Сборник экологических игр.

Сборник игр может использоваться на уроках окружающего мира в начальной школе и помогает формировать положительное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Сборник экологических игр.»

БЛЕФ КЛУБ

Тема: «Стороны горизонта. Ориентирование на местности».

Цель игры: повторить знания по данной теме.

Правило: учащиеся дают ответ только по сигналу учителя, обдумав ответ в группе или индивидуально.

Оборудование: по желанию учителя на доске могут находиться подсказки в виде таблиц.

ХОД ИГРЫ

  1. А верите ли вы, что прибор, который помогает определить стороны света называется спидометр? /нет, это компас/

Без карты и компаса не отправятся в полёт самолёты, не поплывут по морям корабли, не поедут в дальнюю дорогу автомобили. В глубокой древности, когда ещё не было компаса, люди находили путь по солнцу и по звёздам. Самый безотказный «компас» - солнце. Каждое утро оно поднимается над горизонтом, в полдень достигает наибольшей высоты и затем опускается всё ниже и ниже, пока вновь не спрячется за горизонтом. То место, где солнце появляется над горизонтом, называется востоком, где заходит западом.

  1. А верите ли вы, что кора берёзы всегда белее и чище с южной стороны. Трещины, неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева? / ДА /

  2. А верите ли вы, что грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников? / ДА /

  3. А верите ли вы, что если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа - юг, а слева - восток. / нет /

  4. А верите ли вы, что пчёлы ориентируются по солнцу? / ДА /

  5. А верите ли вы, что попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? / ДА /

  6. А верите ли вы, что если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень – с севера на юг? И в пасмурный день бабочки располагаются так же. / ДА /

  7. А верите ли вы, что местность, изображённая условными знаками на листе бумаги, называется рисунком? / нет, картой /

  8. А верите ли вы, что определить стороны света можно по направлению полета птиц. Осенью они летят на юг, весной – на север? / ДА /

  9. А верите ли вы, что правильно определить направление в степи поможет норка суслика? Грызуны, как правило, вход в своё жилище делают с южной стороны. / ДА /

  10. А верите ли вы, что олени в лесу точат свои рога только о северную сторону дерева? /нет/

  11. А верите ли вы, что в южных районах растёт «компасное» растение латук, листья которого, обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг рёбрами? / ДА /

  12. А верите ли вы, что ягоды на открытой лесной поляне раньше созревают с севера? / нет, с юга /

  13. А верите ли вы, что цветущий подсолнечник поворачивает свою головку за солнцем?/ДА/

  14. А верите ли вы, что в большинстве случаев муравейники расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников? / ДА /

  15. А верите ли вы, что если нет компаса, то север – юг можно определить по часам? Нужно направить часовую стрелку на солнце и мысленную линию на «1», разделить линию пополам, получите « юг». /ДА /

  16. А верите ли вы, что в 12 часов дня волки встают головой на север и начинают выть? /нет/

  17. А верите ли вы, что на стволах сосен с южной стороны выступает смола, а на северной тянется вдоль ствола тёмная полоса? / ДА /

  18. А верите ли вы, что мхи, лишайники чаще всего поселяются с южной стороны камней, пней, стволов? / нет, с северной /

  19. А верите ли вы, что после дождя раньше просыхает южная сторона предметов? / ДА /



Дидактическая игра

«ЭТО ОН, ЭТО ОН, ВОДОЁМ, РОДИМЫЙ ДОМ»


Цель: закрепить знания детей о растительном и животном мире водоёма.

Ход игры: учитель называет группы животных и растений. Если данные животные и растения обитают в водоёме, то дети произносят фразу: « Это он, это он, водоём, родимый дом» или « Это в нём, это в нём, в водоёме мы живём». Если данные группы в водоёме не обитают, то дети молчат.

1. Аир, белокрыльник, телорез, водокрас.

2. Заяц, лиса, волк, куница.

3. Бобр, выдра, выхухоль, ондатра.

4. Подорожник, ромашка, василёк, шалфей.

5. Вертячка, водолюб, водомерка, плавунец.

6. Сорока, ворона, голубь, синица.

7. Выпь. кряква, цапля, нырок, скопа, чайка.

8. Вьюн, карась, карп, пескарь, линь, налим.

9. Моллюски, катушка, прудовики, перловица.

10. Соловей, пеночка, кукушка, зимородок.

11. Жаба, жерлянка, лягушка.

12. Гадюка, кобра, гюрза.

13. Кувшинка, рогоз, стрелолист, телорез.



Игра: «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»


Игра проводится при изучении темы «Раннецветущие растения».

Цель игры: научить детей распознавать учащихся раннецветущие растения, развивать зрительную память.

Игровое действие: найти цветок данного растения, узнать, что изменилось во внешнем виде растения.

Оборудование: карточки раннецветущих растений, у которых снимаются цветы.

Правило: учитель раздаёт по командам карточки раннецветущих растений. Дети должны верно соединить цветок с основным стебельками. Выигрывает та команда, которая справилась с заданием быстрее и верно.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ:

" Живая и неживая природа"


Игра проводится для ознакомления с понятиями живой и неживой природы.

Цель игры: Подвести детей к тому, что вся природа делится на жи¬вую и неживую, расширять кругозор детей.

Материал: У детей на парте тетради или листы бумаги и карандаши. Дети рисуют на бумаге 2 квадрата.

Содержание игры: Дети работают в квадратах бумаги.

В первый квадрат зарисовывают или записывают отгадки, которые начинаются с согласной

буквы. Во второй квадрат - отгадки, которые начинаются с гласной.

ЗАГАДКИ:

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

/дождь/

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

/молния/

Была рожком, стала кружком.

/луна/

В небе подсолнух:

Весь год цветёт,

А семян не дает.

/солнце/

Стоит Егорка в красной Ермолке,

Кто ни пройдет, всяк поклон отдает.

/ягода/


Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ногами

За жуками, мотылями.

/ёж/


Что это за девица,

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

/ель/


Он совсем не хрупкий,

Спрятался в скорлупке.

Заглянешь в середину,

Увидишь сердцевину.

Из плодов он твёрже всех

Называется ...

/орех/


ИГРА « ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Цель игры: научить детей различать части растений.

Игровые действия: хлопаем в ладоши, поднимаем руки вверх.

Правило: хлопать или поднимать руки можно только по сигналу учителя.

Ход игры: учитель называет разные культурные растения. Если у них можно есть вершки, то учащиеся поднимают руки вверх. А если мы едим корешки, то дети хлопают в ладоши по сигналу учителя все вместе.

Например, капуста, морковка, лук, картофель, укроп, овёс, кукуруза, салат, цветная капуста, рожь, брюква, помидоры, хрен.


ИГРА «ЗООЛОГИЧЕСКОЕ И БОТАНИЧЕСКОЕ ЛОТО»

Вариант 1.


Игра может проводиться при изучении темы или при закреплении темы «Разнообразие природы нашей Родины».

Цель: проверить знания детей по изученным природным зонам.

Игровое действие: распределить животных и растения по изученным природным зонам.

Материал: карточки животных и растений по природным зонам.

Содержание: учитель делит класс на несколько групп и распределяет задания.

Варианты:

а/ группа ботаников

б/ группа зоологов

в/ группа ботаников и зоологов

Каждой группе даётся задание. Например – вариант В.

1 группа - ботаники. Данная группа отбирает карточки с растениями Арктики и тундры.

2 группа – ботаники. Этой группе нужно отобрать карточки с растительным миром зоны лесов.

3 группа – зоологи. Отбираются карточки с группой животных, обитающих в зоне степей.

4 группа – зоологи. Отбираются карточки с животным миром пустыни.


Вариант 2.

Вариант 2 может быть использован при изучении темы «Разнообразие растительного мира». Или при изучении темы «Разнообразие животного мира». /2 класс/

Цель: проверить знания детей по изученной теме.

Материал: карточки лото.

Содержание: каждой группе детей даётся задание отобрать животных или растения.

1 группа – пресмыкающиеся 1 группа - хвойные

2 группа – звери 2 группа – цветковые

3 группа – птицы 3 группа – мхи, водоросли

4 группа - насекомые 4 группа – папоротники


Выигрывает та группа, которая сделает правильный выбор и обоснует свой ответ.

Карточки ЛОТО смотри в приложении.


Дидактическая игра

" К А К И Е М Ы Д Е Р Е В Ь Я ? "


Игра может быть использована в 1 классе по программе А. А. Плешакова при закреплении темы "Растения зимой и немного о животных" и в 3 классе при изучении темы "Зона лесов". Игра проводится эффективно, если до её проведения организовать экскурсию в парк, где дети могут наблюдать дере­вья в природе. Цель игры: Закрепить знания детей о лиственных и хвойных растениях, расширять кругозор детей.

Материал: Учитель должен иметь мяч или мягкую игрушку.

Содержание: Учитель называет дерево и бросает мяч детям, которые сидят за партой. Он может называть лиственные и хвойные деревья.

НАПРИМЕР: липа, кедр, дуб, лиственница, сосна, ясень, берёза, ель, вяз, осина, пихта, ива, тополь, клён, ольха.

Дети ловят мяч и возвращают его учителю вместе с ответом. Они называют, к какой группе относится данное растение /к лиственным или хвойным/.

Дети не должны думать более 10 секунд. Если ребёнок не знает, или затрудняется назвать ответ, то он возвращает мяч учителю. Учитель бросает его другому ребёнку.

НАПРИМЕР: дуб — лиственное, сосна — хвойное ...

Игра с мячом может проводиться по темам: "Разнообразие животного мира", "Съедобные и несъедобные грибы", "Зимующие и перелётные птицы", "Разнообразие растительного мира", "Дикие и домашние животные ", т.е. по всем темам, где есть классификация. Например: щука — рыба, лягушка — земноводное, ворона — птица..


Дидактическая игра "Да - нет"


Игра проводится на уроках природоведения во 2 классе после прохождения темы "Разнообразие животного мира".

Цель игры: уметь выделять основные признаки животных, учить детей анализировать и выбирать главные, отсекающие вопросы; расширять кругозор детей; уметь распределять животных по основным группам; учить детей работать в группе.

Содержание: Учитель делит детей на 3 - 4 группы. Дети садятся кружком и должны работать сообща, в группе.

Учитель загадывает для каждой группы животное. Детям даётся (по желанию учителя) 10, 8, 7, 5 попыток. Если ребята играют не первый раз, то количество попыток должно уменьшаться. Первый раз - пробный, учитель учит детей играть, а затем загадывает командам животное. Дети задают вопросы, на которые учитель может ответить только словами "да" или "нет". Команды задают вопросы учителю по очереди. НАПРИМЕР: Животное — лось.


Вопросы детей: Ответы учителя:

Это насекомое? Нет.

Это зверь? Да.

Он живет в наших лесах? Да.

Он хищный? Нет.

Он травоядный? Да.

У него длинный хвост? Нет.

Он быстро бегает? Да.

Это лось? Да.


Примечание: Количество правильных ответов может быть записано на доске по командам.

Такая игра может проводиться по темам: «Растения», «Комнатные растения» и т.д.


Дидактическая игра

« КТО КАК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЕТ»

Игра проводится при прохождении темы «Животные весной». Игра может быть проведена на этапе изучения нового материала. Учитель может проверить, какие знания уже есть у детей по данной теме и вместе с детьми проанализировать допущенные ошибки. А можно провести игру на этапе закрепления изученного материала.

ЦЕЛЬ: повторить изученные знания в игровой форме, учить работать детей в команде и в коллективе.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с текстом / 3 комплекта/.

СОДЕРЖАНИЕ: Дети делятся на 3 команды и им выдаются карточки. По сигналу учителя ребята начинают составлять предложения. Выигрывает та команда, которая наберёт большее количество верных ответов и уложится во времени.

Животные весну встречают,

Что-то в жизни изменяют,

Карточки передвигай,

Предложенья составляй.


1 Зайка беленький

и он вылез из берлоги.

2 Белка серую дублёнку

вылез из норочки раньше всех погреть иголочки.

3 Вода подмочила мишке ноги

меняет костюм на серенький.

4 Ёжик

сменила на рыженькую шубёнку.

5 Рыбы

после долгого сна выползают на прогретые солнцем места.

6 Лиса тёпленькую шубку

в лужице, в пруду, вымётывают икру.

7 Змеи

поменяла на лёгенькую шкурку.

8 Крот

в лесной хатке появляются волчатки.

9 У волчихи

вылезает из норы делать новые ходы



Дидактическая игра

«МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»


Игра может проводиться при изучении тем: "Тела, вещества, частицы", "Полезные ископаемые", "Три состояния воды". /2,3 класс/

Цель игры: закрепить знания детей о твердых, жидких, газообразных состояниях веществ; учить анализировать тела, расширять кругозор.

Оборудование: у детей карточки с маленькими человечками.

У учителя могут быть картинки. предметов, или он просто загадывает детям загадки. Пробный ход: Если игра проводится на уроке изучения нового материала, то можно первые три примера разобрать с детьми. Например:

Коль зимою прыгнуть с вышки

То набьёшь, конечно, шишки.

Знать, тверда была вода,

Ты ответишь без труда.

- В каком состоянии вода? /в твёрдом/

- Каких человечков будем показывать?

Ну а если прыгнуть в воду

В очень тёплую погоду-

Будешь мокрым ты до нитки,

Летом лёд бывает жидким.

- Каких человечков будем показывать?

Зачерпнём воды из речки

И поставим греть на печке.

Пар заполнит весь наш дом,

А воды мы не найдём.

- В каком состоянии вода? /в газообразном/ Покажите человечков.

Содержание: Учитель показывает картинки или называет вещество, а дети показывают соответствующие карточки. Например: камень, сок, воздух, вода... Задачу постепенно можно усложнить, включая предметы состоящие из жидких и твёрдых тел, жидких и газообразных тел. Дети должны показывать в этих вариантах две карточки. Например: суп /жидкие и твёрдые тела/, лимонад /жидкие и газообразные/.

При изучении темы "Полезные ископаемые" детям можно предложить отгадать загадки и показать нужную карточку.

НАПРИМЕР:

Он очень прочен и упруг, Без неё не побежит

Строителям - надёжный друг. Ни такси, ни мотоцикл,

Дома, ступени, постаменты Не поднимется ракета,

Красивы станут и заметны. Отгадайте, что же это?

/гранит/ /нефть/


На кухне у мамы помощник отличный -

Он синим цветком расцветает от спички.

/газ/


Игра «Найди третье слово»


Игра может проводиться устно и письменно. Даётся 2 слова, надо найти третье. Первое слово обозначает животное, второе - растение, а третье - природную зону, где живут эти живые существа.


РАСТЕНИЕ ЖИВОТНОЕ ПРИРОДНАЯ ЗОНА

водоросли тюлени ?

карликовая берёза ? тундра

? медведь зона лесов

мак дрофа ?

? верблюд пустыня

кипарис ? побережье Чёрного моря


ИГРА: " ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО ".

Игра может проводиться как устно, так и письменно.

а/ Послушай названия растений или животных.

6/ Подумай, к какой пригодной зоне они относятся.

в/ Подумай и добавь ещё одно название.


1. водоросли, мхи, ... 15. медведь, барсук, ...

2. тюлени, моржи, ... 16. куница, соболь, ...

3. чайки, белые медведи, ... 17. полынь, ковыль, ...

4. черника, полярная ива, ... 18. тюльпан, ирис, ...

5. мох, карликовая берёза, ... 19. хомяк, дрофа, ...

6. гага, лемминг, ... 20. степная черепаха, кобылка, ...

7. песец, северный олень, ... 21. суслик, цикада, ...

8. белая куропатка, тупик, ... 22. осока, верблюжья колючка, ...

9. полярный волк, белая сова, ... 23. зелёная жаба, варан, ...

10. заяц беляк, северный олень, ... 24. песчаный удавчик, тушканчик, ...

11. берёза, осина, ... 25. джейран, варан, ...

12. пихта, кедр, ... 26. пустынный воробей, рябок, ...

13. дуб, липа, ... 27. кипарис, магнолия, ...

14. лиса, рябчик, ... 28. морской конёк, медуза, ...


ИГРА: «НАЙДИ, О ЧЁМ РАССКАЖУ»


Цель игры: найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие: угадывание растений по названным признакам.

Правило: называть отгадку можно только по просьбе учителя.

Оборудование: предметы должны быть расставлены на столе перед учащимися / комнатные растения/. Игра может проводиться во время экскурсии на поле или луг. В этом случае учащиеся показывают растение прямо на поле по просьбе учителя.

Ход игры: учитель подробно описывает предмет, его характерные признаки. Учащиеся отгадывают его и по просьбе учителя показывают. Если дети не справились с заданием, то учитель помогает им.


Комнатные растения

  1. Аспарагус плюмозус /перистый/. Полувьющееся растение в виде пышного куста с длинными ветвящимися стеблями, покрытыми мягкими, нежными игловидными кладодиями, которые располагаются мутовкой. Стебли с редкими, обращёнными вниз шипами. Растение покрывается мелкими белыми цветочками.

  2. Бальзамин султанский /«огонёк»/.

Ванюша –Ванёк, Рубашка – кумач.

Рубашонка – огонёк. Носи, да не плачь

  1. Глоксиния. У неё имеются короткие травянистые стебли о крупные овальные листья тёмно-зелёного цвета. Край листа с небольшими округлыми зубчиками. Цветки крупные, похожи на колокольчики, сидят по одиночке на ломких цветоножках. Окраска венчика разнообразная: белая, розовая, фиолетовая, у многих сортов двух- или трёхцветная.

  2. Кактус.

Зелёный комок Есть и булавки,

В серединке промок. Есть и канавки,

А глянуть снаружи – Всюду добавки

То шире, то уже, И бородавки.

  1. Традесканция зебровидная. У растения свисающие травянистые стебли. На верхней стороне листа две широкие продольные серебристые полоски.

  2. Фикус. Вечнозелёное комнатное деревце с крупными удлинённо-эллиптическими цельными кожистым и блестящими листьями.

  3. Плющ восковой. Лазающее растение с длинными тонкими побегами, на которых расположены блестящие, толстые, кожистые листья овальной формы.


Растения поля и луга.

1. Василёк синий. Растение с прямым ветвистым стеблем высотой до 30-40см. Листья очередные, узкие покрыты паутинкой, как и стебель. Цветочки находятся в корзинке. Лепестки – голубые, а внутренние – сине-фиолетовые.

  1. Репей.

Выпускает он листы, Сто плодов шершавых, цепких.

Широченной широты. Если их не оборвёшь,

Держатся на стеблях крепких, На себе их все найдёшь.

  1. Горошек мышиный. Многолетнее растение. Стебель слабый, лазящий, длиной до 1-2 м. Листья перистые, мелкие, узкие. При помощи усиков растение цепляется за соседние. Цветки синие с фиолетовым оттенком, собраны в сухие кисти.

  2. Одуванчик.

На зелёной хрупкой ножке Ветерочек прошуршал,

Вырос шарик у дорожки. И развеял этот шар.

  1. Клевер луговой, красный. Многолетнее растение высотой до 20-60 см. Из главного короткого стебля поднимаются восходящие изогнутые стебли с короткими волосками. Листья состоят из трёх сросшихся листиков. Головка у цветка розовая или красная.

  2. Пижма обыкновенная. Растение многолетнее, высотой 60-125 см. Корзинки ярко-жёлтые в густом плотном щите. Листья поочерёдные, перисторассечённые.

ИГРА « ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ» /1, 2 класс/

Игра проводится в 1 и во 2 классе при изучении темы «Труд людей весной». Она может быть введена как на этапе ознакомления с новым материалом на основе имеющихся знаний учащихся, так и на этапе закрепления изученного материала.

Цель игры: дать знания о деятельности людей весной или закрепить полученные на предыдущих уроках знания о труде людей весной, познакомить с русскими народными пословицами и поговорками, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: карточки для каждой команды с пропущенными словами.

Ход игры: учащиеся делятся на несколько команд и получают карточки, в которых даны пословицы о сельскохозяйственных работах но полях. В каждой пословице пропущено одно слово. Дети должны отгадать это слово, воспользовавшись словами для справок. Выигрывает та команда, которая быстрее и верно соберёт пословицу и объяснит её значение.

1 карточка

  1. .......... пахать – больше хлеба собирать.

  2. Завези на поля больше ..........., снопы валиться будут с воза.

  3. Кто рано ..........., тот семян не теряет.

  4. Кто спит............ , плачет зимой.

5. Невспаханный ..............., урожая не даст.

Слова для справок: глубже, навоза, листьев, засевает, наст, убирает, засыпает, весной, зимой, пласт.

2 карточка

  1. Не .......... рожь, соберёшь хлеба на грош.

  2. Пересохший ............, урожая не даст.

  3. Сроки прозеваешь - ............... потеряешь.

  4. Рожь сей в золу, а ................ в воду.

5. Пересев .............. недосева.

Слова для справок: удобришь, спрячешь, пласт, хуже, деньги, урожай, пшеницу, ромашки, лучше.

3 карточка

  1. Посеешь в .............., больше приплоду.

  2. Рой в глубь ............. - будет рожь густа.

  3. Кто .............. в парник сажает, тот помидоры получает.

  4. ................. на поле отвезём, так и хлеба привезём.

5. Кто............... не постарается, тот осенью урожая не досчитается.

Слова для справок: погоду, рассаду, пласта, навоз, урожай, весной, зимой.


ИГРА «УГАДАЙТЕ, ЧТО В МЕШОЧКЕ»

Дидактическая задача: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Игровые действия: угадывание на ощупь предметов.

Правила: выбирая предмет, смотреть на него нельзя. Описать, ощупывая руками содержимое мешочка.

Оборудование: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности /лук, репа, редька, свёкла, помидор, слива, груша, яблоко/ или плоды и семена деревьев /жёлудь, каштан, орех, семена клёна, сирени/ и другие лежат в мешочках.

Ход игры: Учащиеся по очереди подходят к мешочкам и угадывают содержимое.

Варианты: Учащиеся могут подходить к мешочкам и вслух описывать и характеризовать содержимое мешочка. Остальные ребята угадывают данный предмет.

ИГРА: «УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Дидактическая задача: найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие: поиск предмета по загадке-описанию.

Оборудование: Учитель вывешивает на доске иллюстрации отгадываемых растений и животных. По перечисленным признакам и описаниям учащиеся должны угадать объект.

Ход игры: Описание даётся в медленном темпе, так чтобы учащиеся смогли увидеть и рассмотреть всё то, о чём говорит учитель. Дети могут работать коллективно, или индивидуально, записывая предметы под номерами в тетрадь. Можно предложить работу и в группах. Каждой группе даётся описание одного или нескольких объектов и по картинкам на доске они должны догадаться о чём идёт речь.


УГАДАЙ ДЕРЕВО ПО ОПИСАНИЮ:

  1. Это самое любимое, родное для каждого человека дерево. Его можно назвать символом России. Красавица эта, белоствольная с зелёными кудрями. /берёза/

  2. Это громадное дерево до 40м высотой. У него толстый ствол с извилистыми сучьями, образующими широкий шатёр листвы. Кажется, что стоит русский богатырь. Древние люди считали дерево магическим и приносили ему жертвы. /дуб/

  3. Это аккуратное, изящное дерево. Издали оно похоже на наконечник огромной, нацеленной в небо пики - – так прям её ствол. Дерево не требовательно к свету и может хоть всю жизнь расти в тени более рослых деревьев. Оно не сбрасывает осенью свои хвоинки, а меняет их постепенно в течении нескольких лет. /ель/

  4. Любимое место этого дерева – берега рек и прудов. Оно так и тянется к воде, склоняя над ней в глубоком поклоне свои «плакучие» ветки. Эти ветки такие гибкие, что местные люди плетут из них корзины. Дерево укрепляет берега каналов и водохранилищ, откосы плотин. /ива/

  5. У этого дерева высокий, стройный ствол и длинная голубоватая хвоя. Оно одаривает сибиряков вкусными и очень питательными орешками. /кедр/

  6. Дерево очень неприхотливо, хорошо растёт в тени, и на скудных почвах. Осенью никто не может с ним сравниться по красоте. Листья у него красные, жёлтые, багряные, зелёные, оранжевые. /клён/

  7. Главные владения этого дерева – Сибирь. Как и других хвойных, у неё вместо листьев хвоинки. Правда, хвоинки не колючие, а мягкие, словно - шелковистые. На зиму они опадают. /лиственница/

  8. Листья этого дерева осенью не меняет свою окраску. Какими зелёными они были летом, такими и опадают осенью. Окраска древесины – светлая, почти белая. Но стоит дерево срезать, как срез на глазах начинает краснеть На его корнях образуются клубеньки, способные усваивать азот из воздуха. /ольха/

  9. Настоящая красота дерева раскрывается в конце лета – начале осени, когда раскраснеется оно от обилия ягод. Огнём загорятся их грозди на фоне изящных, как пёрышки, листьев. Стоит дерево нарядное, словно румяная невеста. /рябина/

Это дерево садов и городских бульваров. В его изящной густой кроне красиво переливаются свет и тени. Листва на ветках расположена как бы слоями. Листья у этого дерева сердцевидной формы. Главное в нём – красота и её нежные клейкие листочки, её сладкие ароматные цветы летом, её золотое убранство осенью. /липа/


УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ ЖИВОТНЫХ СТЕПИ:

  1. Это единственное дикое копытное млекопитающие, живущее в степях. Эта небольшая антилопа /длина тела 100-145см /, масса от 20 до 50 кг. Она покрыта шерстью песочно-глинистого цвета. Их горбатая морда вздута и заканчивается нависающим над ртом коротким хоботом. /сайгак/

  2. Это близкий родич лисицы, но меньше её по размерам. У него крупные широкие в основании уши и чёрный кончик хвоста. Живёт в норах. Зимняя шерсть пушистая, шелковистая, красивая, имеет значительную ценность. /корсак /

  3. Эта птица - самая маленькая среди куриных. Оперение у неё невзрачное, жёлто-бурое, в пестринках. У самцов на горле тёмно-рыжее пятно, у самок оно почти белое. Питаются эти птицы семенами сорных растений, вредными насекомыми, их личинками, падалицей на хлебных полях. /перепел/

  4. Эта одна из самых крупных птиц, размером с индюка. Окраска оперения сверху рыжая с чёрными пестринками, снизу – белая. Самцы крупнее самок и отличаются наличием бледно-серого цвета усов в виде пучка длинных нитевидных перьев по бокам горла. Эта птица хорошо бегает и неплохо летает. /дрофа/

  5. Внешне это животное похоже на хомячка. Живёт в степях, ведёт дневной образ жизни. Питается жуками, зреющими хлебами на пашнях, семенами, луковицами, насекомыми. Животные живут семьями или по одиночке, роют глубокие норы, в которых проводят в спячке не только зиму, но и всю самую жаркую часть лета. /суслик/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей