СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Счастлив тот, кто счастлив в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК НРАВСТВЕННОСТИ

ТЕМА  «Счастлив тот, кто счастлив в семье»

 

ЦЕЛЬ: расширять знания учащихся о счастье, семье; учить работать со словарями, объяснять пословицы; учить выполнять творческие задания с использованием дополнительной  литературы; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи; хранить семейные ценности.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: предметы народного творчества (вышивки); сундучок; лист бумаги с надписью «счастье», «семья»; выставка детских рисунков на тему «Счастье», «Семья»; рисунок «Родовое дерево»; каравай, украинские костюмы. 

    

ХОД УРОКА

 

Дети в украинских костюмах встречают гостей караваем на рушнике.

 

I. Сообщение темы и цели урока.

Звучит песня «Зеленіє жито»

Батьки і діти. Діти і батьки

Нерозділиме і одвічне коло.

Ми засіваємо житейське поле

І не на день минущій—на віки.

 

- Сегодня на уроке присутствуют гости нашей школы, наши мамы, папы, бабушки. Поприветствуем всех.

Наш урок называется «Счастлив тот, кто счастлив в семье».

Вы выполняли творческое задание, в котором надо было поработать с толковыми словарями, чтобы объяснить значение слов «счастье», «семья»;  подбирали пословицы с этими словами, стихотворения; подготовили рисунки на темы «Счастье», «Семья».

Мы поговорим о том, какими качествами мы должны обладать, чтобы наши семьи были счастливыми.

 

ІІ. Актуализация опорних знаний учащихся.

- Вы уже рассмотрели нашу выставку. Что вам больше всего понравилось? Сегодня создатель этой красоты у нас в гостях. Это Дядюра Галина Николаевна—моя мама.

- Слово предоставляется Галине Николаевне.

 

- Послушайте внимательно песню «Рідна мати моя».

(Звучит песня)

 

- Как вы думаете, почему она прозвучала на нашем уроке?

(Ответы детей)

 

- Что вы знаете о рушниках? (Ответы детей)

  • Хлебом-солью на рушнике встречают дорогих гостей; людей, которые пришли с добрыми мыслями.
  • Рушниками украшали свои дома.
  • Хорошей считалась та хозяйка, у которой больше вышитых изделий.
  • Рушники дарят жениху и невесте.
  • В давние времена в Украине существовал обычай—дарить на счастье рушник. В некоторых семьях он сохранился до сих пор. Рушник передавался молодому поколению как память о родителях, как семейная реликвия. Существует поверье, что рушник вышитый и подаренный на добро и счастье, будет оберегать его владельца.

 

- Что написано на рушнике?

(Желаем счастья)

 

ІІІ.Проверка домашнего задания. «Творческий поиск».

  1. Беседа.

- Мы очень часто говорим слово «счастье». Как вы думаете, что такое счастье?

(Ответы детей)

- Как объясняет слово «счастье» толковый словарь?

(Ответы детей)

       - Какие пословицы вы подобрали с этим словом? (Ответы детей).

       - Какие стихотворения?

 

       2. «Ассоциативный куст» к слову «счастье».

 

       3. Беседа.

       - Кого ваша жизнь делает счастливым?

  - Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть счастливым?

  - Что может испортить счастливую жизнь?

 

IV. “Творческий поиск» - семья.

  1. Беседа.

- Кого мы называем самыми дорогими людьми? Почему?

 

2. Слово учителя о роли в семье мамы, папы.

- Мама… Слово, перед которым все народы мира склоняют головы. Слово, которое первым с радостью и улыбкой произносит ребёнок. Слово, которое человек произносит в самые тяжёлые минуты своей жизни. Вся жизнь мамы—это терпение, прощение вины, самопожертвование. Мама ласкает и лелеет своего ребёнка, учит добру и любви.

Папа—хозяин в семье. Он заботится о семье, защищает её, приучает детей к работе.

3. Закончить пословицы, объяснить их смысл.

Отец и мать— …  (священные слова).

При солнышке тепло—  …  (при матушке добро).

Не навчить батько— … (не навчить і дядько).

Яка гребля – такий млин, … (який батько—такий син).

 

4. Чтение учащимися стихотворения.

 «Что такое семья».

 

Рас скажу я вам, друзья,

Как живёт моя семья,

Хорошо всегда нам вместе,

Мы поём об этом песню.

 

(Исполняется песня «Бабушка рядышком с дедушкой»)

 

Мама, милая моя!

Как горжусь тобою я!

Пожурит и пожалеет,

Сердцем каждого согреет.

Папа сильный и весёлый-

Он хозяин в нашем доме.

Мастер добрый и умелый-

До всего ему есть дело.

Дед и баб ушка- в почёте,

Все в заботе, все в работе.

Внуков всех безумно любят,

Словно птенчиков голубят.

У меня есть брат, сестра-

Очень славная родня.

Вот и вышло: нас семь «Я»-

Получается … (семья).

 

5. Беседа.

– Расскажите о своей семье.

(те кто рассказывал стихотворение, о некоторых семьях рассказывает учитель)

  • Почему трудно представить свою жизнь без семьи?
  • Что семья даёт каждому  из нас?
  • А что каждый из нас может дать своей семье?

 

 

 

 

 

6. – Как вы понимаете слово «семья»?

   - Что вы прочитали в толковом словаре об этом слове?

   - Прочитайте пословицы о семье, стихотворения.

   - Только ли родственников можно назвать семьёй? (Класс—школьная семья)

 

7. Рассказы о семьях.

А)  - У нас в классе учаться двоюродные братья и сёстры: Эльнара, Рефат, Мустафа. Сегодня их мамы и баб ушка у нас в гостях.

(Все выходят, исполняется песня «Поговори со мною, мама». (Можно показать книга Рефата—энциклопедии, которые ему дарят родители)

 

        Б) – Мы с вами хорошо знаем Юлию Николаевну, маму Артёма. Артём—единственный сын в семье. Он у нас носит звание «Умелые ручки». Почему? (красивые аппликации, поделки, рисунки). Родители подарили Артёму много книг по прикладному искусству (показать). Артём с мамой увлекаются изготовлением поделок из спичек. (Выставка).

 

V. Слушание и обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Как сыновья мёд съели».

1. Чтение рассказа детьми по ролям

 

2. Обсуждение рассказа.

- Почему плакали мальчики?

- Какое чувство они испытывали?

- Почему мама засмеялась?

- Как вы думаете, какими сыновьями вырастут мальчики? Почему вы так думаете?

- Кем приходятся дедушка и мама мальчиков? Любят ли они друг друга? Почему так думаете?

 

3. Чтение учителем стихотворения В.Берестова

Любят тебя безо всяких причин

За то, что ты внук,

За то, что ты сын.

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож

И эта любовь до конца твоих дней останется тайной опорой твоей.

 

 

 

 

 

 

4. «Ладошки» (шаблоны).

- Закончите пословицу

Каждый кузнец … (своего счастья).

- Составьте правила поведения, которые помогут вашей семье быть счастливой. Запишите их на ладошке.

(несколько учеников читают, прикрепляют шаблоны ладошек на доску).

 

VI . Игра «Бабушкин сундучок»

Ученики достают из сундучка задания и выполняют их.

 

1) Составить из слов пословицу (по рядам). Кто первый составит, выходят к доске, остальные читают её и объясняют смысл.

 

Счастье и доброту в матери найду.

Зачем клад, когда в семье лад.

Счастлив тот, у кого совесть чиста.

 

2) Украинская народная песня «Їхав козак за Дунай».

 

3) Обыгрывание ситуаций (по рядам).

- равнодушие

-уважение

-доброта

VII. Стратегия «Сенкан».

  1. существительное
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола
  4. 4 слова – собственное отношение
  5. 1 слово- синоним к первому

СЕМЬЯ

ДРУЖНАЯ, СЧАСТЛИВАЯ

ЗАБОТИТСЯ, ОБЕРЕГАЕТ, КОРМИТ

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ СЕМЬЮ (или У МЕНЯ ХОРОШАЯ СЕМЬЯ)

ДОМ (или  ОПОРА, ЗАЩИТА, ТЕПЛО, КРЕПОСТЬ)

 

VIII . Итог.

  1. Игра «Да-нет».

- Я читаю слова, если вы услышите то, что поможет семье быть счастливой, говорите «Да», а то, что мешает – «Нет».

Любовь, доверие, дружба, взаимопомощь, страх, уважение, справедливость, жадность, честность, равнодушие, терпимость.

 

 

 

 

 

 

2) Слово учителя.

В семье, где все любят друг друга, где царит атмосфера взаимопомощи, тепла, заботы—растут счастливые дети. А какие родители не хотят видеть своих детей счастливыми? Какой учитель не хочет видеть счастливые глаза своих учеников? Семья—это школа духовности. Наши маленькие и большие, дружные и трудолюбивые семьи создают счастливую страну, нашу Родину—Украину.

 

3) – Я желаю счастья вам!

 (Исполняется песня «Мы желаем счастья вам» или «Одна калина»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  1. Дбай про діда на печі, бо і сам там будеш.
  2. До свого роду, хоч через воду.
  3. Нашому роду нема переводу.
  4. Без сім’ї  немає щастя на землі.
  5. Матерів гнів, як весняний сніг—рясно впаде та скоро розтане.
  6. Яблоко от яблони недалеко падает.
  7. Птица опирается на крылья, человек – на семью.
  8. У ребёнка заболит пальчик, а у матери сердце.
  9. Не от еды рас тут дети, а от радости.
  10.  В гостях хорошо, а дома лучше.
  11.  Уважай отца и мать—будет тебе благодать.
  12.  Какое семя—такое и племя.
  13.  Какие корешки, такие и ветки; какие родители, такие и детки.

 

 

На щиру розмову зібралися з вами

Сьогодні її ми присвятимо мамам,

А ще татусям, дідусям і бабусям,

Братам і сестричкам—коханим онучкам.

 

На світі білому єдине,

Як і Дніпрова течія

Домашнє вогнище родинне,

Оселя наша і сім’я.

 

Сім’я—це затишна гавань,

Сюди повертаємо знов.

На нас тут постійно чекають

Увага, турбота, любов.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!