СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник ТРИЗ задач по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник ТРИЗовских задач по биологии для применения их на уроках для развития ассоциативного мышления.

Просмотр содержимого документа
«Сборник ТРИЗ задач по биологии»

ТРИЗ технология

Некоторые приемы составления загадок по методике ТРИЗ.

С опорой на отличия.

Рассмотрим схему на основе составления загадки про юлу.

На что похоже?

Чем отличается?

На зонтик

От дождя не укроет

На балерину

Не живой

На гриб

Не съедобный

Загадка: Похож на зонтик, но от дождя не спрячешься,

             Танцует, как балерина, но не живой,

              Напоминает гриб, но не съешь.

С опорой на сходство (с использованием схемы «..., но не …»)

Загадка про апельсин.

Какой? ( или что делает?)

Что такое же?

Оранжевый

Лиса

Круглый

Мяч

Сочный

Арбуз

Загадка: Оранжевый, но не лиса,

               Круглый, но не мяч,

               Сочный, но не арбуз.

Загадки «не о чем»

Для составления используем дополнительные обороты:

«местами …, местами ….»

«сначала …, потом …»

«То …, то …»

«отдельно …, вместе …»

«для кого-то …, для кого-то …»

«вчера …, сегодня …»

Вместо многоточия добавляем прилагательные и пробуем найти ответ. Свой ответ надо объяснить.

Загадки: То холодный, то горячий. (суп, утюг, лоб человека…)

              Для кого-то хороший, для кого-то плохой. (дождь, ветер, вечер…)

Отстранение – ассоциация – метафора.

На примере загадки о шариковой ручке.

  1. даем определение предмету, словно видим его первый раз в жизни: Пластмассовая палочка, которая может провести след на белой бумаге.

  2. ищем аналогии: что еще может оставить темный след на белом фоне.

Тропинка на снежном поле

  1. даем завершающую метафору

Нечто такое, что прочерчивает черную тропу на белом поле.

Можно облечь таинственное определение  предмета в максимально  привлекательную форму (например, стиха):

        Он на белом-белом фоне

        Оставляет черный след.

        Составление по принципу разбора предмета.

Примеры: 4 колеса, 1 руль, кабина, 1 кузов (грузовик)

                4 палочки и 2 доски (стул)

        Составление с опорой на внешнее сходство.

Рассмотрим на примере загадки об очках.

Название частей

Их количество

На что похоже?

Душки

2

Рыболовные крючки

Стекла

2

Медузы

Оправа

1

Буква «В»

        

Загадка: Две прозрачные медузы, два крючка и буква «В».

Составление по принципу «Где еще?»

Используем в работе многозначные слова.

        Загадка: Есть у елки и ежа,

                     И в кабинете у врача. (Игла)

         Математические загадки.

По принципу сложения или суммы:

         Картофель + горох+ лук+ морковь=… (суп, огород…)

        Класс= …+ …+ …

«Когда так бывает?»

        1+1=1 (нос, колготы)

        5+5=2 (10 пальцев, две руки)

С использованием формул: В – вкусная еда, НВ – невкусная еда

В+В=В (хлеб с маслом)

НВ+НВ=В (сырой картофель + растительное масло = жареный картофель)

НВ+В=В

В+В=НВ (варенье + сельдь соленая)

















ТРИЗ задачи

Автор методики – изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер

ТРИЗ–педагогика сформировалась в СССР в конце 80-х годов ХХ века. В её основе –теория решения изобретательных задач (ТРИЗ), которая позволяет сформировать критическое мышление и воспитывать сильную творческую личность. Акцент в ТРИЗ - педагогике делается именно на изучение развития техники, а не на озарении изобретателя при решении сложных задач.

1. Житейские задачи.

1.1. Вы подъехали к магазину на велосипеде. Вам надо зайти в магазин. Как предотвратить угон велосипеда?

Ответ. Сделать предварительное действие. Навесить замок на колесо. Снять руль. Пристегнуть велосипед к чему-нибудь. Сбросить приводную цепь. Внести велосипед в магазин. Попросить надежного человека покараулить.

1.2. В средневековых городах улицы были кривыми и настолько узкими, что с трудом могли разъехаться только всадники. Телеги и арбы разъехаться не могли. Что можно сделать, чтобы столкновений по середине улицы не происходило?

Ответ. Ясно, что надо сделать какое-то предварительное действие.

  • Перед въездом кричать. А если улица длинная?

  • Перед въездом сбегать в конец улицы и положить там свою шапку.

  • Сделать простейший семафор из веревки...

1.3. Уборка пола в квартире никому не доставляет удовольствия. Последним крупным достижением в этой области был пылесос. Предложите 10 способов упрощающих уборку пола.

Сделать пол наклонным и вибрирующим, мусор будет скатываться сам, сделать на полу подвижным ковер в виде перематывающегося конвейера, мебель на роликах, выдвигаемые на ночь плошки с глицерином для сбора пыли…

1.4. Найдите недостатки и усовершенствуйте самую обычную бабушкину терку для овощей, сохранив ее главное достоинство – овощи она не режет и не строгает, а раздирает, что приводит к лучшей усвояемости и вкусу.

1.5. В холодное время года ступени лестниц, расположенных под открытым небом покрываются уплотненным снегом, что опасно. Снимать снег скребком трудоемко, посыпать солью малоэффективно. Как быть?

Ответ. Решетчатые ступени, обогрев, обдув, вибрация, навес… Возможное решение: заранее вложить в сосуд пористое вещество, которое примет на себя расширение воды при замерзании.

1.6. Сформулируйте противоречие и ИКР в Вашей работе. Предложите несколько способов его разрешения.

1.7. На Вашем поле огромный валун. Он Вам очень мешает. Подъёмного крана нет. Сформулируйте противоречие, ИКР, найдите ресурс основных частей задачи, используйте приёмы, найдите несколько решений.

1.8. Что надо сделать, чтобы сапоги не скользили в гололёд?

1.9.Как предохранить сосуды с водой от растрескивания или вспучивания в очень сильные морозы? Это могут быть стеклянные и жестяные банки, баки, радиаторы водяного обогрева домов... Известно, что при замерзании вода увеличивает свой объём на 9% и развивает при этом огромные усилия, которые и разрывают сосуд изнутри..

1.10. Группа детей ехала на автобусе в лагерь отдыха. Одна девочка не смогла сесть рядом со своей единственной знакомой. Что в этой ситуации хорошо, а что плохо?



2. Сказочные задачи.

2.1. У злого гнома есть волшебная палочка. С помощью этой палочки гном делает злые дела. Если отнять у гнома палочку, он умрет, но тогда умрет и тот, кто возьмет эту палочку в руки. Как быть?

2.2. Однажды ребята пошли в лес, заблудились и попали в руки к черту. "Я всё могу, - сказал черт, - и отпущу вас, если вы придумаете, что я не могу". Что придумали ребята?

2.3. Какой прием в сказке "Семеро козлят" мама-коза реализовала недостаточно хорошо и козлята едва не погибли? Что надо было сделать маме-козе перед уходом?

3. Задачи с техническим уклоном

3.1.Что отдаст больше теплоты, грелка с водой или мешочек с песком того же размера и температуры?

Ответ. Теплоемкость воды в 5 раз больше.

3.2. Как получить длинную (10-20 метров) ленту бересты?

Ответ. Бересту срезают острым ножом "наискосок" по спирали с шагом, равным ширине ленты.

3.3. Можно ли слить в один стакан синие и красные чернила так, чтобы они не смешались?

3.4. Можно ли определить диаметр тонкой проволоки имея тетрадь “в клетку” и карандаш?

3.5. В высокотемпературных печах довольно быстро выгорает футеровка. Футеровка дорогая и преждевременная ее замена не желательна. С другой стороны, прорыв горячего металла еще более опасен. Что делать?

Ответ. Одно из возможных решений: заранее, ещё при закладке футеровки, вложить на нужной толщине какие-то сигнализирующие устройства, например, ампулы со слабым радиоактивным веществом. Тогда остаётся контролировать появление радиоактивности в жидком металле.

3.6. Вам надо сделать самозакрывающуюся дверь. Как быть? Найдите ресурс, предложите несколько решений.

3.7. Предложите абсолютно безопасный бассейн для не умеющих плавать.

Ответ. Плавать в спасательных жилетах. Сделать малую глубину бассейна. Проложить частые веревочные ограждения вдоль бассейна. Подвешивать пловца на веревке к потолку. Держать руками. Залить бассейн насыщенным раствором поваренной соли, в котором невозможно утонуть. Сделать непрерывный ряд выталкивающих фонтанов.3.8. Как определить место прокола в велосипедной камере, в болотном сапоге?

3.10. Как определить толщину одного листа в книге с помощью одной линейки?

3.11. При создании стратостата Огюст Пикар столкнулся со следующей трудностью. Чтобы набрать высоту надо сбрасывать балласт (свинцовую дробь). Открывать люк герметичной кабины нельзя, так как вытечет воздух. Как быть? Рассмотрите два случая: балласт находится внутри и снаружи кабины.

Аналогичная задача встает и перед укротителем тигров. Как ему выйти из клетки с тиграми и не выпустить зверей наружу?

3.12. Как предупредить сгибание гвоздей при их забивании в твердые породы дерева?

Ответ. Предварительно просверлить дырку в дереве, держать гвоздь за середину пассатижами, забивать мелкими ударами, использовать легкий молоток.

3.13. Кронштадтская задача Петра Первого. Завоевав устье Невы, Петр 1 решил на острове Котлин в Финском заливе построить большой порт. Понадобились сухие доки для ремонта и строительства кораблей. Док представляет собой камеру на берегу в которую вводят корабль, затвор закрывают, воду откачивают, а судно садится на опоры и его ремонтируют. Это сухой док. Плавучий док представляет собой понтон, который сначала притопляют, вводят корабль, а потом откачивают воду и док с кораблем всплывает. 
Петр был человек горячий, строить плавучие доки ему было некогда, да и откачивать ручными насосами огромные массы воды ему тоже не терпелось. Как быть? Выпив несколько штофов, а может быть и десятков штофов, он со своими сподвижниками решил эту задачу. Достаточно было ввести корабли и закрыть затворы. Все остальное делалось по ТРИЗ само. Предложите Ваше решение.

4. Задачи по теории ТРИЗ

4.1. Чтобы тесто не прилипало к рукам, к скалке, к столу, используют муку. Как называется этот прием?

Ответ. "Посредник".

4.2. Чем закончится процесс накопления, если в него не вмешаться?

4.3. Какой принцип ТРИЗ использовали, а какой не использовали Ильф и Петров в своей крылатой фразе: “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих”?

Ответ. Верны ли утверждения: “Гений – это прилежание”, “При многой мудрости много печали”? Обоснуйте свое мнение.

4.4. Артист-юморист просит зрителей мужчин:

- Подымите руку, кто пришел с женой?

- Спасибо. А теперь, кто пришел со своей женой?

Какой прием он использовал?

Ответ. Это пример вложенного смысла – “Матрешка”.

4.5. Какой принцип ТРИЗ отражают поговорки: “Готовь сани летом, а телегу зимой”, “Не зная броду, не суйся в воду”?

4.6. Какой прием ТРИЗ и зачем применяют женщины, используя шейные шарфики, перчатки, очки, просторный покрой одежды…?

4.7. Для очистки от снега дорог используют снегоочистители. Когда снега сравнительно мало, снег просто сдвигают плугом-отвалом, а когда снега много, отвалу не справиться и применяют очистку с помощью ротора.

Какой прием использован?Ответ. Деление на части, "по частям".

4.8. Ситуация: все вагоны очень длинного состава тепловоз одновременно сдвинуть не может. Что делать? Какой ТРИЗовский прием использовать для решения этой задачи?

Ответ. Тепловоз он дает задний ход, сближает вагоны по одному, а потом по одному начинает тянуть вперед.

4.9. Какой прием ТРИЗ реализует телепередача “Впрок”?

4.10. Александр Македонский объединил разрозненных воинов в тесно сомкнутые линейные построения - фаланги, сделав их по тем временам непобедимыми. Какой прием использовал Александр Македонский?

4.11. Для обработки однотипных деталей, например, линз, их объединяют в блоки и совместно обрабатывают. Этот же принцип используют при транспортировке, например, пачек стекол, кирпичей… Как называется этот принцип?

4.12. Закончите формулирование противоречий.

Если зонтик большой, то …, но…. Если зонтик маленький, то…, но…

Если размер горшка для цветов маленький, то…, но….Если размер горшка для цветов большой, то…, но…

4.13. Вы согласны с тем, что любой предмет можно улучшить? Отсюда следует, что мы живем в принципиально несовершенном мире. Хорошо это или плохо?

Ответ. Я считаю, что хорошо, а то было бы очень скучно и все бы деградировали.

4.14. Как на ТРИЗовском языке называется ситуация - “Одно лечишь, другое калечишь”?

4.15. Одна обувная фирма сформулировала противоречие: “Если выпускать обувь лучшего качества, то ее будут больше покупать и это хорошо, но тем дольше она будет носиться и это фирме плохо. Как быть?

Ответ. Такого противоречия не существует, рынок ходовой обуви неисчерпаем.

4.16. "Встречный пал" – это поджигание леса впереди фронта огня, огонь "идет" на огонь, ресурс кончается (впереди все сгорело) и лесной пожар кончается. Какой прием использован?

4.17. Зачем закладывают в байдарку пенопласт? Какой это прием?

4.18. Чтобы меньше было трение, используют смазочные материалы. Как их можно назвать?

4.19. Комментаторы, брокеры, коммивояжеры, продавцы... – как их можно назвать одним словом?

4.20. Это посредники в социальных системах.

4.21. Как по терминологии ТРИЗ можно назвать обезьян, когда они первыми с деревьев обнаруживают тигра и сообщают об этом своим криком беспечно пасущимся антилопам.

Ответ. Добровольными посредниками

4.22. На заводе пластмассовых игрушек возникла проблема - надо сделать ежа с длинными иголками. При отливке в пресс-форме иголки обрывались. Что делать? Плохо выполняет свою функцию и пластмасса и пресс-форма. Разрабатывать новую пластмассу и пресс-форму дорого. В жидкую пластмассу решили добавить железные опилки, а потом вытянуть их вмагнитом поле. 
Сформулируйте противоречие и назовите использованные приемы.

Ответ. В решении этой задачи использовано три приёма - "Предварительное действие", "Посредник" и физэффект.

4.23. Один детектив по вечерам переодевался, гримировался под ямщика пролетки и подвозил людей, за которыми следил. Подслушивал их разговоры, узнавал явки... Какой прием он использовал?

4.24. Фалес из Милета два с половиной тысячелетия назад знал прием Копирование. С помощью этого приёма он определил высоту пирамиды. Как он это сделал?

4.25. Аристотель тоже знал приём Копирование - он без приборов установил, что Земля шарообразная. Как он это сделал?

4.26. Как непосредственно (с помощью линейки) измерить большую (внутреннюю) диагональ параллелепипеда (кирпича)? Разрезать и прибегать к математическим вычислениям нельзя.

4.27. Какое противоречие разрешили инженеры, сделав автобус, состоящий из двух подвижных друг относительно друга частей ("гармошку")?

4.28. Вечер, идет ожесточенная любительская игра в футбол, становится так темно, что мяча уже почти не видно, осветить поле нечем, а страсти горят, счет 14:14, играть очень хочется. Как быть?

Ответ. Внести посредника между глазом и мячом: натереть мяч мелом, покрасить мяч светящейся краской, дать игрокам лекарство, разжечь костры, заменить футбол на регби,… Один ехидный болельщик предложил натереть мяч чесноком…

5. Педагогические задачи.

5.1. Как бы преобразилась школа, если бы школьникам разрешили пользоваться на экзаменах, на контрольных работах и при ответах у доски любыми справочниками, словарями, учебниками, шпаргалками, конспектами? Зачем детям временно загружать память формулами, если после экзамена он их, как правило, забывает? В жизни доступ к справочникам открыт, а детям не прививают привычки с ним работать, да и пользоваться словарями и справочниками они не умеют.

5.2. Одна выпускница школы очень хотела поступить на кафедру психологии, тогда еще Ленинградского Университета, но очень боялась провала на экзаменах. Сформулируйте ИКР. Что рекомендует прием “Предварительное действие”  для реализации ИКР?

Ответ. ИКР – поступить в вуз до экзаменов! Автор предложил девушке написать две-три самостоятельных работы по психологии и дал несколько тем по психологии ТРИЗ. Работы были представлены на кафедру психологии, понравились, и опыт прошел более чем успешно. Любопытный сверхэффект: девушка готова была сдавать и экзамены, так как работа над статьями заставила её просмотреть много современной литературы по психологии.

5.3. Возможно ли сделать так, чтобы контрольные работы были праздником, а не стрессом? Если возможно, то как это сделать?

5.4. Используя приемы "Вред в пользу" и "Наоборот", проанализируйте ситуацию: “сын получил двойку”.

Ответ. Решение зависит от ситуации:

  • Если двойки редкость, не ругайте сына, не наказывайте его второй раз, он ведь тоже страдает. Спокойно выясните причину двойки, что надо сделать чтобы это не повторилось. Научите сына анализировать свои ошибки, учиться на своих ошибках, обращать их в пользу. Создайте в доме такую доверительную ситуацию, когда ребенок САМговорит: "Я сегодня получил двойку. Мама, давай подумаем в чем я ошибся".

  • Если двойки дело частое, надо составить систему противоречий. Видимо, причин много, виноват, наверно, не один ребенок. Надо детально разобраться в причинах. Двойки - это следствие.

5.5. Хорошо или плохо заканчивать урок не одновременно с окончание объяснений по теме, а на самом интересно месте, как заканчиваются серии фильма “Санта Барбара”?

Ответ. В первом случае у школьника нет вопросов, ему все ясно, а во втором случае он будет продолжать думать (сознательно или бессознательно) над недорешенной задачей.

5.6. Назовите противоречия, которые возникают в треугольнике: “ребенок – педагог – родители”. Предложите приемы их преодоления и предупреждения.

5.7. Три года ребенок изучал ТРИЗ в детском саду. Пришел в школу, а там ничего не слышали о ТРИЗ. Как себя будет чувствовать ребенок?

5.8. Чем отличается творческий метод обучения от традиционного?

6. Психологические задачи

6.1. Хотели бы Вы, чтобы был принят закон, по которому, сажали бы мужа в тюрьму, если жена изменит? Что в этом хорошего, что плохого?

6.2. Что хорошего и что плохого в том, что не будут платить по листкам нетрудоспособности (бюллетеням), но будут платить хорошую премию за здоровье, за непрерывность работы.

6.3. Что хорошего и что плохого в том, что купили очень дорогую собаку редчайшей породы? Надо нанимать сторожа

6.4. Предложите 10 способов борьбы с мафией. Используйте прием “наоборот” или “диверсионный подход”.

6.5. Ситуация: младшая сестренка (6 лет) закрыла дверь квартиры изнутри и не пускает брата (8 лет). Что делать?

Ответ. Братик был ТРИЗовец и хороший психолог. Он сказал сестре через дверь: “Я тебя запер”. Через секунду сестра открыла дверь. Она испугалась.

6.6. Ситуация: поединок на шпагах. Есть опасение, что шпага противника отравлена. Что делать?

Ответ. Поменяться шпагами. А если противник откажется меняться, что делать?

6.7. Внутри египетских пирамид имеются лабиринты. Зачем их сделали?

Ответ. Их цель – уберечь покой Фараона от пришельцев. На два тысячелетия такого Предварительного действия хватило, а потом пирамиды всё ж таки разграбили.

6.8. Ситуация: начальник Вас терроризирует. Что делать?

Ответ. Записать его ругань на магнитофон и подать в суд.

6.9. “Грешен ли не замышлявший зла, но совершивший зло?”

Ответ. Вопрос поставлен не полно и ответ не может быть однозначным. Надо рассматривать каждый конкретный грех отдельно. Но, в общем виде, виновен, так как не сделал предварительное действие.

6.10. Можно ли безнравственность превратить в нравственность, а нравственность в безнравственность?

Ответ. Сколько угодно! Прими безнравственный закон, не соблюдай нравственный закон, потеряй совесть, и так далее…

7. Экономические задачи

7.1. Одна обувная фирма послала своего агента в Центральную Африку для того, чтобы он выяснил возможности освоения новых рынков. Длительное время от агента не было известий и фирма послала второго агента. Вскоре пришли две телеграммы. Первый агент писал: "Возвращаюсь. Обувь здесь не нужна, так как все ходят босиком". Второй агент прислал такую телеграмму: "Возможности фантастические, все ходят босиком". Что Вы посоветуете Фирме?

7.2. Обнаружили склад с огромным количеством фальшивых денег. Что делать?

7.3. Нет денег, чтобы отпечатать книгу. Что делать?

Ответ. Предпринимают предварительное действие - рассылается реклама книги потенциальным покупателям с просьбой о предоплате. Когда будет собрана нужная сумма, книга печатается и рассылается.

7.4. Если гражданин во время не заплатил квартплату, с него вычитают пени. А почему государство (фирма) не выплачивает пени за просрочку выплаты зарплаты? За задержку поездов, самолетов, автобусов? Это было бы справедливо?

7.5. На поле цветущей гречихи привезли пасеку. Кто кому должен платить? Пасечник полеводу или полевод пасечнику?

Ответ. В США платят пасечнику. В Росси никто никому не платит, так как пчел не вывозят за взятком.

7.6. 1 кг подсолнечного масла стоит 30 рублей. Вам налили 1 литр масла и взяли 30 рублей. Обманули ли Вас?













7 класс

1. Как сберечь фруктовые деревья от вымерзания?

Ответ Поздно осенью до морозов обильно полить землю под фруктовыми деревьями, чтобы лучше поступало тепло из нижних слоев земли к корням; обернуть стволы соломой; густо насадить вокруг сада ели; в самые сильные морозы жечь дымные костры.

2.Вы и вся ваша семья уезжает в отпуск на месяц. Поливать цветы некому. Как быть?

3.Как срезать розу и не уколоться?

4. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают?

Ответ: Насекомые едят пыльцу и это плохо, но зато они опыляют. За это растения их кормят сладким ароматным нектаром. Животные едят плоды, но распространяют косточки и даже удобряют будущие всходы. Вообще, экскременты животных удобряют почву. Если бы некоторые животные не поедали побеги кустарников, кусты заглушили бы многие растения. Вот Вам Вред в пользу.

5.Всё созданное природой необходимо. Ядовитые грибы опасны. Это плохо. А что хорошего?

6.Бактерии, вирусы вызывают заболевания животных. Это плохо. А что хорошего?

7. Чем закончится процесс собирания грибов в лесу, если в него не вмешаться?

























8 класс

1.Укротитетель тигров. Как ему выйти из клетки с тиграми и не выпустить зверей наружу?

Ответ. Расстояние между прутьями решетки должно позволить выйти только укротителю тигров, боком. Тигр в такое отверстие не пролезет.

2. Браконьеры убивают носорогов ради их рога. Как уберечь носорогов от браконьеров?

Ответ. Решений множество, вот одно из возможных. Носорогов усыпляют, например, выстрелом с вертолета и спиливают им рога, одновременно маркируя. Носороги без рога браконьерам не нужны. Прием предварительное действие.

3. С какой целью рыбы щетинохвосты плавают хвостом вперед, хотя умеют плавать нормально?

Ответ. В данном случае природа использовала два могучих приёма: Предварительное действие и Наоборот. Когда на Щетинохвоста нападают, рыбе даже не надо делать поворота от зубов хищника, он просто мгновенно уплывает головой вперед. Кстати, есть рыбы, которые плавают животом вверх. Зачем?

4. На участке огородника поселилось очень много ворон. Что делать?

Ответ. ИКР – вороны сами себя прогоняют. Огородник поймал несколько ворон и привязал их за ноги к шесту. Вороны каркали до хрипоты пол дня, а потом огородник их отпустил. С тех пор вороны облетали его огород стороной.

5. Красивые морские зверьки каланы любят спать в воде недалеко от берега. Отливом их может унести в океан. Дельфины догадались, что надо сделать, догадайтесь и Вы.

Противоречие: калан должен спать в воде вблизи берега, но при этом его во время сна отлив унесет в океан.

Ответ: Чтобы этого не произошло, они привязывают себя водорослями.

6. В 1907 году Карл Гагенбек открыл в Германии Штеллингенский зоопарк, где животных содержали с максимальной свободой, в загонах, без решёток. Когда проектировали зоопарк, возникла проблема; как обезопасить зрителей от хищных зверей – леопардов, львов, тигров? Традиционное решение: выкопать ров. По ряду причин его ширина должна быть не менее 5 метров. Такой ров, конечно, не украсит зоопарк. Сократить бы ров на метр-полтора, но такое расстояние хищник может перепрыгнуть. Как быть?

Ответ: К.Гагенбек предложил сделать узкую полоску на внешнем краю загона , как раз в том месте, откуда может прыгнуть хищник. Эта канавка была несколько ниже основного грунта. Теперь у животного, готовящегося прыгнуть, передние лапы расположены ниже, чем задние. Такое неудобное и непривычное положение препятствует длинному прыжку.

7.В месте, где нереститься рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо? А что хорошего?

8. Корм для рыбок

Условие. У вас есть аквариум с рыбками, которые питаются циклопами. Вам нужно уехать на несколько дней и решить проблему с кормлением. Попросить помочь вы никого не можете. Запустить много циклопов за один раз нельзя – рыбки их съедят, и всё равно будут голодать. Как поступить в этом случае?

Предполагаемое решение

Решение. Бытовая ситуация, с которой (с возможными вариациями – кошки, попугаи и т.д. вместо рыбок) сталкивался каждый. По аналогии с предыдущей задачей становится очевидным, что приток корма в аквариум должен быть постоянным. Другими словами, в данном случае ИКР – независимое статическое поступление корма. Как это сделать? Знакомые с физикой, и в частности, с термодинамикой, должны найти решение достаточно быстро, используя описание мыслительного эксперимента Дж. Максвелла, известного как «Демон Максвелла». В переносе на наш случай решением может служить перегородка аквариума стенкой из органического стекла с небольшими отверстиями – достаточными для движения циклопов сквозь них и, в то же время, ограничивающие движения рыбок на «сторону циклопов».

9. Сказка “Галка и кувшин”. “Захотела Галка пить. Видит стоит кувшин, горлышко длинное, узкое. Воды пол кувшина. Как Галке напиться?”. Сформулируйте противоречие и найдите 10 способов его разрешения.

Ответ: В задачу входит: кувшин, вода, Галка. 
ИКР: кувшин САМ подает воду Галке. Используем ресурс кувшина. Разбить кувшин. Опрокинуть кувшин. Пробить дырочку. Накидать в кувшин камни, песок, монеты... Сделать сифон. Использовать фитиль. Использовать губку. У журавля длинный клюв, Галка может попросить его напоить её из своего клюва.

10. Зарыли трубу диаметром 20 см и забыли пропустить через нее кабель. Как быть?

Ответ С помощью крысы или мыши. Привязать к ней кабель и пустить в трубу. На другом конце положить свежий сыр. У мышей хорошее обоняние.

11. Уток выпускают на рисовые поля через каждые 10 дней. Зачем?

Ответ: Они поедают саранчу и других вредителей.

12.Аборигены Австралии ловят морских черепах с помощью рыб прилипал, привязанных к длинной веревке. Как можно назвать рыб прилипал?

13.Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают?

Ответ: Насекомые едят пыльцу и это плохо, но зато они опыляют. За это растения их кормят сладким ароматным нектаром. Животные едят плоды, но распространяют косточки и даже удобряют будущие всходы. Вообще, экскременты животных удобряют почву. Если бы некоторые животные не поедали побеги кустарников, кусты заглушили бы многие растения. Вот Вам Вред в пользу.

14. По сюжету фильма свинья должна была сжевать ватник, но она этого делать не хотела. Как быть?

Облить ватник любимым блюдом свиньи.

15. Представьте себе медведя-лакомку, залезающий на дерево с дуплом, в котором живут пчелы. Какие принципы ТРИЗ здесь присутствуют? Сформулируйте противоречие и ИКР.

Принцип САМ. Медведь сам себя сбрасывает с дерева, раскачав бревно. Принцип поиска ресурса в той части задачи, которая явилась ее причиной. (В данном случае - в медведе).

16. В 1958 году состоялась первая экспедиция в ненаселенные районы Памира для поисков снежного человека. Решено было взять собаку, натасканную на поиск людей. Известно, что собака ищет по запаху, но где взять запах снежного человека, если он еще не найден? Как быть?

16. Сформулируем противоречие: собака ДОЛЖНА понюхать запах снежного человека, ЧТОБЫ его искать по этому запаху, НО она не может этого сделать, так как ни сам снежный человек, ни его след, не обнаружены. Переберем приёмы, может быть они натолкнут на какую-нибудь хорошую идею. Предварительное действие. Надо сделать, но какое? Посредник. Что-то надо бы внести в систему. Но что? Запах. Носитель запаха. Где его взять? Принцип однородности. Кто также пахнет, как снежный человек? Кто в природе близок снежному человеку? Медведь? Но снежный человек - примат. Значит - обезьяна. Копирование. Кто может быть копией снежного человека по запаху? Обезьяна. В экспедицию взяли герметичную коробочку с волосами обезьяны и давали их нюхать собаке перед поиском. Это была замечательная собака с редким "верховым" чутьем. Собака очень старалась, через две недели ежедневных бесплодных поисков собака заболела от стыда и отчаяния. Хозяин перестал с ней ходить на поиск. Но собака не была виновата, по все вероятности в районе поиска снежного человека не было, так как другие способы поиска тоже ничего не дали.

























9 класс

1.У французов есть поговорка «Вены - как у винодела». Объясните как могла появиться такая поговорка.

Подсказка.Надо рассмотреть процесс изготовления вина (на каком этапе виноград оказывает полезное воздействие на вены).

Ответ Винодел давит виноград ногами – сок укрепляет стенки кровеносных сосудов. Это позволяет сохранить красивые здоровые ноги.

2.Воздух Антарктики – самый чистый на планете. Иммунная система человека, долго там находящегося, будет ослаблена (нет необходимости быть в готовности «№1». Спрогнозируйте нежелательные эффекты, с которыми столкнуться зимовщики. Подумайте, как можно их избежать.

Ответ. При прибытии смены зимовщики получат «бактериальный удар»: иммунная система запаздывает. Этого можно избежать, если поддержать иммунную систему витамином С, интерфероном, глобулином и т.д.

Где ещё люди сталкиваются с подобными проблемами? (Дальний Север, северные народы.)

3. Что надо сделать, чтобы сапоги не скользили в гололёд?

4. Есть ли что-нибудь хорошего в том, что подгорела каша? (У автора подгорал и суп).

Ответ. Почему подгорает? Варить на “малом огне”. Варить на подставке. Чаще мешать. Кашу вскипятить и завернуть в полотенце, каша “дойдет”. Гречневую кашу можно вообще не варить, достаточно крупу залить водой и настоять.

5. В процессах снабжения клеток кислородом и удаления диоксида углерода участвуют эритроциты. Как их можно назвать?

6. По сюжету фильма свинья должна была сжевать ватник, но она этого делать не хотела. Как быть?

7. В 1958 году состоялась первая экспедиция в ненаселенные районы Памира для поисков снежного человека. Решено было взять собаку, натасканную на поиск людей. Известно, что собака ищет по запаху, но где взять запах снежного человека, если он еще не найден? Как быть?

Ответ: Сформулируем противоречие: собака должна понюхать запах снежного человека, чтобыего искать по этому запаху, но она не может этого сделать, так как ни сам снежный человек, ни его след, не обнаружены. Переберем приёмы, может быть они натолкнут на какую-нибудь хорошую идею. Предварительное действие. Надо сделать, но какое? Посредник. Что-то надо бы внести в систему. Но что? Запах. Носитель запаха. Где его взять? Принцип однородности. Кто также пахнет, как снежный человек? Кто в природе близок снежному человеку? Медведь? Но снежный человек - примат. Значит - обезьяна. Копирование. Кто может быть копией снежного человека по запаху? Обезьяна. В экспедицию взяли герметичную коробочку с волосами обезьяны и давали их нюхать собаке перед поиском. Это была замечательная собака с редким "верховым" чутьем. Собака очень старалась, через две недели ежедневных бесплодных поисков собака заболела от стыда и отчаяния. Хозяин перестал с ней ходить на поиск. Но собака не была виновата, по все вероятности в районе поиска снежного человека не было, так как другие способы поиска тоже ничего не дали.

8.Аленушка и братец Иванушка
Иванушка хочет пить. Но пить из лужи нельзя — станешь животным. Как утолить жажду или хотя бы перетерпеть, пока идешь.

Ответы могут быть такие: пожевать кислой травы или ягод, намочить панаму или рубашку, чтобы было не так жарко, отфильтровать воду из лужи, подоить корову на поле и попить молока.


9.Психологическая задача. Согласны ли Вы с утверждением, что “враги – это учителя”? Верно ли обратное заключение?

10. Дети не хотят тепло одеваться не потому, что они не понимают, что на улице холодно, а потому, что их заставляют одевать много различных вещей, неведомого для детей назначения: несколько рубашек, чулки, рейтузы, носки, валенки, косынку, шапку, шарф... Детей можно понять, когда они скандалят. Сформулируйте противоречие, ИКР и найдите решение.

10. Противоречие: НАДО выводить детей на прогулку, ЧТОБЫ они проветрили свои легкие, поиграли на воздухе, закалились..., 
НО ПРИ ЭТОМ они могут переохладиться, простудиться, заболеть... ИКР:Надо и гулять, и не простужаться, и закаляться... Главный ресурс в ребенке. Можно сделать Предварительное действие - в спокойной доверительной обстановке договориться с ребенком о том, что он должен одеть.

11. Приведите 10 известных Вам примеров трагических ситуаций, когда не было сделано “Предварительное действие”.

12.Всякий ли “посредник” помогает решить задачу? Как найти эффективного “посредника”? Помните грустную песню, в которой поется о том, как влюбленный в девушку робкий молодой человек, вместо того, чтобы самому объясниться ей в любви, послал к этой девушке посредника - своего друга и что из этого получилось. "Прощай, Антонина Петровна, не спетая песня моя!"

Лучше бы он использовал в качестве посредника букет роз с запиской. Но лучше в таких делах обходиться без посредников.

13. В глаз попала соринка. Что делать?

Ответ: Поищем подходящих ПОСРЕДНИКОВ:

  • Мягкая ТРЯПОЧКА.

  • ВЕКО на веко.

  • Снять соринку ЯЗЫКОМ.

  • Опустить лицо в ВОДУ и моргать.

  • Начать чистить лук или хрен. СЛЕЗЫ вымоют соринку.

  • Закапать в глаз ВОДУ, предварительно оттянув веко.

14. Результатом объединения двух людей в семью являются дети, возможность их содержания, воспитания и обучения. Как можно назвать этот эффект?

Ответ: Посредник.

15. Противоречие: мать хочет спать, а сын слушать громкую музыку. Должно быть хорошо и маме, и сыну. Что делать?

Очевидные решения: сыну одеть наушники (посредник), уйти на улицу (разнести в пространстве), подождать, когда мать заснет (проскок)... Предложите другие решения, их много.

16. Что хорошего и что плохого в том, что идет обнищание народа?

Стали есть меньше мяса, копченостей, больше овощей, меньше заболеваний пищеварительной системы.

17. В процессах снабжения клеток кислородом и удаления диоксида углерода участвуют эритроциты. Как их можно назвать?

18. В предвоенные времена в витринах некоторых магазинов, столовых и чайных Ленинграда выставлялись большие, во всю ширину витрины прелюбопытные картины. Если смотреть на такую картину сбоку (когда подходишь к витрине), видишь, например, груду аппетитных кренделей и калачей, если стоишь прямо перед витриной, видишь пыхтящий самовар с пузатым, расписным, фарфоровым заварным чайником на конфорке, а если пройти витрину и оглянуться, то увидишь на той же витрине гору фигурных медовых пряников. Пойдешь назад и все повторится в обратной последовательности. Так и ходили люди пока не заглядывали в чайную, чтобы выяснить эту техническую хитрость. В чем же заключалась техническая и коммерческая хитрость?

Ответ. Первое впечатление - задача не решается. Так говорит наше левое сознание, оно ищет лазейки, чтобы не думать, не напрягаться. В данном случае всё честно, такие картины автор видел. Значит, надо думать. Как же сделана такая триединая картина? Судя по вопросу, мы имеем дело не с изобретательской (как сделать), а с научной задачей (как сделано). Надо объяснить явление, не важно, рукотворное оно или природное. Сформулируем эту задачу как изобретательскую. Как сделать картину, которая с трех точек зрения давала бы три изображения? Что входит в задачу? Картина, особенности зрения, три точки наблюдения. Здравый смысл говорит, что ресурс надо искать в самой картине. Переберем приемы. Предварительное действие очевидно надо сделать. Посредник, Наоборот, Копирование, Дробление-Объединение... Вот, пожалуй, Дробление-Объединение подойдет. Поверхность картины должна быть неровной. Прием Дробление рекомендует делить систему на части, Объединение сделать её составной. Для начала, сделаем картину из трех частей. Три точки зрения - три разные картины. Одна фронтальная (самовар) и две склеенные (кренделя и пряники), перпендикулярно фронтальной. А дальше надо дробить. Действительно, картина состояла из многих частей: основная фронтальная была цельной, а боковые были составлены из полосок, поставленных в ряд перпендикулярно основной. Сделайте такую картину с детьми. Возьмите три открытки или три иллюстрации одинакового размера. На одну из картин (фронтальной) приклейте картонные полоски перпендикулярно картине. Две другие разрежьте на полоски и приклейте эти полоски в нужной последовательности на боковые стороны перегородок.



10 класс

1.Мутации. Это хорошо или плохо?

2. Лекарства для космонавтов

Не многим известно, что «морской болезнью» страдают не только моряки и путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства от данного недуга существуют, но есть оговорки по его применению в условиях космоса. Так, малые дозы нужно принимать часто, что неудобно, а большие – вредно. Как решить эту проблему?

Предполагаемое решение

Решение. Противоречие заключается в необходимости подачи в организм нужного количества лекарства без постоянного отвлечения на этот процесс космонавта. Для его решения был применён метод маленьких человечков. Лекарство представили как толпу людей, желающих попасть в нужное место. Очевидно, что для совершенствования этого процесса нужна определённая организация – очередь, постепенное продвижение. Эту идею реализовали в препарате, придя к выводу, что он должен усваиваться по частям, а не сразу. По этому принципу и были изобретены таблетки со скополамином, помогающие космонавтам справиться с «морской болезнью». Они имеют форму плоского диска, который, как пластырь, крепится за ухом. При этом активное вещество вследствие диффузии нормировано попадает в организм.


3. Одуванчики

Условие. Одуванчики имеют набор хромосом очень качественно близкий к человеческому. Как это можно использовать при контроле работы атомной электростанции?

Предполагаемое решение

Решение. Здесь, как видим, не совсем традиционная задача. Тем не менее, решается она достаточно просто, всё что нужно – применить один из законов развития ТС – закон согласования ритмики частей системы. И одуванчик, и человек – системы, а тот факт, что их хромосомы похожи, даёт возможность судить о достоверности результатов экспериментов на растениях и в случае с людьми. Но ритмика у одуванчика чаще (смена поколений раз в год), что за достаточно короткий период времени позволяет проследить генетические изменения экземпляров, растущих рядом с АЭС, и сделать соответствующие выводы и о влиянии на человека.

4.У двух зрячих слепой брат, но у него нет зрячих братьев. Объясните.

Ответ: зрячие сестры.

5.Разработали новое лекарство. Надо проверить его эффективность. Сформулируйте противоречие, которое надо разрешить и предложите несколько решений.

Противоречие: если дать лекарство человеку, то мы определим эффективность лекарства, но при этом можем повредить человеку.







11 класс

1. В современных городах много домов с плоскими крышами. Земля в черте города дорогая. Как использовать крыши?

Ответ. Одно из возможных решений – выращивать на крышах саженцы плодовых кустов и деревьев, рассаду цветов, просто многолетние низкорослые деревья. Что в этом хорошего и что плохого? Улучшится экологическая обстановка, появятся рабочие места, можно организовать малый бизнес…

2. Как осмотреть заповедник большому количеству людей и не навредить ни флоре, ни фауне?

Ответ. Заповедник можно осматривать с вертолета, можно заранее построить туннель из стальных прутьев, длинную клетку для людей, сделать подвесную дорогу, по типу горнолыжного подъемника. Можно положить туристские тропы, проложить рельсы...

3. Что хорошего и что плохого в том, что резко сократилась работа промышленных предприятий?

Ответ. Чище реки, меньше отходов,

4. ЖИВОТНЫЕ НА ШОССЕ

Животные часто гибнут под колесами машин ночью, перебегая шоссе... Исключить такое перебегание, построив забор на протяженности всего шоссе — нереально. Как предупредить животных о приближающейся машине?

ИКР: машина сама ночью предупреждает о своем приближении. Используйте посредник, использующий свет от фар.

Ответ: В Швеции к придорожным столбикам прикрепляют гладко отполированные прямоугольные пластинки — они служат для того, чтобы отбрасывать свет от приближающегося транспорта на обочину и опушку, предупреждая животных об опасности. Считается, что применение подобных пластинок снизило несчастные случаи на шоссе на 67 %.


5. «Чем страус отличается от человека?»

Предлагается признак отличия. Ищутся аргументы против этого признака.

Вывод: только совокупность факторов может служить надёжным отличительным признаком.



6. В холодное время года ступени лестниц, расположенных под открытым небом покрываются уплотненным снегом, что опасно. Снимать снег скребком трудоемко, посыпать солью малоэффективно. Как быть?

Ответ: Решетчатые ступени, обогрев, обдув, вибрация, навес… 
Возможное решение: заранее вложить в сосуд пористое вещество, которое примет на себя расширение воды при замерзании.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!