СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник лекций теория государства и права

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

 представлен курс лекций по теории государства и права.

Просмотр содержимого документа
«Сборник лекций теория государства и права»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Воронежской области

«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

имени Василия Михайловича Пескова»

(ГБПОУ ВО «ВГПГК имени В.М. Пескова»)









СБОРНИК ЛЕКЦИЙ


ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


для обучающихся очной формы обучения

40.02.03. «Право и судебное администрирование»










Разработчик: Нефёдова Ю.Н.












Воронеж, 2023



Тема 1. Теория государства и права: предмет, метод, функции

1.Понятие и предмет теории государства и права.

2. Функции теории государства и права.

3. Методология теории государства и права.


1)Заметим, что теория государства и права наука теоретическая, что следует из ее названия. Теория (греч. theoria – рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, система обобщенного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, в данном случае государственноправовой действительности. Ключевым элементом теории считается закон (закономерность), поэтому теорию государства и права можно рассматривать как систему закономерностей, выражающих сущность государственноправовой организации общества.

Теория государства и права – социальная (гуманитарная) наука, т.к. изучает социальные явления, в центре ее внимания человек с его правами и свободами, группы людей с их потребностями и интересами, удовлетворение которых возможно через опосредование правом и государством.

Теория государства и права – наука политическая, т.к. государство и право политические институты общества, происхождение и функционирование которых связано с осуществлением власти в социально неоднородном обществе (т.е. политикой).

Теория государства и права – наука юридическая, т.к. государство рассматривается как социальный институт, происхождение, развитие и функционирование которого тесно связано с правом, законами, опосредовано ими.

Нельзя рассматривать государство вне его юридических аспектов, особенно в теории правового государства, гражданского общества.

Теория государства и права – наука фундаментальная и методологическая. Фундаментальность ее в том, что она: а) изучает базовые социальные явления - государство и право, без которых не может существовать человеческое общество; б) выступает квинтессенцией юридической науки в целом, аккумулирующей в сжатом виде все знания юриспруденции в виде глобальных теоретических моделей, закономерностей, принципов, категорий и понятий.

Теория государства и права - это фундаментальная юридическая наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, развития и трансформации государства и права как единых и целостных систем.

Объектом изучения науки теории государства и права выступает государство и право. Предмет теории государства и права – это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Особенности предмета выражаются в том, что ТГП изучает государство и право в целом, обобщает опыт государственного и правового развития. Содержание предмета ТГП составляют основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

Предмет ТГП составляют государство и право в их единстве, т.е. они являются органически взаимосвязанными и изолированно друг от друга существовать не могут.

Таким образом, теория государства и права:

- является общественной наукой – т.к. изучает такие общественные явления как государство и право;

- изучает только государственную и правовую стороны общественной жизни;

- выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

2. Функции теории государства и права – это главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль ТГП как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

1) Онтологическая – изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

2) Прогностическая – прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляет закономерности развития и проблемы, которые могут возникнуть в процессе;

3) Гносеологическая – обеспечивает познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

4) Методологическая – изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

5) Прикладная – состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области;

6) Политическая – направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, создает условия для обеспечения научности государственного управления;

7) Эвристическая – функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

8) Воспитательная – функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

9) Идеологическая – характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

10) Практически-организаторская – проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

11) Теоретико-познавательная – состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) Учебная – призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

3. Методология теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых познается предмет ТГП.

Виды методов теории государства и права: (Г-П – государственно-правовые)

1) Всеобщие – выражающие универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) Общенаучные – используемые в различных областях научного познания:

а) общефилософские – используемые в течение всего процесса познания;

б) исторический – с помощью которого Г-П явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

в) функциональный – выяснение развития Г-П явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – основанный на использовании:

– анализа – разделения объекта на части;

– синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

– индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

– дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

– системности – исследования Г-П явлений как систем;

3) Частнонаучные – направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально-юридический – позволяет познать структуру государства и права, их развитие на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно-социологический – оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов;

в) сравнительный – способствует выявлению особенностей Г-П явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально-правовой эксперимент – позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

– статистический – основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития Г-П явлений;

– моделирования – Г-П явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

– синергетики – является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем.

4.Место теории государства и права в системе юридических наук.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы:

- технические;

- естественные;

- гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты.

Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку госу­дарство и право выступают социальными институтами.

В свою оче­редь юридические науки можно подразделить на следующие виды:

- теория государства и права (ТГП);

- историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

- отраслевые юридические науки (конституционное, граждан­ское, административное и другие отрасли права);

- прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, су­дебная психиатрия, правовая кибернетика).

Общность ТГП и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом.

Различие ТГП и историко-правовых наук выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологичес­ком порядке, а ТГП дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования.

ТГП по отношению к отраслевым юридическим наукам выступает как обобщающая, она изучает наиболее общие закономерности развития и функциониро­вания государства и права.

Взаимодействие ТГП с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осущест­вляемым через отраслевые науки.

Таким образом, особенности ТГП как науки состоят в том, что она является:

- гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);

- политико-юридической, изучающей такие социальные инсти­туты, которые непосредственно относятся к государственно-право­вой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);

- теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук.



















Тема:2 Основные теории происхождения государства и права.


1) Основные положения наиболее известных и распространенных теорий происхождения государства.

2) Основные причины возникновения государства


1) Теологическая (божественная) теория происхождения государства. Ее яркие представители - А. Августин. Ф. Аквинский, Ж. Маритен. Однако теория зародилась за несколько тысячелетий до нашей эры в древних цивилизациях – Шумерии, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае. Именно эта теория отражала теократические формы первичных государств (власть жрецов, разделение власти между религиозными и административными центрами и пр.). Теологические концепции получили распространение и в эпоху раннего Средневековья, а также в современную эпоху в трудах идеологов ислама и ортодоксальных католиков. Согласно теологическим концепциям происхождения государства государственная власть дана людям свыше - от Бога. Поэтому она вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и их деятелей. Отказ подчиняться государственной власти, быть смиренным и покорным расценивается как непослушание Богу и, значит, достойно суровому наказанию.

Договорная теория происхождения государства. Ее яркие представители - Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Ф.М. Вольтер, Д. Дидро, Б. Спиноза, А.Н. Радищев. Концепции договорного происхождения государства возникли и активно развивались в XVII-XVIII вв., утверждая, что государство – это результат общественного договора, заключенного между людьми, проживающими на одной территории. Согласно договору о создании государства люди передают часть своих прав государству и берут на себя обязательство подчиняться государственной власти, соблюдать законы и пр. У государства и его граждан возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а также ответственность за их невыполнение. Так, государство имеет право издавать законы, взимать налоги, наказывать преступников, но обязано защищать свою территорию, жизнь и собственность своих граждан. В свою очередь, граждане имеют право на защиту своей жизни, свободы и собственности, но обязаны соблюдать законы государства, платить налоги.

Психологическая теория происхождения государства. Сторонниками этого направления являлись Л.И. Петражицкий, З. Фрейд, Э. Фромм и ряд других известных мыслителей конца XIX-начала ХХ в. Психологические концепции происхождения и сущности государства связывают появление государства с особыми свойствами человеческой психики и соответствующим поведением в коллективе. Люди от рождения по своей природе делятся на организаторов и исполнителей, на управляющих и управляемых. Более того, лидеры обладают немаловажной харизмой, что имеет значительное воздействие на людей. По мере развития первобытнообщинного общества организаторы и управленцы (вожди, шаманы, воины) создают государственную машину с целью осуществления своих властолюбивых намерений. Им необходимо для этого с помощью государства также подчинять большинство населения и пресекать действия недовольных. Поэтому государство – это продукт разрешения психологических противоречий между активными и пассивными членами общества.

Марксистская (материальная, экономическая) теория происхождения государства. Ее основателями и яркими представителями являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ульянов-Ленин. Именно эта теория длительное время определяла отечественные взгляды на происхождение государства и права. Марксистские концепции происхождения государства разрабатывались в середине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Нашли же они свое практическое воплощение в нашей стране, где их главным теоретиком был В.И. Ульянов-Ленин. В основе этой теории лежат книга Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.) и лекция В.И. Ленина «О государстве» (1919 г.). Следует отметить, что, в свою очередь, основой написания книги Ф. Энгельса стали труды американского этнографа, историка и археолога Л.-Г. Моргана, опубликованные в его книге «Древнее общество» (1877 г.).

Патриархальная теория происхождения государства. К числу основателей и приверженцев данной теории относятся Конфуций, Аристотель, Фильмер, Н. Михайловский. Теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха – как власть отца над членами его семьи. Так китайский философ Конфуций считал, что государство – это большая семья, а власть государя – продолжение ничем и никем неограниченной власти отца в семье. Конфуций обосновал теорию «сыновей почтительности», согласно которой подданные императора – его послушные и покорные дети.

Теория насилия основой происхождения государства считает акт насилия: это, как правило, завоевание одного народа другим, одного племени другим. Для управления завоеванными необходим разветвленный аппарат насилия и подчинения, т.е. государство. Государство должно распространить всю свою власть на экономическую и духовную сферы жизнедеятельности порабощенного народа.

Органическая теория происхождения государства. Основоположниками и представителями данной теории являются Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, А.Э. Вормс, Г. Прейс. Согласно органической концепции происхождения государства общество – живой организм, а государство – часть этого организма, его мозг, выполняющий четко заданные функции. Э. Дюркгейм и Г. Спенсер в своих трудах (середина XIX в.) говорили, что государство – продукт социальной эволюции, которая является производной биологической эволюции. Закон естественного отбора, основанный Ч. Дарвином для живых организмов, действует и в обществе. Поэтому выживают те социальные системы и соответствующие им политические институты, которые наиболее адекватно приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям среды. Так происходит формирование новых форм политического правления, государственного устройства, политических режимов; одна форма правления заменяется другой, более современной.

Ирригационная (гидравлическая, водная) теория происхождения государства. Основатель теории – немецкий ученый К.-А. Виттфогель, который возникновение государства связывал с необходимостью возведения гигантских ирригационных сооружений в аграрных областях древних государств. Данные процессы действительно происходили в Мессопотамии, Египте, Индии, Китае. И очевидной является связь этого процесса с формированием немалочисленного «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество. Это - класс управленцев, чиновников, занимающихся вопросами строительства, функционирования и защиты созданных водных систем.

Однако, считается, что именно наличие государства позволяло организовать проведение масштабных и скоординированных ирригационных работ, рассматриваемых Виттфогелем. Более того, подобные работы проводились, как известно, лишь в отдельных районах Земли. А многие государства развивались благодаря иным формам производственной и трудовой деятельности, например металлургии.

Существуют так же половая теория (теория инцеста) (К. Леви-Стросс), расовая теория (Ж.А. де Гобино, Ф. Ницше) и ряд других теорий происхождения государства.

2) На современном этапе развития науки выделяют следующие основные причины возникновения государства:

1. экономические причины (особо учитываются и разрабатываются в марксистской теории): переход к «производящей» экономике; совершенствование орудий труда; рост производительности труда и появление избытков продуктов; возникновение частной собственности; появление социально-классового расслоения общества; потребность в организации крупных общественных работ (ирригационных и пр.) и объединении в этих целях больших масс людей;

2. социальные причины: разложение рода; возникновение моногамной патриархальной семьи; появление общества, основанного не на кровнородственных связях (а связанных, например, общностью территории);

3. демографические и военные причины: миграция и связанные с ней процессы расселения; необходимость противостоять внешней агрессии (именно военный опыт способствовал объединению родственных племен в единый народ) и потребность по завоеванию материальных ценностей соседей; потребность в поддержании общественного порядка и защите частной собственности;

4. религиозный фактор: религия сплачивала первобытные племена в единую общность – народ и придавала государственной власти сакральный (священный) характер.

Важно помнить, что в каждом отдельном случае возникновения государства эти и иные причины находились в различных сочетаниях в зависимости от воздействия разных факторов: природно-географических, демографических, исторических, социальных, культурных, военных.






















Тема 3: Сущность государства и его социальное назначение

1)Сущность государства

2) Социальное назначение государства



1) Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Сущность государства показывает, каков характер этой власти, какова её организация власти, в чьих руках находится государственная власть, чьи интересы эта власть преследует, следовательно, интерес каких социальных групп эта власть реализует. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства. Нередко их даже отождествляют, хотя они имеют несомненные различия. Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем состоит полезность государства для общества. Как справедливо указывается в юридической литературе, «государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом» (проф. В.И. Червонюк). Это организация всего общества, его институт, обслуживающий интересы общества и призванный действовать во имя всеобщего блага. Отсюда вытекает, что главное предназначение государства – служить обществу. В этих целях государство должно:

1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;

2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;

3) обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

4) защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т. е. быть социальным;

5) выступать интегрирующей общество силой, т. е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения, т. е. быть, по словам


2) И.А. Ильина, «духовной общиной». В идеале назначение государства – служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек – высшая из всех ценностей мира. В действительности отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения. Поэтому заставить государство служить человеку – непростая задача. Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой. Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Как считали Платон и Аристотель, социальным назначением любого государства является утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Гегель (1770–1831). По мнению сторонников договорной теории возникновения государства, его назначение – добиваться общего блага (Г. Гроций). Т. Гоббс полагал, что назначение государства – поддерживать общую безопасность, по утверждению Ж.Ж. Руссо – общую свободу. Ф. Лассаль (1824–1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное назначение государства – узаконивать угнетение одного класса другим, для чего создавался аппарат принуждения и насилия. А первоосновой всего признавались интересы господствующего класса. Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. В обществе постепенно утверждаются такие ценности, как демократизм, равенство и справедливость, свобода личности, гуманизм. Все это способствует тому, что государство должно действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др. С изменением условий развития общества меняются и воззрения на назначение государства. Однако изменяются не только воззрения, но и само назначение государства. Какие же изменения претерпело социальное назначение современного государства? Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство, во-первых, все больше превращается в орган преодоления социальных противоречий. В этих целях проводится координация интересов различных групп населения, принимаются на государственном уровне такие решения, которые поддерживаются всеми слоями общества. Во-вторых, в деятельности государства происходит ориентация на общедемократические институты и принципы, например принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др. В-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, компромиссам, разумной договоренности с другими государствами. Все это дает основание характеризовать современное государство как инструмент социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.

Социальное назначение государства

Социальное назначение государства показывает, что оно делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества.

Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

• консервативная: вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.

• либеральная: задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).

• социал-демократическая: задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).

• коммунистическая: роль государства в об максимальна. Государство - главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.

Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.

Социальное назначение государства раскрывается в его функциях

Задачи государства на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества

4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).









Тема4. Функции государства


1. Функции государства: понятие и признаки

2. Критерии выделения функций государства

3. Основные функции государства


1) Под функциями государства подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер;социальное направление деятельности внутри или вне государства. В функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Современная трактовка функционирования государственно-организованного общества свидетельствует о том, что в деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В зависимости от сферы проявления классовой сущности государства различают функции внутренние и внешние.

Например, защита отечества относится к числу важнейших функций государства, является делом всего народа. Для защиты государства проводятся мероприятия по обеспечению безопасности и повышению обороноспособности страны. Обязанности различных государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан определяются Законом РФ «Об обороне». Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных мер по обеспечению готовности государства; к защите от вооруженного нападения, а также защиты населения, территории и суверенитета России. Основу обороны страны составляют ее Вооруженные Силы, комплектование которых осуществляется в добровольном порядке — по контракту, а также на основе призыва граждан на действительную военную службу. Укрепление обороноспособности страны направлено на обеспечение готовности государства, его органов, иных субъектов на защиту Отечества. Воины России, ее народ на протяжении всей многовековой истории ярко демонстрировали чудеса самоотверженности, самопожертвования при защите Отечества.

Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе.

Признаки государственных функций:

- сложившаяся устойчивая предметная деятельность в важнейших сферах общественной жизни;

- властно-принудительные методы осуществления. При осуществлении своих функций государство использует методы поощрения, убеждения и принуждения;

- функции государства исчерпывающе определены в законе;

- выполнение основных задач и целей государства на данном этапе,

- различные многоплановые стороны деятельности государства, объединенные общим основанием, которое и порождает функцию государства.

2) Критерии выделения функций государства:

в зависимости от их продолжительности — постоянные и временные;

от социальной значимости — для всего общества или для отдельных его слоев, групп;

в зависимости от значения — основные и второстепенные;

от сфер их приложения — идеологические, политические, экономические, социальные и др.;

от форм их реализации — правоприменительные, правоохранительные, правотворческие;

на основании территориальной распространенности — в масштабе федерации, ее субъекта, его административно-территориальной единицы, конфедеративные;

по принадлежности к виду государственной деятельности: правотворческие (законодательные), управленческие (исполнительная власть), судебные и др.

Однако самой распространенной является классификация функций в зависимости от сферы общественной жизни, от направления решаемых государством задач и целей — внутренние и внешние функции государства.

Задача государства — это объективно возникшая перед государством и требующая оперативного решения конкретная социальная проблема, связанная с целями государства, закрепленная политическими и правовыми документами и предполагающая определенную деятельность (функцию) по ее разрешению.

Безопасность общества — это состояние защищенности основных ценностей общества, прав и свобод человека от противоправных посягательств. (Безопасность общества складывается из: социальной справедливости, прав граждан и общества в целом во взаимоотношениях с государством, режима законности, экономического благополучия граждан, демократического плюрализма, гласности и открытости общества и т.п.)

Безопасность личности (гражданина) — это составная часть безопасности общества, базирующаяся на фундаментальных, естественных правах и свободах человека, на законных интересах.

Безопасность государства — это состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Составными частями безопасности государства являются конституционный порядок и политическая стабильность, крепкая государственная власть и эффективная экономика, суверенитет, территориальная целостность, нерушимость границ и др.

3) Функциям государства свойственно несколько общих признаков:

1. Всегда имеют социальное содержание, отражают сущность государства, его социальное назначение;

2. Носят комплексный характер, включают все аспекты деятельности в определенной сфере (экономической, социальной, культурной или политической), в связи с чем, не следует смешивать или отождествлять функции и деятельность государства, либо функции государства и государственных органов;

3. Направленны на решение наиболее значимых социальных задач, обусловленных определенным этапом развития государства;

4. Представляют собой административную (управленческую) категорию, реализующуюся в определенных правовых формах.

Таким образом, функции государства, это соответствующее историческому периоду основные направления деятельности государства, отражающие его сущность.охранительные: экология, правопорядок.

Критерии классификации могут быть различны. Функции жизненно необходимые для существования общества и государства следует отнести к основным. Соответственно, функции, не относящиеся к приоритетным направлениям деятельности на данном этапе – неосновные. Соотношение основных и неосновных функций, как было указано выше, может меняться.

В зависимости от времени осуществления, функции делятся на постоянные и временные. По своей сути все функции постоянные, но в некоторые периоды (военный конфликт, чрезвычайное положение, катастрофа и др.) может возникать необходимость прибегнуть к временным функциям для решения определенных задач.

Возможно так же говорить о централизации и децентрализации функций государства. Централизация функций – не только признак тоталитарного государства, но и подчас вынужденная мера, связанная с решением глобальной проблемы, требующей мобилизации всех ресурсов государства. Вместе с тем, положительный эффект от централизации может быть сопряжён с негативным моментом – ущемлением интересов регионов государства или полноценной реализацией других функций. Создание тонкого механизма, учитывающего преимущества центробежных и центростремительных тенденций в распределении функций, – задача современного правового государства.

По направлению деятельности функции подразделяются на внутренние (предполагает государственное управление, направленное на решения задач внутри страны) и внешних (предполагает деятельность государства, как суверенного субъекта в международных отношениях) функции.

По сфере деятельности к внутренним функциям государства относятся:

1. Политическая. Государство, как центральный элемент политической системы, не только управляет и формирует её, но и уравновешивает различные социальные интересы. Управляя политической сферой, государство стремится и к самосохранению, обеспечивает внутренний суверенитет путем укрепления механизма государственной власти, а также создает нормативную и организационную основу для наиболее эффективной и качественной деятельности государственных органов. Вместе с тем, государство обеспечивает контрразведывательную деятельность и безопасность внутри страны для недопущения социального конфликта или гражданской войны и поддержание стабильности.

2. Правоохранительная. Создание системы правоохранительных органов и ее модернизации в соответствии с задачами по формированию правового сознания личности, обеспечению реализации прав человека и охраны правового порядка в обществе. В правоохранительную функцию государства входит не только решение текущих задач, но также и профилактика правонарушений с целью их предупреждения и пресечения. Формирование нормативной, организационной, финансовой и технической основы для осуществления правосудия, отвечающего действующим принципам судопроизводства государства.

3. Экономическая. Прежде всего, предполагает определение общего направления экономической политики государства в соответствии с определенным уровнем экономики государства: от полного контроля в условиях командно-административного хозяйствования и до прогнозирования с целью определения наиболее оптимального развития страны в условиях рыночной экономики и дальнейшего планирования государственных мероприятий по поддержке наиболее перспективных отраслей национальной экономики. Кроме того, государство напрямую управляет стратегически важными отраслями и предприятиями (разработка нефтяных месторождений, предприятия военно-промышленного комплекса и др.), а также осуществляет финансовый контроль в целях экономической стабильности и безопасности страны. Грамотная налоговая политика может оптимизировать экономическое и научно-техническое развитие государства. Решение этих задач требует создания государственного аппарата, способного осуществлять высокоэффективную экономическую политику.

4. Социально-культурная. Реализация социальной функции государства становится возможной при его обеспечении средствами населения, призванных обеспечить достойные условия жизни для всех слоев общества, пенсионное обеспечение, поддержку семьи, материнства и детства, создания социальных, рекреационных и образовательных инфраструктур, а также условий для свободного творческого развития в целях модернизации и создания культурной среды общества. Поскольку государственный бюджет, как источник социального обеспечения, формируется, по большей части за счёт средств населения, взимаемых посредством налогов и иных обязательных платежей, государство тем самым обязывает себя использовать средства налогоплательщиков наиболее оптимальным способом.

5. Экологическая. Непременным условием выживания и дальнейшего существования человечества являются защита и поддержание окружающей среды. Необходимость сохранения баланса естественной среды предопределило включение экологической функции в число основных внутренних и внешних функций государства. Требования, устанавливаемые государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической безопасности страны. Эффективность механизма защиты окружающей среды определяется не только наличием природоохранного законодательства, но и механизмом его реализации, реальной ответственностью и экологическим воспитанием населения.


По сфере деятельности к внешним функциям государства относятся:

1. Внешнеполитическая функция призвана решить несколько основных задач. Прежде всего, политическое, межгосударственное сотрудничество направлено на поддержание мирного сосуществования государств и предотвращение глобальных конфликтов. Немаловажную роль в этом процессе играют международные организации универсального (Организация Объединённых Наций) и регионального (НАТО) характера. ООН способствует не только поддержанию мирового правопорядка, но и сотрудничеству государств во всех сферах. Создание региональной организации направлено на поддержание мира в регионе, формирование и защиту системы приоритетов государств, входящих в это объединение.

Ряд организаций призваны координировать сотрудничество в определённой области (в социальнойсфере – Международная организация труда, в сфере использования воздушного пространства – Международная организация гражданской авиации и др.). Многие из международных организаций, изначально преследующие цель объединить усилия в определённой области, в частности ЕС (Европейский Союз создавался как организация в сфере экономического сотрудничества), на текущий момент дают повод дискутировать о правом статусе этого образования. Расширение круга ведения позволяет сторонникам концепции интеграционных образований относить ЕС к квазигосударственным образованиям. Однако, наличие интеграционных процессов не тождественно образованию государства.

Еще одна немаловажная задача внешнеполитической деятельности – укрепление своего статуса на международной арене и недопущение поглощения государственного суверенитета. Решение этих задач реализуется посредством дипломатии, как официальной деятельности представителей государств. Переговоры, дипломатическая переписка и деятельность постоянных представительств государств, в том числе при международных организациях, позволяют создать благоприятные условия для сотрудничества. Обязательства, которые добровольно принимают на себя государства, находят свое отражение в международных договорах. Внешнеполитической деятельности любого государства сопутствует стремление пресечь воздействие враждебной ему идеологии других государств, создание определённого образа своего государства, позиционирование своих ценностей, т.е. экспортирование своей идеологии с целью наиболее эффективной международно-правовой защиты своих интересов.

2. Оборонно-военная. Государство нуждается в укреплении и отстаивании своих территориальных позиций и в связи с этим создает военно-оборонительный комплекс для противодействия вооруженному вторжению или угрозы агрессии других государств. Нередко государства консолидируются в военно-политической сфере для достижения общих военных целей, как правило, мира на определенной территории. Решение этих задач предполагает создание военно-оборонительных структур на своей территории и военных баз на территории иностранных государств, проведение разведывательных мероприятий и развитие военно-промышленного комплекса. Современный уровень межгосударственных отношений отдаёт предпочтение сотрудничеству с целью обеспечению международной безопасности и комплексу мер, направленных на ограничение вооружений государств и военных блоков.

3. Внешнеэкономическая. Развитие торговли и производства неизбежно приводит к интеграции государств в мировую экономическую систему.

4. Социально-культурная как одна из внешних функций государства предполагает, в первую очередь, участие в международных организациях социально-культурной направленности.

5. Экологическая. Проблема эффективного и рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности носит глобальный характер, так как только межгосударственное сотрудничество позволит найти способ ее решения и обеспечить поддержание экологического баланса, необходимого для выживания всего человечества. Такие международные организации, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ – занимающаяся проблемой загрязнения атмосферы).

От видов функций следует отличать формы их реализации, т.е. средства и методы осуществления основных направлений деятельности государства. В таком качестве можно рассматривать три вида деятельности: правоустанавливающую (деятельность по созданию правовых норм), правореализующую (обеспечение эффективного и качественного применения права, механизма реализации прав и исполнения обязанностей, соблюдения запретов) и правозащитную (деятельность по охране установленного правопорядка и защите прав и свобод). Названные формы принято объединять понятием – правовые. К правовым формам также относятся – договорная, в тех сферах, где в основе отношений лежит диспозитивный принцип (экономика, социальная сфера, юридические услуги и др.). К неправовым формам относят – фактическую деятельность государства по реализации его функций (организационная, финансово-распределительная, техническая и др.).

Формы реализации функций осуществляются с помощью приемов и способов, таких как убеждение, принуждение, которые следует рассматривать как методы реализации функций.















































Тема 5.Формы правления

1. Форма правления.

2. Форма государственного устройства.

3. Политический режим.

Определение. Форма государства – способ организации государственной власти.

Значение понятия формы государства. Данное понятие позволяет:

1. раскрыть механизм организации и функционирования государства;

2. более глубоко понять сущность государства и способы ее реализации;

3. раскрыть свойства конкретных форм государства, а также общее и особенное в этих формах.

Структура формы государства. Традиционно считается, что форма государства представляет собой единство трех ее элементов (сторон):

1. формы правления;

2. формы государственного устройства;

3. политический режим.

Подходы к понятию формы государства. Некоторые авторы различают форму государства в узком и широком смысле.

1. в узком смысле под формой государства понимается форма правления;

в широком – форма правления и форма государственного устройства.

Политический режим при этом рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства.

С функциональной и организационной точки зрения указанные три элемента формы государства представляют собой системы:

- статическую (организационную) – ее образует форма правления и форма государственного устройства и

- динамическую (функциональную) систему – ее составляет политический режим.

Форма государственного правления – организация высших органов власти, порядок их формирования и отношения с другими органами государства и обществом.

Признаки (особенности) формы правления. Форма правления отражает:

1. структуру высших, центральных органов государства (их единовластие, коллегиальность, наличие президента и т.п.);

2. образование, формирование высших, центральных органов государства (выборность, наследование и т.п.);

3. принципы их организации, функционирования (разделение властей, их разделение, взаимодействие и т.п.);

4. степень ответственности этих органов перед обществом (подконтрольны или безответственны).

В зависимости от сочетания этих признаков выделяются виды форм правления. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии – монарху.

Виды монархий. Монархии можно классифицировать по историческому основанию и по объему властных полномочий.

В историческом аспекте монархии подразделяют на:

- древневосточные – восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет);

- античные рабовладельческие (Древнеримская монархия);

- феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают:

- абсолютную (неограниченную) монархию;

- ограниченную монархию.

Признаки абсолютной монархии. Данную монархию отличает неограниченность власти главы государства. Он:

1. единолично издает законы;

2. единолично руководит правительством;

3. контролирует правосудие.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).

Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон, князь, герцог и т.д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи (дворцы, прислуга, охрана и т.д.).

Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органом.

Признаки (особенности) конституционной монархии. Данную монархию отличает следующее:

1. она возникает в период становления буржуазного общества;

2. власть монарха ограничена выборным органом – парламентом;

3. ограничение власти, компетенции закреплено в особом акте – конституции.

В настоящее время конституционная монархия существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др.

Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.

Признаки парламентарной монархии. Этот вид монархии характеризуется следующими основными особенностями:

1. правительство формируется из представителей определенной партии (партий), получивших большинство голосов на выборы в парламент;

2. лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

3. власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах является символической, фактически отсутствует;

4. законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

5. правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Признаки дуалистической монархии. Данный вид монархии характеризуется следующими особенностями:

1. юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом;

2. правительство формируется монархом;

3. правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте;

4. правительство не ответственно перед парламентом;

5. монарх выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения;

6. для нее характерен авторитарный политический режим.

Дуалистический (двойственный) характер власти выражается в формировании парламента: верхняя палата формируется монархом путем назначения. Она выражает интересы феодалов; нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии (Марокко, Иордания). Дуалистической монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы.

В настоящее время – Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.

Республика.

Республика – это государство с выборными на определенный срок органами верховной власти.

Признаки республики. Республика как форма правления отличается следующими признаками:

1. выборностью главы государства и других верховных органов власти;

2. ограничением конкретным сроком власти главы государства, законодательных и исполнительных органов государства;

3. ответственностью главы государства в случаях, определенных законом.

Виды республик.

1. В историческом плане выделяют республики:

- античные государства-полисы (Рим, Афины);

- феодальные (торгово-промышленные) республики (Новгород, Псков);

- буржуазные;

- социалистические и страны народной демократии (ГДР, ПНР, СССР).

2. По способу формирования правительства современные республики делятся на:

- президентские;

- парламентские;

- смешанные.

Президентская республика – республика, президент которой при известном парламентском контроле формирует правительство, ответственное перед ним.

Особенности президентской республики. Президентская форма правления характеризуется тем, что:

1. президент возглавляет исполнительную власть и государство;

2. президент избирается внепарламентским способом;

3. президент непосредственной ответственности пред парламентом не несет;

4. президент формирует правительство, независимо от партийного состава;

5. нет должности премьера - министра. Обычно президент сам возглавляет правительство;

6. власть функционирует на принципе разделения властей.

Существуют две модели правления президентской республики: по одной модели президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия); по другой модели президент является главой государства, но не имеет статуса главы правительства.

Положительное в президентской республики. К достоинствам этой республики относят:

1. политическую стабильность – она обусловлена соединением власти главы государства и главы правительства;

2. управленческую эффективность – она обусловлена монолитным правительством, оперативностью принятия решений.

Недостатки президентской республики:

1. тенденция к президентскому авторитаризму;

2. слабый контроль правительства со стороны парламентариев, парламента;

3. не обеспечивается должное представительство социально-политических интересов (интерес партии президента);

4. возможность прихода к власти президента популиста.

Прямое президентское правление. При президентской форме правления возможно президентское правление (диктатура). Оно характеризуется:

1. роспуском или ограничением коллегиальных представительных органов государственной власти;

2. прекращением деятельности институтов самоуправления определенного региона и управление посредством уполномоченных, назначаемых главой государства;

3. приостановление деятельности политических партий;

4. ограничение политических и личных прав и свобод граждан;

5. наделение главы государства – президента, чрезвычайными полномочиями в масштабе всего государства, включая свертывание традиционных демократических институтов.

Парламентская республика – республика, парламент которой формирует правительство из своего состава, ответственное перед ним.

Особенности парламентской республики. Парламентская форма правления характеризуется тем, что:

1. парламент формирует правительство;

2. парламент формирует правительство из своего состава, своими членами;

3. парламент определяет состав и структуру всего правительства или отдельных его членов;

4. парламент назначает премьер-министра (эта форма предполагает эту должность);

5. парламент определяет отставку всего правительства или отдельных его членов;

6. правительство несет перед парламентом политическую ответственность;

7. президент является номинальным главой государства, символической фигурой, «царствует, но не правит».

Суммируя перечисленные особенности можно сказать, что парламентская республика строится на принципе «верховенство парламента».

Достоинства парламентской республики выражаются:

1. в единстве высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министра) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом;

2. в ответственности правительства перед парламентом, которая обязывает его учитывать соотношение сил в парламенте и, следовательно, общественное мнение.

Недостатки парламентской республики:

1. парламентская форма – это система партийного противоборства (президентская – центристская). Она менее стабильная. Над президентом постоянно висит угроза отставки в результате случайного изменения соотношения сил в парламенте;

2. реальная угроза тирании, которая может создать простое реальное парламентское большинство;

3. при неразвитости партийной системы экстремистские партии могут оказаться в парламентском большинстве.

Смешанная республика – республика, сочетающая основные черты типов республиканской формы правления, а также новые неизвестные им.

Особенности смешанной республики. Смешанная форма правления характеризуется тем, что:

1. правительство формируется премьер-министром. По его указаниям президент назначает и увольняет членов правительства;

2. за деятельностью правительства отвечает премьер-министр, а не президент;

3. кабинет министров ответственен перед парламентом и перед президентом;

4. премьер-министр представляет проект бюджета в парламент;

5. премьер-министр имеет право законодательной инициативы, президент нет;

6. законы подписываются президентом и премьер-министром (или его министром);

7. президент имеет право досрочного роспуска парламента или нижней его палаты, когда есть непреодолимая оппозиция политическому курсу.

Смешанная республика, по замыслу, должна аккумулировать достоинства парламентской и президентской моделей республик и преодолеть их недостатки.

Особенности социалистической республики. Особенностями данной формы правления являются:

1. соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;

2. ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;

3. сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме;

4. создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;

5. отрицание идеи разделения властей, соединение законодательной и исполнительной власти в лице работающих представительных учреждений;

6. подотчетность и подконтрольность исполнительно-распорядительных органов органам законодательной власти.

Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:

1. полупрезидентская республика – в ней устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства;

2. полупарламентская республика – в ней устанавливается усложненный порядок объявления вотума недоверия правительству;

3. монархическая республика – в ней монарх переизбирается через определенный срок (в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах – через 5 лет);

4. суперпрезидентская республика – характеризуется чрезвычайным усилением власти президента;

5. президентско–монократическая республика – существует при однопартийных системах, а ее конституция предусматривает пожизненных президентов;

6. президентско-милитарная республика – создается в условиях военных режимов.




















Тема 6: Политический режим


Политический режим – это совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть.

В различных учебных и научных изданиях этот элемент формы государства может именоваться по-разному: и государственным, и государственнополитическим, и политико-правовым режимом, однако все эти категории характеризуют одно и то же явление.

В каждом конкретном государстве складывается свой политический режим, имеются свои особенности осуществления государственной власти.

Все же по определенным общим признакам политические режимы можно разделить на две большие группы – авторитарные и демократические режимы.

Принято считать, что в более широком смысле изучаемая категория характеризует не столько деятельность государства, сколько атмосферу всей политической жизни, господство в ней или жестких, авторитарных, или же демократических методов властвования.

Основные характеристики авторитарного политического режима выглядят следующим образом:

• отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан;

• отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства;

• отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование ее институтов через закрытые каналы;

• сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа;

• жесткие командно-административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие;

• отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных (как правило, оппозиционных) политических партий и общественных организаций;

• политический монизм – господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведенной в ранг государственной;

• отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения интересов.

В теории государства и права нередко выделяют и анализируют конкретные исторические разновидности авторитарного политического режима (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и т.д.). Так, тоталитарное государство – это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества (экономической, политической, духовной), которая поглощает гражданское общество. Тоталитаризм ярко проявил себя в XX в. Он характеризуется наличием одной официальной идеологии, одной правящей партии, крайним централизмом в управлении, усилением органов исполнительной власти и прежде всего – карательных органов, применением незаконных насильственных методов по отношению к населению.

Основные характеристики демократического политического режима:

• наличие гарантированных прав и свобод граждан;

• нормальное функционирование представительных учреждений, народ – единственный источник государственной власти;

• контроль населения за принятием политических решений;

• разделение властей, всей полнотой власти в государстве не обладает ни один орган;

• ограничение государственного насилия преимущественно сферой отклоняющегося поведения граждан, деятельность правоохранительных органов основана прежде всего на строгой законности;

• свободная деятельность оппозиционных политических партий, разнообразных общественных организаций;

• политический плюрализм – свободное выражение интересов всех социальных групп общества (а его показатели – деятельность различных политических партий и общественных организаций);

• наличие гражданского общества.

В рамках демократического политического режима выделяют либеральный, или либерально-демократический, который был характерен для западных государств в XIX в., а в настоящее время существует во многих развивающихся странах. При таком режиме провозглашены права и свободы граждан, однако они практически нс гарантированы вследствие недостаточного экономического развития и низкого культурного уровня большинства населения.

Многими исследователями отмечается связь политического режима с экономической сферой жизни общества. В слаборазвитых в экономическом отношении государствах невозможно достижение реальной демократии, им почти всегда соответствует та или иная разновидность авторитарного политического режима. И наоборот: высокий уровень экономического развития является предпосылкой проведения в жизнь демократических принципов государственности.

Авторитарные политические режимы существовали в традиционных государствах. Переход к демократическим политическим режимам начался в период буржуазных революций, в эпоху становления современной государственности, и продолжается до настоящего времени.

Между крайними разновидностями политических режимов – авторитарным и демократическим – существует огромное количество переходных форм, тяготеющих либо к авторитаризму, либо к демократии. Они складываются в обществах, осуществляющих революционные или эволюционные преобразования в том или ином направлении.

Как представляется, в юридической науке, и тем более – в общественном правосознании пока не выработано адекватных подходов к оценке различных политических режимов. Общепризнанно, что и форма правления, и форма государственного устройства в каждом государстве складываются исторически и нет заранее "хороших" и "плохих" государственных форм. Как показывает развитие государственности, в определенных условиях может быть вполне прогрессивной и, скажем, абсолютная монархия. Что же касается политического режима, то здесь более принято говорить о демократии как о благе и об авторитаризме как о худшей разновидности политического режима, которую необходимо по возможности скорейшими темпами демократизировать. Это далеко не так. Можно утверждать, что каждому обществу, каждой конкретной государственности присущи своя разновидность и свои особенности политического режима. Следует и в научном плане более адекватно подойти к характеристике и демократии, и авторитаризма, исследовать и их достоинства, и их недостатки. Общеизвестны положительные стороны демократии и отрицательные стороны авторитарного политического режима. Остановимся на их противоположных характеристиках.

Многие философы и юристы с древнейших времен и до наших дней указывали на существенные недостатки демократии. Платон считал демократическое государство далеко не самым лучшим, и более того, – недолговечным и со временем вырождающимся в тиранию.

В демократическом государстве только и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государстве стоит жить тому, кто свободен по своей природе. Так вот, такое ненасытное стремление к одному и пренебрежение к остальному искажает этот строй и подготовляет нужду в тирании. Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде. Разве в таком государстве свобода не распространится неизбежно на все? Отец привыкает уподобляться ребенку и страшиться своих сыновей, а сын – вести себя наподобие отца: там не станут почитать и бояться родителей (все под предлогом свободы!). При таком порядке вещей учитель боится школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят своих учителей и наставников. Вообще молодые начинают подражать взрослым и состязаться с ними в рассуждениях и в делах, а старшие, приспособляясь к молодым и подражая им, то и дело острят и балагурят, чтобы не казаться неприятными и властными.


ТЕМА № 7: МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

1. Понятие, структура и назначение механизма государства

2. Государственный орган: понятие, признаки, классификация


Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Механизм государства – это целостная, иерархическая система государственных органов, организаций и учреждений, с помощью которых осуществляются функции государства и реализуется государственная власть.

Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно занимающихся управленческой деятельностью и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

Характерные черты механизма государства:

он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов;

целостность его обеспечивается едиными целями и задачами деятельности;

его основным элементом выступают государственные органы;

он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов;

это система, обладающая единой бюджетной, денежной, банковской системами, государственной собственностью, которые составляют ее организационно-экономическую основу;

это динамично и реально работающая система, при помощи которой функционирует государство, осуществляется управление обществом.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает в себя:

государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и со- подчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиция, и т.п.);

государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);

государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных за- водах, фабриках и пр.).

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

Таким образом, механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов, организаций и учреждений, с помощью которых осуществляются функции государства, и реализуется государственная власть.

2) Задачи и функции государства осуществляются посредством деятельности его механизма.

Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков государственного органа.

Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не вся- кие государственные организации и учреждения могут рассматриваться в качестве государственного органа.

Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки.

К числу наиболее существенных признаков государственного органа от- носятся следующие:

Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;

в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;

г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими – важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки.

Формируется государством или непосредственно народом в соответствии с законом и функционирует на его основе.

Имеет предусмотренные конституцией или иными законами специальные функции, которые он осуществляет от имени государства.

Издает нормативные и индивидуальные акты.

Обеспечивает и защищает эти требования от нарушений путем приме- нения мер воспитания, убеждения, стимулирования, в случае необходимости – государственного принуждения.

Состоит из служащих, находящихся в особых правоотношениях друг с другом и органом: объем, порядок использования властных полномочий устанавливаются законом и получают конкретизацию в должностных инструкциях, штатных расписаниях и т.д.

Имеет необходимую материальную базу – казенное имущество, кото- рое находится в оперативном управлении; свой счет в банке; источник финансирования – государственный бюджет.

Имеет организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, систему служебной подотчетности и служебную дисциплину.

Государственный орган – это структурно и функционально обособленное звено механизма государства, которое создается в установленном законом порядке уполномоченным субъектом для осуществления определенного направления государственной деятельности и наделяется для этого соответствующими властными полномочиями.

Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач и функций государства обусловливает множество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует классификация государственных органов по видам на основе раз- личных научно обоснованных критериев.

По способу образования:

выборные (представительные органы);

назначаемые (органы прокуратуры, правительство); наследуемые (наследуемый монарх).

По территории действия:

общие (общефедеральные) – распространяются на всю территорию; субъектов федерации – в федеративном государстве;

местные – действуют в административно-территориальных единицах.

По характеру компетенции:

общей компетенции – органы, в компетенцию которых входят рассмотрение и принятие решений по всем вопросам, относящимся к компетенции данного вида органов (Президент, Правительство);

специальной компетенции – те органы, которые осуществляют свою компетенцию в какой либо узкой сфере (министерства, федеральные службы, федеральные агентства).

По способу принятия решений:

коллегиальные – решения принимаются большинством голосов, составляющих соответствующий орган (Парламент);

единоначальные – решения принимаются единолично руководителем (Президент).

По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органы государства подразделяются на:

органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации);

органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Феде- рации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму – вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

Основным назначением органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная деятельность. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим представительным органам государственной власти относятся парламенты. Одна из их важнейших функций – принятие законов.

Кроме высших представительных органов в федеративных государствах существуют также и региональные законодательные органы, основной целью которых является региональное законодательство.

Законодательные органы в России:

Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации);

законодательные органы субъектов Федерации (имеют разные названия: например, в Краснодарском крае – Законодательное собрание, в Рязанской области – Областная дума).

Назначение законодательных органов состоит в разработке, принятии, дополнении и изменении законов и других нормативных актов федерального и регионального уровней. Это основная задача законодательных органов.

Кроме того, законодательные органы решают и ряд иных вопросов (утверждение Председателя Правительства России, принятие политических за- явлений, утверждение запросов в суд и др.).

Система органов исполнительной власти осуществляет в различных государствах исполнительную и распорядительную деятельность.

Исполнительная деятельность данных органов проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители законов и требований вышестоящих органов исполнительной власти.

Распорядительная деятельность этих органов заключается в том, что они издают свои собственные нормативные и индивидуальные акты для выполнения их подчиненными им органами и организациями.

Исполнительные органы в России: Правительство России; министерства, и ведомства, другие федеральные государственные органы; администрации субъектов Федерации; подразделения государственных органов на местах.

Назначение исполнительных органов состоит в непосредственной реализации государственных функций. Что касается соотношения государственных органов и органов местного самоуправления, то этот вопрос в законодательстве и, соответственно, юридической литературе решается неоднозначно.

Особую группу исполнительных органов составляют правоохранительные органы.

Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной функцией которых является осуществление правосудия. Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они зачастую также по-разному.

Судебные органы в России: Верховный Суд, Конституционный Суд ,суды субъектов.

По действию в пространстве, т.е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, со- гласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

По действию во времени государственные органы делятся на постоянные и временные.

Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе.

Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

По правовым формам деятельности:

правотворческие;

правоприменительные; правоохранительные.

По характеру и содержанию деятельности:

законодательные (парламент);

исполнительные (правительство); правоохранительные (полиция);

судебные (суды);

контрольно-надзорные (прокуратура).

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотрен- ных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

Таким образом, государственный орган – это структурно и функцио- нально обособленное звено механизма государства, которое создается в уста- новленном законом порядке уполномоченным субъектом для осуществления определенного направления государственной деятельности и наделяется для этого соответствующими властными полномочиями.



Тема 8. Виды и меры юридической ответственности (юо). Основания освобождения от юо


Юридическая ответственность – это возникшее из правонарушения правовое отношение между государством в лице его спец. органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующее лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Виды:

По содержанию санкций различаютштрафную (карательную) и правовосстановительную. Различия:

  • Штрафная ответственность наступает за преступления, административные и дисциплинарные правонарушения, а правовосстановительная присуща гражданско-правовым деликтам.

  • Штрафная ответственность носит относительно-определенный характер, так как карательные санкции устанавливают, высший и низший пределы наказания или взыскания, и назначение конкретной санкции зависит, в частности, от обстоятельств совершения правонарушения, личности правонарушителя, мотивов, целей, средств совершения правонарушения и других фактов. Правовосстановительная ответственность имеет абсолютно-определенный характер, так как размер причиненного ущерба или вреда можно точно определить независимо от обстоятельств правонарушения.

  • При штрафной ответственности меры наказания (взыскания) назначаются правонарушителю специальными государственными органами или должностными лицами. При правовосстановительной ответственности лицо без вмешательства государства может само возместить причиненный ущерб, добровольно исполнить возложенную на него обязанность, восстановить нарушенные права, что при карательной ответственности невозможно.

  • При штрафной ответственности более строгая мера наказания (взыскания) поглощает менее строгую. Правовосстановительная ответственность исключает подобное поглощение.

  • Штрафная ответственность протекает в специально установленной процессуальной форме, в то время как правовосстановительная ответственность может осуществляться и вне такой формы, если только не потребуется ее принудительное исполнение. Возмещение правонарушителем причиненного им ущерба допускается на любой стадии данного вида юридической ответственности.

По форме осуществления различают:

  • судебную

  • административную

  • иные виды юридической ответственности.

По отраслевому признаку выделяют:

1. конституционную - основанием конституционной ответственности служат в первую очередь нарушение Конституции РФ и других источников конституционного права, совершение деяний, за которые предусмотрены меры конституционной ответственности. Конституционная ответственность распространяется на определенный круг субъектов.

Меры конституционной ответственности:

  • отрешение от должности Президента РФ (ст. 93 К РФ);

  • отставку Правительства или отдельных его членов (ст. 117 К РФ);

  • досрочное прекращение полномочий государственных органов или должностных лиц

  • роспуск общественных объединений (только по решению суда);

  • признание неконституционными актов или отдельных частей (ч. 6 ст. 125 К РФ);

  • приостановление действия актов органов исполнительной власти (ч. 2 ст. 85 К РФ)

2. уголовную - наступает только за совершение преступления. Преступность деяния, его наказуемость, иные уголовно-правовые последствия определяются УК РФ. Отличается от других видов ответственности мерами наказания. Наказания делятся:

  • основное (обязательные и исправительные работы, ограничения по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы, пожизненное лишение свободы, смертная казнь).

  • дополнительные (лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград).

Два вида наказания могут применяться в качестве основного и дополнительного: штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до 20 лет. Как альтернатива смертной казни предусмотрено пожизненное лишение свободы. Лицо, отбывающее это наказание, может быть освобождено по прошествии 25 лет, если будет установлено, что в дальнейшем отбытии наказания нет необходимости. Смертная казнь - на ее применение наложен мораторий (запрет) в нашей стране.

3. административную - часто сопоставляется с уголовной, к которой она довольно близка и в то же время имеет особенности:

  • административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания;

  • субъектами, правомочными возбуждать дела об адм. правонарушениях и привлечении к адм. от-ветственности, кроме судов являются комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления и должностные лица;

  • особый порядок привлечения к адм. ответственности, который предусматривает одновременно применение мер обеспечения производства по делу: адм. задержание, досмотр вещей и личный досмотр и др.;

  • административная ответственность не влечет судимости.

  • Субъектами административной ответственности являются физические лица в возрасте с 16 лет, а также юридические лица по некоторым видам адм. правонарушений (налоговым, экологическим, нарушение правил ведения строительных работ и др.).

  • степень их общественной опасности адм. правонарушения меньше, чем преступлений.

Меры административной ответственности

  • предупреждение,

  • административный штраф,

  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу,

  • административный арест,

  • дисквалификация,

  • другие наказания (возмездное изъятие орудия совершения или предмета адм. правонарушения, конфиска-ция орудия совершения проступка, адм. выдворение за пределы РФ иност. гражданина или лица без гражданства).

4. гражданско-правовую – выражается в применении к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (кредитора) установленных законом или договором мер воздействия имущественного характера (возмещение убытков, плата неустойки, возмещение вреда, штраф и так далее). ГПО носит компенсационный характер, ее цель – восстановление нарушенных имущественных прав кредитора. Предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Санкции сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Закон предусматривает возможность взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени (в этом проявляется ее компенсационный, правовосстановительный характер). ГПО осуществляется в судебном, арбитражном, административном порядке

1. всегда носит имущественный характер. Даже возмещение морального вреда определяется в денежной форме, хотя судом могут применяться и санкции неимущественного характера, например суд может обязать средства массовой информации опубликовать опровержение сведений,

2. в сфере этой ответственности действует презумпция вины правонарушителя, который должен доказать, что в данном случае действовала непреодолимая сила или имелась умышленная вина

потерпевшего;

3. возможна ответственность без вины (наступление гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате случайного стечения обстоятельств)

Бывает 2 видов:

Договорная ответственность наступает в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств

по договору и может быть установлена как самим договором, так и законом. Выражается в обязанности

правонарушителя возместить убытки и выплатить неустойку. Предусмотрены и другие формы ответственности

за нарушение договорных обязательств, например возмещение упущенной выгоды, отказ от принятия

исполнения договора, требование досрочного расторжения договор.

Внедоговорная ответственность предусматривается только законом и наступает при причинении вреда лицом,

не состоящим с потерпевшим в договорных отношениях. Выражается в обязанности правонарушителя:

а) возместить потерпевшему утраченные доходы, имущественные потери;

б) компенсировать расходы, которые потерпевший понес в связи с восстановлением поврежденного имущества или здоровья.

5. дисциплинарную - наступает за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные санкции: (замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы). Дисциплинарная ответственность осуществляется через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.

Виды дисциплинарной ответственности и взыскания

  1. общая (на основании Трудового кодекса) - замечание, выговор, увольнение

  2. специальная (на основе уставов, положений о дисциплине) - вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии, понижение в должности, понижение в специальном звании, отстранение от работы

  3. в порядке подчиненности (для руководителей предприятия, учреждения, организации и их заместителей) - дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения.

6. материальную - это самостоятельный вид ответственности и наступает независимо от привлечения лица к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей. Состоит в обязанности работодателя возместить работнику или работника возместить работо­дателю ущерб, причиненный в результате виновного противоправного действия или бездействия. Для наступления материальной ответственности необходимы:

а) наличие причиненного ущерба;

б) причинение ущерба одной из сторон трудового договора, т.е. состоящими в трудовых правоотношениях;

в) наличие прямого действительного ущерба, а не упущенной выгоды (последняя не возмещается);

г) отказ добровольно возместить причиненный ущерб.

Виды материальной ответственности работникаограниченная(пределах среднего месячного заработка) и полная( возмещения ущерба в полном размере). Обстоятельства, исключающие наступление ЮО:

  • Невменяемость - обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения;

  • Необходимая оборона - имеет место при защите гражданином своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов другого лица, общества, государства от преступного посягательства, независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти;

  • Крайняя необходимость - допустима в случаях устранения опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный;

  • Малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности - вопрос о признании деяния малозначительным решается на основе совокупности фактических обстоятельств каждого конкретного дела - учитывается характер деяния, условия его совершения, отсутствие существенных вредных последствий, незначительность причиненного ущерба;

  • Казус - случайное действие, которое (в отличие от умышленного или неосторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет ЮО

Основания освобождения от ЮО (Малько):

  • Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ). В ГП институт необходимой обороны закреплен в ст. 1066 ГК РФ, которая гласит: "Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы".

  • Причинение вреда при задержании преступника (ст. 38 УК РФ).

  • Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ). Законодатель выставляет три условия:

  • а) опасность не могла быть устранена иным путем, т.е. у лица не было другого выбора;

  • б) причинение вреда должно соответствовать характеру и степени опасности;

  • в) причиненный вред должен быть меньше предотвращенного.

  • В гражданском праве крайняя необходимость предусмотрена ст. 1067 ГК РФ.

  • Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ).

  • Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ).

  • Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ).

  • Невменяемость (ст. 21 УК РФ).

  • Малозначительность деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Кроме обстоятельств, исключающих противоправность деяния и юридическую ответственность, российское уголовное законодательство предусматривает также ряд условий для освобождения от ответственности и наказания (амнистия, помилование, болезнь, изменение обстановки, деятельное раскаяние, истечение срока давности, замена неотбытой части наказания более мягким видом, условно-досрочное освобождение и т.д. (ст. 75 - 86 УК РФ).

Принцип презумпции невиновности (от латинского praesumptio - предположение) - принцип уголовного процесса, в соответствии с которым подозреваемый, обвиняемый, подсудимый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и вступившим в законную силу приговором суда.

Смысл и назначение презумпции невиновности - требовании полной и несомненной доказанности твердо

установленными фактами обвинения как основания выводов предварительного следствия в обвинительном заключении и суда в обвинительном приговоре. Из презумпции невиновности вытекает также правило, согласно которому всякое сомнение трактуется в пользу обвиняемого. Бремя доказывания виновности обвиняемого лежит на обвинителе.

Презумпция невиновности обвиняемого - гарантия установления истины по уголовному делу, сдерживающий фактор необоснованного осуждения гражданина, нарушения его законных прав, что важно в условиях формирования правового государства.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!