муниципальное бюджетное образовательно учреждение
города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №40»
Сборник рабочих листов
для уроков истории в 6 классе в разделе «История Средних веков»
Автор:
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №40
Вахрина Мария Ивановна
Новосибирск, 2024
§2 «Христианская церковь в раннее Средневековье»
1. Работая с 1п. §2, докажите, что союз короля и церкви был взаимовыгоден.
Выгода для короля | Выгода для церкви |
| |
2. Работая с п.2 и п.3 §2, дополните схему «Организация христианской церкви», какие функции выполняли церковнослужители.
папа римский
епископы
архиепископы
аббаты
священники монахи
3. Опираясь на схему, расскажите, каково было положение и образ жизни служителей церкви.
4. Прочитайте 3 п. §2, расскажите об устройстве монастыря.
§5 Англия в раннее Средневековье
1. Чем был знаменит храбрый и могучий король Англии Артур? 2. Откуда берет начало идея «круглого стола»? 3. Существовал ли действительно король Артур? 4. Кто такие миссионеры? 5. Кто такие норманны? 6. Как назывались вожди, отправлявшиеся в походы то как грабители, то как торговцы добычей, то как завоеватели или мирные переселенцы? 7. Под каким названием были известны на Руси норманны с юга Скандинавии? | 8. Кто возглавил борьбу англосаксов против норманнов? 9. Первый общеанглийский сборник законов был составлен по указанию 10. Какие два королевства образовались в X-XI веках в Скандинавских странах? 11. В начале X века на территории Франции норманнами было образованно герцогство 12. Кому удалось захватить часть Англии вместе с городом Лондоном? 13. С какого века прекратились походы норманнов в другие страны? |
§6 Византия при Юстиниане борьба империи с внешними врагами
Задание 1
Византийский император:
_____________________
Задание 2 Реформы Юстиниана:
1. ________________________________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________________________________________
Задание 3 «Направления внешней политики Юстиниана»:
Направление | Средство | Итог |
| | |
| | |
| | |
§8 Рабочий лист по теме «Образование славянских государств»
1.Заполните попуски в схеме «Три ветви славянских народов»
2.Заполните таблицу «Образование и первые этапы истории славянских государств». Попробуйте установить, одновременно или нет происходили события в них.
Названия государств | Время возникновения | Основные события | Итоги развития к середине XI века |
Болгария | | | |
Великая Моравия | | | |
Чехия | | | |
Польша | | | |
3.Обозначьте на «ленте времени» дату или век образования государств: Франкского королевства, Болгарии, Германии, Чехии, Польши, Священной Римской империи, Венгрии.
§9 «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад»
Основное место расселения арабских племен_________________________________________
Как называют арабов-кочевников___________________________________________________
Какую роль играл верблюд в жизни аравийских кочевников?
А)______________________________________________________________________________
Б)______________________________________________________________________________
В)______________________________________________________________________________
4. Крупнейший торговый город, где проходили ярмарки________________________________
5.Название главного храма арабов___________________________________________________
6.Из-за чего воевали между собой аравийские племена?
А)______________________________________________________________________________
Б)______________________________________________________________________________
7.Новая религия, основанная Мухаммедом в Мекке_______________________________________
8. В каком веке эта религия возникла?__________________________________________________
9.Имя Бога в новой религии__________________________________________________________
10. Как назывались последователи новой религии?_______________________________________
11.С какого события ведется летоисчисление у мусульман? (укажите год)___________________
__________________________________________________________________________________
12.Название священной книги мусульман______________________________________________
13.Что такое шариат?________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
14.Какие территории завоевали арабы в VII-VIIIвв.?______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Какое название получило государство арабов?________________________________________
16.Почему государство при династии Аббасидов изменило свое название?__________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.Как звали одного из самых известных правителей халифата, прославленного в сказках?
__________________________________________________________________________________
18.Что произошло с халифатом в VIII-IXвв.?____________________________________________
19.Какой народ в XI в. Завоевал большую часть арабских владений?________________________
__________________________________________________________________________________
§11 Средневековая деревня
1. Вотчина это __________________________________________________________
в её центре располагается ________________________________________________.
2. Пахотная земля:
1 вид___________________________________________________________________
2 вид___________________________________________________________________
3. Главный повинности крестьян:
1___________________________________________
2___________________________________________
4.Доля продуктов крестьянина, которую отдавали своему хозяину - _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5. Объединение крестьян с целью ведения хозяйственных дел называлась_____________________________________________________________
6. Цель объединения крестьян____________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
7. Орудие труда крестьянина_____________________________________________
1.___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.___________________________________________________________
8. Средневековая еда крестьянина
1.___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.___________________________________________________________
9. Какие продукты приобретала вотчина для феодала:
1_______________________________________________
2_______________________________________________
§12 В рыцарском замке
Замок -_________________________________________________________________
С какой целью строили замки? ___________________________________
ДОНДЖОН – главная башня в замке феодала.
2. Главное занятие феодалов разного рода это _______________________________
Чем мог быть вооружен рыцарь? Что защищало рыцаря во время сражения?
а) _____________________ а) Большой щит
б) _____________________ б) Кольчуга - ________________________
в) _____________________ ____________________________________
г) _____________________ в) Латы - ___________________________
___________________________________
Г)_________________________________
3. Будущих рыцарей обучали _________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Распишите периоды становления рыцаря
7 лет - ________________________________________________________
15 лет - _______________________________________________________
В рыцари посвящали только после ____________________________________________
4. Имением феодала управлял __________________________.
Любимые развлечения рыцаря:
а) __________________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________________
Турниры - __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Свои доходы рыцари в основном тратили на:
а) __________________________ г)______________________________
б) __________________________ д) ______________________________
в) __________________________
Важное качество рыцаря - _______________________________________
Правила кодекса рыцарской чести:
• _____________________________ • _____________________________ | • ____________________________________ • ____________________________________ |
§13 «Формирование средневековых городов. Городское ремесло»
Работая с 1 п. §13, определите и запишите успехи в сельском хозяйстве и ремесле:
Работая со 2 п. §13, составьте рассказ о возникновении средневекового города, отвечая на следующие вопросы:
Почему ремесленники и торговцы уходили из поместий?
На каких местах возникали города?
Почему выбирали именно эти места для строительства городов?
Дайте определения новым словам:
Коммуна - |
Мэр - |
Бургомистр - |
Шедевр |
Прочитайте 4,5,6 §13, ответьте на следующие вопросы:
Почему в Средние века возникла поговорка: «Городской воздух делает свободным»? |
|
|
Зачем ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?
§14 Рабочий лист по теме «Торговля в Средние века»
1. Почему в Средние века было распространено выражение «Что с возу упало, то пропало»?________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. За что приходилось платить пошлины?____________________________ ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Что такое гильдия? ______________________________________________
___________________________________________________________________
4. Что такое товарное хозяйство? ___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Эти города были самостоятельными городами – республиками________
___________________________________________________________________
6. Кого в Средние века называли «Мешок с перцем»_____________________ __________________________________________________________________.
7. Что такое Ганза?________________________________________________ ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
8. Чем занимались менялы?__________________________________________ ___________________________________________________________________
9. Чем занимались банкиры__________________________________________ ___________________________________________________________________
10. Где возникли первые банки________________________________________
___________________________________________________________________
§15 «Горожане и их образ жизни»
Вопрос | Ответ |
1. Кто управлял городом? | |
2. Какова численность одного средневекового города? | |
3. Напишите названия крупных городов Средневековья. | |
4. Какова была ширина улиц? | |
5. Средневековые дома имели номера? | |
6. Каким было состояние канализаций в городах? | |
7. Что являлось центром города? | |
8. Что такое ратуша? Для чего она была нужна? | |
9. Какими качествами характера обладали горожане? Почему они были им присущи? | |
§14 Крестовые походы
Даты: 1096-1291 г. - _______________________________________________________ 1095 г. - ____________________________________________________________ 1096-1099 гг. -_______________________________________________________ 1099 г. - ____________________________________________________________ 1189-1192 гг. - _______________________________________________________ 1202-1204 гг. - _______________________________________________________ 1204 г. - _____________________________________________________________ |
Причины Крестовых походов 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Вывод об участниках крестовых походов: |
Феодальные порядки. Феодальная раздробленность. Ненависть со стороны мусульман. Ограниченное число феодов. Государства крестоносцев: |
Духовно-рыцарские ордены (сражались за веру, подчинялись только папе римскому, во главе стоял великий магистр): ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ |
Значение Крестовых походов: |
§18 Как происходило объединение Франции
Генеральные штаты впервые были созваны в __________ г. правлении короля ___________________. Это было собрание ____________________. Духовенства, дворянства и бюргерства.
Так в начале XIV века складывается ______________________ монархия.
______________________ монархия – это ____________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Годы правления
Филипп IV «Красивый»
К королевскому домену присоединил территории: _____
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто был противником короля _______________________
________________________________________________________________________________________________
Кто сторонником короля ___________________________
________________________________________________________________________________________________
Основные задачи правления _______________________
________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Источники пополнения казны _______________________
________________________________________________
Результаты правления ____________________________
________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Годы правления
Годы правления
Филипп II
«Август»
Людовик IX
«Святой»
Провёл следующие реформы:
К королевскому домену присоединил территории:
§20 Столетняя война 13 – 14 гг.
Причины войны и повод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата | Событие | Итог |
1340 г. | Морское сражение у берегов Фландрии | |
1346 г. | | |
1356 г. | | |
1360 г. | | |
1415 г. | | |
1428 – 1429 гг. | | |
1429 г. | | |
1431 г. | | |
1453 г. | | |
Итоги войны:
4.
§21 «Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии»
Стр. 178-179
Какие цели и средства их достижения были у Людовика XI? | Какие цели и средства их достижения были у Карла Смелого? | Чьи цели были лучше для Франции? Всегда ли цель оправдывает средства? |
| | |
Каковы последствия объединения Франции? (стр.180-181)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Стр. 183) Война Алой и Белой Розы – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. | Англия | Франция |
Общее: Короли Англии и Франции (_____________ и _____________) хитрые и расчетливые использовали любые средства для усиления своей власти |
Различия |
Сохранялся ______________ | Отсутствие сословно-представительного органа (Генеральные штаты созывались всего один раз) |
Парламентская ______________ | Абсолютная ______________ |
§22 «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове»
Заполните пропуски в тексте.
В середине_____________ века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в ____________________. С X века правитель мусульманских владений в Испании - ______________________ - носил титул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали ______________________.
Мусульманская Испания была _______________________ частью Европы.
Мавры сначала не мешали местному населению исповедовать свою ___________________________.
Реконкиста – это
Соотнесите сословие и цели в реконкисте.
Сословие | Цель |
Господа | Приобрести землю и личную свободу |
Крестьяне | Самоуправление и права |
Горожане | Новые земли и должности |
Назовите год и место победы христианских государств Пиренейского полуострова над мавританскими войсками
Кортесы – это
Исправьте в тексте 6 исторических ошибок.
В 1492 году под властью супружеской пары Изабеллы Арагонской и Фердинанда Кастильского произошло объединение двух государств в единое Португальское королевство. В 1479 году после 10-летней войны Фердинанд и Изабелла взяли Наварру.
Назовите имя «великого инквизитора» Испании
Инквизиция- это
§23 «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках»
Задание №1. Прочитайте пункт 1 «Почему Германия не объединилась в единое государство», выполните задание:
Напишите две причины, по которым Германия не стремилась стать единым государством:
1.__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Задание №2. Прочитайте пункт 2 «На арену выходят Лев и Медведь», выполните задание:
Немецкие герцоги | Завоёванные славянские земли | Основанные города и княжества |
Генрих Лев из рода Вельфов | | |
Альбрехт Медведь | | |
Задание №3. Прочитайте пункт 3 «Князья становятся независимыми правителями», выполните задания:
-В каком году была издана Золотая Булла? ___________________________________
-Какой император издал Золотую Буллу? ____________________________________
-Какая династия в первой половине XV века стала править в Священной Римской империи? ________________________________________________________________________________
Задание 4. Прочитайте пункт 4 «Городские республики в Италии», выполните задания:
-В чьих руках находилась власть в крупных городах Италии? ____________________________
________________________________________________________________________________
-Заполните пропуски в тексте:
«Богатые города Северной и Средней Италии - ________________________, ___________, ______
____________, __________________ и другие – добились прав коммуны. Под власть коммуны переходила прилегающая к городу _____________________________, а порой и более обширная территория. Коммуна превращалась в город-государство или _______________________________
___________________________________________________________________________________
Задание 5. Рассмотрите иллюстрацию «Венеция. С картины художника Каналетто», ответьте на вопрос к иллюстрации:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Прочитайте пункт 5 «Гвельфы и гибеллины», выполните задания:
Заполните таблицу
Сравнение | Гвельфы | Гибеллины |
Поддерживали интересы Папы римского или императора? | | |
Сторонники группы | | |
Задание 7. Прочитайте пункт 6 «Правление Медичи во Флоренции», выполните задания:
Кем по профессии были Медичи, захватившие власть во Флоренции? ___________________________________________________________________________________
Запишите, что вам понравилось в системе правления Медичи:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самый могущественный из рода Медичи: _______________________________________________
§24 Гуситское движение в Чехии
1. Заполните пропуски в тексте.
Ян Гус был профессором _____________ университета. Его возмущала продажа грамот об отпущении грехов — . Главным мошенником он называл главу католической церкви —________________. Он призывал отнять у церкви______________, отменить плату за__________, на чешском языке проводить________________
По его мнению, церковь в Чехии должна подчиняться не папе, а___________.
Когда папа римский вызвал Гуса на собор, он решил поехать, чтобы там . Собор объявил Гуса _____________________и приговорил его к_________________.
2. Объясните происхождение названий.
Гуситы —
Табориты —
Умеренные —
3. Заполните схему, при необходимости обращаясь к материалу параграфа.
| Гуситы | |
2 течения |
Умеренные | | Табориты |
| | |
Умеренных поддерживали: | | Таборитов поддерживали: |
| | |
Требования: | | Требования: |
4. Главным организатором и руководителем гуситских войск был
5. Какое гуситское течение победило в гуситских войнах и почему?
6. Каковы были последствия гуситских войн?
§25 «Завоевание турками-османами Балканского полуострова»
1. «Сильное или слабое». Прочитаете текст стр. 208 п. 1 и ответьте на вопрос «Какие государства находились на Балканском полуострове, были они сильными или слабыми?».
2. «Правильно-неправильно». Прочитайте текст стр. 208-210, п.2-3 и выберите правильные утверждения.
Османское государство, это государство турков-сельджуков.
Османское государство было мирным, воевало только для своей защиты.
Глава этого государства носил имя - Султан.
Турки защищали Балканский полуостров от Византии и в целях защиты присоединили его к свои территориям.
На косовом поле Сербия пыталась добиться независимости от турков, но ей это не удалось.
После поражения на Косовом поле Сербия сразу же подчинилась туркам.
Балканы легко были завоеваны турками.
3. Падение Византии. Заполните пропуски, используя текст стр. 210-212
Мехмед II убил _____________________ и __________________________. Построил крепость на берегу ________________ и контролировал __________ в проливах, соединяющих Черное и _______________________. Мехмед II готовился к осаде _______________________. Султан выставил _______________________________________. Византия же могла _____________________. Турки хотели _______________________________________, но византийцы __________________________. Турки начали _____________________________ города. Осажденные начали ________________________ и взорвали его. Погибло много турок.
Мехмед II решил ___________________________________, которые слабо были укреплены через _______________________. Вход был закрыт массивной цепью, через который не могли пройти корабли. Османы же ________________________________________ в Золотой Рог постелив помост и ___________________________________________.
В городе ___________________________________. Силы воинов таяли, потому что не могли ________________________________________________. Стены имели __________________________. Турецкие войска начали последний __________________________. И наконец, прорвались через ворота в город. Погибает ________________________________.
1453 году - ____________________________________. Три дня ______________________. 60 тыс. людей были _____________________________. Султан торжественно въехал в город посетил храм св. Софии и велел сделать _______________________. Константинополь ______________________________ - столицу Османского государства.
В середине XV века турки османы утвердили свое ______________________________________.