СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник рабочих листов для уроков истории в 6 классе в разделе «История Средних веков»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник рабочих листов для уроков истории в 6 классе в разделе «История Средних веков»»


муниципальное бюджетное образовательно учреждение

города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №40»













Сборник рабочих листов

для уроков истории в 6 классе в разделе «История Средних веков»















Автор:

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №40

Вахрина Мария Ивановна











Новосибирск, 2024



§2 «Христианская церковь в раннее Средневековье»


1. Работая с 1п. §2, докажите, что союз короля и церкви был взаимовыгоден.

Выгода для короля

Выгода для церкви



2. Работая с п.2 и п.3 §2, дополните схему «Организация христианской церкви», какие функции выполняли церковнослужители.

папа римский



епископы

архиепископы



аббаты



священники монахи





3. Опираясь на схему, расскажите, каково было положение и образ жизни служителей церкви.

4. Прочитайте 3 п. §2, расскажите об устройстве монастыря.



§5 Англия в раннее Средневековье


1. Чем был знаменит храбрый и могучий король Англии Артур?




2. Откуда берет начало идея «круглого стола»?




3. Существовал ли действительно король Артур?




4. Кто такие миссионеры?




5. Кто такие норманны?





6. Как назывались вожди, отправлявшиеся в походы то как грабители, то как торговцы добычей, то как завоеватели или мирные переселенцы?




7. Под каким названием были известны на Руси норманны с юга Скандинавии?





8. Кто возглавил борьбу англосаксов против норманнов?




9. Первый общеанглийский сборник законов был составлен по указанию




10. Какие два королевства образовались в X-XI веках в Скандинавских странах?




11. В начале X века на территории Франции норманнами было образованно герцогство





12. Кому удалось захватить часть Англии вместе с городом Лондоном?





13. С какого века прекратились походы норманнов в другие страны?




§6 Византия при Юстиниане борьба империи с внешними врагами



Задание 1

Византийский император:

_____________________









Задание 2 Реформы Юстиниана:

1. ________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________________________________________

Задание 3 «Направления внешней политики Юстиниана»:

Направление

Средство

Итог













§8 Рабочий лист по теме «Образование славянских государств»


1.Заполните попуски в схеме «Три ветви славянских народов»

2.Заполните таблицу «Образование и первые этапы истории славянских государств». Попробуйте установить, одновременно или нет происходили события в них.

Названия государств

Время возникновения

Основные события

Итоги развития к середине XI века

Болгария






Великая Моравия






Чехия






Польша








3.Обозначьте на «ленте времени» дату или век образования государств: Франкского королевства, Болгарии, Германии, Чехии, Польши, Священной Римской империи, Венгрии.

§9 «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад»

  1. Основное место расселения арабских племен_________________________________________

  2. Как называют арабов-кочевников___________________________________________________

  3. Какую роль играл верблюд в жизни аравийских кочевников?

А)______________________________________________________________________________

Б)______________________________________________________________________________

В)______________________________________________________________________________

4. Крупнейший торговый город, где проходили ярмарки________________________________

5.Название главного храма арабов___________________________________________________

6.Из-за чего воевали между собой аравийские племена?

А)______________________________________________________________________________

Б)______________________________________________________________________________

7.Новая религия, основанная Мухаммедом в Мекке_______________________________________

8. В каком веке эта религия возникла?__________________________________________________

9.Имя Бога в новой религии__________________________________________________________

10. Как назывались последователи новой религии?_______________________________________

11.С какого события ведется летоисчисление у мусульман? (укажите год)___________________

__________________________________________________________________________________

12.Название священной книги мусульман______________________________________________

13.Что такое шариат?________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

14.Какие территории завоевали арабы в VII-VIIIвв.?______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Какое название получило государство арабов?________________________________________

16.Почему государство при династии Аббасидов изменило свое название?__________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Как звали одного из самых известных правителей халифата, прославленного в сказках?

__________________________________________________________________________________

18.Что произошло с халифатом в VIII-IXвв.?____________________________________________

19.Какой народ в XI в. Завоевал большую часть арабских владений?________________________

__________________________________________________________________________________



§11 Средневековая деревня

1. Вотчина это __________________________________________________________

в её центре располагается ________________________________________________.

2. Пахотная земля:

1 вид___________________________________________________________________

2 вид___________________________________________________________________

3. Главный повинности крестьян:

1___________________________________________

2___________________________________________

4.Доля продуктов крестьянина, которую отдавали своему хозяину - _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Объединение крестьян с целью ведения хозяйственных дел называлась_____________________________________________________________

6. Цель объединения крестьян____________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

7. Орудие труда крестьянина_____________________________________________

1.___________________________________________________________

2.___________________________________________________________

3.___________________________________________________________

8. Средневековая еда крестьянина

1.___________________________________________________________

2.___________________________________________________________

3.___________________________________________________________

9. Какие продукты приобретала вотчина для феодала:

1_______________________________________________

2_______________________________________________



§12 В рыцарском замке

  1. Замок -_________________________________________________________________

С какой целью строили замки? ___________________________________

ДОНДЖОН – главная башня в замке феодала.

2. Главное занятие феодалов разного рода это _______________________________

Чем мог быть вооружен рыцарь? Что защищало рыцаря во время сражения?

а) _____________________ а) Большой щит

б) _____________________ б) Кольчуга - ________________________

в) _____________________ ____________________________________

г) _____________________ в) Латы - ___________________________

___________________________________

Г)_________________________________

3. Будущих рыцарей обучали _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Распишите периоды становления рыцаря

7 лет - ________________________________________________________

15 лет - _______________________________________________________

В рыцари посвящали только после ____________________________________________

4. Имением феодала управлял __________________________.

Любимые развлечения рыцаря:

а) __________________________________________________________________________

б) __________________________________________________________________________

Турниры - __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Свои доходы рыцари в основном тратили на:

а) __________________________ г)______________________________

б) __________________________ д) ______________________________

в) __________________________

Важное качество рыцаря - _______________________________________

Правила кодекса рыцарской чести:

• _____________________________

• _____________________________

• ____________________________________

• ____________________________________

§13 «Формирование средневековых городов. Городское ремесло»

  1. Работая с 1 п. §13, определите и запишите успехи в сельском хозяйстве и ремесле:






  1. Работая со 2 п. §13, составьте рассказ о возникновении средневекового города, отвечая на следующие вопросы:

  1. Почему ремесленники и торговцы уходили из поместий?

  2. На каких местах возникали города?

  3. Почему выбирали именно эти места для строительства городов?








  1. Дайте определения новым словам:

Коммуна -

Мэр -

Бургомистр -

Шедевр


  1. Прочитайте 4,5,6 §13, ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему в Средние века возникла поговорка: «Городской воздух делает свободным»?



Зачем ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?




§14 Рабочий лист по теме «Торговля в Средние века»

1. Почему в Средние века было распространено выражение «Что с возу упало, то пропало»?________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. За что приходилось платить пошлины?____________________________ ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Что такое гильдия? ______________________________________________

___________________________________________________________________

4. Что такое товарное хозяйство? ___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Эти города были самостоятельными городами – республиками________

___________________________________________________________________

6. Кого в Средние века называли «Мешок с перцем»_____________________ __________________________________________________________________.

7. Что такое Ганза?________________________________________________ ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

8. Чем занимались менялы?__________________________________________ ___________________________________________________________________

9. Чем занимались банкиры__________________________________________ ___________________________________________________________________

10. Где возникли первые банки________________________________________

___________________________________________________________________

§15 «Горожане и их образ жизни»

Вопрос

Ответ

1. Кто управлял городом?





2. Какова численность одного средневекового

города?





3. Напишите названия крупных городов Средневековья.






4. Какова была ширина улиц?






5. Средневековые дома имели номера?





6. Каким было состояние канализаций в городах?




7. Что являлось центром города?





8. Что такое ратуша? Для чего она была нужна?






9. Какими качествами характера обладали горожане? Почему они были им присущи?





§14 Крестовые походы

Даты:

1096-1291 г. - _______________________________________________________

1095 г. - ____________________________________________________________

1096-1099 гг. -_______________________________________________________

1099 г. - ____________________________________________________________

1189-1192 гг. - _______________________________________________________

1202-1204 гг. - _______________________________________________________

1204 г. - _____________________________________________________________

Причины Крестовых походов

1.


2.


3.


4.


5.


6.


Вывод об участниках крестовых походов:


Феодальные порядки.

Феодальная раздробленность.

Ненависть со стороны мусульман. Ограниченное число феодов.


Государства крестоносцев:







Духовно-рыцарские ордены (сражались за веру, подчинялись только папе римскому, во главе стоял великий магистр):

  1. ____________________________________

  2. ____________________________________

  3. ____________________________________

Значение Крестовых походов:







§18 Как происходило объединение Франции



Генеральные штаты впервые были созваны в __________ г. правлении короля ___________________. Это было собрание ____________________. Духовенства, дворянства и бюргерства.

Так в начале XIV века складывается ______________________ монархия.

______________________ монархия – это ____________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Годы правления

Филипп IV «Красивый»

К королевскому домену присоединил территории: _____

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто был противником короля _______________________

________________________________________________________________________________________________

Кто сторонником короля ___________________________

________________________________________________________________________________________________

Основные задачи правления _______________________

________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Источники пополнения казны _______________________

________________________________________________

Результаты правления ____________________________

________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Годы правления

Годы правления

Филипп II

«Август»

Людовик IX

«Святой»

Провёл следующие реформы:


К королевскому домену присоединил территории:




§20 Столетняя война 13 – 14 гг.

Причины войны и повод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата

Событие

Итог

1340 г.

Морское сражение у берегов Фландрии


1346 г.



1356 г.



1360 г.



1415 г.



1428 – 1429 гг.



1429 г.



1431 г.



1453 г.




Итоги войны:

4.



§21 «Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии»

  1. Стр. 178-179

    Какие цели и средства их достижения были у Людовика XI?

    Какие цели и средства их достижения были у Карла Смелого?

    Чьи цели были лучше для Франции? Всегда ли цель оправдывает средства?




  2. Каковы последствия объединения Франции? (стр.180-181)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. (Стр. 183) Война Алой и Белой Розы – это

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.

Англия

Франция

Общее: Короли Англии и Франции (_____________ и _____________) хитрые и расчетливые использовали любые средства для усиления своей власти

Различия

Сохранялся ______________

Отсутствие сословно-представительного органа (Генеральные штаты созывались всего один раз)

Парламентская ______________

Абсолютная ______________




§22 «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове»

  1. Заполните пропуски в тексте.

В середине_____________ века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в ____________________. С X века правитель мусульманских владений в Испании - ______________________ - носил титул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали ______________________.

Мусульманская Испания была _______________________ частью Европы.

Мавры сначала не мешали местному населению исповедовать свою ___________________________.

  1. Реконкиста – это



  1. Соотнесите сословие и цели в реконкисте.

Сословие

Цель

Господа

Приобрести землю и личную свободу

Крестьяне

Самоуправление и права

Горожане

Новые земли и должности


  1. Назовите год и место победы христианских государств Пиренейского полуострова над мавританскими войсками



  1. Кортесы – это



  1. Исправьте в тексте 6 исторических ошибок.

В 1492 году под властью супружеской пары Изабеллы Арагонской и Фердинанда Кастильского произошло объединение двух государств в единое Португальское королевство. В 1479 году после 10-летней войны Фердинанд и Изабелла взяли Наварру.

  1. Назовите имя «великого инквизитора» Испании


  1. Инквизиция- это



§23 «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках»

Задание №1. Прочитайте пункт 1 «Почему Германия не объединилась в единое государство», выполните задание:

Напишите две причины, по которым Германия не стремилась стать единым государством:

1.__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Задание №2. Прочитайте пункт 2 «На арену выходят Лев и Медведь», выполните задание:

Немецкие герцоги

Завоёванные славянские земли

Основанные города и княжества

Генрих Лев из рода Вельфов



Альбрехт Медведь





Задание №3. Прочитайте пункт 3 «Князья становятся независимыми правителями», выполните задания:

-В каком году была издана Золотая Булла? ___________________________________

-Какой император издал Золотую Буллу? ____________________________________

-Какая династия в первой половине XV века стала править в Священной Римской империи? ________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте пункт 4 «Городские республики в Италии», выполните задания:

-В чьих руках находилась власть в крупных городах Италии? ____________________________

________________________________________________________________________________

-Заполните пропуски в тексте:

«Богатые города Северной и Средней Италии - ________________________, ___________, ______

____________, __________________ и другие – добились прав коммуны. Под власть коммуны переходила прилегающая к городу _____________________________, а порой и более обширная территория. Коммуна превращалась в город-государство или _______________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 5. Рассмотрите иллюстрацию «Венеция. С картины художника Каналетто», ответьте на вопрос к иллюстрации:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Прочитайте пункт 5 «Гвельфы и гибеллины», выполните задания:

Заполните таблицу

Сравнение

Гвельфы

Гибеллины

Поддерживали интересы Папы римского или императора?



Сторонники группы





Задание 7. Прочитайте пункт 6 «Правление Медичи во Флоренции», выполните задания:

Кем по профессии были Медичи, захватившие власть во Флоренции? ___________________________________________________________________________________

Запишите, что вам понравилось в системе правления Медичи:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самый могущественный из рода Медичи: _______________________________________________

§24 Гуситское движение в Чехии

1. Заполните пропуски в тексте.

Ян Гус был профессором ­­­_____________ университета. Его возмущала продажа грамот об отпущении грехов — . Главным мошенником он называл главу католической церкви —________________. Он призывал отнять у церкви______________, отменить плату за__________, на чешском языке проводить________________

По его мнению, церковь в Чехии должна подчиняться не папе, а___________.

Когда папа римский вызвал Гуса на собор, он решил поехать, чтобы там . Собор объявил Гуса _____________________и приговорил его к_________________.

2. Объясните происхождение названий.

Гуситы —

Табориты —

Умеренные —

3. Заполните схему, при необходимости обращаясь к материалу параграфа.



Гуситы


2 течения

Умеренные


Табориты




Умеренных поддерживали:


Таборитов поддерживали:




Требования:


Требования:


4. Главным организатором и руководителем гуситских войск был



5. Какое гуситское течение победило в гуситских войнах и почему?





6. Каковы были последствия гуситских войн?



§25 «Завоевание турками-османами Балканского полуострова»

1. «Сильное или слабое». Прочитаете текст стр. 208 п. 1 и ответьте на вопрос «Какие государства находились на Балканском полуострове, были они сильными или слабыми?».

2. «Правильно-неправильно». Прочитайте текст стр. 208-210, п.2-3 и выберите правильные утверждения.

  1. Османское государство, это государство турков-сельджуков.

  2. Османское государство было мирным, воевало только для своей защиты.

  3. Глава этого государства носил имя - Султан.

  4. Турки защищали Балканский полуостров от Византии и в целях защиты присоединили его к свои территориям.

  5. На косовом поле Сербия пыталась добиться независимости от турков, но ей это не удалось.

  6. После поражения на Косовом поле Сербия сразу же подчинилась туркам.

  7. Балканы легко были завоеваны турками.

3. Падение Византии. Заполните пропуски, используя текст стр. 210-212

Мехмед II убил _____________________ и __________________________. Построил крепость на берегу ________________ и контролировал __________ в проливах, соединяющих Черное и _______________________. Мехмед II готовился к осаде _______________________. Султан выставил _______________________________________. Византия же могла _____________________. Турки хотели _______________________________________, но византийцы __________________________. Турки начали _____________________________ города. Осажденные начали ________________________ и взорвали его. Погибло много турок.

Мехмед II решил ___________________________________, которые слабо были укреплены через _______________________. Вход был закрыт массивной цепью, через который не могли пройти корабли. Османы же ________________________________________ в Золотой Рог постелив помост и ___________________________________________.

В городе ___________________________________. Силы воинов таяли, потому что не могли ________________________________________________. Стены имели __________________________. Турецкие войска начали последний __________________________. И наконец, прорвались через ворота в город. Погибает ________________________________.

1453 году - ____________________________________. Три дня ______________________. 60 тыс. людей были _____________________________. Султан торжественно въехал в город посетил храм св. Софии и велел сделать _______________________. Константинополь ______________________________ - столицу Османского государства.

В середине XV века турки османы утвердили свое ______________________________________.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!