муниципальное бюджетное образовательно учреждение
города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №40»
Сборник рабочих листов
для уроков истории в 6 классе в разделе «История Средних веков»
Автор:
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №40
Вахрина Мария Ивановна
Новосибирск, 2024
§2 «Христианская церковь в раннее Средневековье»
1. Работая с 1п. §2, докажите, что союз короля и церкви был взаимовыгоден.
Выгода для короля | Выгода для церкви |
| |
2. Работая с п.2 и п.3 §2, дополните схему «Организация христианской церкви», какие функции выполняли церковнослужители.
папа римский
епископы
архиепископы
аббаты
священники монахи
3. Опираясь на схему, расскажите, каково было положение и образ жизни служителей церкви.
4. Прочитайте 3 п. §2, расскажите об устройстве монастыря.
§5 Англия в раннее Средневековье
1. Чем был знаменит храбрый и могучий король Англии Артур? 2. Откуда берет начало идея «круглого стола»? 3. Существовал ли действительно король Артур? 4. Кто такие миссионеры? 5. Кто такие норманны? 6. Как назывались вожди, отправлявшиеся в походы то как грабители, то как торговцы добычей, то как завоеватели или мирные переселенцы? 7. Под каким названием были известны на Руси норманны с юга Скандинавии? | 8. Кто возглавил борьбу англосаксов против норманнов? 9. Первый общеанглийский сборник законов был составлен по указанию 10. Какие два королевства образовались в X-XI веках в Скандинавских странах? 11. В начале X века на территории Франции норманнами было образованно герцогство 12. Кому удалось захватить часть Англии вместе с городом Лондоном? 13. С какого века прекратились походы норманнов в другие страны? |
§6 Византия при Юстиниане борьба империи с внешними врагами
Задание 1
Византийский император:
_____________________
Задание 2 Реформы Юстиниана:
1. ________________________________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________________________________________
Задание 3 «Направления внешней политики Юстиниана»:
Направление | Средство | Итог |
| | |
| | |
| | |
§8 Рабочий лист по теме «Образование славянских государств»
1.Заполните попуски в схеме «Три ветви славянских народов»
2.Заполните таблицу «Образование и первые этапы истории славянских государств». Попробуйте установить, одновременно или нет происходили события в них.
Названия государств | Время возникновения | Основные события | Итоги развития к середине XI века |
Болгария | | | |
Великая Моравия | | | |
Чехия | | | |
Польша | | | |
3.Обозначьте на «ленте времени» дату или век образования государств: Франкского королевства, Болгарии, Германии, Чехии, Польши, Священной Римской империи, Венгрии.
§9 «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад»
-
Основное место расселения арабских племен_________________________________________
-
Как называют арабов-кочевников___________________________________________________
-
Какую роль играл верблюд в жизни аравийских кочевников?
А)______________________________________________________________________________
Б)______________________________________________________________________________
В)______________________________________________________________________________
4. Крупнейший торговый город, где проходили ярмарки________________________________
5.Название главного храма арабов___________________________________________________
6.Из-за чего воевали между собой аравийские племена?
А)______________________________________________________________________________
Б)______________________________________________________________________________
7.Новая религия, основанная Мухаммедом в Мекке_______________________________________
8. В каком веке эта религия возникла?__________________________________________________
9.Имя Бога в новой религии__________________________________________________________
10. Как назывались последователи новой религии?_______________________________________
11.С какого события ведется летоисчисление у мусульман? (укажите год)___________________
__________________________________________________________________________________
12.Название священной книги мусульман______________________________________________
13.Что такое шариат?________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
14.Какие территории завоевали арабы в VII-VIIIвв.?______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Какое название получило государство арабов?________________________________________
16.Почему государство при династии Аббасидов изменило свое название?__________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.Как звали одного из самых известных правителей халифата, прославленного в сказках?
__________________________________________________________________________________
18.Что произошло с халифатом в VIII-IXвв.?____________________________________________
19.Какой народ в XI в. Завоевал большую часть арабских владений?________________________
__________________________________________________________________________________
§11 Средневековая деревня
1. Вотчина это __________________________________________________________
в её центре располагается ________________________________________________.
2. Пахотная земля:
1 вид___________________________________________________________________
2 вид___________________________________________________________________
3. Главный повинности крестьян:
1___________________________________________
2___________________________________________
4.Доля продуктов крестьянина, которую отдавали своему хозяину - _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5. Объединение крестьян с целью ведения хозяйственных дел называлась_____________________________________________________________
6. Цель объединения крестьян____________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
7. Орудие труда крестьянина_____________________________________________
1.___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.___________________________________________________________
8. Средневековая еда крестьянина
1.___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.___________________________________________________________
9. Какие продукты приобретала вотчина для феодала:
1_______________________________________________
2_______________________________________________
§12 В рыцарском замке
-
Замок -_________________________________________________________________
С какой целью строили замки? ___________________________________
ДОНДЖОН – главная башня в замке феодала.
2. Главное занятие феодалов разного рода это _______________________________
Чем мог быть вооружен рыцарь? Что защищало рыцаря во время сражения?
а) _____________________ а) Большой щит
б) _____________________ б) Кольчуга - ________________________
в) _____________________ ____________________________________
г) _____________________ в) Латы - ___________________________
___________________________________
Г)_________________________________
3. Будущих рыцарей обучали _________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Распишите периоды становления рыцаря
7 лет - ________________________________________________________
15 лет - _______________________________________________________
В рыцари посвящали только после ____________________________________________
4. Имением феодала управлял __________________________.
Любимые развлечения рыцаря:
а) __________________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________________
Турниры - __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Свои доходы рыцари в основном тратили на:
а) __________________________ г)______________________________
б) __________________________ д) ______________________________
в) __________________________
Важное качество рыцаря - _______________________________________
Правила кодекса рыцарской чести:
• _____________________________ • _____________________________ | • ____________________________________ • ____________________________________ |
§13 «Формирование средневековых городов. Городское ремесло»
-
Работая с 1 п. §13, определите и запишите успехи в сельском хозяйстве и ремесле:
-
Работая со 2 п. §13, составьте рассказ о возникновении средневекового города, отвечая на следующие вопросы:
-
Почему ремесленники и торговцы уходили из поместий?
-
На каких местах возникали города?
-
Почему выбирали именно эти места для строительства городов?
-
Дайте определения новым словам:
Коммуна - |
Мэр - |
Бургомистр - |
Шедевр |
-
Прочитайте 4,5,6 §13, ответьте на следующие вопросы:
-
Почему в Средние века возникла поговорка: «Городской воздух делает свободным»? |
|
|
Зачем ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?
§14 Рабочий лист по теме «Торговля в Средние века»
1. Почему в Средние века было распространено выражение «Что с возу упало, то пропало»?________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. За что приходилось платить пошлины?____________________________ ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Что такое гильдия? ______________________________________________
___________________________________________________________________
4. Что такое товарное хозяйство? ___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Эти города были самостоятельными городами – республиками________
___________________________________________________________________
6. Кого в Средние века называли «Мешок с перцем»_____________________ __________________________________________________________________.
7. Что такое Ганза?________________________________________________ ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
8. Чем занимались менялы?__________________________________________ ___________________________________________________________________
9. Чем занимались банкиры__________________________________________ ___________________________________________________________________
10. Где возникли первые банки________________________________________
___________________________________________________________________
§15 «Горожане и их образ жизни»
Вопрос | Ответ |
1. Кто управлял городом? | |
2. Какова численность одного средневекового города? | |
3. Напишите названия крупных городов Средневековья. | |
4. Какова была ширина улиц? | |
5. Средневековые дома имели номера? | |
6. Каким было состояние канализаций в городах? | |
7. Что являлось центром города? | |
8. Что такое ратуша? Для чего она была нужна? | |
9. Какими качествами характера обладали горожане? Почему они были им присущи? | |
§14 Крестовые походы
Даты: 1096-1291 г. - _______________________________________________________ 1095 г. - ____________________________________________________________ 1096-1099 гг. -_______________________________________________________ 1099 г. - ____________________________________________________________ 1189-1192 гг. - _______________________________________________________ 1202-1204 гг. - _______________________________________________________ 1204 г. - _____________________________________________________________ |
Причины Крестовых походов 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Вывод об участниках крестовых походов: |
Феодальные порядки. Феодальная раздробленность. Ненависть со стороны мусульман. Ограниченное число феодов. Государства крестоносцев: |
Духовно-рыцарские ордены (сражались за веру, подчинялись только папе римскому, во главе стоял великий магистр): -
____________________________________ -
____________________________________ -
____________________________________ |
Значение Крестовых походов: |
§18 Как происходило объединение Франции
Генеральные штаты впервые были созваны в __________ г. правлении короля ___________________. Это было собрание ____________________. Духовенства, дворянства и бюргерства.
Так в начале XIV века складывается ______________________ монархия.
______________________ монархия – это ____________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Годы правления
Филипп IV «Красивый»
К королевскому домену присоединил территории: _____
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто был противником короля _______________________
________________________________________________________________________________________________
Кто сторонником короля ___________________________
________________________________________________________________________________________________
Основные задачи правления _______________________
________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Источники пополнения казны _______________________
________________________________________________
Результаты правления ____________________________
________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Годы правления
Годы правления
Филипп II
«Август»
Людовик IX
«Святой»
Провёл следующие реформы:
К королевскому домену присоединил территории:
§20 Столетняя война 13 – 14 гг.
Причины войны и повод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата | Событие | Итог |
1340 г. | Морское сражение у берегов Фландрии | |
1346 г. | | |
1356 г. | | |
1360 г. | | |
1415 г. | | |
1428 – 1429 гг. | | |
1429 г. | | |
1431 г. | | |
1453 г. | | |
Итоги войны:
-
-
-
4.
§21 «Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии»
-
Стр. 178-179
Какие цели и средства их достижения были у Людовика XI? | Какие цели и средства их достижения были у Карла Смелого? | Чьи цели были лучше для Франции? Всегда ли цель оправдывает средства? |
| | |
-
Каковы последствия объединения Франции? (стр.180-181)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
(Стр. 183) Война Алой и Белой Розы – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. | Англия | Франция |
Общее: Короли Англии и Франции (_____________ и _____________) хитрые и расчетливые использовали любые средства для усиления своей власти |
Различия |
Сохранялся ______________ | Отсутствие сословно-представительного органа (Генеральные штаты созывались всего один раз) |
Парламентская ______________ | Абсолютная ______________ |
§22 «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове»
-
Заполните пропуски в тексте.
В середине_____________ века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в ____________________. С X века правитель мусульманских владений в Испании - ______________________ - носил титул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали ______________________.
Мусульманская Испания была _______________________ частью Европы.
Мавры сначала не мешали местному населению исповедовать свою ___________________________.
-
Реконкиста – это
-
Соотнесите сословие и цели в реконкисте.
Сословие | Цель |
Господа | Приобрести землю и личную свободу |
Крестьяне | Самоуправление и права |
Горожане | Новые земли и должности |
-
Назовите год и место победы христианских государств Пиренейского полуострова над мавританскими войсками
-
Кортесы – это
-
Исправьте в тексте 6 исторических ошибок.
В 1492 году под властью супружеской пары Изабеллы Арагонской и Фердинанда Кастильского произошло объединение двух государств в единое Португальское королевство. В 1479 году после 10-летней войны Фердинанд и Изабелла взяли Наварру.
-
Назовите имя «великого инквизитора» Испании
-
Инквизиция- это
§23 «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках»
Задание №1. Прочитайте пункт 1 «Почему Германия не объединилась в единое государство», выполните задание:
Напишите две причины, по которым Германия не стремилась стать единым государством:
1.__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Задание №2. Прочитайте пункт 2 «На арену выходят Лев и Медведь», выполните задание:
Немецкие герцоги | Завоёванные славянские земли | Основанные города и княжества |
Генрих Лев из рода Вельфов | | |
Альбрехт Медведь | | |
Задание №3. Прочитайте пункт 3 «Князья становятся независимыми правителями», выполните задания:
-В каком году была издана Золотая Булла? ___________________________________
-Какой император издал Золотую Буллу? ____________________________________
-Какая династия в первой половине XV века стала править в Священной Римской империи? ________________________________________________________________________________
Задание 4. Прочитайте пункт 4 «Городские республики в Италии», выполните задания:
-В чьих руках находилась власть в крупных городах Италии? ____________________________
________________________________________________________________________________
-Заполните пропуски в тексте:
«Богатые города Северной и Средней Италии - ________________________, ___________, ______
____________, __________________ и другие – добились прав коммуны. Под власть коммуны переходила прилегающая к городу _____________________________, а порой и более обширная территория. Коммуна превращалась в город-государство или _______________________________
___________________________________________________________________________________
Задание 5. Рассмотрите иллюстрацию «Венеция. С картины художника Каналетто», ответьте на вопрос к иллюстрации:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Прочитайте пункт 5 «Гвельфы и гибеллины», выполните задания:
Заполните таблицу
Сравнение | Гвельфы | Гибеллины |
Поддерживали интересы Папы римского или императора? | | |
Сторонники группы | | |
Задание 7. Прочитайте пункт 6 «Правление Медичи во Флоренции», выполните задания:
Кем по профессии были Медичи, захватившие власть во Флоренции? ___________________________________________________________________________________
Запишите, что вам понравилось в системе правления Медичи:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самый могущественный из рода Медичи: _______________________________________________
§24 Гуситское движение в Чехии
1. Заполните пропуски в тексте.
Ян Гус был профессором _____________ университета. Его возмущала продажа грамот об отпущении грехов — . Главным мошенником он называл главу католической церкви —________________. Он призывал отнять у церкви______________, отменить плату за__________, на чешском языке проводить________________
По его мнению, церковь в Чехии должна подчиняться не папе, а___________.
Когда папа римский вызвал Гуса на собор, он решил поехать, чтобы там . Собор объявил Гуса _____________________и приговорил его к_________________.
2. Объясните происхождение названий.
Гуситы —
Табориты —
Умеренные —
3. Заполните схему, при необходимости обращаясь к материалу параграфа.
| Гуситы | |
2 течения |
Умеренные | | Табориты |
| | |
Умеренных поддерживали: | | Таборитов поддерживали: |
| | |
Требования: | | Требования: |
4. Главным организатором и руководителем гуситских войск был
5. Какое гуситское течение победило в гуситских войнах и почему?
6. Каковы были последствия гуситских войн?
§25 «Завоевание турками-османами Балканского полуострова»
1. «Сильное или слабое». Прочитаете текст стр. 208 п. 1 и ответьте на вопрос «Какие государства находились на Балканском полуострове, были они сильными или слабыми?».
2. «Правильно-неправильно». Прочитайте текст стр. 208-210, п.2-3 и выберите правильные утверждения.
-
Османское государство, это государство турков-сельджуков.
-
Османское государство было мирным, воевало только для своей защиты.
-
Глава этого государства носил имя - Султан.
-
Турки защищали Балканский полуостров от Византии и в целях защиты присоединили его к свои территориям.
-
На косовом поле Сербия пыталась добиться независимости от турков, но ей это не удалось.
-
После поражения на Косовом поле Сербия сразу же подчинилась туркам.
-
Балканы легко были завоеваны турками.
3. Падение Византии. Заполните пропуски, используя текст стр. 210-212
Мехмед II убил _____________________ и __________________________. Построил крепость на берегу ________________ и контролировал __________ в проливах, соединяющих Черное и _______________________. Мехмед II готовился к осаде _______________________. Султан выставил _______________________________________. Византия же могла _____________________. Турки хотели _______________________________________, но византийцы __________________________. Турки начали _____________________________ города. Осажденные начали ________________________ и взорвали его. Погибло много турок.
Мехмед II решил ___________________________________, которые слабо были укреплены через _______________________. Вход был закрыт массивной цепью, через который не могли пройти корабли. Османы же ________________________________________ в Золотой Рог постелив помост и ___________________________________________.
В городе ___________________________________. Силы воинов таяли, потому что не могли ________________________________________________. Стены имели __________________________. Турецкие войска начали последний __________________________. И наконец, прорвались через ворота в город. Погибает ________________________________.
1453 году - ____________________________________. Три дня ______________________. 60 тыс. людей были _____________________________. Султан торжественно въехал в город посетил храм св. Софии и велел сделать _______________________. Константинополь ______________________________ - столицу Османского государства.
В середине XV века турки османы утвердили свое ______________________________________.