СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения. Фрагменты уроков литературного чтения по разделу «Устное народное творчество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составленный авторами сборник методических рекомендаций направлен на то, чтобы воспитывать гражданско-патриотические чувства у обучающихся начальной школы, через фольклор.

Материал сборника основан  на положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в котором отмечено, что образование должно отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края. Проблема для начальной школы заключается в поиске новых методов и приёмов для гражданско-патриотического воспитания обучающихся на уроках через изучение произведений устного народного творчества.

Данный сборник включает в себя фрагменты уроков литературного чтения, способствующие воспитанию чувств патриотизма, любви к Родине у младших школьников и будет полезен учителям начальной школы при подготовке к урокам.

Просмотр содержимого документа
««Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения. Фрагменты уроков литературного чтения по разделу «Устное народное творчество»»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»





















Методические рекомендации

«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения. Фрагменты уроков литературного чтения по разделу «Устное народное творчество»

























Зерноград, 2023



Составитель: Е.А. Григорьева, студентка 4 «А» группы, специальности «Преподавание в начальных классах».

Руководитель: Т.С. Бабенко, преподаватель профессионального цикла ГБПОУ РО «ЗернПК».

Предлагаемый сборник составлен согласно ФГОС СПО по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».





























Введение

Составленный авторами сборник методических рекомендаций направлен на то, чтобы воспитывать гражданско-патриотические чувства у обучающихся начальной школы, через фольклор.

Материал сборника основан на положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в котором отмечено, что образование должно отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края. Проблема для начальной школы заключается в поиске новых методов и приёмов для гражданско-патриотического воспитания обучающихся на уроках через изучение произведений устного народного творчества.

Данный сборник включает в себя фрагменты уроков литературного чтения, способствующие воспитанию чувств патриотизма, любви к Родине у младших школьников и будет полезен учителям начальной школы при подготовке к урокам.



































Фрагменты уроков, способствующие гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников

Фрагмент урока по изучению русской народной сказки «Каша из топора», 2 класс.

Цель: Организация деятельности обучающихся по формированию умений работать с текстом произведений, определять главную мысль.

Планируемые личностные результаты:

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества.

Духовно-нравственное воспитание:

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.

Эстетическое воспитание:

  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Первичное восприятие текста.

Словарная работа:

Учитель: обратите внимание на текст, найдите и выпишите на карточки те слова, которые вам не понятны.

Учитель: Маша прочитай, пожалуйста, слова, которые ты записала.

Пример слов, которые могут быть не понятны обучающимся

Побывка, служивый, притомиться, изба, вдоволь, варево, чулан, сдобрить, котел, коли, этакую, сметка.

Учитель: да, в тексте присутствуют некоторые слова, которые не употребляются сейчас в речи людей, эти слова употреблялись ещё в давние времена, во времена древней Руси. Давайте объединимся в группы по 4 человека, вспомним правила работы в группах.

Обучающиеся: нужно работать сообща, не перебивая друг друга.

Учитель: немного дополню ваш ответ, чтобы вам было комфортно работать, разделите роли. Три человека ищут значения слов в толковых словарях, другой человек записывает значения этих слов на карточке. Приступаем к работе.

Обучающиеся выполняют работу в группах

Учитель: пришло время поделиться с одноклассниками найденными значениями слов.

Обучающиеся представляют найденные определения слов, учитель демонстрирует на доске иллюстрации для лучшего понимания обучающимися, а также рассказывает о быте русского народа.

Побывка - недолгое пребывание на родине.

Служивый - солдат. Притомиться - устать.

Изба - деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь - достаточно.

Варево - горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан - помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить - прибавить к еде что-то, для вкуса.

Котел - большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую - такую.

Сметка - смекалка.



Учитель прочитывает сказку обучающимся, организует выборочное чтение.

Анализ сказки

Учитель: обратите внимание на пословицу «Смекалка дороже богатства», как вы её понимаете?

Обучающиеся: эта пословица означает то, что иногда смекалка очень нужна в жизни и не за какие богатства её не купишь.

Учитель: я с вами полностью согласна, эта пословица имеет следующее значение: Способность человека мыслить нестандартно, проявлять сметку, часто оказывается гораздо более важным, чем наличие богатства.

Учитель: мы прочли с вами русскую народную сказку «Каша из топора», давайте подумаем о чём же эта сказка. Какую кашу варил солдат? Действительно ли каша была из топора? Знаете ли вы какие каши ел русский народ? Раньше каши тяжело было приготовить, их нельзя было купить в магазине, люди сами выращивали зёрна и варили каши. О кашах наш народ придумал поговорки. Поработайте в группах и соберите пословицы.

Пример пословиц

Каша — мать наша, а хлеб — кормилец.

И дурак кашу сварит, было бы пшено.

Сварил было кашу, да куры крупу расклевали.

Обучающиеся собирают в группах пословицы

Учитель: Какие пословицы у вас получились?

Обучающиеся рассказывают о получившихся пословицах.

Учитель: ребята, а эта сказка только о каше?

Обучающиеся: это сказка о смекалистом солдате и жадной старушке, которая не хотела его кормить.

Учитель: верно, эта сказка о смекалке и мудрости русского народа.

Повторение и включение в систему знаний

Учитель: сейчас, я предлагаю вам, побывать настоящими сказочниками и придумать своё продолжение сказки, то есть изменить героев, начало, конец сказки на своё. Работать мы будем самостоятельно, в своих творческих тетрадях.

Обучающиеся работают самостоятельно над творческим заданием.

Учитель: Кто желает поделиться своей сказкой (слушает ответы 1-2 человека, у остальных просмотрит работу в тетрадях).

Учитель: У вас отлично получилось! Спасибо за ответ.

Фрагмент урока по изучению русской народной сказки «У страха глаза велики», 2 класс.

Цель: Организация деятельности обучающихся по формированию умения находить в тексте характеристику героев.

Планируемые личностные результаты:

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации;

  • проявление уважение к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России

Духовно-нравственное воспитание:

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

Эстетическое воспитание:

  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

Первичное восприятие текста.

Учитель: у нашего народа есть множество обычаем и традиций. Представляете, в раньше люди добывали воду из колодца и рек, а чтобы можно было больше унести воды, наш русский народ придумал «коромысло». Обратите какими разными они бывают.

Показывает на слайде фотографии коромысел.

Учитель: раньше, поход за водой обозначали следующим предложением «иди по воду», то есть идти за водой. Русский народ описывал свой быт в сказках и учил детей разному. Сегодня мы прочитаем сказку «У страха глаза велики». Как вы считаете, о чём будет эта сказка?

Обучающиеся: эта сказка будет о том, что, когда мы боимся мы немного преувеличиваем о том, что нас напугало.

Словарная работа:

Учитель: проверим ваше предположение, прочитав сказку, но прежде, чем приступить, обратите внимание на те слова, которые вам не понятны, а искать их мы будем в парах.

Обучающиеся работают в парах, ищут незнакомые слова

Учитель: Первая пара, какие слова вы нашли?

Пример неизвестных слов

колода, напёрсток, схоронились, колодец

Обучающиеся представляют найденные определения слов, учитель демонстрирует на доске иллюстрации для лучшего понимания обучающимися, а также рассказывает о быте русского народа.

Колода - короткое толстое бревно, в котором делается углубление для воды.

Колодец - глубокая яма с отвесными укрепленными стенками, служащая для добывания воды из водоносных слоев земли.

Наперсток - металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.

Учитель организует чтение по цепочке.

Анализ сказки

Учитель: Ребята, мы прочли с вами сказку, вспомните наши предположения о сказке, правильно ли мы определили сюжет сказки по её названию?

Учитель: почему герои испугались?

Обучающиеся: они испугались того, что они не знали.

Учитель: со своим соседом обратите внимание на поговорки в карточке, выберете ту, которая подходит к сказке.

На всякую беду страха не напасешься

Одному не страшно, а двум веселей

Ничего тому страшиться, кто ничего не боится

Учитель: кто желает поделиться своим ответом? Почему вы выбрали именно эту пословицу?

Учитель: как вы считаете, чему учит эта сказка?

Обучающиеся: смелости, прийти на выручку в трудную минуту.

Повторение и включение в систему знаний

Учитель: сейчас, я предлагаю вам, побывать на месте героев сказки и пересказать от их лица.

Обучающиеся работают самостоятельно над творческим заданием.

Учитель: кто желает поделиться своим пересказом (слушает ответы 1-2 человека, у остальных просмотрит работу в тетрадях).

Учитель: у вас отлично получилось! Спасибо за ответ.

Фрагмент урока по теме: былина «Илья Муромец и соловей - разбойник».

Цель: Организация деятельности обучающихся по формированию умений определять жанр фольклора – былина среди других жанров.

Планируемые личностные результаты:

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации;

  • проявление уважение к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Духовно-нравственное воспитание:

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.

Учитель: я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения и предлагаю вам провести одно небольшое исследование. Для начала обратите внимание на схему, находящуюся перед вами. Что в ней представлено?

Обучающиеся: в ней находятся жанры фольклора.

Учитель: давайте вспомним какие жанры мы с вами изучили.

Учитель актуализирует знания обучающихся по жанрам фольклора.

Учитель: ребята, но мы не дали характеристику одному из жанров русского народного творчества. Какой же это жанр?

Обучающиеся: былина

Учитель: тема нашего урока – Былина как жанр фольклора

Учитель: предлагаю поставить цель нашего исследования, что бы вы хотели узнать?

Обучающиеся ставят цель урока

Учитель: скажите, пожалуйста, а что же такое былина?

Учитель: вижу, что вам трудно дать определение. Давайте вернёмся в давние времена, в древнюю Русь.

Показывает иллюстрацию певцы-сказители, включает фрагмент музыки, исполняемой на гуслях

Учитель: былины в Руси исполняли под музыкальный инструмент – гусли. А сказателями былин были певцы-сказатели. Былины распевали певцы-сказатели. Слово «Былина» означает «быль», т.е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования. Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.

Учитель: обратите внимание, а кто являются героями былин? (демонстрирует репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря»)

Обучающиеся: богатыри

Учитель: да, героями былин являются богатыри. Посмотрите, как Василий Михайлович Васнецов изображает богатырей. Какие они?

Обучающиеся: мужественные, сильные, храбрые, непобедимые, доблестные, добрые.

Учитель: я с вами полностью согласна, но как вы считаете для чего русский народ воспевал подвиги богатырей?

Обучающиеся: для того, чтобы показать бесстрашие своего народа перед врагом.

Учитель: я немного уточню, в образах героев былин, в их мужественном поведении народ воспевал патриотические подвиги, самоотверженную борьбу за родную землю, беззаветную храбрость и удаль народную, сочувствие угнетённым, ясный ум, стойкий характер, прямоту и неподкупность - лучшие черты русского характера. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

Учитель: кто вспомнит имена богатырей?

Обучающиеся: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Учитель: ребята, давайте вспомним образ богатырей и найдём как их описывают в былинах, для этого объединимся в группы. Первая группа, выберите из фрагментов былин, тот фрагмент, в котором описывается образ Ильи Муромца, вторая группа описание образа Добрыни Никитича, третья фрагмент описания Алёши Поповича.

Пример описания богатырей из фрагментов былин

Илья Муромец

Этот богатырь до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от калик перехожих. Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды, Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду, Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырский! Служи-ка ты верою-правдою мне».

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич родился примерно в 935 г. в Коростене, столице Древлянской Земли. Был он наследным принцем Древлянской Земли. Бесконечно преданный Руси, богатырь ревниво оберегает достоинство русского воина. Человеческие качества Добрыни определяются тем свойством, которое в былинах именуется «вежеством». Он разумен в речах, сдержан, тактичен. Его вежество «роженное», т. е. врожденное.

Алеша Попович

третий всадник. Ни в чём от своих боевых товарищей не отстаёт. И кольчуга на нём надета, и на коне он ловко сидит, и лук наготове держит. И всё-таки он не такой, как Илья и Добрыня. Не только потому, что молод и строен. Взгляд у Алёши мечтательный, тихий. Голову наклонил, одна рука спокойно свешивается. А приглядишься - заметишь, что Алёша захватил с собой гусли. Художник, наверное, хотел этим сказать, что любит Алёша песни петь, на гуслях звончатых играть. И зритель чувствует - душа у Алёши тонкая, поэтическая. Эти качества русского человека тоже хотел передать Васнецов в «Богатырях»



Учитель: вижу, что вы уже готовы. Проверим друг друга по эталону.

Учитель: ребята, а можем ли мы, в настоящее время встретить богатырей?

Обучающиеся: к богатырям можно отнести смелых людей, защищающих Родину.

Учитель: я с вами согласна, люди, защищающие нашу Родину ценой своей жизни – настоящие богатыри!

Учитель: кто же вспомнит, что такое былина?

Обучающиеся: былины – это героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.

Учитель: самыми известными былинами стали «Добрыня и Змея», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и многие другие. Сегодня мы познакомимся с одной из них.

Словарная работа

Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото

Ремни сыромятные - прочные ремни из невыделанной кожи животных

Тын - забор

Палаты княжеские – большое богатое помещение

Кафтан – верхняя одежда мужчин

Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить

Дружина - княжеское войско в Древней Руси


Учитель: обратите внимание на текст былины, какие слова вам неизвестны, вместе с соседом по парте найдите их и подчеркните

Учитель: вижу, вы справились. Какие слова вы подчеркнули?

Учитель: выполним задание, объединившись в группы. Вам необходимо сопоставить неизвестное слово с нужным определением, который по вашему мнению больше всего подходит.

Обучающиеся работают в

группах, позже учитель организует проверку по эталону, осуществляет объяснение слов, используя иллюстрации.

Слушание былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

Учитель прочитывает фрагмент былины под звучание гуслей

Анализ текста былины

Учитель: Какие чувства вызвали у вас герои былины?

Учитель: Каким вы представили Илью Муромца и Соловья – разбойника?

Учитель: Опиши внешний вид богатыря и Соловья-разбойника.

Учитель: Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие?

Учитель: чтение былины детьми по цепочке после учителя

Учитель: предлагаю поработать в группах, карточки с задание перед вами:

1 группа (слабая)

2 группа (средняя)

3 группа (сильная)

Найти и прочитать в тексте описание встречи Ильи Муромца и Соловья-разбойника

Найти и прочитать описание поединка

Моделирование плана былины

Проверка: чтение отрывка детьми

Проверка: чтение отрывка детьми

Показ составленной модели всему классу


Применение устного народного творчества для гражданско-патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Фрагмент урока по теме: М. Пляцковский «Помощник», 1 класс.

Цель: формирование умений выделять главную мысль прочитанного текста и сравнивать её с пословицей.

Планируемые личностные результаты:

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества.

Духовно-нравственное воспитание:

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в древнюю Русь, и узнать, как жил наш народ.

Учитель: Но чтобы отправиться нам с вами, нам необходимо вспомнить жанры устного народного творчества в игре-викторине.

1. Что не относится к жанрам фольклора?
Скороговорки, повести, считалки, прибаутки, басни, заклички, сказки, пословицы, потешки, пестушки, стихи, рассказы, загадки, дразнилки, песни, небылицы. 

2. Посмотри на главных героев сказок. Назови русские народные сказки, в которых встречаются эти герои.
кот, петух, лиса
лягушка, мышка, медведь, волк…
курочка, бабушка и дедушка

3. Собери пословицы:

Сделал дело –

Кто не работает –

тот не ест

гуляй смело




Повести, стихи и рассказы





Кот, петух и лиса;
Теремок;
Курочка Ряба


Сделал дело – гуляй смело

Кто не работает – то не ест

Учитель: Отличная работа!

Учитель: Ребята, чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам отгадать ребус.

Учитель: Что у вас получилось? Верно, помощник

Учитель: А кто такой помощник?

Учитель: Я с вами полностью согласна, помощник — это тот человек, который помогает что-то сделать, выполнить.

Учитель: А можете ли вы назвать себя помощниками?

Учитель: А знали ли вы, что наши предки очень любили трудиться, замечали ли вы, что в сказках нашего народа часто рассказывается о труде. Как вы думаете почему?

Учитель: Да, ребята, оказывается, что труд для человека ценен ещё с далёких времён, ведь благодаря труду мы с вами имеем то, что у нас с вами сейчас есть. Ведь, без труда не было б и стола, за которым мы сидим.

Учитель: Посмотрите внимательно на пословицы из нашей викторины, о чём они?

Учитель: Верно, о труде, как вы понимаете первую пословицу? А вторую?

Организует целеполагание на уроке

Учитель: Мы с вами уже узнали, что познакомимся с произведением «Помощник», но, чтобы начать работу над произведение нам с вами необходимо узнать кто же написал его.

Учитель: Михаил Спартакович родился на Донбассе в Рыково 2 ноября 1935 года. Он рано остался без отца его мать была вынуждена воспитывать сына одна. Во время Великой Отечественной семье пришлось особенно тяжело. Мать с сыном были вынуждены бежать от немецкой оккупации, жить вдали от родного дома, терпеть голод и лишения. Интересно, что трудное детство никак не отразилось на характере будущего поэта песенника. Позже все, кто знал Михаила Пляцковского, говорили о нём, как о невероятно добродушном, оптимистичном и добром человеке. Благодаря стихам Пляцковского, наша страна услышала множество заводных и лиричных, смешных и патриотических, неизменно прекрасных мелодий. Он автор текстов к таким широко известным песням, как «Чему учат в школе», песня кота Леопольда «Если добрый ты».

Учитель: Ребята, М.С. Пляцковский очень любил творчество нашего народа, из викторины мы с вами их уже вспомнили, это пестушки, сказки, песенки.

Учитель: Откройте учебники. Поставьте палец на начало произведения. Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно следите за мной.

Организует работу с произведением «Помощник».

Учитель: О чём же это произведение?

Учитель: Верно, о труде и друзьях. А что же строил кролик?

Учитель: Да, дом. А как вы думаете какие дома были раньше?

Учитель: Я предлагаю вам узнать, как же строили дома на Руси.

Рассказ о строительстве домов на Руси.

Оказывается, что перед началом строительства долго искали место для будущей избы, тщательно выбирали самые крепкие деревья, а также до мелочей продумывали облик жилища. Избы чаще всего делались из ели, сосны и лиственницы. Они хорошо укладывались в сруб, могли подолгу сохранять тепло и не прогнивали.

Заготовка материала начиналась в середине зимы. В это время древесина была самой прочной. Сруб готовили в марте и выстаивали на протяжении нескольких месяцев (а порой и нескольких лет), чтобы он дал усадку. За это время подбирали место для избы: сухое, светлое и чистое. А позже закладывая фундамент, рыли траншеи и клали в них каменные валуны. Поверье гласило: положи в каждый уголок фундамента клок овечьей шерсти и горсть зерна – и в доме всегда будут тепло и достаток.

Учитель: Прочитаем произведение по цепочке.

Учитель: Определим главную мысль текста. О чём эта сказка?

Учитель: Да, о том, что помощь важна.

Учитель: Как вы считаете какая помощь должна быть? Должны ли мы помогать за что-то?

Учитель: Помощь должна бескорыстной, за неё не должны платить.

Учитель: А хотели бы вы дружить с осликом? Почему?

Учитель: Ребята, такую дружбу как у ослика и кролика высмеивал наш русский народ, давайте посмотрим, как он это отражал в пословицах и поговорках.

Плохой друг — что тень: в солнечный день не отвяжется, в ненастный — не найдёшь.

Друг познаётся в беде

Учитель: Как вы понимаете первую пословицу?

Учитель: Да, что плохой друг с нами пока нет беды, а когда появляется у нас беда друга рядом нет.

Учитель: О чём же говорит вторая пословица?

Учитель: Да, хороший друг придёт вас выручать из беды и никогда не оставит.

Фрагмент урока по теме: Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». В. Орлов «Кто первый?», Р.Сеф «Совет».

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию умения характеризовать героя произведения.

Планируемые личностные результаты:

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества.

Духовно-нравственное воспитание:

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке, я предлагаю вам совершить путешествие.

Учитель: А как зовут людей, которые совершают путешествия?

Учитель: А что нужно путешественнику?

Учитель: Да, карта и компас. А что такое карта?

Учитель: Вспомните, на уроках окружающего мира мы с вами затрагивали необычную карту.

Учитель: Да, на карте есть изображения. Посмотрите на слайд перед нами физическая карта нашего материка, где находится наша многонациональная страна – Россия!

Учитель: А кто-нибудь знает для чего нужен компас?

Учитель: Ребята, компас – прибор, который помогает определить нам стороны света, а их всего 4: север, юг, восток и запад

Проводит актуализацию ранее изученных тем.

Учитель: Ещё с древних времён люди ценили дружбу и старались её уберечь, именно поэтому создавались пословицы и поговорки о дружбе.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Друг познается в беде.

Организует работу с пословицами.

Учитель: О чём они?

Учитель: Да, о дружбе. С предыдущего урока мы с вами узнали, что ещё с древних времён, одной из главной ценности является дружба. И именно поэтому мы с вами можем заметить, что наш народ посвятил своё творчество не только труду, но и дружбе. Вспомните, какие сказки о дружбе вы знаете.

Предлагает определить тему урока и поставить цель.

Учитель: Итак, первый островок, называется «Лучший друг», а что для вас означает лучший друг?

Учитель: Я с вами полностью согласна. А Юрий Иванович Ермолаев, советский писатель, создатель многочисленных детских рассказов, описал значение лучшего друга в своём произведение чуть иначе.

Учитель: Итак, узнаем, как же описывает лучшего друга Юрий Иванович.

Учитель: Поставьте палец на начало стихотворения. Следите за моим чтением.

Учитель: Ребята, как вы думаете, а что будет дальше? Как бы вы поступили на мете героя?

Учитель: Итак, проверим наши предположения.

Учитель: Ребята, почему Коля смутился. А как бы вы поступили на его месте?

Учитель: Сейчас, я предлагаю вам побыть пчёлками – пожужжать, прочитать произведение самостоятельно.

Учитель: О чём это произведение? А бывает ли у вас такое, что вам жал что-то отдавать своему другу?

Учитель: Ребята, обратим внимание на пословицы нашего народа:

Для хорошего друга не жалко ни хлеба, ни досуга.

Самый дорогой подарок друга – преданное сердце.

Учитель: Относятся ли эти пословицы к прочитанному нами произведению?

Учитель: Ребята, а часто ли вы дарите подарки своему другу? Какие чувства вы испытываете, даря ему подарок?

Учитель: Следующий остров «Подарок». Ребята, а как часто вы дарите своим друзьям подарки?

Учитель: Елена Александровна Багинина, русская поэтесса, написала стихотворение «Подарок». Итак, узнаем о чём оно, поставьте палец на начало стихотворения, следите за моим чтением.

Учитель: Так о чём это произведение?

Учитель: Да, оно о том, что не следует что-то жалеть для своего друга.

Учитель: Теперь, мы с вами снова побываем пчёлками.

Учитель: Отлично, я вижу, что вы справились, а теперь выразительно начинает читать Егор.

Учитель: Ребята, что вы узнали, прочитав это произведение?

Учитель: Я с вами полностью согласна, это действительно так, для настоящего друга ничего не жалко, поэтому находите настоящих друзей, но и сами будьте ими

Учитель: Ребята, между друзьями, к сожалению, иногда происходят ссоры, как вы думаете, как с ними справляться?

Учитель: Я с вами полностью согласна. Давайте посмотрим какие же советы даёт наш народ ещё со времён Руси.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Доброе братство лучше богатства.

Учитель: Писатели сегодняшнего времени заинтересованы данным вопросом «Как сберечь дружбу?» и именно поэтому писали различные произведения-советы.

Учитель: Следующий остров «Кто первый?». Прочитаем произведение «Кто первый?» самостоятельно, как пчёлки.

Учитель: Вижу, что вы уже справились, прочитаем произведение по ролям. Учителем будет – Настя, первым другом – Саша, а вторым – Аббас.

Учитель: У вас здорово получилось!

Учитель: Ребята, есть один замечательный поэт Р. Сеф и он нам с вами даёт один совет. Прочитаем стихотворение «Совет», поставьте палец на начало, следите за чтением. Теперь, прочитает нам с выражением Зехра.

Учитель: Ребята, давайте сравним, прочитанные нами стихотворения.

Учитель: Первое стихотворение о чём?

Учитель: Да, о двух братьях, которые не смогли прийти к единому решению и погибли, почему так получилось? Какие они были?

Учитель: Верно, упёртые, они не желали уступать друг другу.

Учитель: А о чём же второе стихотворение?

Учитель: Верно, с помощью него автор даёт нам совет беречь дружбу и не ссориться.

Проводит самостоятельную работу по теме.

Учитель: Посмотрите, внимательно на пословицы, которые мы с вами изучили.

" Крепкую дружбу и водой не разольёшь" русская пословица

"Друзей от недруга по глазам отличают" казахская пословица

"Забор помогает дружбе не стареть" английская пословица

Учитель: Пословицы каких народов здесь представлены?

Учитель: Да, русского, казахского и английского народа. А давайте их сравним.

Учитель: Для начала прочитаем их.

Учитель: О чём они?

Учитель: Верно, о дружбе. Это их схожесть или различие?

Учитель: Посмотрите, народы представлены разные, но о какой ценности они писали?

Учитель: Да, о дружбе.

Учитель: Ребята, а научились ли мы с вами определять главную мысль текста? Увидели ли мы как ценилась дружба в разные времена? А как она ценится для вас?




Заключение

Представленные фрагменты уроков литературного чтения способствуют не только гражданско-патриотическому воспитанию, но и развитию восприятия, внимания, памяти, мышления младших школьников. Материалы уроков литературного чтения стимулируют интерес к чтению, к истории Родной страны и её народа у детей.

Спланированные уроки литературного чтения отражают деятельностный подход в образовании, способствуют формированию умений осознанно воспринимать текст, работать в команде, позволяют обучающимся овладеть ценностями и приобрести первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части гражданско-патриотического воспитания.

Составленный сборник направлен на гражданско-патриотическое воспитание детей и решает те образовательные задачи, которые были заложены в федеральном государственном стандарте начального общего образования.







































Источники

1. https://uchitelya.com/literatura/37458-konspekt-uroka-bylina-ilya-muromec-i-solovey-razboynik-3-klass.html

2.https://vk.com/doc588046633_650759170?hash=25Tql389iMnIQnaHYdqMRih28dtCrMFmxV0ZpyaXzBk&dl=40abGaC0ANoCe0oxmJSbEA240Wc385F57SCHLbia4bL

3.https://vk.com/doc588046633_650428533?hash=5wTzGmQYezzPLlk5ZmtYzcKgSZxbAyMgZZpL4imTqIg&dl=Mh9xNm3eEM98ijbcvVmmBPQUmp4yvQ0TaNvKcxWZal8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!