СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник заданий по учебной дисциплине ОУД "История"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник заданий по учебной дисциплине ОУД "История" составлен для студентов 1 курса всех специальностей СПО

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий по учебной дисциплине ОУД "История"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым «Керченский политехнический колледж»









Сборник заданий по учебной дисциплине «История»

Для всех специальностей и профессий СПО







Керчь, 2017 г

Сборник заданий по дисциплине «История» предназначен для студентов ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж» всех специальностей СПО.






























Составитель: Дозморов В.А., преподаватель истории и обществознания ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»

Пояснительная записка


Данное пособие рекомендовано для преподавателей и студентов среднего профессионального образования, изучающих учебную дисциплину «История». Задания сборника отражают тематику истории России. Материал составлен так, чтобы обеспечить необходимый уровень усвоения исторических знаний и способствовать развитию творческих возможностей.

Сборник творческих заданий поможет преподавателю организовать активную познавательную деятельность на уроках и обеспечить прочное усвоение учебного материала студентами. В нем предложено большое количество проблемных, творческих и познавательных задач, которые побуждают изучать историю России, развивают альтернативное мышление, знакомят с методами исторического познания. В пособии есть ряд задач, которые нужно использовать для более сильных студентов, увлекающихся историей, стремящихся к усложненной работе.

Материал сборника может использоваться преподавателем, как дидактический для индивидуальной, групповой, фронтальной работы, так и для самостоятельной работы студентов при подготовке домашнего задания.

В значительной части заданий используются фрагменты из исторических источников, что знакомит студентов с русской культурой и ее особенностями.

Пособие иллюстрировано историческими фотографиями и репродукциями, что способствует знакомству с отечественной живописью, формирует любовь и уважение к родным истокам.
















  1. Древняя Русь в IX-XIV веках


1. Каковы современные представления о происхождении восточных славян? Когда и почему у славян возникло государство?

2. Раскройте основные направления деятельности первых русских князей.

3.Какую роль сыграл в истории Древней Руси князь Владимир Святославович? Как происходило крещение Руси? В чем его причины и какое значение имело это событие?


Крещение киевлян

К. Лебедев


4. Дайте характеристику деятельности князей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Каковы особенности их политики правления государством?

5. Обратите внимание на то, что после смерти князя Владимира начались междоусобицы, и после смерти Ярослава Мудрого они возобновились снова. Чем это могло быть вызвано?

6. Каковы причины составления «Русской правды»?

7. Рассмотрите картину «Суд во времена «Русской правды» и опишите, что на ней происходит.

Суд во времена «Русской правды»

И. Билибин



  1. Русская культура в XII – начале XIII в.


1. О чем может свидетельствовать следующий факт? Количество городов в XII - XIII вв. выросло по сравнению с Х – Х11вв. в 3-4 раза.

2. Один исследователь назвал миниатюры средневековых русских летописей «окнами в исчезнувший мир». В чем смысл этого высказывания? Зачем были нужны летописи? Почему летописцы были пристрастны, субъективны в своем изложении событий? Благодаря чему летописцы раскрывают современному читателю общественную мысль того времени?


Нестор

М. Нестеров

3. Русский летописец Лаврентий закончил свой труд следующим текстом: «Радуется купец, совершив сделку. И кормчий, приставший к берегу, и странник, вернувшийся на родину; так же радуется и пишущий, дойдя до конца книги. Так и я бедный, недостойный и многогрешный раб Божий монах Лаврентий. А теперь отцы и братья, если я где ошибку допустил, не дописал или лишнее написал, читайте, ради Бога исправляя, а не кляните, так как книги ветхи, а ум молод, не дошел». Можно ли дать какую-либо характеристику времени и автору текста? Какую? Обоснуйте ответ.

4. Летописец сказал: «Велика, бывает польза от книжного учения. Книги нас наставляют и учат идти путем накопления. Мы находим мудрость и воздержание в словах книжных… это источники мудрости, ибо у книг неизмеримая глубина…» О чем свидетельствует такое отношение к книге для того времени? Справедливо ли это мнение в наше время?

5. В Древней Руси надписи встречаются на горшках, колодках для обуви, на грузилах для веретен (пряслицах), на днище бочек. На измерителях длины, на кирпичах, на межевых камнях. Можно ли на основании этих фактов сделать вывод о распространенности письменности на Руси? Какой и почему?

6. Опишите церковь Покрова на Нерли? Некоторые эту церковь называют поэмой, запечатленной в камне. Как бы вы разъяснили эти слова, если вы с ними согласны? Представьте себе современника XII в. Как вы думаете, что видел и что чувствовал он, глядя на церковь покрова на Нерли, а что видим и воспринимаем мы хотя бы по фотографии? Сохраняет ли эта церковь ценность для нас?

Церковь Покрова на Нерли


7. Как вы объясните строительство могучих торжественных ворот при въезде в города, подобные Золотым воротам во Владимире, Киеве?

8. В древней Греции изображали бога Зевса, других богов, у нас Андрей Рублев изображал Троицу, архангелов и апостолов, т.е. тоже религиозную легенду. В чем значение этих и других религиозных памятников для нашего времени? Почему мы их храним?

9. В начале ХХ века А.П. Чехов выражал в письме надежду, о том, что найдется человек, который написал бы историю русской иконописи. Ведь этому труду можно было бы посвятить целую жизнь. Что побуждало, по-вашему, мысль А.П. Чехова?

10. Новгородская иконопись, по словам знатоков, превзошла все до нее известное в этой области. Чем это могло быть вызвано?

11. Два новгородца XII в резко осуждали то, что люди ходят по берестяным грамотам, которые валяются на земле. Какую историческую информацию вы, как исследователи, могли бы извлечь из этого факта.

12. Много берестяных грамот посвящено разным частным вопросам – это просьба о помощи, приказ взять у кого-то сапоги, покупка коровы, жалоба пасынка на отчима, требование исполнения повинности и др.

Какой главный вывод из этого многообразия тематики берестяных грамот

можно сделать? Возможен ли обоснованный вывод о развитии культуры этого времени?

13. Летопись сообщает, что Ярослав Мудрый, придя в Новгород, собрал «от старост и поповых детей 300 учити книгам». Осмыслите с разных сторон это сообщение.

14. В одной из грамот Яков просит кума Максима прислать «чтения доброго». Можно ли считать такое письмо единичным? Выскажите свое предположение.

15. В «Слове о полку Игореве» говорится, что по «Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, деля себе трупы». Как вы понимаете эту строку, о чем она говорит? Почему возможно было появление таких строк? Что чувствует автор этих строк?

16. Как вы думаете, какова была социальная роль былин, поэм, созданных в XII - XIII вв.?













  1. Борьба Руси с монголо-татарским нашествием


Предстояние

Ю. Ракша


1. Как проходило монголо–татарское нашествие? Каковы его результаты? Почему русские земли оказались неспособны отразить нашествие?

2. Каково значение битвы на Калке?

3. Вот два высказывания современников о татарском нашествии и его последствиях:

- «И во граде (Рязань) многих людей, и жен, и детей мечами посекли… и весь город пожгли и всю красоту знаменитую…»;

- о Владимире: «Навел Он (Бог) на нас народ немилостивый, народ лютый, народ не щадящий красоты юношей, немощи старцев, младости детей…

Разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни… кровь отцов и братьев наших обильно напоило землю. Исчезло мужество князей и воевод наших. Села поросли сорной травой, смирилось величие наше, погибла красота наша». Опишите переживания современников. О чем они сокрушаются? Что общего в этих отрывках?

4. Покажите на фактах даже первых сражений с полчищами монголо-татар, что русские дружины, сопротивлялись и, изматывая врага, сдержали его дальнейшее продвижение на запад, спасая Западную Европу от нашествия монголо-татар.

5. Какой вывод можно сделать из того факта, что князья перед лицом грозной опасности порабощения, разорения и уничтожения продолжали междоусобицу, предавали друг друга.

6. Объясните, почему завоеватели поддерживали русскую церковь. Какой вывод можно сделать о роли церкви в то время?

7. Дайте общую оценку воздействия монголо-татарского ига на судьбы порабощенных ими народов, в частности России. Приведите доказательства вашего мнения. Чем объяснить столь тягостного результата для порабощенных монголо-татарами народов?

8. Как вы думаете, почему на завоеванной территории пришли в упадок города и торговля?

9. После смерти Чингисхана его огромная держава стала распадаться на более мелкие феодальные государства. Объясните причины этого распада.

10. Под властью монголо-татарских ханов находились области с различным уровнем культуры. Какое это могло иметь значение для развития народов на территории этих ханств?

11. В XIV – XV вв. часть территории Золотой Орды распалось на Крымское, Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, Ногайскую Орду. Чем вы объясните образование множества монголо-татарских ханств?


  1. Борьба русского народа и народов Прибалтики с агрессией немецких и шведских феодалов


1.Как вы объясните причины вторжения немецких рыцарей в Прибалтику? Почему захват Прибалтики немецкими рыцарями был опасен для Руси?

2.Опишите военное искусство противника в Ледовом побоище и причины побед русских. В чем состоит историческое значение Ледового побоища?


Ледовое побоище.

В. Назарук


3.Как вы думаете, почему в Великую Отечественную войну был учрежден орден Александра Невского?

4.Летописец Александра Невского, его современник, пишет в «Слове о погибели Русской земли»: «О, светло-светлая и красиво (красно) украшенная земля Русская! Многими красотами ты удивляешь: озерами многими, реками и источниками в чтимых местах, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверьми наличными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими – всем ты полна, земля Русская!» Какое впечатление на вас производит это обращение? Что можете сказать об умонастроении автора.

5.Охарактеризуйте Александра Невского как воина, государственного деятеля и личность.

Александр Невский

П.Корин

5. Образование и становление единого Российского государства

(XIV-XVI вв.)

Предпосылки объединения Русских земель вокруг Москвы


1.Охарактеризуйте состояние Руси к XIV в. Что является главным в этой характеристике для понимания изученных событий?

2.О чем свидетельствует то, что вначале не было ограничения выхода крестьян Юрьевым днем, а затем оно появилось? О каком процессе идет речь?

3.Каково различие между монастырем, как феодалом, и боярином, как феодалом? Зачем церкви нужны были обширные владения?

4.Летописец описывает засуху в Московской Руси в начале 70-х гг. XIV в.: «Была тогда великая засуха и зной и жар большой. И многие реки высохли, и озера, и болота, а леса и боры горели, а болота тоже горели после того как высохли, и земля горела, и был страх и трепет у всех людей. И была тога дороговизна большая хлеба и голод великий по всей земле». Представьте себе, что вы нашли сами этот текст. Какие выводы вы сможете сделать о земле, о которой идет речь?

5.Почему вечевой порядок исчез во всех городах, кроме Новгорода и Пскова? Как вы думаете, почему он еще некоторое время сохранялся в этих городах?



Новгородское вече

К. Лебедев


6. Изложите причины образования единого государства на Руси. Постройте изложение в определенной последовательности. Объясните ее.

7.Стремление освободиться от монголо-татарского ига было в то время главной причиной образования единого государства или сопутствующей? Назовите другие необходимые условия освобождения Руси от ига.

8.Вы узнали, что в XV в. появилось понятие «Россия». Какой вывод можно сделать на этом основании, зная общий ход развития страны?


6. Возвышение Москвы. Куликовская битва


  1. Почему Москва стала центром объединения Русских земель? Каков вклад Ивана Калиты в возвышение Москвы.



Иван Калита, раздающий милостыню.

Р. Кошелев


2.Перечислите обстоятельства, которые подготовили возможность победы на Куликовом поле.

3.В 1367 году были возведены кирпичные кремлевские стены. Помогает ли понять этот факт отрывок из тверской летописи, автор которой враждебно относился к московскому князю: «На Москве почали ставити город каменный, надеяся на свою на великую силу, князья руськы и начаша приводити в свою волю, а который почал не повиноватися их воле, на тых начали посягати злобою». О чем свидетельствует текст?

4.«Задонщина» - поэтическая повесть о Куликовской битве, написанная не позднее 1393 г., как полагают, рязанцем Сафонием: «Жаворонок птица, в красныя дни утеха, взыди под синие облака, под славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его Володимиру Ондреевичу. Они бо взнялися как соколи со земил Русскыя на поля Половетция. Кони ржуть на Москве, бубны бьють на Коломне, трубы трубят в Серпухове, звенить слава по всей земли Русскои. Чюдно стязи стоять у Дону великого, пашутся (развеваются) хоригови (хоругви), бренчати (название пока не объяснено), светяться калантыри (безрукавные панцыри из металлических дощечек) злачены, звонят колоколи вечнии в Великом в Новгороде, стоять мужи нугородици у святыня Софии, а ркучи такову жалобу: «Уже намъ брате к великому князю Дмитрию Ивановичу на пособь не поспети». О каких явлениях в русской истории свидетельствует эта повесть? Как оценивает автор повести описываемые события?

5.Докажите, что Русь спасла Западную Европу от монголо-татарской орды.

6.Охарактеризуйте в целом значение Куликовой битвы в истории нашей страны. Дайте характеристику деятельности Дмитрия Донского.


Поединок Пересвета с Челубеем

М. Авилов


7.Через два года после Куликовой битвы хан Тохтамыш вновь пошел на Русь. Рязанский князь, чтобы отвести татар от своего княжества, указал им броды на Оке. Тогда же нижегородский князь «лживыми речами и лживыми предложениями мира» уговорил москвичей открыть ворота Тохтамышу, учинившему полнейшее разорение Москвы. Какие явления в истории России того времени характеризуют эти факты?

8.Умаляется ли значение Куликовской битвы тем, что это не было окончательной победой над ханами и, что через 2 года иго их восстановилось?

9.Тохтамыш в 1382 году захватил Москву. Прекратились ли к этому времени феодальные междоусобицы на Руси?

10.Вспомните, как русские княжества объединились вокруг Москвы накануне Куликовой битвы. Почему же, по-вашему, происходила еще длительная война во второй четверти XV в.?

11.Каким образом единое государство могло усилить и усилило власть феодалов над зависимыми крестьянами?

12.При царе Иване III, отчасти под влиянием его жены царицы Софьи, происходившей родом из Византии (из династии Палеолог), в правительственных документах появился новый высокопарный язык, пышная церемония. Чем, по-вашему, могло быть вызвано это явление? Какие другие факты, подтверждают вашу мысль?



Венчание Ивана III с византийской царевной Софьей.

М.Абегян






7. Русская культура XIVXV вв


1.Могла ли быть повсюду в русских княжествах одинаковая, общая культура, или в разных областях страны должна была сложиться культура разного уровня и разного характера?

2.О чем свидетельствует тот факт, что наиболее крупные литературные произведения были связаны с Куликовой битвой? Назовите эти произведения.

3.Почему именно в Новгороде и Пскове возникли еретические движения?

4.Уже к XV в. было написано много сочинений, направленных против пьянства. К числу таких произведений относится ироническое «Слово о хмеле». Хмель якобы от своего имени обращается к священникам, князьям, боярам, слугам, купцам, богатым и бедным, к женщинам: «Пьянство князьям и боярам землю опустошает, а людей достойных и свободных и мастеров в рабство повергает… Пьянство брата с братом ссорит, а мужа отлучает от своей жены. От пьянства ноги у него болят, а руки дрожат, зрение очей меркнет».

На основании этого примера, какой вывод о пользе изучения истории можно сделать?

5.Известный путешественник и купец Афанасий Никитин в своих записках подробно описывает быт и нравы населения земель, где он побывал. Какое могло иметь значение для России, для русского народа знакомство с бытом, нравами, экономикой столь отдаленных стран?


Образование единого Российского государства


1.Летописец XIV в. писал: «И цари, и князья, и бояре, и вельможи, и гости (торговые), и купцы, и ремесленники, и рабочие люди – один род и семя Адамово, а забывши, друг на друга враждуют, и ненавидят, и грызут, и кусают».

Какое реальное общественное явление того времени отражают эти строки летописца? Как вы думаете, чего хотел сам летописец?

2.Что давало Ивану III смелость отказаться от уплаты дани Орде?

3.В «Повести о стоянии на Угре» говорится: «О храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое Отечество, Русскую землю от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поругания над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от турок».

Как вам кажется, автор обращался к населению Великого княжества или к народу единой земли Русской? Можно ли уже говорить об общерусском национальном сознании, судя по этому отрывку?

4.Ивана III женили на племяннице византийского императора Софье Палеолог. Имел ли этот брак политический смысл? В чем он состоял?

5.Что означает единое централизованное государство? Чем объяснить, что во второй половине XV – начале XVI в. объединение России пошло успешнее и сравнительно быстрее?

6.Как было организованно управление государством во второй половине XV – начале XVI в.? Нарисуйте сами, пользуясь учебником. Схему управления того времени. Чем была важна централизация управления?

7.Раскройте подробнее мысль о том, что образование Российского государства было закономерным процессом.

8.Назовите две главные причины падения монголо-татарского ига.


8. Экономическое положение России в XVI в


1.В XVI в, как и в предшествующие столетия, есть много фактов приношения в дар монастырям земель грамот, повелевающих защищать их от «воров и разбойников». Чем объяснить длительность существования этого явления?

2.Чем, по-вашему, объяснить развитие (роста числа и расширения владений) дворянства в XVI в.?

3.Что содействовало расширению размеров монастырских земельных владений? Почему необходима и возможна была в эту эпоху барщина?

4.В 1550 г. В монастыре в Пошехонье произошло восстание крестьян, возмущенных тем, что монастырь захватывал у них все новые земли. Восставшие, вооруженные мечами, луками, копьями, рогатинами, не только убили настоятеля монастыря и других монахов, но и разорили церковь, алтарь, захватили церковное имущество. Каков характер этого восстания? Было ли оно антирелигиозным?

5.Кем по своему социальному положению были холопы, находившиеся на военной службе и награждавшиеся деревнями?



Крестьянин уезжает от хозяина в Юрьев день

К. Лебедев


6.В русских городах горожане делились на лучших, молодших и худых. Как это характеризует общественные отношения в городах? По какому признаку могло проводиться это деление?

7.Известно, что на основании языка и его истории можно выяснить не мало исторических фактов. Так, в древнерусском языке слово мыт означало пошлину. А под Москвой есть город Мытищи. Что можно предположить об истории Мытищ?

8.Какие изменения произошли в городах XVI в?


9. Укрепление государственной власти и безопасности

страны в середине XVI в.


1.Какие реформы были проведены в середине XVI века? Каковы их результаты? Что было сделано вначале правления Ивана IV для укрепления центральной власти?

2.В средние века XVI в. в Российском государстве было 6 млн. человек, к концу века его население увеличилось лишь на 2 млн. человек. Какие выводы можно сделать на основании этих данных.

3.При Иване Грозном была такая формула при принятии законов и других важных государственных решений: «Царь указал, а бояре приговорили». Имел ли царь неограниченную власть?

4.Дайте характеристику Ивану Грозному, как царю, политическому деятелю, человеку.

Иван Грозный

В. Васнецов


5.Что такое кормление и мещанство?

6.В XVI в. создавались в уездах губные учреждения, куда избирались из числа грамотных боярских детей или зажиточных крестьян. Грамоты по этому поводу инструктируют, как бороться с разбойниками, лихими людьми.

Как вы думаете, о каких разбойниках идет речь? О каком явлении в жизни того времени можн0о судить по этим многочисленным грамотам? Связана ли централизация власти с этими явлениями? Какие изменения в положение крестьян внес «Судебник» 1550г.?

7.Чем объяснить споры государства и церкви из-за церковных земельных владений?

8.Сформулируйте значение побед над Казанским и Астраханским ханствами.









10. Ливонская война и опричнина


1.Чем была вызвана Ливонская война и каковы ее последствия?

2.Что такое опричнина? В чем ее смысл? Чем вызвана карательная политика опричнины?

3.Еще накануне взятия Казани Иван IV жаловался, что кому бы из наместников он ни давал поручения, не мог добиться быстрого согласия и исполнения, а также сталкивался с постоянными спорами. Можно ли судить по этому факту о степени централизации власти в стране в середине XVI в.?

4.Вы знаете, что правительство Ивана IV ввело «заповедные годы», в течении которых крестьяне теряли право ухода от господина. Это было шагом к окончательному закрепощению крестьян. Объясните этот факт.

5.В 1584 г. были отменены податные привилегии духовенства, и запрещалось землевладельцам передавать свои земли монастырям. Было ли это антифеодальным актом (ведь монастыри являлись коллективным феодалом)?

6.Опричнина, направленная против бояр, на укрепление центральной власти, сопровождалась избиением виновных и невиновных бояр и дворян, разорением множества крестьян и горожан, взиманием бесконечных поборов. Каков, по-вашему, характер опричнины?



Опричники в доме опального боярина

А. Новоскольцев


7.Каковы результаты опричнины? Удалось ли Ивану Грозному достичь своей цели?

8.Какую нерешенную для России проблему оставила Ливонская война?


11. Русская культура конца XVXVI вв.


1.В чем состояло значение строительства Московского Кремля? Что принесли в строительство Кремля иностранные мастера?

2.Какие идеи в целом выразила новая архитектура XV –XVI вв.?

3.О чем свидетельствует развитие в России литейного дела?

4.Вам известны заслуги первопечатника Ивана Федорова, начавшего свою деятельность под покровительством и контролем церкви. Но могло ли книгопечатание остаться только орудием церкви?

5.Храм Василия Блаженного (Покровский собор) был построен в честь победы над Казанью. Какие чувства и настроения он был призван вызывать у людей?



Храм Василия Блаженного (Покровский собор)


6.При Иване IV был создан «чертеж государства» - первая географическая карта всей России. Зная историю нашей страны, сделайте выводы на основании этого факта. Могли бы вы сделать эти выводы, не зная других фактов русской истории?

7.Если вы хотите охарактеризовать Русское государство какого-либо века, то о каких его сторонах, свойствах, особенностях вы должны собрать данные? Сформулируйте и запишите.

8.Чем отличается Россия XVI в. от России XV в.? Дайте общую характеристику этих отличий по всем необходимым аспектам.




12. Россия в XVII веке.

Борьба Русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII в


1.Что такое Смутное время. Почему в этот тяжелый период истории России появились самозванцы, претендующие на царский престол?

2.Кто такой Лжедмитрий и почему ему удалось добиться успеха в начале войны?

3.Расскажите о действии народного ополчения, охарактеризуйте Минина и Пожарского как исторических личностей.

4.Как вы объясните причины победы народа в борьбе против интервентов в 1612 году?

5.Во время Великой Отечественной войны было немало героев, которых называли Иванами Сусаниными нашего времени. Подумайте, о чем это свидетельствует?

6.Чем закончилась борьба со шведской и польской интервенцией?


13. Экономическое развитие России в XVII в.

Крестьянское и боярское хозяйство


1.Объясните, почему дворцовым, черносошным крестьянам и посадским людям запрещалось уходить из своих поселений. Вспомните, в чем состоят особенности феодализма?

2.Охарактеризуйте положение народа в XVII в.

3.Опишите барщинное хозяйство.

4.Почему в XVII в. усиливается товарное хозяйство?

5.О чем свидетельствует все большая специализация в ремесле?

6.Почему появился наемный труд в XVII в.? Где и почему он оказался нужен?

7.Город Устюг Великий в XVII в. имел торговые связи почти с 40 городами, не считая сельских поселений. Можно ли считать этот факт для того времени единичным?

Макарьевская ярмарка – крупнейшая в России, XVII век

8.Москву посещали представители более чем 150 городов и уездов страны, среди них были и украинцы, мордвины, татары. Какой факт – об Устюге или Москве – более выразительно доказывает возникновение всероссийского рынка? Какой вывод позволяет сделать объединение обоих фактов?

9.Какие особенности организации внешней торговли мешали развитию экономики России?

10.Слово гражданин до конца XVII в. означало только жителя города. С XVII в. появилось новое значение этого слова – житель данного государства. Как вы объясните этот факт?

11.Каковы причины возникновения мануфактуры? В каких хозяйственных областях они, прежде всего, возникли? Как вы думаете, почему именно в этих областях?

12.Чем отличались русские мануфактуры XVII в. от западноевропейских. Почему приходится говорить о слабых ростках капитализма в XVII в., несмотря на наличие мануфактур?

13.Как вы думаете, было ли прогрессивным явлением то, что на мануфактурах работали крепостные?

14.Подумайте, почему пушечный двор, т.е. предприятие по изготовлению пушек, и вообще предприятия по производству военного снаряжения стали мануфактурами раньше предприятий других отраслей производства?


14. Политическое развитие России в XVII в

Царь Алексей Михайлович

С. Лопуцкий

1.Современник писал, что царь Алексей Михайлович «государство свое правит по своей воле, и что его отец, хотя самодержцем писался, однако баз боярского совета не мог делать ничего». Другой современник писал о заседаниях Боярской думы при царе Алексее: «Они все полагают, на мудрость царя и представляют ему полную власть выбрать и решить, как ему угодно, как единственному и высшему издателю законов». О каких изменениях в характере государственной власти свидетельствуют эти данные?

2.Алексея Михайловича прозвали «тишайшим». Оправдано ли это прозвище?

3.В чем состоял самодержавный характер Русского государства в XVII в.?

4.Вспомните, каково происхождение бояр и дворян. Почему между ними шла борьба?

5.Можно ли оценить борьбу бояр с дворянами так же, как и их совместную борьбу с крестьянами?

6.В чем вы видите различие Боярской думы и Земского собора?

7.На кого самодержавие могло больше рассчитывать – на Боярскую думу или на Земский собор?


15. Народные восстания середины XVII в. Соборное уложение 1649 г


1.Проследите развитее крепостной зависимости крестьян до середины XVII в.

2.Увеличение срока розыска было свидетельством усиления крепостной зависимости крестьян. Чем его объяснить?

3.Перечислите главные причины городских восстаний середины XVII в.

4.Изложите главные установления Соборного Уложения:

1) о горожанах;

2) о крестьянах;

3) о феодалах;

4) о царе и правительстве.

В чем значение Уложения по каждому из этих пунктов?

5.В чем состояло усиление абсолютизма в России в XVII в.?

6.На Земском соборе 1648 – 1649 гг. были конфискованы земли казненных народом бояр и переданы мелким дворянам. Было приостановлено взимание недоимок. Но представителей крестьян на нем не было. В чем смысл конфискации и почему не взимали недоимки, несмотря на отсутствие крестьян на Соборе?

7.В XVII в. были в ходу следующие пословицы: «Лошадь любит овес, земля – навоз, а воевода - привоз», «Молебен пет, а пользы нет», «Из одного дерева икона и лопата», «Мужик гол, а в руках у него кол», «Холопье слово – что рогатина». В какой среде могли появиться эти пословицы? Докажите свой ответ.

8.Подумайте. Чем было вызвано падение авторитета церкви в XVII в.?

9.Какова главная причина раскола?

10.Восставшие в Москве 1648 г. разгромили двор Морозова, но не расхитили его богатства, а уничтожили их. Они ничего не разрешали уносить с собой, крича: «То наша кровь». Говорят ли эти факты о характере восстания?


Боярыня Морозова

В. Суриков


16. Русская культура в XVII в.


1.Как шатровая архитектура отразила свое время?

Шатровая колокольня Богоявленского храма


2.Чем объяснить то, что живопись XVII в. начала приобретать светский характер?

3.Как связаны с развитием страны успехи в науке и технике в XVII в.?

4.Почему в XVII в. получает большое распространение образование?

5.Следующие разнотипные пословицы проанализируйте, найдите их прямой и переносный смысл: «В копнах не сено, в долгах не деньги», «Не хвали ветра, не извеяв жито», «Каково кто сеял – таково тот и пожнет», «Жнут поле в поре», «Куды дерево наклонилось, туды его и секут», «Грибы растут в деревне, а в городе их знают», «Все добро за хлебом».

6.Определите социальный смысл и среду, в которой возникли следующие пословицы: «Ржи много в поле – да нам нет доли», «Плотнику – полтина, а нарядчику – рубль», «В боярский двор ворота широки, да с двора узки», «С сильным не борись, а с богатым – не тяжись», «Мужик богатый – что бык рогатый».

7.В сатирической повести XVII в. о Фоме и Ереме высмеиваются названные дворянские дети, владевшие селами и поместьями, но ничего не умевшими. Их постигают бедность и неудачи, и вся причина в них самих. Определите настроения авторов этой сатиры. Против кого она направлена?


Русские картинки

Страница из книги


8.В народе установилось определенное отношение к грамотности, к учению. Оно было неоднородным. Выясните это отношение и подумайте над причинами неодинаковости его: «Век жить, а век учиться», «Кто грамоте горазд, не умеет пропасть», «Слово – ветер, а письмо - век», «Азбуку учат – во всю избу кричат», «Аз да буки избавит ли от муки?», «Кнут да псалтырь, да добрый пастырь», «Многое учение трудов потребует», «Аще кто хочет много знати, подобает ему мало спати».


17. Россия на рубеже XVII-XVIII веков


1.Сформулируйте экономическое, социальное, политическое и военное состояние Русского государства к концу XVII в.

2.Благодаря чему некоторые европейские страны обогнали Россию? Перечислите причины отставания России от других стран

3.Какие изменения проводило правительство России в XVII в., чтобы усилить управление и армию?

4.В 1695 г. была организованна первая осада Азова. Она затянулась на 3 месяца и кончилась неудачей. С моря турки беспрепятственно подвозили в осажденную крепость боеприпасы, продовольствие и людей. Отряды русских войск подчинялись разным командирам и действовали несогласованно. Было мало артиллерии и конницы. Не хватало опыта осады мощных крепостей. Какие изменения в армии нужно было осуществить, чтобы избавиться от этих недочетов?

5.В чем главный смысл первой поездки Петра за границу?


Петр I в Голландии

Неизвестный автор

6.Почему России нужны были выходы к морю?

7.К концу XVII в. Россия ввозила из-за границы множество товаров первой необходимости: железо, медь. Ружья, сукна, олово. Металл в Россия поставляла Швеция. Между тем предстояла война за выход в Балтику. Какие нужны были экономические меры для того, чтобы подготовиться к успешной войне? В каких других областях потребуются реформы вслед за хозяйственной?


18. Северная война


1.Каковы итоги русско-шведских отношений к началу XVIII в.?

2.Под Нарвой (1700 г.) Петр потерпел жестокое поражение, но историки говорят, что сражение под Нарвой – путь к победе. Правильно ли это? Чему должна была научить эта битва? Как изменил армию Петр I после битвы при Нарве?

3.Назовите значение битвы при Лесной.

4.В чем историческое, в частности военное, значение Полтавской битвы?

5.В.Г. Белинский сказал о битве под Полтавой, что «это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства». Обоснуйте мнение В.Г. Белинского.

6.Начиная с 1714 г. в ходе Северной войны русский флот стал систематически одерживать победы над флотом противника. Результатом каких мер были эти победы?


Корабли времен Петра I

Е. Лансере

7.Чем вызвано такое значение флота в Северной войне?

8.Благодаря каким успехам России была одержана победа у Гангута?

9.В чем значение Северной войны и Ништадтского мира?

10.По образному выражению Пушкина, Россия вошла в семью европейских держав «как пушечный корабль – при стуке топора и громе пушек». Как вы понимаете эти слова?

11.Чьим интересам служили победы России в Северной войне?



Полтавская баталия

Л. Каравакк


19. Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.


1.Могла ли Россия добиться военных успехов без подготовки их в других областях жизни? В каких?

2.Для чего нужны были экономические реформы?

3.В результате хозяйственной политики при Петре I и поощрения металлургии промышленность совершила за первую половину XVIII в. крутой скачек. Так, было выплавлено чугуна в половину раза больше, чем в Англии. Качество Русского металла было настолько высоким, что в середине века половина его шла на экспорт. Какие последствия долен был вызвать рост металлургического производства в XVIII в.?

4.За первые пять лет XVIII в. в Росси было произведено 250 тыс. ружей, 50 тыс. пистолетов, 3500 орудий, построено 56 больших военных кораблей, 85 галер и более 300 гребных судов. Какие условия в стране нужно было создать, чтобы произвести все перечисленное военное снаряжение?

5.В 1700 г. Россия вывозила пеньку, лен, сало, кожу-сырец, смолу, мачтовый лес. В 1725 г. в экспорте России значатся еще железо и полотно. Основываясь только на этих фактах, расскажите, какие изменения произошли в России за четверть века.

6.В 1715 г. был издан указ об увеличении посевов льна и конопли во всех губерниях. Там, где эти культуры были новыми, нужно было обучить крестьян. Чем объяснить появление этого указа?

7.В конце четверти XVII в. горожане составляли меньше 7 %. К середине XVIII в. население увеличилось, но горожан осталось по-прежнему около 7%. О чем свидетельствует этот факт?

8.В одном их распоряжений Петр предписывает заботиться о ярмарках больших и малых, так как они умножают доходы казны, содействуют купцам и ремесленникам в торговле, обеспечивают население товарами. Мог ли такой документ появиться в XVI в. или в XVII в.? Почему?

9.В чем значение Северной войны для развития торговли?

10.В чем состояла налоговая политика в первой четверти XVIII в.?

11.Между какими группами населения прекратилась борьба после ликвидации различий между вотчиной и поместьем?


20. Государственные реформы Петра I


Петр I

Ж. Натье


1.Что означают слова Государственная реформа?

2.Можно ли было провести Северную войну победоносно без государственной реформы? Почему?

3.Почему Боярская дума потеряла свое значение и Петр I перестал с ней считаться? Чем отличается от нее Сенат?

4.В чем смысл установления коллегий вместо приказов?

5.Имела ли реформа управления отношение к экономике страны?

6.Сенаторам было предписано правило: « Если кто станет говорить речи, другому не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабам-торговкам». Запрещалось говорить и на посторонние темы. На основании этого правила можно ли говорить о нравах и обычаях в начале XVIII в.?

7.Иностранцев, наблюдавших Петра I, поражало, что он занимал во флоте невысокую должность и соблюдал те правила подчинения более высоким должностным лицам. Так, работая на верфи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу, и только получив его, надел шапку и стал давать распоряжения нижним чинам. Каков, по-вашему, был смысл такого поведения царя, имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе и над адмиралом?

8.Почему при Петре церковь подчинили государству? Ведь церковь и раньше была послушным орудием феодального строя.

9.В чем суть Табели о рангах?

10.Укреплялось или ослаблялось дворянство введением Табели о рангах?

11.Какой тип государства усиливался реформами начала века?

12.В чьих интересах были проведены все реформы управления?

13.В чем сущность абсолютизма? Когда и где он был в Западной Европе?

14.Почему стал возможен абсолютизм в России?

15.Какие этапы прошла централизация управления в России до XVIII в. включительно?


21. Русская культура конца XVII - начала XVIII в


1.Пользуясь учебником, определите основные черты русской культуры к началу XVIII в.

2.В связи с политическими задачами страны (какими?) нужны ли были реформы в области просвещения?

3.Почему Петру пришлось вынуждать дворянских сыновей к учебе?

4.В каких специалистах нуждалась страна?

5.Дайте общую характеристику образования в начале XVIII в..

6.Зачем понадобился общедоступный театр?

7.Расположите в необходимом порядке следующие элементы жизни в России в начале XVIII в.: экономические реформы – реформы в области культуры – военные реформы – государственные реформы.


22. Значение петровских реформ


1.Сопоставьте, пользуясь учебником, двух исторических деятелей: Ивана Грозного и Петра I.

2.Каковы основные итоги правления Петра I.

3.В чьих интересах проводилась вся политика в начале XVIII в.?

4.В одном из указов Петра I написано, что «власть монарха самодержавна и сам Бог повелевает ей повиноваться на совесть». Какое государственное управление характеризуется этим отрывком из царского указа?

5.После того как в 1721 году Петру I был присвоен титул императора, в воинском уставе было записано, что «его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет своим государством и землями, как христианский государь, по своей воле и мнению своему управлять». Могла ли такая запись появиться в XVII в.?

6.В указах Петр I приписывал себе все успехи страны за время его правления. Прав ли он был? Какова была роль народа?

7.Какие необычные для русских царей черты вы можете отметить в личности Петра I?

8.Окончательно ли преодолела свою отсталость Россия в первой четверти

XVIII в.? Почему?


23. Дворцовые перевороты в середине XVIII в


1.Екатерина II наградила участников ее возведения на престол значительными суммами денег и большим количеством крепостных. То же самое имело место раньше при воцарении Елизаветы: лейб-гвардейцев она одарила 14 тыс. душ, графа Разумовского – 100 тыс. душ. Какие выводы о характере дворцовых переворотов можно сделать на основании этих фактов?

2.Менялся ли характер власти при дворцовых переворотах?

3.Оказывали ли перевороты влияние на общественный строй в стране?

4.В чем состояло пагубное влияние иностранного засилья при преемниках

Петра I?

5.Каковы были последствия частых дворцовых переворотов?

Восшествие на престол Елизаветы Петровны

Б.Чориков


24. Внутренняя и внешняя политика России в середине XVIII в.

Семилетняя война


1.В чем состояло укрепление власти феодалов (дворян) и расширение их прав в середине XVIII в.?

2.Почему самодержавие поддерживало промышленников и купцов?

3.Почему дворяне стали заниматься предпринимательством? Под влиянием чего?

4.Чем объяснить отмену внутренних таможенных пошлин?

5.как эта мера содействовала дальнейшему укреплению российского рынка?

6.Назовите места сражений в Семилетней войне.


Сражение при Цорндорфе

А. Коцебу

25. Начало разложения феодально-крепостнического хозяйства


1.В губерниях к югу от Москвы число крепостных крестьян достигло 80-85% от всего числа крестьян в этих районах. На севере их было мало или совсем не было. В конце века 56% всех крепостных было на барщине, 44% - на оброке. В черноземных областях преобладала барщина. В других она была незначительной. Какие вопросы у вас возникают в связи с этими данными?

2.Карателей Пугачевского восстания Екатерина II щедро наградила: Михельсону она пожаловала 600 крестьян, майорам этих отрядов – по 300, капитанам – по 200, поручикам – по 150, подпоручикам – по100, прапорщикам - по 80. Почему в награду давали именно крестьян?

3.О чудовищной жестокости помещиков в отношении с крепостными в документах того времени данных очень много. Это и произвол в назначении наказаний, это и изощренность видов наказаний, убийства, ссылки без суда на каторгу и т.д. Крепостной не считался человеком. Вот только одно из объявлений: «Продается малосольная осетрина, 7 сивых меринов и мужик с женой». Злодеяния господ были фактически безнаказанными. Как это влияло на воспитание господских детей?

4.Жестокость феодалов была массовой. Редко кто из них щадил своих крестьян. Чем объяснить такую жестокость и беспощадность?

5.В 60-е года XVIII в. на всех ярмарках России собирались в течении года до 2 млн. человек, в 90-х годах более 7,5 млн. О чем свидетельствует этот факт? Где сосредотачивались ярмарки к концу XVIII в.?

6.При Екатерине II изданы указы, запрещающие крестьянам подавать жалобы на господ под угрозой наказания плетьми и каторгой, разрешающие помещикам по своему усмотрению ссылать крестьян на каторгу. В эти же годы царица говорила о своей деятельности на общее благо. Оцените характер правления Екатерины II.

7.Перечислите признаки разложения феодально-крепостнического строя в конце XVIII в.

8.Как вы думаете, каким образом феодально-крепостнические отношения тормозили развитие буржуазных отношений?


26. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева


1.В войне под предводительством Е.И. Пугачева приняли участие разные группы угнетенных крестьян, горнозаводские рабочие Урала, страдавшие от царского гнета, народности Поволжья и Приуралья, казачество. Объясните столь широкий охват восстанием различных групп населения России.



Емельян Пугачев

Неизвестный автор


2.Почему Пугачев принял имя Петра III?

3.Почему восставшим была важна вера в то, что Пугачев – истинный Петр III?

4.Пугачев, как известно, объявил себя царем Петром III, насильно свергнутым злыми дворянами. Было ли это решающей причиной широкого размаха восстания?

5.В чем историческая роль крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева? В чем заключалось усиление диктатуры дворянства после поражения крестьянской войны?


27. Русско-турецкие войны


1.Что дали России русско-турецкие войны?

2.В результате русско-турецких войн к России был присоединен Крым, Турция отказалась от Грузии, Россия получила порты на Черном море для своего флота, право прохода через проливы в Средиземное море. Подумайте, какое значение могли иметь для России эти успехи?

3.Сравните военное искусство и силу русской армии во второй половине XVIII в. с ее силой в XVI в. Что изменилось?

4.Назовите крупных русских военачальников XVIII в. Почему Суворова и Ушакова любили солдаты и не жаловали цари?


28. Царизм в борьбе с французской буржуазной революцией


1.Среди каких слоев населения России в первую очередь нашла отклик буржуазная революция во Франции 1789 – 1794 гг.? О чем это свидетельствует?

2.Как русское дворянство отнеслось к буржуазной революции? Почему

3.Первоначально Екатерина II не придавала значения событиям во Франции. Но по мере их развития она прониклась к революции все большей ненавистью. Почему?


29. Развитие русского военного искусства


1.В чем значение военного опыта А.В. Суворова? Что должно быть сохранено и сейчас в военном искусстве?



Переход Суворова через чертов мост

Неизвестный автор


2.Расскажите о заслугах А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова.









30. Развитие науки и образования


1.Изложите основные факты, характеризующие развитие науки в России XVIII в.

2.Расскажите о М.В. Ломоносове так, чтобы создать яркий облик гениального человека и ученого.


Екатерина II в кабинете у Ломоносова

А.Кившенко


3.Среди афористичных высказываний М.В. Ломоносова есть такие: « Дерзайте отчизну мужеством прославить», «Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а нежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется», «Кто малого не может, тому и великое невозможно». Злободневны ли эти изречения, не устарели ли они, как вы думаете?

4.Почему изобретение паровой машины талантливым И.И. Ползуновым было безрезультатно и не нашло применения? Такая же судьба, в сущности, постигла и изобретателя И.П. Кулибина. Каковы общие причины для судеб талантливых русских изобретателей того времени?


И. Ползунов

Действующая модель парового двигателя

5.Известный ученый-историк и политический деятель первой половины XVIII в. В.Н. Татищев писал о том, что купечеству необходимо предоставить льготы, так как «где оное свободно торгует, там и богато, а когда купечество богато, то все государство богато, сильно и почетно». Могла ли такая идея оформиться в XVI - XVII вв.? Почему?

6.Чьи интересы представлял В.Н.Татищев?






Памятник В.Н.Татищеву


31. Развитие литературы и искусства


1.Несмотря на подъем просвещения в России XVIII в., оно мало коснулось подавляющей массы крестьян. Как вы думаете, почему?

2.Великий математик Эйлер назвал Ломоносова гениальным человеком, который своими познаниями делает честь как академии, так и всей науке. Подтвердите эту характеристику фактами. Был ли М.В. Ломоносов типичным явлением эпохи?

2.Вельможи, вообще дворяне, тратили колоссальные средства на балы, пиры, развлечения. Они заводили собственные театры и оркестры. Что давало им такие возможности?

3.Как в зодчестве отразилось состояние самодержавия во второй половине XVIII века? Сопоставьте в учебнике архитектурные памятники эпохи и портретную живопись того же времени.

4.В любой области искусства XVIII в. – архитектуре, живописи, скульптуре, театре, музыке – заметен большой прогресс. Знаменательно, что многие деятели искусства вышли из народа. Обдумайте причины этого, опираясь на знание истории XVIII в.

5.Объясните возможность появления в литературе и искусстве представителей недворянского сословия ( Баженов, Казаков, Аргунов, Шубин и т.д.).

6.Иван Ерменев, сын конюха, художник, исключенный из Академии художеств, участник штурма Бастилии, рисовал крестьян измученными, сгорбленными, нищими. Как оказалось возможным появление в крепостной России такого художника?

7.Песни об исторических событиях, созданные в XIII - XV вв. были записаны из уст крестьян в XVIII в. и позже. О чем это свидетельствует?

8.Что способствовало в XVIII в. формированию национального самосознания?

9.А.Н. Радищев выделялся среди всех мыслителей XVIII в. революционностью. Он требовал ликвидации крепостного права, царизма. В решительности своих целей он превзошел Вольтера, который писал о необходимости сохранить крепостное право в России, других просветителей Франции, которые о крестьянах или не говорили, или как Руссо, настаивая об освобождении крестьян в Польше, заботились и о шляхте. Какие условия могли вызвать появление в России такого решительного революционера?



А.Н. Радищев

Обложка книги «Путешествие из Петербурга в Москву»

1790 г.


10.Охарактеризуйте значение идеей А.Н.Радищева? Было ли у Екатерины II основание считать А.Н.Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева»?






41



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!