят не все, только самые трудолюбивые, выносливые .

Вспомните, как вы сегодня работали, все ли вам удавалось выполнить, были ли ваши ответы верны. И исходя из того, что я вам рассказала об этой горе, где бы вы разместили своего человечка?

- Ребята, мысль является основой поступка, поэтому нужно внимательно относиться к своим мыслям и стараться ими управлять и не забывать развивать свое мышление.


- Спасибо за занятие, до свидания.

Приветствуют учителя





- Да!






- Не знаем. Хотим!










Говорят, что знают о мыслях.














Слушают рассказ учителя.











































- 3


- Орлица Быстрота, лисица Гибкость, дельфин Глубина.


- Орлица, потому что она умеет летать, дельфин и лисица нет.


- Орлица, так как она не млекопитающее в отличие от лисицы и дельфина.


- Дельфин, так как он водоплавающее и др.







- Да!


Выполняют задание для развития гибкости мышления.































Земля, красит, солнце, человек, труд

Землю солнце красит, а человека – труд.


Говорят как понимают пословицу.


Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Глаза страшатся, а руки делают... и др.

Выполняют задание для развития быстроты мышления.






Кол — кот





Лук — луг



Дверь — зверь


Котел — козел



Игра — игла






Отгадывают слова: вор, враг, гимн, яма, ритм










Выполняют задания для развития глубины мышления.














С опозданием



Билет


Сарафан




Труба



Стемнело




Песке




На детской площадке играли мои друзья.


На уроке русского языка я получила пятерку.
Интересно наблюдать за жизнью аквариумных рыбок.


Для всех родственников я сделал подарки.


После грозы на улице было тихо и свежо.


В августовском ночном небе можно увидеть падающие звезды.






Вспоминают, какие задания выполняли.


Делают выводы по занятию.






Сценарий коллективно-творческой деятельности «Путешествие по цветным морям»

Цель:

  • способствовать развитию творческого мышления детей, совместному поиску организационной работы и способов проведения коллективных дел;

  • выявить новые возможности учащихся; воспитывать доброжелательное отношение в коллективе учащихся, чувства взаимоуважения, доверия, терпимости, товарищества, взаимовыручки, радости за успех всех участников, в том числе и соперников.

Ход игры

I. Организационная часть.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проведем коллективно-творческое дело, в котором все вы будете участниками, зрителей не будет, где всем будет интересно. Каждому из вас предстоит задумываться, подвергать себя испытаниям, оперативно ориентироваться, оценивать ситуацию, давать ответ и выполнять задания, которые помогут принести команде победные очки, либо привести ее к поражению.

Желаю всем вам успехов, удачи, творчества, проявления новых возможностей и способностей, здорового духа конкуренции и состязательности.

  1. Формирование команд-участниц игры.

В состязании принимают участие 4 команды по 9 человек в каждой.

Распределение учащихся по командам - это принципиальное условие игры: нельзя учителю формировать команды, а также позволять ученикам самим объединяться. Это определит конкурс.

II. Конкурсы.

  1. Конкурс-мозаика «Сложи свой корабль».

Учитель. Вам нужно разделиться по экипажам. Не торопитесь приглашать друг друга к себе в команду. Укомплектовать экипажи игроками нам поможет конкурс.

Описание. Четыре модели парусников (кораблей) разрезаны па 9 частей (по количеству участников игры в одной команде). Все разрезанные карточки перемешаны. Учащиеся по очереди берут любые из них. Затем каждый участник должен найти место своей карточке при общем составлении мозаики корабля или парусника. Те ребята, которые сложили вместе один парусник, - принадлежат одной команде.

Такая форма группирования детей позволяет комплектовать команды без обид, увлекательно, непринужденно, на началах справедливости, что сразу придает соответствующий настрой всем участникам.

  1. Конкурс «Сколько слов в слове «бескозырка».

Задание: составить как можно больше слов за установленное время (примерно 1-2 минуты) из комплекта карточек букв, входящих в слово «бескозырка».

Побеждает команда, составившая наибольшее (максимальное) количество слов.

  1. Конкурс «Перевертыши».

Задание: передать смысл устойчивых высказываний на морскую тематику с точностью до наоборот.

Жюри оценивает высшим баллом (3 балла) самые меткие, точные и оригинальные перевертыши.

Обороты для перевертышей:

1. Свистать всех наверх. (Кричать всех наверх.)

2. Семь футов под килем. (Семь футов над килем.)

3. Попутного ветра.

4. Первыми тонущий корабль покидают крысы.

5. Женщина на корабле к несчастью (Женщина на машине - на горе.)

  1. Конкурс «Рассказ на морскую тему».

Задание: сочинить рассказ на морскую тему на определенную букву за определенное время.

Побеждает команда, рассказ которой окажется интереснее по содержанию, представленным наибольшим количеством предложений.

Пример рассказа на морскую тему с заданной буквой «к»:

Краб катался на ките,

А кальмары на коньке.

В круговороте кадрили

Креветки кружили.

Какая кругом красота.

  1. Конкурс «Перекличка-кольцовка морских песен».

По жребию одна из команд начинает конкурс фразой (куплетом) песни на морскую тему, затем инициативу подхватывают другие команды по очереди.

Перекличка-кольцовка продолжается до тех пор, пока творческий музыкально-песенный потенциал экипажей не иссякнет.

Выигрывает команда, последней представившая музыкальный номер.

III. Подведение итогов игры.

  1. Участники и организаторы игры проводят коллективный анализ по вопросам:

- Что понравилось в игре и почему?

- Что учесть на будущее? Ваши предложения.

- Оценка коллективно-творческой деятельности.

  1. Жюри объявляет результаты игры. Поощрение и награждение участников.



Список информационных источников
  1. Василенко Н.Н. Развитие творческих (креативных) способностей младших школьников во внеурочной деятельности https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-862783.html

  2. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.

  3. Зайкова А.И Сборник по психологии на тему "Игры на развитие мышления младших школьников" https://infourok.ru/sbornik-po-psihologii-na-temu-igri-na-razvitie-mishleniya-mladshih-shkolnikov-1018495.html

  4. Игры на развитие творческого мышления младших школьников https://infourok.ru/igri-na-razvitie-tvorcheskogo-mishleniya-mladshih-shkolnikov-1067662.html

  5. Килякова Е.С. Конспект занятия в рамках внеурочной деятельности по развитию мышления в начальной школе https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-v-ramkah-vneurochnoy-deyatelnosti-po-razvitiyu-mishleniya-v-nachalnoy-shkole-1398348.html

  6. Кудряшова А.П. Развитие творческого мышления и воображения младших школьников посредством методов ТРИЗ http://festival.1september.ru/articles/210707/

  7. Куроптева И.В. Психологические игры на развитие креативности (творческого мышления)http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/09/02/psikhologicheskie-igry-na-razvitie-kreativnosti

  8. Методики http://www.studfiles.ru/preview/5458223/page:21/

  9. Опанасенко С. Н., Каблучко Е. И. Развитие творческого мышления младших школьников во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 38. – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45128.htm.

  10. Рыбальченко С.Ф. Примеры творческих заданий в начальной школе https://infourok.ru/primeri-tvorcheskih-zadaniy-v-nachalnoy-shkole-1184995.html

  11. Толковый словарь русского языка http://www.vedu.ru/expdic/30976/

  12. Упражнения и игры для развития мышления детей http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/uprazhneniya-i-igri-dlya-razvitiya-mishleniya-detey-1.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!