Вариант 1
1. В узком смысле слова под обществом надо понимать
1) конкретный этап в развитии народа 2) территорию, имеющую четкие границы
3) социальную организацию страны 4) часть материального мира
2. Юля от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Юли?
1) мастерство 2) задатки 3) гениальность 4) талант
3. В стране Р. активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р.?
1) традиционному 2) индустриальному 3) аграрному 4) информационному
4. Верны ли следующие суждения о личности? А. Личность формируется в процессе социализации. Б. Одной из составляющих личности являются жизненные ценности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?
1) основное общее образование 2) среднее профессиональное образование
3) полное (среднее) образование 4) высшее профессиональное образование
6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Что из приведённого ниже является примером товара?
1) массаж лица 2) крем для лица 3) стрижка волос 4) консультация стилиста
8. Анна Сергеевна получила зарплату и отложила некоторую часть на покупку нового мобильного телефона. Какую функцию денег иллюстрирует этот пример?
1) средство учёта 2) средство накопления 3) мера стоимости 4) средство обращения
9. Граждане государства К. уплачивают налоги, размер которых включен в стоимость товаров или услуг. Какой вид налогов они оплачивают?
1) косвенный 2) региональный 3) прямой 4) федеральный
10. Верны ли следующие суждения о налогах? А. Взимание прямых налогов не связано с учётом доходов или имущества. Б. Налоги с продажи товаров и услуг относятся к косвенным налогам.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) преподаватели экономики 2) работодатели 3) петербуржцы 4) мужчины
12. Верны ли следующие суждения о социальных группах? А. Критерием отнесения конкретного человека к определенному классу служит его уровень образования. Б. Критерием отнесения конкретного человека к определенному классу служит его место жительства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям. Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Что является признаком государства любого типа?
1) наличие двухпалатного парламента 2) наличие правоохранительных органов
3) всенародное избрание главы государства 4) многопартийность
15. По Конституции СССР 1924 г. на Всероссийский съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских. Этот факт показывает, что выборы были
1) неравными 2) ограниченными 3) непрямыми 4) многостепенными
16. Верны ли следующие суждения о признаках государства?
А. Государство имеет единую территорию, очерченную государственными границами.
Б. Для государства характерно обязательное наличие единственной официальной религии.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Какое право человека относится к экономическим правам?
1) право на отдых 2) право собственности 3) право на жилище 4) право на жизнь
18. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ
1) принимает законы
2) разрешает правовые споры
3) утверждает изменения границ между субъектами РФ
4) осуществляет управление федеральной собственностью
19. На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили?
1) гражданский проступок 2) дисциплинарный проступок
3) административный проступок 4) уголовное преступление
20. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.
Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) открывают человеку новые возможности
2) влияют на деятельность человека
3) выражаются в ощущении нехватки чего-либо
4) меняются с возрастом
|
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
22. Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
НАКАЗАНИЕ | | ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ |
А) судимость Б) выговор В) лишение свободы Г) предупреждение | | 1) преступление 2) проступок |
23. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Законы регулируют жизнь общества, устанавливая рамки дозволенного поведения. (Б) Слишком большое число законов так же вредно для общества, как и их недостаток. (В) В любом демократическом государстве действуют правоохранительные органы, основными задачами которых является защита прав и свобод граждан, борьба с правонарушениями.
Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнение
24. В стране X был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где вы живете?» Результаты опроса представлены в таблице.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/05/s_5cf7ec9c38e26/1168718_1.png)
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности очень плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан.
2) Большинство опрошенных граждан считают экологическую обстановку в своем городе очень хорошей.
3) Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своем городе.
4) Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своем городе как очень хорошую.
5) Большинство граждан не задумываются о состоянии экологии в своих городах и затрудняются ответить на поставленный вопрос.
25. В 2000 г. и 2010 г. фонд изучения общественного мнения провёл среди граждан страны Z опрос: «Существует ли в стране Z правовое государство?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/05/s_5cf7ec9c38e26/1168718_2.png)
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В общественном мнении страны растёт убеждённость в том, что органы власти действуют в соответствии с законом.
2) Уровень и качество жизни в стране Z возрастали на протяжении 10 лет.
3) В стране Z установился демократический режим.
4) В стране Z зафиксированы многочисленные факты нарушения властями прав и свобод граждан.
5) Правительству страны Z предстоит серьёзная работа в области обеспечения прав и свобод человека.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет.
Ученые — это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества — это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.
В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...
Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то всё-таки эта истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления... (А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы)
27. Как, по мысли автора, связаны чтение и мышление? С опорой на текст приведите два объяснения.
28. Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».
29. Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характеристики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните любое из названных вами образных сравнений.
30. С давних времен известен принцип: «Чтение — вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.
31. Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.
Вариант № 1
1. Ответ: 1
2. Ответ: 2
3. Ответ: 2
4. Ответ: 3
5. Ответ: 2
6. Ответ: 3
7. Ответ: 2
8. Ответ: 2
9. Ответ: 1
10. Ответ: 2
11. Ответ: 4
12. Ответ: 4
13. Ответ: 2
14. Ответ: 2
15. Ответ: 1
16. Ответ: 1
17. Ответ: 2
18. Ответ: 4
19. Ответ: 3
20. Ответ: 1
21. Ответ: 2413
22. Ответ: 1212
23. Ответ: 121
24. Ответ: 13
25. Ответ: 15
26. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) влияние мышления на процесс познания;
2) отличие мыслителей от ученых;
3) преимущество собственных мыслей перед чужими;
4) ценность истины, полученной путем собственного мышления и воображения.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27. В ответе должны быть указаны:
1) чтение побуждает мыслить;
2) мышление отражает прочитанное.
28. Должны быть приведены следующие объяснения:
1. «В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом.»
2. «Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то все-таки эта истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...»
29. Могут быть указаны следующие образные сравнения:
1) чтение книги вселенной;
2) умеренное, но вполне устроенное книгохранилище;
3) цветущее весеннее растение.
Чтение книги вселенной — это восприятие всех духовных мировых богатств.
30. Может быть высказано следующее предположение:
Фраза не соответствует главной идее текста, так как: «В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...»
31. В ответе может быть указано следующее предположение: отношение Шопенгауэра к чтению отрицательное.
Аргумент в случае согласия: «Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то все-таки эта истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...»
Аргумент в случае несогласия: без чтения, то есть без получения новых знаний будет сложно. Практически невозможно развивать мыслительную деятельность.
Возможны и иные аргументы, подтверждающие или опровергающие данную точку зрения.
Вариант № 2
1. Какие отношения относятся преимущественно к экономической сфере жизни общества?
1) учителей и учащихся
2) политических партий и избирателей
3) производителей услуг и потребителей
4) священнослужителей и последователей религиозных конфессий
2. В стране Z в экономике доминирует аграрный сектор, основной ячейкой общества является родовая община К какому типу общества относится страна Z?
1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному 4) постиндустриальному
3. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество?
1) традиционному 2) индустриальному 3) аграрному 4) информационному
4. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.
Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Как принято называть эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству? 1) нравственность 2) духовность 3) справедливость 4) патриотизм
6. Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Искусство воспитывает эстетический вкус человека. Б. Искусство обращается к эмоциям человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Доход в государственный бюджет приносит (-ят)
1) обслуживание государственного долга 2) дотации предприятиям
3) льготы общественным фондам 4) таможенные пошлины
8. Увеличение количества самостоятельных продавцов на рынке бытовой техники привело к снижению цен на неё. Это результат
1) конкурентной борьбы 2) технического прогресса
3) ценового сговора производителей 4) государственного регулирования
9. Если человек сам, соблюдая закон, изготавливает какую-либо вещь для себя, он становится её собственником. Это — пример
1) основания приобретения права собственности 2) защиты права собственности
3) защиты прав малого бизнеса 4) купли-продажи товара
10. Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности?
Предприятия различных форм собственности должны А. ежегодно выплачивать дивиденды по своим ценным бумагам. Б. уплачивать налоги в государственный бюджет.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. К социальной сфере общества относятся отношения между
1) правительствами государств 2) предпринимателями одного государства
3) государством и предпринимателем 4) государством и пенсионером
12. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?
1) потребитель 2) избиратель 3) ученик средней школы 4) водитель
13. Верны ли следующие суждения об этносе?
А. В отличие от народности, нация — более устойчивая общность людей, причём устойчивость ей придаёт общность экономической жизни.
Б. Государство формирует народности и нации, объединяет территории и устанавливает связь с этническими группами.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Государственную власть осуществляет 1) ректор университета 2) Председатель Правительства
3) лидер оппозиционной партии 4) Председатель Центробанка
15. В государстве Z всенародно избранный президент является одновременно главой государства и главой правительства. Какова форма правления в государстве Z? 1) парламентская республика 2) президентская республика 3) абсолютная монархия 4) парламентская монархия
16. Верны ли следующие суждения о политической власти? А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля. Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Что из перечисленного является характерной чертой выборов в Российской Федерации?
1) многоступенчатый характер 2) открытая подача голосов
3) альтернативность 4) образовательный ценз избирателей
18. Что относится к полномочиям Совета Федерации?
1) решение территориальных споров между субъектами Российской Федерации
2) управление федеральной собственностью 3) разработка и исполнение бюджета страны
4) определение основных направлений внутренней политики
19. Производитель (продавец) определённых категорий товара обязан осуществлять гарантийный ремонт в случае необходимости. Какое право потребителя защищается этими действиями?
1) право на возмещение причинённого вреда 2) право на безопасность
3) право на качественный товар 4) право на полную и достоверную информацию о товаре
20. Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика связана с отношениями между большими социальными группами людей.
Б. Политикой могут заниматься только люди с соответствующим профессиональным образованием.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y — тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) пресечение нарушений общественного порядка
2) наличие органов исполнительной власти
3) свободные выборы на альтернативной основе
4) вынесение приговоров внесудебными органами
|
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
22. Установите соответствие между отраслью права и видом правонарушения, относящегося к ней: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ | | ОТРАСЛЬ ПРАВА |
А) систематические опоздания гражданина на работу Б) отказ выполнять обязательства по заключенной ранее сделке В) увольнение женщины с места работы в связи с оформлением ею больничного листа по уходу за ребёнком Г) распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина | | 1) трудовое 2) гражданское |
23. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В ходе социологического опроса было установлено, что 55% опрошенных являются сторонниками официальной регистрации брака. (Б) При этом более трети опрошенных связывают нежелание официально регистрировать брак с недостаточной привязанностью мужчины и женщины друг к другу. (В) Вызывает опасение позиция значительной доли молодёжи о том, что в браке у супругов больше ответственности, обязательств, чем при совместном проживании без официальной регистрации брака. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнение
24. Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведческую задачу: «15-летний Иван учится в 9 классе. Он хочет поработать в свободное от учёбы время. Вправе ли он заключить трудовой договор?» Результаты выполнения задачи (в % от числа решавших задачу) приведены в таблице.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/05/s_5cf7ec9c38e26/1168718_3.png)
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наименьшая доля учеников в каждом из классов выбрали правильный ответ.
2) Ученики 9 «Б» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «А», обосновав свой ответ тем, что это должен быть лёгкий труд, не причиняющий вреда их здоровью.
3) Ученики 9 «А» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «Б», указав, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
4) Лишь каждый десятый из учащихся обоих классов указал правильное условие заключения трудового договора.
5) В 9 «Б» правильный ответ дали больше учащихся, чем в 9 «А».
25. Учёные опросили 25-летних и 55-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/05/s_5cf7ec9c38e26/1168718_4.png)
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Вопросы карьерного роста важны для молодёжи.
2) Работники старшего возраста меньше конфликтуют со своими коллегами.
3) Для значительной части работников материальные стимулы являются основными.
4) Возможность самореализации является одним из двух важнейших мотивов трудовой активности работников независимо от их возраста.
5) Роль интереса к работе как мотива трудовой активности ослабевает с возрастом.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ключевой элемент демократии — полноправие граждан.
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.
Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен — идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.
Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.
Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага. (По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)
27. Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые два элемента (показателя))?
28. Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть (укажите два способа влияния)?
29. С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.
30. Авторы упоминают выборы, проводимые на «честной основе». Укажите любые три требования, которым должны соответствовать демократические выборы.
31. Авторы связывают демократию с пониманием гражданами общих нужд. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой связи.
Вариант № 2
1. Ответ: 3
2. Ответ: 1
3. Ответ: 4
4. Ответ: 3
5. Ответ: 4
6. Ответ: 3
7. Ответ: 4
8. Ответ: 1
9. Ответ: 1
10. Ответ: 2
11. Ответ: 4
12. Ответ: 1
13. Ответ: 1
14. Ответ: 2
15. Ответ: 2
16. Ответ: 3
17. Ответ: 3
18. Ответ: 1
19. Ответ: 3
20. Ответ: 1
21. Ответ: 1234
22. Ответ: 1212
23. Ответ: 112
24. Ответ: 24
25. Ответ: 13
26. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) способы воздействия граждан на государственную политику;
2) власть большинства как общепризнанный показатель демократии;
3) власть большинства и защита прав меньшинств;
4) гражданское общество и новый тип граждан.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27. В правильном ответе могут быть указаны два показателя:
1. Периодические выборы.
2. Участие в объединениях по интересам, общественных движениях, профессиональных союзах и др.
Способы могут быть сформулированы иначе.
28. Могут быть названы следующие два способа влияния:
1) во время выборов граждане могут отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями;
2) в период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д.
29. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Смысл понятия, например: независимое от государства объединение людей, образованное по инициативе самих граждан для совместного решения тех или иных вопросов, вызванных общими нуждами.
Смысл понятия может быть сформулирован иначе.
2. Два примера:
а) жители микрорайона создали общественную организацию, которая добилась отмены принятого решения о строительстве нового торгового центра на месте парка;
б) общество защиты прав потребителей представляет в суде интересы потребителей, пострадавших от недобросовестных производителей товаров и услуг.
Могут быть приведены другие примеры деятельности организаций гражданского общества.
30. В правильном ответе могут быть указаны следующие требования к демократическим выборам:
1) возможность выбора из нескольких кандидатов (партий), представляющих разные политические силы (выборы на альтернативной основе);
2) возможность получения правдивой и честной информации о кандидатах (политических партиях);
3) всеобщее, равное право каждого гражданина участвовать в выборах;
4) тайное голосование;
5) свободное и добровольное участие граждан.
Требования могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
31. Могут быть даны такие объяснения:
1) участие в выборах приучает соотносить заявления и обещания кандидатов с интересами, например, жителей города;
2) обращаясь в органы власти, граждане часто отстаивают общие интересы какой-либо группы.
Могут быть даны другие объяснения указанной связи.
Вариант № 3
1. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
1) религия, мораль 2) производство, обмен 3) выборы, власть 4) нация, стратификация
2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность
1) в еде 2) в тепле 3) в продолжении рода 4) в самореализации
3. К. — небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному 4) постиндустриальному
4. Верны ли суждения об обществе? А. Общество — это исторический этап в развитии человечества.
Б. Общество — это отдельная страна, государство, регион.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере
1) науки 2) искусства 3) религии 4) образования
6. Верны ли следующие суждения о морали? А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека. Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь
1) снижение налога на прибыль 2) увеличение размеров государственной пошлины
3) расширение финансирования образования 4) повышение зарплаты медицинским работникам
8. Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) предпринимательством 2) реформированием 3) производством 4) творчеством
9. В стране Z производство товаров координируется правительством — предприятия получают директивные указания, что и в каком количестве производить. Данный признак характерен для экономики 1) традиционной 2) плановой 3) рыночной 4) конкурентной
10. Верны ли следующие суждения о частной собственности? А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией. Б. Частная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Дмитрию 17 лет, он заканчивает среднюю школу. Его семья — родители, сестра и брат. В этих характеристиках проявляется 1) личный авторитет 2) этническая принадлежность человека
3) престиж семьи 4) социальный статус личности
12. В семье А. каждый вечер принято рассказывать друг другу о самых важных событиях, случившихся в течение дня. Какая функция семьи проявляется в данном примере?
1) воспитательная 2) репродуктивная 3) хозяйственная 4) эмоциональная
13. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
А. К условиям успешного межнационального сотрудничества относят уважение прав этнических меньшинств. Б. В современном мире межэтнические конфликты могут возникнуть из-за территориальных споров. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является
1) либеральным 2) демократическим 3) революционным 4) авторитарным
15. В государстве Н. существуют президент и парламент. При этом правительство формируется на парламентской основе, то есть из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте. Правительство государства Н. ответственно перед парламентом. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация? 1) конституционной монархии 2) парламентской республики 3) абсолютной монархии 4) президентской республики
16. Верны ли следующие суждения о демократическом режиме? А. Демократический режим основан на признании прав и свобод человека. Б. При демократическом режиме периодически происходят свободные выборы в органы государственной власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Право в отличие от морали 1) является видом социальных норм 2) регулирует поведение людей
3) поддерживается силой государства 4) обращено ко всему обществу
18. Российской Конституцией гарантировано каждому человеку право на свободу и личную неприкосновенность. О каком виде прав идёт речь?
1) политических 2) экономических 3) естественных 4) социальных
19. Граждане государства участвуют в формировании парламента, выбирая его депутатов. В этом проявляются их права 1) социально-экономические 2) культурные 3) политические 4) человека
20. Верны ли следующие суждения о Президенте РФ? А. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ. Б. Президент РФ утверждает военную доктрину РФ.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. В приведенном списке указаны черты сходства понятий «предприниматель» и «управляющий» и черты их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) является участником рыночных отношений 2) является собственником предприятия (фирмы)
3) является руководителем предприятия 4) является наемным работником
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
22. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИЯ | | СУБЪЕКТ ГОС.ВЛАСТИ |
А) подписание и обнародование федеральных законов Б) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда РФ В) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека Г) объявление амнистии Д) обеспечение исполнения федерального бюджета | | 1) Государственная Дума 2) Президент РФ 3) Совет Федерации 4) Правительство РФ |
23. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Редакция журнала опросила читателей: «Сложилось ли в стране правовое государство?» (Б) Более половины читателей дали отрицательный ответ. (В) Возможно, это связано с тем, что в стране нередки нарушения прав человека.
Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнение
24. В стране Z в 2004, 2006 и 2010 годах были проведены опросы общественного мнения, в ходе которого респондентам предлагалось ответить на вопрос «Как вы оцениваете материальное состояние своей семьи?». Результаты опросов (в процентах от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/05/s_5cf7ec9c38e26/1168718_5.png)
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наиболее многочисленной является категория граждан, которые в состоянии регулярно осуществлять дорогостоящие покупки.
2) Количество респондентов, которые испытывают серьёзные экономические затруднения, сократилось с 2004 по 2010 годы.
3) Почти половина опрошенных в 2010 году может позволить себе свободное приобретение продуктов и одежды, но приобретение товаров длительного пользования для них затруднено.
4) В 2009 году каждый пятый опрошенный испытывал затруднения с покупкой одежды.
5) Количество респондентов, которые чувствуют себя свободными в покупке товаров любой ценовой категории, кроме очень дорогих вещей, возросло.
25. В стране Z был проведён опрос совершеннолетних граждан о том, какой подход к проблеме прав человека является более правильным. Результаты опроса по двум возрастным группам (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/05/s_5cf7ec9c38e26/1168718_6.png)
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Опрошенные обеих групп абсолютно безразличны к проблеме прав человека.
2) Как у людей среднего возраста, так и у людей постарше нет единого подхода к проблеме прав человека.
3) Люди более старшего возраста проявляют большую политическую активность, чем граждане среднего возраста.
4) В стране Z отсутствует гражданское общество.
5) Люди среднего возраста в большей мере, чем люди постарше, готовы отстаивать свои интересы даже в ущерб интересам государства.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Демократия в политической жизни современного общества является результатом процесса, в рамках которого были бы в равной степени задействованы, обнародованы, обсуждены, сопоставлены и учтены интересы и волеизъявления всех.
Демократия также одновременно представляет собой состязательную систему, обеспечивающую честную конкуренцию конфликтующих интересов и противостоящих целей. Демократия представляет собой систему организации общественного обсуждения, призванную вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели.
Остановимся на проблеме выработки и принятия решений в демократическом обществе. Реальное демократическое принятие решений (как, впрочем, и недемократическое) всегда происходит в каких-то конкретных ситуациях — в определённое время и в определённом месте, по поводу определённых вопросов и для определённых людей.
Примерами подобных ситуаций могут быть, например, семья, школа, исследовательская лаборатория, спортивная команда, религиозное сообщество, округ или квартал, профсоюз либо фирма. В той мере, в какой любая из этих организаций, практик или структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет собой демократию.
27. Результатом развития какого политического процесса автор считает демократию? Приведите в подтверждение слов автора собственное пояснение, опирающееся на знание курса.
28. Какие две стороны демократии как системы выделяет автор? Сформулируйте иное известное Вам из курса определение демократии.
29. Опираясь на знания курса, назовите две характерные черты демократического пути принятия решения и проиллюстрируйте одну из них конкретным примером.
30. В одной из неформальных молодежных групп установлен жёсткий закон: любой участник, который не согласен с распоряжениями лидера, наказывается. Его могут исключить из организации, объявить бойкот и т.д. Как Вы думаете, является ли подобная организация демократической? Дайте аргументированный ответ на вопрос, подтвердив его цитатой из текста.
31. Автор подчеркивает, что одной из важнейших сторон демократии является состязательность и честная конкуренция участников. Сформулируйте два аргумента (объяснения) в обоснование этого вывода.
Вариант № 3
1. Ответ: 2
2. Ответ: 4
3. Ответ: 1
4. Ответ: 3
5. Ответ: 2
6. Ответ: 3
7. Ответ: 2
8. Ответ: 1
9. Ответ: 2
10. Ответ: 4
11. Ответ: 4
12. Ответ: 4
13. Ответ: 3
14. Ответ: 4
15. Ответ: 2
16. Ответ: 3
17. Ответ: 3
18. Ответ: 3
19. Ответ: 3
20. Ответ: 3
21. Ответ: 1324
22. Ответ: 23114
23. Ответ: 112
24. Ответ: 235
25. Ответ: 25
26. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) демократия как согласование интересов;
2) демократия как состязательная система;
3) принятие решений в демократическом обществе;
4) вопросы, по которым принимаются решения демократическим путем.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27. Ответ должен содержать следующие элементы:
1) процесс, в котором были бы согласованы интересы всех;
2) пояснение авторских слов: в демократическом обществе должны быть услышаны все, решения должны приниматься в интересах большинства граждан, с их ведома.
28. В ответе должны быть элементы:
1. Две стороны демократии:
а) демократия — состязательная система, обеспечивающая честную конкуренцию конфликтующих интересов;
б) демократия — система организации общественного обсуждения, призванная вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели;
2. Определение демократии:
«Демократия — форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод».
29. В правильном ответе должны быть элементы:
1. Две характерные черты демократического пути принятия решений, например:
а) отражение в принимаемых решениях мнений и настроений большинства граждан;
б) широкое обсуждение проектов политических решений и законопроектов в общественных организациях и средствах
массовой информации;
в) гласность и открытость процесса разработки и принятия решений;
г) учёт при принятии решений противоречивых позиций и взглядов.
2. Пример: в школе все важнейшие решения о программах, ведении курсов по выбору, организации летнего отдыха школьников принимаются советом школы, куда входят и ученики, и педагоги, и родители.
Могут быть приведены иные верные черты, иной пример.
30. 1. Аргументированный ответ на вопрос, например: организация не является демократической, так как в ней решения принимаются без учёта интересов большинства участников, рядовые члены организации бесправны и безгласны.
Может быть дан другой ответ на вопрос. Ответ на вопрос без развёрнутого пояснения, аргументации не засчитывается при оценивании.
2. Фрагмент текста: «В той мере, в какой любая из … организаций, практик или структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет собой демократию» ИЛИ «Демократия представляет собой систему организации общественного обсуждения, призванную вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели».
31. 1) без состязательности участников есть вероятность, что утвердится не наиболее правильная точка зрения, а позиция самого влиятельного лица;
Вариант № 4
1. Человек влияет на природу
1) положительно 2) не влияет на природу 3) и положительно, и отрицательно 4) отрицательно
2. Что является отличительным признаком морали?
1) отражает представления о добре и зле 2) эмоционально воздействует на человека
3) объясняет природные и общественные явления 4) обращается к сверхъестественным силам
3. К основным категориям нравственности относятся понятия
1) причина и следствие 2) истина и познание 3) чувства и разум 4) честь и достоинство
4. Верны ли суждения об обществе? А. Общество — это исторический этап в развитии человечества.
Б. Общество — это отдельная страна, государство, регион.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. В стране N имеются многочисленные учебные курсы, занятия на которых направлены на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует данный пример?
1) непрерывность образования 2) гуманизация образования
3) информатизация образования 4) приоритетность образования
6. Верны ли следующие суждения о формах культуры? А. Салонная музыка — это разновидность элитарной культуры. Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Что из перечисленного характеризует командную экономику?
1) следование в процессе производства вековым традициям предков
2) частная собственность на средства производства
3) нерегулируемые цены
4) централизованное планирование производства
8. Цена резиновой шапочки для плавания — 50 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1) мировые деньги 2) средство обращения 3) мера стоимости 4) средство накопления
9. Если человек сам, соблюдая закон, изготавливает какую-либо вещь для себя, он становится её собственником. Это — пример
1) основания приобретения права собственности 2) защиты права собственности
3) защиты прав малого бизнеса 4) купли-продажи товара
10. Верны ли следующие суждения о свойствах товара? А. Любой товар удовлетворяет потребности людей. Б. Товар имеет определенную стоимость, в соответствии с которой его можно обменять на другой товар. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) общими увлечениями 2) непосредственными личными контактами
3) собственными социальными нормами 4) совместным ведением хозяйства
12. В семье А. каждый вечер принято рассказывать друг другу о самых важных событиях, случившихся в течение дня. Какая функция семьи проявляется в данном примере?
1) воспитательная 2) репродуктивная 3) хозяйственная 4) эмоциональная
13. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах? А. Ссора между приятелями служит проявлением социального конфликта.Б. Противоречия интересов рабочих и предпринимателей могут вызвать социальный конфликт.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей — это 1) социализация 2) власть 3) политика 4) престиж
15. В США в середине XIX века избирательные права получили все белые мужчины, затем — бывшие рабы, а в 1920 г. — женщины. Это движение в направлении к избирательному праву
1) равному 2) формальному 3) прямому 4) всеобщему
16. Верны ли следующие суждения о разделении властей? А. Разделение властей на законодательную, судебную, исполнительную способствует правовому ограничению государственной власти. Б. Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Право, в отличие от морали,
1) охраняется силой государства 2) опирается на представления о добре и зле
3) регулирует общественные отношения 4) опирается на общественное мнение
18. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ
1) принимает законы 2) разрешает правовые споры
3) утверждает изменения границ между субъектами РФ
4) осуществляет управление федеральной собственностью
19. Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества
1) владеть 2) распоряжаться 3) пользоваться 4) наследовать
20. Верны ли следующие суждения о судебной власти в РФ? А. Судопроизводство в РФ осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Б. Судебная власть независима и руководствуется только Конституцией РФ и федеральным законодательством.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) наступает только за совершённое преступление 2) применяется компетентными органами государства 3) строго регламентируется нормами права 4) влечёт судимость гражданина
22. Установите соответствие между органом власти и его полномочиями:
ПОЛНОМОЧИЯ | | ОРГАН ВЛАСТИ |
A) разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ Б) разрешает дела о соответствии договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ B) является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам Г) разрешает экономические споры между субъектами хозяйственной деятельности Д) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти | | 1) Верховный Суд РФ 2) Конституционный Суд РФ |
23. Определите, какие положения текста: 1) отражают факты 2) выражают мнения
(А) С начала XXI века в стране Z проводится реформа государственной власти. (Б) По данным статистических исследований, доля граждан, в полной мере реализующих свои политические права и свободы, увеличилась вдвое. (В) Результаты преобразований, скорее всего, совпали с надеждами реформаторов.
24. В стране Z был проведён опрос среди совершеннолетних жителей на тему: «Кто в первую очередь должен заниматься воспитанием детей?». Результаты опроса в процентах от числа отвечавших представлены в таблице.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/05/s_5cf7ec9c38e26/1168718_7.png)
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Практически равные количество опрошенных как среди мужчин, так и среди женщин полагают, что в первую очередь воспитанием детей должен заниматься отец.
2) Наименьшая часть опрошенных среди женщин полагает, что в первую очередь воспитанием должны заниматься в школах и детских садах.
3) Пятая часть опрошенных женщин считает, что в первую очередь воспитанием детей должна заниматься мать.
4) Наименьшая часть опрошенных мужчин считает, что в первую очередь воспитанием детей должны заниматься старшие члены семьи.
5) Более половины как среди опрошенных мужчин, так и среди опрошенных женщин считают, что в первую очередь воспитанием детей должен заниматься один из родителей.
25. В стране X в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «В какой валюте сейчас наиболее выгодно и безопасно хранить свои сбережения и накопления?» Результаты опроса приведены в таблице.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/05/s_5cf7ec9c38e26/1168718_8.png)
Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опросов информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Растет доверие населения к своей национальной валюте.
2) Стабильно и неизменно растет доверие населения к доллару.
3) Неуклонно падает доверие населения к евро.
4) Происходит пересмотр отношения граждан к национальной валюте по сравнению с иностранными валютами.
5) Произошло резкое падение доверия населения к доллару.
Текст Извлечения из Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП)
Статья 2.1
1. Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статья 2.2
1. Административное правонарушение признаётся совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
2. Административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Статья 2.7
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред.
Статья 2.9
При малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
1. Используя приведённые извлечения из КоАП РФ, сформулируйте четыре признака административного правонарушения.
2. Что закон понимает под состоянием крайней необходимости? Предположите, почему причинение вреда в состоянии крайней необходимости не является административным правонарушением.
3. Сформулируйте название каждой из приведённых статей КоАП РФ.
4. Привлекая знания обществоведческого курса, приведите два примера административных правонарушений и в каждом примере дайте краткое объяснение, в чём состоит вред совершённых действий.
5. В обществе высказывается мнение, что ст. 2.9 КоАП РФ следует отменить.
Предположите, какие аргументы могут быть у сторонников и противников этого мнения. (Приведите по одному возможному аргументу.)
6. Начинающий водитель К. припарковывал свой автомобиль, но не справился с этой задачей и повредил цветочную клумбу. Какова форма вины гражданина К.? Свой ответ поясните с опорой на соответствующую статью КоАП РФ.
Вариант № 4
№ | ответ | № | ответ |
1 | 3 | 13 | 3 |
2 | 1 | 14 | 2 |
3 | 4 | 15 | 4 |
4 | 3 | 16 | 3 |
5 | 1 | 17 | 1 |
6 | 3 | 18 | 4 |
7 | 4 | 19 | 2 |
8 | 3 | 20 | 3 |
9 | 1 | 21 | 2314 |
10 | 3 | 22 | 22112 |
11 | 4 | 23 | 112. |
12 | 4 | 24 | 145. |
| | 25 | 145. |
1. Используя приведённые извлечения из КоАП РФ, сформулируйте четыре признака административного правонарушения.
Ответ:
1) деяние (действие или бездействие);
2) противоправное деяние;
3) виновное деяние;
4) наказуемое деяние.
2. Что закон понимает под состоянием крайней необходимости? Предположите, почему причинение вреда в состоянии крайней необходимости не является административным правонарушением.
Ответ:
1) Действия, предпринятые для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред.
2) Опасность, которая угрожает личности, ее правам, интересам общества и государства в данный момент не может быть устранена другими средствами. Причиненный вред меньше, чем предотвращенный вред.
3. Сформулируйте название каждой из приведённых статей КоАП РФ.
Ответ:
Статья 2.1. Административное правонарушение
Статья 2.2. Формы вины
Статья 2.7. Крайняя необходимость
Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
4. Привлекая знания обществоведческого курса, приведите два примера административных правонарушений и в каждом примере дайте краткое объяснение, в чём состоит вред совершённых действий.
Ответ:
1) Нарушение требований пожарной безопасности (в случае пожарной опасности возможно большое количество пострадавших людей)
2) Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (угроза жизни других людей при ДДП)
5. В обществе высказывается мнение, что ст. 2.9 КоАП РФ следует отменить.
Предположите, какие аргументы могут быть у сторонников и противников этого мнения. (Приведите по одному возможному аргументу.)
Ответ:
Аргументы сторонников – любое административное деяние общественно опасное и наказание должно быть строгим, понятия малозначительного правонарушения в законодательстве не существует.
Аргумент противников - при малозначительности совершённого административного правонарушения наказание должно быть мягче в силу отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
6. Начинающий водитель К. припарковывал свой автомобиль, но не справился с этой задачей и повредил цветочную клумбу. Какова форма вины гражданина К.? Свой ответ поясните с опорой на соответствующую статью КоАП РФ.
Ответ:
Форма вины - административное правонарушение признают совершённым по неосторожности, т. к. водитель не предвидел возможности наступления таких последствий (Статья 2.2 ч. 2)
Вариант № 5
1. Какие отношения относятся преимущественно к экономической сфере жизни общества?
1) учителей и учащихся 2) политических партий и избирателей
3) производителей услуг и потребителей 4) священнослужителей и последователей конфессий
2. Получение новой информации об окружающем мире является главной целью деятельности
1) практической 2) художественной 3) трудовой 4) познавательной
3. В стране Р. активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р.?
1) традиционному 2) индустриальному 3) аграрному 4) информационному
4. Верны ли суждения об обществе? А. Общество — это исторический этап в развитии человечества. Б. Общество — это отдельная страна, государство, регион.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере
1) науки 2) искусства 3) религии 4) познания
6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире? А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире. Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет 1) уменьшение налоговых поступлений 2) увеличение объемов производства 3) сокращение расходов на оборону 4) развитие малого бизнеса
8. Что из перечисленного характерно для предпринимательской деятельности?
1) повышенная политическая активность 2) уравнительное распределение произведённых благ
3) отсутствие специальных способностей 4) наличие экономической свободы
9. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z? 1) командному 2) рыночному 3) плановому 4) традиционному
10. Верны ли следующие суждения о свойствах товара? А. Любой товар удовлетворяет потребности людей. Б. Товар имеет определенную стоимость, в соответствии с которой его можно обменять на другой товар. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) общими увлечениями 2) непосредственными личными контактами
3) собственными социальными нормами 4) совместным ведением хозяйства
12. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье
1) патриархальной 2) демократической 3) неполной 4) партнёрской
13. Верны ли следующие суждения о способах разрешения конфликтов? А. Конкуренция является одним из эффективных способов выхода из конфликта. Б. Переговоры, посредничество часто используются при решении международных конфликтов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Способ образования и правовое положение высших органов власти называется
1) разделением властей 2) формой правления 3) политическим режимом 4) суверенитетом
15. Какой пример иллюстрирует деятельность гражданского общества? 1) Парламент принял поправку в Налоговый кодекс. 2) Президент страны одобрил инициативу депутатов. 3) Депутаты парламента провели уроки в школах. 4) Жители микрорайона провели митинг против строительства торгово-развлекательного центра на месте сквера.
16. Верны ли суждения о гражданском обществе? А. Одним из примеров развития гражданского общества является усиление контроля центральных органов власти над местными. Б. К институтам гражданского общества относятся общественные объединения, некоммерческие неправительственные организации.1) верно А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Что относится к социальным правам человека? 1) право на охрану здоровья и медицинскую помощь 2) право на жизнь 3) избирательные права 4) право собственности
18. Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?
1) разработка и принятие законов 2) управление федеральной собственностью
3) решение вопросов гражданства РФ 4) введение чрезвычайного положения
19. Пётр и Анна не достигли брачного возраста, однако их брак был зарегистрирован. При каком условии это стало возможным?
1) Пётр и Анна доказали работникам ЗАГС, что готовы заботиться друг о друге
2) Родители Петра готовы предоставить молодожёнам жильё
3) Пётр и Анна являются троюродными братом и сестрой
4) Пётр и Анна получили разрешение органов местного самоуправления
20. Верны ли следующие суждения о международных документах? А. Основополагающим документом международного права, где впервые были перечислены права и свободы человека, является Всеобщая декларация прав человека. Б. Почти весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации и Международных пактах об экономических, социальных, культурных правах, вошёл в Конституцию РФ. 1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. К основным видам юридической ответственности относятся, в том числе, дисциплинарная и гражданско-правовая. В приведённом ниже списке указаны черты их сходства и отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) имеет характер государственного осуждения
2) применяется за нарушение договорных обязательств имущественного характера
3) наступает в случае нарушения трудовой дисциплины
4) имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя
22. Установите соответствие между полномочиями, федеративного устройства РФ, и их субъектами
ПОЛНОМОЧИЯ | | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ |
A) защита семьи, материнства, отцовства и детства Б) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства B) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование Г) разграничение государственной собственности Д) социальное обеспечение | | 1) Российская Федерация 2) Российская Федерация и субъекты РФ |
23. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнение
(А) В ходе социологического опроса было установлено, что 55% опрошенных являются сторонниками официальной регистрации брака. (Б) При этом более трети опрошенных связывают нежелание официально регистрировать брак с недостаточной привязанностью мужчины и женщины друг к другу. (В) Вызывает опасение позиция значительной доли молодёжи о том, что в браке у супругов больше ответственности, обязательств, чем при совместном проживании без официальной регистрации брака.
24. В 2000 г. и 2010 г. фонд изучения общественного мнения провёл среди граждан страны Z опрос: «Существует ли в стране Z правовое государство?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/05/s_5cf7ec9c38e26/1168718_2.png)
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Около трети опрошенных в 2000 г. и в 2010 г. не считают страну Z правовым государством.
2) В обоих опросах доля тех, кто считает страну Z правовым государством, выше, чем отрицающих .
3) Большинство опрошенных связывают правовое государство с деятельностью парламента.
4) В 2010 г. больше опрошенных, чем в 2000 г., смогли ответить на поставленный вопрос и правильно обосновать свой выбор.
5) В 2010 г. в сравнении с 2000 г. вдвое возросла доля опрошенных, правильно понимающих сущность правового государства.
25. В государстве П. в 2003 и 2013 годах были проведены опросы общественного мнения, в ходе которых респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие формы политической активности вы используете?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
| 2003 г., % | 2013 г., % |
обращения к властям | 14 | 20 |
обращения в суд | 4 | 10 |
обращения в СМИ | 8 | 15 |
участие в митингах, демонстрациях | 15 | 16 |
участие в забастовках, акциях протеста | 23 | 15 |
готовность взяться за оружие, пойти на баррикады | 26 | 10 |
не участвую | 10 | 14 |
Результаты опросов, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В 2003 году в стране П. наблюдался высокий уровень политической нестабильности.
2) Уровень доверия населения СМИ как эффективному способу воздействия на власть в 2003 году был очень высок.
3) Большинство населения считает обращение в суд наиболее верным решением при необходимости защиты своих прав.
4) Угроза насильственного свержения власти не привела ни к каким существенным изменениям в политической ситуации в стране П.
5) За прошедшее между опросами десятилетие власти страны предприняли действия, направленные на снижение уровня недовольства населения государственной властью.
Текст. Извлечения из Уголовного кодекса РФ
Статья 19.
Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.
Статья 21.
1. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить
ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.
Статья 24.
1. Виновным в преступлении признаётся лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.
2. Деяние, совершённое только по неосторожности, признаётся преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьёй Особенной части настоящего Кодекса.
Статья 25.
1. Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом.
2. Преступление признаётся совершённым с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
3. Преступление признаётся совершённым с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Статья 26.
1. Преступлением, совершённым по неосторожности, признаётся деяние, совершённое по легкомыслию или небрежности.
2. Преступление признаётся совершённым по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.
3. Преступление признаётся совершённым по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. (Извлечения из Уголовного кодекса РФ)
1. Сформулируйте название каждой из приведённых статей Уголовного кодекса РФ.
2. Назовите три общих условия наступления уголовной ответственности, установленные Уголовным кодексом РФ.
3. Согласно ст. 21 Уголовного кодекса РФ «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости». Как вы понимаете смысл следующих характеристик: лицо а) «не могло осознавать фактический характер своих действий (бездействия)»; б)лицо «не могло осознавать общественную опасность своих действий (бездействия)»?
4. Согласно Уголовному кодексу РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Но за некоторые преступления уголовной ответственности подлежат лица, достигшие возраста 14 лет. Привлекая обществоведческие знания, назовите три таких преступления и объясните, почему ответственность за них наступает так рано.
5. В обществе бытует мнение, что ужесточение уголовной ответственности несовершеннолетних за все виды преступлений – одно из важнейших средств обеспечения их правомерного поведения. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите по одному аргументу сторонников и противников этого мнения.
6. Управлявший автомобилем в состоянии сильного алкогольного опьянения гражданин Р. стал виновником ДТП, в результате которого погибли два человека. Определите форму вины гражданина Р. Свой ответ объясните. Дайте ссылку на соответствующую статью Уголовного кодекса РФ и соответствующий пункт этой статьи.
Вариант № 5
№ | ответ | № | ответ |
1 | 3. | 13 | 2 |
2 | 4. | 14 | 2 |
3 | 2 | 15 | 4 |
4 | 3 | 16 | 2 |
5 | 2 | 17 | 1 |
6 | 3 | 18 | 2 |
7 | 1 | 19 | 4 |
8 | 4 | 20 | 1 |
9 | 2 | 21 | 1423 |
10 | 3 | 22 | 21122 |
11 | 4 | 23 | 112 |
12 | 1 | 24 | 124 |
| | 25 | 15 |
1. Сформулируйте название каждой из приведённых статей Уголовного кодекса РФ.
Ответ:
Статья 19. Общие условия уголовной ответственности
Статья 21. Невменяемость
Статья 24. Формы вины
Статья 25. Преступление, совершенное умышленно
Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности
2. Назовите три общих условия наступления уголовной ответственности, установленные Уголовным кодексом РФ.
Ответ: Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.
3. Согласно ст. 21 Уголовного кодекса РФ «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости». Как вы понимаете смысл следующих характеристик: лицо а) «не могло осознавать фактический характер своих действий (бездействия)»; б)лицо «не могло осознавать общественную опасность своих действий (бездействия)»?
Ответ: а) не способные осознавать характер совершаемых ими действий, руководить своими действиями; б) не способные осознавать последствия своих действий ( бездействия ), нанесения существенного ущерба
4. Согласно Уголовному кодексу РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Но за некоторые преступления уголовной ответственности подлежат лица, достигшие возраста 14 лет. Привлекая обществоведческие знания, назовите три таких преступления и объясните, почему ответственность за них наступает так рано.
Ответ:
Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за
1) убийство (тяжкое преступление, умышленное причинение смерти другому человеку, преступление против личности);
2) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (тяжкое преступление, преступление против личности);
3) насильственные действия сексуального характера (тяжкое преступление, преступление против личности)
5. В обществе бытует мнение, что ужесточение уголовной ответственности несовершеннолетних за все виды преступлений – одно из важнейших средств обеспечения их правомерного поведения. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите по одному аргументу сторонников и противников этого мнения.
Ответ:
Аргументы «за»
- Количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, растёт.
- Ужесточение уголовной ответственности остановит многих подростков от совершения преступлений.
Аргументы «против»
- в силу возрастных особенностей у несовершеннолетнего, совершившего преступление, решающим мог оказаться такой мотив, как ложное чувство товарищества, сыграть роль склонность к подражанию, а не антиобщественная направленность личности и стремление извлечь из совершенного преступления собственную выгоду
- одним из аргументов против ужесточения уголовной ответственности несовершеннолетних может быть признано совершение подростком преступления в результате физического или психического принуждения со стороны взрослого лица
6. Управлявший автомобилем в состоянии сильного алкогольного опьянения гражданин Р. стал виновником ДТП, в результате которого погибли два человека. Определите форму вины гражданина Р. Свой ответ объясните. Дайте ссылку на соответствующую статью Уголовного кодекса РФ и соответствующий пункт этой статьи.
Ответ:
Форма вины – преступление совершено по неосторожности, по легкомыслию, т. к. водитель предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий (ст. 26 ч. 2 УК РФ).