СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник заданий для учащихся подросткового возраста "Волшебный мир акварели"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник заданий по приёмам работы с акварелью.

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий для учащихся подросткового возраста "Волшебный мир акварели"»


1. Введение…………………………………………………………

2. Материалы и инструменты………………………..................

3. Лессировка………………………………………………………

3.1 Лессировка, как акварельная техника………………………….

3.2 Упражнения……………………………………………………

3.3 Алгоритм выполнения натюрморта…………………….

4. По - сырому……………………………………………………..

4.1 По – сырому, как акварельная техника……………………….

4.2 Упражнения………………………………………………….

4.3 Алгоритм выполнения пейзажа……………..

5. Алла - прима ……………………………………………………

5.1 Алла – прима, как акварельная техника………………………

5.2 Упражнения…………………………………………………..

5.2 Поэтапное рисование цветов…………………………….

6. Задания для самостоятельного выполнения…………

7. Список литературы…………………………………………...
















Введение









Ребята, перед вами сборник заданий «Волшебный мир акварели», познакомившись с ним, вы узнаете, какие бывают акварельные техники. Так же в этом сборнике вы увидите упражнения по акварельным техникам и приёмам, предназначенным для изображения различных жанров живописи.

Если вы планируете освоить акварельные приёмы самостоятельно, то прочитав этот сборник, вы без труда сможете работать в разных техниках и приёмах акварели.

В этом сборнике для вас представлены упражнения по акварельным техникам и приёмам с подробным пояснением. Так же изучив основные упражнения, вы с помощью сборника можете выполнить поэтапное изображение натюрморта, пейзажа или анималистического жанра. А когда вы поработаете в разных техниках акварели, вы поймёте, как можно выполнить одно и то же изображение различными способами.

Техники акварели вы сможете освоить легко, по тому что сама по себе акварель – материал, которым не сложно работать. Она удобна в употреблении, быстро сохнет, легко наносятся на бумагу.

Что бы закрепить умения, полученные в ходе выполнения упражнений по акварельным техникам, в данном сборнике составлены задания для самостоятельного выполнения работы.

После того, как вы освоите все техники и приёмы письма акварелью, выполните изображение того или иного жанра в различных техниках, поработаете с изображениями самостоятельно, вы сможете работать непосредственно с натурной без какой либо помощи. Так же вы можете сочетать в изображение различные техники и приёмы акварели.

Желаю вам удачи, будьте терпеливы и внимательны !


















2. Материалы и инструменты







Изображая натюрморт, предстоит работать такими материалами и инструментами, как: кисти, палитра, ёмкость для воды, карандаш, ластик, бумага, акварельные краски.

Как для работы любыми красками,

для рисования акварелью необходимы кисти. Они должны

быть мягкими,

легко набирать воду и также легко отдавать её на бумаге. Такими свойствами обладают кисти из волоса белки и пони.









Палитра

Палитра может быть специальной

пластиковой, но можно воспользоваться

и белой фарфоровой тарелкой. На

палитру удобно выдавливать краски

из тюбиков.














Ёмкость для воды

Поскольку рисование акварелью – Фактически рисование подкрашенной водой, то

ёмкость должна быть большой.

чем больше ёмкость, тем реже

придётся менять воду.















Карандаш

Для рисования есть широкий спектр выбора простых карандашей. Делятся простые карандаши на твёрдые

и мягкие.










Если представить твёрдые и мягкие карандаши в виде градусника, то карандаш НВ (английская маркировка) или ТМ(русская маркировка) – будет ноль. Карандаш В будет мягче, В1 ещё мягче, В2 ещё ит.д. В другую сторону от НВ пойдут твёрдые карандаши. Н твёрже, Н1 ещё твёрже, Н2 ещё и т.д.

Ластик

Твёрдые ластики используются как для стирания линий карандаша, так и для

работы с высохшими красочными слоями в некоторых художественных приёмах.

Мягкие ластики, напротив, бумагу не

портят. Их также используют для стирания .карандаша

и части красочного слоя.













Бумага

Белая бумага, отражая лучи света сквозь прозрачные слои акварельных красок, придает особую свежесть оттенкам. Нельзя писать на серой или желтой бумаге. Не на всякую бумагу хорошо ложится акварельная краска.

Нужны лучшие сорта отбеленной, имеющей зернистую фактуру, бумаги — ватман, полуватман. Не годится чертежная бумага, с глянцевитой поверхности которой краска стекает.




Акварельные краски

Акварель — это водяные краски. Основные качества акварели — прозрачность, мягкость, чистота и яркость цвета.








В наборах может быть от 12 до 36 красок, однако далеко не все из них будут использованы.


Если вы будете пользоваться при работе данными инструментами и материалами, то у вас получатся великолепные изображения!




3. Лессировка


3.1 Лессировка, как

Акварельная техника









(от нем. Lasserung – нанесение тонкого, прозрачного слоя краски) как метод многослойной живописи широко применялся акварелистами XIX и начала XX в. Ими созданы замечательные по легкости, воздушности, общей тональной целостности и гармонии цветов произведения.

Метод лессировки основан на использовании прозрачности краски, ее свойства изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя на другой. Чтобы нижний слой не размывался, перед последующим покрыванием ему дают хорошо просохнуть. Изменение цвета краски может достигаться развитием одного цветового тона – от слабо насыщенного к более насыщенному, а также образованием сложных по составу тонов. Например, покрыть желтый прозрачным синим, получится цвет с зеленым оттенком. Красный, перекрывается желтым, образует цвет с оранжевым оттенком.

В отличие от механического смешивания изменение цвета путем наложения одного прозрачного слоя на другой основано на законе оптического сложения цветов.

Итак, при методе лессировки глубина и насыщенность цветового тона достигаются путем последовательного перекрытия просохшего прозрачного слоя следующим прозрачным слоем краски.

В начальной стадии наносятся светлые тона, на них следующие по силе и т. д. до завершения.

Для учащихся очень важно получить навыки в технике лессировки, так как эта техника воспитывает выдержку, учит предвидению и расчету; учащиеся наиболее наглядным способом постигают особенности многослойной живописи, изучают палитру красок. Этот метод при перекрытии одного цвета другим предполагает установление точных границ для каждого вновь наносимого слоя. Это приучает учащихся органично увязывать цвет с формой.

Основные правила метода лессировки:

- красочный слой при всей его многослойности должен всегда оставаться достаточно тонким и прозрачным, чтобы пропускать отраженный свет;

- каждый новый слой краски наносится по просохшему слою;

- первые прописки выполняют более прозрачными красками, по возможности сходными по своим свойствам;

- прописки начинают красками, обладающими большей цветовой насыщенностью, с тем чтобы в последующих слабых растворах цвет не был анемичным;

- использование корпусных, укрывистых красок более уместно в заключительной стадии работы для усиления материальной значимости отдельных частей этюда.

Техника лессировки применяется при выполнении длительных живописных работ, при создании законченных композиций, книжных иллюстраций, в орнаментальной росписи, при выполнении эскизов костюмов.































3. Лессировка


3.2 Упражнения







Упражнение 1. Потренируйтесь на черновике в быстром наложение слоёв краски друг на друга . Самое важное условие: дождаться полного высыхания.















Упражнение 2. Нанесите на бумагу несколько параллельных полос разного цвета хорошо разбавленной акварелью. Дайте слою хорошо просохнуть, потом поверх перпендикулярно нанесите также полосками другие цвета и оттенки. Но нанося второй слой старайтесь очень легко и нежно касаться бумаги, так что бы кисть не успевала "зацепить" краску первого слоя.














Упражнение 3. Нарисуйте в несколько слоёв яблоко, где слои накладываются один за другим. Яблоко можно сделать даже одним цветом. Накладываясь, слои будут всё темнее. Сначала весь фон заполняют заливкой в один цвет и тон. Затем, наносим остальные слои, тем самым определяя светотень на яблоке.















Упражнение 4.


Рисуем контур карандашом. Рисунок под акварель делаем легкими линиями, чтобы карандаш не пачкал красочный слой.


Первый слой наносим сильно разбавленными красками: светло-оранжевого и алого цвета. Не забывайте хорошо просушивать каждый слой, а то катышки скатываться будут.



Второй слой наносим более темными оттенками красных цветов. Но краска все равно должна быть сильно разбавлена, чтобы слой просвечивался.


Третьим и четвертым слоями углубляем тени под лепестками используя еще боле темные оттенки красных цветов. Если у вас нет готовых красок темно-красных оттенков, можно смешать на палитре: добавить в обычный красный немного темно-зеленой акварели.

Стебелек тоже пишем в два-три слоя. Первый слой светло-зеленый или желтый цвет, второй слой темно-зеленый цвет (добавляем объем затемняя края стебелька и тень под цветком).



























3. Лессировка


3.3. Алгоритм выполнения натюрморта








Работа над натюрмортом разделяется на несколько этапов. Сначала определяют размещение натюрморта на листе бумаги, т. е. создают композицию листа. После того, как вы разместили лист можно приступить к построению рисунка. Определяется последовательность линейно-конструктивного построения рисунка в таком порядке:

  1. Проводятся оси симметрии для каждого предмета.

  2. Намечается линия деления двух плоскостей: вертикальной и горизонтальной.

  3. Намечаются размеры предметов.

  4. Плавными линиями соединяются основные точки предметов.

  5. Части предметов вписываются в геометрические фигуры.

6. Прописываются эллипсы для передачи объема.

  1. Намечаются линиями направления складок.

  2. Выполняется подробная проработка деталей.

Сделав рисунок, приступаем к выполнению натюрморта в цвете.
Начинают с обобщенной передачи объемов предметов. Находим цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте. Цвета, полученные смешением красок, проверяем на палитре. При необходимости цвета уточняем. Найденные цвета накладываем крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрморта. Каждый цвет сравниваем с остальными и при необходимости уточняем. Цвета начинаем накладывать чаще всего со светлых мест предметов.

Там, где надо, цвет усиливаем повторным наложением. Но не забывайте про то, что акварельные краски можно накладывать друг на друга в три слоя. После нанесения первого локального цвета, ждём пока краска высохнет. Второй слой наносим такой же светлой краской, тем самым постепенно переходя к полутени. Не забывайте работать со всеми предметами одновременно, чтобы не потерять тональное решение натюрморта. На второй слой наносим краску более тёмных оттенков, так мы перешли к полутени. В лессировке каждый следующий слой – это придание насыщенности цветом и тонами рисунку. Техника работы слоями требует времени, но в результате получаются яркие, насыщенные цвета. Не забывайте оставлять блики на предметах.

Определив основные цветовые отношения постановки, переходят к детальной проработке объемных форм. Чтобы показать теневые участки на предметах, накладываем слои других оттенков, что бы при наложение на предыдущий слой они давали новый цвет. Для передачи объемности предмета нужно сравнивать светлоту и насыщенность цвета на свету и в тени каждого предмета.

Заканчивают натюрморт обобщением отдельных оттенков цветов, подчиняя их всем другим цветам. Этим добиваются целостности впечатления от постановки. Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками. Выполняя натюрморт в технике лессировка, важно накладывать умеренное количество слоёв краски, при этом все время сравнивать свой рисунок с натурой: цельно — при определении общих цветовых отношений и в конце выполнения работы, конкретно — при проработке деталей, т. е. следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему». Это поможет найти и передать в живописи связь между предметами по цветовому тону, светлоте, насыщенности цвета, их пространственному размещению.








4. По - сырому


4.1. По – сырому, как акварельная техника








Техника по - сырому создаёт интенсивные цветовые эффекты и позволяет использовать растекание акварели. Планшет при этом можно держать горизонтально или под углом в зависимости от требуемого результата.

Рисунок карандашом делают до смачивания бумаги.

По влажной бумаге рисунок можно сделать красками. Делают это тонкой кистью с небольшим количеством густой краски.

Бумагу мочат с двух сторон, погружая её в ёмкость с чистой водой. Бумагу можно смачивать влажной губкой. Влажность бумаге при работе по мокрому играет большую роль. От влажности зависят скорость растекания краски по бумаге и неровность краёв пятна. Для работы следует различать три степени влажности листа:

  1. мокрая бумага равномерно блестит на свету;

  2. бумага средней влажности не блестит на свету;

  3. бумага почти сухая, немного холоднее воздуха на ощупь и при нажатии пальцем не выделяет воду.

В процессе работы бумага многократно смачивается, и картина получается покоробленной. Если «волны» мешают закончить работу, её нужно выправить перед заключительными этапами работы.

Бумага может смачиваться не только водой, но и краской.

Очень часто в технике по – сырому используют приём заливки.

Заливка – приём столь простой, столь и эффективный. Плавные переходы цветов, позволяющие изображать небо, воду, горы, заполняющие фон иллюзией «пространства», делают картины особенно зрелищными и художественными.

Для заливки требуется большое количество краски. Бумага на планшете должна находиться под небольшим углом. Чем больше угол наклона, тем быстрее будут стекать краски.

Сначала по листу бумаги проводится горизонтальная полоса. Через несколько секунд краска стекает вниз полосы, образуя валик. Ведя кисть в образовавшемся валике, снова проводится горизонтальная полоса, внизу которой опять образуется валик. Таким образом, на бумаге остаётся слитный след двух полос, оканчивающихся внизу валиком жидкой краски. Последний валик в заливке убирается промакиванием влажной кистью. Заливка может состоять и из нескольких цветов. В этом случае цвета будут плавно втекать один в другой. При помощи заливки можно получить тоновую градацию. Часто заливку используют для создания неба.









4. По - сырому

4.2. Упражнения








1 Растекание краски на бумаге разной влажности. Сравнение растеканий краски на бумаге разной влажности. Смочите бумагу с помощью окунания её в воду. Дайте стечь лишней воде. Пока бумага блестит от воды (первый уровень влажности), капните густой краской ближе к краю листа. Дождитесь высыхания листа до влажного состояния (второй уровень влажности) и капните каплю той же краски ближе к середине. На почти сухую бумагу (третий уровень влажности) капните ещё каплю. На сухой лист тоже требуется капнуть краску. Разными получаются контуры пятен, их размер и оттенок.





























2 Смешивание краски на бумаге разной влажности. С помощью широкой кисти смочите весь лист чистой водой. Наберите на кисть разведенный синий кобальт и на еще сырой бумаге легким прикосновением кисти сделайте пятно.

Пятно расплывется по кругу с появлением нечетких границ. Дайте бумаге немного подсохнуть и затем сделайте несколько небольших мазков тёмно – синего цвета смешанного с фиолетовым.

Мазки немного расплывутся в виде туч. Этот прием часто используется для изображения облачного неба.



















3. Нанесение слоёв краски на сырую и сухую основу.

Выполните упражнение с многоцветным покрытием и дайте краске высохнуть.

Смочите небольшой участок в середине листа и проведите по нему кистью с краской с переходом на сухую часть бумаги. На сухие участки наложите другие краски, иногда позволяя им соприкасаться и идти параллельно.















4. Градация цвета. Сделайте заливки более густыми и более жидкими красками. Обратите внимание на разность лёгкости создания заливки в зависимости от густоты и вязкости краски.



































5. Градация и переход цветов. Сделайте заливки из следующих сочетаний:









Чёрный и белый;






Тёмно-зелёный и светлый жёлто-зелёный;







Голубой, синий и чёрный















4. По - сырому

4.3. Алгоритм выполнения пейзажа







Начальным этапом в рисование пейзажа является правильное расположение каждой части пейзажа.

Для начала правильно располагаем лист, определяем размеры объектов на листе, не прописывая детали. Здесь важно разместить, где что находиться, составить композицию.

После того, как вы составили рисунок пейзажа, приступаем к работе цветом.

Смачиваем участки неба в светлых местах облаков охрой, оставляя самые светлые участки белыми. Края мазков охрой размываем водой. Кисть должна быть довольно широкой.
Смешиваем нейтрально-черную и голубую. Эта смесь будет использоваться в разных пропорциях – иногда больше голубого, иногда черного. Также будем использовать по-разному ее тон.
Прописываем по сырой охре нейтральные сероватые участки. Позволяем краске стекать и смешиваться естественным образом на бумаге. Все это происходит на сырых участках, силуэт парусов остается белым и сухим, поэтому краска туда не затекает. Мы также помогаем направлять воду кистью
Сразу после первой прописки усиливаем тон темных участков облаков той же смесью, но насыщеннее. Мы можем это делать только пока слой не начал подсыхать. Позвольте воде свободно течь, и Вы удивитесь, как она сама способна создавать иллюзию драматического освещения, пространства и свежести.










Мы оставляем сухое касание с освещенной частью парусов. Паруса остаются белыми, мы их прописываем позже.
Мы смачиваем поверхность воды охрой, оставляя не прописанные участки бумаги в качестве отражения парусников. По непросохшей охре пишем смесью голубой и черной в пропорции, где больше голубой. Краска смешивается на бумаге, переход получается мягким и естественным.
Прописываем охрой поверхность воды. Горизонтальными ударами наносим смесь голубой и нейтрально-черной. Оставляем светлыми участки отражения парусника в воде.

. Пишем падающие тени на парусах. Вливаем в них охру с большим количеством воды. Получается прозрачный рефлекс. Пишем форму парусов и детали освещения. Усиливаем контраст в тенях.

По - сухому делаем несколько горизонтальных линий с большим количеством воды, усиливая фактуру воды и контраст. Заканчиваем, добавляя несколько чаек для создания романтического настроения.




















5. Алла - прима

5.1. Техника

алла - прима






( от итал. Alla prima – в первый момент) – живопись «по сырому», написанная в один прием, за один сеанс.

Эта техника означает мгновенное письмо без последующих капитальных изменений. Живопись каждой детали картины начинается в один прием, затем художник, не забывая о том, что работа должна быть целостной, переходит к следующей детали и т.д. Все цвета берутся сразу нужной силы.

Этот способ работы требует от живописца постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Он должен иметь ясное представление о том, что он хочет и как он должен решить поставленную задачу.

Перед началом работы лицевая поверхность бумаги смачивается водой, а затем по еще увлажненной поверхности накладываются нужные оттенки цвета. Влажность бумаги смягчает границы между отдельными тонами. Начинать писать по - сырому надо после того, как бумага равномерно «протряхнет», как говорят художники, и на поверхности ее не будет излишка воды.

Степень влажности бумаги и различный наклон планшета позволяют регулировать и ограничивать до необходимых пределов растекание краски, получать нужные цветовые сочетания, добиваться их чистоты и прозрачности.

Работу удобнее начинать сверху, предварительно определив основные отношения по тону и цвету. Пока наложенный цвет не высох, рядом с ним накладывается другой, иногда частично захватывающий соседний. Если в положенный цвет надо внести какие-нибудь уточнения, то они вносятся еще в сырой красочный слой. Нужные оттенки цвета можно вначале подобрать на палитре или непосредственно на бумаге.

По мере высыхания, особенно в жаркий солнечный день, бумагу смачивают снова, положив под нее мокрую тряпку, это позволяет вести работу более длительное время.

Краски, положенные по - сырому, обычно расплываются и выходят за пределы рисунка предметов. Пока акварель не успела высохнуть, излишние заплывшие места, нежелательные наслоения красок можно осторожно смыть или выбрать слегка отжатой чистой кистью.










5. Алла - прима

5.2. Упражнения





1.Вливание цвета в цвет. Вливание цвета в цвет по – сырому. Цвет берётся в полную силу.
































  1. Алла – прима


5.3. Поэтапное рисование цветов









Во - первых, нужно подготовить рабочее место. Бумагу для такой работы лучше смочить губкой. Если вы не уверены, что сможете сразу работать цветом, нанесите слабыми линиями контуры цветов.

Когда все готово, начинаем писать. Набираем на кисточку основной цвет лепестка - синий и легко прикасаемся к бумаге. Смотрим как растекается, и добавляем мазок фиолетового цвета.

Тонкие линии начинаем наносить, когда работа еще местами сырая. Тонкие линии местами четкие, местами растекающиеся придают работе более живописный вид. На лепестках самым кончиком тонкой кисти прорисовываем прожилки и в некоторых местах подчеркиваем кромку лепестков.



Легкими прикосновениями пишем цветы и бутоны. В тех местах где нужна четкая линия, ждем когда бумага немного подсохнет, чтобы линия расплывалась, но не сильно. А если бумага наоборот слишком быстро сохнет, можно увлажнить ее губкой, только смотрите чтобы губка была не слишком мокрая.

Для листьев используется смесь охры с голубым, лимонной с фиолетовой и другие смеси. Для зеленых листьев не надо брать чистую акварель зеленых цветов, а то получится неестественная яркость.

Для нанесения фона смеси делаем более нейтральные, близкие к серым. Я смешивала малиновый и темно-зеленый, смесь сильно разбавляла водой.

В конце работы добавляем глубину между стебельками небольшими темными участками, намекая на густую траву за ирисами, а между цветами добавляем листья ирисов той же смесью, что и фон покрывали, это создаст ощущение розовой утренней дымки, тот самый эффект "розового утра".















6.Задания для самостоятельного выполнения












  1. Подберите акварельные техники для рисунков?






























1.Нарисуйте натюрморт самостоятельно, используя акварельную технику лессировку.
























2. Нарисуйте пейзаж, используя технику по – сырому.







3. Нарисуйте цветы, используя технику алла – прима.



7. Список литературы







        1. aquarelle.animalartplanet.ru›?tag=лессировка

        2. arttrening.blogspot.com›2012/07/blog-post_29.html

        3. prostoykarandash.ru›Уроки рисованияАкварельРисуем море

        4. aquareller.com›to/watercolor/mokrym-po-syromu/

        5. way-art.ru›art/texnika-zhivopisi…alla-prima.html

        6. explosive.com.ua/2012/09/metod-alla...

        7. prostoykarandash.ru›Уроки рисованияАкварельЛессировка

        8. aqua-relle.ucoz.ru›publ/akvarelnye_tekhniki…1-1…15


35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!