СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник методов и приемов для работы на уроках литературного чтения для формирования правильного навыка чтения у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приемы работы на уроках литературного чтения для формирования правильного навыка чтения у младших школьников.

 

Просмотр содержимого документа
«Сборник методов и приемов для работы на уроках литературного чтения для формирования правильного навыка чтения у младших школьников.»

Методы и приемы работы на уроках литературного чтения для формирования правильного навыка чтения у младших школьников.



Хочу поделиться своим опытом и остановиться на дидактических приёмах, которые, на мой взгляд, важны для успешного овладения навыками чтения. Буквально в первые дни сентября выясняю, могут ли дети назвать буквы, прочесть слог или слово. Эти данные фиксирую в тетради, в которой далее будет прослеживаться продвижение каждого ученика в чтении.

Чтение является сугубо индивидуальным процессом. Кому-то оно даётся легче, кому-то труднее. Последним необходима постоянная помощь учителя. Таким детям можно предложить простое приспособление «уголок». Картонный уголок используется вместо указки. Ученик двигает его под словом, закрывая прочитанный слог. Уголок (лучше зелёного цвета) остаётся у ребёнка до тех пор, пока он не перейдёт на плавное слоговое чтение.

Большинство детей испытывает затруднения при чтении слов со стечением двух или трёх согласных. Чтобы помочь ученикам, на каждом уроке в течение двухминутной фонематической разминки читаем «Слоговички». С помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами и выборочно (используя разные приёмы чтения: чтение – хронометр, чтение волной, чтение – буксир и т.д.).

В букварный период использую таблицы для чтения. Чтобы отстающий ученик научился хорошо читать, по мнению В.А.Сухомлинского, он должен читать в 7 раз больше, чем хорошо читающий школьник. Поэтому к чтению нового текста нужно привлекать не только сильных, но и слабых учеников.

Очень важно своевременно расширять поле зрения ребёнка. Многие дети видят одновременно только 2-3 буквы. За первый год обучения необходимо расширить поле зрения до 8 сантиметров. Уже на начальном этапе обучения грамоте можно использовать «дорожки» длиной 50 см, 70 см, 90 см, 110 см, 130 см. на полоске белой бумаги печатными буквами пишутся буквы обозначающие согласные звуки. На первых 2-3 уроках отрабатывается устное произношение на одном дыхании букв первой полоски (перед началом - вдох). На следующих уроках – второй полоски и т.д. Когда дети смогут быстро называть буквы (как звуки), то полоски можно ставить одну за другой.

Использую таблицы Шульте. Работа с таблицей включает два этапа: подготовительный и исполнительный. Причём первостепенное значение имеет подготовительный этап. Он содержит следующее требование: перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в её центре. Ставится задача: видеть всю таблицу целиком. Отыскать цифру - это не самое главное. Это не имеет существенного значения. Главное - при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и правую, нижние левую и правую цифры. Исполнительный этап предполагает последовательный поиск всех цифр от 1 до 25 (без пропуска). При работе с таблицей необходимо удерживать взгляд в центральной зоне таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Вертикальные движения допустимы. Каждая найденная по порядку цифра фиксируется только взглядом без проговаривания. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как при чтении обычного текста. То есть - примерно 30-35см..

После того как дети научатся писать все буквы, приступаю к написанию зрительных диктантов. Тексты таких диктантов составляю по образцу текстов профессора Л. Федоренко. Эта методика хорошо себя зарекомендовала. Техника чтения учащихся заметно вырастает, улучшаются показатели грамотного списывания с доски. Для успешной работы необходимо выполнять правила:

  1. Ежедневное списывание по одному набору.

  2. Запись предложений в отдельной тетради, которые после проверки учителем не оцениваются отметкой.

  3. Учащиеся считывают каждое предложение с доски только глазами, губы «на замочек».

  4. Учитель может заранее подчеркнуть трудные места.

  5. Время чтения детьми предложения – от 4 до 8 секунд.

  6. Учитель ничего не повторяет вслух, даже для отстающих учеников (первое время они могут подсматривать у соседа).

  7. Если ребята не справились с работой за первый день, эту же группу предложений можно записать на следующий день.

Записанные на доске предложения поочерёдно закрываются полосками бумаги и открываются для самопроверки написанного.

После месячного перерыва желательно повторить работу со зрительными диктантами.

В своей работе использую методику профессора И.П. Федоренко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается.

На уроках применяю следующие упражнения:

1. Прослушивание чтения учителя. Дети по учебнику не следят.

2. Чтение за диктором. В качестве диктора выступает сам учитель или сильный ученик. Диктор при чтении опережает слабого ученика, как бы ведет его за собой. Это упражнение способствует развитию артикуляции учащихся, помогает вырабатывать навыки слитного чтения слов.

3. Чтение в паре. В пары могут быть объединены разные по уровню развития ученики класса.

4. Пересказ с опорой на текст. После многократного прочтения текста ученик пересказывает его содержание. При возникновении затруднений ему разрешается подглядывать в учебник. Это упражнение приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти и закладывает основу для успешной домашней работы.

5. Многократное чтение. При первом прочтении ребенку могут встретиться незнакомые слова, непривычные обороты, которые легко усваиваются при повторном чтении, вырабатывается навык более быстрого чтения.

6. Убыстрение темпа чтения. Убыстрение постепенно доводится до темпа скороговорки. Это особенно полезно на третьем этапе, так как развивает угол зрения, позволяет фиксировать по два-три слова одновременно, предвосхищает дальнейшее содержание. Практика показывает, что дети легко переходят от чтения в этом темпе к более медленному выразительному чтению.

7. Переход на незнакомый текст. Суть упражнения состоит в том, что после многократного прочтения части текста с постепенным убыстрением темпа ученику предлагается читать следующую часть текста с повышением темпа.

8. Чтение с отрывом взгляда от текста. При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс, возвращаясь затем к чтению текста. Это приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной памяти и умения распределять внимание.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми ещё и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».

«Игра в прятки»: ведущий начинает читать не с начала, а где попало, назвав только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

«Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в своих силах.

Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И.Т.Федоренко оказались упражнения:

    1. многократное чтение;

    2. чтение в темпе скороговорки;

    3. выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.

В своей работе по совершенствованию навыков чтения использую:

  1. упражнения, направленные на развитие чёткости произношения;

  2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

  3. упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

  4. упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умения угадывать последующий текст.( приложения1-5)



Упражнения для развития техники чтения.

1. Столбик слов. Чтение за минуту. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.

2. Звуковая разминка.

Написать буквы и прочитать их.
а-о-у-ы-и-э; а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э; аоуиэ, аиуоэ; с-з-ж, ш-ж-с, жа-ша-ща, жба-жбэ.

3. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.

Различные виды чтения:

а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;

б) хоровое чтение;

в) чтение в парах;

г) чтение одновременно с ведущим;

д) чтение с убыстрением темпа;

е) чтение с переходом на незнакомый текст;

ж) чтение в темпе;

з) чтение – "спринт";

и) жужжащее чтение;

к) скачкообразное чтение "кенгуру" и т. д.

4. Выбирать из данного текста слова, в которых 4-5 слов, научиться их проговаривать.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Дети недостаточно открывают рот и артикулируют звуки, поэтому, чтобы избежать нечеткости произношения, давала им эти упражнения в качестве разминки перед чтением.

5. Игра «Фотоглаз».

Этот прием использую с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:

а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;

б) за отведенное время ученик должен "сфотографировать столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово;

в) в показ фрагментов диафильма с использованием этого приема.

Использование этого приема помогло детям научиться читать целыми словами. Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Дети любят этот вид работы, для них это игра, а результаты интересные. Учащиеся, медленно читающие слова в тексте, очень быстро их "фотографируют" и произносят. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

6. Найти нужную строчку в тексте.

На партах разложены статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде "Начали!" каждый ученик берет статью и "скользит" по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не ставлю. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.

7. Сравнение скорости чтения домашнего текста и незнакомого текста в сравнении (проверка скорости чтения).

Один – два раза в неделю проверяем скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравниваем эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Данные заносятся в специальную таблицу.

Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят "свой рост" и убеждаются в том, что труд приносит успехи.

8. Чтение за взрослым ("буксир").

Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком - либо слове и повторения его.

9. За одну минуту, найти в тексте слова на какую либо букву.

10. Найти вторую половину слова.

11. Групповая работа.

а) Распространение предложения.

Даю задание распространить предложение (одно предложение для всех учащихся или для каждого учащегося свое предложение). После коллективного обсуждения дети выходят к доске, и учащийся называет предложение в первоначальном виде. Затем хором произносят распространенное предложение. Сравниваем варианты, выбираем лучшие.

б) Восстановление логической последовательности статьи. Подготовка к дикторскому чтению.

в) Составление текста – рассуждения на заданную или выбранную тему.

Все эти упражнения помогают вести успешную работу по устранению основных причин, мешающих выработке оптимальной техники чтения: внутреннее и внешнее проговаривание, узкое фиксационное поле, необоснованные повторы текста и возвраты к нему, неуверенность.

Тренировочные упражнения использую на уроках чтения и убеждаюсь в том, что чем раньше начать вводить их в урок, тем легче и быстрее пойдет процесс формирования оптимальной техники чтения.

В своей практике использую также диагностические тесты. Тесты дают возможность быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Помогают быстро проверить сознательность чтения вслух и про себя, а также способствуют переходу от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведения как можно внимательнее, чтобы потом ответить на вопросы теста без ошибок. Тесты помогают более эффективно использовать время на уроке при работе с классом.

Использую следующие задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению:

1. Чтение по ролям.

2. Придумать своё окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.

3. Составить вопросы к тексту.

4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребёнку закончить чтение.

5. Взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа на который надо прочитать текст.

Организация работы.

1. Завести читательский дневник (автор, название, замеры техники чтения).

2. Проверять понимание прочитанного текста при замерах техники чтения.

3. При проверке техники чтения считать целыми словами предлоги и союзы.

4. Читать ежедневно не менее 20-30 минут.

В течение года провожу с учащимися следующую работу:

- чтение книг;

- подготовка творческих работ;

- изготовление поделок, рисунков по прочитанным произведениям;

- конкурсы чтецов;

-выступления на уроках чтения, окружающего мира, на внеклассных мероприятиях.

Различные виды упражнений, заданий способствуют развитию интереса к чтению, формируют навык чтения. ( Приложение1-5)





























ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения [10]. 
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. 
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. 
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. 
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). 
Сознательность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. 
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. 
Основные подходы к выбору методики обучения чтению: 
1)    Фонетический подход 
2)    Лингвистический метод 
3)    Метод целых слов 
4)    Метод целого текста 
5)    Метод Зайцева. 

Совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводиться с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста обучающихся.

Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днем все большее место, чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Литература

  1. В школе и дома. – М. ,1886.-с.3

  2. Сердце отдаю детям.-Киев,1969.-с.169

  3. Корф Н.А. Русская народная школа.-СПБ. ,1874.- c.182

  4. В.Г.Горецкий , Л.И. Тикунова Контрольные работы в начальной школе по чтению М.-Дрофа 2001г.

  5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М. ,1958.- с.336

  6. К.Д.Ушинский .Собрания сочинений.:в11т.-т.7.-с.324

8.Материал статьи А. В. Шевякова «Как обучают чтению» (журнал «Родительское собрание», 2003, № 1.)

9.Журнал «Начальная школа»2004г. №7.

























Приложение 1



«Слоговички №1»



БЛА БЛЕ БЛИ БЛО БЛЮ БРА БРЕ БРИ БРО БРУ БРЮ БРЯ

ВРЕ ВДО ВДУ ВЗА ВЗО ВЗЫ ВЗЯ ВКО ВКУ ВЛА ВЛЕ ВЗИ

ВЛИ ВМЕ ВМИ ВНА ВНИ ВНО ВНУ ВРА ВДЕ ВРО ВРУ

ВСЕ ВСЮ ВСЯ ВТА ВТЕ ВТИ ВТО ВХО ВЧЕ ВЧУ ВЧИ ВШЕ

ГЛО ГЛУ ГЛЯ ГНЕ ГНИ ГНУ ГРА ГРЕ ГРИ ГРО

ГУ ГРЫ ГРЯ ДВА ДВО ДВУ ДЖЕ ДЖО ДЖУ ДЯТ ДНЕ ДНО

ДРА ДРЕ ДРО ДРУ ДРЯ ЗДДО ЗЛО ЗМЕ ЗРА ЗНА ЗРЕ КВА

КВЕ КВИ КЛА КЛЕ КЛИ КЛО КЛЮ КЛЯ КНИ КНО КНЯ КРА

КРЕ КРО КРЯ КТО ЛГУ МНА КРУ МЛЕ МНЕ МНИ МНО МНУ

МРА НРА ПЛА ПЛЕ ПЛИ ПЛО ПЛУ ПЛЫ ПЛЮ ПНЕ ПРА

ПРЕ ПРИ ПРО ПРЫ ПСА ПСЕ ПСИ ПТИ ПЧЕ ПШЕ РВА РДЕ

РЖА СВЕ СВИ СВА СВЕ СВО СВЫ СВЯ СТИ СДА СДЕ СДО



СДУ СЖИ СЖЕ СЗА СЖИ СКА СКЕ СМО СМЫ СМУ СМЯ СНА

СНЕ СНИ СНО СПО СПЕ СПИ СПОС СРА СРЕ СРЯ СТА

СТЕ СТИ СТО СТУ СТЯ СХО СТЕ СЧА СШИ СЧИ

СЧЕ ТКА ТЛЕ ТРА ТРЕ ТРИ ТРО ТРУ ТРЫ ТРЮ ТЛЕ

ТРЯ ТЩА ТЩЕ ТЛА ФЛИ ФЛЯ ФЛО ФРП ФРЕ ФРИ ФРО

ХВА ХВО ХЛА ХЛЕ ХЛО ХРА ХРЕ ХРИ ХРО ХРУ ХРЯ

ЧВО ЧРЕ ЧТИ ЧТО ШВА ШВЕ ШВО ШКА ШКИ ШКУ ШЛА ШЛЕ

ШЛИ ШЛЮ ШНИ ШПА ШПИ ШРА ШТЕ ШТО ШТУ



«Слоговички №2»



СТРА СТВО СТРО ВЗРЕ ВДРУ ВДРЫ ВЗБА ВЗБЕ ВЗБИ

ВЗБУ ВЗБЕ ВЗВО ВЗДЕ ВЗДО ВЗДЫ ВЗЛЕ ВМРУ

ВЗЛЕ ВЗЛО ВЗДЫ ВЗМА ВЗМО ВЗНУ ВЗРО ВЗРЫ

ВКЛЮ ВКРА ВКРИ ВКРУ ВПЛА ВПМО ВПРА ВПРЕ ВПРЫ

ВКРО ВПРА ВПРЫ ВПРЯ ВСПА ВСКО ВСЛА ВСЛЕ ВСНУ ВСЛО

ВСЛА ВСПО ВСПА ВСПЛ ВСТУ ВСХО ВТРИ СТВО

СТВЕ СДРА МГНО ЗБРА ЗБРИ ЗБРО ЗБРУ ЗГЛА СНГО

СГРЫ СКВО СКЛА СКЛЕ СКЛО СКРЕ СКРЫ СКРУ СПЛЕ СПРА

СПРИ СПРЫ СПРО СПРЯ СТРА СТРЕ СТРИ СТРО

Приложение 2



Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.



Первая группа – логические упражнения.

1. Что общего в этих словах, и чем они различаются?

Мел – мель; мал – мял; мыл – мил.

2. Назови, одним словом:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;

3. Какое здесь слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый;

Минута, время, час, секунда;

4. Чем похожи следующие слова?

утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

- у них одинаковое количество букв;

- они одного рода;

- они состоят из двух слогов.

5. Путем перестановки букв составь слово.

у к л б а ; с н о а с; у п к с .

(булка, сосна, пуск)

6. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея – рама (яма);

Пуговица – молоток – лава (голова);

7. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос – рота – ваза (корова);

Кора – лото – боксер (колобок);

8. Составь новое слово, взяв последний слог.

Мебель – ружье (белье);

Соломка – пора – мель (карамель);

9. Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь.

Найди четвертое слово.

а) песня – композитор, самолет – ?

аэродром, горючее, летчик, истребитель, конструктор;

б) школа – обучение, больница – ?

доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;

10. Раздели слова на группы.

Заяц, горох, волк, капуста, еж, медведь, огурец;

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

12. Какие буква, слог, слово здесь лишние?

а у р ы

ма ра ла ны та

ку на ды ти ло

река, речка, ручей, ручка, ручеек.

Вторая группа – игры по составлению слов

1. Найди слово в слове.

Гроза, газета, кустарник, шутка, поднос, шоколадка, часовщик, щепка, ярмарка.

2. Подбери пару.

а) песня практичный

площадь примерный

подруга прилежный

почтальон праздничный

подарок полосатый

полотенце полотняный

портфель прекрасный

парикмахер приятный

3. Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы:

з б р е ы , у ы з б р, и т г р ы, в д р ы ы, о ы б б р.

4. Шарады.

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда.

(картина)

7. Найди животное среди строк.

Насос сосет речную воду,

И шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

Третья группа – работа с деформированными текстами, с неоконченными рассказами.

1. Составь текст (перестановка предложений; тексты подбираются к теме уро-ка).

2. Составь 3-4 предложения к теме урока.

«В школе»

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

«На реке»

3. Закончи рассказ.

«Забота о птицах»

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

Четвертая группа – работа с текстом (учебник).

1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.

2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос (вопросы на доске).

3. Задай вопросы к тексту или к части текста.

4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

5. Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая доказательство текстом.

Выбери заголовок из предложенных.

Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

Озаглавь текст.

6. Выборочное чтение.

7. Пересказ по вопросам и без них.

8. Составление плана текста.





Приложение 3



Упражнения для формирования правильности чтения

Первая группа: упражнения направленные на развитие внимания, памяти.

1. Назови картинки – 5 предметов (далее – больше).

Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех и закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось и т.д.

2. Опиши предмет (показать и убрать).

3. Опиши движущийся предмет (взять в руку, поднять и опустить)

4. Повтори, что сказал учитель (назвать попарно шесть слов чем-то сходных по звучанию).

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

5. Выбери слова с данным звуком (чтение четверостиший, предложений, тек-ста).

6. Назови продукты, в названиях которых есть звук, который я вам назову.

7. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

8. Выбери из всех слогов слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закры-тые слоги.

9. Покажи или назови 5-6 предметов. Выбери названия предметов, в котором один слог, два слога и т.д.

10. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.), произнеси 8-10 слов.

11. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й, 2-й, 3-й сло-ги (показать 5-6 предметов).

12. Повтори слова: кит, танк, корова, акварель, лук, кино, обед, девочка и др.

13. «Фотоглаз»

14. Повтори скороговорку, предложение, текст.

15. Заучивание четверостиший.

Вторая группа – упражнения со словами.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель – мыл – мал – мял;

Мышка – мошка – мишка – миска.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев;

красное, спелое, голубое, черное, желтое;

4. Чтение «перевертышей».

Лев ел волов.

Иди искать такси, иди.

5.«Сквозная буква», «Лесенка».

--------з - ч --------

--------з - ч -------

--------з - ч-------

--------з - ч ------

6. Словарная работа (выяснение лексического значения перед чтением)

7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.







Приложение 4



Упражнения для развития беглости чтения

Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.

1. Работа по созерцанию зеленой точки.

На карточке (на картинке) ставим зеленую точку и концентрируем на ней взгляд. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.

2. Работа по таблицам Шульте.

Развитие поля зрения по горизонтали.

8 4 7 22 9 14 18 7

2 1 5 3 12 6 23 20

6 3 9 21 4 1 25 15

13 5 24 11 17

10 8 19 2 16

Развитие поля зрения по вертикали.

Комплект №1.

13 33 9 4 26

3 22 19 2 30

28 31 12 24 6

7 10 21 27 14

35 18 1 16 8

23 5 29 32 11

15 34 17 25 20.

Комплект №2.

26 31 23 5 21

17 3 35 11 29

14 22 8 24 6

20 33 27 16 13

12 30 18 2 34

1 7 25 28 9

32 10 15 4 19.

3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.

(Дети читают слова и глазами следят по буквам, над которыми стоит точка).

4. Чтение столбиков с трафаретами.

Дети, используя трафареты, читают слова в столбиках.

1 класс – 3-5 слов.

2 класс –10-15 слов.

3 класс – 15-18 слов.

4 класс – 20-25 слов.

Чек красный защелка универмаг

Зуб бегать лаборант продовольствие

Дом игра молоко учебники

5. Определи разницу.

Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование.

6. «Угадай-ка»

Чтение предложений и текстов, перекрытых полосками.

7. «Кто быстрее?»

У каждого ученика по 2-3 текста, требуется найти данное предложение.



Вторая группа – упражнения для активизации органов речи.

1. Артикуляционная гимнастика:

а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;

б) слова, трудные для произношения.

2.Скороговорки.

3. «Бегущая лента»

Через отверстие в картоне протягивается полоска, где записаны слоги и слова, которые надо успеть прочитать.

4. Чистоговорки.

5. Различные виды чтения:

− Чтение шепотом, затем громко, затем про себя;

− Хоровое чтение;

− Чтение в парах;

− Чтение одновременно с ведущим;

− Чтение с убыстрением темпа;

− Чтение с переходом на незнакомый текст;

− Чтение в темпе скороговорки;

− Чтение-«спринт»;

− Жужжащее чтение;

− Скачкообразное чтение («Кенгуру»).



Приложение 5



Упражнения для развития выразительности чтения

1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

2.Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

3.Чтение скороговорок, чистоговорок.

4.«Окончания». Повышенное требование к четкости произношения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

1.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

2.«на одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

3.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

4.Чтение одного предложения с разной интонацией.

5.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.

6.Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.

7.Словарь настроений. Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение», прочитать еще раз, пытаясь передать это настроение.

8.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

9.«Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.)

10.«Замена». Чтение с изменением голоса героя (слова кошки голосом мышки).

11.Чтение по ролям.

12.Чтение по ролям без слов автора.

13.Инсценирование.

14.Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

15.Конкурс чтецов. Учащиеся готовятся самостоятельно.





Приложение 6

Примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание:

1.Определите основную идею содержания текста. Выясните главное – о чём идёт речь? Для этого разрешите детям бегло просмотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок.

2.Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь им поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им возможность найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие главной идеи произведения.

3.Составьте с детьми план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно подчёркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль.

4.Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.

5.Теперь дети должны тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль.

При чтении просите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.

6.Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них.

7.Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите их доказать это. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети не ограничивались согласием или несогласием с автором, а выражали, почему их мнение таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет.

8.В заключение дайте ребятам возможность ответить на шесть простых вопросов: Кто делает, ЧтоКогдаПочемуГдеКак? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.




Приложение 7

Виды работ над текстом на уроке чтения:

1. Чтение всего текста.
2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
5. Чтение цепочкой по предложению.
6. Чтение цепочкой по абзацу.
7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9. Чтение самого красивого места в тексте.
10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. 
Предложение можно заменять логически законченным отрывком.
11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов.
13. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев.
15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
16. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме.
19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило.
20.Нахождение в тексте самого длинного слова.
21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
23. Чтение с пометками непонятных слов.
24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!