СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических работ по УД Основы исследовательской и проектной деятельности (индивидуальный проект)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических работ по УД Основы исследовательской и проектной деятельности (индивидуальный проект)»


Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский колледж архитектуры и строительства»
ГАПОУ ПО ПКАС

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Основы исследовательской и проектной деятельности (индивидуальный проект)


по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 09.02.07 Информационные системы и программирование














Пенза, 2022



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

ВВЕДЕНИЕ

4

2.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

6

3.

ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

7

4.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

24

1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания по учебной дисциплине Основы исследовательской и проектной деятельности (индивидуальный проект) по освоению программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 08.02.01 Строительство и эксплуатация здания и сооружений, 09.02.07 Информационные системы и программирование составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Практические задания направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки по освоению программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 08.02.01 Строительство и эксплуатация здания и сооружений, 09.02.07 Информационные системы и программирование. Освоение содержания учебного предмета Основы исследовательской и проектной деятельности (индивидуальный проект) обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • вести библиографический поиск, обработку научной информации, составлять список литературы;

  • находить информацию для решения выделенной проблемы, используя различные информационные ресурсы;

  • подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам;

  • определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;

  • осуществлять сбор, изучение и обработку информации;

  • анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов;

  • формулировать выводы и делать обобщения;

  • оформлять результаты исследовательской деятельности в различных формах;

  • выбрать логику доклада, устного сообщения по проблеме исследования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • этапы исследовательского процесса;

  • правила библиографического описания источника и составления списка литературы;

  • методику разработки программы исследований;

  • способы поиска научной информации, ее обработки и оформления результатов;

  • общую структуру и аппарат исследования;

  • классификацию методов исследования;

  • порядок планирования исследований;

  • основные формы представления результатов исследовательской деятельности;

  • логику устного сообщения;

  • требования к стилю и языку.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

  1. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  2. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

  3. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  4. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Подготовка к практическим работам заключатся в самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой. Выполнение заданий производится индивидуально в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к практическим работам. Отчет по практической работе каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению.

Отчет выполняется в рабочей тетради, сдается преподавателю по окончанию занятия или в начале следующего занятия. Отчет должен включать пункты: название практической работы; цель работы; оснащение; задание; развернутый ответ, таблица, ответы на контрольные вопросы (в зависимости от задания); вывод по работе

Практическая работа считается выполненной, если она соответствует критериям, указанным в практической работе. Если студент имеет пропуски практических занятий по уважительной или неуважительной причине, то выполняет работу во время консультаций отведенных группе по данной предмету.

Выполненная работа должна быть представлена в виде оформленной работы по заданной форме. Результат выполнения практических работ оценивается – по 5-балльной системе оценивания. Критерии оценок едины для выполнения всех практических работ по учебной дисциплине Основы исследовательской и проектной деятельности (индивидуальный проект).

Отметка "5" Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка "4" Практическая работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя. На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся показал знания теоретического материала, но испытывали затруднения при практической работе со статистическими материалами.

Отметка "2" Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

С учётом вышеизложенного в данных методических указаниях приведено 10 практических работ. Каждое занятие содержит цель, методическое руководство к выполнению, содержание работы, контрольные вопросы, форму предъявления отчета.

3. ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа № 1

Тема: «Определение предмета и объекта исследования»

Цель работы: научиться определять предмет и объект исследования.

1. Познакомьтесь с определениями:

Объект исследования – это та часть, в которой содержится проблема, т.е. своеобразный носитель проблемы, например: «Исследование содержания железа в питьевой воде Пензы», где объект исследования – питьевая вода Пензы. Объект исследования – более широкое понятие по сравнению с предметом исследования.

Предмет исследования – конкретная часть, в которой ведется поиск. Это более узкое понятие по сравнению с объектом исследования, которое является его частью, например, в теме «Исследование содержания железа в питьевой воде Пензы» предметом исследования является содержание железа. Определить предмет исследования можно, ответив на вопрос «Что именно исследуется?»

2. Определите объект и предмет исследования в словосочетаниях по образцу: Образец: предмет объект

- самостоятельная работа учащихся

- физическое развитие студентов

- техническое оснащение образовательного процесса

- источники информации, использованные в проекте

- успеваемость группы

3. Ознакомьтесь с одним из приемов формулирования темы учебного исследования и определите,

тема под каким номером образована при помощи данного приема :

  1. Нужен ли иностранный язык строителю?

  2. Роль вирусов в жизни человека.

  3. Охота на хищников – хорошо это или плохо?

  4. Развитие мыслительной активности в ходе групповой работы.

  5. Классическая музыка как средство снятия усталости студентов после занятий.

4. Прочитайте, при помощи каких способов можно сформулировать тему учебного исследования:

Способы формулировки темы индивидуального исследования

Способ 1. Формулировка темы начинается со слов «Развитие...», «Исследование...», Формирование...»,

«

Особенности...», «Воспитание...», после чего следует предмет исследования, связанный с объектом исследования при помощи слов «в ходе», «в», «в процессе» и др., например: «Развитие мыслительной активности студентов в ходе их групповой работы на занятиях», где предмет исследования – мыслительная активность студентов, объект исследования – групповая работа.

Способ 2. Формулировка темы при помощи гипотезы. Для формулировки такой темы
необходимо указать способ, при помощи которого может быть достигнута поставленная
цель, например: «Групповая работа, как способ развития мыслительной активности

студентов», в которой гипотеза состоит в предположении, что в ходе групповой работы студентов развивается их мыслительная активность.

С

пособ 3 Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему, хотя в названии работы слово «проблема» может не включаться. Например: «Профессиональное занятие спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности?»

С

пособ 4. Формулировка темы реферативной работы при помощи предмета и объекта исследования, которые связаны между собой при помощи слов «в», «в процессе», «в ходе» или при помощи употребления объекта исследования в Родительном падеже, например: «Мыслительная активность студентов в ходе групповой работы»

Способ 5. Формулировка темы при помощи вопроса, в котором содержится предмет и объект исследования. При этом при формулировании темы используются вопросительные слова «как»,

«зачем», «когда», «почему» и т.п. (напр., «Зачем история строителю?») или вопросительная форма предложения (напр., «Всегда ли учитель прав?»)

Выполните задания практической работы № 3.

Задание 1. Выпишите в одну колонку предметы, а во вторую объекты исследования:

  1. Современная власть в России и нравственность.

  2. Английские заимствования в профессии строителя.

  3. Анализ качества питьевой воды в нашем городе.

  4. Влияние строительства завода по переработке мусора на климат Пензы.

Предмет исследования

Объект исследования


Задание 2. Сформулируйте 1 тему исследования, выбрав любую из предложенных проблем:

  1. Предлагается узнать, какими мотивами руководствуются студенты при выборе тем учебных проектов.

  2. Грипп является неконтролируемой инфекцией, поэтому важно знать пути профилактики этого заболевания.

  3. Педагоги и студенты всегда рядом, но между ними часто возникают конфликты, из-за чего студенты могут иметь ряд проблем. Поэтому важно знать, что именно является основной причиной конфликтов.

  4. Студенты в колледже часто болеют. Так ли это, или отсутствие студентов на занятиях по причине болезни – часто лишь прикрытие для очередного прогула?

Задание 3. Самостоятельно придумайте 1 тему учебного исследования и 1 тему учебного исследования из интересующих вас областей (учеба, отношения со сверстниками или со взрослыми, здоровье, интересы и увлечения и др.) К теме учебного исследования напишите в скобках возможный вариант готового учебного продукта.

Практическая работа № 2.

Тема: «Этапы работы над исследовательской работой»

Цель работы: научиться определять этапы исследования

Задание № 1. Изучите информацию по теме, предложенную в методических

рекомендациях. Заполните таблицу, выписав в первую графу этапы учебного исследования в порядке их следования. Во второй графе напишите признаки, характеризующие данный этап:

п/п

Этап

Содержание этапа.











б.





Задание № 2. Определите, на каком этапе находится ваша работа по теме выбранного вами учебного исследования. Напишите, что уже сделано и что еще предстоит сделать на данном этапе.

Задание № 3. Изучите информацию по данной теме, предложенную в методических рекомендациях. Найдите в тексте и выпишите определение термина «актуальность». Задание № 4. Все виды работы над учебным исследованием можно сгруппировать в четыре основных этапа: подготовительный, исследовательский, этап оформления результатов и защиты результатов. Заполните таблицу, выписав все промежуточные этапы и содержание каждого из них.

п/п

Этап УИ

Содержание работы

Подготовительный этап





3.







б.



Проведение исследования





Оформление результатов работы над исследованием



Защита исследования





Практическая работа №3

Тема: «Виды литературных источников информации. Правила работы с ними.

Цель: познакомиться с основными источниками получения информации: библиотечные каталоги, электронные ресурсы; формировать навыки библиографическом отделе, развивать творческие способности.

Задание: ознакомиться с теоретическим материалом и образцами каталогов, письменно ответить на контрольные вопросы в конце работы.

Теоретическая часть.

Информация (от лат. informatio– осведомление, разъяснение, изложение). В обиходе это понятие распространено широко и в таких разнообразных формах, что ответить на него не так-то легко. Первоначально «информация» - это сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.). В узком смысле этого слова «информация» – это сведения, сообщения, данные независимо от формы их представления, т.е. осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Когда говорится о каком-либо источнике информации, то это могут быть самые различные объекты: печатное издание, теле- или радиопередача, письменное или устное сообщение конкретного лица, компьютерный файл, адрес в Интернете и многое другое.

Информации обладает следующими свойствами.

- Субъективность информации. Информация существует только во взаимосвязи с субъектом, передающим эту информацию, и зависит от человеческого сознания. Информация – это субъективное отражение внешнего объективного мира. Информация зависит от методов ее фиксации и оценки. Пример. Объективными являются данные - показания термометра в конкретном месте в конкретное время, а информация «На улице тепло» является субъективной оценкой

этих данных, как и информация «На улице 22 градуса тепла». При этом можно говорить только о точности этой информации, но не о её объективности.

Объективными являются данные, полученные с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация искажается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.

- Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

  • преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

  • искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.

- Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

- Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

- Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

- Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее[18].

Виды литературных источников информаци:

  • художественная литература;

  • документальная литература;

  • научная и научно-популярная литература;

  • справочная литература;

  • учебная и техническая литература (каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту и т. п.);

  • периодические издания (газеты, журналы).

Рассмотрим подробнее некоторые литературные источники.

1) Справочная литература:

  • словари - книги, содержащие собрание слов (обычно в алфавитном порядке), с толкованием или с переводом;

  • справочники - издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку. Многие справочники снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным и пр.);

  • энциклопедии - приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания или круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания, в широком понимании - сборник научных сведений и справок на различные темы, предназначенный для широкого круга читателей;

  • нормативная литература (сборники документов).

Существуют разные типы словарей. Имеются словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников, студентов.

Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно
употреблять, обращайтесь к толковому словарю. В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, вы также найдете сведения об ударении в слове, о его правописании, наиболее типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова, в них значения слов подтверждаются примерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы и другие сведения. Существуют многотомные и однотомные толковые словари русского языка.

Если у вас возникли трудности с ударением и произношением, обращайтесь к орфоэпическому словарю. В словарях правильного произношения даются сведения об ударении и других произносительных особенностях слов.

Понять значение того или иного фразеологического выражения поможет фразеологический словарь.

Прежде, чем работать с тем или иным словарем, необходимо прочитать вступительную статью, позволяющую понять структуру словаря. Следует обратить внимание и на приложения, имеющиеся в словарях.

Термины и слова в словаре располагаются в алфавитном порядке. Этот порядок в словаре соблюдается для первой, второй и третей букв. В энциклопедиях и справочниках термины даются по темам. Энциклопедия в том виде, в каком мы её знаем сейчас, появилась в XVIII веке. Образцом для неё послужил словарь. Словарь содержит только слова и их определения, давая читателю, минимум информации и нередко, не позволяя ему понять значение и применимость термина, или как данный термин относится к более широкому кругу знаний. Чтобы устранить эти недостатки, энциклопедия глубже проникает в каждый освещаемый ею предмет и содержит обзор накопленного о нём знания. Энциклопедия часто содержит много географических карт и иллюстраций, а также библиографию и статистику.

2) Учебная литература – литература, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения. Виды источников учебной литературы:

-учебник;

-монографии;

-научные статьи;

-учебное и наглядное пособия;

-задачник;

-хрестоматия и самоучитель;

-курс лекций;

-памятка, методические пособия и тетради для лабораторных и практических работ.

Начинать работу с учебной литературой надо с аннотации.

Аннотация (от лат. Annotatio– замечание) или резюме (от фр.Résumé — «сокращённый») — краткое содержание книги или другого издания, а также краткая их характеристика, показывающая отличительные особенности и достоинства, включающая сведения об авторе и условиях создания. Обычно печатается в книге перед основным текстом.

Отыскать нужную статью в учебной литературе можно по оглавлению, которое печатается в начале или конце книги. Помочь в этом также могут именной или предметный указатель.

Выходные данные — один из основных элементов сведений о печатном издании, информация о выходе книги.

Выходными данными книжного издания являются: фамилия автора и его инициалы; заглавие; выходные данные: место издания, издательство, год издания; количество страниц.

Пример написания выходных данных: Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике, М.: АСТ: Артель, 2014 . – 509 с.






Важным шагом в самообразовании является поиск информации в различных информационных ресурсах. Для этого важно владеть инструментами информационного поиска. Для облегчения поиска и доступа к информации в каждой библиотеке существует СПА – справочно-поисковый аппарат, который включает в себя каталоги, картотеки, библиографические указатели, базы данных, справочный фонд, информационно-поисковые системы, книжные выставки и др.

Каталог – (в переводе с греческого katalogos – список, перечень чего-либо) – это составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов (книг, экспонатов, товаров).

Каталог в библиотеке – это совокупность расположенных по определенным правилам библиографических записей на документы, раскрывающая состав и содержание библиотечного фонда. Это - алфавитный, систематический, электронный каталоги.

Алфавитный каталог (АК) – это карточный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий документов.

С помощью АК можно проводить поиск по следующим типам запросов:

1. Имеется ли конкретное произведение данного автора (индивидуального или коллективного) в фондах библиотеки и, если имеется, то каков его шифр.

2. Какие произведения данного автора имеются в библиотеке.

3. Какие переиздания данного произведения имеется в фондах.

4. В каком отделе библиотеки находится документ (эти сведения записываются на обратной стороне карточки).

В АК, несмотря на простую систему их построения, имеются специфические особенности, знание которых сэкономит ваше время.

Для быстрого нахождения книг в алфавитном каталоге используют основные правила поиска: если книга имеет одного автора, то её надо искать по фамилии автора; карточку на книги двух или трёх авторов по фамилии первого автора; книги четырёх и более авторов нужно искать по названию книги. Таким образом, находят книги, не имеющие автора; книги под редакцией нужно искать по алфавиту названия книги; законодательные, официально-документальные материалы, а также издания учреждений и организаций стоит искать в алфавитном порядке по наименованию организации, выдавшей их.

АК является обязательной частью системы каталогов каждой библиотеки.

Индекс вместе с авторским знаком (в левом верхнем углу карточки) являются для библиотекаря ориентиром для поиска документа.

Систематический каталог (СК). Для того чтобы отыскать книги по какой-то определенной теме, следует обратиться к систематическому каталогу, который раскрывает содержание фондов библиотеки по отраслям знаний.

СК разбит на отдельные части, которые представляют отдельные отрасли знаний и имеют индексы – условные цифровые обозначения (ББК для разделов общественных наук и УДК для разделов естественных и технических наук).

Каждой отрасли знания соответствует свой индекс (шифр) в виде числового обозначения. Например: вся литература по физике расположена в разделе 53, а по математике 51. Карточки в алфавитно-предметном указателе расположены в алфавитном порядке алфавита наименования предметов.

К систематическому каталогу обращаются:

- для подбора литературы по определённому вопросу, теме, отрасли знания;

- для поиска книги, если неизвестны точное заглавие или фамилия автора. Сегодня многие библиотеки располагают электронными каталогами, которые помогают подобрать нужную литературу по теме или предмету.

Особенностью электронных каталогов является то, что они позволяют искать документ по любому признаку: по автору, по названию, по ключевому слову, по предмету в одной базе данных. Можно сказать, что электронный каталог соединил в себе алфавитный, систематический каталог и картотеки. Важнейшим фактором при

предметном поиске в электронном каталоге является правильно подобранное ключевое слово.

Справочный аппарат библиотеки включает в себя, помимо каталогов, различные картотеки. Картотека в переводе с греческого означает «вместилище, ящик».

Картотека – это систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями. Выделяют следующие виды карточек:

• систематическая картотека статей (раскрывает содержание газет, журналов);

• тематические картотеки (раскрывают содержание учебных пособий и журнальных статей по какой-то теме);

• специальные картотеки (например, картотеки рецензий, иллюстраций, персоналий) [23].

В некоторых библиотеках существует открытый доступ к книжным полкам, который дает возможность читателю самостоятельного выбора нужной литературы. Для того, чтобы книгу без труда можно было найти на полке есть специальные ориентиры – полочные разделители, на которых написаны шифры и названия отделов.

Контрольные вопросы.

1. Что такое информация? Каковы ее свойства? Охарактеризуйте их.

2. Назовите виды литературных источников информации. Какие у них особенности?

3. Каковы составные части библиотек? Правила работы в библиотеке?

4. Назовите виды источников информации и дайте их характеристику.

5. Что такое каталог? Какие существуют каталоги? Какие у них особенности и правила работы с ними?

6 Что такое картотека? Как ею пользоваться?


Практическая работа №4

Тема: «Оформление теоретической и практической части работы».

Цель: познакомиться с основными источниками получения информации: библиотечные каталоги, электронные ресурсы; формировать навыки библиографическом отделе, развивать творческие способности.

Задание: изучить теоретический материал, представленный в данном методическом пособии. Познакомиться со структурой и требованиями к оформлению учебно-исследовательской работы. Проанализировать черновой вариант текста работы и выявить отклонения от требований к оформлению (черновой вариант работы выполняется за счет времени отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу студентов). Оформить окончательный вариант текста учебно-исследовательской работы. В отчет по работе выписать окончательную формулировку глав и параграфов работы.

Теоретическая часть.

Важным этапом выполнения исследования является оформление его теоретической и практической части.

Теоретическая часть исследования – это описание работы над проектом, выполненное по определенным правилам. Вспомните, что одно из определений исследования звучит так «Проект – это совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия».

Практическая часть исследования – тот самый осязаемый продукт, который по определению является результатом проектной деятельности.

Теоретическая часть исследования может быть представлена в виде реферата. Чаще всего такой вид оформления работы выбирается, если проект представляет собой теоретическое исследование. Мы подробно рассмотрели требования к написанию реферата.

Если же проект иной по виду деятельности, то описание его теоретической части несколько проще, оно может быть меньше по объему, но тоже имеет строгую структуру, похожую на структуру реферата:

▪ титульный лист;

▪ введение;

▪ основная часть;

▪ заключение;

▪ список используемых источников;

▪ приложения.

Во введении, так же как и в реферате обосновывается актуальность выбранной темы, ее цели и задачи, возможен краткий анализ используемых источников информации. Если проект исследовательский описываются объект и предмет исследования, его информационная база.

Главная часть представляет собой описание самой работы. Это - небольшое научное сообщение. А любое научное сообщение – это, прежде всего, текст, организованный по определенным правилам.

«Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление результатов проектной деятельности является текстом «смешанного» вида, где в естественную речь включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. Эти языки нельзя строго разграничить: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности. Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения, по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, для того чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути. Научный текст в отличие от литературного текста или повседневной речи очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты. Роль таких штампов чрезвычайно важна, поскольку внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, цифрах, доказательствах, формулах».

Фразы-шаблоны для исследовательской работы (исследования)

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …

Мне всегда было интересно, почему …

Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …

Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …

В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь… и выбрал … в качестве темы своего исследования.

Я заинтересовалась … после того, как однажды …

Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не

задумываясь …

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время

В современном мире … имеет большое значение, так как …

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …

Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …

Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …

Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …

Тема является предметом оживленных дискуссий …

Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность

Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …

В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …

Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …

… всегда вызывало у людей множество вопросов …

На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …

Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …

Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

Задачи работы:

К задачам работы относятся:

Изучить литературу по теме

Выяснить значение терминов …

Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …

Провести опрос / эксперимент / наблюдение

Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты

Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)

Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….

… называется …

На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»

Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …

Петров В.В. понимает под термином …

Сидоров С.С. рассматривает … как …

Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …

… — это …

Сайт … предлагает следующее определение понятия …

В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …

Принято считать, что …

Общеизвестным считается …

Вначале обратимся к истории вопроса …

История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий,

например … , а также на сайте … Впервые ….

Из книги … мы узнали, что …

Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …

По мнению Иванова В.В. …

Возможно, это связано …

Кроме того, …

Интересно, что …

Распространённым является мнение, что …

При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся /

родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.

Респондентам были заданы следующие вопросы: …

Исследование проводилось на материале …

В качестве материала для исследования мы взяли ….

Источником примеров стали …

Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

На рисунке 2 вы можете видеть …

На рисунке 3 представлены …

В данном случае мы видим … / имеем дело с …

При этом нельзя не отметить …

Обращает на себя внимание тот факт, что …

Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …

Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …

Таким образом, мы видим …

Следовательно …

Очевидно, что …

Как видно из всего, сказанного выше …

Из вышесказанного следует, что …

Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …

Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …

Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …

В результате проведенного исследования мы выяснили, что …

В заключении необходимо отметить …

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …

Главный вывод, который я сделал: …

В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …

Таким образом, мы убедились …

Все вышесказанное доказывает, что …

На основании вышесказанного логично предположить, что …

Все вышесказанное убеждает нас в том, что …

Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …

Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение

Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном /детальном изучении …

В перспективе было бы интересно …

На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …

Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …

Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …

Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …

Работа может представлять интерес для …

Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….

Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …

Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …

Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …

В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …

Результаты исследования заставили меня задуматься …

Больше всего сложностей вызвало у меня …

Исследование в корне изменило мое мнение / представление о


Если работа представляет собой экспериментальное исследование, то отчет содержит подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Структура научного отчёта:

1. Краткое изложение плана и программы этапов научной работы.

2. Значимость проведённой работы, её исследовательская ценность и практическая значимость.

3. Характеристика применявшихся методов исследования.

4. Описание результатов исследования.

5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы.

6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Кроме текста в работе используются графики, диаграммы, схемы, рисунки. Данный материал может быть представлен в самом тексте или в приложении, тогда в тексте тоже делают сноски. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно.

В заключении излагаются выводы, которые делаются в результате выполнения исследования. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата. Обязательно надо выразить свое отношение к излагаемой теме, указать чему научились, с какими трудностями встретились.

Пишите грамотно, точно, делите текст на абзацы, не допускайте повторений, кратко формулируйте выводы.

Теоретическая часть работы предполагает обязательное указание используемых источников. Список источников оформляется так же, как в реферате.


Практическая работа №5

Тема: «Оформление мультимедийной презентации и доклада к защите исследования».

Цель: познакомиться с требованиями к докладу и презентации учебно-исследовательской работы.

Порядок выполнения работы: изучить теоретический материал, представленный в данном методическом пособии. Познакомиться требованиями к докладу и презентации учебно-исследовательской работы. Приготовить презентацию к защите учебно-исследовательской работы в соответствии с требованиями. Составить план и текст доклада к защите учебно-исследовательской работы. В отчет по работе выписать название слайдов презентации учебно-исследовательской работы (доработка текста доклада и презентации осуществляется за счет времени внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине).

Теоретическая часть.

Обязательным условием защиты исследования в рамках предмета «Основы исследовательской и проектной деятельности (индивидуальный проект)» является представление результатов исследования с использованием мультимедийной презентации. Презентация нужна для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.

Создание презентации - процесс творческий, и каждый создает ее по своему вкусу. Но есть ряд правил, которые надо соблюдать

Общие требования к созданию презентации

Правило 1. Содержание должно быть структурировано.

Содержание презентации должно быть четко структурировано: стройность и логичность изложения позволяют слушателю не потеряться в презентации. Это относится как к плану устного выступления, так и к визуальным элементам. Каждый новый слайд должен логически вытекать из предыдущего и одновременно подготавливать появление следующего. Лучший способ проверить, правильно ли построена презентация, — быстро прочитать только заголовки. Если после этого станет ясно, о чем презентация — значит, структура построена верно.

Правило 2. Краткость — сестра убедительности.

После того как содержание презентации собрано, с ним следует аккуратно поработать, сократив его насколько возможно. Краткость — сестра не только таланта, но и убедительности. Оптимальным объемом презентации считается 12 и менее слайдов — это то, что редко встречается и крепко запоминается.

Правило 3. Смерть тексту!

И наконец, еще одно правило, которое тем важнее, чем чаще им пренебрегают. Точнее, смерть любому тексту, кроме абсолютно необходимого. Читать страницу за страницей и запоминать текст совсем непросто (а уж читать с экрана, так и вовсе пытка), не говоря о том, что голое чтение никого не убеждает. Словом, весь ненужный текст следует оставить либо для устного выступления, либо заменить его иллюстративным материалом: графиками, картинками и т.д. Следует сокращать предложения. Чем меньше фраза, тем быстрее она усваивается.

Правило 4. Единство стиля:

Для лучшего восприятия старайтесь придерживаться единого формата слайдов (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гамма). Чем проще, тем лучше.

Правило 5. Только хорошее качество изображений.

В презентации размещают только оптимизированные (сжатые) хорошего качества изображения. Плохой считается презентация, которая долго загружается. Имеет большой размер.

Этапы создания презентации

1. Планирование выступления.

2. Определение основной идеи презентации.

3. Подбор дополнительной информации.

4. Создание структуры презентации (содержание, логика и соотношение текстовой и графической информации).

Требования к оформлению слайдов

Структура презентации

Презентация начинается со слайда, содержащего название работы, имя, отчество и фамилию автора, группу, научного руководителя. Также на первый слайд целесообразно поместить логотип учебного заведения.

Название работы обычно выделяют более крупным шрифтом, чем основной текст презентации. В качестве фона первого слайда можно использовать рисунок или фотографию, имеющую непосредственное отношение к теме презентации, однако текст поверх такого изображения должен читаться очень легко, монотонный фон или фон в виде мягкого градиента будет смотреться на первом слайде тоже вполне эффектно. Выбирая стандартный шаблон или создавая собственный дизайн, выступающий должен провести некую ассоциацию между названием работы и выбором слайда.

Далее следуют слайды, в которых представлены цели и задачи работы, ее актуальность. Все это можно оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации) объемом не более одного слайда.

В основной части презентации должна быть представлена сама работа: не содержательная информация, а пояснение к ней - рисунки, схемы, основные тезисы. Содержательную информацию должен излагать докладчик в своем выступлении.

В конце презентации должны быть общие выводы и основные результаты проделанной работы, а на последнем слайде список используемых источников.

Оформление слайда

Для разнообразия можно использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами. Необходимо использовать максимальное пространство экрана (слайда). Материал располагают на слайдах симметрично по левому и правому краям слайда, так, чтобы слева, справа, сверху, снизу от края оставались свободные поля.

Текст на слайде надо выравнивать по ширине, можно регулировать рамкой для того, чтобы правый край текста был более ровным, и не было длинных пробелов между символами и «рваных» краёв текста.

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут сразу запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Уровень запоминания информации зависит от её расположения на экране.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре или в левом верхнем углу слайда.

Проще читать информацию расположенную горизонтально, а не вертикально.

Дизайн должен быть простым и лаконичным и в то же время следует учитывать тематику вашей работы.

Желательно, чтобы каждый слайд имел заголовок. Назначение заголовка - информирование аудитории о содержании слайда. В заголовке необходимо указать основную мысль слайда. Заголовки на всех слайдах должны быть выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание). Не надо писать длинные заголовки.

При подготовке слайдов в обязательном порядке должны соблюдаться принятые правила орфографии, пунктуации, сокращений и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.).


Цветовая гамма и фон

Выбор фона полностью определяется художественными предпочтениями автора презентации. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Любой из этих цветов должен хорошо читаться на выбранном ранее фоне.

Важно учитывать психологические моменты цвета. Основное свойство «теплых» цветов - вызывать возбуждение, они стимулируют интерес человека к внешнему миру, общению и деятельности. «Холодные» цвета вызывают торможение. Это успокаивающие и снимающие возбуждение цвета, они вносят в поведение человека рассудительность, рациональность.

Для фона и текста используйте контрастные цвета. Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).

Основной текст рекомендуется набирать нейтральным цветом - черным, белым, темно синим, темно серым в зависимости от яркости фона самого слайда. Пёстрый фон применять нельзя - текст должен быть хорошо виден. Следует избегать перегруженности графическими элементами, картинками на заднем плане, полоской и клеточкой.

Также надо избегать использования в тексте графики и фона одного цвета, со сходной насыщенностью цвета и одинаковой яркостью. Выбирая для каждого элемента текста свой цвет.

Шрифт

Желательно устанавливать единый стиль шрифта для всей презентации. Текст должен быть хорошо виден, поэтому размер шрифта не должен быть мелким. Самый «мелкий» для презентации - шрифт 18 пт. Текст заголовка должен быть размером не менее 24 пунктов.

Но чрезмерно крупный размер шрифта затрудняет процесс чтения. При создании слайда необходимо помнить о том, что резкость изображения на большом экране может быть ниже, чем на мониторе. Прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные.

В одной презентации можно использовать не более 2-3 шрифтов с полуторным межстрочным интервалом.

Для заголовков следует избегать эффектов анимации и графики, за исключением самых простых (медленного возникновения или исчезновения). Не стоит увлекаться созданием надписей с помощью объектов WordArt, такие надписи, подкупающие причудливой формой, возможностью использовать разнообразные тени и объем, как правило, лишь ухудшают восприятие слайдов. Точка в конце заголовка не ставится, только между предложениями в заголовке.


Таблица 13 Рекомендуемые размеры и шрифты.


Вид объекта

Размер шрифта

заголовок слайда

36-44 pt

подзаголовок

24-28 pt

сведения об авторе

12-14 pt

текст

18-28 pt

подписи данных в диаграмме

20-24 pt

подписи осей в диаграммах (если есть)

18-22 pt

заголовки осей в диаграммах (если есть)

18-22 pt

информация о таблицах

18-22 pt




Arial

презентация

Arial Black

презентация

Arial Narrow

презентация

Verdana

презентация

Tahoma

презентация





• Анимация не должна быть навязчивой.

В титульном и завершающем слайдах использование анимации объектов не допускается.

Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п.

В информационных слайдах (основная часть) допускается использование анимации объектов только в случае, если это необходимо для отражения изменений, происходящих во временном интервале, и если очередность появления анимированных объектов соответствует структуре доклада. В остальных случаях использование анимации не допускается.

Не допускается использование побуквенной и аналогичной анимации текста, а также сопровождение появления текста звуковыми эффектами (из стандартного набора звуков PowerPoint). При использовании анимации следует помнить о недопустимости пересечения вновь появляющимся объектом элементов уже присутствующих на экране.

Требования к оформлению иллюстраций, диаграмм, схем

Таблицы на слайде должны быть целостными, законченными. Обязательно должно быть название таблицы. Списки можно использовать только там, где они нужны. Списки из большого числа пунктов не приветствуются. Возможно, использовать 3, 5, редко 7 пунктов. Большие списки и таблицы желательно разбивать на 2 слайда. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце списка ставится точка. Обратите внимание, что после двоеточия все элементы пишутся с маленькой буквы. Обязательно иллюстрируйте презентацию рисунками, фотографиями, схемами, графиками, диаграммами Использование иллюстраций привлекает внимание эффективнее, чем сухой текст.

Иллюстрации не должны занимать более 50% на слайде, и зрительно не «выдавливать» текст со слайда, а также не «перетягивать» внимание на себя. Только схема, график и диаграмма могут занимать большее пространство, а может и весь слайд.

У диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок слайда. Линии и подписи на диаграмме должны быть четкими и понятными.

Способы выделения информации

Выделять главное в тексте можно другим цветом, реже полужирным начертанием и только небольшой объем текста. Подчеркивание в основном тексте используют в очень редких случаях.

Следует использовать рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки. Полужирный шрифт, курсив и CAPS LOCK используйте только для выделения.

Если хотите привлечь внимание к информации, используйте: рисунки, диаграммы, схемы.

Использование звуковых эффектов

Звуковое сопровождение объектов и перехода слайдов не используется.

Музыка должна быть ненавязчивая, и её выбор оправдан. Если в презентации есть хотя бы один аудио - или видеофайл, то необходимо скопировать в одной папке все материалы - видео, музыку, ссылки, текстовые документы и файлы для показа презентации. Всю эту папку скопируйте на носитель (флэшку или компакт-диск).

При защите недопустимо считывание текста с презентации, т.е. напечатанный и произносимый текст не должны дублировать друг друга. Поэтому, презентацию желательно делать уже после написания автореферата.

Представление учебно-исследовательской работы.

Защита учебно-исследовательской работы происходит на последнем занятии по учебной дисциплине.

Результаты работы представляются в виде доклада с презентацией и ответов на вопросы одногруппников и преподавателя.

Время представления доклада 5 минут.

Недопустимо превышать установленный регламент.

Рекомендации по подготовке доклада. Доклад о результатах проделанной работы - это закономерный итог выполнения исследовательской работы. Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, необходимо отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Чтобы не нарушить регламент, при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится "жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы. Все остальное, если у аудитории возник интерес, излагается в ответах на вопросы.

В течение 5 минут, когда длится выступление, важно успеть донести до зала:

Актуальность избранного направления исследования

Сведения о исследуемой проблеме.

Самые важные результаты и выводы по работе.

Для того чтобы слушатели поняли доклад, каждый среди перечисленных пунктов должен раскрываться достаточно емко. Не следует считать, что люди со стороны достаточно хорошо вникнут в выступление, если будут пропущены в нем какие-либо ключевые положения, даже если эти вещи кажутся очевидными.

Когда выступающий начинает превышать время выступления, нередко его останавливают и просят переходить к выводам. В такой ситуации велик риск, что какая-то из частей доклада получится неполной, скомканной и останется не понятой слушателями.

Необходимо составить детализированный план доклада. При составлении презентации по каждому пункту и подпункту плана создается слайд, иллюстрирующий содержание данного подпункта/пункта. В этом случае сама очередность слайдов поможет не сбиваться и сохранить логику выступления.

Рекомендации по подготовке презентации к выступлению на защите исследовательской работы.

Помните, что презентация к защите исследовательской работы должна отражать основные положения работы.

В каждой презентации должно быть:

1) название работы и информация об авторах;

2) цель и задачи;

3) актуальность;

4) сама работа, представленная в виде тезисов – кратко сформулированных основных положений. Тезисы должны быть написаны четко и конкретно не более 2-3 предложений;

5) основные выводы и рекомендации.

Деловые презентации оформляются в нейтральных и неброских тонах, рекомендуемые цвета - зеленый, нежно синий цвет, бежевый, при помощи этих цветов информация усваивается легче. Можно так же взять оранжевый и желтый, при помощи этих цветов люди обратят внимание на работу, желтый цвет например создает спокойную дружескую атмосферу. Подбирая шрифт и цвет текста, позаботьтесь о том, чтобы он легко читался и не сливался с фоном.

На протяжении всей презентации используйте сочетание не больше 3-х цветов. И выдерживайте работу в одном стиле.

Желательно на каждом слайде сделать тонкую рамку, что внимание людей было только в представляемых пределах (можно сделать надписи, на каждом слайде внизу - фамилию авторов работы, наверху - название работы).

В каждой презентации должны быть картинки, схемы, диаграммы и таблицы, но только тематические! Соотношение с текстом - картинок должно быть 2/3, то есть текста меньше чем картинок. Изображения берутся - яркие, звучащие, в которых четко отражено то содержание, которое требуется передать. Грамотно подобранные изображения - это 70 % успеха. Заголовки выделяются по цветовой схеме, ставиться жирный шрифт или подчеркивание. В текстовой части слайда главные мысли, то на что требуется обратить внимание, желательно подчеркнуть или выделить. Так же можно добавить эффекты. Эффекты должны быть выдержаны в одном стиле. При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем от 1.5 минуты. Заранее потренируйтесь в представлении презентации и если есть необходимость, установите временные рамки показа слайдов. Подготовка к защите. Как только доклад написан и презентация для выступления готова, необходимо запустить презентацию, и два-три раза рассказать выступление вслух так, будто вы рассказываете эти слайды аудитории. Рассказывайте все от «здравствуйте, мой доклад называется» и до слов «спасибо, мой доклад закончен». Обязательно определите, сколько времени длится ваш доклад. Вы заметите, что раз от раза вам становится все легче и легче рассказывать, задержки между предложениями в докладе сокращаются и он длится все меньше времени. После нескольких раз проговаривания доклада, фразы и слова выстраиваются на автомате, и речь становится более уверенной и плавной. Важным является умение выступающего свободно и уверенно вести себя перед аудиторией, демонстрировать глубокое владение темой исследования, отвечать на вопросы аргументировано и четко.

Отчёт о работе должен содержать название и цель работы, в ходе работы должны быть представлены результаты выполнения работы, согласно заданию.

Контрольные вопросы

1. Для чего нужна компьютерная презентация при защите исследования?

2. Каковы общие требования к созданию презентации?

3. Каковы этапы создания презентации?

4. Расскажите о требованиях к созданию слайдов: структура, правила оформления

слайдов, подбора цветовой гаммы и фона слайдов, подбора шрифтов и требования

к оформлению презентации.

5. Зачем необходимо составлять план выступления?

6. Что обязательно должно входить в структуру выступления

7. Какие рекомендации необходимо соблюдать для подготовки качественной

презентации?








































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большев Л. Н. Выборочный метод // Большая советская энциклопедия / гл. ред. Прохоров А. М. [online] Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/

2. Боронина, Л. Н. Основы управления исследованиями: [учеб. пособие] / М-во образования и науки рос.Федерации, Екатеринбург: изд-во Уральский университет, 2015.

3. Новиков В.К. Методология и методы научного исследования [Электронный ресурс]: курс лекций/ Новиков В.К.— Электрон.текстовые данные.— М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2015.— 210 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46480.— ЭБС «IPRbooks»

4. Семенкова С.Н. Методические рекомендации по подготовке и написанию научных работ гуманитарного направления [Электронный ресурс]/ — Электрон.текстовые данные.— Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2015.— 56 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52021.— ЭБС «IPRbooks»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!