министерство образования и науки Амурской области
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж сервиса и торговли»
СБОРНИК ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ
для студентов
специальности: 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
дисциплина Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве
Коды формируемых компетенций ОК1-10, ПК 1.1 – 5.5
Белогорск 2016
Сборник производственных ситуаций разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
Разработчик:
Шантыко С.С., преподаватель ГПОАУ АКСТ отделение №4, высшая квалификационная категория
Аннотация
Ситуативная задача - это изложение в последовательной и табличной форме фактов о конкретной ситуации, возникшей в реальной жизни. Главная цель использования ситуативных задач - развитие у студентов навыков решения комплексных задач на базе теоретических и практических навыков, полученных в процессе обучения.
Работая над ситуативной задачей, студент должен определить проблему, выбрать релевантную информацию, сгруппировать её для четкой характеристики проблемы, сформулировать возможные пути её решения, выбрать и обосновать применение.
Метод ситуативного обучения способствует развитию находчивости, умения решать проблемы, развивает способности проведения анализа и диагностики проблем современной хлебопекарной промышленности.
КРИТЕРИИ оценки знаний студентов при выполнении практических работ.
Оценка теоретических знаний
Оценка 5 – «отлично» выставляется, если студент имеет глубокие знания учебного материала по теме практической работы, показывает усвоение взаимосвязи основных понятий используемых в работе, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы.
Оценка 4 – «хорошо» выставляется, если студент показал знание учебного материала, усвоил основную литературу, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы.
Оценка 3 – «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом освоил материал практической работы, ответил не на все уточняющие и дополнительные вопросы.
Оценка 2 – «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, который полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы.
Оценка практических навыков
Оценка «5» - ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязи между показателями задачи, даёт правильный алгоритм решения, определяет междисциплинарные связи по условию задания.
Оценка «4» - ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допуская незначительные неточности при решении задач, имея неполное понимание междисциплинарных связей при правильном выборе алгоритма решения задания.
Оценка «3» - ставится, если студент затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор алгоритма решения задачи возможен при наводящих вопросах преподавателя.
Оценка «2» - ставится, если студент дает неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ
№ 1.
Магазин построен без согласования с санитарно-эпидемиологической службой. Размеры участка соответствуют строительным нормам. Магазин находится на территории, которая максимально озеленена, заасфальтирована, на расстоянии 0,5 км от свалки. Какие ошибки были допущены при строительстве данного объекта?
№ 2.
Возле магазина на расстоянии 3 метров от дверей расположены открытые, стоящие на земле, контейнеры для сбора мусора. Контейнеры вывозятся 1 раз в два дня. Какие ошибки допущены?
№ 3.
Вода из водопровода, используемая на предприятии продовольственной торговли была проверена санитарно-эпидемиологической службой. Что можно сказать об эпидемиологической безопасности воды при следующих показателях:
- ОМЧ – 500,
- коли-индекс – более 3.
№ 4.
В обязанности уборщицы продовольственного магазина входит мытьё полов, рам и окон. Поверхности отопительных приборов и электроосветительной арматуры должны обрабатываться. Как часто это нужно делать?
№ 5.
В продовольственный магазин, находящийся на 1 этаже жилого дома в ночное время суток постоянно завозят хлеб. Платформа для разгрузки товаров располагается со стороны двора. Соответствует ли это требованиям СНиПа «Жилые здания»?
№ 6.
В магазине охлаждаемые камеры для хранения продовольственных товаров расположены рядом с душевыми и бойлерными. Допускается ли такое соседство? Почему?
№ 7.
В продовольственном магазине сделали ремонт. В отделе по реализации особо скоропортящихся пищевых продуктов стены облицованы глазурованной плиткой на высоту 2 м. В охлаждаемых камерах, облицовка стен плиткой выполнена на всю высоту помещения. Полы выполнены из влагостойких материалов. Соответствует ли данный ремонт санитарным требованиям? Какие ошибки допущены?
№ 8.
В отделе про реализации скоропортящихся продуктов установлено холодильное оборудование. Как должен осуществляться контроль за работой этого оборудования? Какие показатели нужно определять?
№ 9.
Покупатели продовольственного магазина предъявили жалобы на качество хлеба. При проверке было обнаружено заболевание хлеба, называемое «картофельной болезнью». Какие меры нужно принять для профилактики данного заболевания в будущем?
№ 10.
Девушка, поступающая на работу в продовольственный магазин, должна пройти медицинский осмотр.
1. Какова его цель?
2. Какое обследование ей нужно пройти?
3. В каком случае человек может быть не допущен к работе?
№ 11.
В продовольственном магазине было замечено появление тараканов.
1. Какую опасность они представляют?
2. Какие меры нужно предпринять для их уничтожения?
3. Какие профилактические мероприятия должны проводиться для предотвращения появления тараканов?
№ 12.
Больному туберкулёзом в качестве лечебного средства, наряду с другими препаратами, предложили использовать кисломолочные продукты.
1. Назвать эти продукты.
2. Почему они оказывают лечебное действие?
№ 13.
В дошкольном образовательном учреждении группа детей получила тяжёлое пищевое отравление, возникновение которого связывают с употреблением молока. В бактериологической лаборатории предположили, что возбудителем может быть золотистый стафилококк.
1. Какие исследования нужно провести для подтверждения диагноза?
2. Какие ещё возбудители инфекционных заболеваний могут передаваться через молоко?
№ 14.
Студенту было дано задание – самостоятельно определить наличие БГКП в кефире.
1. Какова тактика выполнения этой работы?
2. Какие среды нужно использовать?
3. Как оценить результаты?
4. В каком наименьшем количестве пробы не допускается нахождение БГКП?
№ 15.
Известны случаи отравления людей при употреблении в пищу яиц и изделий, изготовленных из яичных продуктов.
1. Какие возбудители, попадающие с яйцами в пищу, могут быть причиной заболевания?
2. Яйца каких птиц наиболее обсеменены и не разрешены для реализации через торговую сеть?
№ 16.
На птицефабрике провели овоскопию партии яиц, направляемых в торговую сеть. У некоторых яиц были обнаружены тёмные пятна, а часть яиц имела полностью непрозрачную скорлупу.
1. Какой вид порчи яиц был обнаружен, и какими возбудителями он вызван?
2. Какие виды порчи яиц вам известны?
№ 17.
Яйцо, полученное от домашнеё птицы, было обследовано на сальмонеллёз. Результат оказался положительным.
1. Как могло произойти обсеменение яйца сальмонеллами?
2. Какие факторы влияют на скорость проникновения микроорганизмов в яйцо?
3. Укажите роль твёрдой оболочки.
№ 18.
На бактериологическое исследование были направлены яйца с птицефабрики. Микробиологические исследования проводились на наличие патогенных микроорганизмов, БГКП, КМАФАМ.
В 25 гр. продукта патогенных микроорганизмов, в том числе сальмонелл обнаружено не было. Не было выявлено St. aureus и Pr. vulgaris. Но в 0,1 гр. продукта выделены БГКП; КМАФАМ – 5 ´ 1010. Как можно расценить данные результаты?
№ 19.
На птицефабрике скопилось большое количество нереализованных яиц, которые решено было использовать для изготовления яичного меланжа и яичного порошка?
1. Что такое яичный меланж и яичный порошок, как их получают?
2. Какие условия хранения этих продуктов?
3. Могут ли яичные продукты быть источником инфекционных заболеваний?
№ 20.
В лаборатории исследованы образцы свежеубранного зерна из промышленных зернохранилищ; 90% всей микрофлоры составили бактерии.
1. Какой вид бактерий преобладает среди микрофлоры зерна? (Это считается показателем хорошего качества зерна).
2. Какие возбудители составляют оставшиеся 10%?
3. От чего зависит степень обсеменённости свежеубранного зерна?
№ 21.
Мука, хранившаяся на складе магазина, приобрела кислый запах и вкус.
1. Как называется данный вид порчи, и какие бактерии её вызывают?
2. Какие нарушения правил хранения могут привести к порче муки?
3. Какие дефекты муки Вы знаете?