СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник игр и упражнений с применением ТРИЗ технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник игр и упражнений с применением ТРИЗ технологии»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»














Сборник игр и упражнений ТРИЗ












Исполнитель: Мезенцева В. П.,

Кузнецова А. И., Батурина Д. С.,

Каргапольцева Л. С.

Студентки 4ДО группы

Преподаватель: Болотова Е. Ю.











Камышлов, 2023

Оглавление

Пояснительная записка 2

Игры ТРИЗ 3

Игры на формирование умения выделять функции объекта 4

1. «Что умеет делать» (проводится с середины 2 младшей группы) 4

2. «Дразнилка» (проводится с середины средней группы) 4

3. «Мои друзья» (проводится с начала средней группы) 4

Игры на определение линии развития объекта 5

1. «Чем был – тем стал» (проводится с начала средней группы) 5

Игра на определение подсистемных связей объектов 5

1. «Что можно сказать о предмете, если там есть…» (проводится с середины средней группы) 5

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта. 5

1. «Волшебный светофор» (проводится с начала средней группы) 6

Игры на сравнение систем 6

1. «Давай поменяемся» (проводится с середины средней группы) 6

Игры на сравнение систем 7

1. «Теремок» (проводится со средней группы) 7

Игры на сравнение систем 8

1. «Найди друзей» (проводится с середины средней группы) 8

2. Игра «Фантазия» 8

3. Игра «Волшебные картинки» 9

Универсальные системные игры 9

1. Игра «Числовая да-нет ка»(со 2 младшей группы) 9

2. Игра Пространственная «да – нет ка» (с игрушками, геометрическими формами) 9

3. Игра «Да – нет ка» на загаданное слово. 10

4. Игра «Да-нет ка» по неизвестному слову. (в старшей и подготовительной группе) 10

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ "ТРЕНАЖЕР УМА” 11

Тренажер 1. 11

Тренажер 2. (Упражнения с числами) 11

Тренажер 3. 11

Тренажер 4. Задания на проверку инерции мышления 12

Тренажер 5. Системность и системный разбор. 12





Пояснительная записка


Одна из главных задач современной дошкольной педагогики – научить детей мыслить нестандартно, творчески, идейно. В отличие от традиционной образовательной схемы «знания – умения – навыки» сегодня актуальны педагогические системы и технологии, направленные на раскрытие и формирование у дошкольников индивидуальных, врожденных, творческих способностей, новаторского, креативного мышления, отступление от шаблонных решений и поиск собственных уникальных идей.


Одной из таких технологий является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Она была разработана советским инженером Г. Альтшуллером для внедрения новаторства и решения технических проблем в индустрии, но позже приспособлена и успешно применена в образовательном и воспитательном процессах.


Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от природы, нацеливается воспитателем на поиск альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации, что, в свою очередь, развивает эвристические навыки поиска, гибкость ума и творческие способности. Как правило, это происходит в ходе коллективных игр, занятий, конструирования, моделирования, но может применяться и в режимных моментах деятельности группы детского сада.





















Игры ТРИЗ



Игры на формирование умения выделять функции объекта



  1. «Что умеет делать»(проводится с середины 2 младшей группы)

Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.



  1. «Дразнилка»(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

Воспитатель: Кошка.

Дети:Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

Воспитатель: Собака.

Дети:Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.



  1. «Мои друзья»(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ведущий ребенок.

Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).

Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).



Игры на определение линии развития объекта



  1. «Чем был – тем стал»(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти деревом, а стало…Чем может стать дерево?

Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

Ход игры: При уточнении понятия относительности размера

Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.

Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

Воспитатель: Было



Игра на определение подсистемных связей объектов



  1. «Что можно сказать о предмете, если там есть…»(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

Дети: Кошка, котенок.





Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.



  1. «Волшебный светофор»(проводится с начала средней группы)

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного.

Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.

Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.

Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».

Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир. домашние, дикие животные).

Воспитатель: Заяц ( поднимает зеленый кружок).

Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.

Воспитатель: Поднимает красный кружок.

Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.

Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?

Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Воспитатель: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.





Игры на сравнение систем



  1. «Давай поменяемся»(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

Ход игры:

Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.

Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.



Игры на сравнение систем



  1. «Теремок»(проводится со средней группы)

Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры: Похожести у объектов живого мира.

Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?

Дети: А я волк, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

Различия у объектов живого мира

Дети:Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.



Игры на сравнение систем



  1. «Найди друзей»(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

Ход игры:

Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию?

Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.

Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?

Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.


  1. Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).

- все учебники

- все спички

- ручки

- ластики.



  1. Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.



Универсальные системные игры



  1. Игра «Числовая да-нет ка»(со 2 младшей группы)

Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.

Ход:

1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.

2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.

3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».

Но детей сначала надо научить задавать вопросы.

Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?

Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:

- Это больше 3? Меньше3?

Снова делят часть:

- Это крайняя цифра? Первая? В середине?



  1. Игра Пространственная «да – нет ка»(с игрушками, геометрическими формами)

Цель: обучение мыслительному действию.

Ход:

1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

На стол выставляется 5(10,20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).

2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.

Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Дети: Это справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали:

- Это ближе 9дальше) от меня?

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине?)

В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.



  1. Игра «Да – нет ка» на загаданное слово.

Цель: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.

Ход: Ведущая загадывает предмет. Дети задают вопросы. Ведущий должен научить детей задавать вопросы по определенной схеме (схема в мозгу ребенка)

Примечание:

1. ведущий не должен принимать ответы по перечислению объектов.

2. Необходима «остановка» для обобщения ответов детей.

3. Загадываются объекты реального мира



  1. Игра «Да-нет ка» по неизвестному слову.(в старшей и подготовительной группе)

Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.

Ход: Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.

Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нет ке» на загаданное слово).

Слова: торбаса (обувь), вигвам, острец (сорняк), студия, бандарь, цевница…



КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ "ТРЕНАЖЕР УМА”



Тренажер 1.



1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов) Окно, корабль, ручка, пальто, часы;

2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы).

3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?



Тренажер 2. (Упражнения с числами)



1. Как получить числа: 0, 2, 5 ..., пользуясь числами и математическими знаками. 2.Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6, ... 3. Какое число должно находиться вместо вопросительного знака? (Считать по столбикам) 358 61? 141

4. Игра "Скелет” Предлагаются определенные сочетания согласных букв. Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные. Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь)

5. Трудное задание (после прогулки) 1. Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей? 2. Какие машины стояли, какие проехали мимо? 3. Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее. 4. Были ли на улице велосипедисты? 5. Были ли люди с детскими колясками? Рассмотри рисунок и составь рассказ. Например: путешественник собирает рюкзак в поход: приготовил топорик, нож, веревку, не может найти второй ботинок, а часы показывают, что через 15 минут ему выходить ит.д. Придумай сказку, используя изображенные предметы (колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук).



Тренажер 3.



1. Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы лова начинались на одну букву. Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть. Текст телеграммы: Срочное сообщение: "Сбежала собака Сушка, светло-коричневая, среднерослая. Срочно сообщите. Скучаю”

2. Составь цепочку слов (ассоциация) Исходное слово. Книга - лист - дерево - липа – чай



Тренажер 4.Задания на проверку инерции мышления



Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго.

1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х?

2. На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски).

3. К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег. Если имеется ода одноместная лодка. На улице довольно холодно, но еще не совсем зима — речка не замерзла.

4. Как глухонемой в хозяйственном магазине объяснит продавцу, что ему нужен молоток? А как слепому попросить ножницы?



Тренажер 5. Системность и системный разбор.



1. Найди лишнее слово в каждой строчке Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги). Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).

2. Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему: Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа. Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина. Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.

3. Составь цепочку подсистем для системы "настольная лампа” Это может быть такая цепь: настольная лампа - свет - лампа - стекло и т.д.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!