СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник практических работ по "Основам философии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник практических работ по "Основам философии"»

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»



УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УПР

__________________Ю. В. Сметанникова

«01 » сентября 2016 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»





Профессия: 11.02.10 Радиосвязь, радиовещание и телевидение

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

22.02.06 Сварочное производство












Новокузнецк

2016

Данные методические указания предназначены для использования на практических занятиях для самостоятельной работы обучающихся. При работе с ними обучающиеся имеют возможность закрепить знания, сформировать необходимые умения, согласно требованиям программы по «Основам философии».

Разработала: Портышева Ольга Владимировна, преподаватель истории, обществознания ГПОУ НТСТиСО.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии гуманитарных дисциплин.

"01" сентября 2016 г., протокол № 1 .

Председатель ЦМК ____________ Т. М. Посаженникова







Утверждаю:

Зам.директора по УР

расшифровка подписи

«___» __________ ________

число месяц год



Содержание

Введение 4

Практическая работа №1 «Восточная философия» 6

Практическая работа №2 «Понятие материи» ……………………………….10

Практическая работа №3 «Бытие» ……………………………………………14

Практическая работа №4 «Западная философия»…………………………...17

Практическая работа №5 «Русская философия»………………………….....21

Практическая работа №6 «Философия истории»………………………… ...27

Практическая работа №7 «Человек. Антропология»………………….…….31

Практическая работа №8 «Проблемы познания. Диалектика»………… ….37


























Введение

Цель изучения дисциплины «Основы философии»: раскрыть предмет и метод философии, помочь разобраться в основных этапах формирования философских идей и теорий, вариантах постановки и решения проблем человека, общества.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

Иметь представление:

• О предмете и методах философии

• О различных направлениях в концепциях философских учений

• О многомерности феномена человека и человеческого бытия

• О глобальных проблемах современности

Знать:

• Основные вехи развития мировой философской мысли

• Нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе























Практическая работа №1 «Восточная философия»

Количество: 3 часа.

Тема: «Основные этапы развития и становления восточной философии»

Цель: помочь разобраться в основных этапах формирования Восточной философии.

Средства для выполнения практической работы: философский текст.

Формируемые компетенции:

ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Литература:

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические концепции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.

2. Аникеева Е.Н. Индийская предфилософия ведического периода. М., 1997

3. Клюев А.Г. Аюрведа: Единство философии и практики в ведическом знании. М.,1995.

5. Конфуций. Изречения. М., 1994.

6. Лао-Цзы. Книга пути и благодати: Дао цзин. М., 1994.

7. Упанишады: в 3 кн. М., 1992.

8. Элиаде М. Йога: Свобода и бессмертие. Киев, 2000.


Задание№1. Подберите самостоятельно материал по теме: «Основные черты культуры Древней Индии», «Основные образы мифологии Древнего Китая».

На основе подобранного материала подготовьте краткие сообщения, представьте их на практическом занятии. Объем: 1-2 страницы формата А4; время на представление – не более 10 минут.

Задание№2. Составьте презентации по темам:

  • Традиционные школы древнеиндийской философии;

  • Основные положения философии и моральные заповеди джайнизма;

  • Философские аспекты буддизма;

  • Тема любви в философии и литературе Древней Индии;

  • Философия Конфуция;

  • Китайская буддийская философия.

Задание№3. Занимательные задачи:

  1. Китайские пословицы:

  • «Кто больше всех лжет? – Тот больше всех говорит о себе».

  • «Лучше совсем не стрелять в тигра, чем только ранить его».

Как вы думаете, о чем эти пословицы? Порассуждайте о смысле и значении этих изречений.

  1. Восточная мудрость:

  • «Искать истину в жизни, а не в изъеденных червями книгах;

  • Чтобы видеть месяц, надо смотреть на небо, а не в лужу».

Согласны ли вы с данными утверждениями? Аргументируйте свой ответ. Напишите эссе на одну из представленных пословиц.

Критерии оценки:

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

  • представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  • раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

  • аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ: 5 (отлично).

4-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии

проблемы;

2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

1-го балла заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на бытовом уровне;

3) сделана попытка аргументации своего мнения.

0 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;

2) проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания».

Оценки суммируются, при спорных оценках более учитываются ответы на творческие вопросы.



















Практическая работа №2 «Понятие материи»

Количество: 2 часа.

Тема: «Понятие материи в философии Аристотеля».

Цель: сформулировать и раскрыть смысл основного философского понятия.

Средства для выполнения практической работы: философский текст.

Формируемые компетенции:

ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.

2. Виноградовский В.Г. Социальная организация пространства. М., 1988.

3. Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

4. Ильенков Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 219-227.

5. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6, 7.

6. Петров Ю.А., Французова Н.П. Категория материи. Логико-методологические и научно-прикладные проблемы // Философские науки. 1998. № 7.

7. Пригожий И., Стенгерс М. Бремя, хаос, квант. М., 1997.

8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

9. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Задание №1. Прочитайте внимательно следующий текст. Постарайтесь вспомнить представления о материи, характерные для эпохи Средневековья, Нового времени, современности. Не могли бы Вы выяснить, какой дух выявился в этих представлениях (в частности, в известном ленинском определении)? Насколько важен выбор имени (слова) для обозначения понятия «материя»? Характерен ли такой выбор (мастерство выбора) для философии «диалектического материализма»?

Продемонстрируйте на историко-философском материале многообразие в выборе имени для «материи».

Текст. «Другой простой пример – аристотелевское понятие материи. Говоря теперь «материя», мы, конечно, неимоверно далеки от понимания того, что, собственно, хочет сказать своим понятием Аристотель. На самом деле, первоначально лес, который применяется для мелких работ в строительстве, понимается Аристотелем как онтологический принцип. В том, что греки подняли это слово на одно из центральных мест в философии, выявился их технический дух. Они видят в форме (Эйдосе) выход технического достижения, которое преобразует нечто неоформленное. Но мы недооценили бы Аристотеля, решив, что такое массивное понятие существующего в себе и

для себя материала… будто и есть аристотелевский смысл. Этим массивным понятием из сферы ремесла Аристотель хотел описать онтологические взаимоотношения, структурный момент бытия, который выполняет свою функцию во всяком мышлении и познании истинного. Он хотел показать, что познавая и определяя нечто как нечто, мы всегда имеем ввиду пока что не определенную вещь, которую мы только отграничиваем путем дополнительной детерминации от всего другого…»

Задание №2. Сравните следующие положения, высказанные представителями одного итого же философского направления.

а) «Материя, как таковая, - это чистое сотворение мысли и абстракция. Мы абстрагируемся до качественных отличий вещей, когда «объединяем их, как телесно существующие, под понятие материи. Материя как таковая, в отличие от вполне существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим».

б) «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Во всем ли совпадают взгляды авторов на «материю» (судя по приведенным выше высказываниям)? Если допустить, что перед Вами не два высказывания, а одно (одного автора, на один и тот же предмет), то не найдете ли Вы в нем каких-нибудь противоречий? Не кажется ли Вам внутренне противоречивым второе (ленинское) положение?

Критерий оценки:

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

  • представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  • раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

  • аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ: 5 (отлично)

4-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

1-го балла заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на бытовом уровне;

3) сделана попытка аргументации своего мнения.

0 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;

2) проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания».


























Практическая работа №3 «Бытие»

Количество: 2 часа.

Тема: «Научная, религиозная и философская картины мира».

Цель: сформулировать, раскрыть смысл основного философского понятия.

Средства для выполнения практической работы: философский текст.

Формируемые компетенции:

ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Литература:

1. Вальтер Бимель. Мартин Хайдеггер. Урал LTD 1998.

2. Хайдеггер М. Бытие и Время. Москва, 1997.

3. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика, 1993.

4. Арендт Х. Хайдеггеру – восемьдесят лет. // Вопросы философии. 1998. №1.

5. «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии ХХ века // Вопросы философии. 1998. №1.

Задание №1. Осмысливая приведенные афоризмы древних мыслителей, расскажите, какие общечеловеческие, социальные и социально-групповые ценности Вы знаете?

Русский философ и богослов, экономист и публицист С.Н. Булгаков писал: «Что же есть дружба, не в психологии ее, но в онтологии? Не есть ли она выход из себя в другого (друга) и обретение себя в нем, некоторая актуализация двупостасности и, следовательно, преодоление ограниченности самоотречением? В друге не зрится ли то, что желанно и любимо выше и лучше своего я, и не есть ли это – «созерцание себя через Друга в Боге»? Но не означает ли это, вместе с тем, обретения и своей собственной гениальности, либо гениальна ведь всякая индивидуальность, постигаемая в божественной первосущности своей? Поэтому дружба есть гениальность жизни, и способность к дружбе есть талант этой гениальности».

Конфуций: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали – вот что можно назвать учением о человеколюбии, выше этого ничего нет».

Фалес: «Что самое общее для всех? – надежда, ибо если у кого и ничего нет, то она есть».

Сократ: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».

Платон: «Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо – вот цель разумной жизни».

Критерии оценки:

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

  • представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  • раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

  • аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ: 5 (отлично)

4-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

1-го балла заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на бытовом уровне;

3) сделана попытка аргументации своего мнения.

0 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;

2) проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания».







Практическая работа №4 «Западная философия».

Количество: 4 часа.

Тема: «Основные этапы развития и становления западной философии»

Цель: помочь разобраться в основных этапах формирования Западной философии.

Средства для выполнения практической работы: философский текст.

Формируемые компетенции:

ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Литература:

1. Аблеев С.Р. История мировой философии. Учебник.- М.: Издательство АСТ, 2002.

2. Алексеев, П. В. Философия : учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; Моск. гос. ун-и им. М.В. Ломоносова. Философ. фак. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Проспект, 2002. - 609 с. - ISBN 5-902171-99-7

3. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.

4. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. для вузов / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - М.:Гардарики, 2004. - 736 с. - (Disciplinae). - Имен. указ.: с. 731-733. - ISBN 5-8297-0098-7

5. Философия [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова, А. Н. Чумакова, ч. 1, История философии. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Юристъ, 1998. - 376 с. - ISBN 5-7975-0120-1

Задание №1. Проанализируйте высказывания и ответьте на вопросы:

1. Древнегреческий философ Гераклит считал, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Ученик Гераклита Кратил утверждал, что и один раз нельзя войти в одну и ту же реку. Пока человек входит в реку, рассуждал Кратил, она уже изменилась и стала иной.

Кто прав? Аргументируйте свой ответ.

2. Рассказ о Фалесе Гегель начинает с анекдота: подняв глаза к звездам и наблюдая их ход, Фалес упал в яму, и народ смеялся над ним, говоря, как может он познать то, что происходит на небе, когда он не видит того, что у него под ногами.

А вы бы смеялись?

3. Древнегреческий философ Эвбулид в своем парадоксе «Куча» спрашивал: «Одно зерно кучи не составляет, прибавив еще одно зерно, кучи не получить. Как же получить кучу, прибавляя каждый раз по одному зерну, из которых ни одно не составляет кучи?»

Попробуйте ответить на данный вопрос.

4. Диоген Лаэертский сообщает, что античные скептики, опровергая существование движения, приводят следующий довод: «…движимое движется или в том месте, где оно есть, или в том, где его нет; но в том месте, где оно есть, или в том, где его нет; но в том месте, где оно есть, оно не движется, а в том, где его нет, оно тоже не движется; стало быть, движения не существует».

Попробуйте опровергнуть довод скептиков.

Задание №2. Обоснуйте ваше согласие или несогласие с этими высказываниями.

Даны четыре высказывания:

а) «Познай самого себя» (Сократ);

б) «Стань тем, что ты есть» (поэт Пиндар);

в) «Ничего сверх меры» (изречение Семи мудрецов);

г) Человек есть мера всех вещей» (Протагор).

Критерии оценки:

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

  • представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  • раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

  • аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ: 5 (отлично)

4-х баллов заслуживает эссе (рассуждение), в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе (рассуждение), в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

1-го балла заслуживает эссе (рассуждение), в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на бытовом уровне;

3) сделана попытка аргументации своего мнения.

0 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зерния по поднятой проблеме на бытовом уровне

без аргументации;

2) проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания».

Оценки суммируются, при спорных оценках более учитываются ответы на творческие вопросы.

































Практическая работа №5 «Русская философия»

Количество: 4 часа.

Тема: «Основные характеристики русской философии».

Цель: помочь разобраться в основных этапах формирования Русской философии.

Средства для выполнения практической работы: философский текст.

Формируемые компетенции:

ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Литература:

1. Абрамова А. И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре / Философия любви. В 2 тт. – Т. 1. – М., 1990.

2. Акулинин В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому / В. Н. Акулинин. – Новосибирск. 1990.

3. Аржанухин С. В., Емельянов Б. ., Холстинин Р. И. Очерки русской философии XVIII – XX веков / С. В. Аржанухин, Б. В. Емельянов, Р. И. Холстинин. – Екатеринбург. 1994.

4. Взгляд на русскую философию: подборка статей // Вопросы философии. 1994. № 1.

5. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философская мысль IX-XIX веков / А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров. – М., 1989.

6. Новиков А. И. История русской философии / А. И. Новиков. – СПб. 1998.

7. Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991.

8. Русский эрос, или философия любви в России. – М., 1991.

9. Солнцев Н. В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты / Н. В. Солнцев. – М., 2001.

10. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия / В. С. Соловьев. – М., 1996.

Задание №1. Заполните пропуски, определив социально-философские и интеллектуальные движения XIX-XX вв.

1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов социально-культурного характера __________.

2. Истоками русской философской мысли являются _________.

3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были ________.

4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха ________.

5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в ___ веке, ее оформил _______.

6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва _________.

7. «Философское пробуждение» России относят к ____ веку – веку ______.

8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В. Зеньковский (историк русской философии) назвал _____.

9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял _____.

10. М. В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно.

Здесь зафиксирована позиция ________.

11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются _______.

12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были ________.

13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется __________.

14. Впервые его сформулировал _________.

15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть________.

16. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира, есть ________.

17. Книга В. С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам _______.

18. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии _____.

19. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева.

20. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу _______.

21. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли _______.

Задание №2. Заполните таблицы

Основные этапы развития русской философии

Основные этапы русской философии


Временные рамки


Актуальные проблемы



  1. Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ вв.

Философия

Основные направления

Ведущие представители

Обсуждаемые проблемы


Западноевропейская




Русская идеалистическая





  1. Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.

Представитель

Философская концепция, идея

Основные категории

Основные категории



Задание №3. Напишите эссе на заданною тему:

1. Любомудрие древних русичей.

2. «Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех» (Н. Ф. Федоров). Проблема смысла жизни.

3. Экзистенциальные мотивы творчества Ф. М. Достоевского.

4. Страдание и сострадание – два свойства человеческого бытия (по страницам произведений русских мыслителей).

5. Метафизика сердца и философия любви в России.

Критерии оценки:

3 задание:

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

  • представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  • раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

  • аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ: 5 (отлично)

4-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

1-го балла заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на бытовом уровне;

3) сделана попытка аргументации своего мнения.

0 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;

2) проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания».

2 задание:

«5 баллов» - полно собран материал, таблица заполнена правильно;

«4 балла» - материал собран не достаточно, таблица оформлена правильно;

«3 балла» - не полностью собран материал, не полностью оформлена таблица;

«2 балла» - не полностью собран материал (или не собран), таблица оформлена не правильно.


1 задание:

Задание выполнено с 2 ошибками - 5

Задание выполнено с 3-5 ошибками - 4

Задание выполнено с 6-8 ошибками - 3

Задание выполнено с 9 ошибками и более - 2

Оценки суммируются, при спорных оценках более учитываются ответы на творческие вопросы.


















Практическая работа №6

«Философия истории»

Количество: 3 часа

Тема: «Философия истории: закономерности общественного развития».

Цель: разобраться в вариантах постановки и решения проблем человека, общества.

Средства для выполнения практической работы: философский текст.

Формируемые компетенции:

ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Литература:

1. Васютинский Н.А. Золотая пропорция / Н. А. Васютинский. – М., 1990.

2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. – СПб. – 1996.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

4. Гуревич П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М., 1994.

5. Каган М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. – М., 1997.

6. Культурология ХХ век. Антология. Аксиология, или философское исследование природы ценностей. – М., 1996.

7. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. № 4.

8. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше.-

М., 1989.

Задание №1. Вы знаете, что является объективным критерием прогресса. Какие критерии прогресса называют авторы приведенных высказываний? Согласны ли Вы с их точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».

А.И. Герцен: «Прогресс человека – процесс содержания мысли»; «Прогресс – неотъемлемое свойство созидательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью».

Г. Спенсер: «Прогресс – не случайность, а необходимость».

П. Л. Лавров: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости – вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».

Н. Г. Чернышевский: «Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан».

Л.Н. Толстой: «Общественный прогресс истинный – в большем и большем единении людей».

Ф.Д. Рузвельт: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

Б. Ауэрбах: «Неудовлетворенность – источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов».

Критерии оценки:

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

  • представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  • раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

  • аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ: 5 (отлично)

4-х баллов заслуживает эссе (рассуждение), в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе (рассуждение), в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

1-го балла заслуживает эссе (рассуждение), в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на бытовом уровне;

3) сделана попытка аргументации своего мнения.

0 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;

2) проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания».




































Практическая работа №7

«Человек. Антропология»

Количество: 3 часа

Тема: «Будущее человека: проблемы и перспективы развития цивилизации»

Цель: разобраться в постановки и в решении проблем человека, общества.

Средства для выполнения практической работы: философский текст.

Формируемые компетенции:

ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителе.

ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Литература:

1. Акимов И., Клименко О. О природе таланта / И. Акимов, О. Клименко. –

М., 1994.

2. Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. – М., 1993.

3. Бэкхерст Н. Философия деятельности / Н. Бэкхерст //Вопросы философии. 1996. № 5.

4. Вейнцвейрг П. Восемь заповедей творческой личности / П. Вейнцвейрг –

М., 1990.

5. Ильенков Э. В. Что такое личность? / Э. В. Ильенков. – М., 1984.

6. Капустин Б. Г. Современность – как принуждение и как свобода / Б. Г. Капустин //Вопросы философии. 1998. № 4.

7. Киселев Г. С. Кризис нашего времени как проблема человека / Г. С. Киселев // Вопросы философии. 1999. № 1.

8. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. – М., 1984.

9. Петрова Е. Н. Экология индивидуальности: философско-социологический аспект / Е. Н. Петрова. – Екатеринбург. 1992.

10. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

12. Это человек: Антология / П. С. Гуревич. – М., 1998.

Задание №1. Проанализируйте высказывание:

1. Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание.

Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты…», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли…»

 Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика

философско-антропологического знания?

 В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?

 Зачем оно необходимо современному человеку и науке?

 Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в

философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?

2. С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах…. но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек … Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и, собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…».

 Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых?

 Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни?

 В чем Вы видите смысл своей жизни. Ответ аргументируйте.

3. Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда стремится к свободе. «Без свободы нет человека», - говорил, Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в несвободу.

Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности…

Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы».

 Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?

 Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность.

Подтвердите примерами.

 Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы».

Задание №2. Заполните таблицы

Проблема человека в истории философии

Эпоха

Концепция человека

Автор

Суть концепции(основные характеритстики)

Античность




Средневековье




Возрождение




Новое время и Просвещение




Марксизм




Экзистенциализм





Типология личности

Тип личности

Сущностные характеристики

Примеры

Деятели



Мыслители



Люди, живущие чувствами и эмоциями



Люди, сделавшие своим делом милосердие




Проблема антропогенеза

Концепция

Автор

Суть

Ваша оценка достоинств и недостатков

Эволюционная




Трудовая




Космическая




Религиозная




Культурно- символическая




Экзотерическая





Критерии оценки:

Задание 1.

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

  • представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  • раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

  • аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ: 5 (отлично)

4-х баллов заслуживает эссе (рассуждение), в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе (рассуждение), в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

1-го балла заслуживает эссе (рассуждение), в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на бытовом уровне;

3) сделана попытка аргументации своего мнения.

0 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;

2) проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания».

Задание 2.

«5 баллов» - полно собран материал, таблица заполнена правильно;

«4 балла» - материал собран не достаточно, таблица оформлена правильно;

«3 балла» - не полностью собран материал, не полностью оформлена таблица;

«2 балла» - не полностью собран материал (или не собран), таблица оформлена не правильно.

Оценки суммируются, при спорных оценках более учитываются ответы на творческие вопросы.



Практическая работа №8

«Проблемы познания. Диалектика»

Количество: 3 часа

Тема: «Философское учение об истине. Концепция истины»

Цель: сформулировать и раскрыть смысл основного философского понятия

Средства для выполнения практической работы: философский текст

Литература:

1. Айдинян В. Ф. Система понятий и принципов гносеологии / В. Ф. Айдинян. – Л., 1991.

2. Андрюшенко М. Т. Познание и вера / М. Т. Андрюшенко. – Иркутск, 1990.

3. Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. – М., 1990.

4. Знание за пределами науки. – М., 1990.

5. Касавин И. Т. Познание в мире традиций / И. Т. Касавин. – М., 1990.

6. Козлова М. С. Вера и знание. Проблема границы / М. С. Козлова. //Вопросы философии. 1991. № 2.

7. Кураев А. О вере и знании без антиномий / А. Кураев. //Вопросы философии. 1992. № 7

8. Петрушенко В. Л., Щербатова Г. Н. Вера в духовном мире личности /

В. Л., Петрушенко, Г. Н. Щербатова. – Львов. 1989.

Задание №1. Ответьте на вопросы:

1. Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно-

исторической практикой.

2. Субъективный образ объективного мира, которым осознанно располагает человек, идеальное воспроизведение действительности.

3. Раздел философии, изучающий общественную природу познания, его возможности, границы, отношение знания к действительности, выявляющий условия достоверного знания.

4. Какая эпоха характеризуется как «гносеологический поворот» в философии?

5. Воспроизведите формулировку основного вопроса гносеологии, данную И. Кантом.

6. Сомнение в достоверности добытых знаний.

7. Древнегреческий мыслитель, стоящий у истоков такой гносеологической установки.

8. Учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей.

9. Способ теоретического освоения действительности.

10. Всеобщие понятия, в которых человек осознает мир.

11. Направление в гносеологии, полагающее чувственные восприятия основой и главной формой достоверного знания.

12. Система принципов и способов организации и построения познавательных действий, а также учение об этой системе.

13. Форма знания в виде научного предположения, требующая экспериментальной проверки.

14. Источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической и познавательной деятельности.

15. Отображение мира в духовных образах.

16. Постижение действительности с помощью теоретических средств.

17. Виды духовно-познавательной деятельности.

18. Знание, соответствующее какому-то моменту действительности.

19. Выделение определенных связей, отношений за счет отвлечения от всех остальных, главная особенность абстрактного познания.

20. Способность к рациональному мышлению называется _______.

21. Философское учение и метод, содержащие принципы рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении, развитии, единстве

противоположностей.

22. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения.

23. Наука о законах и формах мышления.

24. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация истинного знания о действительности.

25. Свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном бытии, отношении к другим людям и богу.

Задание №2. Прокомментируйте следующее утверждение: «Познать мир до конца – это было бы чудом сосчитанной бесконечности».

Задание № 3. Заполните таблицы

Решение вопроса о возможностях и границах познания в истории философии

Гносеологическая установка

Сущность

Авторы и эпоха

Скептицизм



Агностицизм



Гносеологический оптимизм



Критицизм




Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистами

Гносеологическая позиция

Представители

Суть спора

Сила аргументов

Слабость аргументов

Эмпиризм





Рационализм





Иррационализм





Основные характерные черты истины

Основные черты истины

Содержание характеристик

Примеры

Объективность-субъективность



Абсолютность- относительность



Всеобщность- конкретность



Задание №4. Тесты

1. Раздел философии, основной категорией которого выступает «истина»…

А) Онтология;

Б) Гносеология;

В) Эстетика;

Г) Аксиология.

2. «Гносеологический поворот» в философии связан с именами …

А) Ф. Бэкона;

Б) Ф. Аквинского;

В) Д. Локка;

Г) Б. Спинозы.

3. Соотнесите: Автор Его гносеологическая позиция

А) Д. Локк; 1) Мистическая интуиция;

Б) Р. Декарт; 2) Эмпиризм;

В) Н. Кузанский; 3) Рационализм;

Г) Ф. Бэкон. 4) Сенсуализм

4. Практика это - …

А) Чувственное восприятие мира;

Б) Только материально-практическая деятельность людей;

В) Логическое обоснование действительности;

Г) Целеполагающая, чувственно-предметная деятельность людей по освоению и преобразованию действительности.

5. Классическим определением истины является …

А) Истина это – полезность, эффективность знания;

Б) Истина это – соответствие знания действительности;

В) Истина это – свойство самосогласованности знаний;

Г) Истина это - соглашение.

6. Наука как способ духовного освоения мира человеком возникает в эпоху …

А) Античности;

Б) Средних веков;

В) Возрождения;

Г) Нового времени.

7. Впишите ключевое слово:

«_____ есть философская дисциплина, предметом которой выступает научное знание в его специальных характеристиках».

8. Направление в теории познания, основным источником познания считающее данные органов чувств, это - …

А) Эмпиризм;

Б) Рационализм;

В) Сенсуализм;

Г) Мистика.

9. На эмпирическом уровне научного познания используются такие методы, как …

А) Наблюдение;

Б) Идеализация;

В) Сравнение;

Г) Формализация.

10. Универсальный (философский) метод познания это – …

А) Описание;

Б) Наблюдение;

В) Синтез;

Г) Диалектика.

Критерии оценки:

Задание 4

Что касается оценивания правильности тестовых заданий, то они оцениваются следующим образом: правильный вариант ответа – 1 балл, не правильный – 0 баллов.

В тесте 10 заданий. В результате баллы переводятся в % (процентное) содержание, исходя из того, что 10 набранных баллов составляют 100 %.

100% - 70 % – 20-14 баллов – 5 (отлично);

69% - 50% – 13-10 баллов – 4 (хорошо);

49% - 30% – 9-6 баллов – 3 (удовлетворительно);

менее 30% – неудовлетворительно.

Задание 2

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

  • представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  • раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

  • аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ: 5 (отлично)

4-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

1-го балла заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на бытовом уровне;

3) сделана попытка аргументации своего мнения.

0 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;

2) проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания».

Задание 3

«5 баллов» - полно собран материал, таблица заполнена правильно;

«4 балла» - материал собран не достаточно, таблица оформлена правильно;

«3 балла» - не полностью собран материал, не полностью оформлена таблица;

«2 балла» - не полностью собран материал (или не собран), таблица оформлена не правильно.

Оценки суммируются, при спорных оценках более учитываются ответы на творческие вопросы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!