СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник физкультминуток для начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В данном сборнике представлены комплексы физических минуток, подобранные с учетом требований к их проведению. Комплексы подобраны для  основных  предметов начальной школы, с учётом видов и содержаний уроков. Предлагаются упражнения для снятия общего или локального утомления, для кистей рук, для снятия напряжения с органов зрения и слуха, а также упражнения коррегирующие осанку.

Просмотр содержимого документа
«Сборник физкультминуток для начальной школы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа №7"













Сборник физкультминуток


для начальной школы




















Автор-составитель:


Котикова Татьяна Леонидовна


Учитель начальных классов





2018г.

г.Мариинск

Введение


Физкультурные минутки и паузы являются необходимым кратковременным отдыхом. Перерыв в учебной деятельности необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц костей. Такие паузы помогают учащимся переключить внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и активности детей на последующих этапах урока.

Физкультурные минутки и паузы являются обязательными для всех классов начальной школы. В педагогической литературе рекомендуют продолжительность их проведения 1 – 2 минуты.

В данном сборнике представлены комплексы физических минуток, подобранные с учетом требований к их проведению. Комплексы подобраны для основных предметов начальной школы, с учётом видов и содержаний уроков. Предлагаются упражнения для снятия общего или локального утомления, для кистей рук, для снятия напряжения с органов зрения и слуха, а также упражнения коррегирующие осанку.
























Раздел 1. Русский язык и чтение

1 класс

А - начало алфавита


А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз-два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)

Ах ты, Петя - простота

Ах ты, Петя — простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

Петя, Петя - петушок!

Что ты раненько встаешь?!

Детям спать не даешь. (Дети кладут голову на парту, имитируют сон.)

Чтобы нам совсем проснуться

Нужно потянуться! (Делают несколько упражнений.)

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».)

На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок

(Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог.

Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки

На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Аи-аи-аи!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палеи, правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Праваярука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

Большая буква

Если названные мною слова надо писать с большой буквы - под­нимайте руки вверх, если с маленькой - приседайте:

Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Буква Е

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала, (Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

Буквой Л расставим ноги

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске - руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо... Получается на славу. Молодцы!

Влево — вправо, влево — вправо...

(Расставили ноги, руки на поясе; наклоны влево, вправо.)

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

****

Вот под елочкой зеленой

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)


Мы писали

Мы писали, рисовали,

А теперь мы дружно встали.

Ручками похлопали.

Ножками потопали.

Чуть покружимся бочком,

Сядем и писать начнем.


Здравствуйте


Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.

Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки.





Лесная история

Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают ее с помощью рук.

- Выбежали зайки на поляну. Прыг – скок, прыг – скок

Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.

- Пришла лиса, она шла очень тихо и осторожно.

Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.

— Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвос­том она заметала следы.

Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.

— Зайцы увидели ее и бросились врассыпную.

Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.

Солнышко

— Как светит солнышко летом?

Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.

— Как светит солнышко осенью?

Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.

— Как светит солнышко зимой?

Пальцы собираются в щепотку.

Каждое упражнение повторяется несколько раз.

Моем ручки

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

Волны

Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ла­донь, дети имитируют движение волны.

Семья

Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начи­ная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, под­нимая по одному пальчику.

Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — дедушка. Этот пальчик — папа. Этот пальчик — мама. Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья.

Апельсин

— Мы делили апельсин.

Дети показывают апельсин пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.

— Много нас, а он один.

Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.

  • Эта долька — для ежа,

  • Эта долька — для стрижа,

  • Эта долька — для утят,

  • Эта долька — для котят,

  • Эта долька — для бобра.

Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начи­нают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.

  • А для волка... кожура.

  • Он сердит на нас — беда!

  • Разбегайтесь кто куда.

Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.

Гимнастика для глаз по методу Г.АШичко

Верх-вниз, влево-вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сна­чала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Покорчим рожи

Учитель предлагает изобразить мордочки различных жи­вотных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед — влево — вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в

правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу – ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание вставить слово в соответствии с темой урока.)


2 класс

Загадаю вам загадку

Загадаю вам загадку,

Становитесь на зарядку. (Ходьба на месте.)

Раз - листочки поднимаем. (Руки через стороны вверх.)

Два - листочки загибаем. (Руки за спину.)

Три - ещё разок свернули, (Обхватили руками мечи.)

На четыре — развернули. (Руки в стороны.)

Буква спряталась внутри. (Приседания.)

Кто догадлив? (Прыжки на месте.)

Назови!

Ложка - это ложка

Ложка - это ложка, (Шагаем на месте.)

Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши.)

Кошка - это кошка, (Шагаем на месте.)

У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши.)

Тряпка — это тряпка, (Шагаем на месте.)

Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте.)

Шапка - это шапка, (Шагаем на месте.)

Оделся и пошел. (Прыжки на месте.)

А я придумал слово, (Руки в стороны-на пояс.)

Смешное слово - плим. (Присели.)

Я повторяю снова: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Плим – плим – плим! (Присели)

Вот прыгает и скачет (Прыжки на месте)

Плим – плим – плим! (шагаем на месте)

И ничего не значит (прыжки на месте)

Плим – плим – плим! (шагаем на месте)


На зарядку становись!

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Раз — вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.)

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать? (Приседания.)

На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.)

И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)


Однокоренные слова

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова – приседают.



Приставка

На доске записаны слова: делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез, вывез, привез, занес, принес, вынес.

При указании слова, в котором есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставок нет, ученики приседают.


Родственные слова

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

Лес - лесник, река - ручей, стена — потолок, кот котик, сад — са­довый, дом домашний, дом — дым, поле — полюшко, гриб — грибной, обед стол.


Словарные слова

После окончания физкультминутки, вы запишите словарные сло­ва, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также те слова, которые сможете расшифровать.


Жил один садовод, он развел огород,

Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Никогда и нигде,

Нив земле, ни в воде

Мы таких овошей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!


Суффикс


На доске написаны слова: гора – горка; лес – лесок; поле – полюшко; сом – сомище; внук – внучек; город – городок; мяч – мячик; слово – словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают, если в слове есть суффикс – поднимают руки. Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.


****

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.


****


Раз, два, три, четыре, пять,

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.


Физкульминутки на уроках русского языка


Физкульминутка

Движения

Начинаем подготовку!

Заходи на тренировку!

В путь пойдем мы спозаранку.
Не забудем про осанку.

Построение.

Команда: «Становись!»

Самоконтроль. Даем установку


Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках

Все в затылок подравнялись,
На носочки приподнялись,
По скамеечке пошли
И овражек перешли.

Ходьба (на месте, около парты): ,) обычная;

на носках, руки вверх; на пятках, руки за голову

Ходьба на месте, руки в сторо­ны


Высоко подняв колени,

Все шагают, как олени.

Быстро шагай, смотри, не зевай
Раз, два, три. Стой!



Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их,


Ходьба с высоким подниманием колен, руки на пояс.

Обычная ходьба в быстром
темпе

И п.—(стоя у парты) 1 — руки в стороны; 2 — руки к плечам;

3 — руки вверх, помахали; 4 — руки за спину;

Посмотрели через левое плечо,

Через правое еще,

Дружно все присели

Пяточки задели.

5 — посмотреть через левое плечо; 6 - посмотреть через правое плечо; 7 — сесть на пятки в упоре; 8 — сесть на пятки; руки через стороны назад — вниз, дотянуться до пяток, плечи развернуть

Руки вверх поднять пора,

Дружно ловим комара

И. п. — (стоя у парты); 1 — руки вверх, голову при­поднять; 2 — хлопки в ладоши


Вдох глубокий, выдох полный.

Разгулялись в море волны.

И. п. (стоя у парты); 1—2 — руки через стороны — вдох; 3—4 — руки вниз — выдох

Мы с приятелем вдвоем

Через речку поплывем

Стилем «брасс».

Вот как здорово! Вот класс!

Движения руками, имитирую­щие стиль «брасс» в плавании

На крутом берегу полежим,

Руки вверх поднимем,

Раз, два, три потянемся,

Раз, два, три — покатимся.

1 — руки вверх; самовытяже­ние; перекаты в стороны

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим. Держим... Напрягаем, Загорели! Опускаем! Ноги не напряжены,

А расслаблены они.

1 — поднять левую ногу; 2 — поднять правую ногу

Вот так лодка-лодочка

По волнам бежит.

Кач, кач, кач.

Как стрела летит.

Кач, кач, кач.

Руки вверх, кисти в замок

Я стремителен и скор, Потому что я — боксер

Руки в упоре: имитация дви­жения рук, как в боксе

Напряженье улетело, И расслаблено все тело.

Упражнения на расслабление, спокойное дыхание

Расправил крылья самолет, Приготовился на взлет,

Задрожал весь, загудел,

Над землею полетел.

Час летел и два летел,

Наконец-то прилетел.

Руки в стороны и держать на счет 1—3; сесть на пятки, руки в упоре, спину округлить, са-мовытяжение

Мы немножко отдохнем,

Отдохнем, опять начнем.

Упражнения на дыхание и рас­слабление.

А мальчишки и девчонки

Головы подняли вверх!

Выше, все выше, вверх-вверх!

Опустили их обратно

И расслабились, приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена спина

И. п. (лежа на животе); 1— приподнять голову; 2 — при­поднять голову и туловище на носках). Расслабиться



Сильно, сильно потянуться И на спину повернуться

Самовытяжение

Реснички опускаются.

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Руки, ноги отдыхают.

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на.

Губы чуть приоткрываются,

Все спокойно расслабляются.

Дышится легко, ровно, глубоко

Упражнение на релаксацию в сопровождении спокойной, мелодичной музыки

Стало палубу качать —

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем!

А другую — расслабляем!

Руки вдоль туловища: 1—2 — согнугь левую ногу, обхватив руками; 3—4 — согнуть правую ногу

Ноги будем поднимать,

Поднимать и опускать.

Руки вдоль туловища: 1 — левую ногу поднять; 2 — и.п.; 3—4 — то же правой

Тик-так, тик-так,

Делай эдак, делай так.

Упражнение «ножницы». Скрестные движения руками

Наши мышцы не устали,

А еще послушней стали!

Нам становится понятно: Расслабление — приятно

Упражнения на расслабление и дыхание

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни

Движения ногами, имити­рующие езду на велосипеде; выполнять можно и разно­образные движения руками

Руки сжали мы в замочке, Покатались как клубочки, Раз, два, три. Раз, два, три.

А. п. — упор присев; перекаты назад. Самомассаж мышц спины (упражнение выполня­ется в зале или на ковре)

Лучик котика коснулся. Котик сладко потянулся

Упражнение «кошечка»

На носочках ходят мыши. Так, чтоб кот их не услышал.

Ходьба на носках, руки на поясе


А теперь, ребята,

Дружно шагай.

Смотри, не зевай.

Раз, два, три. стой!

Обычная ходьба. Упражнения на дыхание

Подравнялись.

Посмотрели через левое плечо,

Через правое еще.

Ровненько стоим,

За осанкою следим.

Построение: 1 — посмотреть налево; 2 — посмотреть напра­во. Самокоррекция

Хорошо мы занимались.

Наши мышцы напрягались,

Напрягались, расслаблялись.

А сейчас мы скажем всем:

«Красота — залог здоровья!

Занимайтесь на здоровье!»

Слова дети произносят хором. Занятие окончено. Два последних упражнения выполняются в том случае, если был выполнен весь ком­плекс

3 – 4 класс

***

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы но команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

***

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

***

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой! Влево шаг!

И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

***


Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся. (4 наклона)

Влево тоже наклоняйся. (4 наклона)

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем

И читать мы начинаем.





***

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.


***

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: из куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим.

На носочках пробежим.

На полянку мы выходим

Много ягод там находим.

Земляника так видна!

Мы едим ее с куста.

***

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

***

Вы, наверное, устали? -Да!

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели: Ш-ш-ш-ш

Пошипели, помолчали

И, как зайцы, поскакали

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

***

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились

Ниже опустились

Завертелись, завертелись

И остановились.


***


Как живешь? Вот так!

{Дети встают, показывают большой палец.)

Как идешь? Вот так!

(Шаги па месте.)

Как бежишь? Вот так!

(Бег па месте.)

Как летишь? Вот так!

(Махи кистями.)

Как плывешь? Вот так!

(Махи руками.)

Как шалишь? Вот так!

(Прыжки с поворотами.)

Как сидишь? Вот так!

(Садятся за парты.)


***

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки па правой ноге.)

И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки па левой ноге.)

По тропинке побежим, До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки па месте па обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)


***

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

  • Станет талия осиной,
    Если будем наклоняться
    Влево - вправо десять раз.
    Вот Дюймовочки слова:

  • Чтоб была спина пряма,
    Поднимайтесь на носочки,
    Словно тянетесь к цветочкам.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дал нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!


***

Сидел со мной рядом за партой сосед.

Закрыл я глаза - и соседа уж нет!

Теперь головою крути, не крути,

И в классе у нас никого не найти!

Хотим, чтоб скорее учитель сказал:

«Давайте, ребята, откроем глаза!»


***

Вот мы руки развели,

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

(Наклонились, выпрямились)

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

(Выдох, вдох)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И - направо! И еще

Через левое плечо!


***

- А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.


***


Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг - скок, прыг - скок,

Сели травушку покушать,

Тишину послушать. Т

ише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.






***

Лучшие качели - гибкие лианы

{Дети раскачиваются вперед, назад, вправо, влево)

Это с колыбели знают обезьяны!

Кто весь век качается,

Да-да-да! {Хлопают в ладоши)

Тот не огорчается

Ни-ког-да! {Прыжки на месте)


***


(Направлена на развитие внимания и памяти)

Учитель на магнитной доске прикрепляет 6-7 картинок. Дети стараются запомнить, в каком порядке они находятся. Учитель переворачивает доску, меняет картинки местами. Дети должны отгадать, что изменилось.


***

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки - на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень! (А.Барто)


***

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

Семь, восемь - лень отбросим.

Раздел 2. Математика

1 класс

Раз, два – мы проснулись


Раз, два – мы проснулись. (Потягивание )

Три – в кровати потянулись ( повороты туловища)

Четыре – солнцу улыбнулись. (наклоны)

Пять – кровать заправляем, (движение головой)

Шесть – лицо мы умываем ( рывки руками перед грудью)

Семь – зарядку выполняем (круги руками)

Восемь – душ скорей принять (махи руками верх – вниз)

Девять – быстро обтираться (прыжки на месте)

Десять – надо одеваться (легкий бег на месте)

Срочно в школу собираться (переходящий на ходьбу)

Не спеши, дружок, постой!

Зубы чисти, причешись,

Побыстрее шевелись!


Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крышшками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

Задень, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

(Г. Виеру)

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)

До пяти мы все считаем,

С силой гири поднимаем.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок*, резко вниз.)

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки. (Расошбленное поднимание и опускание рук.)

Наклонитесь столько раз,

Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)

Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)

Мы теперь - канатоходцы,

Сколько можем простоять.

(Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)


Раз, два, три, четыре, пять.

Ну, а если силы взвесить,

Шесть, семь, восемь,

Девять, десять.

Хорошо мы посчитали

И нисколько не устали,

Голову поднимем выше (Стойка — ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох).)

И легко, легко подышим. (Руки расслабленно опустить вниз (выдох).)

Все умеем мы считать


Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Подтянитесь на носочках -

Столько раз,

Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)

На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Топаем ногами. (Топаем ногами.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)

В хоровод встал серый зайка (Шагаем на месте.)

И поет: «Я был зазнайкой, (Хлопаем в ладоши.)

А теперь могу считать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Прибавляю, отнимаю (Наклоны туловища влево-вправо.)

Математику я знаю, (Повороты туловища влево-вправо.)

И поэтому с утра

Я кричу: «Ура! Ура!» (Хлопаем в ладоши.)

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)

Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)

И легко — легко подышим... (Громкий вдох-выдох.)

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть - за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

Кинь, кинь, перекинь

Кинь, кинь, перекинь

Давай вместе побежим

Через воду и огонь –

Не догонит нас и конь.


Кто живет у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я -(Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Много ль надо нам, ребята

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)

Можешь пальцы сосчитать

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять

-Десять пальцев, пара рук

-Вот твое богатство, друг.

Умножали, умножали,

Очень, очень мы устали. (Движения кистями рук.)

Раз, два - выше голова,

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

Посидим, отдохнем

И опять считать начнем.


Мы решали, мы решали

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)

Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)

Раз присядем, (Приседания.)

Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.)

Улыбнемся,

Тихо сядем.

Мы семь раз в ладоши хлопнем

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи –

Столько мы присесть должны. (7хлопков, по 4раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)

Мы считали и устали

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали,

Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.)

Ножками потопали,

Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели. (Приседания.)

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем. (Повороты туловища. Ходьба на месте.)

Мы шагаем друг за другом

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились. (Дети выполняют движения и считают.)

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)

Поднимает руки класс

Поднимает руки класс -

Это «раз», (Потягивания под счет учителя.)

Повернулась голова —

Это «два». (Движения головой.)

Руки вниз, вперед смотри -

Это «три». (Приседания.)

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре». (Повороты туловища.)

С силой их к плечам прижать -

Это «пять». (Движения руками.)

Всем ребятам тихо сесть -

Это «шесть». (Ходьба на месте.)

Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумели - все в полном порядке.

Просто больше тренируйся

Отожмёмся мы сейчас,

Если сможем - десять раз.

Если меньше - не волнуйся,

Просто больше тренируйся. (Отжимания от парты.)

Раз, два - стоит ракета

Раз, два - стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)

Три, четыре - самолет. (Руки в стороны.)

Раз, два - хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)

А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)

Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

И на месте походили. (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопки в ладоши.)

Начал заинька скакать. (Руки на пояс.)

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз. (Легкие прыжки.)

Раз, два хлопок в ладоши

Раз, два - хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре —

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре,

И на месте поскакать.

На носки, затем на пятки.

Лень отбросить и опять.

Сесть за парту, взять тетрадку,

Выражения решать.

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться,

Два! Согнуться, разогнуться,

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть. (Лети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)

Раз-два — шли утята

Раз-два - шли утята, (Шагаем на месте.)

Три-четыре - шли домой. (Прыжки на месте.)

Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.)

Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)

А седьмой отстал от всех, (Шагаем на месте.)

Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)

  • Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)

  • Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)

Раз подняться, потянуться

Раз — подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться. (Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире.

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Сесть.)

Раз, два - дружно встали, (Встать. Шагаем на месте.)

Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.)

Три, четыре - разведем, (Руки в стороны.)

Заниматься мы начнем.

(Наклоны вперед с касанием руками носка ноги. Левая рука -правая нога; правая рука-левая нога.)

С пятки станем на носок, (Поднялись на носочки, руки на поясе.)

Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы влево-вправо.)

На носочки мы присели (Приседания.)

И как птички полетели. (Побежали по классу.)

Раз, два - выше голова, (Шагаем на месте.)

Три, четыре — руки шире! (Руки в стороны.)

Пять, шесть - тихо сесть! (Приседания.)

Солнце красное взойдет, (Встали, руки вверх.)

Утро красное придет. (Прыжки на месте.)



Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец! (Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)


Руки ставим мы вразлет

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился самолет. («Полетели» как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись! (Сели на места.)

Раз, два - стоит ракета. (Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».)

Три, четыре - самолет. (Стойка ноги врозь, руки в стороны.)

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолет.

А без точного расчета

Не получится полета.

Так скорее за работу,

Сядем быстро за расчеты.

Раз, два - выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть.

Посидим и отдохнем. (Дети закрывают глаза.)

И работать мы начнем.

Сколько?

(Учитель показывает картинки.)

Сколько здесь грибочков,

Столько приседаем. (Приседания.)

Сколько здесь цветочков?

Ручки поднимаем. (Дети поднимают и опускают руки.)

Поднимаем ручки,

Разгоняем тучки.

Ярче, солнышко, свети,

Хмурый дождик запрети. (Дети машут руками.)

Вот окончен дальний путь.

Можно сесть и отдохнуть. (Дети садятся за парты.)


Сколько будет?

А теперь мы приседаем.

Сколько будет два и шесть?

Быстро-быстро сосчитаем.

Столько раз должны присесть. (Приседания.)

Мы закончили зарядку

И за парты снова сядем. (Дети садятся за парты.)

Сколько раз

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова нарубим.

Приседаем столько раз,

Сколько мячиков у нас.

Сколько покажу кружочков,

Столько сделаем прыжочков. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)

Домик

Раз, два, три, четыре, пять.

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.

Вышли пальчики гулять.

Ритмично разжимаем все пальцы вместе.

Раз, два, три, четыре, пять.

Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.

В домик спрятались опять.

Возвращаемся в исходное положение

Волшебные пальчики

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели.

Дети отдельно массируют каждый пальчик той руки, которой пишут, приговаривая при этом слова.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж уснул.

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит?

Далее каждой строчке соответствует движение, о котором в ней говорится.

Тише, тише, не шумите.

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

Просыпайся детвора! В школу пальчикам пора!


Физкультминутка- «считалочка»

Громко прозвенел звонок —

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Раз — подняться на носки и улыбнуться.

Два — руки вверх и потянуться.

Три — согнуться, разогнуться.

Четыре — снова все начать,

Пять — поглубже всем вздохнуть.

Шесть — на пояс руки ставим.

Семь — повороты туловища начинаем.

Восемь — столько раз приседаем,

Девять — потягиваемся и отдыхаем.

Десять — и урок наш продолжаем.


По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге).

По тропинке побежим (бег на месте),

До лужайки добежим (бег продолжается).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки (прыжки на месте на обеих ногах),

Стоп (присели). Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем (ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох, за парту сели).



***

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.


****

Мы писали, мы считали, на вопросы отвечали,

А теперь мы отдохнем, сладко, сладко все заснем.

Снится детям сон смешной, сон веселый, озорной:

Как волчище глупым был: в лапы к зайцу угодил,

А проказник Колобок напугать лисичку смог,

Чуть ее не проглотил, но подумал и простил,

Семь козлят на волка сели, громко песенку запели,

Мы козлятам подпоем и скорей плясать пойдем.





2 класс

Солнце глянуло в окно


Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз присесть, достать до пятки.

И плечами покачать.

А затем, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Физкультминутка, как зарядка. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)

Зарядка

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре.

Наклониться — три, четыре —

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.


Лягушки

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Зайцы

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:



Не идет ли волк.

Раз — согнуться, разогнуться.

Два — нагнуться, потянуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.


Солнечные зайчики

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Дети придумывают на каждую строчку жесты, изображающие движения зайчиков.

Замок

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Быстрое соединение пальцев в замок.

Потянули... Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.

Покрутили... Выполняются волнообразные движения кистями рук.

Постучали... Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку.

И открыли! Пальцы расцепились.

Засолка капусты

Мы капусту рубим. Ребром ладони дети показывают, как они рубят капусту.

Мы капусту трем. Кулачком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки.

Мы капусту солим. Движением пальцев имитируется посыпание солью.

Мы капусту жмем. Дети интенсивно сжимают пальцы обеих рук в кулаки.

Мы шьем

Учитель читает стихотворение, а дети показывают, что уме­ют делать их пальчики.

Нитку вдеть — для пальца

Непосильный труд,

Но зато два пальца

Платьице сошьют.

Три в тетради нашей

Пишут хоть куда.

Десять поле пашут,

Строят города.

Кулачки

Дети крепко сжимают пальцы в кулачок. Считают до десяти. Легко приподнимают и роняют расслабленную кисть.

Руки на

коленях,

Кулачки сжаты.

Крепко, с напряжением,

Пальчики прижаты.

Кулачки упали.

Пальчики разжали.


Часики

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.


3 – 4 класс


***

Детям показать карточку с примерами , можно с таблицей умножения. Дети с помощью движений показывают правильный ответ.

Сколько раз ногою топнем?

Сколько раз рукою хлопнем?

Мы присядем столько раз

И наклонимся сейчас…

Мы подпрыгнем ровно столько…

Ай, да счет! Игра и только!

***

Веник пол подметал,

Веник очень устал.

Он чихнул, он зевнул

И тихонько сел на стул.


Делай так и делай эдак!

Выбирается ведущий, когда он произносит слова: «Делай так» - показывает движение – все повторяют. При словах «Делай эдак!» - никто не повторяет движение.


Мы в строю шагаем браво!

Мы науки познаем.

И налево и направо,

И, конечно же, кругом.

Это левая рука,

Это правая рука!

Ох, наука нелегка!

Это левая нога,

Это правая нога!

Ох, наука нелегка!









Раздел 3. Окружающий мир

Ветер

Осторожно ветер

За калитку вышел, (Руки вверх и махи руками вправо-влево.)

Постучал в окошко, (Постучать кулачками по парте.)

Пробежал по крыше, (Перебирать пальчиками по парте.)

Покачал тихонько

Ветками черемух, (Руки поднять вверх, махи руками вправо-влево.)

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых (Постучать кулачками по парте.)

И, расправив гордо

Молодые крылья, (Перебирать пальчиками по парте.)

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью. (Руки согнуты в стороны, махи руками.)

(С. Есенин)

Ветер дует ледяной

Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)

И вздымает снега тучу.

Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)

Зайцы прячутся в кустах.

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)

Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа. (Потягивания руки в стороны.)

Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх.)

Скачет по полю лиса. (Прыжки.)

Ну, а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)

И домой к себе вернёмся. (Дети садятся за парты.)

В зоопарке

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. (наклоны головы в сторону)

Головой своей кивает (Наклоны головы вперед)

Будто в гости приглашает (голову прямо)

В небе плавает луна

В небе плавает луна. (Плавные покачивания влево и вправо.)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять -(Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

Десять, девять, восемь, семь -(Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила всем. (Дети тихо садятся.)

Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты.)

Вот летит большая птица

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)

Вот мы деревце сажали

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)

Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).)

Он и строен, и высок, (Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.)

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.)


В понедельник

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, («Умываемся».)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку-засыпают.)

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)


Дети по лесу гуляли

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)

За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)

Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали. (Машут руками.)

Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)

Ногами топаем! (Топают ногами.)

Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)

И немножечко устали! (Лети садятся на свои места.)

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем, (Дети садятся за парты.)

Куры

Куры крыльями махали -

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени, с хлопками рук по бедрам и поворотами головы.)

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (Ходьба, руки назад за спину.)

Куры клювами стучали -

Ко-ко-ко, ко-ко-ко! (Наклоны головы вперед.)

Дай нам, тетя, крошки,

Крошек не жалей, (Наклоны вперед-назад (раскачивая туловище).)

Дай еще немножко, (Наклоны вперед с поворотами направо-налево.)

Будет веселей.

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (Стойка, руки за спиной, повороты головы направо-налево.)

Куры громко закричали:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! («Крыльями» — руками похлопать по бедрам, покрутить головой.)

И за тетей побежали —

Ко-ко-ко, ко-ко-ко. (Бег на месте, руки в стороны назад.)

Да-ле-ко!

Мы листики осенние

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)


На дворе у нас мороз

На дворе у нас мороз,

чтобы носик не замерз

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)

А теперь представим лето.

Речка солнышком согрета.

Мы плывём, плывём, плывём;

Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)

Мы выходим из речушки

Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)

Там садимся на пенёк,

И опять у нас урок. (Дети садятся за парты.)


Пришла весна!

Весна, весна! Пришла весна! (Хлопки в ладоши.)

Тепло на крыльях принесла. (Прыжки на месте.)

И вот на самом солнцепеке (Ходьба.)

С поднятой гордо головой

Расцвел подснежник голубой. (Руки в стороны.)

Он весь пушистый, серебристый (Приседания.)

На солнце маленький стоит. (Прыжки.)

Посланец он весны надежный,

Он не боится холодов. (Наклоны туловища.)

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов. ( Повороты влево – вправо)

Птички

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за парты.)

Пчелы

Пчелы в ульях сидят («Начертить» в воздухе руками окошко.)

И в окошечки глядят, (Повороты головы.)

Порезвиться захотели -(Подпрыгивание сидя.)

Друг за другом полетели. (Махи кистями рук.)

Солнце спит

Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)

Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)

Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)

Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в стороны руками.)

Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)

И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.)

Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам (Хлопаем в ладоши.)

Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)

Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)

Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)


Стрекоза

Вот такая стрекоза, (Встать на носки, руки вверх через стороны.)

Как горошины, глаза. (Соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг, при­ставить к глазам («очки»).)

А сама, как вертолет, (Повороты в стороны.)

Влево, вправо, назад, вперед.

(Вращения предплечьями назад-вперед с полуповоротом налево-на­право; наклоны в стороны.)

И на травушке - роса, (Присед.)

И на кустиках роса. (Наклон вперед, прогнувшись.)

Мы ладошки отряхнули, (Хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз.)

Улетела стрекоза. (Мелкие частые движения кистями, руки в стороны.)

Попрыгунья испугалась,

Только песенка осталась.

(руки за голову, наклоны влево – вправо, ладони сложить рупором и петь «Д – з – з – з, Д – з – з – з)

Дождь!

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)

Град! Град! Сыплет град

Все под крышами сидят. (Хлопки в ладоши.)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)


Жук

На лужайке, по ромашкам

(Полуприседая, вставая, взмахи кистями рук, согнутых в стороны.) Жук летал в цветной рубашке: Жу-жу-жу, жу- у-у,

(Поворот переступанием на носках вправо, полуприсед, шевеля паль­чиками.)

Я с ромашками дружу. (То же в другую сторону (держать осанку).)

Тихо на ветру качаюсь, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Низко, низко наклоняюсь.

(Круговые движения туловища вправо, руки на пояс. Повторить еще раз все и выполнить круговое движение в другую сторону (держать осанку).)

Ели за окном стоят

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят. (Потягивания - руки вверх.)

Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд.)

Белки на ветвях сидят.

(Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом вста­ют)

Белки прыгают по ёлкам,

Собирают белки шишки.

Не пугают их иголки -

Белки -ловкие малышки. (Прыжки.)

Мы под ёлками сидим

И на белочек глядим. (Дети садятся за парты.)

Кто на месяце живёт?

Месяц по небу плывёт. Кто на месяце живёт? (Ходьба.)

Там гуляет хитрый лис,

Он на землю смотрит вниз

(Дети наклоняются вперёд на несколько секунд.)

Машет лис своим хвостом,

Серебрится мех густой.

(Дети машут руками за спиной.)

А вокруг летают звёзды,

Залетают к лису в гости.

(Дети машут руками перед собой.)

Кто садится на кровать,

Кто на стул, а кто на шкаф.

Кто на кресло, кто на стол,

Кто на полку, кто на пол.

(Приседания.)

Ну, и мы давайте сядем И откроем-ка тетради.

(Дети садятся за парты.)

Мы словно деревья

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний. (Дети выполняют движения вслед за учителем.)

Мы стоим на огороде

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. (Потягивания — руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. (Приседания.)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

(Потягивания - руки в стороны.)

Мы её не будем трогать –

Обожглись уже немного.

(Потягивания руки вперёд.)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

(Дети садятся за парты.)


Речка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это — брасс.

Одной, другой — это кроль.

Все как один —

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.


Снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!