СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник упражнений по работе с малыми фольклорными жанрами на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из средств речевого развития является детский фольклор. Детский фольклор помогает детям лучше усваивать звуковую систему языка, овладевать основными грамматическими формами, дети осваивают навыки разговорной речи. Фольклор помогает в развитии различных средств интонационной выразительности, у детей накапливается и обогащается активный словарь.

Сборник предназначен для учителей начальных классов, работающих с детьми младшего школьного возраста. Главная задача сборника – развитие речевых умений у младших школьников.

Упражнения из сборника могут быть использованы при изучении устного народного творчества в начальной школе. Данные упражнения могут быть включены в любой этап урока, тип урока, в различные формы работы.

Данным сборником могут воспользоваться и родители, занимаясь развитием речи в домашних условиях с детьми младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений по работе с малыми фольклорными жанрами на уроках литературного чтения»

Автор-составитель Кузина И.М.

Дзержинск – 2022

СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ

по работе с малыми фольклорными жанрами на уроках литературного чтения в начальной школе



Составитель: И. М. Кузина, студентка группы ПНК – 4А

Руководитель: Политова М. В., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Сборник упражнений по работе с малыми фольклорными жанрами на уроках литературно чтения в начальной школе / И. М. Кузина, М. В. Политова. – Дзержинск, 2022. – с 18.


Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.

Одним из средств речевого развития является детский фольклор. Детский фольклор помогает детям лучше усваивать звуковую систему языка, овладевать основными грамматическими формами, дети осваивают навыки разговорной речи. Фольклор помогает в развитии различных средств интонационной выразительности, у детей накапливается и обогащается активный словарь.

Сборник предназначен для учителей начальных классов, работающих с детьми младшего школьного возраста. Главная задача сборника – развитие речевых умений у младших школьников.

Упражнения из сборника могут быть использованы при изучении устного народного творчества в начальной школе. Данные упражнения могут быть включены в любой этап урока, тип урока, в различные формы работы.

Данным сборником могут воспользоваться и родители, занимаясь развитием речи в домашних условиях с детьми младшего школьного возраста.





Оглавление







Пояснительная записка………………………………………4

Раздел 1: Пословицы и поговорки…………………………..5

Раздел 2: Скороговорки…………………………..………….10

Раздел 3: Сказки…………………………..………………….15

Раздел 4: Загадки…………………………..…………………17















































Пояснительная записка



Младший школьный возраст считается важным периодом для становления речи ребенка. Одним из средств речевого развития является малый фольклор.

Малые фольклорные жанры - богатейший материал для становления звуковой культуры речи. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к находящемуся миру вокруг, народному слову и народным традициям, воспитывает художественный вкус, а ещё многому обучает. Развивается речь, расширяется кругозор, складываются нравственные привязанности, обогащаются познания о природе. В школьном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, и нужно использовать все возможности малого фольклора для их становления.

В школьной практике малые фольклорные жанры изучаются недостаточно полно. Работа на уроке при их изучении сводится лишь к прочитыванию, хотя данный жанр устного народного творчества может служить эффективным средством для развития речи учеников.

Применение упражнений в своей практической деятельности – это и есть метод, способствующий развитию речи младшего школьника. Возможность применять упражнения из сборника в практике школьного обучения на уроках литературного чтения при изучении раздела «Устное народное творчество», а также во внеурочное время.

Данный сборник упражнений может представлять интерес как для педагогов начальной школы, так и для родителей, заинтересованных в развитии речи своих детей.









Раздел 1



Пословицы и поговорки







Одна из целей пословицы - привить людям определенные оценки явлений действительности, жизненного поведения человека. Пословицы и поговорки легко запоминаются. Это объясняется выразительностью и строгостью формы, их созвучием, ритмикой.


1. Вместо точек вставь название животных:

  • Голоден, как...

  • Упрям, как...

  • Здоров, как... и т.д.

2. Доскажи пословицу:

  1. Без труда ...

  2. Каков мастер ...

  3. Поспешишь ...

- Где и когда можно употребить данную пословицу?

3. «Кто больше?»

За определенное время вспомнить пословицы на определенную тему.

(о добре и зле, о природе, о лени, о труде…).

4. Вспомни, как называется в народе такой человек:

1. Ел да устал, спал да намаялся. (лентяй)

2. Язык без костей, что хочет, то и лопочет. (болтун)

3. Подал ручку, да подставил ножку. (двуличный)

5. Составь пословицу:

День - ночь, дело - потеха, дело - мастер.

6. Восстанови пословицу, добавив прилагательное:

За (какой?) головой, ногам покоя нет.

7. «Пословицы-ребусы»

8. «Собери пословицу»:

В каждой пословице выберите по слову и составьте новую.

а) От иной похвалы хоть в землю уйти.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Не солома красит гумно, а зерно.

Человека встречают по одёжке, а провожают по уму.

Где охота и труд, там и поля цветут.

(Землю солнце красит, а человека труд.)

б) Все за одного, один за всех.

Не всё то золото, что блестит.

Не бойся браться, так и не страшись делать.

Виноватый винится, а правый ничего не боится.

Из дуги оглобли не сделать.

(За всё браться — ничего не сделать.)

9. «Распавшиеся пословицы»

В, дарёному, зубы, не, коню, смотрят.

Потехе, делу, час, время.

Беде, в, познаются, друзья.

Имей, сто, не, рублей, сто, а, друзей, имей.

10. Соотнеси пословицу и картинку.

1 пословица, много картинок.

11. «Найди конец»:

Весна красна цветами, а два лучше.

Семь раз отмерь а осень снопами.

Красна птица пером, а человек – умом.

Ум хорошо, а при матери добр.

При солнышке тепло, а один отрежь.

12. Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Один за всех и все за одного.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

13. «Пропущенные слова»

В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большоймаленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.

1. ________________ пенек опрокинул _______________воз.

2. _______________дело лучше ________________безделья.

3. Даже самое ________дерево выросло из ________семени.

4. В ____________ лодку _______________ груз не кладут.

5. _____________ крючком ____________ рыбу не выудишь.

14. «Найди лишнюю пословицу»

Дал бог здоровья, да денег нет.

Жить – Родине служить.

Человека лень не кормит, а здоровье только портит.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

15. «Вспомни пословицу по рисунку»:

Яблоко от яблони недалеко падает.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

С миру по нитке – голому рубаха.

16. Задача игроков: как можно быстрее "собрать" пословицы, то есть объединить части в целое. Здесь возможна игра командами или парами. Вариант проведения: части пословиц написаны на листочке в два столбика. Первый столбик — начало пословиц, второй — конец. Причем написаны они вразброс. Задача игроков: соединить стрелочками начала и концы пословиц.

Век живи                                                       хуже воровства

Делу — время                                             черти водятся

На ловца                                                       век учись

За что купил                                                  и овцы целы

Простота вылетит                                        — не поймаешь

В тихом омуте                                              по осени считают

И волки сыты                                               бог бережет

Слово не воробей                                          за тo и продаю

Цыплят                                                           потехе час

Береженого                                                   и зверь бежит

17. Задача игроков: исправить ошибки, написать верные варианты пословиц. Возможно соревнование команд или пар игроков. Можно дать на размышление определенное время или объявить победителем того, кто справится с заданием первым.

Без труда не вытащишь окуня из пруда.

Семь раз отмерь, один раз откуси.

Кончил дело — начинай другое.

За двумя кабанами погонишься, поймаешь третьего.

Готовь сани летом, а велосипед зимой.

Мученье — свет, а не мученье — тьма.

Апельсин от мандарина недалеко падает.

18. Игрокам устно задаются вопросы, представляющие собой перефразированные пословицы. Верно ответивший на вопрос игрок получает жетон. Обладатель наибольшего количества жетонов — победитель игры.

Что всему голова? (Хлеб).

Где хорошо? (Где нас нет).

Какое слово и кошке приятно? (Доброе или ласковое.)

Кто свинье не товарищ? (Гусь).

Кого бог бережет? (Береженого).

Что свет, а что тьма? (Ученье — свет, а неученье — тьма).

Кого нельзя пускать в огород? (Козла).

19. Выпиши в тетрадь крылатые выражения из басни И.А. Крылова, которые употребляются как пословицы.

Да только воз и ныне там – «Лебедь, Щука и Рак»

20. Выбери пословицы, которые подходят к рассказу «Мишкина каша»:

«Дело мастера боится»;

«Все в руках горит»;

«Каша хвалилась, что с маслом родилась».

21. «Угадай поговорку по рисунку»:

Семеро одного не ждут.

Взять быка за рога.

Язык мой – враг мой.

Скороговорки

Раздел 2





На уроках литературного чтения скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас.


  1. Артикуляция

Водовоз вёз воду из водопровода.

  • Читаем по слогам.

  • Читаем по словам.

  • Цепочкой.

  • Медленно - ласково.

  • Быстро - четко.

  • Первое слово громко, постепенно понижая голос и т.д.

  • Подражая какому-нибудь животному.

  1. Память

  1. Расскажи скороговорку по памяти.

  2. Можно предложить несколько скороговорок - повтори, что запомнил.

  3. Повтори скороговорку на определенную тему.

  1. Логическое ударение

  • Выделяй голосом указанное слово.

Водовоз вёз воду из водопровода.

  1. Интонация

Что изменилось?

Водовоз вез воду из водопровода.

Водовоз вез воду из водопровода?

  1. Игра «Закончи скороговорку»

1. На горе Арарат рвала Варвара… виноград.

2. Не жалела мама мыла.

  Мама Милу мылом мыла.

  Мила мыла не любила,

  Мыло Мила… уронила.

3. Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный … дымоход.

4. Шёл Егор через двор

   Нёс топор чинить … забор.

5. Галка села на забор.

   Грач завёл с ней … разговор.

6. От топота копыт пыль по полю … летит.

  1. Игра «Соревнования телефонистов»

Делим класс на 2 команды. От каждый команды выбираем по первому «телефонисту». Каждая команда детей садится (или стоит) в ряд. Первому «телефонисту» сообщается скороговорка. По сигналу первый в ряду тихо передаёт скороговорку второму и т.д. Последний, получив скороговорку, встаёт и громко её произносит.

Комплект скороговорок: (можно выбрать те, которые подходят к теме урока)

  1. Крепко-крепко-крепко прикрепилась скрепка.

  2. Соня салат солила-солила, пока не пересолила.

  3. Белые бараны били в барабаны.

  4. Крошечной кошечке крошили крошечки.

  1. «Марафон скороговорения»

Предлагается трудная скороговорка. Кто прочтёт быстро? А кто ещё быстрее? Выигрывает тот, кто без запинки быстрее других прочтёт скороговорку.

  • Фотограф Фёдор фотографировал фотоаппаратом «Фотокор» с применением фотоспышки.

  • Иллюзионист Илларион в аттракционе «Иллюзион».

  • Борис Болиславович с Болиславом Борисовичем бросились на балкон за болонкой.

  • Секретарь рассекретил секретные материалы.

  • Слонопотамные слонопотамы, слонопотамихи и слонопотомята слонопотамно расслонопотамились в Слонопотамии.

  • Балабутные баламуты, баламутихи и баламутята баламутно взбаламутили всю Баламутию.

  • Хохотун хохотал-хохотал недохохотал, стал перехохатывать – обхохотался.

  • Мокрая погода размокропогодилась.

  • Два дровосека говорили про Ларьку и про Варьку.

  • Дворник дверь два дня держал, деревянный дом дрожал.

  • Ветер дёргал в доме дверь, дворник думал это зверь.

  1. «Викторина»

Учитель задает вопросы, дети называют ответ и подтверждают его скороговоркой.

  • Как звали девочку, которая любила сушки?

(Шла Саша по шоссе и сосала сушки)

  • Кто украл у Клары кораллы?

(Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет)

  • Кого увидел грека в реке?

(Ехал грека через реку, видит грека в реке рак.

Сунул грека руку в реку, рак за руку грека – цап)

  • В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны?

(Белые бараны били в барабаны)

  • Какой головной убор купила кукушка своему сыночку?

(Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон)

  • Где лежали дрова?

(На дворе трава, на траве дрова.

Не коли дрова на траве двора)

  • Осип Охрип, а Архип…? (Осип)

  • Какую рыбу тащит рыболов и не желает её упустить?

(Щуку я тащу, тащу

Щуку я не упущу)

  • Сколько Егорок стояло на горке на пригорке?

(Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки)

  • Какие у ёлки иголки? (У ёлки иголки колки)

  1. Заучивание скороговорок – использование мнемотаблиц.

Глядя на мнемотаблицу, ребенок заучивает текст намного быстрее и эффективнее. Важно, чтобы процесс создания такой таблицы был совместным, с активным участием ребенка. Каждое слово заменяется простым изображением. Для этого совсем не обязательно уметь хорошо рисовать. Лучше, если образы будут предложены в ходе обсуждения самим ребенком и зарисованы тоже им.

Например, составим таблицу для скороговорки «У Сашки в кармашке шишки да шашки». Запомнить такую фразу сходу ребенку нелегко. Как ее схематично изобразить?

  • В самом начале говорится о Сашке — значит, изображаем человечка. У Сашки есть рубашка, на ней кармашек, значит, в следующем окошке таблицы будет нарисован кармашек.

  • Вторая часть скороговорки. В третьем окошке — рисуем шишки, в четвертом шашки.

Дети довольно быстро схватывают принцип составления мнемотаблиц. При объяснении учитель сначала помогает им, ориентируя на основные признаки предмета или понятия и задавая наводящие вопросы.

Активно используя мнемотехнику, ребенок сможет развить речь, научиться строить рассказ, учить стихи и песенки.

























































Раздел 3

Сказки





«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».


  1. Продолжи сказку: «Жили-были...», «В некотором царстве…»

  2. «Угадай, кто я?»

Дети получают задание: представить себя в роли сказочного героя, двигаться, изъясняться от его имени. Остальные должны догадаться, в кого превратился их товарищ. Возможны индивидуальные и групповые роли.

  1. Инсценировка

Отрывок или вся сказка обыгрывается детьми. Подражаем голосом (артикуляция) + жесты; + мимика; + эмоции.

  1. «Угадай сказку»:

1. «Не лежалось на окошке, покатился по дорожке...»

2. «А дорога - далека. А корзина - нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок».

3. «По тропе шагая бодро, Сами воду тащат ведра...»

  1. «Растеряшка»

Назови хозяина вещи, название сказки по описанию или по демонстрации.

Описание: «В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

- Сынки, мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.

Сыновья отцу отвечают:

- Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?

- Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.»

Ответ: Царевна-лягушка

  1. Доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живет.

Кот...(в сапогах, Котофей Котофеич, Леопольд, Матроскин)

Баба... (Яга,...)

Лисичка.. .(сестричка,...)

  1. Докажи характер героя примерами из сказок.

Зайчишка - трусишка, лисичка - сестричка, дочка - ..., падчерица и т.д.

  1. Опиши героя:

Лиса (какая?) ...

Морозко (какой?) ...

  1. «Угадай сказку по опорным словам»

  • Солдат, старуха, топор. «Каша из топора»

  • Брат, сестра, гуси, баба-яга. «Гуси-лебеди»,

  • Петух, курочка, корова, кузнец. «Петушок и бобовое зёрнышко»

  • Два брата, купец, крестьянин. «Два мороза»

  • Старуха, старик, собака, дочка. «Девочка Снегурочка»

  • Бабушка, внучка, мышка, курочка. «У страха глаза велики»





Раздел 4

Загадки






1. Конкурс: «Кто больше всех знает загадок?»

2. Придумать загадку по плану:

А) Загадай предмет.

Б) Как он выглядит? Подчеркни.

В) Подумай, что в нём интересного. По каким признакам его можно легко угадать? Подчеркни.

Г) Напиши. Что у тебя получилось.

3. Разбить загадки на группы по предложенным видам.

Загадки-описание, загадки-сравнение, загадки-скрытое сравнение

1) Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки (Мышь)

2) Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (книга)

3) Белые хоромы, красные подпоры. (гусь)

4) Один костёр весь мир согревает (солнце)

5) Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.

Много долек в нём, друзья, будут кушать все и я. (апельсин)

6) Он пыхтит как паровоз, пар пускает через нос (чайник)

4. Кто больше вспомнит загадок каждого вида: загадки-сравнения, загадки-описания, загадки – описания признаков предметов.

5. Сравнить рисунки к загадкам и отгадкам. Что с чем в них сравнивается и почему?

Крашеное коромысло

Через реку повисло

-Что сравнивается в этой загадке? (радуга сравнивается с коромыслом)

- Почему? (потому что одинаковая форма)

6. Придумать загадку, назвав только признаки предмета (цвет, форму, вкус).

7. Составить загадку, указав какие действия совершает предмет.




























Список использованных источников



  1. Круглов, Ю. Г. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике : учебное пособие / Ю. Г. Круглов, О. Ю. Круглов, Т. В. Смирнова; под общ. ред. Ю.Г. Круглова. — Москва : Высшая школа, 2010. — 710 с. – ISBN 5-06-004293-6. – Текст : непосредственный.

  2. Новикова, Е. Н. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок / Е. Н. Новикова, А. Э. Лебедева. – Москва : АСТ, 2006. – 264 с. - ISBN 5-237-02046-1. – Текст : непосредственный.

  3. Пранцова, Г. В. Фольклор в школе : практическое пособие для вузов / Г. В. Пранцова, Л. П. Перепелкина, В. П. Видишева, И. С. Ключарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2021. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06008-9. — URL: https://urait.ru/bcode/471544 (дата обращения: 02.11.2021) - Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. - Текст : электронный.

  4. Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора. – Текст : электронный // Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. - 2018. – URL: https://studopedia.net/6_62049_folklor-i-ego-mesto-v-strukture-narodnoy-hudozhestvennoy-kulturi-sushchnost-osnovnie-cherti-i-osobennosti-folklora.html (дата обращения: 20.10.2021).

  5. Шафранская, Э. Ф. Устное народное творчество : учебник и практикум / Э. Ф. Шафранская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2021. — 346 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13399-8. — URL: https://urait.ru/bcode/476969 (дата обращения: 06.11.2021). - Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт : для зарегистрир. пользователей ДПК. - Текст : электронный.


19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!