СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник дидактических материалов «Межпредметные связи в экологическом образовании младших школьников»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник дидактических материалов «Межпредметные связи в экологическом образовании младших школьников»»

Красночикойский филиал

ГПОУ «Читинский политехнический колледж»

Забайкальский край













Сборник дидактических материалов

«Межпредметные связи в экологическом образовании младших школьников»











Составитель: НегодяеваИ. Н.,

студентка IV курса, группы 313.























Красный Чикой

2022

Сборник дидактических материалов «Межпредметные связи в экологическом образовании младших школьников»













Составитель: НегодяеваИ. Н., студентка IV курса, группы 313.


Руководитель: Тароева М.Н.









Данный сборник составлен в помощь учителям начальных классов при использовании межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников, а также студентам, обучающимся по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах для подготовки при прохождении педагогической практики.




Пояснительная записка

«Природа – единственная книга,

содержание, которой одинаково

значительно на всех страницах».

В. Гёте.



Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.

Термин «экология» или словосочетание с этим термином в ФГОС НОО встречается в требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы по курсу «Окружающий мир», где в качестве одного из требований называется «освоение основ экологической грамотности...». Речь здесь идет об экологическом обучении (грамотность есть продукт обучения). При этом освоение основ экологической грамотности подразумевает формирование экологических знаний.

В Планируемых результатах освоения курса «Окружающий мир» записано следующее.

Выпускник научится:

— обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

— определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Выпускник получит возможность научиться:

— осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электричества) и природной среде.

Важность экологического образования детей в современном мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучия самого человека. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача учителя – вводить экологический материал в ткань разных уроков, начиная с начальных классов.

Данный сборник дидактических материалов был разработан в помощь педагогам начального общего образования. Его цель – способствовать формированию экологических знаний и культуры учащихся начальной школы: помочь педагогам грамотно построить образовательный процесс.

В сборнике рассматриваются дидактические материалы, которые могут быть использованы на уроках по различным учебным предметам с целью экологического образования младших школьников.









Средства, направленные на реализацию межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников


1. Реализация межпредметных связей на уроках математики.


Межпредметные задания – шутки экологического содержания:

1 класс:

Семь воробышек спустились на грядки,

Скачут и что-то клюют без оглядки.

Кот-хитрюга внезапно подкрался,

Мигом схватил одного и умчался.

Вот как опасно клевать без оглядки!

Сколько теперь их осталось на грядке? (Ответ: 6.)


Бабка в горшок посадила горох

И урожай получился неплох.

В каждом стручке – по четыре хороших

Крупных да чистых

И вкусных горошин.

Собрано бабкой четыре стручка

Надо узнать: урожай-то каков? (Ответ: 16)


Собрали дети осенний букет

В парке из листьев опавших

Каких только листьев в букете нет,

Красками броско пылавших:

Девять кленовых и два осиновых,

Три дубовых и пять рябиновых…

Сколько же листьев собрали дети

В этом нарядном осеннем букете? (Ответ: 19)


Бежали по дорожке

Гусь, петух и кошка

Сколько лапок топало

Той дорожкой по полю? (Ответ: 8)


2 – 3 классы:

Сосчитайте сколько всех ног у лесных жителей?

На берёзовом листочке 3 жука,

А на липовом - сидят 3 паука.

В уголке шуршат листвою 2 ежа,

А на ветке распевают 2 чижа.

Кто, ребята, сосчитать бы мне помог,

Сколько вместе все они имеют ног? (Ответ: 54.)


4 класс:

Над болотцем тихо, тихо…

В тёплом воздухе парят

Сам Комар и Комариха

Сними тучи комарят!

Комариха с Комаром говорят:

- Сосчитай-ка, Комар, комарят.

- Как же счесть, Комариха, комарят?

Не поставишь комарят наших в ряд.

Насчитала Комариха сорок пар,

А продолжил этот счёт сам Комар.

Комарят Комар до вечера считал,

Насчитал тринадцать тысяч и устал…

А теперь считайте сами вы, друзья:

Велика ли комариная семья? (Ответ: 13082.)



Межпредметные задания:

Задача 1: Белка живёт 4 года. А заяц на 3 года дольше. Сколько живёт заяц? (7 лет живёт заяц)


Задача 2: Красная Шапочка и Волк пошли в лес развешивать запрещающие знаки: «Свалка мусора запрещена» и «Жечь мусор запрещено». Красная Шапочка поставила в лесу  6 таких знаков, а Волк на 2 меньше. Сколько всего знаков поставили Красная Шапочка с Волком?

- Что запрещено делать в лесу?


Задача 3: На лугу росло 15 цветов ириса тигрового и 3 венерина башмачка. Петя сорвал 8 цветов в подарок маме. Сколько погибло цветущих растений?

- Как вы думаете, правильно ли Петя поступил? А вы знаете, что это за цветы?


Задача 4: Каждая сломанная ветка – это маленькая рана, нанесенная природе. Красная Шапочка перевязала больные веточки на деревьях. На одном дереве она перевязала 5 веточек, а на другом дереве 3 веточки. Две веточки не прижились. Сколько всего веточек на дереве вылечила Красная Шапочка?

- Можно ли ради забавы ломать ветки на деревьях? Почему?


Задача 5: Длина озерной лягушки 15 см, а прудовой - 8 сантиметров. На сколько сантиметров озерная лягушка больше прудовой?


Задача 6: 1 гусеница за день может съесть один березовый листок. Сколько листков съедят 2 таких гусеницы за неделю? (ответ: 14)


Задача 7: Папа Карло прочитал утром 3 статьи об охране природы, а вечером- 4 статьи. Сколько всего статей прочитал Папа Карло об охране природы?

- О чем были статьи Папы Карло? Как вы думаете, что в них говорилось?


Задача 8: Цветы липы заваривают при простуде. Липа- лекарственное растение. Красная Шапочка собрала 6 кг липового цвета, а Колобок собрал 5 кг. Они сдали в аптеку 7 кг. Сколько килограммов цветов липы осталось у Колобка с Красной Шапочкой?


На уроках математики необходимы упражнения на внимательность. Так, перед тем, как провести диктант по клеточкам, можно попросить детей отгадать загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Поднялся и улетел. (Бабочка.)

Отгадав загадку, учащиеся вспоминают особенности строения и условия существования насекомого. И только после этого учитель проводит диктант по клеточкам, изображая бабочку (Рис. 1.1). По окончании работы бабочки, получившиеся у ребят, рассматриваются, учитель показывает заранее приготовленную подборку изображений разных видов бабочек. Подчеркивается хрупкость, красота и недолговечность насекомого. Созерцание красоты и осознание хрупкости бабочек поможет детям видеть прекрасное в малом существе и оберегать его, не стараться поймать, схватить, а просто понаблюдать и восхищаться совершенством объекта природы.

Рисунок 1. 1. Диктант по клеточкам «Бабочка».




2. Реализация межпредметных связей на уроках русского языка.


Межпредметные задания:

Так перед введением нового словарного слова загадать загадку экологического содержания или ребус.

Далее предложить учащимся рассказать все, что они знают об этом представителе природы и установить природные связи между объектами. Например: как связаны между собой в лесу желудь, мышь, сова. Таким образом, на уроке русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связей между ними.

Например:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки. (Берёза)

- Что вы знаете о берёзе?

- Рассмотрите внимательнее, что вас особенно привлекает?

- А знаете ли вы чем полезно это дерево?

Это интересно:

На земном шаре насчитывается 120 видов берез. Древние славяне почитали березу священным деревом. На Руси это растение было связано с весенними церковными праздниками.

Почки, листья и кору березы используют в медицине. Деготь, получаемый при сухой перегонке древесины, используют для лечения кожных заболеваний. Из бересты умельцы плели корзины, сумки, изготовляли различные поделки.

Весенний березовый сок является лечебным питьем. Однако, следует помнить, что незнание всех правил его сбора может привести к гибели очень ценного и полезного растения. Поэтому нужно уметь правильно сделать надрез, а после окончания сбора сока закрыть смолой сосны или пластилином, чтобы в нее не попали бактерии.


По лесам, садам летаю,

Мушек, мошек собираю

И личинок, и жучков

Короедов, червячков,

А зимою на дорожке

Собираю часто крошки.

Я весёленькая птичка

И зовут меня… (Синичка)

- Что вы знаете об этой птице?

- А как называют птиц, которые на зиму не улетают в тёплые края? (Зимующие)

- Какую помощь мы можем оказать птицам зимой, чтобы они не погибли от голода? (Построить скворечники, кормушки).

- На Руси существовал указ, запрещавший убийство синицы под страхом большого штрафа.


Птичка – невеличка,

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок (Воробей).

- Что вы знаете об этой птичке? Где их можно встретить?

Воробей – это маленькая птичка с серо-черным оперением, живущая обычно близ жилых строений.

Послушайте интересные факты о воробьях: В 60-х годах прошлого века в Китае было уничтожено несколько миллиардов воробьёв, так как считалось, что они вредят посевам. Это послужило причиной экологической катастрофы, так как из-за поредевшего поголовья воробьёв, бесконтрольно расплодившиеся насекомые уничтожили гораздо больше посевов, чем птицы. В результате разразился голод, а воробьёв Китаю пришлось закупать за границей.

- Оказывается и воробьи несут пользу. Как мы должны относиться к ним?

Межпредметные тексты:

1 класс

1. Лето.

Была сильная жара. Поле и лес ждали дождя. Набежала туча. Грянул гром. Упали первые капли.

2. Гнездо.

За домом была ива. На иве было гнездо зяблика. В гнезде сидели птенцы. Они громко кричали.

3. Проверочное списывание.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять зима душистая

Повеяла крылом. (А. Фет).

2 класс

1. Утро.

Было теплое утро. Роса еще не спала. На мокрой траве остался след. Вот шмель полетел за медком.

На березке маленькие дырочки. Их оставил дятел. Весной он пьет сок.

На полянах много травы. Хороший корм для коров.

Слова для справок: полетел, дятел, на полянах.

2. Краски осени.

Лежал чудесный ковер из листьев. Сколько ярких красок у осени. Собака Булька играла с листочком дуба.

Под елкой Ксюша нашла гриб. Он был красив. Ножка у гриба толстая, шляпка красная.

Слова для справок: Лежал.

3. Тайна на лугу.

Весь луг был покрыт белыми пушистыми шарами. Ветерок решил с ними поиграть. Он дунул. Во все стороны полетели мелкие пушинки. Где же шары? Много тайн и загадок на лугу.

3 класс

1. Береги птицу.

В солнечное утро у пруда закуковала кукушка. Деревья еще не просохли от утренней росы. Кукушка откуковала. Засвистел весь сад, зашумел листьями. Божьи коровки, птицы взялись за работу.

Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнезда. В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птицу с гнезда. Погибнут от голода птенцы.

Слова для справок: солнечное, постарайся.

2. Дым над лесом.

Настал жаркий июль. Теплый дождь освежил поля, луга и леса. Но на огромных просторах страны гроза несет и беду. От удара молнии вспыхивают ярким огнем ель, сосна и другой могучий великан. Огонь в лесу опасен.

Гибнут молодые деревца, ягодники, птичьи гнезда. Лесные звери остаются без корма. На помощь приходит авиация. Крылатые машины помогают охранять лесные массивы от огня.

Слова для справок: вспыхивают, опасен, остаются, авиация.


4 класс

1. Берегите воду.

Быстрый ручей звонко журчал в зарослях черемухи. Но вот он выбежал на широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешил вперед. Со всех сторон к шумному ручью сбегались другие ручьи. Он становился шире и глубже. Течение его замедлилось.

Наш ручей стал речкой. В мягком иле поселились различные животные. На поверхности воды весело закачались белые кувшинки. Птицы свили гнезда на высоком берегу.

Вода несет жизнь растениям, животным, людям. Чистая вода – главное богатство природы. Берегите природу.

Слова для справок: в зарослях, шире, глубже.

Обратить внимание на постановку тире.

2. Приметы.

Переливами цветных красок славился июнь месяц. Кругом сочная зелень. Все живое радуется теплу и солнцу.

А знаешь ли ты, что по поведению животных и растений можно судить о каждом дне? Пастухи по шерсти овцы могут определить приближение дождя. Шерсть легко вбирает воду из воздуха. Будет дождливо, если собака ест траву. К дождю лягушки вылезают из воды на берег. В ненастную погоду душистые растения издают сильный запах. Садовые ноготки закрывают цветки. Не раскрывают бутоны розы и шиповник.

Слова для справок: славится, радуется, о приближении, вбирает.

Примечание: предупредить учащихся о постановке запятых.


Межпредметные задания творческого характера:

I. Дополни предложения

1. Береги лес. Не засоряй лес мусором! Не разводи в лесу костры!...

2. Люди не могут жить без природы, потому что она…

3. Что, по-вашему, в природе самое красивое?

4. Ранним утром стояла …………… погода. Меня встретило………….. Солнце. Вся земля была укрыта ……….

5. Чтобы природа не погибла, надо ……..


II. Допиши текст.

«Улыбнулось из-за тучи весеннее солнышко. На лесных полянках расцвели первые…»

Слова для справок: простые и милые, голубой ковер, расстилались подснежники, запах весны, свежий запах пробудившейся земли.


«Однажды утром я увидел, как соседский мальчик ломает ветки нашей любимой березки. Тогда я ...»


«Под кочкой в сыром болотце заметил мальчик маленького, слабенького лягушонка, пожалел его и взял домой. Скоро лягушонок ...»


III. Составьте рассказ по опорным словам.

Кормушка.

Птицы, зима, голодно, летают, ищут, дворы, корм, школьники, делать, кормушки.


IV. Составь тексты, рассказывающие, как надо вести себя в природе:

- когда ты обнаружишь птичье гнездо;

- когда встретишь красиво цветущие растения;

- когда собираешь ягоды;

- когда собираешь грибы;

- когда увидишь в лесу муравейник;

- когда увидишь поврежденные березы;

- когда ты отдыхаешь  на лесной поляне.


V. Напиши, что произошло бы с лесом, если бы вдруг исчезли:

- все сосны и ели;

- все белки;

- все птицы.


VI. Напиши ответ на телеграмму:

«Мы - первая зелень. И за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. Помогите нам!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Сирень»

- Сочини правила подкормки птиц.

-  Сочини правила лесной вежливости.


VII. Придумай подписи к картинкам (Рис. 2.1.).


Рисунок 2.1. Экологические знаки


VIII. Исправляем ошибки.


Пчелиные домики

Одинаковые, игрушечные домики раставлены в саду под ябланями.

В них жывут пчелы. Домики нозываются – ульи. Утром из каждова домика вылетает и отправляется на роботу тьма-тьмущая пчел.

Несут домой пылцу, сладкий цветочный сок.  Делают в домиках фкусный мед – тот самый, который мы любим.


Летучие мыши

Летучие мышы очень полезные зверьки. Они поедают вредных носекомых.

Днем летучие мышы заворачиваются в свои шырокие крылья, как в плащи, и весят в темных местах внисгаловой.

Наступает ночь. Вылетают они на ахоту. Многие вредные носекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.

Ласточкино гнездо

Малчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки.

- Не разоряй гнезда, - сказал малчику отец. - Весной ласточка опять прилетит.

Прошла зема. В конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек прилетела и стала носиться вокрук старого гнездышка. Робота закипела - и скоро гнездышко было отделано заново.

А недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь малчик, что не разорил гнездышка!




IX. Вставь пропущенные буквы.

Клесты

В_сной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают пт_нцов.

Только клесты бе_ забот прыгают по д_ревьям.

Но вот нач_лисьм_розы. А в гнезде у клестов голен_кие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет пт_нцов.

Почему клесты выводят пт_нцов осенью и з_мой? Пищ_ клестов - это _ловыеш_шки. Они созревают только к к_нцу года.


Ландыш

В тени д_ревьев спрятался цв_ток. Между двумя листьями высокаяно_ка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш.

Мы любим ландыш за кр_соту и за нежный запах.

Пл_ды ландыша созревают осен_ю. Это большие красные ягоды. Они _довиты.

Из ландышей делают лекарство для с_рдечныхб_льных.


X. Напиши несколько предложений на тему:

«Я – растение», «Я – грибок», «Природа ждет моей помощи», «Как я охраняю природу».


XI. Грамматические и орфографические задания.


Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете останемся одни.


Задание: указать род имён существительных.


Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели:

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли,

Насорили и ушли.


Задание: подчеркнуть глаголы.


А ежик ночью убежал.

Его никто не обижал.

Его мы так любили,

И гладили, и мыли,

Но он свернулся и дрожал,

А после взял и убежал.


Задание: определить время глаголов.


Пусть птенцам

И маленьким зверятам

Хорошо живется

С нами рядом.


Задание: определить части речи.


Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над  цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.


Задание: подчеркнуть глаголы неопределенной

формы.


Береги свою планету,

Ведь другой такой на свете нету!


Задание: определить падеж имен существительных.


Ягоды берите аккуратно,

Не топчите зря кусты,

Чтоб сюда другие люди

После вас могли прийти.


Задание: определить число имен

существительных.


Каждый где-нибудь живет:

Рыба - в речке, в норке - крот,

Заяц - в поле, мышь - в соломе,

Я - в большом кирпичном доме.


Задание: выписать в первый столбик сущ. 1скл.,

во второй - сущ. 2скл.


Если ягоду (не) знаешь,

Лучше ты её (не) рви.

Если ягоду (не) знаешь,

В рот ее ты (не) клади.


Задание: раскрой скобки.


В л…су р…дилась елоч...ка

В л…су д…лжна р…сти.

Не нужно рубить елоч…ку

И в дом ее н...сти.


Задание: вставить пропущенные буквы.






3. Реализация межпредметных связей на уроках литературного чтения.


Межпредметные тексты - речевые разминки на экологическую тематику:

Пришла беда

Под высокую сосной,

Защищая лес родной,

Муравейник жил без бед

Двадцать зим и двадцать лет.

А потом пришла беда:

Ни потоп, ни холода,

Ни лесной пожар, ни свалка,

А пришёл… Кирюша с палкой!


Беседа: Что сделал Кирюша? Какая произошла беда? Что вы можете сказать о его поступке, верно ли поступил мальчик?

Анализируя данное стихотворение, обучающиеся должны выявить, что люди оказывают большое влияние на окружающую среду и даже они сами. Далее обсудить и другие правила поведения в лесу для сохранения окружающей среды: не разбивать муравейники, не разбрасывать мусор, не рвать цветы и другие.


Сорву цветок

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!


Беседа: О чем говорится в стихотворении? Что мы можем с вами сделать для сохранения красоты природы?

На дом можно задать задание: нарисовать экологический знак.


Плохой дядя

Этот дядя не жалеет,

Что в лесу окурок тлеет…

На такого дядю глядя

Мы, ребята, скажем речь:

- Как же вам не стыдно, дядя?

Лес нам надо уберечь!

Беседа: Почему стихотворение называется плохой дядя? Какой плохой поступок он совершил? Что может повлечь за собой брошенный в лесу окурок, спичка?


Мальчик ради шутки

Ветку обломил.

Он ещё не понял,

Что дерево убил.

***

Костёр в лесу мы разожгли,

Погрелись и поели,

А уходя, набрав в ручье воды,

Его мы потушили.


Беседа: В каком из стихотворений описано правильное поведение в лесу? Что вы можете сказать об обеих ситуациях?


Сочинения на экологическую тему.

1 класс

В течение всего учебного года нужно организовать подготовительную работу. Жанры сочинений, которые используются в 1 классе: записка, составление поздравления с праздником, объявление, сочинение загадки. Например: «Сочини загадку», «Напиши письмо животному» (мини-сочинение), «Придумай историю про солнечного котёнка, про лунного медвежонка…», «Мой друг».

2 класс

Месяц

Темы сочинений

Сентябрь

  1. Скинуло кафтан зелёный лето.

  2. Сказка об облаке и солнце.

Октябрь

  1. Осенний парашютист.

  2. Осеннее дерево (сочинение – описание).

  3. Золотая осень сочинение по картине Л. Левитана.

Ноябрь

  1. Откуда у кенгуру сумка?

  2. О чём шепчет мусорная куча.

  3. Кормушка для птиц.

Декабрь

  1. Разговор птиц.

  2. В наш город пришла зима.

  3. О чём рассказала ёлочка.

Январь

  1. Белый снег пушистый (дописать текст по началу).

  2. Животные зимой.

  3. Если бы я был волшебником.

Февраль

  1. Что я знаю о белке (зайце, лисе).

  2. Зимний парк.

  3. Мои цветные сны.

Март

  1. Путешествие капельки.

  2. Насекомые весной.

  3. Ветер – шалун (сказка).

Апрель

  1. Пробуждение природы.

  2. Лес – наше богатство.

  3. Цветы на моём окне.

Май

  1. Почему не летает курица?

  2. Воздух должен быть чистым.

  3. Моё любимое домашнее животное.

  4. Скоро лето.




3 класс

Месяц

Темы сочинений

Сентябрь

  1. Путешествие в лето.

  2. Когда идёт дождь.

Октябрь

  1. Путешествие осеннего листка.

  2. Осенний парк.

  3. Моё любимое время года.

Ноябрь

  1. Осень, непогодушка…

  2. Зима стучится в дверь.

  3. Для чего нужны кормушки в саду?

Декабрь

  1. Снежинка на моей ладони.

  2. Моя волшебная лампа.

  3. Сказка зимней вьюги.

Январь

  1. Цветение зимы.

  2. Зимовье зверей.

  3. Волшебный хрусталик льда.

Февраль

  1. Однажды по дороге в школу…

  2. Природа зимой.

  3. Неожиданная встреча с…

Март

  1. Вот оно чудо! (о весне).

  2. Сочинение описание по картине Л. Левитана «Март».

  3. Ветер – путешественник.

Апрель

  1. Хорошо, что есть в природе доброта.

  2. Животные весной.

  3. О чём молчит кактус?

Май

  1. Рассказ о весне от имени обитателей леса.

  2. Как нужно беречь природу?

  3. Скоро лето…




4 класс

Месяц

Темы сочинений

Сентябрь

  1. Мои летние впечатления.

  2. Что несут нам капельки дождя?

Октябрь

  1. Почему растут деревья?

  2. Как я забочусь о своём здоровье.

  3. Для чего нужна экология природе?

Ноябрь

  1. До свидания, птицы!

  2. Причуды погоды осенью.

  3. Как я могу помочь птицам.

Декабрь

  1. Моя зимняя сказка.

  2. Зимний парк.

  3. О чём могут рассказать следы на снегу.

Январь

  1. Почему деревья зимой спят? (Что снится деревьям зимой?).

  2. Жизнь животных зимой.

  3. Если бы я был волшебником.

Февраль

  1. Зимние узоры.

  2. Чтобы я хотел изменить на Земле?

  3. Цветок на моём окне.

Март

  1. Красота весенней природы.

  2. У насекомых своя жизнь.

  3. Что может ветер?

Апрель

  1. Я хочу дарить природе доброту.

  2. Наш мир в 2100 году.

  3. Наряд весны.

Май

  1. Моё отношение к природе.

  2. Гроза в мае.

  3. Впереди лето.




4. Реализация межпредметных связей на уроках изобразительного искусства.


Межпредметные вопросы:

Тема: Домики, которые построила природа

Цель: создание условий для наблюдения за природными явлениями с точки зрения Мастера Постройки, познакомить учащихся с домиками, которые построила природа, учить приемам лепки сказочных домиков в виде овощей, фруктов, грибов, ракушек.

Беседа по вопросам: - А сейчас очень внимательно прослушайте стихотворение и подумайте, можно ли считать домиками названные места и для кого. (Чтение стихотворения В. Пальчинскайте)

- О чём было стихотворение?

- Кто это? (Лиса)

- Где она живет, какой у нее домик? (Нора)

- Следующий зверек – белкаГде у нее домик? (Дупло)

- А какие домики строят птицы? (Гнёзда)

- Можно ли разорять и рушить домики животных? Как это повлияет на их жизнь?


Тема: Узоры на крыльях

Цель: создание условий для обучения детей приемам украшения крыльев бабочек, воспитание бережного отношения к бабочкам.

Задание: учащиеся рассматривают коллекцию и открытки с изображением бабочек. Беседа по вопросам:

- А что вы знаете о бабочках? Какую пользу или вред они приносят?

- Все бабочки разные и не похожи друг на друга. Думаю, что вы сами в этом убедились. Скажите, где можно встретить бабочек из нашей коллекции?

- Бабочки очень красивые и хрупкие создания. Как мы должны к ним относиться?

- Можно ли ради забавы ловить бабочек?

Демонстрация разных видов бабочек, обращение внимания на их хрупкость и красоту. Формирование понимания бережного отношения к ним.


Межпредметные проблемные ситуации:

Тема: Разноцветные жуки

Цель: Формирование умения изготавливать из бумаги объекты природы и украшать их.

Проблемная ситуация: - Ребята, сегодня я получила письмо от садоводов. Они попросили оказать им помощь. На сад напали жуки, наносящие вред растениям, но также в саду есть и полезные жуки, которые помогают садоводам истреблять жуков-вредителей. Мы должны с вами определить, как же выглядят полезные жуки, которых нужно оставить в саду. Вы сможете это сделать сразу? (Нет) Что нужно нам с вами сначала сделать? (Узнать, как выглядят полезные жуки) Далее необходимо раздать учащимся карточки с изображением жуков и их названием. Работая по ним, они узнают, что жуки могут нести пользу для людей (Например, божья коровка уничтожают тлю и некоторых других опасных вредителей культурных растений). Далее учащимся предложить изготовить из бумаги различных полезных жуков и отправить их садоводам.


Межпредметные задания:

Тема: Праздник весны. Праздник птиц.

Цель: развитие наблюдательности и изучение природных форм, весенних событий в природе (прилет птиц), изготовление из бумаги объектов природы и украшение их.

Задание: Выявление признаков весны в ходе беседы, в частности прилёт птиц. Беседа о Всемирном дне птиц и о том, как сами учащиеся могут оказать помощь птицам весной. Учащиеся рассказали, что вместе с родителями изготавливали скворечники для птиц. Отгадывание загадок о перелётных птицах и рассматривание их изображений с анализом характерных признаков. Создание из бумаги птиц и украшение их.



5. Реализация межпредметных связей на уроках технологии.


Межпредметные проблемные ситуации:

Тема: Лепка из пластилина с использованием природного материала

Класс: 1

Постановка проблемы: Что вы можете рассказать про белку, используя эти картинки? (Рис. 5.1.)












Рисунок 5.1.


(Когда белки перепрыгивают с дерева на дерево или соскакивают на землю, хвост служит им рулем и парашютом).

Задание: Составление рассказа о белке с опорой на картинки, затем – лепка белки из пластилина.




1.









2 .



3.




4.

В дополнение к сказанному учащимися: Окраска шерсти этих зверьков зависит от сезона года и географического местообитания. Цвет шерсти— темно-серый, рыжий, светло-серый.

Живут белки как в тайге, так и в смешанных и широколиственных лесах.

Основную массу пищи зверька составляют семена и орехи хвойных деревьев. Летом к этому корму прибавляются ягоды и грибы.

В холодное время белки прячутся в дупла, выдолбленные дятлом, или поселяются в собственных шарообразных гнездах. Внутри гнездо выстилает мхом, сухими травинками, листьями.

Тема урока: Работа с бумагой. Техника оригами. Собачка

Класс: 2

Цель: формирование умения изготавливать изделие в технике оригами «Собака».

Постановка проблемы: - Угадайте, какого животного мы сегодня будем делать в технике оригами.

Скажите, какой мой друг

Спит без подушки, ест без рук.

Зимой без валенок гуляет,

А если рад — хвостом виляет? (Собака)

-Какие породы собак вы знаете?

-Как нужно ухаживать за собакой? (Формирование ответственного отношения к домашним животным)

-Какие пословицы о собаке вы знаете?

Собака-друг человека.

Не дразни собаку, так и не укусит.

Без кошки нет дома, а без собаки двора.

Задание: Изготовление собаки в технике оригами (рис. 5.2.)



Рисунок 5.2. Собака в технике оригами.


Тема: «Букет в вазе»

Класс: 2

Цель: ознакомление учащихся с техникой выполнения букета в вазе.

Постановка проблемы: Подснежники, розы тюльпаны, маки, астра… Как назвать это одним словом? (Цветы)

Какое место занимают цветы в нашей жизни? Зачем они нужны?

Далее проводится беседа о бережном отношении к цветам, о сохранении красоты природы.


Тема урока: «Зоопарк. Работа с бумагой. Оригами. Изделие: «Птицы»»

Класс: 3

Цель: формирование умения изготавливать из бумаги в технике оригами «Птицы».

Постановка проблемы: - А какую поделку, мы с вами будем сегодня изготавливать? Для этого вы должны отгадать загадку.

Вёрст не считала,

По дорогам не ездила,

А за морем бывала (птица).

- Где мы можем увидеть разных животных и не только птиц?

- Проверим свои предположения по учебнику на стр. 116 «Зоопарк»

Задание: Рассказ учителя об истории возникновения зоопарков и цели их создания. Формирование представление о ценности природного мира для практической деятельности человека, сориентировать на бережное отношение к животному миру. Далее изготовить птицу в технике оригами.


Тема: Весенние цветы.

Класс: 4

Цель: создание условия для знакомства с технологией изготовления цветков сложных конструкций на основе ранее освоенных знаний и умений; формирование бережного отношения к цветам.

Постановка проблемы: Снег весной очень быстро тает, и вместе с молодой травкой  появляются, что бы вы думали? (цветы).

-Верно! А какие цветы мы узнаем, отгадав мои загадки.

  1. Из-под снега расцветает

Раньше всех весну встречает (подснежник)

  1. Она и мать она и мачеха,

Её зовем мы  …… (мать и мачеха).

  1. Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух (одуванчик).

- А какие из этих цветов вы видели у себя во дворе, в нашем лесу? Значит это цветы нашего края.

- Ребята, а какой цветок изображен на моей поделке? (Подснежник)

Задание: организовать самостоятельную работу по карточкам, на которых изображены первоцветы, занесенные в Красную книгу Забайкальского края. Формирование понимания сохранения цветов, находящихся на грани вымирания. Организовать работу по изготовлению весенних цветов сложных конструкций.


Межпредметные задания:

Тема: Мир тканей. Для чего нужны ткани?

Класс: 1

Цель: формирование представления учащихся о тканях, их видах и значении в жизни людей.

Задание: Беседа с демонстрацией презентации о тканях и их видах (искусственные, растительного и животного происхождения).

Так формируются экологические знания учащихся о значении животных и растений в изготовлении тканей. Учащиеся выяснили, что благодаря некоторым видам растений и животных мы можем носить одежду.












Библиографичекий список


1. Акопян Э.М., Якута Л.В. Воспитание экологической культуры школьника: Методическое пособие. Ульяновск, 2019. - 88 с.

2. Грищенко Н.В. Интегрированный урок по русскому языку и природоведению // Начальная школа. 2020. - № 11. - С. 25 - 28.

3. Гусева Н.Г., Башилова Р.Е., Клюкин Н.В. Задачи экологического характера // Начальная школа. 2020. - № 4. - С. 23 - 24.

4. Мельник Э.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы. //Начальная школа. – 2021. - №5. – с.74.

5. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младшихшкольников. //Начальная школа, 2019, №5. – с.2.

6. Подосенова И.П., Соколова Л.В. Задачи по математике на экологическую тему. //Начальная школа. – 2020. - №9. – с.24.

7. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная школа, 2020, №2 – с.42.

8. Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания //Начальная школа, 2019, №6. –с.41.

9. Харитонова Л.М. Воспитательная функция загадок на урокахприродоведения. //Начальная школа. – 2019. - №4. – с.39.

10. Чаус Б.Ю., Чаус З.А. Экологические сказки. //Начальная школа. – 2021. - №9. – с.44.

11. http://ref.by/refs/62/31103/1.html

12.https://infourok.ru/sbornik-konspektov-i-fragmentov-urokov-s-ekologicheskoy-napravlennostyu-dlya-nachalnih-klassov-2103544.html




























Содержание


Пояснительная записка ………………………………………………………………..

3

Средства, направленные на реализацию межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников………………………………………………..….


4

1. Использование средств, направленных на реализацию межпредметных связей на уроках математики…………………………...………………………..……...…….


4

2. Использование средств, направленных на реализацию межпредметных связей на уроках русского языка…….……………………………………………………......


6

3. Использование средств, направленных на реализацию межпредметных связей на уроках литературного чтения…………….…………………………………..……

4. Реализация межпредметных связей на уроках изобразительного искусства…...……………………………………...…...

5. Использование средств, направленных на реализацию межпредметных связей на уроках технологии……………………………………………………...........….…..


13


16


17

Библиографический список ……………………………………………………….…..

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!