СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник диктантов по русскому языку для 1-4 классов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник диктантов по русскому языку для 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Сборник диктантов по русскому языку для 1-4 классов.»

Сборник диктантов

по русскому языку для 1-4 классов


Авторы сборника: Хамзина Майра Иманшапиховна

Нуриева Гульнара Асылбековна


В данном сборнике представлены тексты для проверочных работ по русскому языку с грамматическими заданиями для 1-4 классов.

Весь материал текстов и заданий в сборнике расположен в порядке нарастающей трудности.

Использование данного пособия окажет практическую помощь для учителей начальных классов.


Предисловие

Сборник диктантов для 1-4 классов предназначен для учителей начальных классов, а также для родителей.

Диктанты служат средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Этот вид работы позволяют учителю располагать данными об уровне знании и навыков каждого учащегося в отдельности классов в целом, установить пробелы в знаниях и своевременно оказать помощь учащимся и устранить недостатки.

В данном сборнике представлены диктанты с грамматическими заданиями.

Весь материал текстов и заданий в сборнике расположен в порядке нарастающей трудности.

Использование данного пособия окажет практическую помощь не только учителям начальных классов, но и учащимся в пополнении их словарного запаса, повышении грамотности.



1класс

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 1 класса

Учащиеся должны уметь:

1) правильно произносить звуки и обозначать их буквами;

2) правильно писать все буквы русского алфавита (печатные и письменные, строчные и заглавные), соединять их в слоге, слове согласно существующим нормам каллиграфии, составлять звукобуквенную схему;

3) списывать слова, предложения с рукописного и печатного текста (не более 10 слов); писать предложения (из 3-4 слов), текст (на более 10—15 знаков);

4) правильно оформлять на письме предложения (заглавная буква в первом слове предложения, точка в конце предложения);

5) писать под диктовку слова (5-6 слов), написание которых не расходится с произношением;

6) применять на письме некоторые правила орфографии (перенос слов по слогам(простейшие случаи); заглавная буква в именах и фамилиях детей, кличках животных);

7) различать ударный слог, ставить знак ударения в слове.

Упражнения и приемы используемые для формирования фонетических навыков в1 классе.

Фонетические диктанты.

  1. Подчеркни карандашом красного цвета все гласные буквы.

А, г, п, т, о, у, к, ы, э, с, ш, я, ф, а, т, и.

  1. Подчеркни зелёным цветом мягкие согласные, синим цветом – твёрдые согласные.

Му, мо, те, са, ва, ве, ся, ве, тю, ды, ре, ди, ры, би, гы.

  1. Выполни звуковой анализ слов в предложении.

Лаура мыла руки.

  1. Запиши слоги в две строки.

Са, зо, зи,осу, иза, аса, си, ава.

  1. Вставь пропущенные буквы С или З.

_амок, му_ыка, ро_а, берё_а,

кра_ка, ма_ло, ве_на.

6.Прочитай предложение, вставь пропущенные буквы.

_оробей _летел в _орточку.

7.Раздели слова на слоги:

Школа, пенал, парта, ручка, карандаш, учебник, тетрадь.

Молоко, хлеб, конфета, яблоко, масло, картофель, редис, морковь.

Астана, Казахстан, степи, Родина, Байтерек, улица, юрта.

Кастрюля, пиала, тарелка, чайник, казан, ложка, нож.

8.Распредели слова по столбикам, в каждом слове поставь ударение: 1 столбик со звонкими согласными на конце слова ,2столбик с глухими согласными на конце

А) Сугроб, тулуп,герб, голубь, зуб, клуб, лоб, столб, дуб хлеб, суп, серп, цепь, укроп, гриб,

Б) Бровь, штраф, клюв, улов, лев, морковь, обрыв, сев, рев, рукав, хлев, шарф, остров, обувь, шкаф, кровь,

В) Дневник, враг, друг, сок, фартук, круг, крик, луг, овраг, лук пирог, снег, сапог, крюк, слог, лак, стог, молоток, рог, жук, творог, язык, утюг, парк, флаг, рыбак, шаг, юг, бак, бок, бык, волк, галстук, гудок звук, мак, охотник, песок, рак, урок, танк, берег.

Г) Халат, год, гвоздь, город, дед, бант, дождь, доклад, прут, дрозд, хоровод, завод, мед, лошадь, салют, медведь, лед, народ, наряд, лифт, огород, обед, отряд, парад, плод, площадь, флот, поход, поезд, пруд, рад, сад, след, склад, тетрадь, холод, бинт, брат, буфет, винт, гость, букет, кость.

Д) Час, арбуз, воз, глаз, грязь, колос, мороз, низ, матрос, рассказ, пес, совхоз, таз, вальс, вкус, к, вес, голос, гусь, лес, колхоз, лось, груз, нос, приз, овес

Е) Марш, багаж, гараж, шалаш, еж, нож, пляж, стриж, карандаш, сторож, уж, ландыш чиж, камыш, стаж, ерш.

9.Напиши под диктовку (жи-ши)

Ужин, лыжи, жидкий, машина, жираф, шипы, кувшин, шить. Шишки

10. Напиши под диктовку (ча-ща)

Чаща, саранча, часы, роща, чашка, дача, чай, щавель, пища.

11. Напиши под диктовку (чу-щу)

Щука, чудо, тащу, ищу, чулки, чучело, чужой, отпущу, вытащу.

Проверочное списывание

У Нурлана рисунок рыси.

У Алмы рисунок кошки.

Зад: Списать. В каждом предложении подчеркни гласные

У Марата коса. И у Майры коса.

У Сауле карандаш.

Зад: Списать. Все слова раздели на слоги.

Моя Родина-Казахстан!

Астана – столица нашей родины.

Зад: Списать. Подчеркни мягкие согласные

У дороги стоит дерево.

На дереве сидит птица.

Зад:Списать. Все слова раздели на слоги, поставь ударение.

С листа капала роса.

В степи норка суслика. Птицы летают над степью.

Зад:Списать. Найди и подчеркни глухие согласные простым карандашом

Контрольное списывание

Кот Барсик.

У котика лапки и уши пушистые. А усики длинные. Коготки острые.

Зад: Списать. Подчеркни все звонкие согласные простым карандашом

Ель.

Настала зима. Я иду в лес. Хрустит снег. На краю леса стоитель. В густых лапах ели скрылась белка.

Дружок.

Данат и Гульмира жили в ауле. У них была собака Дружок. Дружок жил во дворе. Дети любили Дружка.

Летом.

Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под деревом шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки.

Осенью.

В саду шумит мокрый ветер. Трава в степи полегла. Пастухи перестал гонять стада на джайлау.

Проверочный диктант

У Серика кот. Васька катал клубок. Они играли весело.

Ерлан мал. Он сам мыл руки. Мальчик любит чистоту.

Пролетело лето. Таня пошла в школу. Она нарисовала рисунок.

В селе.

Мы живем в селе. Мой папа водит грузовую машину. Мама ухаживает за животными. Я тоже буду работать в селе. Я буду строить большие дома для людей.

Грамматическое задание:

Подчеркни слова с правописанием жи-ши

Мечта.

Я рано встаю. Чищу зубы. Мои вещи на месте. Я не ищу их. Я хорошо учусь. Часто хожу на лыжах, бегаю на коньках. Хочу быть крепким. Я полечу к звездам.

Грамматическое задание:

Подчеркни слова с правописанием чу-щу, ча-ща.

Кто где живет?

Сова живет в дупле.Лисица живет в норе. Медведь спит в берлоге. Дом грача-гнездо. А рыбы живут в доме.

Грамматическое задание:

Поставь ударение и подчеркни безударные гласные

1вариант 2вариант

Сова Медведь

В норе В берлоге

Асхат.

Пришли с работы мама и папа. Асхат накрыл на стол. Он поставил на стол лепешки. Налил в стаканы молоко.

После ужина Асхат убрал все со стола Он вымыл посуду.

Грамматическое задание:

1вариант

Подчеркни слова, отвечающие на вопрос кто?

2 вариант

Подчеркни слова, отвечающие на вопрос что?

Зрительные диктанты

Набор № 1
1. Дети поют.
2. Анвар спит.
3. Сова аукает.
4. Молоко кипит.
5. У Миланы лист.
6. Светит солнце.

Набор № 2
1. Красивые часы.
2. Тут растет клен.
3. У Маргариты клей.

4.В степи воет ветер.
Утро наступило.
Артур несёт грибы.
Набор № 3
1. У Алишера вырос лук.
2. Корова даёт молоко.
3. Весело играют дети.
4. Кириллу купили книгу.
5. Барсик лакает молоко.
6. Юля хорошо читает.

Набор № 4
1. Воробей скачет по крыше.
2. Наргиза моет посуду.
3. Алия вытерла доску.
4. Выехала на дорогу машина.
5. У Артура чистые руки.
6. Буратино идет в школу.

2класс

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

По завершении 2класса учащиеся должны уметь:

  1. Различать звуки в речи: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные; правильно произносить их и обозначать буквами;

  2. Находить в слове безударный гласный, проверяемый и не проверяемый ударением; правильно произносить его; уметь применять способы проверки безударных гласных (изменение формы слова, подбор однокоренных слов);

  3. Распознавать в слове парные согласные звуки (глухие и звонкие) на конце и в середине слова; правильно произносить и писать их; уметь применять способ их проверки- подбирать проверочное слово;

  4. Обозначать мягкость согласного в слове буквами Е, Ё, И, Ю, Я и мягким знаком (Ь);

  5. Писать слова с ьзнаком в конце и середине слова. С разделительным мягким (ь) и твердым (ъ) знаками;

  6. Писать слова с сочетаниями чк-,-чн-, -щн-;жи-ши, ча-ща, чу-щу;

  7. Переносить слова по слогам, слова с буквами Й и Ь, с двойными согласными;

  8. Производитьзвукобуквенный разбор слов; разбор предложений по членам(главные члены – подлежащее и сказуемое, второстепенные члены);

  9. Разбирать слова по составу: находить окончание, корень, приставку, суффикс; графически обозначать значимые части слова;

  10. Подбирать однокоренные слова;

  11. Писать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк, — еньк-; слова с приставкамис, по, об, от, за, во, пере и др., не изменяющимися на письме;

  12. Распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог) по вопросу и значению; определять их грамматические признаки (род, число);

  13. Писать Ь на конце существительных женского рода после шипящих;

  14. Писать с большой буквы имена собственные (клички животных, имена и фамилии людей, географические названия);

  15. Подбирать имена существительные, прилагательные, глаголы, близкие и противоположные по значению, использовать в устной и письменной речи;

  16. Использовать в речи слова речевого этикета: извинение, просьба, благодарность, приветствие, прощание;

  17. Составлять предложения, находить главные и второстепенные члены предложения;

  18. Читать предложения с интонацией сообщения, вопроса, приказа, просьбы. Соблюдать паузы при чтении предложений;

  19. Писать предложения с большой буквы; ставить знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный знак);

  20. Находить предлоги, правильно писать предлоги со словами, различать предлог и приставку;

  21. Определять тему текста, делить текст на смысловые части, озаглавливать текст в соответствии с темой; составлять текст по опорным словам, по вопросам. Восстанавливать последовательность развития действия в тексте.Составлять вопросный план к тексту.

  22. Писать словарные диктанты 6-8 слов; обучающие и контрольные диктанты 25-30 слов; изложения – 40-50 слов, сочинения – 4-6 предложений.

Входной контрольный диктант

Удача.

Наступило тёплое утро. У Алпамыса новые удочки. Он бежит к пруду. Мальчик закинул удочку. На крючке была щука, а потом лещ. Бабушка Аида сварила уху.

Диктант№1

Чиж.

У Айгуль был чиж. Чиж в клетке. Он не пел. Почему чиж не поёт? Айгуль выпустила чижа на волю. В саду он стал петь весь день. Летал с кустика на кустик и пел. Потом улетел в рощу. Вот тут-то он и запел!

Грамматическое задание:

Подчеркни заглавную букву в начале каждого предложения.

Диктант№2

Осень в лесу.

Красиво в лесу осенью. Деревья надевают осенний наряд. Желтые, красные и коричневые листья устилают землю. Белки ищут орехи и прячут их в дупле. Ёжик нашел гриб и понес его в норку. Птицы уже улетели на юг. Тихо в лесу. Только слышно, как шуршит листва под ногами.

Грамматическое задание:

Подбери проверочные слова

1вариант 2вариант

В лесу- Осенью-

Юг- Гриб-

Диктант №3

Зима.

Пришла снежная зима. Всюду большие сугробы. Замёрзли озёра и реки. Поля и холмы покрылись пушистым белым ковром. Низкие деревья и кусты. Припорошило снегом. Стоит сильный мороз. Дует холодный ветер. Трудно птицам. Ребята повесили в саду кормушки.

Грамматическое задание:

1)Подбери однокоренные слова

1вариант 2вариант

Мороз Поля

Река Снег

2)Подбери проверочное слово

Кормушка Ковром

Диктант №4

ЗИМА.

Пришла зима. До весны задремали дуб и береза. Ель и сосна надели зимний наряд. Они укрылись снежными косынками. На снегу следы зверей. Лиса ищет добычу. Заяц спрятался в кустах. Кругом лежит пушистый снег. Красив лес зимой!

Грамматическое задание:

1. Выпиши из текста родственные слова. Поставь в них ударение.

2. Выдели окончание и корень в словах

1вариант 2вариант

Береза След

Сосна Снегу

Дуб Лиса

Диктант №5

Поездка.

Нурлан с родителями поехал в столицу Казахстана. В Астане течёт река Ишим. Нурлан с папой отправились на прогулку по городу. Пришли на проспект Рыскулова. Гуляли по набережной. В столице много памятников. Красив этот город и в ночное время суток. Салют в честь праздника города был особенно чудесен!

Грамматическое задание:

  1. Определи число имен существительных

1вариант 2вариант

Памятников С родителями

Река Салют

  1. Выпиши из текста имена существительные женского рода.

Диктант №6

Зима в лесу.

Заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки.

Грамматическое задание:

  1. Укажи число имени прилагательного

1вариант 2вариант

Зимнее Яркого

Душистые Гибкие

  1. Определи род имен прилагательных

Проворная Соседнее

Диктант №7

Весна.

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лед. Над водой кружат быстрые чайки. Проснулся медведь. К реке вышли лось и лосенок. Звонко стучат дятлы. Присел на пенек заяц. Звери и птички рады теплу и весне.

Грамматическое задание:

  1. Определи число глагола

1 вариант 2 вариант

Тают Треснул

Светит Вышли

  1. Подчеркни имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Над водой кружат быстрые чайки.

Диктант №8

Апрель.

Наступил апрель. Исчезают последние клочки снега. Рассеялась в лесу легкая дымка. Воздух значительно потеплел. Грачи уже заняли свои квартиры на вершинах берез. Они немилосердно ломают своими крепкими клювами прошлогодние побеги, чтобы починить старые гнезда.

Грамматическое задание:

Подчеркни главные и второстепенные члены предложения

1вариант

Рассеялась в лесу легкая дымка.

2вариант

Исчезают последние клочки снега.

Диктант №9

Светофор.

На углу перекрестка поставили светофор. Он горит весь день. Красный свет останавливает движение, а зеленый – разрешает. Желтый свет предупреждает. Светофор своими сигналами оберегает нашу жизнь. Надо знать сигналы светофора.

Об этом должен помнить каждый ученик. Тогда на дорогах в нашем поселке не будет несчастных случаев с детьми.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения

1вариант

Желтый свет предупреждает.

2вариант

Он горит весь день.

  1. Определи род, число существительных

Светофор Ученик

Сигналами Дорогах

Диктант №10

Скоро лето.

Скоро лето. Нас ждёт прогулка в лес. С нами идут собака Барбос и кошка Мурка

Прошлым летом в лесной глуши мы нашли очень большой белый гриб. Лес встречал нас звонкими песнями птиц. За лесом луг и речка. Сочная зелень и яркие лесные цветы росли на лесной полянке.

Грамматическое задание:

1)Подчеркни главные и второстепенные члены предложения

1вариант

Небо затянулось тучами.

2вариант

Дорожка заросла травой.

2) Сделай фонетический разбор слов

Зелень Полынь

Родной Казахстан.

Широки наши реки.Наши леса густые. Хороши просторные поля. Сколько у нас больших городов и маленьких селений! В ашей стране идет большая стройка.Всюду живут и работают чудесные люди.У наших границ стоят часовые Родины.

Грамматическое задание:

1вариант

Подбери 3 слова с правописанием чу-щу

2вариант

Подбери 3 слова с правописанием ча-ща

Наш класс.

Мне восемь лет. Я учусь во втором классе. Вот моя школа . Наш класс просторный и светлый. Асем и Темирлан стерли пыль с парт . Гаухар и Милана полили цветы. Наша учительница Татьяна Александровна раздала тетради .

Грамматическое задание:

1.Из последнего предложения выпиши слова, отвечающие на вопросы кто? что?

2. Подчеркни большую букву в именах собственных.

Дятел.

Дятел сел на березу.Там у него была мастерская для шелушения шишек. Побежал он по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Шишку поместил в свою мастерскую и заработал.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркни однокоренные слова гора, горка, горная, гореть, горькая.

  2. Раздели для переноса слова :

Дятел, зайцы,березу,заработал,жильё.

Новая форма.

Второкласснику Мухтару купили новую школьную форму. Все на ней блестит:и пуговички, и ремень. На ногах – ботинки.Тоже новые и тоже блестят.Ни пылинки на них.

Грамматическое задание:

1 .Подчеркни имена существительные.

2.Определи одушевленные имена существительные и неодушевленные имена существительные.

Зрительные диктанты

Набор № 1
1. Дети читают книгу.
2. Поспела в саду малина.
3. Руслан решил задачу у доски.
4. Сорока села на крышу дома.
5. Брат подарил Радику книгу.
6. Астана -столица Казахстана .
Набор № 2
1. Дети играют в футбол.
2. Кот Васька лакает молоко.
3. Выпал белый пушистый снежок.
4. Адиль катался с горки на лыжах.
5. Солнышко ярко светит и греет.
6. Ученики читают стихи.
Набор № 3
1. Фыркает большой и колючий еж.
2. Моя сестра работает на заводе.
3. Рыщет по лесу голодный волк.

Тёплый влажный ветер дует с юга.
5. Ворона взлетела на ветку сосны.
6.Дятел долбит клювом дерево.
Набор № 4
1. Мама читает.
2. В лесу много грибов.
3. Весело играют ребята.
4. У Тимура чистая тетрадь.
5. Мы любим, ездить на природу.
6. Корова пасется на лугу.

Контрольное списывание

Зимой

Зиму мы ждали. Зиму мы звали. У дома сугробы. Нуржамал катит ком снега. Вот и снежная баба. Бауржан и Нуржамал весело играют.

Розы для мамы

В саду росли красивые кусты. Это были розы. Их вырастили Ерлан и Юра. Хороши розы! Мальчики срезали три розы для мамы.

Корм для птиц

Кругом пушистый снег. Он тихо падает на землю. Старый пень весь закрыт снегом. Тлеген идёт в лес. В руках у мальчика корм для птиц. Он помогает птицам выжить зимой.

Урал.

Нурлан и Азамат шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке Урал. Белые деревья окружали и охраняли покой реки. Азамат идёт на каток. Дядя Кайрат учит всех ребят кататься на коньках.

Весна

Земля покрыта снегом. В полях и лесах бродит зима. С горки ветер сдул белый наряд зимы. Показалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес. Под снегом журчит светлый ручей. Песня птиц разнеслась по глухим тропам.

Письмо по памяти

Тема 1. Повторение

1. Без корня и полынь не растёт.

2.Где кто родится, там и пригодится.

3.Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла,

Мчатся птицы за моря –

И открылась школа. С. Маршак

Тема 2. Гласные и согласные звуки и буквы

1. Живёт тихо, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет черепаха.

2. Живёт в норке, грызёт корки.

Небольшие ножки, боится кошки.

(Мышка)

Тема 3. Имя существительное

  1. Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину –

Хоть пиши картину. (Бобры)

2.Произнести нетрудно:
«Родину я люблю,
Я перед ней склоняюсь,
Голос ее ловлю». М. Макатаев

Тема 4 Глагол

1. …Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой. А. Пушкин

  1. Родина

В начале Родина – грудь матери,
За ней – родной очаг, окрестности аула,
Где ты играл средь трав, среди камней,
Откуда ветром странствий потянуло.

Да, Родина – и дом, где твой родной очаг,
И твой родной народ, в тебе взрастивший
сына,
Да, Родина – не только предков солончак,
А синие леса и тихая долина.

Да, Родина от отчего крыльца

Протянется до дальнего причала.
У Родины нет края, нет конца,
Но твой родимый дом – ее начало. У.Турманжанов

Тема 5. Имя прилагательное

1. На солнце тёмный лес зардел

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий. В. Жуковский

2.НА ДЖАЙЛЯУ

Там высокая трава,
Славно в ней валяться!
Рядом – неба синева,
Выше не забраться!
Хоть прохладны вечера –
В юрте сладко спится,
И до самого утра
Дом родной мне снится.
Я прилягу на траву,
Полог чуть приподниму, —
Ягодки в траве,
В чистой мураве! К.Баянбаев

3класс

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

Учащиеся должны уметь:

  1. Понимать и раскрывать лексическое значение слова; подбирать синонимы, антонимы, пользоваться толковым словарём; составлять тематические группы слов;

  2. Находить в слове его значимые части: окончание, основу, корень, приставку, суффикс; подбирать однокоренные слова; проверять безударные гласные с помощью однокоренных слов; образовывать слова с помощью приставки, писать слова с приставками с-, от-, о-, про-, под-, над-, за-, на-, образовывать слова с помощью суффиксов –еньк, — оньк, -юшк, ушк, -ик, -ек; — чик-, -щик-; определять значения суффиксов в слове; связывать слова в предложения с помощью окончания;

  3. Распознавать части речи по их значению, вопросам, грамматическим признакам (существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение); склонять имена существительные по падежам; определять падежи по вопросам и предлогам; распознавать род существительных по окончанию (звуковое и нулевое окончание): изменять существительные по числам; правильно писать имена существительных женского и мужского рода с основой на шипящий (ночь, меч); подбирать существительные синонимы и антонимы;

  4. Склонять имена прилагательные мужского, женского и среднего рода единственного числа; изменять прилагательное по числам, родам в связи с существительным; определять и писать падежные окончания прилагательных; подбирать прилагательные синонимы и антонимы;

  5. Распознавать в предложении личные местоимения, определять их роль в предложении (подлежащее);

  6. Распознавать глагол (по вопросу и значению), называть его грамматические признаки (число, время, лицо); изменять глагол по временам, числам и лицам; писать НЕ с глаголом; подбирать глаголы синонимы и антонимы;

  7. Устанавливать связь между словами в предложении, графически обозначать ее; разбирать предложение по членам: находить главные и второстепенные члены — определения, дополнения, обстоятельства;

  8. Определять текст по признакам связности и единой темы; выявлять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст; делить текст на части, называть их (начало, основная часть, концовка), составлять план текста; устанавливать вид текста (описание, повествование);

  9. Грамотно списывать и писать под диктовку тест(55-60 слов), включающий изученные орфограммы;

  10. Восстанавливать деформированный текст; создавать текст по опорным словам, предложениям;

  11. Писать изложение по вопросам, с грамматическим заданием, по коллективно составленному плану (60-70 слов.).

  12. Писать сочинение – описание, сочинение повествование по сюжетной картине, личным наблюдениям (55-60 слов);определять тему и основную мысль текста.

Диктант №1

Наша улица.

Хороша наша улица. Дома красивые и высокие. Во дворах — площадки для игр и цветники. Раньше на нашей улице стояли маленькие домишки. Долго жили они на свете. Стены их покосились. Тяжело жилось людям в деревянных домах. Теперь широкая улица с высокими домами, тенистыми деревьями заменила узкие переулки.

Слова для справок: деревянных.

Грамматическое задание

  1. Подбери к словам антонимы

1вариант 2вариант

Высокие- маленький —

Широкая – белый —

  1. Подбери к словам синонимы

Бежал Работа

Приятель— Шагать-

Диктант №2

Холодный месяц.

Октябрь –первый холодный месяц осени. Дуют резкие ветры. Участились и утренние морозы. Лужи покрылись тонким хрустальным льдом. Раскисли от дождя тропинки и дорожки. Показалась робкое солнышко. Но вот набежал с севера ветер нагнал холод. Запорошил первый пушистый снежок. На пороге стоит зима. Природа ждет зиму.

Грамматическое задание

  1. Подбери однокоренные слова

1вариант 2вариант

Холодный- Дождик-

Морозы- Резкие-

  1. Разбери слова по составу

Утренние- Пушистые-

Запорошил — Набежал —

Диктант №3

Помощь зайцу.

Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка.

Тимур принес зайца домой. Мальчик забинтовал зайцу лапку и посадил в ящик. Мама дала зверьку морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у зверька срослась. Скоро выпал снег. Ребята отнесли зайчика в лесок и выпустили на волю.

Грамматическое задание

  1. Определи род и число имени существительного

1вариант 2вариант

Зверь Лапки

Зайчики Морковку

  1. Найди и подчеркни имя существительное в предложении

Ребята были в лесу. Скоро выпал снег.

Диктант №4

В гостях.

Был поздний вечер. Вокруг лесная глушь. Мороз крепчал. На небе блеснули звездочки. Месяц осветил окрестность. По тропе пробежал заяц. Мы подъехали к дому лесника. Лесник Ербол Турланович пригласил нас в сторожку. Радостно завилял хвостом пес Шарик. Лесник затопил печь. Дочь лесника пригласила нас к столу. Мы стали пить душистый чай с медом.

Грамматическое задание

  1. Просклоняй имя существительное

1вариант 2вариант

мороз дочь

Диктант №5

Волшебный лес.

Пробушевала метель. Лес как в сказке. Ель стоит как молчаливый витязь. На плечах хвойная кольчуга. На колючую хвою села птичка. На снежной поляне маленькие елочки. Их совсем занесло снегом. Как они хороши и пригожи! Вьюга сделала деревьям модные прически. Нарядная снежная шапка украсила макушку сосны. Ясная березка распустила серебряные от инея косы. Блестит на солнце нежно — розовая тонкая береста берез. (61 слово)

Слова для справок: пробушевала, украсила.

Грамматическое задание

  1. Определи род и число имени прилагательного

1вариант 2вариант

Снежной поляне маленькие елочки.

  1. Найди и подчеркни имя прилагательное в предложении

Ель стоит как молчаливый витязь. Вьюга сделала деревьям модные прически.

Диктант №6

Крылатый будильник.

У Армана за окном была кормушка. Первое время стали слетаться туда одни воробьи. Со всех сторон слетались они позавтракать. Но вот однажды он заметил среди них синичку. Новая гостья стала охотно посещать его столовую. Однажды у Армана испортился будильник. Прилетела птичка завтракать. Никто форточку не открывает. Никто еду не сыплет. Попрыгала она с воробьями по пустому столику и стала клювом по стеклу стучать. Арман и проснулся. С этих пор синичка каждое утро к нему стучать повадилась.

Грамматическое задание

  1. Найди и подчеркни частицу не с глаголами

1вариант 2вариант

  1. Определи время глагола

Прыгаю, нарисовал Бегут, играл

Диктант №7

Весна.

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реках лед. В долине зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

1.Разобрать предложение по членам предложения.

1 вариант

В долине зажурчали звонкие ручьи.

2 вариант

Посинел на реках лед.

2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу:

Узкий ручей- Трусливый мальчик-

Высокий куст Старательный ученик

Диктант №7

Поездка в аул.

Летом мы решили съездить к бабушке в аул. Сколько хлопот перед отъездом! Вот мы уже в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро разъезд. Поезд остановился. Я вижу мою бабушку. На ее лице радостная улыбка. Она машет нам рукой. Теперь нас везет конь Орлик. По сторонам дороги широкие поля. Бабушка объяснила мне, как растет хлеб. К вечеру мы въехали в деревню.

Грамматическое задание

  1. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения

1вариант 2вариант

Летом мы решили съездить к бабушке в аул. По сторонам дороги широкие поля.

  1. Сделай фонетический разбор

Яма Ель

Диктант № 8

На рыбной ловле.

Дорога шла через рожь к реке. Шуршали на ветру золотые колосья. Мы шли на рыбалку. Под ногами пробежала полевая мышь. Послышался плач в чаще леса. Это сыч затянул свою песню. Вот и река. Кругом тишь. Ловля началась. Скоро на удочку попался ерш. Потом мы вытащили щуку и леща. Близилась ночь. Мы сделали шалаш. Утром солнце осветило окрестность. Мы продолжили рыбалку.

Грамматическое задание:

1Разобрать по членам предложения

1вариант 2вариант

Первое предложение Второе предложение

2Разобрать по составу слова:

Засветило, утренний, берёзки; развесили, веселый, местечко

Диктант № 9

По дороге в лес.

Нариман пошел в лес. Он шел по дороге и напевал веселую песенку. Вдруг Нариман услышал скрип. Он испуганно отскочил в сторону. Из кабины грузовика на него смотрел сердито водитель. Он погрозил Нариману пальцем и показал налево. Тогда Нариман вспомнил правила дорожного движения, которые учил в школе. Он перешел на левую сторону дороги. Теперь машины двигались ему навстречу. Так ходят по загородным дорогам, когда нет тротуаров.

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения

1вариант 2вариант

Первое предложение Второе предложение

  1. Сделай фонетический разбор

Машина Пешеход

Диктант № 10

Весной.

Как хорошо бродить по весенней берёзовой роще! Как хорошо любоваться чудесной природой! Мы идём узкой тропкой. Земля вокруг подсохла, зазеленела молоденькая травка, раскрылись первые цветы. Подул лёгкий ветерок. В тёплом воздухе звучат звонкие голоса певчих птиц. Строгий дятел крепким клювом бьёт по стволу дерева. Вот воробей запел свою радостную песенку. На ясном небе светит солнце, маленькими пёрышками плывут облачка. Прекрасный мир пробудился для нового расцвета. Домой мы возвращались с добрыми чувствами.

Грамматическое задание:

1. Найдите в тексте и выпишите предложение с однородными членами предложения.

2. Обозначьте однородные члены предложения.

Абай Кунанбаев.

В самом центре Уральска на проспекте Достык, находится площадь имени Абая. Главным ее украшением является памятник великому казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. Любовь к поэзии, народным сказкам и песням воспитали в нем мама-Улжан и добрая, мудрая бабушка- Зере.

Долгими зимними вечерами у очага они рассказывали мальчику сказки, легенды, сказания. Творчество Абая известно всему миру.

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста имена собственные.

  2. Разбор по составу слов: рассказывали, зимними.

Диво.

Тенгиз по казахски означает море. Среди неровной степи раскинулась это огромное горько-соленое озеро. Здесь очень много больших и малых островов. На островах обитают розовые фламинго.

Хорошее место для жилья выбрали эти птицы! Фламинго занесены в красную книгу. Судьба прекрасных птиц в наших руках!

Грамматическое задание:

1.Подобрать однокоренные слова к слову море.

2 Подчеркни главные члены предложения

Фламинго занесены в красную книгу.

Река Урал.

Урал- спокойная река. Путешествовать по ней интересно и не опасно. На ней нет порогов. На всем протяжении от Уральска до Каспийского моря не встретишь преград. Урал всегда свободен для путешественников. В поход по Уралу можно выходить группами и семьями

Грамматическое задание:

1.Подчеркни названия рек и морей.

2.Фонетический разбор слова поход

Зрительные диктанты

Набор № 1
1. Красивая природа Приуралья.
2. Казахстан –наша большая Родина.
3.Фабрики загрязняют воздух.
4. Далеко плывут серые облака.
5. У окна стоит большая берёза.
6. Мелькает, вьётся первый снег.
Набор № 2
1.В Уральске много памятников.
2. Солнышко ярко светит и греет.
3.Данат катался с горки на лыжах.
4. Наурыз — начало года в природе.
5. Моя сестра работает на заводе.
6. На столе лежат книги и альбомы.
Набор № 3
1. К зиме казахи делали запасы мяса.
2. Ребята едут на санках с горки.
3. На берегу озера растут камыши.
4. Быстро растут на стройке дома.
5. Из кобыльего молока готовили кумыс

6 В Казахстане развито животноводство.

Набор № 4
1. Радион и Болат слепили снеговика.
2. Дети всех стран хотят жить в мире.
3. Верблюжье молоко полезное.
4. От сильной бури упала старая ель.
5. Выбежал на опушку леса заяц-беляк.

Контрольное списывание

Гроза

Гроза надвигалась. С вечера солнце спряталось среди багровых туч. В полночь, словно полчища страшных чудовищ, они доползли до востока и затянули все небо. Во всю мощь задул сильный ветер, забираясь в самую глушь старого сада, ломая молодые ветки груш и яблонь. Деревья жалобно застонали, как будто звали на помощь. В черном небе сверкнула яркая молния, прокатился оглушающий гром.

Грамматическое задание:

Выдели окончание имен прилагательных.

Родина

Голубое небо широко улыбалось. Радостное солнце трепетало повсюду. Земля дышала свежим ароматом полыни и мяты. Прекрасно в такой ласковый день побегать по влажной траве. Мы бродим по берегам реки Чаган и радуемся всему. А вокруг капает с деревьев, играет нежное солнышко. Поют птицы.

Грамматическое задание:

Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

В лесу

Дождь хлынул внезапно. Молния, словно нож.., прорезала темноту. Свет молнии дал мне возможность осмотреть окрестность. Передо мной журчал ключ…, из него выбегал ручеёк. Вокруг чернела лесная глуш…. Раздался ужасный раскат грома. Дрож.. пробежала по деревьям. На опушке плохо виднелось строение. Я подошел ближе и увидел шалаш…. Там я и нашёл приют на ноч… .

Грамматическое задание:

Мягкий знак в именах существительных женского рода.

Дом дедушки.

Дом был полон чудесными предметами. На ст..нах в..сели древние картины в т..желых рамах. Низкие шкафчики на львиных лапах св..ркали з..лотыми переплетами книг с прекрасными иллюстрациями. На хрустальных полках ст…яли фарфоровые чашки, прозрачные, как яичная скорлупка. С диванчиковсм..трели грустными глазками пр..лестные куклы. Ст…лы, стулья, диваны в этих неб..льших комнатках были …дного стиля.

Грамматическое задание:

Безударные гласные в корне слова.

Верные следы.

Шли р…бята через лес прямой дорогой. Тр…пинки замело снегом. Поб…жали дети по зв…ринымсл…дам и заблудились. Испугались р…бята в лесу. Стали кричать и звать на помощь. М…лчит зимний лес. Вдруг Сабит увидал знакомые сл…ды. Тут пробегала с…бака. Следы с…баки всегда приведут человека к жилью. Так учил мальчика дедушка. Р…бятишки направились по сл…дам и вышли на л…сную ст…рожку.

Грамматическое задание.

Вставь пропущенные буквы в словах, подбери проверочные слова.

Письмо по памяти

Тема 1. Повторение

1.За край родной не страшно и в бой.

2.Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

3.Маленькое дело лучше большого безделья.

4. Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.

Тема 2. Имя существительное

1.На окне стеклянный пруд,

В нём рыбёшки живут.

У прозрачных берегов

Не бывает рыбаков (Аквариум)

2.С тобой я по сыновьи откровенен,
Вскормила ты меня для доброты.
Ты крылья мне дала для вдохновенья,
И путь к вершинам указала ты.
Не в широте степей твое величье.
Ты мне близка иною красотой.
Как образ матери
Нам дорог и привычен,
Так дорог и привычен образ твой,
Земля моя!
В зеленом летное платье
Ты ловишь солнце будущего дня.
Родимая, какое это счастье,
Что ты всегда
Со мной и для меня! С.Сейфуллин

Тема 4. Глагол
1 .Мы не смотрим на погоду

И без дела не сидим.

Ходим с песнями в походы

Или что – то мастерим. Г. Ладонщиков

2.Стань соловьем, поющим
В рощах земли своей,
Ветром, несущим влагу
Для золотых степей.
Будь закаленной саблей,
Спрятанной в ножнах, славной,
Той, что в годину бедствий
Станет всего нужней. М.Макатаев

Тема 5. Имя прилагательное

1. Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой. С. Маршак

3.Свободен, величав и первоздан,

Звезде подобный средь земель и стран,
Кюй счастья ты наигрываешь звонко,
Родной мой, лучезарный Казахстан! Д. Берсугурова

4класс

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Учащиеся должны уметь:

  1. Различать прямое и переносное значение существительных, глаголов, прилагательных, использовать их в речи; раскрывать лексическое значение слова с помощью приемов: толкование значения, подбор синонимов;

  2. Использовать толковые словари;

  3. Определять тип склонения имен существительных, склонять и писать падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения (кроме существительных на -ия,-ие,-ийи -мя); различать падежи: винительный и именительный, винительный и родительный, винительный и предложный; правильно писать безударные падежные окончания существительных; правильно употреблять несклоняемые существительные в речи;

  4. Склонять прилагательные в единственном и во множественном числе; устанавливать связь прилагательного с существительным в роде, числе и падеже; правильно употреблять прилагательное+существительное в речи;

  5. Склонять личные местоимения; правильно писать местоимения с предлогами; правильно употреблять местоимения в связной речи;

  6. Изменять глаголы по лицам и числам; определять 1 и 2 спряжение глагола; правильно писать личные окончания глагола 2 лица единственного числа;

  7. Различать неопределенную форму и формы глагола 3 лица единственного и множественного числа, правильно писать- ТЬСЯ и – ТСЯ;

  8. Различать по вопросам глаголы совершенного и несовершенного вида;

  9. Изменять глаголы по временам; изменять глаголы прошедшего времени по родам; правильно писать и употреблять времена глагола в связной речи;

  10. Писать частицу НЕ с глаголами;

  11. Различать числительное по значению и вопросам, правильно писать числительные от 1 до 30;

  12. производить элементарный синтаксический разбор предложения с графическим обозначением главных и второстепенных членов предложения (определение, дополнение, обстоятельство);характеризовать предложение по совокупности признаков: структуре (простое), эмоциональной окраске (восклицательное/ невосклицательное), цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное), грамматической основе (подлежащее и сказуемое), наличию или отсутствию второстепенных членов предложения (распространенное/нераспространенное);

  13. Находить признаки текста; определять основные структурные части текста(начало, основная часть, концовка), восстанавливать порядок следования его частей;

  14. Различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение, анализировать содержание текста, составлять тексты разных типов речи;

  15. Правильно списывать и писать тексты под диктовку (75-80 слов) с изученными орфограммами;

Диктант №1

Встреча.

Я ходил на работу через ржаное поле. С каждым днем поле хорошело. Наливались желтые усатые колосья. От теплого легкого ветерка они качались в такт. Мне казалось, что по полю идут плотные литые волны. На самом краю поля росли две березки. Они словно отбежали от лесной опушки и грелись на солнце. Тропка пробегала рядом. Березки сестрички шепотом встречали меня ранним утром и провожали вечером.

Грамматическое задание:

1.Разбери по членам предложения.

1вариант

Я ходил на работу через ржаное поле.

2вариант

Наливались желтые усатые колосья.

Напишите проверочные слова:

Т..жёлые -…, Ср..зают — … .

Бере…ки-…. Ле..кого-……

К..лосья-… Проб..гала-…..

Диктант №2

Осенняя пора.

Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса.

В лесу тишина и покой. Хорошо в лесу!

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор предложения

1вариант

Среди пожухлой травы краснеют подосиновики

2вариант

На поляне горят гроздья рябины

Фонетический разбор слова

Гроздья Ельник

Диктант №3

Редкая гостья.

Ребята жили в ауле недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Анвар и Арсен шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор предложения

1вариант

Ребята жили в ауле недалеко от леса

2вариант

Ветки ели защищали кормушку от вьюги.

Определи падеж и склонение имен существительных

Под елкой От леса

С кисти От вьюги

Диктант №4

Утром.

Ранним утром я вышел из палатки. На деревьях тяжелые снеговые шапки. Елки стоят прямо. Сильные еловые лапы держат снег. Зимнее солнце ярко блестело на пелене снега. Выпавший ночью снег покрыл широкое пастбище. Я сделал несколько шагов. На снегу заметил следы оленей. Животные ночью подходили к па латке. След русака тянулся длинной петлей. Первый снег раскрывал тайны ночной жизни зверей Мы спустились в долину. На ярком фоне снега увидели медведя. Он заметил нас и быстро умчался.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

1.Определи род, число и падеж прилагательного

Ранним утром Снеговые шапки

2. Синтаксический разбор предложения

Ранним утром я вышел из палатки. На деревьях тяжелые снеговые шапки.

Диктант №5

Отважный пингвин.

На скале стоял маленький пингвин. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как купались взрослые пингвины. Долго стоял пингвин. Страшно ему прыгать в море. Наконец маленький пингвин решился и подошел к краю высокой скалы. Его сносил ветер. Пингвин закрыл глаза и бросился вниз. Потом он вынырнул, закружился на месте и быстро вскарабкался на камни. Он с гордостью смотрел на своих друзей. Его мама была рада за сына. Это был отважный пингвин. Он первый искупался в холодном море.

Грамматическое задание:

1) Найди и подчеркни местоимения в тексте.

2)Просклоняй местоимение ТЫ

Диктант №6

На льдине.

Зимой река Урал замерзла. К реке бежали ребята. На лед выскочил мальчуган. Он не побоялся прокатиться по льду. За смельчаком потянулись другие дети. Вот они уже на середине речки. Раздался треск. Выступила вода. Детвора бросилась на берег, как воробьи. Смельчаки очутились по горло в воде. Они кричали и звали на помощь. К берегу бежали мужчины, женщины. Ребята цеплялись руками за тонкий лед. Он стал ломаться и крошиться. Рабочий с длинной доской пополз к ребятам. Он спас их. Дети решили больше не ходить на реку.

Грамматическое задание:

1) Продолжи цепочку

1вариант 2вариант

(Глаголы с ться) (Глаголы с тся)

Купаться, играться….. Крутится, вертится….

2)Запиши глаголы в неопределенной форме

Крошиться Ломаться

Диктант №7

Вот она — весна!

Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает. На крыше висит длинная сосулька. С ее конца падают капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На ветку березки взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышишь нежную песенку овсянки. Ее песенка звучит как маленький колокольчик.

Грамматическое задание:

1.Определи спряжение, лицо глаголов.

1вариант 2вариант

Чувствуешь Слышишь

2.Определи время глаголов

Светит Греет

Падали Заплачет

Диктант №8

Беличьи заботы

У старой сосны на солнце резвятся весёлые белки. Радуются они светлой весне. Белки к весне сменили пушистые шубки. Спинки, хвосты стали у них рыжими. Долгую зиму жили белки в высоком лесу. В ненастные дни грелись в глубоких дуплах деревьев. В хорошую погоду носились по лесу. На ёлках грызли они смолистые шишки.

Много забот будет у белок летом. Нужно выкормить бельчат. На зиму белкам нужно запасти орехов, грибов. Мирные белки в лесу никому не делают вреда. Друг за дружкой гоняются они по деревьям.

Весело играет у старой сосны стайка белок.

Грамматическое задание

  1. Третье предложение разбери по членам предложения и обозначь части речи.

1вариант

Белки к весне сменили пушистые шубки

2ариант

На ёлках грызли они смолистые шишки.

  1. Разбери по составу

Смолистые Шубки.

Диктант №9

Родина

В годы войны с тоской смотрел я на восток и ждал своего часа. Вот когда по-настоящему узнал я цену Родине! А над головой, косяк за косяком, летят гуси. Перекликаясь, плывут журавли, тянут лебеди. И все на восток, туда, где лежит милая моя Родина. Смотрю я на них, помахиваю вслед им рукой, посылаю привет Родине-матушке. Когда осенью птицы летели обратно, на юг, в их голосах слышался мне как бы отклик с родной земли. Так три года, держал я связь с домом через этих перелетных птиц.

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор предложения

1вариант

Весной на деревьях распускаются клейкие листочки.

2вариант

В весеннем саду запел соловей.

  1. Фонетический разбор

Яблоко Якорь

Диктант №10

Умейте купаться

В жаркий летний день часто возникает желание искупаться, поплавать в чистой прохладной воде. Вода – одна из тех стихий, которые давно известны человеку. Несмотря на это, люди продолжают тонуть в реках. Купайтесь, но помните некоторые правила поведения на воде. Первое купание нужно начинать в безветренную солнечную погоду, когда вода достаточно прогрелась. Купаться можно утром и вечером и только в безопасных, специально отведенных для этого местах. Нельзя купаться одному, так как в случае беды никто не сможет вам помочь. Чтобы не случилось несчастья, знайте и соблюдайте эти простые правила. Будьте осторожны на воде!

Грамматическое задание:

1.Определи однородные члены предложения.

1вариант

С давних времен люди мечтали о добре, правде, счастье.

2вариант

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

Определи род число, падеж у имени существительного

В прохладной воде. Простые правила.

История города.

У нас в Уральске жил и воспитывался знаменитый баснописец Иван Крылов. Его отец служил капитаном в крепости, которую осаждало войско Пугачева.

С историей нашего города связаны имена Жуковского, Даля. Уральск единственный казахстанский город, который посетил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Здесь он начинал писать историю Пугачевского бунта, собирал материалы для «Капитанской дочки».

Грамматическое задание:

1.Подчеркните в тексте местоимения.

2. Укажи лицо, число и падеж местоимений он.

Западно — Казахстанская область.

Западно – Казахстанская область уникальная по своему географическому положению. Она граничит сразу с пятью областями России. Протяженность государственной границы по нашему региону составляет 1532 километра. Это граница дружбы и добрососедства.

Грамматическое задание:

1.Найди в тексте числительные, укажите простые они или сложные, порядковые или количественные.

2.Запишите числительные прописью: 60лет, 12месяцев, 500км.

Кладовые Приуралья.

Подземные кладовые Приуралья содержат большие запасы углеводородного сырья-нефти, газа. Во всем мире известно уникальное по величине запасов Карачаганакское месторождение. Здесь добывается основное количество природного газа.

Кроме нефти и газа, недра края богаты месторождениями песка, глины, гипса, мела, различных руд и вод.

Грамматическое задание:

1.Определить род, число и падеж однородных членов в последнем предложении.

Зрительные диктанты

Набор№1

1.В республике много хороших городов .
2. Боровое- яркая жемчужина Казахстана.
3. Над полем плывёт большая серая туча.
4. Алмат увидел за окном белый снег.
5. Бауржан ата пасёт колхозное стадо.
6. Рыжая лисица забилась в глубокую нору.
Набор № 2
1. Юрта переносное жилище казахов.

2. В густой траве краснеет сладкая ягодка.
3. В Актау и Атырау ведется добыча газа и нефти.
4. Казахи -гостеприимный и радушный народ.
5. Дедушка с внуком Нурбулатом идут на горку.
6. У девочки Дильназ живёт пушистый щенок.
Набор № 3
1. Синичка устроилась на ночлег под кустом.
2. Детишки любят смотреть на умных животных.
3. У каждого народа свои обычаи и традиции.
4. По вечерам все малыши любят слушать сказки.
5.Флаг,герб,гимн – символы нашей страны.
6. Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.
Набор № 4
1. Чапан — верхняя одежда, сшитая из прочной ткани.
2. На самой макушке сосны висят румяные шишки.
3. Чекмень-вязаная одежда из верблюжьей шерсти.
4. На траве вокруг дома носился пудель Артемон.
5. Летом каждый кустик пускает зверей ночевать.
6. Камзол- женская национальная одежда из бархат.

Набор № 5
1.Великий шелковый путь проходил по земле Казахстана.
2. По Великому Шелковому пути перевозил китайский шелк.

3. Гимн исполняют на государственных праздниках.
4. На высоком холме раскинулась аул.
5. Казахстан – независимое и гордое государство.
6.На эмблеме Казахстана изображён снежный барс.

Контрольное списывание

Находчивые птицы.

Кто не видел первый сне..? Красивое зрелище! Наконец выпал на ч…рную землю мя..кий пуш..стый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели сн..жные, белые шапки.

Вечером с высоких б..рез тетерева нач..ли нырять в сне.. . Они проб..гали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя м..стечко. Вых..дила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит, а внутри будет т..пло и уютно.

Грамматическое задание:

Выписать два слова с безударными гласными в корне и два слова с глухими согласными в корне.

Поздняя осень

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжелые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.

Грамматическое задание:

Разберите по членам предложения четвертое предложение.

Подчеркните словарные слова.

Оляпка.

Д..кабрь. Крепкий м…роз Кругом л..житсеребристый сне… На д…ревьяхпуш…стыеснеж…нки. С бере.. и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тиш…на. Вдруг донеслась в..селая песня. Я оглянулся. На б..регу р…ки с…дела птич(?)ка. Я шагнул к ней. Птич(?)ка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она ут..нула. Кто это б..жит по дну реки? Это оляпка, или в…дяной в…робей.

Грамматическое задание:

Разобрать по членам третье и десятое предложения.

Разобрать по составу слова: осинка, переход.

Лес

Яркие звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Могучие деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по их вершинам прошелся сильный, свежий ветер. Дремучий лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Холодный ветер стих внезапно, как и налетел. Огромные деревья снова застыли в холодном оцепенении. Лес стоит озябший и притихший. Деревья готовились спать привычным порядком. Лиственные деревья сняли перед сном осенний наряд. Хвойные уснули одетыми.

Грамматическое задание:

1. Разберите выделенные слова по составу.

2. Второе предложение разберите по членам и по частям речи.

Письмо по памяти

Тема 1. Повторение

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

Подышу-ка я воздухом края родного,
Обновлю и очищу я душу свою.
Я не прячу лица от мороза степного –
Неотвязную схватку его узнаю.
Пусть кусает и щиплет, лицо обдирая,
Отдаваясь на волю привычкам своим.
Озорную забаву родимого края
Неужели не стерпит вернувшийся сын?
Разыграйся, метель! Из седла меня выкинь,
Усади меня с маху в сугроб, леденя.
Оглуши завываньем, и свистом, и гиком.
Остуди, вразуми непоседу меня.
Дед мороз, аксакал, подыми свою палку,
Проучи меня, дедушка Аяз — ата!
Подставляю себя под удары – не жалко.
Если струшу, сбегу – не гожусь никуда,
Забывай, мой буран! Все родное приемлю,
Все, что с детства знакомо и мило до слез,
Я при всякой погоде люблю свою землю –
Под корой ледяной, и в пургу, и в мороз! М.Макатаев

Тема 3. Имя существительное

Кто, если не ты?

Бедной косуле

Нельзя простудиться-

Ведь для косуль

Не бывает больницы.

Кто заболевшую станет лечить

Если в степи

Не бывают врачи?

Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные,
В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи. Е.Благинина

Тема 4.Глагол

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. С. Есенин

На улице мороз трескучий,

А в доме у меня тепло.

Нависли над аулом тучи

И закружило, замело

Снегами дом, мое оконце

И уходящий в степь обоз.

Тема 5. Имя прилагательное

Зима

В белой шубе, плечист, весь от снега седой.

Слеп и нем, с серебристой большой бородой,

Враг всему, что живёт, с омрачённым челом,

Он, скрипучий, шагает в степях, снеговой.

Старый сват, белый дед натворил много бед.

От дыханья его — стужа, снег и буран.

Тучу шапкой надвинув на брови себе,

Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.

Брови грозно нависли — нахмуренный вид;

Головою тряхнёт — скучный снег повалит.

Злится он, словно бешеный старый верблюд,

И тогда шестискладная юрта дрожит. Абай Кунанбаев

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор. З.Александрова

Содержание

1.Предисловие………………………………………………………… 2

2.Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса…………………3

3. Проверочные диктанты для 1класса……………………………… 5

4. Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса………………..8

5. Проверочные диктанты для 2 класса…………………………….. .9

6. Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса……………… 19

7. Проверочные диктанты для 3 класса…………………………… .20

8. Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса…………… ..30

9. Проверочные диктанты для 4 класса……………………… …. . . 31

10.Использованная литература ……………………………………………….. 44

Использованная литература :

  1. Инструктивно — методическое письмо на 2015-2016 учебный год

  2. Учебная программа по образовательной области «Язык и литература»

уровня начального образования (1-4 классы)

  1. «От Уральска до Каспия» К.Телятов, Ф.Игнатов.

  2. «Туристические тропы Приуралья» В.Фомин.

  3. Отрывки из произведений М.Сундетова, М.Алимбаева, Ы.Алтынсарина.Г.Скребицкого.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!