СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник олимпиадных заданий по физике для студентов СПО

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сборник включены задания для проведения  предметной олимпиады по физике. Задания  разработаны в соответствии с Положением о проведении предметных олимпиад на базе ГПОУ «СТТТ» и требованиями к олимпиадным заданиям. В комплект заданий включены задачи различного типа, чтобы дать возможность проявить свои знания и умения участникам с различным уровнем подготовки. Все задания содержат инструкции по выполнению, критерии оценки каждого задания и ответы.

Просмотр содержимого документа
«Сборник олимпиадных заданий по физике для студентов СПО»

Коми Республикаса йöзöс велöдан, наука да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Республики Коми

Государственное профессионального образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»










СБОРНИК ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО






Черепянская Н.Ф.

преподаватель физики и математики










Сыктывкар, 2018г




СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА» 3

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ФИЗИКЕ 7

ОТВЕТЫ 14








МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГПОУ «СТТТ»

Олимпиады проводятся ежегодно в установленные сроки администрацией и методическим объединением преподавателей естественнонаучных дисциплин на основании приказа директора техникума.

Цель проведения олимпиады: повышение качества профессионального образования

Задачи:

    • пропаганда и актуализация научных знаний;

    • выявление и развитие у обучающихся творческих и интеллектуальных способностей;

    • развитие у обучающихся логического мышления, интересов и мотивов научной и учебной деятельности;

    • создание необходимых условий для выявления и поддержки развития способностей обучающихся;

    • активизация научно-методической работы по формированию инди­видуальных траекторий образования повышенного уровня;

    • ознакомление обучающихся с новейшими достижениями в той или иной области знаний;

Задания для проведения предметной олимпиады по физике разработаны в соответствии с Положением о проведении предметных олимпиад на базе ГПОУ «СТТТ» и требованиями к олимпиадным заданиям. В комплект заданий включены задачи различного типа, чтобы дать возможность проявить свои знания и умения участникам с различным уровнем подготовки.

Виды заданий и критерии оценки:

  • 28 тестовых заданий, в каждом вопросе 4 варианта ответа, из них которых только один правильный. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 28;

  • 4 задания на установление соответствия, логическая цепочка. Каждое задание оценивается в 2 балла. Максимальное количество баллов - 8;

  • 3 текстовых задачи разного уровня сложности – от 1 до 3 баллов, в .т.ч одно нестандартное задание. Максимальное количество баллов - 6;


Все задания содержат инструкции по выполнению и критерии оценки каждого задания.

Максимальная сумма баллов при условии верного выполнения всех заданий – 42.


Время выполнения олимпиадных заданий 90 минут.

ВНИМАНИЕ! Не разрешается пользоваться телефоном.


Участники Олимпиады:

Участниками Олимпиады на добровольной основе являются обучающиеся, успешно осваивающие программу.

Для участия в олимпиаде преподаватель комплектует команду в количестве не мене 2-х человек по каждой дисциплине по группам и курсам, максимальное количество участников не ограниченно. Количество и состав участников Олимпиады определяется приказом директора техникума.


Требования к выполнению заданий:


Студенты 1 курса должны уметь изъясняться на математическом языке логично, уметь одинаково хорошо обращаться с абстрактными объектами, понятиями и свойствам, должны самостоятельно рассуждать на любую тему элементарной математики, поэтому около половины задач должны быть взяты вне пределов школьной программы.

В каждом туре всех этапов олимпиады для 1 курса содержатся задачи из алгебры, теории чисел, геометрии, задача с профессиональным содержанием, теорий графиков, комбинаторики, анализа или теории игр.

Грубые ошибки: вычисления, плохое изложение идеи, ошибочные рассуждения не оцениваются.

При выявлении победителей полное решение оценивается выше, чем не полное решение нескольких задач.

К студентам 2 курса следующие требования: они должны владеть математическим языком почти свободно, должны уметь рассуждать на любую математическую тему.

В каждом туре всех этапов олимпиады для 2 курса содержатся задачи из алгебры, анализа (функции или последовательности), геометрии. Обязательно одна задача из области профессиональной деятельности и других областей теории графиков, комбинаторики, теории игр и т.п.

Кроме полного решения при оценке в баллах учитываются только конкретные, четко сформулированные, доказанные утверждения на пути, ведущие к полному решению!


 Методические указания по решению:

1. При подготовке лучше просматривать задачи по порядку, но решать не все, а наиболее интересные для вас.

2. Работа над задачей не исчерпывается ее решением. Попробуйте выделить основные идеи, подумайте об аналогиях и обобщениях. Только после такой работы над сравнительно простыми задачами можно получить награду – решить ранее недоступную.

3. Для каждого из нас неизбежна ситуация, когда задача не получается. В этом случае совет: оторвитесь от задачи и оцените положение. Если заметны хоть небольшие продвижения, то можно продолжить, а если мысль бесплодно ходит, по кругу и разорвать ее не удается, то задачу лучше оставить.

4. Если вам не ясно, верно ли некоторые утверждения, то попытайтесь поочередно его доказывать.

5. Если вы решили задачу, то сразу оформляйте ее. Это поможет проверить правильность логических рассуждений и освободить мысли для других задач.

6. Если задача решилась очень легко, возможно вы не поняли условие или неправильно решили, переспросите, перепроверьте.

7. Если решение задачи в общем виде вызывает трудности, то попробуйте исследовать ее частные случаи. После анализа частных случаев, возможно, вы обнаружите идею решения общей задачи.

При подготовке к олимпиаде желательно использовать дополнительные материалы. Это развивает мышление, расширяет кругозор и позволяет правильно понимать новые понятия, вопросы и условия задач.


Внимательно читайте условия задач и обращайте внимание на сформулированный вопрос. Постарайтесь его понять. Неправильно понятый вопрос приведет или к неверному решению, или к решению не той задачи, которая перед Вами поставлена. Решения различных задач могут быть записаны в любой последовательности.

Запишите все полученные результаты. Не забывайте, что при проверке оцениваются все формулы и вычисления.

Если задача «не дается» не стоит долго на ней задерживаться. Приступите к следующей задаче, и после ее решения вернитесь к недорешенному заданию.

Не будьте многословными. Выражайте Ваши мысли четко, кратко, математическими терминами и понятиями.

Рассчитывайте время. Необходимо успеть переписать в чистовик все решенные задачи.

Оформляйте работу аккуратно, последовательно, рисунок выполняйте с четкими обозначениями. Это поможет как Вам при решении, так и жюри при проверке.


Порядок проведения олимпиады

  1. Все участники олимпиады выполняют работу под шифром на специальных бланках со штампом учебного заведения.

  2. Во время проведения олимпиады члены жюри контролируют работу обучающихся,

ведется протокол проведения олимпиады и подписывается руководителем методического объединения и не менее чем двумя преподавателями- предметниками.

  1. Протокол с выполненными работами обучающихся и олимпиадными заданиями

  2. передается зам. директора по УПР в день проведения Олимпиады.

  3. В протоколе Олимпиады указывается в обязательном порядке:

    • наименование дисциплины, по которому проводилась Олимпиада;

    • информация об утверждении олимпиадных заданий (номер и дата протокола заседания МО);

    • список участников олимпиады с указанием группы и количества набранных баллов;

    • список победителей.

  4. Претензии к процедуре проведения Олимпиады принимаются только в день проведения Олимпиады в форме письменного заявления на имя директора техникума. Решение по результатам рассмотрения претензий директор техникума принимает в трехдневный срок, о чем информирует коллектив в соответствующем приказе.

Критерии оценки выполнения олимпиадных заданий:

    • одно первое место - не менее 75% правильных ответов ;

    • одно второе место - 70% правильных ответов;

    • не более двух третьих мест;

    • не более трех номинаций «Активный участник» .

    • не присваивается первое и второе место, если участники Олимпиады набрали менее 50% от максимального количества баллов.

Победа в олимпиаде является основанием для направления студентов на муниципальные и региональные олимпиады по предметам.


Желаем успехов!


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ФИЗИКЕ

для студентов ГПОУ «СТТТ»


  1. Задания с выбором одного верного ответа

Инструкция по выполнению. Вам предлагаются 28 вопросов и к ним варианты ответов. Внимательно читайте вопрос, выберите один верный вариант ответа. К каждому номеру вопроса запишите букву ответа.

Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 28.

  1. Где больше воды?

  1. Вода может испаряться

  1. только при кипении

  2. только при нагревании

  3. при любой температуре, если пар в воздухе над поверхностью воды является ненасыщенным

  4. при любой температуре, если пар в воздухе над поверхностью воды является насыщенным

  1. Сила Ампера –это

  1. Сила, действующая на тело, погруженное в жидкость

  2. Сила, действующая со стороны магнитного поля на движущийся заряд

  3. Сила, действующая со стороны магнитного поля на проводник с током

  4. Сила, разделяющая заряды внутри источника тока


  1. Обозначение конденсатора на электрических схемах

  1. в) с) d)


  1. Какой металлический провод применяется для изготовления нити лампы накаливания?

а)медный в) нихромовый с) стальной d)вольфрамовый


  1. Для обнаружения магнитного поля применяется

а)Электроскоп в) Вольтметр с) Радиометр d)Магнитная стрелка


  1. Какое явление лежит в основе работы генератора переменного тока

а)дифракции в)дисперсии с) электромагнитной индукции d) конвекции


  1. Радиоактивность – это

  1. Применение радио для громкой связи

  2. Метод регистрации световой энергии

  3. Обнаружение объектов с помощью радиоволн

  4. Самопроизвольное испускание невидимых лучей ядрами некоторых атомов


  1. Как называется световая частица

  1. Фотоэффект

  2. Фотон

  3. Позитрон

  4. α – частицы


  1. На рисунке даны графики зависимости скорости движения четырех автомобилей от времени. Какой из автомобилей – 1,2,3 или 4 – прошел наименьший путь за первые 15 секунд движения.


  1. - 1

  2. - 2

  3. - 3

  4. - 4


11. Нейтральная капля разделилась так, что первая обладает зарядом –2q. Каким зарядом обладает вторая?

а) 0; в) 2 q; с) + q; d) 0,5 q


12. Как изменится по модулю напряженность электрического поля точечного заряда при увеличении расстояния от заряда в 3 раза?

  1. Уменьшится в 3 раза с)Увеличится в 3раза

  2. Увеличится в 9 раз d)Уменьшится в 9 раз


13. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух точечных неподвижных зарядов, если заряд каждого уменьшиться в 2 раза.

а)Увеличится в 2 раза; с)Уменьшится в 2 раза;

в)Увеличится в 4 раза; d)Уменьшится в 4 раза.

14. Какими заряженными частицами создается ток в металлах?

а)Только электронами; с) Только ионами

в) Электронами и ионами; d)Электронами и дырками


15. Частота колебания звука воспринимаемого человеком равна:

а)20 - 20000 Гц; в) 0-20000Гц с)2-2000Гц d)0-100000Гц


16. Скорость света при переходе из воды в воздух:

а)Уменьшается в 1,33 раза; с) Не изменится

в)Увеличивается в 1,33 раза; d)Уменьшается в 100 раз


17. Причиной радужной окраски мыльных пузырей является:

  1. Отражение света от тонких пленок;

  2. Преломление света в тонких пленках;

  3. Интерференция света в тонких пленках;

  4. Дисперсия света.


  1. Какой изопроцесс показан на графике

  1. Изобарное нагревание

  2. Изохорное нагревание

  3. Изобарное охлаждение

  4. Изохорное охлаждение


  1. Какое излучение обладает меньшей проникающей способностью?

β-лучи 2) γ-лучи 3) α- лучи d)рентгеновские лучи


  1. В составе ядра атома азота входят

  1. 13 нейтронов и 7 протонов

  2. 13 нейтронов и 6 протонов

  3. 7протонов и 6 нейтронов

  4. 13 протонов и 7 нейтронов


  1. Какая частица Х образуется в реакции

а) электрон в) нейтрон с) α-частица d) протон


  1. На рисунке показана часть шкалы комнатного термометра. Определите абсолютную температуру воздуха в комнате.

  1. 21 °С

  2. 22 °С

  3. 275 К

  4. 295 К



  1. На рисунке в заданном масштабе показаны силы, действующие на материальную точку. Модуль равнодействующей этих сил равен



  1. 2√2Н




  1. Тепловая машина, работающая по циклу Карно, имеет К.П.Д. 50%. Какое количество теплоты получает рабочее тело от нагревателя, если холодильнику за 1с отдает 400Дж.

а)400Дж в) 1000Дж с)800Дж d)200Дж


  1. Кастрюлю с горячей водой вынесли на балкон. На рисунке изображен график изменения температуры воды с течением времени. Какова температура воздуха на балконе?

а)800С;

в)750С;

с)400С;

d)200С



  1. На рисунке приведены осциллограммы напряжений на двух различных элементах электрической цепи переменного тока.

Колебания этих напряжений имеют

  1. одинаковые периоды, но различные амплитуды

  2. различные периоды, но одинаковые амплитуды

  3. различные периоды и различные амплитуды

  4. одинаковые периоды и одинаковые амплитуды


  1. Сопротивление каждого резистора 4 Ом. Тогда общее сопротивление электрической цепи, указанной на рисунке равно

  1. 12 Ом

  2. 4/3 Ом

  3. 6 Ом

  4. 3/4 Ом



  1. Чему равна сила тока в цепи, если резистор с сопротивлением 2 Ом соединен к источнику тока с э.д.с. 6 В. и внутренним сопротивлением 1Ом

а)2А в) 0А с) 3А d) 0,5 А



II. Задания на определение соответствия


Инструкция по выполнению. В каждом задании необходимо установить зависимость между физическими величинами в соответствующие столбики таблицы. В ответе записать порядок цифр правильно установленного соответствия.

Каждое задание оценивается в 2 балла. Максимальная сумма баллов -8

  1. При проведении эксперимента ученик исследовал зависимость модуля силы упругости пружины от длины пружины, которая выражается формулой:

F(l) = k l - l0, где l0 - длина пружины в недеформированном состоянии, к – коэффициент упругости пружины. График полученной зависимости приведён на рисунке.


Что происходит при этом с длиной пружины, силой упругости? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

  1) увеличивается

  2) уменьшается

  3) не изменяется


Сила упругости пружины

Длина пружины

Коэффициент упругости пружины




Ответ:


  1. На рисунке изображён результат экспериментального исследования зависимости силы тока от напряжения на лампе накаливания. Две такие лампы соединили последовательно и подключили к аккумулятору напряжением 12 В.

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

  1) увеличивается

  2) уменьшается

  3) не изменяется



Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.



Сила тока

Напряжение

Потребляемая мощность





Ответ:


  1. Математический маятник с периодом колебаний Т отклонили на небольшой угол от положения равновесия и отпустили с начальной скоростью, равной нулю (см. рисунок). Как будут меняться период колебаний маятника, скорость, кинетическая и потенциальная энергия при прохождении положения равновесия


Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

  1) увеличивается

  2) уменьшается

  3) не изменяется



  Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.



Период колебаний

Скорость движения

Кинетическая энергия

Потенциальная энергия






Ответ:


32. В результате перехода с одной круговой орбиты на другую центростремительное ускорение спутника Земли увеличилось. Как изменился в результате этого перехода радиус орбиты спутника, скорость его движения по орбите и период обращения вокруг Земли? Для каждой величины подберите соответствующий характер изменения:

1) увеличилась

2) уменьшилась

3)не изменилась.


Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры могут повторятся.


Радиус орбиты

Скорость движения по орбите

Период обращения вокруг Земли




Ответ:



III. Решение задач


Инструкция по выполнению. Вам предлагается решить 3 задачи разного уровня сложности. Необходимо внимательно ознакомиться с условием задачи, оформить дано, применить законы физики, произвести вычисления, записать полученный ответ и выбрать букву из предложенных вариантов ответа.


Каждая задача оценивается от 1 - до 3 баллов. Максимальное количество баллов – 6


  1. В баллоне объёмом 1,66 м3 находится 2 кг молекулярного кислорода при давлении 105 Па. Какова температура кислорода? (1 балл)

а) 160 К в) 640 К с) 831 К d) 320 К



  1. На рисунке представлен опыт по преломлению света.

  Пользуясь приведённой таблицей, определите показатель преломления вещества.

(2 балла)



а) 1,47 в) 1,88 с) 2,29 d) 1,22



  1. У поверхности Луны на космонавта действует сила тяготения 120 Н. Какая сила тяготения действует со стороны Луны на того же космонавта в космическом корабле, движущемся по круговой орбите вокруг Луны на расстоянии трёх лунных радиусов от её центра? (3 балла)


0 Н в) 39 Н с) 21 d) 13



ОТВЕТЫ


п/п

Ответ

баллы

1

в

1

2

с

1

3

с

1

4

в

1

5

d

1

6

d

1

7

с

1

8

d

1

9

в

1

10

d

1

11

в

1

12

d

1

13

d

1

14

а

1

15

а

1

16

в

1

17

с

1

18

в

1

19

d

1

20

с

1

21

в

1

22

с

1

23

в

1

24

с

1

25

d

1

26

а

1

27

в

1

28

а

1

29

113

2

30

231

2

31

3112

2

32

212

2

33

а

1

34

а

2

35

d

3


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!